Определение №ИВ/8686/23 Определение о назначении антимонопольного дела от 1 августа 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о назначении дела № 002/01/10-1427/2023 о нарушении антимонопольного

законодательства к рассмотрению

 

01.08.2023 г. Уфа, ул. Пушкина, 95

 

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства

 

УСТАНОВИЛ:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан (далее – Управление) поступило заявление АО «Опытный завод Нефтехим» (450065, РБ, г. Уфа, ул. Инициативная, д. 14, ИНН: 0277025397) на действия АО «Благовещенский арматурный завод» (453430, РБ, г. Уфа, ул. Седова, 1, ИНН: 0258001489) о взимании платы за услуги по использованию железнодорожных путей необщего пользования в нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Рассмотрев указанное заявление и полученную информацию и документы на наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства, Управление установило следующее.

АО «Опытный завод Нефтехим» осуществляет производство химической продукции для нефтегазодобывающих компаний. Значительные объемы закупаемого сырья для производства готовой продукции на территории обособленного подразделения АО «Опытный завод Нефтехим» в г. Благовещенск и объемы поставляемой готовой продукции доставляются железнодорожным транспортом.

За АО «Опытный завод Нефтехим» на праве собственности закреплены следующие железнодорожные пути необщего пользования:

– железнодорожный путь № 1 ЗАО «Опытный завод Нефтехим» Производство № 2, протяженностью 622 м (кадастровый номер: <...>, вид, номер и дата государственной регистрации права: собственность, № <...>);

– железнодорожный путь № 2, протяженностью 181 м (кадастровый номер: <...>, вид, номер и дата государственной регистрации права: собственность, <...>).

Указанные пути АО «Опытный завод Нефтехим» взаимосвязаны с железнодорожными путями АО «Благовещенский арматурный завод», так как являются единственными подъездными путями, а именно с частью:

– железнодорожного пути необщего пользования, протяженностью 5869 м (кадастровый номер: <...>), расположенного по адресу: <...>, Восточнее от производства базы;

– железнодорожного пути необщего пользования, протяженностью 1300 м (кадастровый номер: <...>), расположенного по адресу: <...>, установлено относительно ориентира примерно в 290 м по направлению на восток от нежилого строения: <...>.

04.10.2022 АО «Опытный завод Нефтехим» обратилось к АО «Благовещенский арматурный завод» для заключения договора на транзитный проезд по железнодорожным путям, находящимся в его собственности.

08.11.2022 АО «Благовещенский арматурный завод» сообщил о готовности заключения договора на право транзитного проезда с установлением цены в размере <...> руб. (без НДС) в месяц и отдельной оплаты на затраты по содержанию и ремонт ж/д путей.

08.02.2023 АО «Благовещенский арматурный завод» сообщил о готовности заключения договора на право транзитного проезда с установлением цены в размере <...> руб. (без НДС) в месяц, при условии проезда не более <...> вагонов, свыше – доплата за каждый последующий вагон в размере <...> руб. (без НДС), а также отдельной оплаты на затраты по содержанию и ремонт ж/д путей.

27.03.2023 Государственным комитетом Республики Башкортостан по тарифам в адрес АО «Благовещенский арматурный завод» выдано Предостережение № 6/ОКИТ/2023 о недопустимости нарушения обязательных требований, а именно отсутствие установленного предельной максимальной цены (тарифа) на транспортную услугу (пользование путями необщего пользования), оказываемую на подъездных путях необщего пользования ООО «Благовещенский арматурный завод».

Таким образом, АО «Благовещенский арматурный завод» самостоятельно определяло цену на транспортные услуги по эксплуатации железнодорожных путей необщего пользования.

В соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Железнодорожный транспорт в Российской Федерации состоит из железнодорожного транспорта общего пользования (работы на железнодорожных путях общего пользования), железнодорожного транспорта необщего пользования (работы на железнодорожных подъездных путях), а также технологического железнодорожного транспорта организаций, предназначенного для перемещения товаров на территориях указанных организаций и выполнения начально-конечных операций с железнодорожным подвижным составом для собственных нужд указанных организаций (статья 2 Федерального закона № 17-ФЗ от 10.01.2003 «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» (далее – Закон о железнодорожном транспорте).

Согласно абз. 3 п. 1 ст. 8 Закона о железнодорожном транспорте тарифы, сборы и плата, связанные с выполнением в местах необщего пользования работ (услуг), относящихся к сфере естественной монополии, устанавливаются в соответствии с Федеральным законом № 147-ФЗ от 17.08.1995 «О естественных монополиях» (далее – Закон о естественных монополиях) и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Во исполнение указа Президента Российской Федерации № 221 от 28.02.1995 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» Постановлением Правительства Российской Федерации № 239 от 07.02.1995 (далее – Постановление № 239) утвержден Перечень услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок (далее – Перечень).

В соответствии с Перечнем государственному регулированию среди прочих подлежат транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами независимо от организационно-правовой формы, за исключением организаций федерального железнодорожного транспорта.

При этом государственное регулирование цен (тарифов) может осуществляться путем установления как фиксированных, так и предельных цен на соответствующие услуги (п. 7 Постановления № 239).

Таким образом, федеральное законодательство, предоставляя органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации право вводить государственное регулирование цен (тарифов) на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях хозяйствующими субъектами, за исключением организаций федерального железнодорожного транспорта, не установило правил такого регулирования, отнеся к компетенции региональных органов власти не только установление цен (тарифов) на такие услуги (фиксированных или предельных), но и определение порядка их установления, разработки методов и методик расчета таких цен (тарифов).

Так, в целях совершенствования регулирования цен (тарифов) в соответствии с законодательством Российской Федерации Правительством Республики Башкортостан издано постановление № 270 от 07.12.2005 «О мерах по совершенствованию регулирования цен (тарифов) в Республике Башкортостан» (далее – Постановление Республики Башкортостан № 270).

Постановлением Республики Башкортостан № 270 утвержден «Временный порядок регулирования цен (тарифов) на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления, работы и услуги в Республике Башкортостан» и «Перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления, работ и услуг, цены (тарифы) на которые регулируются органами исполнительной власти Республики Башкортостан».

Временный порядок регулирования цен (тарифов) на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления, работы и услуги в Республике Башкортостан, утвержденный Постановлением Республики Башкортостан № 270, разработан в соответствии с Постановлением № 239, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Башкортостан (абз. 2 п. 1).

Перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления, работ и услуг, цены (тарифы) на которые регулируются органами исполнительной власти Республики Башкортостан, утвержденный Постановлением Республики Башкортостан № 270, включает установление для хозяйствующих субъектов предельных максимальных цен (тарифов) на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта независимо от организационно-правовой формы, за исключением федерального железнодорожного транспорта (п. 13).

Таким образом, транспортная услуга по эксплуатации железнодорожных путей необщего пользования на территории Республики Башкортостан, принадлежащих хозяйствующим субъектам на праве собственности и ином праве, подлежит государственному регулированию и, как следствие, является обязательным применение тарифа, установленного уполномоченным органом, при определении платы за оказание такой услуги.

По смыслу раздела 2 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утв. Приказом МПС РФ № 26 от 18.06.2003 «Об утверждении Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования», на железнодорожных путях необщего пользования могут оказываться два вида транспортных услуг: 1) эксплуатация железнодорожных путей необщего пользования, 2) подача и уборка вагонов на железнодорожных путях необщего пользования.

Также из раздела 2 указанных правил следует, что такая транспортная услуга, как эксплуатация железнодорожного пути необщего пользования, может быть оказана лишь владельцем такого пути или по соглашению с владельцем пути.

Железнодорожный путь необщего пользования соответствует определению недвижимого имущества, данному в п. 1 ст. 130 ГК РФ (объекты, которые прочно связаны с землей, то есть такие, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно) и является объектом права собственности.

