Решение б/н решение от 3 марта 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Заявитель:

ООО ЧОП «Скай Секьюрити»

РФ, г. Москва, ул. Привольная, д.2, корп.5, эт.2, пом.9 С2, ком.105

skysecurity@akmgroup.ru  

  

Заказчик:

АО «Башкортостанское ППК»

450095, г. Уфа, ул. Центральная, д. 13

rahimovrr@bppc.ru

 

Организатор закупки:

ОАО «РЖД»

rkz-mitjushovatp@kbsh.rzd.ru

 

                                       

                                                                                     

 

РЕШЕНИЕ № ТО002/10/18.1-510/2020

 

03.03.2020                                                                                   г. Уфа, ул. Пушкина, 95

 

Комиссия Башкортостанского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушения процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), в составе:

Председатель Комиссии:

– заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан;

Члены Комиссии:

 – начальник отдела естественных монополий и финансовых рынков Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан;

 – ведущий специалист-эксперт естественных монополий и финансовых рынков Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан,

в отсутствии представителя ООО ЧОП «Скай Секьюрити»,

в присутствии представителей и АО «Башкортостанское ППК»,

при рассмотрении жалобы ООО ЧОП «Скай Секьюрити» (вх.№3151 от 21.02.2020, вх.№3210 от 21.02.2020), поступившей из ФАС России (исх.№17/13049/20), на действия АО «Башкортостанское ППК» при проведении квалификационного отбора с ограничением срока подачи заявок в электронной форме №28996/ПОЭ-АО «Башкортостанская ППК»/2020/САМ организаций, обладающих достаточной квалификацией на право заключения договора на оказания услуг по сопровождению пригородных поездов, охране объектов и имущества АО «Башкортостанское ППК» в 2020-2023 гг,

в соответствии со ст. 18.1 Закона о защите конкуренции,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Башкортостанского УФАС России поступила жалоба ООО ЧОП «Скай Секьюрити» (вх.№3151 от 21.02.2020, вх.№3210 от 21.02.2020), поступившей из ФАС России (исх.№17/13049/20), на действия АО «Башкортостанское ППК» при проведении квалификационного отбора с ограничением срока подачи заявок в электронной форме №28996/ПОЭ-АО «Башкортостанская ППК»/2020/САМ организаций, обладающих достаточной квалификацией на право заключения договора на оказания услуг по сопровождению пригородных поездов, охране объектов и имущества АО «Башкортостанское ППК» в 2020-2023 гг.

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

03.02.2020 на официальном сайте РФ – zakupki.gov.ru Заказчиком было размещено извещение №32008835098 о проведении квалификационного отбора с ограничением срока подачи заявок в электронной форме №28996/ПОЭ-АО «Башкортостанская ППК»/2020/САМ организаций, обладающих достаточной квалификацией на право заключения договора на оказания услуг по сопровождению пригородных поездов, охране объектов и имущества АО «Башкортостанское ППК» в 2020-2023 гг.

Дата начала подачи заявок – 03.02.2020.

Дата окончания подачи заявок – 25.02.2020.

Дата подведения итогов – 12.03.2020.

Согласно Протоколу от 25.02.2020 №28996/ПОЭ-АО «Башкортостанское ППК»/2020/САМ/1 поступило 5 заявок на участие в закупке.

По мнению заявителя, Заказчиком нарушены ч.1 ст.3, ч.1 ст.2 Закона о закупках.

Заказчиком была представлена письменная позиция с приложением запрашиваемых документов.

Комиссия Башкортостанского УФАС России, исследовав все материалы, представленные сторонами, установила следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов; акты и (или) действия (бездействие) уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, могут быть обжалованы юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, права или законные интересы которых, по их мнению, нарушены в результате осуществления в отношении таких лиц процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, либо предъявления требования осуществить процедуру, не включенную в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства.

         Из вышеизложенного следует, что действия (бездействие) организатора торгов, в порядке, установленном статьей 18.1  Закона о защите конкуренции, могут быть обжалованы лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В соответствии с ч. 10 ст. 3 Закона о закупках, любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;

3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках, положение о закупке это документ, который регламентирует закупочную деятельность заказчика,  должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения является Положение о закупках.

