Решение б/н реклама, размещенная на 1 стр. информационно-рекламной газет... от 31 октября 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ИП <...>

453300, РБ, г. Кумертау, ул. Шахтостроительная, 33, кв. 40

 

Заинтересованное лицо:

Администрация ГО г. Кумертау

453300, РБ, г. Кумертау, ул. Ленина, 18

adm52@bashkortostan.ru

Заявитель:

(вх. № 7816 от 23.05.2019)

РЕШЕНИЕ

(по делу № ТО002/05/5-1468/2019)

31.10.2019 года

г. Уфа, ул. Пушкина, 95

Комиссия Башкортостанского УФАС России по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:

Председатель комиссии:

<...> – заместитель руководителя – начальник отдела взаимодействия с государственными органами, аналитической работы и рекламы;

Члены Комиссии:

<...> – главный специалист-эксперт отдела взаимодействия с государственными органами, аналитической работы и рекламы;

<...> – ведущий специалист-эксперт отдела взаимодействия с государственными органами, аналитической работы и рекламы;

рассмотрев обращение б/н от 15.05.2019 года (вх. № 7816 от 23.05.2019, поступившее в отдел взаимодействия с государственными органами, аналитической работы и рекламы 20.06.2019 года, срок рассмотрения обращения продлен) по признакам нарушения пункта 4 части 3 части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе» (далее по тексту - ФЗ «О рекламе»),

в отсутствии:

- ИП <...> извещенного надлежащего образом,

УСТАНОВИЛА:

В соответствии со статьей 1 Федерального закона «О рекламе» целями настоящего Федерального закона являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в РФ единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, создание благоприятных условий для производства и распространения социальной рекламы, предупреждение нарушения законодательства РФ о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.

Целью любого закона является защита и охрана определенных общественных интересов. Включение законодателем в цели Федерального закона «О рекламе» предотвращения и пресечения ненадлежащей рекламы, говорит о том, что распространение такой рекламы уже является угрозой общественным интересам, охраняемым данным законом.

Согласно пункту 6.1.1 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы (приложение №1 к приказу ФАС России от 23.07.2015 №649/15) территориальный орган осуществляет контроль за соблюдением коммерческими и некоммерческими организациями законодательства о рекламе.

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан, направлено обращение б/н от 15.05.2019 года (вх. № 7816 от 23.05.2019, поступившее в отдел взаимодействия с государственными органами, аналитической работы и рекламы 20.06.2019 года, срок рассмотрения обращения продлен) о наличии признаков нарушения ФЗ «О рекламе» при распространении рекламы, размещенной на 1 стр. информационно-рекламной газеты «Метро РБ Кумертау» № 15 (397) от 27.04.2019 года следующего содержания:

«Ритуальный салон социальные похороны от 5 500 руб+. ИП <...>. ОГРН 318028000092660…».

В своем обращении (в части нарушения ФЗ «О рекламе») заявитель указывает, что нереально низкие цены за похороны в сумме от 5000 и 5500 рублей вводят в заблуждение граждан, так как в городе Кумертау только копка могилы стоит 5000 рублей.

В соответствии с пунктом 4 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения:

- о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.

В соответствии с частью 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Согласно части 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 4 части 3 и части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе», несет рекламодатель.

Управлением был направлен запрос в ООО «Маркетинг-МИКС» (редакция газеты «Метро РБ Кумертау») для установления рекламодателя данной рекламы.

Из ответа ООО «Маркетинг-МИКС» (редакция газеты «Метро РБ Кумертау») (вх. № 9719 от 26.06.2019) следует, что рекламодателем является ИП <...> (453300, РБ, г. Кумертау, ул. Шахтостроительная, д. 33, кв. 40 ОГРИП 318028000092660) в соответствии с представленным договором № 31 от 25.02.2019 года «О размещении/опубликовании рекламно-информационных материалов в печатных средствах массовой информации».

