Постановление б/н КоАП от 21 мая 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Акционерное общество <...>

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о назначении административного наказания по делу № 002/04/14.31-868/2024
об административном правонарушении

 

21.05.2024                                                                                                                                г. Уфа, ул. Пушкина, 95

 

Я, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан <...>, рассмотрев материалы дела № 002/04/14.31-868/2024 об административном правонарушении, возбужденного протоколом об административном правонарушении (исх. № 5009/24 от 06.05.2024) в отношении юридического лица – АО <...> в связи с наличием события административного правонарушения предусмотренного частью 1 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – совершении занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом, за исключением субъекта естественной монополии, действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если такие действия приводят или могут привести к ущемлению интересов других лиц и при этом результатом таких действий не является и не может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 9.21 настоящего Кодекса,

в присутствии представителя АО <...>, которой разъяснены права, предусмотренные статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и статьей 51 Конституции Российской Федерации,

руководствуясь ст. 23.48, гл. 29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

 

УСТАНОВИЛ:

 

Протоколом начальника отдела антимонопольного контроля товарных рынков Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан об административном правонарушении от 06.05.2024 возбуждено дело
№ 002/04/14.31-868/2024 об административном правонарушении. Материалы указанного дела переданы на рассмотрение в соответствии со статьей 23.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно указанным документам АО <...> вменяется совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 1 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом, за исключением субъекта естественной монополии, действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если такие действия приводят или могут привести к ущемлению интересов других лиц и при этом результатом таких действий не является и не может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 9.21 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от трехсот тысяч до одного миллиона рублей.

В силу пункта 1.2 части 1 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.9, 14.31, 14.32, 14.33, 14.40 настоящего Кодекса, является принятие комиссией антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

Факт злоупотребления АО <...> доминирующим положением, а именно нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования установлен материалами дела о нарушении антимонопольного законодательства № 002/01/10-1427/2023, доказательства изложены в решении комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Так, решением Комиссии Башкортостанского УФАС России от 27.11.2023 по делу 002/01/10-1427/2023 о нарушении антимонопольного законодательства АО <...> признан нарушившим пункт 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В рамках указанного антимонопольного дела были установлены следующие обстоятельства, заявитель – АО .<2> осуществляет производство химической продукции для нефтегазодобывающих компаний. Значительные объемы закупаемого сырья для производства готовой продукции на территории обособленного подразделения АО <2> в г. Благовещенск и объемы поставляемой готовой продукции доставляются железнодорожным транспортом. Альтернативная возможность перевозки таких грузов кроме как железнодорожным транспортом отсутствует.

За АО <2> на праве собственности закреплены следующие железнодорожные пути необщего пользования:

– железнодорожный путь № 1 ЗАО <...> Производство № 2, протяженностью 622 м (кадастровый номер: <...>, вид, номер и дата государственной регистрации права: собственность, № 02-04/103-04/301/044/2015-7431/1 от 17.06.2015);

– железнодорожный путь № 2, протяженностью 181 м (кадастровый номер: <...>, вид, номер и дата государственной регистрации права: собственность, № 02:69:020401:841-02/103/2018-1 от 09.01.2018).

Указанные пути АО <.2.> взаимосвязаны с железнодорожными путями АО <...>, так как являются единственными подъездными путями, а именно с частью:

– железнодорожного пути необщего пользования, протяженностью 5869 м (кадастровый номер: <...>), расположенного по адресу: <...>, Восточнее от производства базы;

– железнодорожного пути необщего пользования, протяженностью 1300 м (кадастровый номер: <...>), расположенного по адресу: Республика Башкортостан, г. Благовещенск, установлено относительно ориентира примерно в 290 м по направлению на восток от нежилого строения: <...>.

Комиссией, по результатам рассмотрения имеющихся материалов дела установлено, что в соответствии со схемой железнодорожных путей, предоставленной АО <..2.>, подача вагонов, минуя железнодорожный пути необщего пользования АО <...> невозможна.

Спорную услугу по эксплуатации железнодорожного пути необщего пользования иная организация, кроме АО <...>, оказать не может.

Из совокупного анализа рынка следует, что АО <...> занимает доминирующее положение на локальном товарном рынке транспортных услуг эксплуатации железнодорожного пути необщего пользования (в том числе, пропуск вагонов), а именно в рамках железнодорожного пути необщего пользования, протяженностью 5869 м (кадастровый номер: <...>), расположенного по адресу: <...>, протяженностью 1300 м (кадастровый номер: <...>, расположенного по адресу: <...>.

Следовательно, АО <...>, являясь владельцем железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащих ему на праве собственности и владения, в отсутствие иной возможности перевозки грузов для АО<.2..>, кроме как по указанному пути, способно оказать решающее влияние на общие условия обращения товара.

Комиссией установлено, что ранее, между АО<...> и АО <.2.> был заключен договор № 5300-ДГ-412/20 от 18.02.2020 предметом которого является эксплуатация принадлежащего железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего к станции Загородняя через стрелку № 13, локомотивом АО <3...> со сроком действия с 01.03.2020 по 01.03.2021.

04.10.2022 АО <.2.> обратилось к АО <...> для возобновления ранее действовавшего договора или заключения нового договора на транзитный проезд по железнодорожным путям, находящимся в его собственности.

08.11.2022 АО <...> сообщил о готовности заключения договора на право транзитного проезда с установлением цены в размере 197 600 руб. (без НДС) в месяц и отдельной оплаты на затраты по содержанию и ремонт ж/д путей.

08.02.2023 АО <...> сообщил о готовности заключения договора на право транзитного проезда с установлением цены в размере 110 000 руб. (без НДС) в месяц, при условии проезда не более 300 вагонов, свыше – доплата за каждый последующий вагон в размере 370 руб. (без НДС), а также отдельной оплаты на затраты по содержанию и ремонт ж/д путей.

14.03.2023 АО <.2> обратилось в Государственный комитет Республики Башкортостан по тарифам с заявлением об урегулировании платы транзитного проезда по железнодорожным путям путем определения и установления максимально допустимого тарифа на транспортную услугу по эксплуатации железнодорожных путей необщего пользования.

27.03.2023 на основании указанных обстоятельств и заявления АО <..2> Государственным комитетом Республики Башкортостан по тарифам в адрес АО <...> выдано Предостережение
№ 6/ОКИТ/2023 о недопустимости нарушения обязательных требований, а именно отсутствие установленного предельной максимальной цены (тарифа) на транспортную услугу (пользование путями необщего пользования), оказываемую на подъездных путях необщего пользования АО <...>.

Вместе с тем, АО <...> (исх. № 5300-и-236/23 от 06.04.2023) направлено возражение на Предостережение Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам № 6/ОКИТ/2023, из которых следует несогласие АО <...>.

13.04.2023 Государственным комитетом Республики Башкортостан по тарифам в адрес АО <...> направлен ответ на возражение на Предостережение № 6/ОКИТ/2023, в котором отмечается необходимость соблюдения обязательных требований, предусмотренных частью 3 статьей 5 Федерального закона № 147-ФЗ, пунктом 6 Положения о государственном регулировании тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2009г №643.

24.04.2023 АО <.2> направило в адрес АО <...> письмо, в котором сообщило о том, что предложенная цена в размере 110 000 руб. (без НДС) в месяц, при условии проезда не более 300 вагонов, свыше – доплата за каждый последующий вагон в размере 370 руб. (без НДС), а также отдельной оплаты на затраты по содержанию и ремонт ж/д путей является для Общества обременительной.

27.04.2023 АО <2.> сообщил о готовности заключения договора на право транзитного проезда с установлением цены в размере 110 000 руб. (без НДС) , с условием, что при наступлении определенных событий (существенных изменений факторов, влияющих на формирование цены) Стороны будут вправе требовать пересмотр цены.

Следует отметить, что АО <.2.> было вынужденно согласиться с ценовым предложением АО <...> в целях исключения риска невыполнения установленного плана производства выпуска и отгрузки продукции по объему, ассортименту и качеству (подтверждается письмом АО <.2.> от 01.06.2023 исх. № 1029/116).