В силу ч.1 ст.3 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами: информационная открытость закупки; равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика; отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов; акты и (или) действия (бездействие) уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, могут быть обжалованы юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, права или законные интересы которых, по их мнению, нарушены в результате осуществления в отношении таких лиц процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, либо предъявления требования осуществить процедуру, не включенную в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства.

При организации и проведении Квалификационного отбора АО «Башкортостанская пассажирская пригородная компания» руководствовалось Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», Законом РФ от 11 марта 1992 г. № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об охранной деятельности) и Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд АО «Башкортостанская ППК» (далее – Положение о закупках).

Положение о закупках было принято к руководству и исполнению с 26.10.2018 года и размещено Единой информационной системе в сфере закупок  www.zakupki.gov.ru в соответствии с требованиями Закона о закупках.

Квалификационной документацией предусмотрены «Критерии и порядок оценки и сопоставления квалификационных заявок» (Приложение №1.3 к квалификационной документации) (далее – Критерии). Критерии оценки заявок: опыт участника, квалификация персонала, членство в саморегулируемых организациях в сфере охранной деятельности, наличие производственных мощностей, наличие фактов неисполнения обязательств перед заказчиком и/или третьими лицами.

Критерии оценки разработаны на основании примерных форм  квалификационной документации, установленных в соответствии с разъяснениями вице-президента ОАО «РЖД» Федосеева Н.В. от 22 июля 2016 г. №исх-13008 «Об организации и проведении процедур закупок услуг по охране объектов ОАО «РЖД», письма начальника департамента безопасности АО «РЖД» В.В. Шендрика №исх-9576/ЦБЗ от 20.12.2019г., с учетом особенностей хозяйственной деятельности АО «Башкортостанская ППК» согласно письма начальника ЦОПР А.Ю. Белянкина №ИСХ-1503/ЦОПР от 30.12.2019г.

Количество баллов для признания участника, прошедшим предварительный квалификационный отбор – 80 баллов.

По мнению Заявителя неправомерно установлены Заказчиком следующие критерии и порядок оценки:

1. Пункт 3. Членство в саморегулируемых организациях в сфере охранной деятельности (Максимальное количество баллов – 10 баллов).

В подтверждение наличия членства в саморегулируемой организации в сфере охранной деятельности участник в составе заявки должен представить: свидетельство о членстве в СРО (в подтверждение членства в саморегулируемой организации в сфере охранной деятельности);или свидетельство о членстве в СРО и соглашение о взаимодействии с ОАО «РЖД» (в подтверждение членства в саморегулируемой организации в сфере охранной деятельности, имеющей соглашение о взаимодействии с ОАО «РЖД»).

По мнению заявителя, в случае отсутствия данных свидетельств о членстве СРО баллы не начисляются. Необходимость членства в СРО законодательные акты РФ о частной охранной деятельности не содержат.

Комиссия установила, что критерий «Членство в саморегулируемых организациях в сфере охранной деятельности» (п.3 Приложения №1.3 к квалификационной документации) не является обязательным квалификационным требованиям к участникам процедуры, а служит для оценки и сопоставления заявок участников. Участники, у которых отсутствует свидетельство о членстве в СРО, не исключаются из процедуры оценки и круг участников процедуры не ограничивается.

Членство в саморегулируемых организациях в сфере охранной деятельности, не являясь обязательным требованием для частных охранных организаций, тем не менее показывает качественный уровень организации-участника предварительного квалификационного обора, принятие и выполнение им жестких требований системы обеспечения качества оказания охранных услуг, соответствующей ФЗ «О частной детективной и охранной деятельности», а также ОАО «РЖД».

Федеральный закон № 315 от 01.12.2007 "О саморегулируемых организациях" предусматривает обеспечение саморегулируемой организацией дополнительной имущественной ответственности каждого ее члена перед потребителями произведенных товаров (работ, услуг) и иными лицами  в виде формирования компенсационного фонда и/или создание системы личного и (или) коллективного страхования, что является для заказчика дополнительной финансовой гарантией.

СРО является эффективным инструментом, позволяющим на законном основании осуществлять централизованное регулирование в данной области.

