Решение б/н Решение от 17 февраля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № ТО002/10/18.1-122/2023

 

13.02.2023 г. Уфа, ул. Пушкина, 95

 

Комиссия Башкортостанского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушения процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), в составе:

Председатель Комиссии:

.– заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан;

Члены Комиссии:

. – начальник отдела естественных монополий и финансовых рынков Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан;

. – ведущий специалист-эксперт естественных монополий и финансовых рынков Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан,

в присутствии представителя АО «Башкиравтодор», а также представителя ООО «МАГ+С»,

при рассмотрении жалобы ООО «МАГ+С» от 24.01.2023 вх.№898-ЭП/23 на действия (бездействие) АО «Башкиравтодор» при проведении закупки - при проведении закупки - Конкурс на производство буровзрывных работ в 2023 году на карьере известняков Центрального участка Мурсалимкинского месторождения (извещение № 32312016296), размещенно на сайте РФ – zakupki.gov.ru,

в соответствии со ст. 18.1 Закона о защите конкуренции,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Башкортостанского УФАС России поступила жалоба ООО «МАГ+С» от 24.01.2023 вх.№898-ЭП/23 на действия (бездействие) АО «Башкиравтодор» при проведении закупки - при проведении закупки - Конкурс на производство буровзрывных работ в 2023 году на карьере известняков Центрального участка Мурсалимкинского месторождения (извещение № 32312016296), размещенно на сайте РФ – zakupki.gov.ru.

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

09.01.2023 на электронной торговой площадки АО «Сбербанк – АСТ» (http://utp.sberbank-ast.ru) было размещено извещение о проведении конкурс в электронной форме  на производство буровзрывных работ в 2023 году на карьере известняков Центрального участка Мурсалимкинского месторождения (извещение № 32312016296).

Окончание срока подачи заявок 25.01.2023 17:00 (время МСК).

В Протоколе рассмотрения I частей заявок на участие в процедуре № 32312016296 от 26.01.2023 было установлено, что на участие в закупке была подана 1 заявка от участника с регистрационным номером № 1884. Комиссия рассмотрела заявку и приняла решение допустить к участию в процедуре и признать участником процедуры заявителя с порядковым номером № 1884.

В соответствии с Протоколом рассмотрения II частей заявок на участие в конкурсе № 32312016296 от 30.01.2023 участник ООО «Горизонт» с рег. № 1884 представил полный пакет документов, соответствует требованиям Федерального закона о закупках № 223-ФЗ и документации конкурса в электронной форме и допущен до оценочной стадии рассмотрения заявок.

На основании Протокола подведения итогов конкурса № 32312016296 от 31.01.2023 заказчиком была проведена процедура оценки заявки участника на соответствие критериям, установленным в документации по проведению конкурса в электронной форме. Заявка участника ООО «Горизонт» с рег. № 1884 соответствует критериям, установленным в закупочной документации. Закупка была признана несостоявшейся в связи с подачей одной заявки. Было принято решение заключить договор на производство буровзрывных работ в 2023 году на карьере известняков Центрального участка Мурсалимкинского месторождения с ООО «Горизонт» на условиях заявки и извещения о закупке № 32312016296 от 09.01.2023.

Как установлено Комиссией, после размещения извещения о проведении закупки 12.01.2023 от участника закупки ООО «МАГ+С» поступил запрос о разъяснении положений документации. 13.01.2023 Заказчиком были даны разъяснения.

В запросе Заявитель указал, что в документации по электронному конкурсу отсутствует проектно-сметная документация заявленная в объёме услуг, необходимая для выполнения работ и описывающая объекта закупки на производство буровзрывных работ в 2023 году на карьере известняков Центрального участка Мурсалимкинского месторождения.

Как указывает заявитель, для разработки проектов производства работ (типовых проектов производства работ) и получения разрешений РТН на производство взрывных работ Заказчику необходимо предоставить Подрядчику следующую документацию:

1. Согласованный с РТН сводный планы горных работ (ситуационные планы) на 2023 год на карьере известняков Центрального участка Мурсалимкинского месторождения;

2. Утвержденный план развития горных работ на 2023 год на карьере карьере известняков Центрального участка Мурсалимкинского месторождения;

3. Проект разработки месторождений (ПРМ) на карьере известняков Центрального участка Мурсалимкинского месторождения;

4. Сведения о регистрации карьера в государственном реестре опасных производственных объектов (ОПО) – номер и дата выдачи свидетельства о регистрации ОПО, сведения о местонахождении ОПО согласно сведений, характеризующих ОПО, номера ОПО и даты их регистрации;

5. Копию лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасного производственного объекта.

В жалобе указано, что для ознакомления с объемом предполагаемых работ, Заявителем был направлен запрос о размещении документации, которая была указана в запросе о разъяснении положений документации.

Заявитель указал, что в разъяснениях есть ссылка только на наименование требуемых документов, в которых нет сведений в отношении месторождения.

В закупочной документации отсутствуют сведения об объекте закупки.

По мнению Заявителя от Заказчика поступил необоснованный отказ в размещении имеющейся проектной документации.

Заслушав стороны, Комиссия пришла к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов; акты и (или) действия (бездействие) уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, могут быть обжалованы юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, права или законные интересы которых, по их мнению, нарушены в результате осуществления в отношении таких лиц процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, либо предъявления требования осуществить процедуру, не включенную в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства.

Из вышеизложенного следует, что действия (бездействие) организатора торгов, в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, могут быть обжалованы лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках, положение о закупке это документ, который регламентирует закупочную деятельность заказчика, должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения является Положение о закупках.

В силу ч.1 ст.3 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами: информационная открытость закупки; равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика; отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

В соответствии с ч. 10 ст. 3 Закона о закупках, любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;

3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Часть 6 статьи 3 Закона о закупках регламентирует, что заказчик определяет требования к участникам закупки в соответствии с положением о закупке, при этом не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Исходя из документации по электронному конкурсу:

Объектом закупки является карьер известняков Центрального участка Мурсалимкинского месторождения.

Место расположение объекта (месторождения) указано в Техническом задании закупочной документации: Республика Башкортостан, Салаватский район, в 1,7 км северо-восточнее северной окраины п. Мурсалимкино.

Предметом закупки является производство буровзрывных работ в 2023 году на карьере известняков Центрального участка Мурсалимкинского месторождения.

В Техническом задании и Календарном графике к данной закупке указаны основные исходные данные для расчета буровзрывных работ, а именно:

1. Наименование и расположение объекта;

2. Основные исходные данные для расчета буровзрывных работ (тип применяемого взрывчатого вещества (ВВ), средства инициирования, метод производства взрывных работ, диаметр скважины и т.д.);

3. Объем буровзрывных работ (годовой и ежемесячный), срок начала и окончания работ, календарный график производства буровзрывных работ;

4. Основные физико-механические показатели полезного ископаемого (вид полезного ископаемого, средняя плотность, коэффициент разрыхления, коэффициент крепости, группа по СНиП IV-5-82(F), обводненность пород, коэффициент трещиноватости, категория пород по трещиноватости, степень трещиноватости, категория по буримости, размеры блока, мощность взрываемого слоя (максимальная высота уступа), длина перебура, угол наклона скважины);

5. Требования к качеству и безопасности производства работ (требования к кусковатости - размер кондиционного куска, допустимый процент выхода негабарита);

6. Требования к подрядчику.

В Локальном сметном расчете указан расчет стоимости затрат по разрыхлению 1 м3 скального массива в плотном теле (строительного камня) скважинными зарядами исходя из исходных данных.

В Календарном графике производства буровзрывных работ указан объем буровзрывных работ (годовой и ежемесячный), срок начала и окончания выполнения работ.

Результатом выполнения договора подряда является взорванная горная масса на объекте Заказчика.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что в закупочной документации указана вся необходимая информация для того, чтобы участник закупки мог определить предполагаемый объем выполнения работ по данной закупке.

Разработка проекта производства буровзрывных работ не является окончательным результатом работ, а является одним из основных нормативных документов для получения разрешения на право производства взрывных работ на объекте Заказчика.

АО «Башкиравтодор» вправе предоставить запрашиваемую проектную и рабочую документацию только по результатам проведения конкурса победителю для разработки типового проекта производства буровзрывных работ, для формирования раздела (Общие сведения). Соответственно, Заказчик не обязан размещать в закупочной документации:

- согласованный с РТН сводный планы горных работ (ситуационные планы) на 2023 год на карьере известняков Центрального участка Мурсалимкинского месторождения;

- утвержденный план развития горных работ на 2023 год на карьере известняков Центрального участка Мурсалимкинского месторождения;

- проект разработки месторождений (ПРМ) на карьере известняков Центрального участка Мурсалимкинского месторождения;

В разъяснениях заявителю было указано, что данные документы будут предоставлены победителю закупки для разработки типового проекта производства буровзрывных работ, для формирования раздела (Общие сведения).

Запрашиваемые Заявителем ситуационные планы, которые, по мнению Заявителя, необходимы для разработки проектов производства и получения разрешений РНП на производство буровзрывных работ не несут в себе никакой информации для расчета объема предполагаемых работ. Ситуационный план карьера выполняется на топографическом плане поверхности. На чертеже отображается непосредственно карьер, приводятся координаты угловых точек, проектные отметки отвалов, горизонтов разработки, охранные, санитарно-защитные зоны, транспортные пути. Согласованный Администрацией муниципального района ситуационный план прикладывается к документации для получения разрешения на производства буровзрывных работ.

Для демонстрации заказчиком был приложен ситуационный план, который так же подтверждает доводы, что ситуационный план не является необходимым документом для разработки проектов производства и получения разрешений РНП на производство буровзрывных работ, так как не несет никакой информации для расчета объема предполагаемых работ.

В соответствие с условиями закупочной документацией ситуационный план будет предоставлен победителю закупки для разработки типового проекта производства буровзрывных работ, для формирования раздела (Общие сведения) по результатам проведения конкурса в электронной форме.

Предметом закупки является производство буровзрывных работ в 2023 году на карьере известняков Центрального участка Мурсалимкинского месторождения.

Основным документом для получения разрешения на право производства буровзрывных работ на карьере является наличие собственной лицензии на право осуществления деятельности, связанной с обращением взрывчатых материалов промышленного назначения, а именно их применение.

Лицензия на право осуществления деятельности, связанной с обращением взрывчатых материалов промышленного назначения, подразумевает наличие в штате специалистов, имеющих высшее или среднее профессиональное (техническое) образование, стаж работы по соответствующей заявленному виду работ специальности не менее 1 года, соответствующего квалификационным требованиям к заявленным видам работ, аттестованного в соответствии с требованиями Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», для которого работа в этой организации является основной.

Соответственно на основании приведенных исходных данных Приложений № 1 (Техническое задание), Приложение № 2 (Календарный график) специалисты данной организации для выполнения работ по предмету данной закупки обязан рассчитывать необходимый расход взрывчатых веществ, и средств инициирования.

По представленной информации, АО «Башкиравтодор» имеет лицензию на эксплуатацию взрывопожароопасного производственного объекта I, II, III класса опасности (Уведомление о переоформлении лицензии, выдано Западно-Уральским управление Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору исх. № 284-7599 от 04.03.2021).

В Закупочной документации было указано, что копия лицензии будет предоставлена победителю для разработки типового проекта производства буровзрывных работ, для формирования раздела (Общие сведения) по результатам проведения конкурса в электронной форме. Предоставление Заказчиком лицензии после определения победителя не является для участника ограничением его прав для участия в закупке.

Таким образом, Заказчиком законно и обоснованно установлены требования конкурсной документации на право заключения договора на производство буровзрывных работ в 2023 году карьере известняков Центрального участка Мурсалимкинского месторождения (извещение № 32312016296).

По общему правилу, сформулированному в п. 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017 года, указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.

В целях обеспечения единообразных подходов к разрешению споров, с применением положений Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», а также учитывая возникающие у судов при рассмотрении данной категории дел вопросы, Верховным Судом Российской Федерации, на основании статьи 126 Конституции Российской Федерации, статей 2, 7 Федерального конституционного закона от 05.02.2014 № 3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации», выработаны правовые позиции, отраженные в Обзоре, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018 года.

Так в пункте 6 данного Обзора указано на то, что уменьшение числа участников закупки в результате предъявления к ним требований само по себе не является нарушением принципа равноправия, если такие требования предоставляют заказчику дополнительные гарантии выполнения победителем закупки своих обязательств и не направлены на установление преимуществ отдельным лицам либо на необоснованное ограничение конкуренции.

Согласно пункту 8 Обзора установление заказчиком невыполнимых требований для участников закупки ограничивает конкуренцию и противоречит положениям Закона о закупках.

Физическая возможность исполнения договорных обязательств по итогу закупочной процедуры представленными материалами подтверждается. Выводов о включение либо отсутствии в документации о закупке требований к закупаемому товару, работам, услугам, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, в отсутствие его специфики использования является ограничением конкуренции (п. 10 Обзора) представленные документы не содержат.

На основании изложенного Комиссия приходит к выводу о недоказанности нарушения заказчиком требований Закона о закупках и Закона о защите конкуренции.

Основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов (закупки), является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупки, сколько выявление в результате закупки лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов. Поэтому включение в документацию о закупке условий, которые в итоге приводят к исключению из круга лиц участников размещения заказа лиц, не отвечающих целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в закупке и не является нарушением ст. 17 Закона о защите конкуренции.

Потенциальные участники должны принимать собственные меры и усилия, чтобы стать владельцем товара, работ, услуг, соответствующего потребностям заказчика.

На основании вышеизложенного, жалоба ООО «МАГ+С» от 24.01.2023 вх.№898-ЭП/23 на действия (бездействие) АО «Башкиравтодор» при проведении закупки - при проведении закупки - Конкурс на производство буровзрывных работ в 2023 году на карьере известняков Центрального участка Мурсалимкинского месторождения (извещение № 32312016296), размещенно на сайте РФ – zakupki.gov.ru, является необоснованной.

В соответствии с частью 3 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции обжалование актов и (или) действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, в антимонопольный орган не является препятствием для обжалования этих актов и (или) действий (бездействия) в судебном порядке.

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу необоснованной.

Связанные организации

Связанные организации не указаны