Решение б/н РЕШЕНИЕ по жалобе № ТО 002/10/18.1-1133/2023 от 20 июня 2023 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по жалобе № ТО 002/10/18.1-1133/2023
20.06.2023 г. Уфа, ул. Пушкина, 95
Комиссия Башкортостанского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушения процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии:
- заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан;
Члены Комиссии:
– начальник отдела естественных монополий и финансовых рынков Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан,
. – ведущий специалист-эксперт отдела естественных монополий и финансовых рынков Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан,
рассмотрев жалобу ООО «Митэкс» от 08.06.2023 вх.№8943-ЭП/23 на действия АО «Башкиравтодор» при проведении закупки в форме Запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства (далее – запрос предложений) на право заключения договора поставки генераторов бензиновых, бензорезов для нужд
Уфимского ДРСУ филиал АО «Башкиравтодор» (извещение №32312435954),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции, Закон № 135-ФЗ),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан поступила жалоба ООО «Митэкс» от 08.06.2023 вх.№8943-ЭП/23 на действия АО «Башкиравтодор» при проведении закупки в форме Запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства (далее – запрос предложений) на право заключения договора поставки генераторов бензиновых, бензорезов для нужд
Уфимского ДРСУ филиал АО «Башкиравтодор» (извещение №32312435954) (далее - Закупка).
В своей жалобе заявитель обжалует действия заказчика по необоснованному отклонению заявки ООО «Митэкс».
Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласен, представлены письменные возражения на жалобу Заявителя, просит признать жалобу необоснованной.
Изучив все представленные документы и материалы, заслушав и исследовав доказательства, пояснения лиц, участвующего в заседании, Комиссия установила следующее.
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.
В соответствии с ч. 2 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов; акты и (или) действия (бездействие) уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, могут быть обжалованы юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, права или законные интересы которых, по их мнению, нарушены в результате осуществления в отношении таких лиц процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, либо предъявления требования осуществить процедуру, не включенную в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства.
Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются установленными в Законе о закупках принципами, в том числе принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки в единой информационной системе, на официальном сайте, за исключением случаев, предусмотренных Законом о закупках, размещаются извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в такие извещение и документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые при осуществлении закупки, итоговый протокол, иная дополнительная информация, предусмотренная в соответствии с частью 6 статьи 4 Закона о закупках.
В силу ч.10 ст.3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:
1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;
2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;
3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;
4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;
5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;
6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.
В силу ч.13 ст.3 Закона о закупках рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.
30.05.2023 на официальном сайте https://zakupki.gov.ru Заказчиком было размещено извещение № 32312435954 о проведении закупки.
Дата окончания срока подачи заявок — 07.06.2023.
Дата подведения итогов — 14.06.2023.
Согласно Протоколу рассмотрения первых частей заявок от 08.06.2023 поступило 3 заявки. В том числе заявка ООО «МИТЕКС». В последствии две заявки были не допущены к участию а закупке (в том числе заявка ООО «МИТЕКС») по следующим основаниям: Согласно п.4 Информационной карты — несоответствие Спецификации технической части, технического предложения (технических характеристик продукции, технических условий продукции, сроков поставки/выполнения работ/оказания услуг) требованиям настоящей закупочной документации.
Закупка была признана несостоявшейся по причине допуска к участию в закупке одной заявки.
По доводам, изложенным в жалобе Комиссия установила следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 3.2 Закона о закупках конкурентная закупка осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 3.2 Закона о закупках, и на основании требований, предусмотренных статьями 3.3 и 3.4 Закона о закупках.
Частью 9 статьи 3.2 Закона о закупках установлено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные, в том числе частью 10 статьи 4 Закона о закупках.
Согласно части 9 статьи 4 Закона о закупках в извещении об осуществлении конкурентной закупки должны быть указаны, в том числе сведения о предмете договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги, а также краткое описание предмета закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 Закона о закупках (при необходимости).
Так в соответствии с частью 6.1 статьи 3 Закона о закупках при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;
2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;
3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова «(или эквивалент)», за исключением случаев:
а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;
г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 Закона о закупках, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.
В силу п. 9 ч. 10 статьи 4 Закона о закупках, в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к участникам такой закупки.
Техническим задание Закупочной документации предусмотрены следующие требования к предмету закупки:
Наименование и перечень видов поставляемого товара
№ п/п |
Наименование товара |
|
Ед. изм. |
Кол-во |
Начальная (максимальная) цена за 1 ед. Товара с НДС, руб. |
Сумма Товара с НДС, руб. |
1 |
Бензорез HUSGVARNA K-970 16 (9673481-01) (либо эквивалент) |
|
шт |
4 |
161 963,33 |
647 853,32 |
2 |
Генератор бензиновый ZJNGSYEN PB 15000 E (1T90DF 150) (либо эквивалент) |
|
шт |
8 |
231 650,54 |
1 853 204,32 |
|
2 501 057,64 |
По представленной информации, заявителем был представлен следующий товар:
№ пп. |
Наименование товаров (работ, услуг) |
Конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком запросе предложений в электронной форме, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии). |
Ед. изм. |
Кол-во |
Наименование страны происхождения товара |
1. |
Бензорез RedVerg RD-GDC400 |
RD-GDC400 |
Шт |
4 |
Китайская Народная Республика |
2. |
Генератор бензиновый ZONGSHEN PB 15000 E |
PB 15000 E |
Шт |
8 |
Китайская Народная Республика |
В соответствии с п.4.1 информационной карты запроса предложений:
ПЕРВАЯ ЧАСТЬ ЗАЯВКИ на участие в запросе предложений в электронной форме должна содержать следующую информацию: |
|
1) согласие участника запроса предложений в электронной форме на поставку товара, выполнение работ или оказание услуг на условиях, предусмотренных документацией о запросе предложений в электронной форме и не подлежащих изменению по результатам проведения запроса предложений в электронной форме (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки). |
ПРИМЕНЯЕТСЯ |
2) при осуществлении закупки товара или закупки работ, услуг, для выполнения, оказания которых используется товар: |
|
а) наименование страны происхождения товара |
ПРИМЕНЯЕТСЯ |
б)конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком запросе предложений в электронной форме, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), сведения о функциональных, технических и качественных характеристиках товара (работы, оказываемых услуг), эксплуатационных характеристиках товара (работы, оказываемых услуг) и иные сведения о товаре (работе, оказываемых услуг). |
ПРИМЕНЯЕТСЯ |
Как указывает в своих пояснениях Заказчик, предлагаемый заявителем товар в техническом предложении не является аналогом товара, установленного закупочной документации, а именно: Бензорез RedVerg RD-GDC400 по техническим характеристикам не соответствует товару, указанному в закупочной документации (мощность меньше).
Комиссия, проанализировав представленную информацию, признает доводы жалобы обоснованными по следующим основаниям.
Техническим заданием установлены требования по поставке конкретного товара, либо его аналога (эквивалент).
Как указывает в Заказчик, информация о технических характеристиках поставляемого товара находится в открытом доступе в сети «Интернет», с которым может ознакомиться любое заинтересованное лицо.
АО «Башкиравтодор», устанавливая в техническом задании в нарушение пункта 3 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках требование о предоставлении к поставке конкретного товара, либо его аналога (эквивалент), не указало конкретные технические характеристики, в том числе сведения о их совместимости, диапазона (более, менее, ≥, ≤).
Однако, при составлении технического предложения по поставке аналогичного товара невозможно определить, в каком конкретно диапазоне значения технических характеристик поставляемого товара участникам необходимо предложить эквивалент. Техническое задание Закупочной документации не позволяет определить конкретные показатели, либо их диапазон (более, менее, ≥, ≤) для формирования участниками закупки технического предложения.
По общему правилу, сформулированному в п. 1 Обзора судебной
практики применения законодательства Российской Федерации о
контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения
государственных и муниципальных нужд, утв. Президиумом Верховного
Суда РФ 28.06.2017 года, указание заказчиком в аукционной документации
особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и
необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не
может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников
закупки.
В целях обеспечения единообразных подходов к разрешению споров, с
применением положений Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О
закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», а
также учитывая возникающие у судов при рассмотрении данной категории
дел вопросы, Верховным Судом Российской Федерации, на основании статьи
126 Конституции Российской Федерации, статей 2, 7 Федерального
конституционного закона от 05.02.2014 № 3-ФКЗ «О Верховном Суде
Российской Федерации», выработаны правовые позиции, отраженные в
Обзоре, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018 года.
Так в пункте 6 данного Обзора указано на то, что уменьшение числа участников закупки в результате предъявления к ним требований само по
себе не является нарушением принципа равноправия, если такие требования
предоставляют заказчику дополнительные гарантии выполнения победителем закупки своих обязательств и не направлены на установление
преимуществ отдельным лицам либо на необоснованное ограничение
конкуренции.
Согласно пункту 8 Обзора установление заказчиком невыполнимых
требований для участников закупки ограничивает конкуренцию и противоречит положениям Закона о закупках.
Как обоснованно указывает в своей жалобе заявитель, Закупочная документация не содержит конкретные технические характеристики, в том числе сведения о их совместимости, диапазона (более, менее, ≥, ≤).
Неуказание в документации о проведении конкурентной закупки технических характеристик поставляемого товара нарушает пункт 1 части 6.1 статьи 3, пункт 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках, что образует признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, довод заявителя является обоснованным.
В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных, не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 3 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган не является препятствием для обжалования этих действий (бездействия) в судебном порядке.
На основании изложенного, Комиссия, руководствуясь ст. 18.1 Закона о защите конкуренции,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО «Митэкс» от 08.06.2023 вх.№8943-ЭП/23 на действия АО «Башкиравтодор» при проведении закупки в форме Запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства (далее – запрос предложений) на право заключения договора поставки генераторов бензиновых, бензорезов для нужд
Уфимского ДРСУ филиал АО «Башкиравтодор» (извещение №32312435954) обоснованной.
2. Выдать Заказчику — АО «Башкиравтодор» обязательное для исполнения предписание.
Председатель комиссии |
|
|
Члены комиссии: |
|
|
|
|
|
|
|
Примечание: В соответствии с ч. 23 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции решение и предписание комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течении трех месяцев со дня принятия решения