09.07.2019 года в адрес Управления, от заявителя поступило дополнение к ранее поданному обращению (в части нарушения ФЗ «О рекламе») (вх. № 10605 от 09.07.2019) в том числе: копия квитанции службы «Ритуал» МУПДОР, аудиозапись на электронном носите, страница 11 газеты «Твоя газета» г. Кумертау, копия медицинского свидетельства о смерти.

17.07.2019 года лица, участвующие в рассмотрении дела, на заседание Комиссии не явились.

Почтовое уведомление, направленное в адрес ИП <...> (453300, РБ, г. Кумертау, ул. Шахтостроительная, д. 33, кв. 40), согласно информации, размещенной на официальном сайте ФГУП «Почта России» (www.pochta.ru) с почтовым идентификатором 80085937009223 хранится в почтовом отделении с пометкой «Неудачная попытка вручения» (06.07.2019, 15:48).

Комиссией Башкортостанского УФАС России было принято решение: продлить срок рассмотрения дела; отложить рассмотрение дела на другую дату.

24.07.2019 года в адрес Управления от ИП <...> поступили следующие документы (вх. № 11578 от 24.07.2019): ходатайство о рассмотрении дела, назначенного на 05.08.2019 года, без участия ИП <...>.; письменные пояснения по делу; приходный кассовый ордер № 38 от 22.04.2019; договор №31 о размещении/опубликовании РИМ в печатных СМИ от 25.02.2019; рекламный модуль; акт № 61 от 29.04.2019 года; учредительные документы ИП <...>.; прейскурант на социальные похороны (минимальный пакет товаров и услуг).

05.08.2019 года лица, участвующие в рассмотрении дела, на заседание Комиссии не явились.

Ранее поступившее ходатайство ИП <...> (вх. № 11578 от 24.07.2019) о рассмотрении дела, назначенного на 05.08.2019 года, без его участия – удовлетворено.

Комиссией Башкортостанского УФАС России было принято решение: отложить рассмотрение дела на другую дату.

15.08.2019 года в адрес Управления от ИП <...>поступили следующие документы (вх. № 12927 от 15.08.2019): дополнительные пояснения по делу.

Также поступило ходатайство о рассмотрении дела, назначенного на 27.08.2019 года, без участия ИП<...>.

27.08.2019 года лица, участвующие в рассмотрении дела, на заседание Комиссии не явились.

Ранее поступившее ходатайство ИП <...>. (вх. № 12927 от 15.08.2019) о рассмотрении дела, назначенного на 27.08.2019 года, без его участия – удовлетворено.

Комиссией Башкортостанского УФАС России было принято решение: привлечь к участию в деле в качестве заинтересованного лица - Администрацию ГО г. Кумертау; отложить рассмотрение дела на другую дату.

03.09.2019 года по электронной почте в адрес управления поступил ответ на запрос от Администрации ГО г. Кумертау (исх. № 14/5665 от 03.09.2019) (вх. № 14084 от 03.09.2019).

04.09.2019 года по электронной почте в адрес управления поступили пояснения по делу от Администрации ГО г. Кумертау (исх. № 21/5713 от 04.09.2019) (вх. № 14156 от 04.09.2019), а также ходатайство о рассмотрении дела назначенного на 12.09.2019 года в отсутствие представителя Администрации.

05.09.2019 года по почте России в адрес управления поступил ответ на запрос от Администрации ГО г. Кумертау (исх. № 14/5665 от 03.09.2019) (вх. № 14291 от 05.09.2019) аналогичный по содержанию ранее поступившему (вх. № 14156 от 04.09.2019).

12.09.2019 года лица, участвующие в рассмотрении дела, на заседание Комиссии не явились.

Ранее поступившее ходатайство от Администрации ГО г. Кумертау (исх. № 21/5713 от 04.09.2019) (вх. № 14156 от 04.09.2019) о рассмотрении дела назначенного на 12.09.2019 года в отсутствие представителя Администрации, удовлетворено.

12.09.2019 года Комиссией Башкортостанского УФАС России было принято решение:

1) приостановить производство по делу № ТО002/05/5-1468/2019;

2) вынести данную рекламу на обсуждение Экспертного Совета по применению законодательства РФ о рекламе.

В соответствии с абзацем 2 пункта 35 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, рассмотрение дела может быть приостановлено антимонопольным органом в случае необходимости проведения экспертизы или получения заключения специалиста

Течение срока при приостановлении дела прерывается и продолжается с даты возобновления дела.

09.10.2019 года состоялось заседание Экспертного Совета.

В связи с получением заключения Экспертного Совета по применению законодательства РФ о рекламе, основания для дальнейшего приостановления производства по делу отсутствуют.

14.10.2019 года в адрес УФАС по РБ от ИП <...> поступили следующие материалы (вх. № 16496 от 14.10.2019):

- заявление от 06.10.2019 года;

- товарный чек от 09.08.2019 года;

- объяснение от <...> от 03.09.2019 года;

- прейскурант на социальные похороны;

- свидетельство о смерти.

23.10.2019 года в адрес УФАС по РБ, по электронной почте от Администрации ГО г. Кумертау (исх. № 21/6957 от 23.10.2019) поступило ходатайство о рассмотрении дела, назначенного на 28.10.2019 года в отсутствие представителя Администрации (вх. № 17209 от 23.10.2019).

28.10.2019 года на заседании Комиссии по рассмотрению дела по признакам нарушения законодательства о рекламе ИП <...> не явился.

Почтовое уведомление о дате, времени, месте рассмотрения указанного дела, направленное в адрес ИП <...> (453300, РБ, г. Кумертау, ул. Шахтостроительная, д. 33, кв. 40), согласно информации, размещенной на официальном сайте Национальной почтовой службы (https://nationalpost.ru/ru/) с номером отправления 82500000594675, адресату не доставлено.

Ранее поступившее ходатайство от Администрации ГО г. Кумертау (вх. № 17209 от 23.10.2019) о рассмотрении дела без участия представителя Администрации, удовлетворено.

28.10.2019 года Комиссией Башкортостанского УФАС России было принято решение:

1. отложить рассмотрение дела на другую дату.

31.10.2019 года на заседании Комиссии по рассмотрению дела по признакам нарушения законодательства о рекламе ИП <...> не явился.

Телеграмма с уведомлением о дате, времени, месте рассмотрения указанного дела, направленная ИП <...> по адресу места регистрации, указанного в паспорте, не доставлена – квартира закрыта, адресат по извещению за телеграммой не является.

В соответствии со статьей 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю.

Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

В пункте 63 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» указано: «По смыслу пункта 1 статьи 165.1 ГК РФ юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, должно быть направлено по адресу его регистрации по месту жительства или пребывания либо по адресу, который гражданин указал сам (например, в тексте договора), либо его представителю (пункт 1 статьи 165.1 ГК РФ).

При этом необходимо учитывать, что гражданин, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо несут риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресам, перечисленным в абзацах первом и втором настоящего пункта, а также риск отсутствия по указанным адресам своего представителя. Гражданин, сообщивший кредиторам, а также другим лицам сведения об ином месте своего жительства, несет риск вызванных этим последствий (пункт 1 статьи 20 ГК РФ). Сообщения, доставленные по названным адресам, считаются полученными, даже если соответствующее лицо фактически не проживает (не находится) по указанному адресу».

Исходя из вышеизложенного, Комиссия Башкортостанского УФАС России считает, что направление телеграммы о дате, времени, и месте рассмотрения дела, по адресу места регистрации, указанному в паспорте гражданина ИП <...>, является надлежащим уведомлением данного лица.

31.10.2019 года Комиссией Башкортостанского УФАС России по делу ТО002/05/5-1468/2019 было принято решение:

1. исключить признаки нарушения пункта 4 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

2. признать указанную рекламу ненадлежащей, нарушающей часть 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

3. выдать предписание о прекращении нарушения законодательства РФ «О рекламе» ИП <...>.

4. передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Башкортостанского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении ИП <...>.

Исследовав материалы дела, Комиссия приходит к выводу, что реклама, размещенная на 1 стр. информационно-рекламной газеты «Метро РБ Кумертау» № 15 (397) от 27.04.2019 года следующего содержания:

«Ритуальный салон социальные похороны от 5 500 руб+. ИП <...> ОГРН 318028000092660…», нарушает часть 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе». При этом Комиссия исходит из следующего.

В своем обращении заявитель указывает на недобросовестность и недостоверность рекламы, в части указания низкой цены за похороны от 5500 рублей.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме, с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В силу пункта 2 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» объектом рекламирования является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Согласно пункту 3 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Распространенная информация подпадает под понятие «реклама», поскольку обладает всеми ее признаками - распространяется в информационно-рекламной газете, адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания к услугам оказываемым ИП <...>

На заседании Комиссии были представлены письменные пояснения по факту, послужившему основанием для возбуждения настоящего дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе от ИП <...> (вх. № 11578 от 09.07.2019):

«По существу дела могу пояснить следующее: я являюсь индивидуальным предпринимателем, оказываю услуги по организации похорон усопших, обеспечению их ритуальными товарами и услугами.

В целях осуществления указанного рода деятельности мною в газете «Метро» было дано объявление, оформленное в виде визитки, в котором указано, какие услуги и товары мною предлагаются, в том числе имеется информация о том, что стоимость социальных похорон составляет от 5500 рублей (ну и выше соответственно). В минимальный пакет товаров и услуг для организации социальных, похорон входят следующие товары и услуги: 1. Гроб с обивкой из ситна стоимостью 1500 руб. либо гроб без обивки стоимостью 1050 руб. 2. Столбик с табличкой ст оимостью 500 руб., 3. Катафалк стоимостью 800 руб. 4. Перенос тела усопшего и захоронение стоимостью 1500 руб., 5 набор похоронный для усопшего стоимостью 600 руб, 6. Полотенце 12 метров стоимостью 600 руб.

Итого минимальная стоимость социальных похорон (если брать гробе без обивки) составляет 5050 руб., но мною принимается, в расчет гот факт, что все-таки необходимо делать гроб с обивкой, поэтому мною и объявлении в газете и указана минимальная цена на социальные похороны в размере 5500 руб. что соответствует прейскуранту на социальные похороны.

Таким образом, реальная стоимость социальных похорон составляет 5500 руб., что соответствует сумме, указанной в рекламном объявлении в газете «Метро». В других газетах, в том числе в газете «Твоя газета», мною объявлении и реклама не давалась. В заблуждение граждан я не ввожу, все соответствует действительности.

Что касается стоимости копки могил в сумме 5000 руб. то такой услуги в рекламном объявлении нет, и копку могил на кладбище г. Кумертау осуществляет специализированная организация МУП ДОР. Стоимость могилы в наш перечень услуг не входит, распределением мест для захоронения занимается администрация городского округа г.Кумертау. И только в исключительных случаях, с разрешения уполномоченных лиц администрации, по заявлению родственников усопшего, осуществляется копка могил вручную рядом с местом ранее захороненных родных и близких. Но подобная услуга не входит в пакет социальных услуг по захоронению. В моей рекламе так и указано, что предоставляется такая услуга как копка могил вручную, но это отдельно от социальных похорон».

Также от ИП <...> были представлены пояснения от гражданина <...>. (вх. № 16496 от 14.10.2019):

«Поясняю, что 9 августа 2019 года в г. Кумертау скончался мой знакомый <...>, который последнее время проживал в г.Кумертау РБ, хотя у него постоянное место жительства г .Астрахань. Родных и близких у него нет, хоронить было некому. Поэтому вопросы по захоронению я, как его знакомый, был вынужден взять на себя.

С этой целью, прочитав объявление в газете «Метро», я позвонил по указанному телефону в ритуальный салон ИП <...>. В рекламном объявлении была указана стоимость социальных похорон от 5500 руб. И это оказалось не рекламной уловкой, не обманом. Я заказал ИП <...>. похороны <...>. За предоставленные услуги мне насчитали сумму 5 500 (пять тысяч пятьсот) рублей. В эту сумму вошли полностью услуги по захоронению с предоставлением сопутствующих товаров. А именно было предоставлено следующее: 1. гроб обитый тканью стоимость 1500 рублей, 2. Вместо обозначающего столбика с табличкой мне предоставили крест деревянный с табличкой, стоимостью 500 рублей, 3.Похоронные принадлежности для усопшего на сумму 600 рублей. 4. Полотенца 12 метров на сумму 600 рублей. Также был предоставлен катафалк за 800 рублей, и работники ритуального салона в морг сами привезли гроб, положили туда тело усопшего, отвезли на кладбище и захоронили, за это было насчитано 1500 рублей. Всего было насчитано 5500 рублей, что соответствует информации,предоставленной в рекламном объявлении. Место на кладбище предоставлено бесплатно.

Кроме того мне как пенсионеру была предоставлена скидка в размере 500 рублей. Таким образом, похороны мне обошлись в сумму 5000 рублей…».

Пояснения индивидуального предпринимателя и гражданина <...>, приложенные к материалам дела: товарный чек и утвержденный прейскурант цен, доказывает достоверность спорной рекламной информации в части указания цены от 5500 рублей, а заявителем дополнительных документов и пояснений в обосновании признаков нарушения пункта 4 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» в адрес антимонопольного органа не поступало.  

Следовательно, Комиссией принято решение об исключении признаков нарушения пункта 4 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

Для выяснения вопроса о нарушении закона о рекламе в части использования словосочетания «социальные похороны», антимонопольным органом, был направлен запрос в Администрацию ГО г. Кумертау.

Согласно ответу Администрации, нормативные акты регулирующие деятельность по погребению в городском округе город Кумертау Республики Башкортостан не содержат понятие «социальные похороны». Хозяйствующие субъекты, уполномоченные на провидение социальных похорон в городском округе город Кумертау Республики Башкортостан, не определялись. Ритуальные салоны со статусом «городской ритуальный салон» деятельность не осуществляют.

Учитывая мнение заявителя, а также неоднозначность восприятия рекламы, было принято решение о рассмотрении спорной рекламы на заседании Экспертного совета по рекламе при Башкортостанском УФАС России.

Большинством голосов отмечено, что в рекламе отсутствует часть существенной информации и она вводит в заблуждение потребителей рекламы в части употребления понятия «социальные похороны».

Членами Экспертного совета отмечено, что в содержании рекламы происходит смешение понятий услуга «эконом-класса» (бюджетная услуга) и «социально-значимая услуга». Рекламодатель подменяет понятия в свою выгоду. Использование такого понятия как «социальные похороны» может создать у потребителя ложное впечатление, что государство каким-либо образом компенсирует часть затрат (социальные выплаты) в том числе на похороны.

В соответствии с частью 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Согласно части 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 5 указанного закона, несет рекламодатель.

В соответствии с пунктом 5 статьи 3 ФЗ «О рекламе» рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

В данном случае ИП <...> выступает рекламодателем.

Комиссией принято решение выдать предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе ИП <...>, так как на дату вынесения решения не были представлены доказательства устранения правонарушения.

Резолютивная часть решения оглашена на заседании Комиссии Башкортостанского УФАС России 31.10.2019 года.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с п.п. 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия,

РЕШИЛА:

1. Исключить признаки нарушения пункта 4 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

2. Признать указанную рекламу ненадлежащей, нарушающей часть 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

3. В соответствии с пунктом 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, выдать ИП <...> предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, так как она должна соответствовать требованиям части 7 статьи 5Федерального закона «О рекламе».

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Башкортостанского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ИП <...>.

Решение изготовлено в полном объеме 06.11.2019 года.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии

<...>

Члены Комиссии

<...>

 

<...>

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны