Предупреждение №9/16195 Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике... от 23 ноября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана

Текст документа

 Сохранить как PDF

Предупреждение №002/01/15-3071/2020

 

о прекращении действий, которые содержат признаки

нарушения антимонопольного законодательства

 

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан (далее - Управление) по результатам рассмотрения материалов Прокуратуры Республики Башкортостан действий Государственного комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре (450008, г.Уфа, ул.Советская,18)  установлено следующее. 

Согласно части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Статья 15 Закона о защите конкуренции представляет собой формальный состав правонарушения, который не требует обязательного наступления негативных последствий. Для определения в действиях субъектов квалифицирующих признаки состава данного нарушения, достаточно выявить факт наличия действий/бездействия органа местного самоуправления, которые могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Из данного положения следует, что достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.

В тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающих состязательность хозяйствующих субъектов, их не проведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.

Уклонение от проведения конкурса (аукциона) создает для данных субъектов преимущественные условия в получении указанного имущества во временное владение и (или) пользование и препятствует доступу к государственному или муниципальному ресурсу неопределенному кругу лиц, которые также могут иметь намерение приобрести права в отношении государственного или муниципального имущества. Проведение конкурса или аукциона позволяет обеспечить равный доступ к государственному или муниципальному имуществу всех заинтересованных в приобретении прав владения и (или) пользования в отношении данного имущества лиц и препятствует ограничению, недопущению, устранению конкуренции.

Прокуратурой Республики Башкортостан в связи с размещенными в средствах массовой информации публикациями проведена проверка законности предоставления ООО Специализированный застройщик «Садовое кольцо Уфа» (далее - ООО СЗ «СК УФА») земельного участка с кадастровым номером 02:55:******:*** в аренду без проведения торгов.

Прокуратурой Республики Башкортостан установлено, что 20.11.2019 между Государственным комитетом Республики Башкортостан по строительству и архитектуре (далее - Госстрой РБ) и ООО СЗ «СК УФА» заключено соглашение об обеспечении реализации масштабного инвестиционного проекта на земельном участке, предоставляемом в аренду юридическому лицу без проведения торгов.

Распоряжением Главы Республики Башкортостан от 23.04.2020 № РГ-129 названному обществу разрешено предоставить в аренду без проведения торгов земельный участок с кадастровым номером 02:55:******:*** площадью 36 817 кв.м для реализации масштабного инвестиционного проекта.

07.05.2020 между Администрацией ГО г. Уфа и ООО СЗ «СК УФА» заключен договор №246-2 аренды указанного земельного участка сроком до 27.04.2030.

Вместе с тем согласно п. 4 Порядка рассмотрения обосновывающих инвестиционный проект документов, определения соответствия инициатора инвестиционного проекта требованиям, установленным частью 2.1 статьи 12.1 Закона Республики Башкортостан «О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан», утвержденного постановлением Правительства РБ от 03.08.2018 № 371, совместно с ходатайством инициатором инвестиционного проекта представляется справка на дату не ранее чем 10 календарных дней до даты подачи ходатайства о наличии у инициатора инвестиционного проекта или учредителей (участников) инициатора инвестиционного проекта опыта работы в качестве застройщика не менее чем три года, предшествующих дате подачи ходатайства, подтверждаемого выданным в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности разрешением на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома в совокупном объеме не менее 10 тысяч квадратных метров общей площади жилых помещений.

Прокуратурой Республики Башкортостан установлено, что ООО СЗ «СК Уфа» в Госстрой РБ представлены справка о наличии у учредителей опыта работы в качестве застройщика и выданное ООО «Б» разрешение от 03.04.2017 № RU50-47-7823-2017 на ввод объекта в эксплуатацию - «Многоэтажный жилой дом с помещениями общественного назначения и подземным паркингом по адресу: Московская область, г. Красногорск, ул. Центральная, д. 1» (1 этап).

При этом в соответствии с разрешительной документацией строительство названного объекта включает в себя 3 этапа, в том числе 2 этап - ввод в эксплуатацию встроенно-пристроенной торговой части блок-секции БС-1, 3 этап - реализация оставшейся части благоустройства и озеленения.

Согласно ответу Министерства жилищной политики Московской области ООО «Б» за получением разрешений на ввод в эксплуатацию 2, 3 этапов строительства указанного объекта не обращалось.

В соответствии с п.п. 4.30, 5.1 Свода правил «Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов. Основные положения. Актуализированная редакция СНиП 3.01.04-87. СП 68.13330.2017», утвержденного приказом Минстроя России от 27.07.2017 № 1033/пр, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию выдается застройщику на каждый конкретный объект капитального строительства, на несколько объектов, входящих в технологический комплекс, на отдельный этап строительства в соответствии с разрешением на строительство и утвержденной проектной документацией.

Жилые здания секционного типа, состоящие из нескольких секций, за исключением специализированных жилых домов для престарелых и семей с инвалидами, могут в случаях, предусмотренных проектом, приниматься и вводиться в эксплуатацию отдельными этапами (блок-секциями) при условии полного окончания монтажа несущих и ограждающих конструкций, устройства кровли, подключения отопления в примыкающей секции и завершения благоустройства территории, прилегающей к сдаваемой секции.

Таким образом, соглашение от 20.11.2019 об обеспечении реализации масштабного инвестиционного проекта на земельном участке, предоставляемом в аренду юридическому лицу без проведения торгов, заключено между Госстроем РБ и ООО СЗ «СК УФА» с нарушением вышеизложенных норм в отсутствие у инициатора инвестиционного проекта или его учредителей (участников) необходимого опыта работы в качестве застройщика.

Статьей 15 Закона о защите конкуренции установлен ярко выраженный запрет на осуществление действий (бездействий), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Согласно пункту 2 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

Соответственно соглашение об обеспечении реализации масштабного инвестиционного проекта на земельном участке, предоставляемом в аренду юридическому лицу без проведения торгов, заключенное между Государственным комитетом Республики Башкортостан по строительству и архитектуре и ООО Специализированный застройщик «Садовое Кольцо», является ничтожным и не порождает правовых последствий.

Таким образом, действия Государственного комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре, выразившееся в заключении соглашения об обеспечении реализации масштабного инвестиционного проекта на земельном участке, предоставляемом в аренду ООО Специализированный Застройщик «Садовое Кольцо Уфа» без проведения торгов с нарушением действующего законодательства носит признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в целях пресечения действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции предупреждает о необходимости прекращений действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения, для чего в течение 10 дней со дня получения настоящего Предупреждения прекратить указанные действия путем:

  1. Уведомления ООО Специализированный Застройщик «Садовое Кольцо Уфа» о ничтожности соглашение об обеспечении реализации масштабного инвестиционного проекта на земельном участке;
  2. Возврата земельного участка с кадастровым номером 02:55:******:*** неправомерно переданного ООО Специализированный Застройщик «Садовое Кольцо Уфа» в муниципальную казну.

О выполнении данного предупреждения сообщить в Башкортостанское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

 

 

Руководитель                                                                                          А.Н.Хомяков

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ И АРХИТЕКТУРЕ
ИНН 0274151019, ОГРН 1100280036317