Решение б/н Решение от 30 января 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № ТО002/10/18.1-81/2023

 

г. Уфа, ул. Пушкина, 95

 

Комиссия Башкортостанского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушения процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), в составе:

Председатель Комиссии:

.– заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан;

Члены Комиссии:

. – заместитель начальника отдела антимонопольного контроля товарных рынков Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан;

. – ведущий специалист-эксперт естественных монополий и финансовых рынков Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан,

при рассмотрении жалобы ООО «ИТС» от 17.01.2023 вх.№492-ЭП/23 на действия (бездействие) ГУП РБ «Уфаводоканал» при проведении закупки - Конкурс в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на реконструкцию канализационной насосной станции 7 со строительством напорного коллектора Д=1200 мм. Напорный коллектор Д=1200 мм от магистральных задвижек машзала КНС 7 с переходом пр. Салавата Юлаева и ул. 50 лет СССР до двух колодца 22-1684 (22-1683) на напорном коллекторе в районе ул. 50 лет СССР, 39/2 (извещение №32211920774),

в соответствии со ст. 18.1 Закона о защите конкуренции,

 

УСТАНОВИЛА:

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан поступила жалоба от ООО «ИТС» от 17.01.2023 вх.№492-ЭП/23 на действия (бездействие) ГУП РБ «Уфаводоканал» при проведении закупки - Конкурс в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на реконструкцию канализационной насосной станции 7 со строительством напорного коллектора Д=1200 мм. Напорный коллектор Д=1200 мм от магистральных задвижек машзала КНС 7 с переходом пр. Салавата Юлаева и ул. 50 лет СССР до двух колодца 22-1684 (22-1683) на напорном коллекторе в районе ул. 50 лет СССР, 39/2 (извещение №32211920774).

По мнению Заявителя, Заказчиком неверно осуществлен расчет баллов по оценочному критерию «Опыт работы» по форме №5 Документации.

В соответствии с выданным Башкортостанским УФАС России уведомлением Заказчиком были представлены: положение о закупке товаров, работ, услуг, документация о закупке, изменения, внесенные в документацию о закупке, заявки на участие в закупке, протоколы составленные в ходе проведения закупки, аудио-, видеозаписи, документы, регламентирующие деятельность оператора и иные документы и сведения, составленные в ходе организации и проведения закупки.

Комиссия Башкортостанского УФАС России изучив и рассмотрев представленные документы, а также заслушав лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, установила следующее.

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг лицами, указанными в ч. 2 ст. 1 Закона о закупках.

В силу ч.10 ст.3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;

3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

В силу ч. 13 ст.3 Закона о закупках рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.

В соответствии с ч. 1 ст. 1 Закона о закупках целями регулирования Закона о закупках являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в ч. 2 ст. 1 Закона о закупках (далее -заказчики), в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее -закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

В соответствии с ч. 5 ст. 3 Закона о закупах участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке

В соответствии с п. 9 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

Согласно ч. 6 ст. 3 Закона о закупках требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц не установлены конкретные требования и порядок формирования заказчиком требований к участникам закупки товаров, работ, услуг, перечня документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

05.12.2022 заказчиком было размещено извещение №32211920774 о проведении закупки - Конкурс в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на реконструкцию канализационной насосной станции 7 со строительством напорного коллектора Д=1200 мм. Напорный коллектор Д=1200 мм от магистральных задвижек машзала КНС 7 с переходом пр. Салавата Юлаева и ул. 50 лет СССР до двух колодца 22-1684 (22-1683) на напорном коллекторе в районе ул. 50 лет СССР, 39/2.

На участие в закупке было подано 3 заявки. В том числе заявка ООО «ИТС».

Протоколом №32211920774-02 рассмотрения вторых частей заявок от 09.01.2023 заказчиком был поставлен итоговый рейтинг заявок претендентов — заявка №118176 — 98,2 балла; заявка №119217 — 40 баллов; заявка №119299 — 50,55 балла. Порядковый номер заявки №119217 принадлежал Заявителю.

Исходя из вышеуказанного протокола, заказчик присвоил 0 баллов заявителю по критерию «Опыт работ».

Протоколом от 12.01.2023 № 32211920774-03 определен победитель.

По мнению заявителя, заказчиком необоснованно не приняты 12 договоров аналогичного опыта по предмету закупки, представленных в составе заявок участника закупки.

Согласно п.20 Документации под аналогичным договором понимается договор, включающий строительство сетей диаметром 500-1400 мм. в комплексе открытым способом и горизонтально-шнековым бурением переходов через магистральные автомобильные дороги, денежный объем которых в составе такого договора не менее 10% от начальной максимальной цены договора.

Как установлено представленными документами, ООО «ИТС» была представлена в составе заявки информация о 12 договорах/контрактах по Форме 5 «Подтверждение квалификации участника закупки «Квалификация участника закупки» Документации о закупке.

Проанализировав представленные документы, Комиссия установила, что контракты, представленные в составе заявки по Форме 5 не расценивались, как аналогичный договор, что, в свою очередь, не соответствует п.20 Документации.

В соответствии с п.4 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" использование заказчиком оценочных критериев выбора поставщика не является нарушением, если эти критерии носят измеряемый характер и соответствие участника закупки названным критериям может быть установлено объективно.

Комиссия отмечает, что данные критерии, установленные Документацией, являются лишь оценочными для выбора участника, наиболее отвечающего требованиям заказчика, и не влияют на допуск/не допуск к участию в закупке.

Установленные критерии оценки о квалификации участника и наличия опыта не являются ограничением круга лиц, участвующих в закупке и носят измеряемый характер.

Основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов (закупки), является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупки, сколько выявление в результате закупки лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.

Представив заявку на участие в закупке, претендент не только подтверждает свое согласие на условия, предлагаемые заказчиком, но несет ответственность, в случае победы, за выполнение (исполнение) договорных обязательств.

Потенциальные участники должны принимать собственные меры и усилия, чтобы стать владельцем товара, работ, услуг, соответствующего потребностям заказчика.

Действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей.

Для вывода о наличии ограничения конкуренции в конкретном случае и на конкретной закупочной процедуре должна быть собрана достаточная совокупность доказательств.

В силу ч.10 ст.3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;

3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

В силу ч. 13 ст.3 Закона о закупках рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.

Таким образом, довод заявителя признается необоснованным.

В соответствии с частью 3 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции обжалование актов и (или) действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, в антимонопольный орган не является препятствием для обжалования этих актов и (или) действий (бездействия) в судебном порядке.

В силу ч.20 ст.18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

На основании вышеизложенного, Комиссия, руководствуясь статьей 18.1 Закона о защите конкуренции,

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу от ООО «ИТС» от 17.01.2023 вх.№492-ЭП/23 на действия (бездействие) ГУП РБ «Уфаводоканал» при проведении закупки - Конкурс в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на реконструкцию канализационной насосной станции 7 со строительством напорного коллектора Д=1200 мм. Напорный коллектор Д=1200 мм от магистральных задвижек машзала КНС 7 с переходом пр. Салавата Юлаева и ул. 50 лет СССР до двух колодца 22-1684 (22-1683) на напорном коллекторе в районе ул. 50 лет СССР, 39/2 (извещение №32211920774) необоснованной.

Связанные организации

Связанные организации не указаны