27.04.2023 между АО <...> и АО <.2> был заключен договор №5300-ДГ-949/23 на право транзитного проезда с установлением цены в размере 110 000 руб. (без НДС).

28.04.2023 было заключено дополнительное соглашение к договору №5300-ДГ-949/23 от 27.04.2023, в котором было установлено, что после определения тарифа будет осуществлён перерасчет в случае, если установленный тариф будет ниже суммы, прописанной в договоре.

15.05.2023 АО <...> направило в адрес Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам письмо, в котором сообщалось о подготовке необходимых документов и заявления в целях установления предельных максимальных цен на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях.

23.06.2023 АО <...> направило в адрес Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам заявление на установление предельной максимальной цены (тарифа) на транспортную услугу (исх. № 530000-и-732/2).

24.07.2023 АО <...> направило в адрес Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам дополнительные материалы в рамках заявления на установление предельной максимальной цены (тарифа) на транспортную услугу (исх. № 530000-и-750/2).

Извещением № ТЭК-2232/О (исх. № 03-158-2023 от 31.07.2023) Государственным комитетом Республики Башкортостан по тарифам открыто дело по установлению предельной максимальной цены (тарифа) на транспортную слугу.

Таким образом, АО <...>, до выдачи Государственным комитетом Республики Башкортостан по тарифам в его адрес Предостережения № 6/ОКИТ/2023 от 27.03.2023, самостоятельно определяло цену на услуги по эксплуатации железнодорожных путей необщего пользования.

Следует отметить, что железнодорожный транспорт в Российской Федерации состоит из железнодорожного транспорта общего пользования (работы на железнодорожных путях общего пользования), железнодорожного транспорта необщего пользования (работы на железнодорожных подъездных путях), а также технологического железнодорожного транспорта организаций, предназначенного для перемещения товаров на территориях указанных организаций и выполнения начально-конечных операций с железнодорожным подвижным составом для собственных нужд указанных организаций (статья 2 Федерального закона № 17-ФЗ от 10.01.2003 «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» (далее – Закон о железнодорожном транспорте).

Согласно абз. 3 п. 1 ст. 8 Закона о железнодорожном транспорте тарифы, сборы и плата, связанные с выполнением в местах необщего пользования работ (услуг), относящихся к сфере естественной монополии, устанавливаются в соответствии с Федеральным законом № 147-ФЗ от 17.08.1995 «О естественных монополиях» (далее – Закон о естественных монополиях) и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Во исполнение указа Президента Российской Федерации № 221 от 28.02.1995 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» Постановлением Правительства Российской Федерации № 239 от 07.02.1995 (далее – Постановление № 239) утвержден Перечень услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок (далее – Перечень).

В соответствии с Перечнем государственному регулированию среди прочих подлежат транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами независимо от организационно-правовой формы, за исключением организаций федерального железнодорожного транспорта.

При этом государственное регулирование цен (тарифов) может осуществляться путем установления как фиксированных, так и предельных цен на соответствующие услуги (п. 7 Постановления № 239).

Таким образом, федеральное законодательство, предоставляя органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации право вводить государственное регулирование цен (тарифов) на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях хозяйствующими субъектами, за исключением организаций федерального железнодорожного транспорта, не установило правил такого регулирования, отнеся к компетенции региональных органов власти не только установление цен (тарифов) на такие услуги (фиксированных или предельных), но и определение порядка их установления, разработки методов и методик расчета таких цен (тарифов).

В целях совершенствования регулирования цен (тарифов) в Республике Башкортостан, в соответствии с законодательством Российской Федерации, Правительством Республики Башкортостан издано постановление № 270 от 07.12.2005 «О мерах по совершенствованию регулирования цен (тарифов) в Республике Башкортостан» (далее – Постановление Республики Башкортостан
№ 270).

Постановлением Республики Башкортостан № 270 утвержден «Временный порядок регулирования цен (тарифов) на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления, работы и услуги в Республике Башкортостан» и «Перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления, работ и услуг, цены (тарифы) на которые регулируются органами исполнительной власти Республики Башкортостан».

