Решение б/н Решение и предписание по делу №А-76/10 -10 в отношении ГУП «... от 11 августа 2011 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ
по делу №А- 76/10 -10
03.06.2010г. г. Уфа, ул. Пушкина, 95

Резолютивная часть объявлена 24.05.2010.
В полном объеме решение изготовлено 03.06.2010.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе <…>, <…>, <…>, <…> при участии в заседании Комиссии представителей от ГУП «Башавтотранс» РБ <…> юрисконсульт отдела претензионно-исковой работы (доверенность от 31.12.2009 № 712), от индивидуального предпринимателя <…>, рассмотрела дело № А- 76/10 -10 в отношении Государственного унитарного предприятия «Башавтотранс» Республики Башкортостан (450052, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. К. Маркса, 35) по признакам нарушения п. 5 ч.1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

УСТАНОВИЛА:

Башкортостан поступило повторное заявление (от 26.04.2010г.) от индивидуального предпринимателя <…> (РБ, г.Сибай, ул.Мичурина, 17) по факту действия (бездействия), которое приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции со стороны Башкирского производственного объединения автовокзалов и пассажирских автостанций – филиал ГУП «Башавтотранс» Республики Башкортостан (далее - БПОА и ПА – филиал ГУП «Башавтотранс» РБ) (450059, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Р.Зорге, 13), в части необоснованного препятствования осуществлению деятельности ИП <…>.
Из обращения заявителя следует, что Министерство строительства, архитектуры и транспорта Республики Башкортостан утверждает паспорт автобусного маршрута согласно требованиям Порядка формирования сети регулярных автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства транспорта РФ от 14.08.2003 № 178 (зарегистрированного 04.09.2003 Министерством юстиции РФ, регистрационный № 5044), где одним из условий является согласование расписание движения автобусов с субъектом Российской Федерации, по территории которого будет проходить или заканчиваться вновь открываемый маршрут «Сибай - Магнитогорск». А также ИП <…> не может согласовывать расписание движения автобусного маршрута «Сибай-Магнитогорск», «Сибай-Темясово» и заключить договор на оказание услуг по организации продажи билетов и отправку автобусов общества от автовокзалов (автостанций) РБ.
ИП <…> посчитал действия ГУП «Башавтотранс» РБ нарушением антимонопольного законодательства и обратился в Башкортостанское УФАС России для разрешения сложившейся ситуации.
Башкортостанским УФАС России было направлено Определение от 19.05.2010 № 8/4489 с запросом о представлении БПОА и ПА – филиал ГУП «Башавтотранс» РБ мотивированного обоснования отказа в согласовании расписания движения автобусов по регулярным вышеуказанным маршрутам с ИП <…>. В представленной информации БПОА и ПА – филиал ГУП «Башавтотранс» РБ от 21.05.2010 № 5/1772 пояснило, что в заявлении не были указаны маршруты, по которым ИП <…> просил заключить договор, не была изложена просьба о согласовании расписаний, документы приложены в одном экземпляре, хотя расписания движения были представлены на 2 маршрута, в самих расписаниях были обнаружены ошибки. Согласно п.4 приложения № 2 Приказа Министерства строительства, архитектуры и транспорта РБ от 27.06.2005 № 41 перевозчику может быть отказано в согласовании расписания и заключении договора в случае, если документы представлены не в полном объеме. Кроме того, письмом № 705 от 19.03.2010г. было отказано в согласовании расписания и заключении договора на том основании, что маршрут «Сибай-Магнитогорск» проходит между субъектами РФ, а соответственно у ГУП «Башавтотранс» РБ отсутствуют основания рассмотрения представленных документов, документы по маршруту «Сибай-Темясово» не могли быть согласованы на том основании, что документы представлены не в полном объеме, не был приложен список транспортных средств.
По результатам рассмотрения обращения ИП <…> в отношении ГУП «Башавтотранс» Республики Башкортостан было возбуждено дело по признакам нарушения антимонопольного законодательства по п. 5 ч.1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся в части необоснованного препятствования осуществлению деятельности ИП <…>.
Изучив все представленные документы и материалы, заслушав и исследовав доказательства и объяснения сторон по делу и лиц, участвовавших в деле, проведя анализ и оценку обстоятельств дела, Комиссия пришла к следующим выводам.
<…> зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица в Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по РБ № 21 21.07.2004г. (ОГРН 304026710000066). Имеет лицензию № АСС-02-08101388 от 20.04.2007г., сроком действия до 19.04.2012г., осуществляет перевозки пассажиров на автомобилях ИКАРУС-250, ИКАРУС-280.
ГУП «Башавтотранс» Республики Башкортостан на основании Постановления Главы администрации Ленинского района г.Уфы Республики Башкортостан от 10.12.1997 № 1604 зарегистрировано в Администрации Ленинского района г.Уфы Республики Башкортостан (свидетельство от 10.12.1997г. № 1201 «О государственной регистрации»).
ГУП «Башавтотранс» РБ в целях реализации своих целей и задач созданы филиалы. БПОА и ПА – филиал ГУП «Башавтотранс» РБ, создан в соответствии с приказом Государственного унитарного предприятия «Башавтотранс» Республики Башкортостан от 21.10.2004 № 310.
В соответствии с постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 06.11.2001г. № 454-ст «О принятии и введении в действие ОКВЭД», по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности предоставление услуг прочего сухопутного пассажирского транспорта, подчиняющегося расписанию - код 60.21, осуществление деятельности терминалов (автобусных станций и т.п.) – код 63.21.21, кроме того, деятельность автомобильного (автобусного) пассажирского транспорта, подчиняющегося расписанию – код 60.21.1.
Согласно п.1.6.2 Положения «Об организации и осуществлении перевозок пассажиров автомобильным транспортом по регулярным межмуниципальным маршрутам в пригородном и междугородном сообщениях в Республике Башкортостан», утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан от 19 октября 2004 г. № 207 (далее – Положение), автовокзал (пассажирская автостанция) - организация (линейное сооружение), осуществляющая: производственную деятельность по сервисному обслуживанию пассажиров;
координацию движения автобусов на вновь открываемом маршруте с движением автобусов на существующих маршрутах, а также с работой других видов пассажирского транспорта.
Кроме того, с учетом норм вышеуказанного Положения отношения между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями без образования юридического лица, организующих и осуществляющих перевозки пассажиров автомобильным транспортом по регулярным межмуниципальным маршрутам в пригородном и междугородном сообщениях в Республике Башкортостан (далее – перевозчики) и автовокзалами (пассажирскими автостанциями) ГУП «Башавтотранс» Республики Башкортостан регулируются договорами (п.2.4 Положения).
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 17.08.95 N 147-ФЗ «О естественных монополиях» к естественной монополии относятся услуги транспортных терминалов. Лицо, занятое производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии является субъектом естественной монополии.
Согласно п. 3 ст. 8 Федерального закона от 17.08.95 N 147-ФЗ «О естественных монополиях» субъекты естественных монополий обязаны предоставлять доступ на товарные рынки и (или) производить (реализовывать) товары и услуги, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с настоящим Федеральным законом, на недискриминационных условиях, согласно требованиям антимонопольного законодательства.
Согласно ч. 5 ст. 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Таким образом, БПОА и ПА – филиал ГУП «Башавтотранс» РБ является субъектом естественной монополии на товарном рынке услуг транспортных терминалов и занимает доминирующее положение в географических границах Республики Башкортостан с 100% долей.
В соответствии с приказом Министерства строительства, архитектуры и транспорта РБ от 27.06.2005 № 41, изданный во исполнение постановления Правительства РБ от 19.10.2004 № 207 «Об организации и осуществлении перевозок пассажиров автомобильным транспортом по регулярным межмуниципальным маршрутам в пригородном и междугородном сообщениях в Республике Башкортостан», на ГУП «Башавтотранс» Республики Башкортостан возложена обязанность заключения договоров с перевозчиками, согласно расписанию в пригородном (межрайонном) и междугородном сообщениях в РБ.
Согласно п.3.1. Положения об организации и осуществлении перевозок пассажиров автомобильным транспортом по регулярным межмуниципальным маршрутам в пригородном и междугородном сообщениях в Республике Башкортостан», утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан от 19.10.2004 № 207 (далее – Положения) для решения вопроса об открытии нового и переоформление действующего автобусного маршрута общего пользования в пригородном (межрайонном) и междугородном сообщениях в Республике Башкортостан перевозчик представляет в Министерство строительства, архитектуры и транспорта Республики Башкортостан следующие документы: заявку согласно приложению N 3 к настоящему Положению с указанием: для юридического лица - его наименования и организационно-правовой формы, местонахождения и наименования банковского учреждения, номера расчетного счета;
для индивидуального предпринимателя - фамилии, имени, отчества, данных документа, удостоверяющего личность;
копии учредительных документов и свидетельства о государственной регистрации юридического лица;
копию свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя;
копию лицензии на осуществление перевозок пассажиров автомобильным транспортом;
документ, содержащий сведения о количестве и типе транспортных средств;
копию договора между перевозчиком и автовокзалами (пассажирскими автостанциями);
документы, указанные в пункте 2.2 настоящего Положения.
Паспорт маршрута, расписания движения автобусов представляются в двух экземплярах.
Следовательно, перечень не содержит обязательного представления заявления по форме, утвержденной уполномоченным органом.
Заявления, поданные ИП <…>, являются заявлениями перевозчика о согласовании организации перевозок пассажиров по действующему маршруту.
В соответствии с п.2.4. Положения отправление (прибытие) автобусов на маршрутах общего пользования в пригородном (межрайонном) и междугородном сообщениях в Республике Башкортостан должно осуществляться с автовокзалов (пассажирских автостанций) на основании договоров, заключенных между перевозчиками и автовокзалами (пассажирскими автостанциями).
Таким образом, в соответствии с вышеуказанным Положением для решения вопросов, связанных с открытием автобусного маршрута общего пользования в пригородном (межрайонном) и междугородном сообщениях в Республике Башкортостан, ИП <…> обязан разработать паспорт маршрута, заключить договор с БПОА и ПА – филиал ГУП «Башавтотранс» РБ и вместе с другими документами представить его для согласования в Министерство строительства, архитектуры и транспорта РБ.
05.03.2010г., ИП <…> повторно отправил БПОА и ПА – филиал ГУП «Башавтотранс» РБ пакет документов для заключения договора на оказание услуг по организации продажи билетов и отправку автобусов ИП <…> от автовокзалов (автостанций) РБ по маршруту «Сибай - Магнитогорск», «Сибай-Темясово». Подтверждением вышесказанному является почтовое уведомление с приложенной описью (от 05.03.2010), в соответствии с требованиями нормативных актов: Порядка формирования сети регулярных автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства транспорта РФ от 14.08.2003 № 178 (далее – Порядок), Положения. Однако БПОА и ПА – филиал ГУП «Башавтотранс» РБ (письмо № 705 от 19.03.2010г.) отказал в согласовании расписания и заключении договора на том основании, что маршрут «Сибай-Магнитогорск» проходит между субъектами РФ, а соответственно у ГУП «Башавтотранс» РБ отсутствуют основания рассмотрения представленных документов, документы по маршруту «Сибай-Темясово» не могут быть согласованы на том основании, что документы представлены не в полном объеме, так как не был приложен список транспортных средств и имеются в расписании ошибки.
При указанных обстоятельствах требование БПОА и ПА – филиал ГУП «Башавтотранс» РБ к перевозчику представить заявление по установленной им форме является отказом в рассмотрении поданного перевозчиком заявления и, по существу, отказом в согласовании организации автобусного маршрута. Кроме того, в ходе заседания Комиссии было установлено, что список транспортных средств имеется, ошибки в расписании отсутствуют.
В силу требований п.5 ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.
Таким образом, с учетом норм вышеизложенных нормативных правовых актов ГУП «Башавтотранс» Республики Башкортостан является субъектом естественных монополий по предоставлению услуг транспортных терминалов, а также занимает доминирующее положение на товарном рынке услуг транспортных терминалов и отношения между хозяйствующими субъектами, организующих и осуществляющих перевозки пассажиров автомобильным транспортом по регулярным межмуниципальным маршрутам в пригородном и междугородном сообщениях в Республике Башкортостан, регулируются договорами. Следовательно, действия ГУП «Башавтотранс» Республики Башкортостан, занимающего доминирующее положение на товарном рынке услуг транспортных терминалов, образуют состав правонарушения по ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в экономически или технологически не обоснованном отказе от заключения договора с ИП <…>.
В соответствии со ст.10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускается действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах, а также использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции.
Из вышеизложенного следует, что ГУП «Башавтотранс» Республики Башкортостан, занимающий доминирующее положение товарном рынке услуг транспортных терминалов и сам осуществляющий деятельность на товарном рынке по перевозке пассажиров автомобильным транспортом по регулярным маршрутам в пригородном (межрайонном) и междугородном сообщениях в Республике Башкортостан, и в сфере оказания услуги транспортных терминалов, имеет возможность оказывать решающее влияние на общие условия предоставления услуг на соответствующем товарном рынке и затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.
На заседании Комиссии ИП <…> сообщил, что из-за отсутствия согласования расписания и паспорта маршрута несет убытки в виде взыскания штрафов в размере 12 тысяч рублей (основания судебные акты) и вынужденных простоев – это в среднем три тысячи в день.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч.1 – 4 ст. 41, ч.1 ст.49 Федерального закона «О защите конкуренции», Комиссии Башкортостанского УФАС России по рассмотрению дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства

РЕШИЛА:

1. Признать действия ГУП «Башавтотранс» Республики Башкортостан (450052, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. К. Маркса, 35), нарушающими п. 5 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, выразившиеся в отказе согласовывания расписания движения автобусного маршрута «Сибай-Темясово».
2. Выдать ГУП «Башавтотранс» Республики Башкортостан предписание о прекращении нарушений антимонопольного законодательства.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.


ПРЕДПИСАНИЕ № 86 по делу № А-76/10-10
24 мая 2010г. г. Уфа, ул. Пушкина, 95

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе <…>, <…>, <…>, <…> на основании своего решения от 24.05.2010г. по делу № А-76/10-10 о нарушении ГУП «Башавтотранс» Республики Башкортостан (450052, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. К. Маркса, 35) п. 5 ч.1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. ГУП «Башавтотранс» Республики Башкортостан (адрес: 450052, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. К. Маркса, 35), занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, прекратить нарушение п. 5 ч.1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», совершив действия, направленные на обеспечение конкуренции, путем заключения договора на оказание услуг по организации продажи билетов и отправку автобусов общества от автовокзалов (автостанций) РБ.
2. Данное предписание исполнить в течение десяти дней с момента его получения. Информацию об исполнении представить в пятидневный срок с момента его исполнения.
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа ч. 2 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны