Определение б/н Определение о назначении от 7 ноября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Процедура
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о назначении дела №TO002/01/10-1964/2022 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению

 

07.11.2022 г. Уфа, ул. Пушкина, 95

 

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) на основании приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 02.11.2022286/22 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения п.4 ч.1 ст.10 Закона «О защите конкуренции» в отношении ООО «Дюртюлимелиоводстрой» (452308 РБ, Дюртюлинский район, село Иванаево, ул. Промышленная зона, д. 18/1) (ИНН: 0260007311), выразившегося в совершении действий, направленных на приостановление оказания коммунальной услуги по обращению с ТКО,

УСТАНОВИЛ:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан поступили заявления ООО «Аскинские электрические сети», а также коллективное обращение юридических лиц и предпринимателей г. Бирск (далее - Заявители) с жалобой на действия ООО «Дюртюлимелиоводстрой» (452308 РБ, Дюртюлинский район, село Иванаево, ул. Промышленная зона, д. 18/1), выразившиеся в невыполнение договорных обязательств по вывозу твердых коммунальных отходов.

ООО «Дюртюлимелиоводстрой» на основании соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами от 28.04.2018 года №4/2018 является Региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами в зоне деятельности №2, на основании соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами от 28.05.2018 года №5/2018 является Региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами в зоне деятельности №4+.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья, определены Федеральным законом от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон об отходах производства и потребления).

Согласно статьи 24.7. Закона об отходах производства и потребления, региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.

Порядок осуществления накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, а также основания, по которым юридическое лицо может быть лишено статуса регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - региональный оператор) установлены Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. №1156 (далее - Правила обращения).

Согласно пункту 34, 35 Правил обращения в целях обеспечения обработки, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по обработке, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов в зоне деятельности регионального оператора, указанные в документации об отборе при проведении конкурсного отбора регионального оператора, заключают договоры с региональным оператором на оказание услуг по обработке, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

По договору на оказание услуг по обработке, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющий деятельность по обработке, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов, обязуется осуществлять обработку, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов, а региональный оператор обязуется передавать твердые коммунальные отходы такому оператору и оплачивать услуги по обработке, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов по регулируемым тарифам.

Пунктом 36 Правил обращений установлены существенные условия договора на оказание услуг по обработке, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов, которыми являются:

а) предмет договора;

б) требования к составу твердых коммунальных отходов, передаваемых оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами, способу складирования твердых коммунальных отходов;

в) планируемая масса твердых коммунальных отходов, направляемых на объект, используемый для обработки, обезвреживания, захоронения;

г) место приема (передачи) твердых коммунальных отходов;

д) способ коммерческого учета количества твердых коммунальных отходов;

е) сроки и порядок оплаты услуг по договору;

ж) права и обязанности сторон по договору;

з) порядок осуществления региональным оператором контроля деятельности оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющего деятельность по обработке, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов;

и) ответственность сторон.

По представленной информации, между ООО «Дюртюлимелиоводстрой» и заявителями были заключены договора на оказание услуг по вывозу ТКО (договор №ЗА-000-592РО-2019/ТКО, №ЗА-000-252РО-2021/ТКО, №5Б-001-677РО-2019/ТКО, №5Б-001-418РО-2019/ТКО, №5Б-001-001РО-2019/ТКО, №5Б-001-415РО-2019/ТКО, №55-001-4171РО-2019/ТКО).

Исходя из имеющейся информации выявлено, что ООО «Дюртюлимелиоводстрой» не осуществляет вывоз ТКО с объектов заявителей по вышеуказанным договорам. Это подтверждается Актами, составленными заявителями о нарушении региональным оператором обязательств по вышеперечисленным договорам, а также письмами/уведомлениями регионального оператора в адрес заявителей о прекращение оказания услуг по вывозу ТКО ввиду имеющейся задолженности.

Действующим законодательством в сфере обращения с ТКО не предусмотрено случаев, при наступлении которых региональный оператор вправе прекратить предоставление услуги по обращению с ТКО. Если договор на оказание услуг по обращению с ТКО не расторгнут и не признан судом недействительным, региональный оператор обязан продолжать оказывать соответствующую услугу потребителям. Например, наличие задолженности у потребителя или оспаривание региональным оператором в судебном порядке нормативов накопления ТКО не может рассматриваться как основание для прекращения вывоза ТКО при наличии действующего договора.

Так, действия регионального оператора, занимающего доминирующее положение на соответствующем товарном рынке, выразившиеся в неправомерном прекращении поставки ресурса (услуги по обращению с ТКО), должны рассматриваться антимонопольными органами на предмет нарушения Закона о защите конкуренции.

Согласно пункту 13 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 04.03.2021 2 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства" Прекращение реализации товара определенному покупателю, всем покупателям или их определенной группе, в том числе в связи с прекращением производства, и (или) уклонение от заключения договора с ними могут быть признаны злоупотреблением доминирующим положением со стороны хозяйствующего субъекта-продавца по основаниям, предусмотренным пунктами 4, 5 и 8 части 1 статьи 10 Закона, и тогда, когда эти действия (бездействие) влекут за собой устранение конкуренции на том смежном рынке, на котором с использованием данного товара осуществляет свою деятельность покупатель (покупатели), что предвидел или должен был предвидеть доминирующий субъект на момент совершения им названных действий.

Из взаимосвязанных положений пункта 1 части 1 статьи 1, части 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции следует, что предусмотренные данным Законом меры предупреждения и пресечения монополистической деятельности установлены в публичном интересе - они направлены на исключение ситуаций, при которых один или несколько хозяйствующих субъектов обладают возможностью своими действиями в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

В той мере, в какой данные меры позволяют исключить монополизацию рынка, в том числе устранить воздействие лиц, занимающих доминирующее положение, антимонопольное законодательство также служит цели защиты прав и законных интересов иных участников рынка, включая потребителей.

В силу части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции признание хозяйствующего субъекта доминирующим на товарном рынке означает, что влияние такого лица на общие условия обращения товара является решающим.

Негативное влияние на конкуренцию, а также ущемление интересов иных лиц действиями хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, признается монополистической деятельностью, поскольку происходит с использованием рыночного положения и обеспечивается наличием рыночной силы (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2012 № 1063/12).

Закон о защите конкуренции исходит из открытого перечня действий, которые могут быть сочтены в качестве злоупотребления доминирующим положением, называя в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции примеры наиболее распространенных видов данного антимонопольного нарушения.

С учетом положений части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, пунктов 3 - 4 статьи 1, абзаца второго пункта 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации это означает, что на хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение, возлагается общая обязанность воздерживаться от такого использования своей рыночной силы, которое бы приводило к негативным последствиям для конкуренции, и (или) к непосредственному причинению ущерба иным участникам рынка, включая потребителей, извлечению выгоды из использования доминирующего положения в отношениях с ними.

Таким образом, действия регионального оператора, выразившиеся в неправомерном отказе/уклонение от вывоза ТКО, могут рассматриваться на предмет нарушения запрета, установленного пунктом 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

Таким образом, действия ООО «Дюртюлимелиоводстрой», направленные на приостановление оказания услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, а также действия по фактическому приостановлению (временному прекращению) оказания услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами на объектах заявителей, содержат признаки нарушения, установленных частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, в том числе пунктом 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

На основании вышеизложенного и в соответствии с Приказом от 18.11.2020 №422 в отношении ООО «Дюртюлимелиоводстрой» (452308 РБ, Дюртюлинский район, село Иванаево, ул. Промышленная зона, д. 18/1) (ИНН: 0260007311) возбуждено дело по признакам нарушения п.4 ч.1 ст.10 Закона о защите конкуренции.

На основании вышеизложенного, руководствуясь частью 13 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

ОПРЕДЕЛИЛ:

  1. Назначить дело №TO002/01/10-1964/2022 к рассмотрению на 08.12.2022 в 15 час. 00 мин., по адресу: г. Уфа, ул. Пушкина 95, комната 513.

  2. Привлечь к участию в рассмотрении дела в качестве заявителя – ООО «Аскинские электрические сети» (452880, Аскинский район, с. Аскино, ул. Мичурина, 59).

  3. Привлечь к участию в рассмотрении дела в качестве заявителя – ООО «Сегмент-Р» (452450, РБ, г. Бирск, Ленина, 36) в лице коллективного заявления индивидуальных предпринимателей и юридических лиц г. Бирск.

  4. Привлечь к участию в рассмотрении дела в качестве ответчика – ООО «Дюртюлимелиоводстрой» (452308 РБ, Дюртюлинский район, село Иванаево, ул. Промышленная зона, д. 18/1) (ИНН: 0260007311).

  5. ООО «Дюртюлимелиоводстрой» представить в срок до 08.12.2022 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан следующую информацию и материалы:

5.1. Письменные пояснения по изложенным в определении обстоятельствам;

5.2. Количество уведомлений о наличии задолженности, направленных потребителю, с приложением уведомлений (писем), а также документов, подтверждающих надлежащее уведомление потребителя (за период с 01.01.2019 по настоящее время) по следующим договорам: ЗА-000-592РО-2019/ТКО, №ЗА-000-252РО-2021/ТКО, №5Б-001-677РО-2019/ТКО, №5Б-001-418РО-2019/ТКО, №5Б-001-001РО-2019/ТКО, №5Б-001-415РО-2019/ТКО, №55-001-4171РО-2019/ТКО;

5.3. Маршрутный журнал по форме, утвержденной Приказом Министерства природопользования и экологии РБ №358п от 16.04.2018, в котором указывается информация о движении мусоровоза и загрузке (выгрузке) ТКО по всем местам накопления потребителей (договора №ЗА-000-592РО-2019/ТКО, №ЗА-000-252РО-2021/ТКО, №5Б-001-677РО-2019/ТКО, №5Б-001-418РО-2019/ТКО, №5Б-001-001РО-2019/ТКО, №5Б-001-415РО-2019/ТКО, №55-001-4171РО-2019/ТКО) в период с 01.01.2019 и по настоящее время;

5.4. Иные документы и сведения, имеющие отношение к рассматриваемому вопросу.

6. Заявителям представить в срок до 08.12.2022 года следующую информацию:

6.1. Пояснения по изложенным в определении обстоятельствам;

6.2. Иные документы и сведения, имеющие отношение к рассматриваемому вопросу.

Обращаем Ваше внимание, в связи с пандемией новой коронавирусной инфекции явка представителей сторон на заседание комиссии признается не обязательной. Все необходимые документы могут быть направлены в адрес ведомства по эл.почте: to02@fas.gov.ru, to02-abdurahmanovm@fas.gov.ru.

Дополнительно сообщаем, что рассмотрение антимонопольного дела будет возможно посредством видеоконференц-связи на сайте: https://fas1.tconf.rt.ru/c/0270128325.

Связанные организации

Связанные организации не указаны