Временный порядок регулирования цен (тарифов) на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления, работы и услуги в Республике Башкортостан, утвержденный Постановлением Республики Башкортостан № 270, разработан в соответствии с Постановлением № 239, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Башкортостан (абз. 2 п. 1).

Перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления, работ и услуг, цены (тарифы) на которые регулируются органами исполнительной власти Республики Башкортостан, утвержденный Постановлением Республики Башкортостан № 270, включает установление для хозяйствующих субъектов предельных максимальных цен (тарифов) на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта независимо от организационно-правовой формы, за исключением федерального железнодорожного транспорта (п. 13).

Таким образом, транспортная услуга по эксплуатации железнодорожных путей необщего пользования на территории Республики Башкортостан, принадлежащих хозяйствующим субъектам на праве собственности и ином праве, подлежит государственному регулированию и, как следствие, является обязательным применение тарифа, установленного уполномоченным органом, при определении платы за оказание такой услуги.

По смыслу раздела 2 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утв. Приказом МПС РФ № 26 от 18.06.2003 «Об утверждении Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования», на железнодорожных путях необщего пользования могут оказываться два вида транспортных услуг: 1) эксплуатация железнодорожных путей необщего пользования, 2) подача и уборка вагонов на железнодорожных путях необщего пользования.

Также из раздела 2 указанных правил следует, что такая транспортная услуга, как эксплуатация железнодорожного пути необщего пользования, может быть оказана лишь владельцем такого пути или по соглашению с владельцем пути.

Железнодорожный путь необщего пользования соответствует определению недвижимого имущества, данному в п. 1 ст. 130 Гражданского Кодекса Российской Федерации (объекты, которые прочно связаны с землей, то есть такие, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно) и является объектом права собственности.

Согласно п. 2 ст. 209 Гражданского Кодекса Российской Федерации, собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

С учетом изложенного, только АО <...>, как собственнику и арендатору железнодорожных путей необщего пользования, принадлежит право предоставлять услуги по использованию подъездного пути. АО <...> является единственным продавцом услуг на локальном рынке предоставления услуг по использованию вышеуказанных железнодорожных путей необщего пользования, примыкающих к путям общего пользования.

Транспортная услуга эксплуатации железнодорожного пути необщего пользования, оказываемая собственником (или владельцем на ином законном основании) на принадлежащих ему подъездных путях, который занимает доминирующее положение на локальном товарном рынке, является услугой на рынке, находящемся в состоянии естественной монополии. При этом в силу федерального законодательства тарифы на транспортные услуги, оказываемые на железнодорожных путях необщего пользования, подлежат государственному регулированию и оказание услуг по пропуску вагонов и эксплуатации подъездных путей хозяйствующими субъектами осуществляется на основании государственных тарифов независимо от того, обладает или нет субъект регулируемой деятельности статусом субъекта естественной монополии (Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.07.2022 по делу № А07-28309/2021).

Из совокупного анализа указанных норм в их системном единстве следует, что транспортная услуга эксплуатации железнодорожного пути необщего пользования (в том числе, пропуск вагонов), оказываемая собственником (или иным законным владельцем) на принадлежащих ему подъездных путях, который занимает доминирующее положение на локальном товарном рынке, является услугой на рынке, находящемся в состоянии естественной монополии. При этом, в силу федерального законодательства тарифы на транспортные услуги, оказываемые на железнодорожных путях необщего пользования, подлежат государственному регулированию, и оказание услуг по пропуску вагонов и эксплуатации подъездных путей хозяйствующими субъектами осуществляется на основании государственных тарифов.

Таким образом, транспортная услуга эксплуатации железнодорожного пути необщего пользования подлежит государственному регулированию и оказание услуг по использованию и эксплуатации железнодорожных путей хозяйствующими субъектами осуществляется с применением государственных тарифов, которые должны быть экономически обоснованными.

Указанные выводы также подтверждаются Апелляционными определениями Верховного суда Российской Федерации от 04.04.2019 № 53-АПА19-5, от 30.01.2018 № 82-АПГ17-8, от 29.11.2018 № 41-АПГ18-21, определением Верховного суда Российской Федерации от 26.07.2018 № 53-АПГ18-11, Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 15.01.2021 по делу № А46-13706/2019, Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 30.10.2019 по делу № А10-1054/2019.

В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе действия, связанные с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Согласно пункту 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» по смыслу абзаца первого части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции во взаимосвязи с пунктами 3, 4 статьи 1 и абзацем вторым пункта 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации злоупотреблением доминирующим положением признается поведение доминирующего на товарном рынке субъекта, если оно выражается в следующих формах, в том числе одной из них: недопущение, ограничение, устранение конкуренции на товарных рынках (например, устранение конкурентов с товарного рынка, затруднение доступа на рынок новых конкурентов); причинение вреда иным участникам рынка (хозяйствующим субъектам-конкурентам и потребителям, гражданам-потребителям как отдельной категории участников рынка), включая извлечение необоснованной (монопольной) выгоды за их счет, иное подобное ущемление прав участников рынка, для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции последствий.

С учетом изложенного, действия АО <...> при самостоятельном установлении размера платы за пользование (эксплуатацию) железнодорожных путей необщего пользования, в нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования за услуги по использованию (эксплуатацию) железнодорожных путей необщего пользования, признаны комиссией по рассмотрению антимонопольного дела № 002/01/10-1427/2023 нарушением п. 10 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.

В соответствии ч. 1 ст. 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом, за исключением субъекта естественной монополии, действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если такие действия приводят или могут привести к ущемлению интересов других лиц и при этом результатом таких действий не является и не может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 9.21 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от трехсот тысяч до одного миллиона рублей.

Следовательно, действия юридического лица – АО <...> содержат событие административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с ч. 1 ст. 2.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II настоящего Кодекса или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

Частью 1 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность для юридических лиц в виде административного штрафа.

В соответствии с пунктом 16.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях формы вины (ст. 2.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) не выделяет.

Следовательно, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

По смыслу приведенных норм, с учетом предусмотренных ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации характеристик предпринимательской деятельности (осуществляется на свой риск), отсутствие вины юридического лица предполагает невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия мер, от юридического лица независящих.

Обществом не доказано, что нарушение антимонопольного законодательства вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвидимыми, непредотвратимыми препятствиями, находящимися вне контроля данного юридического лица, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанностей по соблюдению требований действующего законодательства.

Квалификация административного правонарушения (проступка) предполагает наличие состава правонарушения. В структуру состава административного правонарушения входят следующие элементы: объект правонарушения, объективная сторона правонарушения, субъект правонарушения, субъективная сторона административного правонарушения. При отсутствии хотя бы одного из элементов состава административного правонарушения лицо не может быть привлечено к административной ответственности.

Объект правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1
ст. 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушенияхотношения, охраняемые антимонопольным законодательством, запрещающие злоупотребление доминирующим положением.

Объективная сторона рассматриваемого административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – злоупотребления доминирующим положением путем установления размера платы за пользование (эксплуатацию) железнодорожных путей необщего пользования, в нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования за услуги по использованию (эксплуатацию) железнодорожных путей необщего пользования.

Субъект правонарушения: АО <...>.

Субъективная сторона административного правонарушения характеризуется виной. Материалами дела подтверждается наличие в действиях юридического лица – АО «Благовещенский арматурный завод» состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст. 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. У АО <...> имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но не были приняты все зависящие меры по их соблюдению, что свидетельствует о пренебрежительном отношении общества к своей публично-правовой обязанности по соблюдению требований антимонопольного законодательства.

Таким образом, в действиях общества присутствует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Событие административного правонарушениязлоупотребление доминирующим положением.

Время совершения: период осуществления АО <...> самостоятельного определения цены на транспортные услуги по эксплуатации железнодорожных путей необщего пользования с 08.11.2022 по 08.02.2023.

Место совершения: <...>

Доказательства по делу: Решение комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства от 27.11.2023 по делу № 002/01/10-1427/2023 о нарушении антимонопольного законодательства, которым установлен факт нарушения АО <...> антимонопольного законодательства Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях давность привлечения к административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства Российской Федерации составляет 1 год со дня совершения административного правонарушения.

В соответствии с ч. 6 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьями 14.9, 14.9.1, 14.31, 14.32, 14.33, 14.40 настоящего Кодекса, начинает исчисляться со дня вступления в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения законодательства Российской Федерации.

Датой вступления в силу решения комиссии антимонопольного органа по антимонопольному делу является дата изготовления такого решения в полном объеме.

Решение по делу № 002/01/10-1427/2023 изготовлено в полном объеме 27.11.2023, следовательно, предусмотренный законом срок давности привлечения к административной ответственности не истек.

Процессуальных нарушений при возбуждении дела об административном правонарушении не установлено.

Обстоятельств, исключающих производство по делу, не имеется. Имеющихся по делу материалов достаточно для его рассмотрения по существу.

Обстоятельств, исключающих возможность рассмотрения дела, предусмотренном ч. 1 ст. 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.

Решая вопрос о применении статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует выделить то, что в соответствии с указанной статьей при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Малозначительность административного правонарушения сформулирована законодателем как оценочное понятие, содержание которого конкретизируется правоприменительными органами с учетом конкретных обстоятельств рассматриваемого дела.

В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

В пункте 18 постановления ВАС РФ № 10 указано, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях учитываются при назначении административного наказания.

При этом необходимо иметь в виду, что с учетом признаков объективной стороны некоторых административных правонарушений, они ни при каких обстоятельствах не могут быть признаны малозначительными, поскольку существенно нарушают охраняемые общественные отношения.

Одним из отличительных признаков малозначительного правонарушения является то, что оно, при формальном наличии всех признаков состава правонарушения, само по себе, не содержит каких-либо угроз для личности, общества и государства.

Наличие (отсутствие) существенной угрозы охраняемым общественным отношениям может быть оценено только с точки зрения степени вреда (угрозы вреда), причиненного непосредственно установленному публично-правовому порядку деятельности.

Данное правонарушение не является малозначительным и посягает на общественные отношения в области предпринимательской деятельности, связанные с реализацией ряда конституционных принципов, а именно единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защиты конкуренции и создания условий для эффективного функционирования товарных рынков, в связи с чем, оснований для применения положений ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не имеется.

В соответствии с ч. 1 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 1 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, размер административного штрафа на юридических лиц составляет от трехсот тысяч до одного миллиона рублей.

В соответствии с пунктом 4 примечания к статье 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за совершение административного правонарушения, предусмотренного настоящей статьей либо статьей 14.31.2, 14.32 или 14.33 настоящего Кодекса, при отсутствии обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, административный штраф налагается на юридическое лицо в размере суммы минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и половины разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения.

Установлено, что АО <...> не включено в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, следовательно, при назначения административного наказания должностным лицом не учитываются особенности, предусмотренные статьей 4.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Таким образом, сумма минимального размера административного штрафа за административное правонарушение, обстоятельства которого рассматриваются в рамках настоящего дела об административном правонарушении, совершенного АО <...>, составляет 300 000,00 рублей.

Сумма максимального размера административного штрафа за административное правонарушение, обстоятельства которого рассматриваются в рамках настоящего дела об административном правонарушении, совершенного АО <...>, составляет 1 000 000,00 рублей.

Размер административного штрафа, рассчитанного в соответствии с примечанием 4 к статье 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях без учета обстоятельств смягчающих и отягчающих административную ответственность, составляет 650 000,00 рублей.

Согласно части 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, должностным лицом Башкортостанского УФАС России также не установлено.

Согласно п. 2 примечания к статье 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного настоящей статьей либо статьей 14.31.2 или 14.33 настоящего Кодекса, в отношении юридического лица учитываются обстоятельства, смягчающие административную ответственность, предусмотренные пунктами 2-7 части 1 статьи 4.2 настоящего Кодекса.

Согласно ч. 2 ст. 4.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в настоящем Кодексе или в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

Таким образом, перечень обстоятельств, смягчающих административную ответственность установлен законодателем, как носящий неисчерпывающий характер, что означает обязанность уполномоченного органа учесть в качестве смягчающих обстоятельств, прямо поименованные в ч. 1 ст. 4.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и право уполномоченного органа учесть иные, не поименованные в данной статье обстоятельства в качестве смягчающих административную ответственность, исходя из конкретных обстоятельств дела об административном правонарушении.