Также саморегулируемая организация устанавливает стандарты и правила предпринимательской или профессиональной деятельности, обязательных для выполнения всеми членами саморегулируемой организации, что также является дополнительной гарантией качества предоставляемых услуг.

Реализация полномочий СРО основывается на демократических принципах — публичности деятельности СРО, коллегиальности принятия решений, открытости процедур, что будет способствовать повышению ответственности участника – члена СРО перед заказчиком.

Наличие членства в СРО является оценочным критерием выбора Исполнителя и подтверждает как деловую репутацию участника, так и финансовую устойчивость, надежность и способность оказать услуги, предусмотренные документацией.

Установление настоящего критерия не приводит к исключению из числа участников закупки хозяйствующих субъектов по причинам, не связанным с обеспечением удовлетворения потребностей заказчика. Установленные заказчиком данного критерия не препятствует подачи заявки и не лишает претендента возможности конкурировать по всем установленным критериям.

Кроме того, наличие указанного критерия оценки не может быть расценено, как ограничение конкуренции в связи с тем, что на данный Квалификационный отбор представлены заявки от 5 участников, что подтверждается протоколом вскрытия квалификационных заявок № 28996/ПОЭ-АО «Башкортостанская ППК»/2020/САМ/1 от «25» февраля 2020 г.

2. Пункт 4. Наличие производственных мощностей. Подпункт 4.1 Наличие дежурных служб (Максимальное количество баллов - 5 балла) и подпункт 4.2 Наличие групп быстрого реагирования (Максимальное количество баллов - 20 баллов).

В подтверждение наличия на момент подачи заявки производственных мощностей участник в составе заявки должен представить:

Подпункт 4.1. В подтверждение наличия на момент подачи заявки дежурных служб:

- документ, подготовленный по Форме сведений о наличии дежурных служб, представленной в приложении № 1.2 квалификационной документации;

- действующие договоры аренды помещений для размещения персонала дежурной службы (в случае отсутствия договоров аренды помещений для размещения персонала дежурной службы критерий для претендента не оценивается);

- копию штатного расписания.

Документы, перечисленные в пункте 3.4.1 приложения №1.3 к квалификационной документации, представляются в электронной форме, в составе квалификационной  заявки.

В случае участия в закупке нескольких лиц на стороне одного участника, при сопоставлении заявок по критерию оценки «Наличие дежурных служб» оценка осуществляется в совокупности на основании информации, представленной в отношении лиц, выступающих на стороне участника.

Подпункт 4.2. В подтверждение наличия на момент подачи заявки групп быстрого реагирования участник в составе заявки должен представить:

- документ, подготовленный по Форме сведений о наличии групп быстрого реагирования, представленной в приложении № 1.2 квалификационной документации;

- копии заключений о согласовании специальной раскраски, информационных надписей и знаков на транспортных средствах частных охранных организаций, полученным в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.08.1992 № 587 в отношении всех единиц техники, используемых ГБР (в случае отсутствия заключений о согласовании специальной раскраски, информационных надписей и знаков на транспортных средствах критерий для претендента не оценивается);

- копии паспортов транспортных средств (ПТС) на каждую единицу техники, используемую ГБР (при наличии такого ПТС в отношении такого транспортного средства в соответствии с действующим законодательством);

- копии инвентарных карточек учета объектов основных средств унифицированной формы ОС-6 (при наличии указанных объектов в собственности), или копии договоров аренды (лизинга), копии договоров безвозмездного пользования, или копии договоров субаренды с приложением актов, подтверждающих факт передачи такого оборудования участнику закупки, или копии иных документов, подтверждающих факт наличия материальных средств участника закупки на ином законном основании;

- копию штатного расписания

Документы, перечисленные в пункте 3.4.2 приложения №1.3 к квалификационной документации, представляются в электронной форме, в составе квалификационной заявки.

В случае участия в закупке нескольких лиц на стороне одного участника, при сопоставлении заявок по критерию оценки «Наличие групп быстрого реагирования» оценка осуществляется в совокупности на основании информации, представленной в отношении лиц, выступающих на стороне участника.

По мнению заявителя, общего необходимого количества сотрудников охраны Заказчиком не определено. Требование о наличии групп быстрого реагирования законодательно не установлено, требования заказчика налагают дополнительные непредусмотренные финансовые обязательства на участника для участия в квалификационном отборе.

Общее потребное количества сотрудников охраны, необходимое Заказчику, определено в п. 2 Приложения №1.3 «Критерии и порядок оценки и сопоставления квалификационных заявок» - параметр П = 245 .

Подпункт 4.1. Данный критерий включен для оценки наличия у участника дежурных служб охранных организаций, предназначенных организации управления нарядами охраны на охраняемых объектах. При значительном количестве дежурных служб, количество нарядов охраны и ГБР, замкнутых на дежурную службу, уменьшается, что позволяет более оперативно реагировать и управлять нарядами охраны при возникновении внештатных и чрезвычайных ситуаций на охраняемых объектах.

Комиссия отмечает, что данные требования обусловлены спецификой работы АО «Башкортостанская ППК» и необходимостью качественной организации текущей ежедневной работы нарядов охраны (выдача маршрутных листов, организация инструктажей нарядов, контроль за оперативной обстановкой на охраняемых объектах и др.) с учетом территориального расположения охраняемых объектов Компании, находящихся в 6-ти регионах Российской Федерации.

Данный критерий оценивается на основании анализа представленных претендентом сведений о наличии у него дежурных служб, с указанием их количества и фактического местонахождения, с приложением копии штатного расписания, договоров аренды помещений для размещения персонала дежурной службы (в случае отсутствия договоров аренды помещений для размещения персонала дежурной службы критерий для претендента не оценивается).

Критерий «Наличие дежурных служб» (п. 4.1 Приложения №1.3 к квалификационной документации) не является обязательным квалификационным требованиям к участникам процедуры, а служит для оценки и сопоставления заявок участников. Участники, у которых отсутствуют дежурные службы, не исключаются из процедуры оценки и круг участников процедуры не ограничивается.

Кроме того, наличие указанного критерия оценки не может быть расценено, как ограничение конкуренции в связи с тем, что на данный Квалификационный отбор представлены заявки от 5 участников, что подтверждается протоколом вскрытия квалификационных заявок № 28996/ПОЭ-АО «Башкортостанская ППК»/2020/САМ/1 от «25» февраля 2020 г.

Подпункт 4.2. «Наличие групп быстрого реагирования» Данный подкритерий оценивается путем сопоставления представленных претендентом сведений о количестве групп быстрого реагирования, находящихся в его распоряжении.

Данный критерий включен для оценки наличия у участника групп быстрого реагирования, предназначенных для оказания помощи нарядам охраны для отражения нападения на охраняемый объект, а также усиления охраны объектов в случае установления более высокого уровня безопасности в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2008 г. №940 и в случае возникновения иных внештатных и чрезвычайных ситуаций на охраняемых объектах Компании, учитывая значительную удаленность охраняемых объектов, находящихся в 6-ти субъектах Российской Федерации.

Из письменных пояснений Заказчика следует, что данные требования обусловлены спецификой работы АО «Башкортостанская ППК» и необходимостью организации текущей ежедневной работы нарядов охраны с учетом территориального расположения охраняемых объектов Компании. В своем составе АО «Башкортостанская ППК» имеет 6 производственных участков, территориально расположенных в 6 субъектах РФ, с которыми заключены договора на транспортное обслуживание: Карламанский участок (Республика Башкортостан), Чишминский участок (Республика Башкортостан, Оренбургская область), Иглинский участок (Республика Башкортостан, Челябинская область), Пензенский участок (Пензенская область), Рузаевский участок (Республика Мордовия) и Ульяновский участок (Ульяновская область). С учетом опыта работы, на каждый производственный участок необходимо привлечение по 1 (одной) группе быстрого реагирования на участок.

Критерий «Наличие групп быстрого реагирования» (п. 4.2 Приложения №1.3 к квалификационной документации) не является обязательным квалификационным требованиям к участникам процедуры, а служит для оценки и сопоставления заявок участников. Участники, у которых отсутствуют группы быстрого реагирования, не исключаются из процедуры оценки и круг участников процедуры не ограничивается.

Вышеуказанные критерии оценки (п. 4.1, п.4.2) являются инструментом сопоставления сведений о наличии у участников процедуры реальной возможности выполнения задач по охране объектов Заказчика (в том числе, связанных с охраной жизни и здоровья сотрудников Заказчика), а не ожидания от него создания или привлечения ресурсов после подведения итогов.

Также Комиссия считает несостоятельным мнение заявителя о наложении на него дополнительных непредусмотренных финансовых обязательств на участника, т.к. в период предварительного квалификационного отбора никаких финансовых затрат его участники не несут.

3. Пункт 5. Наличие фактов неисполнения, ненадлежащего исполнения обязательств перед заказчиком и/или третьими лицами (Общее количество баллов, присвоенных заявке по итогам оценки снижается на 10 баллов):

Пункт 5. В подтверждение отсутствия фактов неисполнения обязательств на момент подачи заявки участник в составе заявки должен представить:

Справку в произвольной форме о наличии/отсутствии у участника фактов неисполнения обязательств перед контрагентами, подтвержденных вступившими в силу решениями суда и/или наличия/отсутствия неурегулированных претензий по договорам, указанным в документе, подготовленным в соответствии с Формой сведений об опыте выполнения работ, оказания услуг, поставки товаров, представленной в приложении № 1.2 квалификационной документации о наличии требуемого опыта, признанных участником.

По мнению заявителя, установление указанных требований к участникам закупки ограничивает круг участников закупки.

По письменным пояснениям Заказчика, наличие/отсутствие фактов неисполнения обязательств является фактором, характеризующим деловую репутацию, надежность и способность выполнить взятые на себя обязательства конкретным участником, т.е. критерием оценки, позволяющим сравнивать и оценивать потенциальные возможности участников процедуры. Отсутствие у участника закупки отрицательного опыта исполнения договоров, заключающегося в неисполнении договора участником или наличии претензий к участнику закупки, свидетельствует о добросовестности контрагента, что является одним из условий, определяющих уровень квалификации участника.

Между тем, Комиссия отмечает, что наличие/отсутствие у участника на момент подачи заявки фактов неисполнения обязательств перед заказчиком и/или третьими лицами (имеющегося негативного опыта исполнения договоров), а также подтверждающих документов, не влияет на возможность надлежащего исполнения таким участником обязательств по договору, заключаемому по результатам закупки.

Таким образом, довод заявителя о нарушении Заказчиком п.2 ч.1 ст.3 Закона о закупках, а именно включения в критерий оценки имеющегося негативного опыта исполнения договоров на оказание охранных услуг, является обоснованным

4. Пункт 1. Опыт участника. Подпункт 1.1 Опыт оказания охранных услуг внутренних помещений и территорий объектов, за исключением объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта (Максимальное количество баллов - 25 баллов) и подпункт 1.2 Опыт оказания охранных услуг на объектах транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта -  сопровождение пригородных поездов (Максимальное количество баллов – 20 баллов).

Порядком оценки по критерию определено, что опыт оценивается путем деления среднегодовой стоимости оказанных j-ым участником услуг по охране внутренних помещений и территорий объектов, за исключением объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта за периоды, указанные каждым участником в сведениях об опыте оказанных услуг, но не ранее 2016 г. на максимальную среднегодовую стоимость оказанных услуг по охране внутренних помещений и территорий объектов, за исключением объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта за периоды, указанные каждым участником в сведениях об опыте оказанных услуг, но не ранее 2016 г., из всех, предложенных участниками.

В подтверждение опыта оказания услуг участник в составе заявки представляет:

- документ, подготовленный в соответствии с Формой сведений об опыте выполнения работ, оказания услуг, поставки товаров, представленной в приложении № 1.2 квалификационной документации о наличии требуемого опыта;

- акты об оказании услуг;

- договоры на оказание услуг (представляются все листы договоров со всеми приложениями), заключенные в соответствии Федеральными законами № 44-ФЗ и № 223-ФЗ;

- документы, подтверждающие правопреемство в случае предоставления в подтверждение опыта договоров, заключаемые иными лицами, не являющимися участниками закупки (договор о правопреемстве организации, передаточный акт и др.).

По мнению заявителя, отсутствие у участника Квалификационного отбора опыта охранных услуг и вышеуказанных документов, не может являться подтверждением невозможности надлежащего исполнения обязательств по договору оказания охранных услуг, заключаемому по результатам закупки.

Требование о наличии опыта по предмету предварительного квалификационного отбора предусмотрено подпунктами 1.1, 1.2 пункта 2 Критериев оценки и сопоставления квалификационных заявок, и установлено в соответствии с п.п. 7а п. 214 Положения о закупке АО «Башкортостанская ППК».

Документацией прямо предусмотрены форма и порядок предоставления заявок на участие в предварительном отборе, методика оценки заявок, включающая в себя наименование критерия оценки, его значимость и порядок оценки по критерию, которые являются обязательными для всех участников, что свидетельствует об отсутствии ограничения конкуренции. Указанные требования к форме и порядку предоставления заявок не являются неизмеряемыми, наоборот, указанные требования предельно просты и понятны, что подтверждается отсутствием запросов на разъяснение данных требований со стороны участников предварительного отбора.

В целях отсутствия дискриминации участников, не имеющих опыта оказания охранных услуг по сопровождению подвижного состава, перевозящего пассажиров на сети железных дорог, критерий «опыт участника» содержит два варианта оценки, указанные в п.п. 1.1. и 1.2:

- путем деления среднегодовой стоимости оказанных участником услуг по охране внутренних помещений и территорий объектов, за исключением объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта за периоды, указанные каждым участником в сведениях об опыте оказанных услуг, но не ранее 2016 г. на максимальную среднегодовую стоимость оказанных услуг по охране внутренних помещений и территорий объектов, за исключением объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта за периоды, указанные каждым участником в сведениях об опыте оказанных услуг, но не ранее 2016 г., из всех, предложенных участниками, а также

- путем деления среднегодовой стоимости оказанных j-ым участником услуг по охране объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта - сопровождение пригородных поездов,   за периоды, указанные каждым участником в сведениях об опыте оказанных услуг, но не ранее 2016 г. на максимальную среднегодовую стоимость оказанных услуг по охране объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта - сопровождению пригородных поездов,  за периоды, указанные каждым участником в сведениях об опыте оказанных услуг, но не ранее 2016 г., из всех, предложенных участниками.

При этом период оценки (2016-2018 годы) выбран для выявления организаций, реально осуществляющих хозяйственную деятельность и объективной оценки предприятий, возможно существующих длительное время, однако в настоящее время деятельность не ведущих (или ведущих ее в иных объемах). При этом доступ к участию в закупке хозяйствующих субъектов (круг претендентов) не ограничивается, поскольку документацией не устанавливается минимальный или максимальный опыт работы.

Оценка опыта оказания услуг по сопровождению подвижного состава, перевозящего пассажиров на сети железных дорог включена в критерий оценки «опыт участника» в связи с тем, что охрана в электропоездах и на объектах инфраструктуры железной дороги имеет ряд особенностей, а именно: Разъездной характер работы ЧОП с пунктами явки на конечных станциях;Знание правил перевозки пассажиров, утвержденных Приказом Минтранса РФ от 19.12.2013 г.;Знание специфики работы разъездных контролеров-кассиров, технологии обслуживания пассажиров;       Практика организации перевозок ж/д транспортом детских групп и маломобильных групп населения; Практика проведения совместной работы по контролю наличия проездных документов у пассажиров на станциях и остановочных пунктах;       Знание требований по технике безопасности при нахождении на ж/д транспорте и ж/д путях.

Учитывая изложенное, Заказчик заинтересован в отборе и последующем заключении договора на оказание охранных услуг с участником, уже имевшим опыт оказания таких услуг по сопровождению подвижного состава, перевозящего пассажиров на сети железных дорог, поскольку такой участник не является «новичком» на рынке таких услуг и способен оказать их с должным качеством. Максимальное количество баллов за наличие данного опыта – 20 баллов.

Комиссия отмечает, с целью недопущения дискриминации участников, не имеющих такого опыта, в критерий оценки «опыт участника» включен вариант оценки оказания любых охранных услуг. Максимальное количество баллов за наличие данного опыта – 25 баллов.

Таким образом, участник, не имеющий опыта оказания услуг по сопровождению подвижного состава, перевозящего пассажиров на сети железных дорог, тем не менее, мог набрать большее количество баллов по указанному критерию, чем участник, имеющий такой опыт, и в совокупности набрать количество баллов, минимально необходимое для признания такого участника прошедшим предварительный квалификационный отбор.

