Решение б/н реклама в печатном СМИ (газете) «Экспресс в Республике Башко... от 20 февраля 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПК «АвтоСоюз»

450112, г. Уфа, ул. Ульяновых, 49, оф. 16

Заявитель:

Центральный банк

Российской Федерации

Уральское главное управление

620144, г. Екатеринбург,

ул. Циолковского, 18

65bank@cbr.ru

РЕШЕНИЕ

(по делу № ТО002/05/28-166/2020)

20.02.2020 года

г. Уфа, ул. Пушкина, 95

Комиссия Башкортостанского УФАС России по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:

Председатель комиссии:

<...> – заместитель руководителя – начальник отдела взаимодействия с государственными органами, аналитической работы и рекламы;

Члены Комиссии:

<...> – заместитель начальника отдела взаимодействия с государственными органами, аналитической работы и рекламы;

<...> – ведущий специалист-эксперт отдела взаимодействия с государственными органами, аналитической работы и рекламы;

рассмотрев обращение Уральского главного управления Центрального банка Российской Федерации (далее – Уральское ГУ Банка России) от 15.01.2020 года (вх. № 769 от 21.01.2020) содержащее признаки нарушения пункта 1 части 2 статьи 5, пункта 1 части 2 статьи 28 и части 14 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе» (далее по тексту - ФЗ «О рекламе»),

в присутствии:

- <...> (доверенность) – представителя Уральского ГУ Банка России;

- <...> – председателя правления ПК «АвтоСоюз»;

УСТАНОВИЛА:

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан (далее - УФАС по РБ) поступило обращение Уральское ГУ Банка России от 15.01.2020 года (вх. № 769 от 21.01.2020) о признаках нарушения, требований ФЗ «О рекламе».

В обращении указано, «…Уральским ГУ Банка России установлен факт размещения на 4 и 5 страницах выпуска № 43 (905) от 15.11.2019 Рекламно-информационного еженедельника «Экспресс в Республике Башкортостан» (копия печатного издания прилагается, далее - Газета) статьи рекламного характера под названием «АвтоСтая - Никто кроме вас. Или как стать владельцем нового автомобиля за 0 рублей» о предоставлении ПК «АвтоСоюз» гражданам услуг, связанных с привлечением денежных средств и предоставлением целевых займов.

В названной статье физическим лицам предлагается стать пайщиками ПК «АвтоСоюз» для участия в программе «Авто-36», суть которой сводится к тому, что путем совместных ежемесячных паевых взносов членов кооператива формируется денежный фонд, за счет которого в последующем ежемесячно в собственность одного из пайщиков, выбор которого определяется жеребьевкой, приобретается автотранспортное средство. В статье также сообщается, что «программа «Авто-36» - это одна из основных программ ПК «АвтоСоюз», которая представляет собой самый продвинутый и комфортный на сегодня способ накопления и приобретения автомобиля на максимально выгодных условиях».

Кроме того, статья содержит признаки противоречия в рекламируемых ПК «АвтоСоюз» условиях предоставления своим пайщикам целевых займов. Так, на первом листе рекламной статьи (3 колонка 4 страницы Газеты) сообщается, что «приглашаем в программу «авто-36», потому что:..., не нужен залог, поручительство, справки ...», а второй лист той же рекламы (2 колонка 5 страницы Газеты) содержит обещание, что «как говорилось ранее все займы обеспечены залогом на 100 %. В данной системе вообще нет необеспеченных денег. Используем проверенный с советских времен инструмент: «Касса взаимопомощи»…

Из содержания спорной рекламы следует, что объектом рекламирования фактически выступают услуги по привлечению денежных средств пайщиков в фонд финансовой взаимопомощи, возможность формирования которого предусмотрена для кредитного потребительского кооператива, который должен состоять в государственном реестре кредитных потребительских кооперативов.

Однако ПК «АвтоСоюз» не является кредитной или не кредитной финансовой организацией, вследствие чего не вправе оказывать финансовые услуги, удовлетворять финансовые потребности «случайных пайщиков» за счет денежных средств фонда кооператива, сформированного совокупностью паевых взносов всех его членов…».

Реклама размещена в печатном СМИ (газете) «Экспресс в Республике Башкортостан» № 43 (905) 18.11.-24.11.2019 год на страницах 4, 5.

18.02.2020 года от ПК «АвтоСоюз» поступили следующие сведения (материалы и документы) (вх. № 2934 от 18.02.2020): • пояснения по делу; • копии учредительных документов ПК «АвтоСоюз»; • схемное решение целевой программы «Авто-36»; • договор оказания рекламных услуг от 01.11.2019 года; • акт № 611 от 25.11.2019 года; •выписка расчетного счета ПК «Автосоюз» с 15.11.2019 по 17.02.2020 года.

20.02.2020 года на заседании Комиссии по рассмотрению дела по признакам нарушения законодательства о рекламе присутствовали:

- <...>(доверенность) – представитель Уральского ГУ Банка России;

- <...>– председатель правления ПК «АвтоСоюз».

<...> доводы, изложенные в обращении Уральского ГУ Банка России, поддержаны в полном объеме.

<...> озвучена позиция по делу представленная в письменных пояснениях (вх. № 2934 от 18.02.2020).

Исследовав материалы дела, Комиссия приходит к выводу, что реклама, размещенная в печатном СМИ (газете) «Экспресс в Республике Башкортостан» № 43 (905) 18.11. - 24.11.2019 год на страницах 4, 5 под названием «АвтоСтая - Никто кроме вас. Или как стать владельцем нового автомобиля за 0 рублей», нарушает пункт 1 части 2 статьи 5, пункт 1 части 2 статьи 28 и части 14 статьи 28 ФЗ «О рекламе». При этом Комиссия исходит из следующего.

В соответствии с пунктами 1, 2, 3 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме, с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Распространенная информация подпадает под понятие «реклама», поскольку обладает всеми ее признаками – распространена в печатном СМИ (газете), адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечения внимания потребителей к услугам и товарам, предоставляемые соответствующим рекламодателем и осуществляемой им деятельности.

На заседании Комиссии были представлены письменные пояснения по факту, послужившему основанием для возбуждения настоящего дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе от председателя правления ПК «АвтоСоюз» Р.Р. <...> (вх. № 2934 от 18.02.2020):

«По факту возбужденного производства по делу № Т0002/05/28-166/2020 могу пояснить следующее:

Мной лично в ноябре 2019 года проводилась рекламная кампания целевой программы «Авто -36».

Схемное решение и документооборот данной программы разрабатывался в Центре развития потребкооперации г. Ульяновск. Очень много кооперативов в России открывались под юридическим сопровождением данной организации, (сайт организации: ucpotrebkoop.ru). Для пробной рекламы выбрал газету «Экспресс РБ». Изложил суть программы в статье «АвтоСтая -никто кроме вас» и передал в редакцию газеты. Как известно, перед выходом газеты в печать она проходит проверку их юристами. Так и было. Мне звонили, сообщали о необходимости внесения изменений в данной статье, что естественно было проделано. И только после утверждения и как мне казалось на тот момент, не противоречащая Российскому законодательству статья была напечатана. Важным, считаю сообщить, что после выхода статьи и даже на данный момент в ПК «АВТОСОЮЗ» пайщиков (за исключением учредителей) нет. Деятельность не ведется. Ни одного договора по целевой программе «Авто-36» заключено не было, что подтверждается выпиской с расчетного счета кооператива…».

Указанная реклама нарушает следующие статьи ФЗ «О рекламе»:

- пункт 1 части 2 статьи 5, недобросовестной признается реклама, которая содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

При анализе информации, содержащейся в рекламе, судам необходимо иметь в виду, что рекламодатель несет ответственность за достоверность не только тех сведений, которые относятся к его собственной деятельности (товару), являющейся объектом рекламирования, но и тех сведений, которые относятся к деятельности (товару) его конкурентов, объектом рекламирования не являющейся.

Суды должны учитывать, что при сравнении в рекламе собственных товаров с товарами конкурентов не допускаются сравнение, основанное на несопоставимых критериях, или неполное сравнение товаров, поскольку это искажает представление о рекламируемом товаре и не позволяет объективно оценить его свойства.

Поэтому реклама может быть признана недостоверной и в том случае, когда сведения, не соответствующие фактическим обстоятельствам, касаются деятельности (товара) конкурентов.

Информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.

В связи с этим использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например путем употребления слов «лучший», «первый», «номер один», должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение.

Поэтому реклама, не сопровождаемая таким подтверждением, должна считаться недостоверной как содержащая не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, изготовленными другими производителями или реализуемыми другими продавцами (Постановление Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе»).

В тексте данной рекламы содержится фраза, что программа ПК «АвтоСоюз» представляет собой самый продвинутый и комфортный на сегодня способ накопления и приобретения автомобиля на максимально выгодных условиях, однако фактического и документального обоснования в тексте не приводится, соответственно реклама является недобросовестной.

- пункт 1 части 2 статьи 28, реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности не должна содержать гарантии или обещания в будущем эффективности деятельности (доходности вложений), в том числе основанные на реальных показателях в прошлом, если такая эффективность деятельности (доходность вложений) не может быть определена на момент заключения соответствующего договора.

