Решение б/н 18.1 от 11 ноября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Заявитель:

    ЗАО «ГАПРИ»

    РФ, г. Москва, ул. Д. Донского, 9/3,

    кв.272

    info@gapri.ru  

         

                                                                             Заказчик:

                                                                             ООО «БГК»

                                                                             РБ, г. Уфа, ул. Р. Зорге, 3

                                                                             office@bgkrb.ru

                                                                       

                                                                             Организатор закупки:

                                                                             ООО «Интер РАО – центр

                                                                             управления закупками»

    РФ, г. Москва, ул. Большая

    Пироговская, д.27, стр.3

    office@interrao.ru                                                                        

                                                                                     

 

    

РЕШЕНИЕ № ТО002/10/18.1-2097/2021

 

11.11.2021                                                                                 г. Уфа, ул. Пушкина, 95

 

Комиссия Башкортостанского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушения процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), в составе:

Председатель Комиссии:

... – заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан;

Члены Комиссии:

... – начальник отдела естественных монополий и финансовых рынков Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан;

... – главный специалист-эксперт антимонопольного контроля товарных рынков Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан,

при рассмотрении жалобы ЗАО «ГАПРИ» от 14.10.2021 вх.№ 17292, перенаправленной из ФАС России, на действия заказчика – ООО «БГК» при проведении закупки в форме конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъект малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора поставки извести для нужд ООО «БГК» в 2022-2023 г с начальной ценой 62 715 559,20 руб. (извещение №32110624062),

при участии представителей ООО «БГК», ЗАО «ГАПРИ», ООО «Интер РАО – центр управления закупками»

в соответствии со ст. 18.1 Закона о защите конкуренции,

 

УСТАНОВИЛА:

В адрес Башкортостанского УФАС России поступила жалоба ЗАО «ГАПРИ» от 14.10.2021 вх.№ 17292, перенаправленной из ФАС России, на действия заказчика – ООО «БГК» при проведении закупки в форме конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъект малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора поставки извести для нужд ООО «БГК» в 2022-2023 г с начальной ценой 62 715 559,20 руб. (извещение №32110624062) (далее - Закупка).

По мнению заявителя, нарушение со стороны Заказчика выразилось в необоснованном отклонении заявки ЗАО «ГАПРИ», а также установлении необоснованных требований в закупочной документации.

Заказчиком было представлено письменное возражение с приложением запрашиваемых документов.

Комиссия, выслушав участников рассмотрения жалобы, пришла к следующим выводам.

 08.09.2021 на официальном сайте РФ: zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении закупки на право заключения договора поставки извести для нужд ООО «БГК» в 2022-2023 г.

Дата начала подачи заявок – 08.09.2021.

Дата окончания подачи заявок – 24.09.2021.

Дата подведения итогов – 18.11.2021.

На участие в закупке поступило 3 заявки, в том числе заявка ЗАО «ГАПРИ».

В последующем, заявка ЗАО «ГАПРИ» была отклонена заказчиком по причине: «Участник не предоставил предложение на поставку извести негашеной кальциевой гранулированной сорт 2 ТУ 5744-001-00121270-2009. Предложенный эквивалент соответствует извести строительной, кальциевой воздушной негашеной 1 сорта по ГОСТ 9179-77 и эквивалентом извести гранулированной по ТУ не является (в ГОСТ 9179-77 понятие извести гранулированной отсутствует), что не соответствует п. 1.3. Технического задания».

По доводам, изложенным в жалобе, Комиссия установила следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов; акты и (или) действия (бездействие) уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, могут быть обжалованы юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, права или законные интересы которых, по их мнению, нарушены в результате осуществления в отношении таких лиц процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, либо предъявления требования осуществить процедуру, не включенную в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства.

Из вышеизложенного следует, что действия (бездействие) организатора торгов, в порядке, установленном статьей 18.1  Закона о защите конкуренции, могут быть обжалованы лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках, положение о закупке это документ, который регламентирует закупочную деятельность заказчика, должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения является Положение о закупках.

В силу ч.1 ст.3 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами: информационная открытость закупки; равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика; отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

В силу ч.10 ст.3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;

3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

В силу ч.13 ст.3 Закона о закупках рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.

Комиссия отмечает, что заявителем положения документации не обжаловалась.

Довод заявителя состоял в необоснованном отклонении заказчиком заявки ЗАО «ГАПРИ», вопреки тому, что заявителем было подана заявка в полном соответствии с Закупочной документацией.

В силу п.1 ч.10 ст.4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам(потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Закупочная документация должна содержать информацию, необходимую и достаточную для того, чтобы Участники закупки могли принять решение об участии в закупке, подготовить и подать Заявки таким образом, чтобы Закупочная комиссия могла оценить их по существу и выбрать наилучшее предложение.

Согласно п.1.3 Технического задания Закупочной документации Применение эквивалента возможно при условии соответствия товара по функциональным, техническим характеристикам и условиям применения не ниже/хуже требуемых в ТЗ, а также при предоставлении участником закупки развернутого сравнения по функциональным, техническим характеристикам и условиям применения, а также ТУ предлагаемого эквивалента. При этом характеристики предлагаемого эквивалента не должны отличаться в худшую сторону от требований, указанных в опросном листе (Приложение № 2 к ТЗ).

При этом поставляемый товар должен соответствовать требованиям, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2018 № 1716-83, а именно: производителем товара, страной отправления, либо страной, через которую перемещается товар не является Украина (применяется в части перечня, утвержденного постановлением).

В силу п.2.2 ТЗ Закупочной документации поставляемый товар должен быть новым (не переработанным), изготовленным не позднее 2-х месяцев на день поставки продукции.

Товар должен соответствовать по качеству требованиям ГОСТ, ТУ, СТО с предоставлением подтверждающих документов качества товара из аккредитованной испытательной лаборатории.

Качество извести должно соответствовать требованиям ГОСТ 9179-2018 в части массовой доли активного вещества. Значимые показатели качества, не нормируемые ГОСТ 9179-2018, указаны в опросном листе (Приложение № 2 к ТЗ) в качестве дополнительных обязательных требований для извести строительной негашеной кальциевой гранулированной в соответствии с требованиями ТУ 5744-001-00121270-2009.

Номенклатура качественных характеристик (показателей) извести указана в опросном листе (Приложение № 2 к ТЗ).

Приложением №2 к ТЗ Документации установлен Опросный лист на поставку извести для ООО «БГК».

Пунктами 1 и 2 Приложения №2 к ТЗ устанавливаются характеристики извести гидратной (порошкообразной), характеристики извести негашёной (гранулированной) с показателями.

Как установлено представленными документами, Заявителем в составе первой части заявки был предложен эквивалент требуемой извести с приложением требуемых Закупочной документацией документов.

Как пояснил заказчик, в ТЗ не указано, что предлагаемый товар обязательно должен быть изготовлен по ТУ 5744-001-00121270-2009. Участник вправе предложить известь гранулированную, изготовленную по собственным техническим условиям другого завода-изготовителя (в случае если он является его представителем), но чтобы качественные характеристики соответствовали требованиям ТЗ заказчика.

По имеющейся информации, по позиции №2 Опросного листа заявителем был указан эквивалент «Известь строительная, кальциевая, воздушная негашеная», ГОСТ 9177-77, производитель АО «ЭЛЬДАКО».

Как указывает в своих письменных пояснениях Заказчик, ЗАО «ГАПРИ» в своем техническом предложении указывает эквивалент «извести строительной, кальциевой воздушной негашеной 1 сорта по ГОСТ 9179-77 и эквивалентом извести гранулированной по ТУ не является (в ГОСТ 9179-77 понятие извести гранулированной отсутствует), что не соответствует п.1.3 ТЗ». При этом, заказчик ссылается на ТУ 5744-001-00121270-2009 (далее - ТУ).

В соответствии с требованиями п.2.2 ТУ на примере производителя ООО «Придомхимстрой известь» условия применения ТУ распространяются на известь, представляющую продукт обжига карбонадных пород (природного мела) во вращающихся печах мокрым способом с получением гранулированной извести (стр.2 ТУ).

Пунктом 1 ТУ установлено, что гранулированную известь следует изготавливать в соответствии с требованиями ГОСТ 9179-77, настоящих ТУ и технологического регламента.

По мнению заказчика, «ТУ 5744-001-00121270-2009 предусматривает дополнительные требования для получения гранулированной извести, непредусмотренные ГОСТ 9179-77. Соответствующие требование четко отражено в п.2.2 ТЗ Документации. Однако заявителем в составе заявки не была отражена информация о соответствии прилагаемого эквивалента требованиям ТУ 5744-001-00121270-2009, что и послужило основанием для отклонения заявки, поскольку без соблюдения технологий и требований, указанных в ТУ, невозможно получить гранулированную известь, необходимую заказчику».

Между тем, Комиссия не может согласиться с доводами заказчика по следующим основаниям.

В соответствии с п.4.13.3 Закупочной документации по результатам данного этапа организатор закупки направляет оператору электронной торговой площадки протокол, который содержит в том числе дату подписания протокола, информацию о количестве поданных на участие в закупке (этапе закупки) заявок, а также дате и времени регистрации каждой такой заявки, результаты рассмотрения первых частей заявок (заявок содержащих окончательные предложения), количество заявок которые отклонены, с подробным описанием основания отклонения каждой заявки, с указанием положений закупочной документации которым не соответствует такая заявка, результаты оценки первых частей заявок (заявок содержащих окончательные предложения) на участие в закупке с указанием итогового решения закупочной комиссии, о соответствии таких заявок требованиям закупочной документации, причины, по которым закупка признана несостоявшейся, в случае признания ее таковой, и иные сведения, предусмотренные положением о закупке.

Согласно Протоколу № 187693/ОК-П1Ч от 07.10.2021 заявка ЗАО «ГАПРИ» была отклонена заказчиком по причине: «Участник не предоставил предложение на поставку извести негашеной кальциевой гранулированной сорт 2 ТУ 5744-001-00121270-2009. Предложенный эквивалент соответствует извести строительной, кальциевой воздушной негашеной 1 сорта по ГОСТ 9179-77 и эквивалентом извести гранулированной по ТУ не является (в ГОСТ 9179-77 понятие извести гранулированной отсутствует), что не соответствует п. 1.3. Технического задания».

Как установлено Комиссией, после поступления заявки участника ЗАО «ГАПРИ», заказчиком был направлен запрос следующего содержания: «Участник не предоставил предложение на поставку извести негашеной кальциевой гранулированной сорт 2 ТУ 5744-001-00121270-2009. Предложенный эквивалент не соответствует требованиям опросного листа в части дополнительных обязательных требований заказчика, а именно по показателям активный MgO (не более 2%), сферической форме гранул и диаметру сфер 2-10 мм, что не соответствует п. 1.3 ТЗ.

Участник не предоставил опросный лист для извести гидратной порошкообразной 1 сорт ГОСТ 9179-77, что не соответствует п. 5.5. Технического задания.

Участник не предоставил копии заводских паспортов на предлагаемые товары (на обе позиции спецификации), произведенные в году, соответствующем году подаче заявки на участие в закупочной процедуре, что не соответствует п. 2. приложения 2 Технического задания (опросный лист).».

ЗАО «ГАПРИ» направило в адрес заказчика запрашиваемые документы (копии заводских паспортов, сертификатов, спецификации, экспертных заключений, опросный лист) на эквивалентный товар.

Заказчик в опросном листе ТЗ требовал следующие показатели:

1. Известь гидратная порошкообразная.

Характеристики извести гидратной порошкообразной

Требования заказчика

Предложение Участника закупки

1.

Активные CaO+MgО, % не менее

67

 

3.

СО2, % не более:

3

 

5.

Влажность, %, не более

5

 

6.

Степень дисперсности, %:

На сите 02 не более

На сите 009 не более

 

2

15

 

2. Известь строительная негашеная кальциевая гранулированная.

Характеристики извести негашёной (гранулированной)

Требования заказчика

Предложение Участника закупки

по ГОСТ 9179-2018, 2 сорт

1.

Активные CaO+MgО, % не менее

80

 

2.

СО2, не более

5

 

3.

Непогасившиеся зёрна, %, не более

11

 

Дополнительные требования заказчика, по ТУ 5744-001-00121270-2009, 2 сорт

Карбонатные материалы, применяемые в качестве сырья при производстве гранулированной извести должны удовлетворять требованиям ГОСТ17498-72 «Мел. Виды, марки и основные технические требования», разведенные в воде с целью уменьшения количества посторонних примесей и не растворимых веществ».

3.

Активный MgO, % не более

2

 

4.

Форма гранул

сферическая

 

5.

Диаметр сфер, мм

2-10

 

Примечание:

  1. Заполнение опросного листа Участником закупочной процедуры является обязательным.
  2. Участник закупочной процедуры для подтверждения качества предлагаемого товара с опросным листом обязан предоставить заводские паспорта на предлагаемый товар произведенный, произведенный в году, соответствующем году подаче заявки на участие в закупочной процедуре.

В случае победы в закупочных процедурах Поставщик несет ответственность за указанные данные в опросном листе. При проведении входного контроля Заказчик имеет право не принять данную продукцию при выявлении несоответствия указанных данных в опросном листе.

ЗАО «ГАПРИ» в своем предложении указал следующую информацию по п.2 Опросного листа ТЗ: Наименование товара: Известь строительная Негашеная кальциевая гранулированная. ГОСТ 9179-77, Сорт 1; Активные CaO+MgО, % - 90,1; СО2 – 2; Непогасившиеся зёрна, % - 3,7; Активный MgO, % - 0,7; Формула гранул – сферическая; Диаметр сфер, мм – 2-10. Также заявителем было указано примечание к техническому предложению: «Согласны со всеми остальными требованиями (разделами) технического задания и его приложениями».

Технические условия на продукцию (ТУ) – это часть комплекта технической документации. Их цель – регламентирование процесса производства и использования продукции. Технические условия содержат обязательные требования и процедуры по проверке их соблюдения.

Довод заказчика о том, что «в ГОСТ 9179-77 понятие извести гранулированной отсутствует» не может быть принят Комиссией, поскольку ТУ 5744-001-00121270-2009 устанавливает требование по п.1, в котором гранулированную известь следует изготавливать в соответствии с требованиями ГОСТ 9179-77, настоящих ТУ и технологического регламента.

Комиссия также отмечает, что ни ГОСТ 9179-77 (предлагаемый заявителем), ни ГОСТ 9179-2018 (установленный в п.2.2 ТЗ) не имеют понятия «извести гранулированной».

ТУ 5744-001-00121270-2009, на который ссылается заказчик прямо предусматривает изготовление гранулированной извести, в том числе, в соответствии с требованиями ГОСТ 9179-77.

Кроме того, установленные ТУ 5744-001-00121270-2009 показатели в Таблице 1 ТУ, а также установленные Заказчиком в Опросном листе показатели не противоречат предложенному заявителем эквиваленту.

В силу ч.6 ст.3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу о нарушениях заказчиком ч.1 ст.3, ч.6 ст.3, п.1 ч.10 ст.3 Закона о закупках.

В соответствии с частью 3 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции обжалование актов и (или) действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, в антимонопольный орган не является препятствием для обжалования этих актов и (или) действий (бездействия) в судебном порядке.

В силу ч.20 ст.18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

         На основании вышеизложенного, Комиссия, руководствуясь статьей 18.1  Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

1.Признать жалобу ЗАО «ГАПРИ» от 14.10.2021 вх.№ 17292, перенаправленной из ФАС России, на действия заказчика – ООО «БГК» при проведении закупки в форме конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъект малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора поставки извести для нужд ООО «БГК» в 2022-2023 г с начальной ценой 62 715 559,20 руб. (извещение №32110624062) обоснованной.

2.Выдать ООО «БГК» обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.

 

Председатель комиссии                                                                  ...

 

Члены комиссии:                                                                                     ...

                                                                                                            

 ...

 

 

 

 

 

 

Примечание: В соответствии с ч. 23 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции решение и предписание комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течении трех месяцев со дня принятия решения

Связанные организации

Связанные организации не указаны