Заключение №ИВ/3691/24 Заключение. АО Башинформ. 17-82/2024 от 4 апреля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Заявитель:

Ответчик:

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

об обстоятельствах дела № 002/01/17-82/2024

о нарушении антимонопольного законодательства

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по рассмотрению дела № 002/01/17-82/2024 о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

<...>

Члены Комиссии:

<...>

<...>

рассмотрев антимонопольное дело № 002/01/17-82/2024 по признакам нарушения АО «Информационное агентство «Башинформ» <...> части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося во включении в Положение о закупке товаров, работ, услуг (в редакции от 07.12.2023) случаев осуществления закупки у единственного поставщика, которые привели или могли привести к ограничению конкуренции,

руководствуясь ст. 48.1 Закона о защите конкуренции,

УСТАНОВИЛА:

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан (далее – Управление), в ходе рассмотрения материалов Прокуратуры кировского района г. Уфы, указывающих на наличие признаков нарушения

АО «Информационное агентство «Башинформ» (далее – АО ИА «Башинформ») Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), проанализировано положение о закупках товаров, работ и услуг, принятое АО ИА «Башинформ» в соответствии с требованиями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).

Из части 1 статьи 1 Закона о закупках следует, что наравне с созданием условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, в числе целей, на достижение которых направлен данный закон, закреплено расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Цели законодательного регулирования достигаются, в том числе, путем соблюдения заказчиками при закупке товаров, работ, услуг принципов равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, предусмотренных пунктом 2 части 1 статьи 3 Закон о закупках.

Законом о закупках установлено, что закупка товаров, работ, услуг для юридических лиц, названных в части 2 статьи 1 данного закона, может осуществляться конкурентными и неконкурентными способами. К неконкурентным способам в числе прочего относится размещение заказа у единственного поставщика (часть 3.2 статьи 3).

Заказчику предоставлено право самостоятельно определять порядок и условия применения неконкурентных способов закупки, порядок подготовки и осуществления закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и исчерпывающий перечень случаев проведения такой закупки, закреплять их в положении о закупке (часть 2 статьи 2, статья 3.6 Закона о закупках).

Вместе с тем, это право должно реализовываться с учетом целей правового регулирования в сфере закупочной деятельности отдельными видами юридических лиц и принципов, закрепленных в законе.

Кроме того, из части 1 статьи 2 Закона о закупках следует, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Следовательно, принимаемое положение о закупке не должно вступать в противоречие с целью и принципами Закона о закупках, требованиям законодательства Российской Федерации, а также является не единственным документом, которым должен руководствоваться заказчик при осуществлении закупки.

Так, статьей 17 Закона о защите конкуренции запрещены действия заказчиков, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при осуществлении закупок товаров, работ и услуг, в числе, проводимых в соответствии с Законом о закупках.

Таким образом, положение о закупке, как и исчерпывающий перечень случаев закупки у единственного поставщика, устанавливаемый в таком положении о закупке, не может вступать в противоречие с законодательством о закупках отдельными видами юридических лиц, антимонопольным законодательством.

Установлено, что АО ИА «Башинформ» осуществляет закупочную деятельность в соответствии с Законом о закупках.

АО ИА «Башинформ», в соответствии с Законом о закупках разработано и утверждено Советом директоров АО ИА «Башинформ» Положение о закупке товаров, работ, услуг для нужд АО ИА «Башинформ» от 07.12.2023 (далее – Положение о закупке от 07.12.2023).

В ходе анализа Положения о закупках от 07.12.2023 установлено следующее.

Пункт 21.1 Главы 21 Положения о закупке предусматривает следующие случаи осуществления закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика):

21.1.1. осуществления закупки товара, работы или услуги, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях»;

21.1.2. оказания услуг по водоснабжению, водоотведению, канализации, обращению с твердыми коммунальными отходами, теплоснабжению, газоснабжению (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), по подключению присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам);

21.1.3. заключения договора энергоснабжения или купли-продажи электрической энергии с поставщиком электрической энергии;

21.1.4. признания конкурентной закупки несостоявшейся в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок не подано ни одной заявки или если на основании результатов рассмотрения и оценки заявок принято решение об отклонении всех заявок или об отказе в допуске всех участников закупки, либо договор по результатам проведения закупки не заключен;

21.1.5. осуществления закупки печатных и электронных изданий определенных авторов, оказание услуг по предоставлению доступа к электронным изданиям, если указанным издателям принадлежат исключительные права на использование таких изданий;

21.1.6. заключения договора на оказание услуг по осуществлению авторского контроля за разработкой проектной документации, проведению авторского надзора за строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом соответствующими авторами, на проведение технического и авторского надзора за выполнением работ по сохранению объекта культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации авторами проектов;

21.1.7. осуществления закупки на приобретение исключительного права либо на предоставление права использования в отношении объекта исключительных прав для нужд Заказчика в случае, если единственному поставщику (исполнителю, подрядчику) принадлежит исключительное право на такие объекты авторских прав или право использования таких объектов прав, предоставленное на основании лицензионного договора с правом предоставления сублицензии;

21.1.8. осуществления закупки услуг, связанных с направлением работника в служебную командировку. При этом к таким услугам относятся обеспечение проезда к месту служебной командировки, наем жилого помещения, транспортное обслуживание, обеспечение питания;

21.1.9. если возникла потребность в работах или услугах, выполнение или оказание которых может осуществляться исключительно органами исполнительной власти в соответствии с их полномочиями или подведомственными им государственными учреждениями, государственными унитарными предприятиями, соответствующие полномочия которых устанавливаются нормативными правовыми актами Российской Федерации;

21.1.10. осуществления закупки товаров (работ, услуг) для нужд Заказчика на сумму, не превышающую 200 000 (двести тысяч) рублей (по одному договору, включая НДС);

21.1.11. если потребность в закупке возникла вследствие произошедшей аварийной ситуации, непреодолимой силы, чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а также в целях предотвращения угрозы их возникновения;

21.1.12. оказания услуг оператора электронной торговой площадки;

21.1.13. заключения договора аренды имущества;

21.1.14. осуществления закупки преподавательских услуг, услуг по обеспечению участия на семинаре, выставке, конференции, курсах повышения квалификации и профессиональной переподготовки, стажировки;

21.1.15. возникновения потребности в товарах, работах и услугах для исполнения обязательств в соответствии с договором (контрактом), по которому Заказчик является поставщиком (подрядчиком, исполнителем);

21.1.16. в случае расторжения договора в связи с неисполнением и ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по договору. Если до расторжения договора поставщиком (подрядчиком, исполнителем) частично исполнены обязательства по такому договору, то при заключении нового договора количество поставляемого товара, объем выполняемых работ, оказываемых услуг должны быть уменьшены с учетом количества поставленного товара, объема выполненных работ, оказанных услуг по ранее заключенному договору с пропорциональным уменьшением цены договора;

21.1.17. заключения гражданско-правовых договоров на выполнение работ, оказание услуг Заказчику физическими лицами (за исключением индивидуальных предпринимателей), а также договоров с физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями и применяющими специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход».

21.1.18. закупки товаров, работ, услуг в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, аварий или для удовлетворения срочных потребностей Заказчика вследствие чрезвычайного события, в связи с чем, применение других процедур закупок невозможно по причине отсутствия времени, необходимого для их проведения;

21.1.19. поставщик или его дилер осуществляет гарантийное и текущее обслуживание товара (работ), поставленных ранее и наличие иного поставщика невозможно по условиям гарантии, а также, если требуется ремонт, обслуживание техники, оборудования в фирменных сервисных центрах, закупка оригинальных комплектующих и запчастей;

21.1.20. закупки услуг банков, страховых компаний, финансовых услуг, лизинга, в том числе в привлечении заемных, кредитных средств, и обеспечение банковской гарантии;

21.1.21. дополнительная закупка товаров, работ, услуг у поставщика (подрядчика, исполнителя), с которым у заказчика ранее был заключен договор по соображениям стандартизации или ввиду необходимости обеспечения совместимости с имеющимися товарами, оборудованием, технологией или услугами, учитывая эффективность первоначальных закупок с точки зрения удовлетворения потребностей Заказчика, ограниченный объем предлагаемых закупок по сравнению с первоначальными закупками, разумность цены и непригодность продукции, альтернативной рассматриваемой;

21.1.22. приобретаются заказчиком в собственность на основании договора купли-продажи или на ином основании, предоставляются заказчику во владение использование или в пользование на основании договора аренды или на ином основании земельные участки, здания, сооружения, иное недвижимое имущество;

21.1.23. оказания услуг по предоставлению в пользование вычислительных мощностей (в частности выделенного сервера), установленного на технологической площадке Дата-центра с обеспечением доступа в сеть Интернет (услуги хостинга и «Dedicated server»);