- части 14 статьи 28, если оказание банковских, страховых и иных финансовых услуг или осуществление финансовой деятельности может осуществляться только лицами, имеющими соответствующие лицензии, разрешения, аккредитации либо включенными в соответствующий реестр или являющимися членами соответствующих саморегулируемых организаций, реклама указанных услуг или деятельности, оказываемых либо осуществляемой лицами, не соответствующими таким требованиям, не допускается.

Финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц (пункт 2 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции»).

В подпункте «д» пункта 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» закреплено, что финансовая услуга - услуга, оказываемая физическому лицу в связи с предоставлением, привлечением и (или) размещением денежных средств и их эквивалентов, выступающих в качестве самостоятельных объектов гражданских прав (предоставление кредитов (займов), открытие и ведение текущих и иных банковских счетов, привлечение банковских вкладов (депозитов), обслуживание банковских карт, ломбардные операции и т.п.).

Статьей 1 Закона Российской Федерации от 19.06.1992 № 3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» (далее - Закон №3085-1) определено, что потребительское общество - это добровольное объединение граждан и (или) юридических лиц, созданное, как правило, по территориальному признаку, на основе членства путем объединения его членами имущественных паевых взносов для торговой, заготовительной, производственной и иной деятельности в целях удовлетворения материальных и иных потребностей его членов; участие в хозяйственной деятельности потребительского общества - приобретение товаров в потребительском обществе, пользование услугами потребительского общества, поставки сельскохозяйственных продукции и сырья потребительскому обществу и (или) иное участие в хозяйственных операциях в качестве потребителя или поставщика.

Согласно подпункту 17 пункта 3 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2009 № 190-ФЗ «О кредитной кооперации» фонд финансовой взаимопомощи - фонд, формируемый из части имущества кредитного кооператива, в том числе из привлеченных средств членов кредитного кооператива (пайщиков), иных денежных средств и используемый для предоставления займов членам кредитного кооператива (пайщикам).

Из содержания рекламы следует, что объектом рекламирования фактически выступают услуги по привлечению денежных средств пайщиков в фонд финансовой взаимопомощи, возможность формирования которого предусмотрена для кредитного потребительского кооператива, который должен состоять в государственном реестре кредитных потребительских кооперативов.

Однако ПК «АвтоСоюз» не является кредитной или не кредитной финансовой организацией, вследствие чего не вправе оказывать финансовые услуги, удовлетворять финансовые потребности «случайных пайщиков» за счет денежных средств фонда кооператива, сформированного совокупностью паевых взносов всех его членов.

В соответствии с частью 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 1 части 2 статьи 5, пункта 1 части 2 и части 14 статьи 28 ФЗ «О рекламе» несет рекламодатель.

В соответствии с пунктом 5 статьи 3 ФЗ «О рекламе» рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Рекламодателем данной рекламы выступает ПК «АвтоСоюз».

Согласно пункту 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, при установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях прекращения дальнейшего нарушения выдает лицу (лицам), обязанному (обязанным) устранить выявленное правонарушение, предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Комиссией принято решение о выдачи предписания о прекращении нарушения законодательства РФ «О рекламе» ПК «АвтоСоюз», так как на момент вынесения решения доказательства устранения правонарушения предоставлены не были.

Частью 4 статью 38 ФЗ «О рекламе», частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) предусмотрена административная ответственность за нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе.

Исходя из части 1 статьи 4.5 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении за нарушение законодательства о рекламе не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения. Указанная реклама была

Таким образом, срок давности привлечения к административной ответственности на дату оглашения резолютивной части решения не истек.

Резолютивная часть решения оглашена на заседании Комиссии Башкортостанского УФАС России 20.02.2020 года.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с п.п. 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия,

РЕШИЛА:

1. Признать рекламу, размещенную в печатном СМИ (газете) «Экспресс в Республике Башкортостан» № 43 (905) 18.11. - 24.11.2019 год на страницах 4, 5 под названием «АвтоСтая - Никто кроме вас. Или как стать владельцем нового автомобиля за 0 рублей», ненадлежащей, так как она нарушает пункт 1 части 2 статьи 5, пункт 1 части 2 статьи 28 и части 14 статьи 28 ФЗ «О рекламе».

2. В соответствии с пунктом 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, выдать ПК «АвтоСоюз» предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, так как она должна соответствовать требованиям пункта 1 части 2 статьи 5, пункта 1 части 2 статьи 28 и части 14 статьи 28 ФЗ «О рекламе».

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Башкортостанского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ПК «АвтоСоюз» и должностного лица ПК «АвтоСоюз».

Решение изготовлено в полном объеме 21.02.2020 года.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии

<...>

Члены Комиссии

<...>

 

<...>

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны