Постановление №002/04/9.21-956/2024 9.21 от 17 мая 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Процедура
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о наложении штрафа по делу

об административном правонарушении №002/04/9.21-956/2024

Я, ..., рассмотрев материалы административного дела, в отношении должностного лица инженера отдела присоединения потребителей производственного отделения «Белорецкие электрические сети» ООО «Башкирэнерго» (ИНН 0277071467) ...,

в отсутствии должностного лица ООО «Башкирэнерго» ..., извещенного надлежащим образом, ходатайство о рассмотрении без его участия, в присутствии ... представителя по доверенности б/н от 16.05.2024,

руководствуясь ст.ст. 23.48., 28.1., 28.7. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

17.01.2024 гр. ... обратился в адрес ООО «Башкирэнерго» с заявкой №24-03-00594 на технологическое присоединение к электрическим сетям объекта, расположенного по адресу: РБ, .

Согласно п. 5 типового договора №24-03-00594-02-01 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающих устройств, Сетевой организацией установлен шестимесячный срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению.

08.02.2024 не согласившись указанным условием, Заявитель направил в адрес ООО «Башкирэнерго» акт разногласий.

09.02.2024 ООО «Башкирэнерго» в адрес Заявителя направлен ответ на Акт разногласий от 08.02.2024, с повторным приложением договора.

Не согласившись с действиями ООО «Башкирэнерго», Заявитель обратился с настоящей жалобой в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан.

В ходе рассмотрения дела установлено следующее.

Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан поступили обращение гр. ... в отношении ООО «Башкирэнерго» по вопросу установления срока выполнения технологического присоединения 6 месяцев по договору №24-03-00594-02-01.

Порядок и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, в том числе объектов микрогенерации, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее - энергопринимающие устройства), к электрическим сетям, определены Правилами технологического присоединения, утвержденными постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 №861 (далее – Правила №861).

Правила №861 регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации (далее - технологическое присоединение), определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (далее - договор), устанавливают требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям (далее - технические условия), порядок проведения проверки выполнения заявителем и сетевой организацией технических условий, критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей посредством перераспределения максимальной мощности между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а также особенности отказа потребителей электрической энергии от максимальной мощности в пользу сетевой организации.

Действие Правил распространяется, в том числе, на случаи: присоединения впервые вводимых в эксплуатацию энергопринимающих устройств; увеличения максимальной мощности ранее присоединенных энергопринимающих устройств; изменения категории надежности электроснабжения, точек присоединения, видов производственной деятельности, не влекущих пересмотра величины максимальной мощности, но изменяющих схему внешнего электроснабжения ранее присоединенных энергопринимающих устройств.

В соответствии с пунктом 3 Правил №861, сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.

Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее - заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.

Разделом X Правил №861 установлены особенности технологического присоединения заявителей, указанных в пунктах 12(1), 13(2) - 13(5) и 14 настоящих Правил.

Пунктом 103 Правил №861 установлено, что договор между сетевой организацией и заявителями, указанными в пунктах 12(1), 13(2) - 13(5) и 14 настоящих Правил, заключается путем направления заявителю выставляемого сетевой организацией счета для внесения платы (части платы) за технологическое присоединение и оплаты заявителем указанного счета.

(пунктом 12(1) Правил №861 определен заявитель – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, направляющий заявку в целях технологического присоединения технологического присоединения по второй или третьей категории надежности энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 150 кВт включительно;

пунктом 14 Правил №861 определен заявитель - физическое лицо, направляющий заявку в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику);

пунктом 16 Правил №861 установлен срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который исчисляется со дня заключения договора.

В соответствии с пунктом 2 статьи 21 Федерального закона от 26 марта 2003 года №35-Ф3 «Об электроэнергетике» Правительство Российской Федерации или уполномоченные им федеральные органы исполнительной власти осуществляют государственное регулирование и государственный контроль (надзор) деятельности субъектов естественных монополий в электроэнергетике, в том числе регулирование в установленном порядке доступа к услугам субъектов естественных монополий в электроэнергетике и установление стандартов раскрытия информации субъектами естественных монополий в электроэнергетике, антимонопольное регулирование.

Согласно п.2 Постановления от 27 декабря 2004 г. №861, уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по обеспечению контроля за соблюдением правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям в рамках своих полномочий является Федеральная антимонопольная служба.

В соответствии с Положением о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы (утв. Приказом Федеральной антимонопольной службы от 23 июля 2015 г. №649/15), разделом 6, п. 6.1.3. п.п. «и») территориальный орган осуществляет контроль за соблюдением законодательства о естественных монополиях, в т.ч. за соблюдением стандартов раскрытия информации субъектами розничного рынка электроэнергии, осуществляющими свою деятельность на территории региона.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 17 августа 1995 года №147-ФЗ "О естественных монополиях" – «настоящим Федеральным законом регулируется деятельность субъектов естественных монополий, в том числе в следующих сферах:

- услуги по передаче электрической энергии».

ООО «Башкирэнерго» включено в реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль (Раздел I: Услуги по передаче электрической и (или) тепловой энергии, регистрационной номер 02.1.12).

ООО «Башкирэнерго» оказывает услуги по передаче электрической энергии, следовательно, ООО «Башкирэнерго» является субъектом естественной монополии.

Исходя из анализа представленных документов было установлено следующее.

В силу п. 6 Правил №861 - технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации. Указанный договор является публичным. Технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 16 Правил, договор должен содержать существенные условия, в том числе срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который исчисляется со дня заключения договора и не может превышать сроков, установленных подпунктом «б» пункта 16 Правил.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 16 Правил срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который исчисляется со дня заключения договора, не может превышать:

30 рабочих дней - для заявителей, указанных в пунктах 12(1) и 14 Правил, при одновременном соблюдении следующих условий: технологическое присоединение энергопринимающих устройств заявителя осуществляется к электрическим сетям классом напряжения 0,4 кВ и ниже; расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 15 метров; отсутствует необходимость урегулирования отношений с лицами, являющимися собственниками или иными законными владельцами земельных участков, расположенных полностью или частично между ближайшим объектом электрической сети, имеющим указанный в заявке класс напряжения и используемым сетевой организацией для осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя, и земельным участком заявителя; от сетевой организации не требуется выполнение работ по строительству (реконструкции) объектов электросетевого хозяйства, включенных (подлежащих включению) в инвестиционные программы сетевых организаций (в том числе смежных сетевых организаций), и (или) объектов по производству электрической энергии, за исключением работ по строительству объектов электросетевого хозяйства от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств, а также по обеспечению коммерческого учета электрической энергии (мощности); при несоблюдении любого из условий, предусмотренных абзацами вторым - шестым подпункта «б» Пункта 16 Правил, в случае осуществления технологического присоединения к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, при этом расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности и от сетевой организации не требуется выполнение работ по строительству (реконструкции) объектов электросетевого хозяйства, включенных (подлежащих включению) в инвестиционные программы сетевых организаций (в том числе смежных сетевых организаций), и (или) объектов по производству электрической энергии, за исключением работ по строительству объектов электросетевого хозяйства от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики:

15 рабочих дней (если в заявке не указан более продолжительный срок) для осуществления мероприятий по технологическому присоединению, отнесенных к обязанностям сетевой организации, - при временном технологическом присоединении;

4 месяца - для заявителей (в том числе указанных в пунктах 13(3), 13 (5) и 13(6) Правил), максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет до 670 кВт включительно;

1 год - для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет свыше 670 кВт;

Таким образом, вышеуказанные сроки распространяются на случаи осуществления технологического присоединения к электрическим сетям, при которых не требуется выполнение работ по строительству (реконструкции) объектов электросетевого хозяйства, а требуется лишь строительство от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств (строительство «последней мили»).

Согласно техническим условиям №24-03-00594-04-01-Кр.Баш не требуется выполнение работ по строительству (реконструкции) объектов электросетевого хозяйства.

Согласно пункту 14.1 статьи 1 "Градостроительного кодекса Российской Федерации" от 29.12.2004 № 190-ФЗ, реконструкция линейных объектов - изменение параметров линейных объектов или их участков (частей), которое влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов (мощности, грузоподъемности и других) или при котором требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов.

Таким образом, мероприятия по релейной защите не являются реконструкцией, в связи с чем ООО «Башкирэнерго» установлен шестимесячный срок, в нарушении требований п.16 Правил №861.

ООО «Башкирэнерго» представлена информация о должностном лице, по вине которого произошло нарушение сроков выполнения мероприятий по технологическому присоединению.

 

В должностную инструкцию инженера отдела присоединения потребителей (пункты 6.1 6.4 6.17,6.21,6.64 и т.д.) входит:

- Предварительное рассмотрение возможности ТП с выездом на место нахождения объекта подключения заявителя для определения расстояния до существующих сетей, точки подключения, объема работ, необходимости выполнения работ капитального характера;

- Разработка проекта ТУ;

- Организация совещания с заявителем по вопросам ТП (при необходимости или сложном характере ТП);

- Определения способов выполнения мероприятий капитального характера по ТУ;

- Мониторинг выполнения ТУ со стороны заявителя.

Согласно материалам дела исполнителем технических условий от 29.01.2024 №24-03-00594-04-01-Кр.Баш указана ...

Таким образом, в действиях должностного лица ООО «Башкирэнерго» усматриваются признаки нарушения порядка расчета стоимости за технологическое присоединения, ответственность за которое предусмотрена ст. 9.21 КоАП РФ.

Согласно ст. 9.21 КоАП РФ, Нарушение правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа, порядка подключения (технологического присоединения)

1. нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

2. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.

Событие и состав вменяемого ООО «Башкирэнерго» правонарушения установлен и зафиксирован в обращении гр. ....

Дата нарушения – 31.01.2024 год.

Место совершения административного правонарушения – РБ, г. Уфа, ул. Комсомольская, д.126.

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ст. 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, состоит в нарушении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказанию этих услуг.

Субъективная сторона административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 9.21 КоАП, состоит в наличии вины, которая характеризуется виной в форме неосторожности. У должностного лица ООО «Башкирэнерго» имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависимые от него меры по их соблюдению.

Объектом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выступают общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления государственного контроля (надзора).

Субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч .1 ст. 9.21 КоАП РФ являются юридические лица (в т.ч. и некоммерческие организации), а также должностные лица. В данном случае субъектом, нарушившим ч.1 ст. 9.21 КоАП РФ, является должностное лицо ООО «Башкирэнерго».

В связи с ходатайством представителя должностного лица ООО «Башкирэнерго», рассмотрение назначено на «17».«05».2024 в «15» часов «00» минут по адресу: РБ, г. Уфа, ул. Пушкина, 95, каб. 521.

Дело рассматривается 17.05.2024 в отсутствии должностного лица ООО «Башкирэнерго» ..., извещенного надлежащим образом, ходатайство о рассмотрении без его участия, в присутствии представителей по доверенности б/н.

Обстоятельств, исключающих возможность рассмотрения дела об административном правонарушении, предусмотренного ч.1 ст.9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностным лицом Башкортостанского УФАС России, не имеется. Обстоятельств, исключающих производство по делу, не имеется. Имеющихся по делу материалов достаточно для его рассмотрения, по существу.

Проверяя соблюдение прав лица, в отношении которого осуществляется производство по делу об административном правонарушении, должностное лицо, рассматривающее дело, приходит к выводу о том, что Протокол по делу об административном правонарушении и иные документы составлены в соответствии с процессуальными требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Права и обязанности, определенные ст. 51 Конституции РФ, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, в том числе ст. 25.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, лицам, участвующим в деле и их представителям, разъяснены.

Срок привлечения должностного лица ООО «Башкирэнерго» к административной ответственности не истек, других обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, также не установлено.

В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В соответствии с положениями пункта 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение положений о малозначительности должно быть мотивировано.

По смыслу статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.

При разрешении вопроса о законности либо незаконности привлечения к ответственности необходимо установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния. Имеющиеся в материалах дела документы не свидетельствуют о наличии оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ и признания совершенного предприятием правонарушения малозначительным. Административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена статьей 9.21 КоАП РФ, имеет формальный состав, предусматривающий привлечение к административной ответственности независимо от фактического наступления материальных последствий.

Должностное лицо Башкортостанского УФАС России, рассматривающее дело, не нашло оснований для признания правонарушения малозначительным и освобождения должностного лица от административной ответственности по ст. 2.9. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, т.к. данное административное правонарушение посягает не только на экономические интересы государства, но и интересы других хозяйствующих субъектов и потребителей в области оказания услуг, необходимых для обеспечения их деятельности.

Статус субъекта естественной монополии, придает действиям указанного субъекта характер особой значимости, поскольку затрагивает не только частный интерес конкретного лица, с которым взаимодействует, но и публичную сферу. При этом существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении Общества к исполнению публично-правовых обязанностей и к требованиям законодательства.

Исходя из вышеизложенного, состав административного правонарушения имеется, оснований для применения положений ст. 2.9. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не имеется, гарантии, предусмотренные статьей 28.2. КоАП РФ, ст. 51 Конституции Российской Федерации, в отношении должностного лица ООО «Башкирэнерго» обеспечены.

В соответствии с частью 1 статьи 9.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях – Нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

При назначении административного наказания приняты во внимание все обстоятельства дела, предусмотренные ч.2 ст.4.1. КоАП РФ: характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Руководствуясь статьями 23.48, 29.10, 29.9, 4.2, 4.3, 4.6, а также частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

Признать должностное лицо ООО «Башкирэнерго» - ... виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, - Нарушение субъектом естественной монополии установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 

Связанные организации

Связанные организации не указаны