21.05.2024 в адрес Башкортостанского УФАС России от АО <...> представлены объяснения, относительно обстоятельств, изложенных в протоколе об административном правонарушении от 06.05.2024 № 5009/24.

В представленных объяснениях указано, что АО <...> не злоупотребляло доминирующим положением, не определяло цену на транспортные услуги по эксплуатации железнодорожных путей необщего пользования.

Преддоговорная переписка по вопросу возможности использования путей необщего пользования, а также последующее заключение договора от 27.04.2023 №5300-ДГ-949/23 осуществлялось исключительно в целях возможности осуществления АО <..2> хозяйственной деятельности.

В рассматриваемом случае оказание услуг при отсутствии в заключаемом договоре вознаграждения означает безвозмездные отношения между коммерческими организациями, что невозможно в силу императивной нормы пп. 4 п. 1 ст. 575 ГК РФ. Таким образом, для создания условий в рамках которых АО <2.> сможет осуществлять свою детальность АО <...> было вынуждено заключить возмездный договор.

При этом в случае отказа от заключения договора действия Общества могли быть рассмотрены как экономически или технологически не обоснованный отказ либо уклонение от заключения договора, что запрещено п. 5 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.

АО <...> не имело возможности соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность и приняло все зависящие от него меры по их соблюдению.

В настоящее время постановлением Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам от 06.12.2023 № 537 установлена предельная максимальная цена (тариф) на транспортную услугу по пользованию путями необщего пользования в размере 16 950,39 руб. без НДС за вагон

Рассмотрев представленные материалы, должностное лицо приобщает их в материалы дела и приходит к выводу о том, что оценка действиям АО <...> дана в решении № 002/01/10-1427/2023 от 27.11.2023.

Учитывая вышеизложенное, должностное лицо Башкортостанского УФАС России приходит к выводу, что действия АО <...>, описанные в объяснениях, в том числе установления Государственным комитетом Республики Башкортостан по тарифам предельной максимальной цены (тарифа) на транспортную услугу по пользованию путями необщего пользования, не являются обстоятельствами, смягчающими административную ответственность в соответствии частью 1 статьи 4.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Обстоятельств, отягчающие административную ответственность в соответствии со статьей 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не установлено.

Таким образом, в отношении АО <...> штраф, подлежащий применению за совершение данного административного правонарушения, с учетом отсуствия обстоятельств, составляет 650 000,00 руб.

Учитывая характер совершенного административного правонарушения, степень вины нарушителя, следует, что наложенный штраф соответствует конституционно закрепленному принципу справедливости и соразмерности наказания.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 1.7, 4.1, частью 1 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также статьями 23.48, 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

1. Признать АО <...> виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. Назначить АО <...> административное наказание в виде административного штрафа в размере 650 000 (шестисот пятидесяти тысяч) рублей 00 копеек.

 

В соответствии с ч. 1 ст. 30.1 и ч. 1 ст. 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Порядок подачи жалобы на постановление по делу об административном правонарушении определен ст. 30.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно ч. 1 ст. 31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

В соответствии с ч. 1 ст. 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен в полном размере лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.

Сумма административного штрафа должна быть перечислена в федеральный бюджет через банк или иную кредитную организацию на счет федерального казначейства по следующим реквизитам:

 

 

 

<...>
 
 
 
 
 
 

 

 
 

 

Копию документа, подтверждающего уплату административного штрафа, лицу, привлеченному к административной ответственности, необходимо направить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по адресу электронной почты: to02@fas.gov.ru с указанием в теме письма номера дела об административном правонарушении.

При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении 60 дней со срока, указанного в ч. 1 ст. 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют в течение 10 суток постановление о наложении административного штрафа с отметкой о его неуплате судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, принимают решение о привлечении лица, не уплатившего административный штраф, к административной ответственности в соответствии с ч. 1 ст. 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно ч. 1 ст. 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы не уплаченного административного штрафа либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

 

 

Заместитель руководителя

<...>

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны