Решение б/н Нефтекамский Дом печати – филиал ГУП РБ Издательский дом «Ре... от 3 марта 2021 г.
Текст документа
Сохранить как PDFИП <…>
Нефтекамский Дом печати – филиал ГУП РБ Издательский дом «Республика Башкортостан»
(общественно - политическая газета г. Нефтекамск «Красное знамя»)
452689, Республика Башкортостан,
г. Нефтекамск, ул. Березовское шоссе, 4А, 3 этаж
kzgazeta@mail.ru
Заявитель:
<…>
РЕШЕНИЕ
(по делу № 002/05/24-167/2021)
03.03.2021 года |
г. Уфа, ул. Пушкина, 95 |
Решение в полном объеме изготовлено «05» марта 2021 года
Комиссия Башкортостанского УФАС России по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:
Председатель комиссии:
<…> – заместитель руководителя – начальник отдела взаимодействия с государственными органами, аналитической работы и рекламы;
Члены Комиссии:
<…> – заместитель начальника отдела взаимодействия с государственными органами, аналитической работы и рекламы;
<…> – ведущий специалист-эксперт отдела взаимодействия с государственными органами, аналитической работы и рекламы;
рассмотрев обращение физического лица (№ б/н.) (вх. № 846 от 21.01.2021) указывающее на наличие признаков нарушения требований Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе» (далее по тексту - ФЗ «О рекламе»),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан (далее по тексту – УФАС по РБ) поступило обращение физического лица (№ б/н.) (вх. № 846 от 21.01.2021) указывающее на наличие признаков нарушения требований ФЗ «О рекламе».
В газете «Красное знамя» от 21.11.2020 года № 135 на 7 стр. размещено рекламное объявление, с признаками нарушения, следующего содержания:
В рамках рассмотрения поступившего обращения (вх. № 846 от 21.01.2021, срок рассмотрения обращения продлен), антимонопольным органом было установлено, что размещение рекламного объявления было осуществлено в рамках договора № 2411 на изготовление и (или) публикацию информационного (рекламного) материала в газете «Красное знамя» от 18.11.2020 года заключенного с ИП <…> (ОГРНИП: 320028000058077, ИНН: 023101277871) (вх. № 1660 от 04.02.2021, электронная почта).
С целью решения вопроса о наличии в вышеуказанном рекламном объявлении объекта рекламирования в виде медицинских услуг, УФАС по РБ (исх. № 6/721 от 25.01.2021) был направлен запрос в Управление Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Республике Башкортостан (далее – Росздравнадзор по РБ).
Ответ Росздравнадзора по РБ (вх. № 1657 от 04.02.2021, электронная почта):
«…В соответствии с пунктом 46 части 1 статьи 12 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежит, в том числе медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»).
«Код услуги |
Наименование медицинской услуги |
1 |
2 |
А20.24.002 |
Парафинотерапия заболеваний периферической нервной системы |
В01.008.003 |
Прием (осмотр, консультация) врача-косметолога первичный |
В01.008.004 |
Прием (осмотр, консультация) врача-косметолога повторный |
А21.01.002 |
Массаж лица медицинской |
А21.01.001 |
Общий массаж медицинский |
А21.01.003.001 |
Массаж воротниковой области |
А21.01.004 |
Массаж верхней конечности медицинский |
А21.01.006 |
Пилинг-массаж |
А21.01.005 |
Массаж волосистой части головы медицинский |
А21.01.007 |
Вакуумный массаж кожи |
Из изложенного следует, что в представленном рекламном материале рекламируется медицинские услуги, а также методы профилактики и лечения».
Таким образом, указанная реклама содержит признаки нарушения части 7 статьи 24 ФЗ «О рекламе».
08.02.2021 года УФАС по РБ принято решение о возбуждении дела № 002/05/24-167/2021 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе. К участию в деле привлечены: заявитель - (вх. № 846 от 21.01.2021); рекламодатель - ИП Ермолаева О.Р. (ОГРНИП: 320028000058077, ИНН: 023101277871);
рекламораспространитель - Нефтекамский Дом печати – филиал ГУП РБ Издательский дом «Республика Башкортостан» (общественно - политическая газета г. Нефтекамск «Красное знамя») (далее по тексту – Нефтекамский дом печати). Рассмотрение дела назначено на 03.03.2021 года.
18.02.2021 года от заявителя поступило согласие на обработку персональных данных (вх. № 2557 от 18.02.2021).
25.02.2021 года от Нефтекамского дома печати поступили запрошенные сведения (документы и материалы) (вх. № 2825 от 25.02.2021, электронная почта). Также поступило ходатайство о рассмотрении дела назначенного 03.03.2021 года путем использования систем видео-конференц-связи.
26.02.2021 года от ИП <…> поступили запрошенные сведения (документы и материалы) (вх. № 2968 от 26.02.2021, электронная почта). Также поступило ходатайство о рассмотрении дела назначенного 03.03.2021 года путем использования систем видео-конференц-связи.
03.03.2021 года на заседании Комиссии по рассмотрению дела по признакам нарушения законодательства о рекламе посредством систем видео-конференц-связи (ранее поступившие ходатайства удовлетворены) присутствовали:
- ИП <…> Индивидуальным предпринимателем представлен документ об изменении фамилии.
- <…> – главный редактор газеты «Красное знамя», представитель Нефтекамского дома печати (доверенность № 2 от 01.07.2020).
Сторонами озвучена позиция по делу.
Пояснения ИП <…>: «Основным видом деятельности согласно коду ОКВЕД 96.02 является «Предоставление услуг парикмахерскими и салонами красоты». В рамках этой деятельности мой салон оказывает парикмахерские и косметические услуги, и услуги массажа, в том числе массажа лица, оказываются в рамках, разрешенных для косметических салонов видов массажа
Парафинотерапия как термин используется не только в медицине, но и в косметологии (равно как и массаж): парафинотерапия в косметологии это косметическая спа-поцедура, основанная на использовании парафиновой пленки, которая обладает омолаживающим и увлажняющим эффектом для кожи. Оказанием медицинских услуг я не занимаюсь».
Аналогичная позиция озвучена представителем Нефтекамского дома печати.
Исследовав материалы дела, заслушав пояснения сторон, Комиссия приходит к выводу, что реклама следующего содержания:
размещенная в газете «Красное знамя» от 21.11.2020 года № 135 на 7 стр. нарушает часть 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе». При этом Комиссия исходит из следующего.
В соответствии с пунктами 1, 2, 3 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме, с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Распространенная информация подпадает под понятие «реклама», поскольку обладает всеми ее признаками – распространена в общественно - политической газете «Красное знамя»; адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечения внимания потребителей к услугам и товарам, предоставляемые соответствующим рекламодателем и осуществляемой им деятельности.
Частью 1 статьи 5 ФЗ «О рекламе» установлено, что реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
В силу пункта 4 части 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе» ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
Согласно части 7 статьи 24 ФЗ «О рекламе», реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства). Требования настоящей части не распространяются на рекламу, распространяемую в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, а также в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях, и на иную рекламу, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники.
Указанная норма требует включать в содержание рекламы лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий один из видов предупреждения:
- о наличии противопоказаний к их применению и использованию;
- о необходимости ознакомления с инструкцией по применению объекта рекламирования;
- о необходимости получения консультации специалистов.
При этом в зависимости от вида объекта рекламирования рекламодатель самостоятельно вправе определить, какой из этих видов предупреждения использовать в рекламе (Письмо ФАС России от 22.06.2020 N ДФ/52241/20).
Рассматриваемая реклама не содержит пометки о наличии противопоказаний к применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.
Лицензия на оказание медицинских услуг у ИП <…> отсутствует.
Однако, Комиссия учитывает пояснения ИП <…>, основной вид деятельности индивидуального предпринимателя (ОКВЕД (96.02), и тот факт, что рекламный модуль в том числе содержит объекты рекламирования соответствующие косметическим услугам.
Согласно части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Текст данной рекламы, содержит наименование услуг схожих с наименованием медицинских услуг, содержащихся в Номенклатуре N 804н. Информация о том, является ли предлагаемые услуги медицинскими, косметическими или бытовыми представляет собой существенную информацию для потенциального потребителя.
Потребитель при выборе товара посредством восприятия рекламы делает свой выбор, исходя из самой понятной и необходимой, в его понимании, информации. В большинстве случаев используемые в рекламной информации фразы трактуются рядовым потребителем рекламы буквально. Потребитель не имеет обязанности проведения анализа рекламы, проверки достоверности и достаточности заявленных в ней сведений.
Таким образом, указанная реклама не содержит существенной информации о рекламируемом товаре и нарушает часть 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе».
Согласно части 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 5 указанного закона несет рекламодатель.
В соответствии с пунктом 5 статьи 3 ФЗ «О рекламе» рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
ИП <…> является рекламодателем данной рекламы, лицом, в чьих интересах было осуществлено распространение и размещение данной рекламы.
Комиссией принято решение переквалифицировать данное нарушение с части 7 статьи 24 на часть 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе». Дело в отношении Нефтекамского дома печати прекратить.
Согласно пункту 49 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, при установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях прекращения дальнейшего нарушения выдает лицу (лицам), обязанному (обязанным) устранить выявленное правонарушение, предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Антимонопольный орган обязан предпринять все зависящие от него действия, направленные на пресечение дальнейшего распространения ненадлежащей рекламы (пускай и в незначительно измененном виде, но содержащей тот же типовой объект рекламирования), в целях обеспечения реализации права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждения нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, что обосновано статьями 1, 33, 36 Закона о рекламе.
Принято решение выдать предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе ИП <…> и Нефтекамскому дому печати, как лицу имеющему возможность устранить правонарушение, так как на заседание Комиссии, доказательства устранения правонарушения не были представлены.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с п.п. 42-48 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Переквалифицировать данное нарушение с части 7 статьи 24 на часть 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе».
2. Дело № 002/05/24-167/2021 в отношении Нефтекамского Дома печати – филиал ГУП РБ Издательский дом «Республика Башкортостан» (общественно - политическая газета г. Нефтекамск «Красное знамя») прекратить.
3. Признать указанную рекламу, размещенную в газете «Красное знамя» от 21.11.2020 года № 135 на 7 стр., ненадлежащей, поскольку она нарушает часть 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе».
4. В соответствии с пунктом 49 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, выдать ИП <…> предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, так как она должна соответствовать требованиям части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе».
5. В соответствии с пунктом 49 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, выдать Нефтекамскому дому печати, как лицу имеющему возможность устранить правонарушение, предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, так как она должна соответствовать требованиям части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе».
6. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Башкортостанского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ИП <…>.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии |
<…> |
Члены Комиссии |
<…> |
|
<…> |