21.1.24. оказания услуг по SEO (SEO оптимизация - поисковая оптимизация) и вебаналитике сайта, анализу пользовательского поведения на сайте (и его моб. приложениях);

21.1.25. оказания информационных услуг по созданию и реализации концепции продуктов заказчика, а также по разработке и созданию программных продуктов, информационных систем, систем аналитики;

21.1.26. оказания услуг по созданию прототипов, дизайна, интерфейса, верстки и программного кода сайта и мобильных приложений;

21.1.27. закупки товаров, работ, услуг, связанных с организацией и участием в форумах, конгрессах, съездах, фестивалях, праздничных мероприятиях приуроченных к государственным праздникам (праздничным дням), культурно-зрелищных и спортивных мероприятий, а также мероприятий имеющих высокую социальную значимость.

21.1.28. Для выполнения обязательств Заказчика по поставке товара, выполнения работ и оказания услуг третьим лицам:

1) разместившим запрос на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг;

2) по договорам поставки, выполнения работ, оказания услуг, которые заключены или находятся в стадии заключения;

3) на основании протокола о намерениях, рамочного соглашения или для реализации какого-то определенного ограниченного во времени проекта.

21.1.29. Осуществляется размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд, в том числе у поставщика (исполнителя, подрядчика), определенного Правительством Российской Федерации.

21.1.30. Приобретаются юридические услуги, в том числе услуги нотариусов и адвокатов.

21.1.31. Приобретаются услуги по созданию и поддержанию сайта Заказчика или информационных сайтов в интересах Заказчика.

21.1.32. Приобретаются услуги для собственных производственных нужд Заказчика:

1) приобретаются услуги по ремонту и обслуживанию автомобилей Заказчика;

2) приобретаются услуги по заправке автомобилей Заказчика на АЗС (в т.ч. по смарткартам);

3) приобретается сувенирная продукция;

4) приобретается услуга по проведению торжеств, посвященных юбилею Заказчика, праздничным дням;

7) приобретаются права на использование результатов интеллектуальной деятельности;

8) экземпляры и/или обновления информационных систем, баз данных, программных средств и программных продуктов;

9) приобретаются канцелярские и хозяйственные товары для обеспечения нужд Заказчика.

21.1.32. Отсутствует равноценная замена закупаемых товаров, работ, услуг, при этом критериями, позволяющими воспользоваться данным подпунктом, могут быть:

1) товары (работы, услуги) производятся по уникальной технологии, либо обладают уникальными свойствами, что подтверждено соответствующими документами;

2) поставщик (подрядчик, исполнитель), является единственным официальным дилером поставщика (подрядчика, исполнителя), обладающего вышеуказанными свойствами;

3) поставщик (подрядчик, исполнитель) является единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в данном регионе, при условии, что расходы, связанные с привлечением контрагентов из других регионов, делают такое привлечение экономически невыгодным;

4) поставщик (подрядчик, исполнитель) или его единственный дилер осуществляет гарантийное и текущее обслуживание товаров (результатов работ, услуг), поставленных ранее и наличие иного поставщика (подрядчика, исполнителя) невозможно по условиям гарантии.

21.1.33. Закупка работ, услуг, являющихся естественным продолжением работы, услуги, оказанной ранее, у подрядчика, исполнителя такой работы, услуги, в случаях, когда необходимо обеспечить преемственность работ, услуг и приобретенный исполнителем в ходе выполнения работ, оказания услуг опыт необходим для выполнения, оказания работ, услуг.

21.1.34. Предмет закупки имеется в наличии только у конкретного поставщика (подрядчика, исполнителя) или конкретный поставщик (подрядчик, исполнитель) обладает исключительными правами в отношении данных товаров работ, услуг и не существует разумной альтернативы или замены, в том числе в случае, если смена поставщика не целесообразна ввиду необходимости обеспечения совместимости с применяемой на сети телекоммуникации технологической системы, если данная технология приобретена и эксплуатируется на сети до вступления в силу настоящего Положения о закупке.

21.1.35. Финансовых вложений (в форме депозита, векселей, облигаций, приобретения прочих ценных бумаг).

Изучив случаи осуществления закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), включенные в Положение о закупках от 07.12.2023, Комиссия приходит к следующему.

Подпункт 21.1.10. пункта 21.1 Главы 21 Положения о закупках предусматривает возможность осуществления закупки товаров (работ, услуг) для нужд Заказчика на сумму, не превышающую 200 000 (двести тысяч) рублей (по одному договору, включая НДС) на конкурентных рынках без проведения конкурентных процедур.

При этом, каких-либо ограничений в виде годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить таким способом указанное положение не содержит.

Кроме того, рынки связанные с заключением договора аренды имущества (пп. 21.1.13) - соответствует коду ОКВЭД 68.20 (Аренда и управление собственным или арендованным недвижимым имуществом); связанные с приобретением заказчиком в собственность на основании договора купли-продажи или на ином основании, предоставляются заказчику во владение использование или в пользование на основании договора аренды или на ином основании земельные участки, здания, сооружения, иное недвижимое имущество (пп. 21.1.22) - соответствует коду ОКВЭД 68.20 (Аренда и управление собственным или арендованным недвижимым имуществом); связанных с приобретением юридических услуг, в том числе услуг нотариусов и адвокатов (пп. 21.1.30) - соответствует коду ОКВЭД 69.10 (Деятельность в области права), по рынку оказания юридических услуг, в том числе адвокатов, необходимо отметить, что наличие собственной юридической службы не свидетельствует об обоснованности и эффективности расходования денежных средств. Конкретизации, для каких конкретно случаев требуются адвокаты, Положение о закупках не содержит; связанных с приобретением услуг для собственных производственных нужд заказчика, в том числе по ремонту, обслуживанию и заправке автомобилей, приобретение сувенирной продукции, услуг по проведению торжеств, права на использование результатов интеллектуальной деятельности, обновлений информационных систем, баз данных, программных средств и программных продуктов, канцелярских и хозяйственных товаров, финансовых вложений (пп. 21.1.32) - соответствует коду ОКВЭД 45.20 (Техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств), соответствует коду ОКВЭД 47.78.3 (Торговля розничная сувенирами, изделиями народных художественных промыслов) пункта 21.1 Главы 21 Положения о закупках являются конкурентными, соответственно, изложение указанных пунктов в такой редакции позволяют Заказчику не проводить конкурентные закупки и осуществлять закупки на конкурентных рынках без проведения торгов.

В этой связи, подпункт 21.1.10, пункта 21.1 Главы 21 Положения о закупках (в части отсутствия годового лимита закупок), подпункты 21.1.13, 21.1.22, 21.1.30, 21.1.32 пункта 21.1 Положения о закупках противоречат нормам Закона о закупках и направлены на ограничение конкуренции.

Подпункт 21.1.4 пункта 21.1 Главы 21 Положения о закупках подразумевает осуществление закупки в случае признания конкурентной закупки несостоявшейся в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок не подано ни одной заявки или если на основании результатов рассмотрения и оценки заявок принято решение об отклонении всех заявок или об отказе в допуске всех участников закупки, либо договор по результатам проведения закупки не заключен.

По данному подпункту необходимо отметить, что вышеуказанные закупки должны осуществляться на тех же самых условиях, на которых была объявлена конкурентная процедура, в ситуации, когда проведение конкурентной процедуры невозможно. В Положении о закупке Предприятия соответствующих норм не имеется, что дает возможность Заказчику менять условия закупки, не проводя новую процедуру и заключать договор по своему усмотрению.

Подпункт 21.1.17 пункта 21.1 Главы 21 Положения о закупках подразумевает заключение гражданско-правовых договоров на выполнение работ, оказание услуг Заказчику физическими лицами (за исключением индивидуальных предпринимателей), а также договоров с физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями и применяющими специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход».

Вместе с тем, заключение гражданско-правовых договоров на выполнение работ, оказание услуг физическими лицами (за исключением индивидуальных предпринимателей), а также договоров с физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями и применяющими специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход подразумевает возможность Заказчика не проводить конкурентные закупки и осуществлять закупки на конкурентных рынках без проведения торгов.

В связи с указанным, Комиссия приходит к следующим выводам.

Организационные и правовые основы защиты конкуренции определены Законом о защите конкуренции, целями которого согласно части 2 статьи 1 данного закона являются, в частности, обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

Конкуренция представляет собой соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (пункт 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

Статья 17 Закона о защите конкуренции (части 1 и 5) запрещает действия заказчиков, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при осуществлении закупок товаров, работ и услуг в соответствии с Законом о закупках.

На основании пунктов 2 и 3 части 1, части 5 статьи 17 Закона о защите конкуренции к таким действиям, в частности, относятся создание участнику закупки преимущественных условий участия, нарушение порядка определения победителя по результатам закупочной процедуры.

В пункте 9 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Закона о закупках, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018, указано, что нельзя проводить закупки у единственного поставщика по своему усмотрению.

В положении о закупке должны быть ограничения для применения этого способа (критерии и случаи, в которых он может осуществлять закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), обратное повлечет за собой необоснованное ограничение круга потенциальных участников, нарушит принципы осуществления закупочной деятельности (частей 1 и 3 статьи 3 Закона о закупках) и запреты, установленные частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Изложенное также означает, что несоблюдение заказчиками отдельных требований Закона о закупках может одновременно свидетельствовать о нарушении антимонопольного законодательства.

Для целей экономической эффективности закупка товаров, работ, услуг у единственного поставщика целесообразна в случае, если такие товары, работы, услуги обращаются на низкоконкурентных рынках, или проведение конкурсных, аукционных процедур нецелесообразно по объективным причинам (например, ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций, последствий непреодолимой силы).

Из определения Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 16.09.2021 № 306-ЭС21-13429 по делу № А57-6544/2020 следует, что отдавая в отдельных случаях предпочтение такому способу как осуществление закупки у единственного поставщика, заказчик должен иметь разумные и объективные причины, объясняющие, что применение конкурентных процедур либо является неэффективным (например, если товарный рынок ограничен или цены на объект закупки колеблются в узком диапазоне), либо в значительной степени лишают заказчика того результата, которого он намеревался достичь, планируя закупку (осуществление срочного размещения заказа, закупка на товарном рынке, где преобладает недобросовестная конкуренция). В ином случае выбор данного неконкурентного способа размещения заказа представляет собою злоупотребление правом, намеренное уклонение от конкурентных процедур вопреки принципам осуществления закупок, а также целям правового регулирования в данной сфере.

При размещении заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) заказчик, в большинстве случаев, должен обосновать (доказать), что выдвигаемые требования к предмету закупки могут быть исполнены исключительно конкретным поставщиком и никаким иным.

Наличие иных хозяйствующих субъектов, реализующих закупаемый товар, оказывающих закупаемые услуги, свидетельствует об ограничении круга потенциальных участников и возможном нарушении принципов осуществления закупочной деятельности и запретов установленных антимонопольным законодательством.

Таким образом, положение о закупках от 07.12.2023, позволяющее осуществлять закупки у единственного поставщика на конкурентных рынках без соответствующего обоснования, не соответствует нормам Закона о закупках, что приводит или может привести к ограничению конкуренции.

Следовательно, включение АО ИА «Башинформ» в Положение о закупках от 07.12.2023 указанных выше оснований для осуществления закупок без конкурентных процедур свидетельствует о злоупотреблении правом, об уклонении от конкурентных процедур вопреки принципам осуществления закупок, а также целям правового регулирования Закона о закупках в данной сфере.

Кроме того, указанные обстоятельства приводят или могут привести к экономически неэффективному расходованию денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг.

В соответствии с ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Таким образом, закрепленные в Положении о закупке от 07.12.2023 условия, позволяющие осуществлять закупку у единственного поставщика независимо от наличия конкурентного рынка, создающие возможность привлечения исполнителя без проведения торгов, приводят или могут привести к дискриминации хозяйствующих субъектов, нарушению принципов равноправия, справедливости и необоснованному ограничению конкуренции, запрещенного частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Следует отметить, что в рамках рассмотрения настоящего дела АО ИА «Башинформ» предоставило письменные пояснения от 27.03.2024 исх. № 72 (вх. № 4909-ЭП/24 от 27.03.2024), к которым приложило проект Положения о закупках с внесенными изменениями (далее – Проект Положения о закупка).

Так, в положение о закупках для нужд АО «Корпорация развития Республики Башкортостан» планируется внести следующие изменения:

– исключены подпункты 21.1.13, 21.1.22, пункта 21.1 Главы 21 Положения о закупках;

– подпункт 21.1.4 пункта 21.1 Главы 21 Положения о закупках изложен в следующей редакции: признания конкурентной закупки несостоявшейся в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок не подано ни одной заявки или если на основании результатов рассмотрения и оценки заявок принято решение об отклонении всех заявок или об отказе в допуске всех участников закупки, либо договор по результатам проведения закупки не заключен. При осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим пунктом договор заключается с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на условиях, предусмотренных документацией о закупке и (или) извещением об осуществлении закупки, по цене, предложенной поставщиком (исполнителем, подрядчиком), желающим заключить такой договор, но не выше начальной (максимальной) цены договора либо цены единицы товара, работы, услуги, указанных в документации о закупке и (или) извещении об осуществлении закупки;

– подпункт 21.1.10 пункта 21.1 Главы 21 Положения о закупках изложен в следующей редакции: осуществления закупки товаров (работ, услуг) для нужд Заказчика на сумму, не превышающую 200 000 (двести тысяч) рублей (по одному договору, включая НДС).

Предельный совокупный годовой объем таких закупок не более 10% от балансовой стоимости общества;

– подпункт 21.1.17 пункта 21.1 Главы 21 Положения о закупках изложен в следующей редакции: подпункт 21.1.16 пункта 21.1 Главы 21 - заключения гражданско-правовых договоров на выполнение работ, оказание услуг Заказчику физическими лицами (за исключением индивидуальных предпринимателей), а также договоров с физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями и применяющими специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» в сфере деятельности сетевых изданий СМИ.

– подпункт 21.1.30 пункта 21.1 Главы 21 Положения о закупках изложен в следующей редакции: подпункт 21.1.28 пункта 21.1 Главы 21 - приобретаются юридические услуги адвоката и иного лица, оказывающего юридическую помощь (представителя) при необходимости ведения дел в области уголовного, земельного, налогового права, в сфере интеллектуальной деятельности, несостоятельности (банкротства) юридических лиц, а так же услуги стороннего эксперта или экспертной организации когда применение конкурентных процедур либо является неэффективным, либо в значительной степени лишают того результата, который намеревался достичь при планировании закупки.

– подпункт 21.1.32 пункта 21.1 Главы 21 Положения о закупках изложен в следующей редакции: подпункт 21.1.30 пункта 21.1 Главы 21 - Приобретаются услуги для собственных производственных нужд Заказчика:

1) приобретаются услуги по ремонту и обслуживанию автомобилей Заказчика, с производителем автомобиля (его официальным представителем), если производство технического обслуживания иным исполнителем невозможно по условиям гарантии;

2) приобретаются услуги по заправке автомобилей Заказчика на АЗС (в т.ч. по смарткартам);

3) приобретается услуга по проведению торжеств, посвященных юбилею Заказчика, праздничным дням;

4) приобретаются права на использование результатов интеллектуальной деятельности;

5) экземпляры и/или обновления информационных систем, баз данных, программных средств и программных продуктов;

6) приобретаются канцелярские и хозяйственные товары для обеспечения нужд Заказчика.

Таким образом, спорные подпункты 21.1.4, 21.1.10, 21.1.13, 21.1.17, 21.1.22, 21.1.30, 21.1.32 пункта 21.1 Главы 21 Положения о закупках АО ИА «Башинформ» в редакции от 07.12.2023 приводили или могли привести к ограничению конкуренции на товарных рынках и были изменены заказчиком, а именно подпункты 21.1.13, 21.1.22, пункта 21.1 Главы 21 Положения о закупках от 07.12.2023 были исключены, а подпункты 21.1.4, 21.1.10, 21.1.17, 21.1.30, 21.1.32 пункта 21.1 Главы 21 Положения о закупках от 07.12.2023 были изменены в Проекте Положении о закупках.

В соответствии со статьей 48.1 Закона о защите конкуренции, на основании установленных в ходе рассмотрения антимонопольного дела № 002/01/17-82/2024 обстоятельств, Комиссия приходит к выводу о необходимости квалификации действий АО ИА «Башинформ» по включению в Положение о закупке товаров, работ, услуг (в редакции от 07.12.2023) случаев осуществления закупки у единственного поставщика, которые привели или могли привести к ограничению конкуренции, по части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с частью 5 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции лица, участвующие в деле, вправе представить комиссии пояснения, доказательства и приводить доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, до окончания рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и оглашения резолютивной части решения по нему на заседании комиссии.

 

 

Председатель Комиссии

 

 

<...>

Члены Комиссии:

 

<...>

 

<...>

Связанные организации

Прокуратура Кировского района г. Уфы
ИНН 0274038937, ОГРН 1030203899395
АО ИА Башинформ
ИНН 0275002041, ОГРН 1020202774030