Таким образом, подкритерий «Опыт участника» применяется Заказчиком обоснованно, с целью сопоставления и оценки возможностей участников, не ограничивает круг участников процедуры, и не признан подтверждать невозможность ненадлежащего исполнения обязательств по договору.

Данные критерии не является обязательными квалификационными требованиями, в связи с чем участник, имеющий любой опыт исполнения договоров на оказание охранных услуг, не исключается из процедуры оценки и круг участников процедуры не ограничивается.

Основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.

Потенциальные участники должны принимать собственные меры и усилия, чтобы стать владельцем товара, работ, услуг, соответствующего потребностям заказчика.

Как указал Президиум ВАС России, то или иное условие документации о закупке может рассматриваться как нарушающее закон, если антимонопольный орган докажет, что это условие включено в документацию о закупке специально для того, чтобы обеспечить победу в закупке конкретному хозяйствующему субъекту.

Комиссией также установлено, что заявитель документы на участие в предварительном квалификационном отборе не представлял, в период размещения заказа на торговой площадке за разъяснениями к организатору торгов и Заказчику не обращался, хотя такую реальную возможность имел.

Таким образом, доводы, изложенные в жалобе о нарушении заказчиком ч.1 ст.3 Закона о закупках, а также ч.1 ст.2 Закона о закупках являются необоснованными.

На основании вышеизложенного, жалоба ООО ЧОП «Скай Секьюрити» (вх.№3151 от 21.02.2020, вх.№3210 от 21.02.2020), поступившей из ФАС России (исх.№17/13049/20), на действия АО «Башкортостанское ППК» при проведении квалификационного отбора с ограничением срока подачи заявок в электронной форме №28996/ПОЭ-АО «Башкортостанская ППК»/2020/САМ организаций, обладающих достаточной квалификацией на право заключения договора на оказания услуг по сопровождению пригородных поездов, охране объектов и имущества АО «Башкортостанское ППК» в 2020-2023 гг, является обоснованной в части установления в Документации о закупке пункта предоставления участником на момент подачи заявки фактов неисполнения обязательств перед заказчиком и/или третьими лицами (имеющегося негативного опыта исполнения договоров).

Учитывая, что предметом закупки является квалификационный отбор, а также тот факт, что на данный квалификационный отбор представлены заявки от 5 участников, что подтверждается протоколом вскрытия квалификационных заявок № 28996/ПОЭ-АО «Башкортостанская ППК»/2020/САМ/1 от «25» февраля 2020, предписание заказчику не выдавать. 

В соответствии с частью 3 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции обжалование актов и (или) действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, в антимонопольный орган не является препятствием для обжалования этих актов и (или) действий (бездействия) в судебном порядке.

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО ЧОП «Скай Секьюрити» (вх.№3151 от 21.02.2020, вх.№3210 от 21.02.2020), поступившей из ФАС России (исх.№17/13049/20), на действия АО «Башкортостанское ППК» при проведении квалификационного отбора с ограничением срока подачи заявок в электронной форме №28996/ПОЭ-АО «Башкортостанская ППК»/2020/САМ организаций, обладающих достаточной квалификацией на право заключения договора на оказания услуг по сопровождению пригородных поездов, охране объектов и имущества АО «Башкортостанское ППК» в 2020-2023 гг. в части установления в Документации о закупке пункта предоставления участником на момент подачи заявки фактов неисполнения обязательств перед заказчиком и/или третьими лицами (имеющегося негативного опыта исполнения договоров).

2. Предписание АО «Башкортостанское ППК» не выдавать, в связи с тем,  что предметом закупки является квалификационный отбор, а также тот факт, что на данный квалификационный отбор представлены заявки от 5 участников, что подтверждается протоколом вскрытия квалификационных заявок № 28996/ПОЭ-АО «Башкортостанская ППК»/2020/САМ/1 от «25» февраля 2020.

 

Председатель комиссии                                                                           

 

Члены комиссии                                                                                  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Примечание: В соответствии с ч. 23 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции решение и предписание комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течении трех месяцев со дня принятия решения

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны