Решение б/н Решение и предписание по делу № А-203/10-09 в отношении МУП ... от 11 августа 2011 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Таким образом, в действиях МУП «Туймазыводоканал» по заключению публичных договоров на отпуск питьевой воды и прием сточных вод на различных для разных потребителей условиях усматривается нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции).
Выборочный анализ технических условий, выдаваемых МУП «Туймазыводоканал», показал, что при выдаче хозяйствующим субъектам и физическим лицам технических условий на подключение к сетям водоснабжения МУП «Туймазыводоканал» выставлялись следующие требования:
для Кашапова Н.Р. (от 16.06.2009 № 542): проложить водопровод 100 мм. по ул. Гафурова от т. 1 (проектируемого водопровода ИП Мамлеев и ИП Шарипов по адресу ул. Гафурова, 58 и 56/5) до т. 3. Диаметр трубы от т. 1 до т.2 - 100 мм., от т. 2 до т.З - 63мм., материал - полиэтилен. Глубина отложения -не менее 2,2 м. В т. 2 и т. 3 - установить колодцы из железобетонных колец 1500 мм. с устройством запорной арматуры;
для ИП Бигловой Г.Н. (от 27.06.2009 № 588): предусмотреть от водопровода диаметром 100 мм. по ул. Советской. На месте врезки и т. 1 предусмотреть колодец из железобетонных колец диаметром 1500 мм. с устройством запорной арматуры;
для ООО ТК «Нарыщево» (от 29.05.2009 № 470): предусмотреть от водопровода на торговый комплекс «Нарыщево» от т. 1 до т. 2 - замена водопровода 50 мм. на диаметр 100 мм. В т. 2 установить колодец из железобетонных колец диаметром 1500 с устройством запорной арматуры на торговый комплекс. Трассу водопровода выполнить согласно схеме. Диаметр трубы -100 мм., материалы - полиэтилен. Глубина заложения - не менее 2,2 м;
для МУЗ «ЦРБ» муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан (от 27.02.2009 № 122) предусмотреть кольцующий водопровод от т. 1 на водоводе 300 мм. до т. 2 на месте врезки водопровода роддома. Диаметр кольцующей трубы - 100 мм., материалы - полиэтилен. Глубина заложения - не менее 2,2 м. В т. 1 и т. 2 (на месте существующего кирпичного колодца) построить колодец из железобетонных колец диаметром 1500 мм. Вт. 1 и т. 2 на проектируемом водопроводе предусмотреть запорную арматуру 100 мм.
Согласно информации от 10.08.2009 № 877 МУП «Туймазыводканал» не заключает договоры на подключение к системам коммунальной инфраструктуры в связи тем, что инвестиционная программа находится в стадии разработки.
В силу абзаца 2 пункта 1 статьи 10 Гражданского Кодекса Российской Федерации не допускается злоупотребление участниками гражданско-правовых отношений доминирующим положением на рынке.
Часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещает действия (бездействие) хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на товарном рынке, которые ущемляют интересы другого хозяйствующего субъекта.
Также часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, предполагает, что действия хозяйствующего субъекта являются нарушением антимонопольного законодательства при наличии совокупности двух обстоятельств, а именно: доминирующего положения субъекта и действий (бездействия) такого субъекта, которые имеют или могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других хозяйствующих субъектов.
Статья 5 Закона о защите конкуренции определяет доминирующее положение как положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке определенного товара, дающее ему (им) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке или затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам.
В соответствии с правовой позицией Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, выраженной в пункте 13 Информационного письма от 30.03.1998, «...Субъекты естественных монополий по сути своего положения доминируют на товарном рынке и на них распространяются запреты, установленные антимонопольным законодательством...».
Таким образом, если деятельность организации осуществляется в состоянии естественной монополии, то такая организация занимает доминирующее положение на рынке. При этом специального анализа такого положения на рынке не требуется (постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 15.09.2004 по делу № А43-5206/2004-10-198).
В статье 3 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее - Закон о естественных монополиях) указано, что естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.
Специфика договоров водоснабжения заключается в том, что предметом таких договоров является передача абоненту ресурса через присоединенную сеть (при этом пункт 1 статьи 539 Гражданского Кодекса Российской Федерации не предусматривает обязательности непосредственного присоединения, такое присоединение возможно и через сети третьего лица).
Признание деятельности по водоснабжению и водоотведению, осуществляемой в состоянии естественной монополии, не противоречит положениям части 1 статьи 4 Закона о естественных монополиях, поскольку в данной статье устанавливаются не виды деятельности, которые осуществляются в состоянии естественной монополии, а лишь те из них, на которые распространяются методы воздействия, предусмотренные данным законом.
Кроме того, согласно части 2 статьи 55 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» оказание услуг водоснабжения и водоотведения осуществляется в состоянии естественной монополии.
Также согласно Приказу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 13.08.2004 № 49 о/д о включении в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов МУП «Туймазыводоканал» занимает доминирующее положение по предоставлению услуг водоотведения и водоснабжения в географических границах города Туймазы.
Таким образом, МУП «Туймазыводоканал» занимает доминирующее положение на товарном рынке по оказанию услуг централизованного водоснабжения и канализации в границах присоединенных водопроводно-канализационных сетей с долей 100 процентов.
Технические условия представляют собой гражданско-правовое обязательство по присоединению к водопроводно-канализационным сетям, предшествующего согласно пункту 2 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации заключению договора водоснабжения.
В таких случаях обязательства по присоединению не могут рассматриваться в отрыве от намерения сторон заключить в будущем договор ресурсоснабжения через присоединенную сеть.
Следовательно, будущие абоненты МУП «Тумазыводоканал» не могут получить услугу по присоединению у другого хозяйствующего субъекта. При таких обстоятельствах МУП «Туймазыводоканал», доминируя на рынке оказания услуг водоснабжения и канализации, также занимает доминирующее положение и на рынке услуг по выдаче технических условий на присоединение, который неразрывно связан с рынком оказания услуг по водоснабжению и канализации.
Согласно пункту 10 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 № 83 технические условия должны содержать следующие данные:
максимальная нагрузка в возможных точках подключения;
срок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, определяемый, в том числе в зависимости от сроков реализации инвестиционных программ;
срок действия технических условий, но не менее 2 лет с даты их выдачи. По истечении этого срока параметры выданных технических условий могут быть изменены.
Вместе с тем, требования к содержанию технических условий установлены в пункте 10 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 № 83. Положение о необходимости за счет материальных средств хозяйствующих субъектов и физических лиц осуществлять строительство объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения указанными правилами не предусматривается.
МУП «Туймазыводоканал», действуя вопреки указанным правовым нормам, включило в технические условия положение, ущемляющее интересы хозяйствующих субъектов.
На заседании Комиссии представителем МУП «Туймазыводоканал» вменяемое ему нарушение антимонопольного законодательства признано.
Таким образом, в действиях МУП «Туймазыводоканал» содержаться признаки части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в части ущемления интересов хозяйствующих субъектов путем включения в технические условия требования о выполнение работ по строительству объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения в нарушении Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных Постановлением Правительства Российской от 13.02.2006 №83.
С учетом изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 10, статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,