Решение б/н Решение по делу № А-113/10-15 в отношении МУП по эксплуатаци... от 27 июля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № А-113/10-15

 

Резолютивная часть решения оглашена 20.07.2015

В полном объеме решение изготовлено 23.07.2015                                                                                                                                                                                                      г. Уфа, ул. Пушкина, 95

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель комиссии:

<…> – заместитель  руководителя Управления Федеральной  антимонопольной  службы  по Республике Башкортостан;

Члены комиссии:

<…> – начальник отдела антимонопольного контроля товарных рынков Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан;

<…> – ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля товарных рынков Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан,

в присутствии:

представителя ответчика – МУП по эксплуатации водопроводно-канализационного хозяйства «Уфаводоканал» городского округа город Уфа Республики Башкортостан – <…> (доверенность от 29.01.2014 №01/18471),

рассмотрев дело № А-113/10-15 по признакам нарушения МУП по эксплуатации водопроводно-канализационного хозяйства «Уфаводоканал» городского округа город Уфа Республики Башкортостан (450098, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Российская, 157/2) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В соответствии с письмом Прокуратуры Республики Башкортостан от 13.03.2015 № э/л-4-2015 Прокуратурой города Уфы с Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан проведена проверка исполнения законодательства в сфере подключения к сетям инженерно-технического обеспечения в отношении МУП по эксплуатации водопроводно-канализационного хозяйства «Уфаводоканал» городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее – МУП «Уфаводоканал»).

В ходе проведения проверки установлено следующее.

02.09.2014 ИП <…> письмом вх. № 13789 обратился в адрес МУП «Уфаводоканал» с запросом о предоставлении технических условий.

Согласно п. 9 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 № 83 (далее – Правила № 83), организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, обязана в течение 14 рабочих дней с даты получения указанного в п. 8 Правил №83 запроса определить и предоставить технические условия или информацию о плате за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения либо предоставить мотивированный отказ в выдаче указанных условий при отсутствии возможности подключения строящегося (реконструируемого) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.

В соответствии с п. 10 Правил № 83 технические условия должны содержать следующие данные:

- максимальная нагрузка в возможных точках подключения;

- срок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, определяемый в том числе в зависимости от сроков реализации инвестиционных программ;

- срок действия технических условий.

В нарушение Правил № 83 МУП «Уфаводоканал» направило в адрес ИП <…> технические условия № 13-14/337 от 19.09.2014, в соответствии с которыми необходимо получить согласование и технические условия у владельцев водопровода.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства, принимает по результатам их рассмотрения решения и выдает предписания.

На основании вышеизложенного, в соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 39 Закона о защите конкуренции Башкортостанским УФАС России было принято решение о возбуждении дела в отношении МУП «Уфаводоканал» (450098, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Российская, 157/2) по признакам нарушения ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.

На заседании Комиссии 20.07.2015 представитель МУП «Уфаводоканал» поддержала доводы, изложенные в письменных пояснениях МУП «Уфаводоканал», также пояснила, что необходимость получения согласования и технических условий у владельцев водопроводных и канализационных сетей установлена п. 17 Правил № 83.

Изучив материалы дела, заслушав и исследовав доказательства, возражения и пояснения лиц, участвующих в деле, проведя анализ и оценку обстоятельств дела, Комиссия Башкортостанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства пришла к следующим выводам.

В соответствии с п. 88 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 644, орган местного самоуправления, правообладатель земельного участка, иной заявитель, планирующий осуществить подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения, обращается в организацию водопроводно-канализационного хозяйства с заявлением о выдаче технических условий на подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения, определяющих максимальную нагрузку подключения (технологического присоединения), в порядке, установленном Правилами № 83.

Правила № 83 регулируют отношения между организацией, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, органами местного самоуправления и правообладателями земельных участков, возникающие в процессе определения и предоставления технических условий подключения строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - технические условия), включая порядок направления запроса, порядок определения и предоставления технических условий, а также критерии определения возможности подключения.

В соответствии с п. 6 Правил № 83 в случае, если правообладатель земельного участка намерен осуществить реконструкцию объекта капитального строительства или подключение построенного объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и если технические условия для его подключения отсутствовали либо истек срок их действия, а также если истек срок действия технических условий, выданных органом местного самоуправления в составе документов о предоставлении земельного участка, правообладатель в целях определения необходимой ему подключаемой нагрузки обращается в организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, к которым планируется подключение реконструированного (построенного) объекта капитального строительства, для получения технических условий.

02.09.2014 ИП <…> письмом вх. № 13789 обратился в адрес МУП «Уфаводоканал» с запросом о предоставлении технических условий на подключение к централизованной системе водоснабжения и водоотведения проектируемого объекта «Площадка межрейсового отстоя общественного транспорта с объектами обслуживания по ул. Вокзальной (рядом с домом № 8) в Советском районе ГО г. Уфа РБ». Указанный запрос принят МУП «Уфаводоканал» 02.09.2014, о чем свидетельствует штамп входящей почты МУП «Уфаводоканал».

Согласно п. 9 Правил № 83 организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, обязана в течение 14 рабочих дней с даты получения указанного в п. 8 Правил № 83 запроса определить и предоставить технические условия или информацию о плате за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения либо предоставить мотивированный отказ в выдаче указанных условий при отсутствии возможности подключения строящегося (реконструируемого) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.

В соответствии с п. 10 Правил № 83 технические условия должны содержать следующие данные:

- максимальная нагрузка в возможных точках подключения;

- срок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, определяемый в том числе в зависимости от сроков реализации инвестиционных программ;

- срок действия технических условий.

Таким образом, организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, в течение 14 рабочих дней с даты получения запроса определяет и предоставляет технические условия, соответствующие требованиям, указанным в п. 10 Правил № 83, или информацию о плате за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения либо предоставляет мотивированный отказ в выдаче указанных условий.

Правилами № 83 предусмотрен исчерпывающий перечень сведений, которые должны содержать технические условия, организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, не вправе включать в технические условия требования, не предусмотренные Правилами № 83.

Как следует из материалов дела, приняв запрос ИП <…>, МУП «Уфаводоканал» обязано было в течение 14 рабочих дней предоставить ИП <…> документы, предусмотренные п. 9 Правил № 83 и соответствующие требованиям Правил № 83.  

Указанные выводы в части обязанности предоставить заявителю документы, предусмотренные п. 9 Правил № 83, в случае принятия запроса заявителя подтверждаются также судебными решениями по делу № А71-9227/2014.

Вместе с тем, в ответ на указанный запрос МУП «Уфаводоканал» направило в адрес ИП <…>  технические условия № 13-14/337 от 19.09.2014 на подключение объекта «Площадка межрейсового отстоя общественного транспорта с объектами обслуживания по ул. Вокзальной (рядом с домом № 8) в Советском районе ГО г. Уфа РБ» к системе водоснабжения, в соответствии с которыми необходимо получить согласование и технические условия у владельцев водопровода.

В соответствии с п. 9 Правил № 83 обязанность по подготовке и выдаче технических условий лежит на организации, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения.

На основании пункта 14 Правил № 83 в целях подтверждения наличия резервов пропускной способности сетей инженерно-технического обеспечения, обеспечивающих передачу необходимого объема ресурса, и (или) резерва мощности по производству соответствующего ресурса организация, получившая запрос о выдаче технических условий, согласовывает технические условия с организациями, владеющими технологически связанными сетями инженерно-технического обеспечения и (или) объектами по производству данного ресурса. Соответствующие организации в течение 5 рабочих дней с даты обращения должны согласовать данную информацию либо представить письменный мотивированный отказ.

Таким образом, по общему правилу надлежащим субъектом, обязанным предоставить технические условия о возможности подключения к сетям по запросу заинтересованного лица является организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения.

Пунктом 17 Правил № 83 установлено, что допускается предоставление технических условий иным лицом в случае, если подключение объекта капитального строительства возможно только к существующим сетям инженерно-технического обеспечения, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании данному лицу, которое при этом является потребителем соответствующего вида ресурса, то есть основным абонентом, технические условия такого подключения могут быть выданы основным абонентом по согласованию с ресурсоснабжающей организацией, к чьим объектам присоединены принадлежащие основному абоненту сети инженерно-технического обеспечения. По соглашению между ресурсоснабжающей организацией и основным абонентом технические условия может разрабатывать ресурсоснабжающая организация.

Таким образом, как в соответствии с п. 14 Правил № 83, так и на основании п.17 Правил № 83 обязанность определять и предоставлять технические условия, а также согласовывать их с организациями, владеющими технологически связанными сетями, возложена на организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения (аналогичные выводы содержатся в Постановлении Первого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2013 по делу № А43-30597/2012, Постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 10.12.2013 по делу № А43-30597/2012).

В нарушение Правил № 83 МУП «Уфаводоканал» включило в технические условия № 13-14/337 от 19.09.2014, выданные ИП <…>, требование о необходимости получения согласования и технических условий у владельцев водопровода.

Таким образом, технические условия № 13-14/337 от 19.09.2014 содержат требования к самому заказчику по условиям подключения к системе водоснабжения. Вместе с тем, технические условия являются по существу согласованием с организацией, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, возможности подключения объекта к инженерным сетям с определенными техническими параметрами ресурсопотребления, и тем самым данный документ определяет обязанность самой организации, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, обеспечить подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (аналогичные выводы содержатся в решении Арбитражного суда Республики Башкортостан по делу № А07-23254/2012 от 31.05.2013).

Следовательно, именно МУП «Уфаводоканал» обязано было провести с владельцами водопровода согласование, выданных ИП <…> технических условий № 13-14/337 от 19.09.2014, не привлекая к этому заявителя.

Иных документов в ответ на запрос ИП <…> от 02.09.2014 вх.№13789  со стороны МУП «Уфаводоканал» в адрес заявителя не направлялось.

Таким образом, в ответ на указанный запрос о предоставлении технических условий технические условия, соответствующие требованиям, предусмотренным п. 10 Правил №83, в установленный п. 9 Правил № 83 срок не направлялись.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее – Закон «О естественных монополиях») услуги водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры относятся к сферам деятельности субъектов естественных монополий.

В соответствии с ч. 5 ст. 5  Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

МУП «Уфаводоканал» занимает доминирующее положение на рынке услуг водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры в географических границах пролегания сетей инженерно-технического обеспечения, находящемся в состоянии естественной монополии в силу Закона «О естественных монополиях».

В соответствии с ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

В соответствии с п. 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» в отношении действий (бездействия), прямо поименованных в ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции», наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.

Причинение действиями субъекта, занимающего доминирующее положение на соответствующем рынке, реального ущерба для установления нарушения ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции не требуется. Указанная норма устанавливает запрет на осуществление действий, которые могут повлечь такие последствия, призвана предотвратить их.

Несоблюдение МУП «Уфаводоканал» требований, установленных Правилами № 83, накладывает на ИП <…> неразумные ограничения возможности  получения технических условий, соответствующих требованиям п.10 Правил № 83, в срок, установленный для предоставления таких документов.

Действия МУП «Уфаводоканал», выразившиеся в установлении в технических условиях № 13-14/337 от 19.09.2014, выданных ИП <…>, требований, которые не предусмотрены Правилами № 83, являются действиями занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых явилось ущемление интересов ИП <…>, налагают на заявителя  неразумные ограничения и ставятся необоснованные условия реализации своих прав на получение технических условий, соответствующих требованиям Правил № 83 в установленный Правилами № 83 срок, что является нарушением ч. 1 ст.10 Закона о защите конкуренции.

Руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч.ч. 1 – 4 ст. 41, ч. 1 ст. 49, ст. 50 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Башкортостанского УФАС России, 

РЕШИЛА:

1. Признать МУП по эксплуатации водопроводно-канализационного хозяйства «Уфаводоканал» городского округа город Уфа Республики Башкортостан (450098, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Российская, 157/2) нарушившим часть 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции», в части совершения занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом действий, выразившихся в установлении в технических условиях № 13-14/337 от 19.09.2014, выданных ИП <…>, требований, которые не предусмотрены Правилами определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 № 83, результатом которых явилось ущемление интересов ИП <…>.

2.Выдать МУП по эксплуатации водопроводно-канализационного хозяйства «Уфаводоканал» городского округа город Уфа Республики Башкортостан предписание об устранении иных нарушений антимонопольного законодательства.

Председатель комиссии

 

Члены комиссии

<…>

<…>

 

<…>

<…>

       

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Республики Башкортостан.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа влечет за собой ответственность в соответствии с частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Связанные организации

Связанные организации не указаны