Согласно п. 2 ст. 209 ГК РФ, собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Транспортная услуга эксплуатации железнодорожного пути необщего пользования, оказываемая собственником (или владельцем на ином законном основании) на принадлежащих ему подъездных путях, который занимает доминирующее положение на локальном товарном рынке, является услугой на рынке, находящемся в состоянии естественной монополии. При этом в силу федерального законодательства тарифы на транспортные услуги, оказываемые на железнодорожных путях необщего пользования, подлежат государственному регулированию и оказание услуг по пропуску вагонов и эксплуатации подъездных путей хозяйствующими субъектами осуществляется на основании государственных тарифов независимо от того, обладает или нет субъект регулируемой деятельности статусом субъекта естественной монополии (Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.07.2022 по делу № А07-28309/2021).

Для квалификации действий хозяйствующего субъекта в соответствии со ст. 10 Закона о защите конкуренции необходимым условием является установление факта занятия хозяйствующим субъектом доминирующего положения и наступления (возможности наступления) определенных в указанной норме последствий.

В соответствии с ч. 1 ст. 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Из совокупного анализа рынка и указанных норм в их системном единстве следует, что транспортная услуга эксплуатации железнодорожного пути необщего пользования (в том числе, пропуск вагонов), оказываемая собственником (или иным законным владельцем) на принадлежащих ему подъездных путях, может осуществляться только хозяйствующим субъектом, который занимает доминирующее положение на локальном товарном рынке. При этом, в силу федерального законодательства тарифы на транспортные услуги, оказываемые на железнодорожных путях необщего пользования, подлежат государственному регулированию, и оказание услуг по пропуску вагонов и эксплуатации подъездных путей хозяйствующими субъектами осуществляется на основании государственных тарифов.

При таких обстоятельствах, в действиях АО «Благовещенский арматурный завод», занимающего доминирующее положение на локальном товарном рынке, имеются признаки злоупотребления доминирующим положением путем установления и применения размера платы за пользование (эксплуатацию) железнодорожными путями необщего пользования, принадлежащими ему на праве собственности, в нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

На основании изложенного издан приказ Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 20.07.2023 № 136/23 о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения АО «Благовещенский арматурный завод» (4453430, РБ, г. Уфа, ул. Седова, 1, ИНН: 0258001489, ОГРН 1020201699715) п. 10 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135–ФЗ «О защите конкуренции».

Руководствуясь ч. 13 ст. 44 Федерального закона от 26 июля 2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

ОПРЕДЕЛИЛ:

 

1. Назначить дело о нарушении антимонопольного законодательства 002/01/10-1427/2023 к рассмотрению на 04.09.2023 в 11 часов 00 минут посредством использования системы TrueConf.

Управление сообщает, что Участники дела вправе перейти по ссылке <...> для участия в рассмотрении дела.

2. Привлечь к участию в рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства № 002/01/10-1427/2023 в качестве заявителя – АО «Опытный завод Нефтехим» (450065, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Инициативная, д. 14, ИНН: 0277025397).

3. Привлечь к участию в рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства № 002/01/10-1427/2023 в качестве ответчика – АО «Благовещенский арматурный завод» (453430, Республика Башкортостан, Благовещенский район, город Благовещенск, ул Седова, д. 1, ИНН: 0258001489).

4. Ответчику представить в срок до 22.08.2023 письменную позицию по обстоятельствам дела с нормативно-правовым обоснованием, а также любую иную информацию и документы, касающиеся предмета рассмотрения дела.

5. Заявителю представить в срок до 22.08.2023 любую информацию и документы, касающиеся предмета рассмотрения дела.

2023-9577

Связанные организации

АО Опытный завод нефтехим
ИНН 0277025397, ОГРН 1020203081370
АО Благовещенский арматурный завод
ИНН 0258001489, ОГРН 1020201699715