Решение б/н РЕШЕНИЕ № ТО002/10/18.1-2205/2023 от 27 ноября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № ТО002/10/18.1-2205/2023
27.11.2023                                                                                           г. Уфа, ул. Пушкина, 95

Комиссия Башкортостанского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушения процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), в составе:
Председатель Комиссии:
– заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан;
Члены Комиссии:
 – главный государственный инспектор отдела естественных монополий и финансовых рынков Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан;
– ведущий специалист-эксперт естественных монополий и финансовых рынков Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан,
при рассмотрении жалобы  АСРО «ОПРО» от 07.11.2023 вх.№17308/23 на действия ООО «Табигат» при проведении закупки по извещению №32312901737 на право заключения договора на оказание услуг по обслуживанию полигона ТБО(первая очередь) ГО г. Стерлитамак, ул. 40-й проезд 5,
в соответствии со ст. 18.1 Закона о защите конкуренции,
УСТАНОВИЛА:
В адрес Башкортостанского УФАС России поступили жалоба АСРО «ОПРО» от 07.11.2023 вх.№17308/23 на действия ООО «Табигат» при проведении закупки по извещению № 32312901737 на право заключения договора на оказание услуг по обслуживанию полигона ТБО(первая очередь) ГО г. Стерлитамак, ул. 40-й проезд 5 (далее - Закупка).
По мнению заявителя, закупочная процедура была проведена ООО «Табигат» с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ услуг отдельными видами юридических лиц» (Далее — Закон о закупках), а именно: установление требований в закупочной документации требований к участникам закупки о предоставлении в составе заявки материально-технических ресурсов, а также документы, подтверждающие опыт оказания услуг по предмету закупки; отсутствие описания предмета закупки.
ООО «Табигат» было представлено письменное возражение с приложением запрашиваемых документов.
Комиссия, рассмотрев представленные документы, пришла к следующим выводам.
27.10.2023 в ЕИС было размещено извещение о проведении запроса предложений № 32312901737.
Дата начала срока подачи заявок — 27.10.2023.
Дата окончания срока подачи заявок — 08.11.2023.  
Дата подведения итогов — 08.11.2023.
По представленной информации, на участие в закупке заявки на участие в закупке не поступили. Закупка была признана несостоявшейся.
По доводам, изложенным в жалобе, Комиссия установила следующее.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися.
Согласно данной норме  антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В силу ч.1 ст.3 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами: информационная открытость закупки; равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика; отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
В силу ч.10 ст.3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:
1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;
2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;
3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;
4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;
5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;
6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.
В силу ч.13 ст.3 Закона о закупках рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.
В силу п.1 ч.10 ст.4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам(потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. 
Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Закупочная документация должна содержать информацию, необходимую и достаточную для того, чтобы Участники закупки могли принять решение об участии в закупке, подготовить и подать Заявки таким образом, чтобы Закупочная комиссия могла оценить их по существу и выбрать наилучшее предложение.
Как указывает в своей жалобе заявитель, заказчик установил требование в ТЗ Документации о наличие у участников закупки на праве собственности или ином праве владения и пользования бульдозера (не менее одной единицы) и фронтального погрузчика (не менее одной единицы) для обслуживания полигона ТБО (раздел 1 ТЗ Документации).
Комиссия отмечает, что отсутствие у участника на момент подачи заявки соответствующих материально-технических ресурсов, а также подтверждающих документов, не влияет на возможность надлежащего исполнения таким участником обязательств по договору, заключаемому по результатам закупки, поскольку такие материально-технические могут быть привлечены участником закупки после подведения итогов закупки в случае признания такого участника победителем закупки, а, напротив, налагает дополнительные финансовые обязательства на участника закупки для целей принятия участия в закупке.
Таким образом, действия Заказчика, установившего в Документации вышеуказанное требование к составу заявки на участие в закупке ограничивают количество участников закупки, противоречат пункту 2 части 1 статьи 3, части 1 статьи 2 Закона о закупках и нарушают пункт 2 части 10 статьи 4, часть 6 статьи 3 Закона о закупках, и содержат признаки составов административных правонарушений, ответственность за совершение которых предусмотрена статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, довод жалобы является обоснованным.
По доводам жалобы заявителя о предоставлении в составе заявки опыта, аналогичного предмету закупки, а также отсутствия описания предмета закупки Комиссия отмечает следующее.
В силу п.1 ч.6.1 ст.3 Закона о закупках при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами: в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки.
Как установлено Комиссией, предметом закупки является оказание услуг по обслуживанию полигона ТБО(первая очередь) ГО г. Стерлитамак, ул. 40-й проезд 5.
Техническим заданием Документации (Приложение №1 к документации о закупке) определены параметры Полигона, а также требования к предмету закупки с указанием технических регламентов в соответствии с действующим законодательством РФ, перечень видов работ, входящих в комплекс услуг по обслуживанию полигонов ТБО, а также перечень имущества по акту приема-передачи передаваемых заказчиком исполнителю в рамках оказания услуг.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что описание предмета закупки, сформированное заказчиком, не противоречит требованиям действующего законодательства.
Касаемо требования о предоставлении участниками закупки опыта аналогичных работ по предмету закупки Комиссия отмечает следующее.
Пунктом 5 Документации установлен порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе предложений.
Как установлено представленными документами, под не стоимостным критерием оценки предполагается количественный опыт (пп.2.1, 2.2 п.5.2 Документации) — предоставление участником закупки копий документов опыта аналогичных работ с 2019 года, стоимость которых составляет не менее 400 000 рублей.   
Пунктом 4 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018) использование заказчиком оценочных критериев выбора поставщика не является нарушением, если эти критерии носят измеряемый характер и соответствие участника закупки названным критериям может быть установлено объективно. Само по себе предъявление заказчиком указанных требований не приводит к необоснованному ограничению участников закупки и не влияет на развитие конкуренции. 
Таки образом, установление вышеуказанного критерия оценки не противоречит действующему законодательству РФ.
На основании изложенного Комиссия приходит к выводу о недоказанности нарушения заказчиком требований Закона о закупках и Закона о защите конкуренции по рассматриваемым доводам.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Башкортостанского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров,

 РЕШИЛА:
1.Признать жалобу АСРО «ОПРО» от 07.11.2023 вх.№17308/23 на действия ООО «Табигат» при проведении закупки по извещению № 32312901737 на право заключения договора на оказание услуг по обслуживанию полигона ТБО(первая очередь) ГО г. Стерлитамак, ул. 40-й проезд 5 частично обоснованной.
2.Обязательное для исполнения предписание ООО «Табигат» не выдавать, поскольку закупочная процедура была признана несостоявшейся (заказчиком будет осуществлено повторное размещение закупки).
3. При повторном размещении закупки на право заключения договора на оказание услуг по обслуживанию полигона ТБО(первая очередь) ГО г. Стерлитамак, ул. 40-й проезд 5, ООО «Табигат» учитывать принятое решение и принять меры по недопущению установления требований, ограничивающих количество участников закупки.

Председатель комиссии


Члены комиссии:

 


Примечание: В соответствии с ч. 23 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции решение и предписание комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течении трех месяцев со дня принятия решения

Связанные организации

Связанные организации не указаны