Решение б/н Решение по делу №А-118/15-13 в отношении Администрации муниц... от 3 ноября 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу №А-118/15-13

 

Резолютивная часть решения оглашена: 06.09.2013.

В полном объеме решение изготовлено: 18.09.2013.                                                 г. Уфа, ул. Пушкина, д. 95

 

         Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

председателя комиссии:

<…> – заместителя  руководителя Управления Федеральной  антимонопольной службы по Республике Башкортостан,

членов комиссии:

<…>– начальника отдела контроля органов власти,

<…> – специалиста-эксперта отдела контроля органов власти,

в присутствии представителей:

от Администрации муниципального района Шаранский район Республики Башкортостан – <…>по доверенности №42 от 04.09.2013 года;

от МУП «Архитектура»: не явились, надлежаще извещены,

рассмотрев дело №А-118/15-13 в отношении Администрации муниципального района Шаранский район Республики Башкортостан (452630, Республика Башкортостан, Шаранский район, с.Шаран, ул.Пролетарская, 1) по признакам нарушения части 1 статьи 15  Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в части необоснованного взимания платы за оказание муниципальной услуги «Выдача разрешения на установку рекламных конструкций на территории муниципального района Шаранский район Республики Башкортостан, аннулирования таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно-установленных вновь рекламных конструкций»,

руководствуясь частью 13 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан в соответствии с планом проведения плановых проверок отделом контроля органов власти территориальных органов федеральных органов государственной власти, органов власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления муниципальных образований на 2013 год на основании Приказа Башкортостанского УФАС России от 07.05.2013 №145 (с изменениями от 31.05.2013 №176) о проведении плановой проверки была проведена проверка в отношении Администрации муниципального района Шаранский район Республики Башкортостан (далее также Администрация).

В ходе проведения плановой проверки установлено, что постановлением Администрации от 13.02.2013 №П-148/3 утвержден административный регламент по предоставлению муниципальной услуги «Выдача разрешения на установку рекламных конструкций на территории муниципального района Шаранский район РБ, аннулирования таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно-установленных вновь рекламных конструкций».

Согласно пункту 2.1 данного административного регламента, предоставление муниципальной услуги осуществляет МУП «Архитектура», ответственные за выполнение данной услуги являются: заместитель главы Администрации по экономике, строительству и местному хозяйству и главный архитектор Администрации. Согласно пункту 2.5 данного регламента, подготовку, согласование и выдачу разрешения на установку рекламной конструкции производит МУП «Архитектура» после оплаты в соответствии с утвержденной калькуляцией или договора на оказание услуг.

Приказом Башкортостанского УФАС России от 12.08.2013 №301 возбуждено дело №А-118/15-13 по признакам нарушения Администрацией муниципального района Шаранский район Республики Башкортостан части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

На заседании комиссии представитель Администрации пояснил, что подготовлен проект Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Предоставление в аренду, безвозмездное пользование объектов муниципального движимого имущества, инженерной инфраструктуры муниципального района Шаранский район РБ», с внесенными изменениями, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Также, представитель Администрации пояснил, что данная муниципальная услуга будет оказываться бесплатно.

Изучив все представленные документы и материалы, заслушав возражения и пояснения лиц, участвующих в деле, проведя анализ и оценку обстоятельств дела, Комиссия пришла к следующим выводам.

 

Как следует из пункта 9 части 1 статьи 15 Закона №135-ФЗ федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в том числе установление и (или) взимание не предусмотренных законодательством Российской Федерации платежей при предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных или муниципальных услуг.

В соответствии с пунктом 15.1. статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» утверждение схемы размещения рекламных конструкций, выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций на территории муниципального района, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе», относятся к вопросам местного значения муниципального района.

Как следует из статьи 19 Федерального закона от 13.03.1996 года №38-ФЗ «О рекламе» утверждение схемы размещения рекламных конструкций, выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории муниципального района, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций на территории муниципального района осуществляется органом местного самоуправления муниципального района. При этом взимание платы при осуществлении данных функций органом местного самоуправления не предусмотрено.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» государственные и муниципальные услуги предоставляются заявителям на бесплатной основе.

В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления, - деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставами муниципальных образований».

Исходя из выше изложенного, услуга по выдаче разрешения на установку рекламных конструкций на территории муниципального района,  аннулированию таких разрешений, выдаче предписаний о демонтаже самовольно-установленных вновь рекламных конструкций является муниципальной, соответственно должна предоставляться органом местного самоуправления и без взимания платы.

Согласно Перечню муниципальных услуг (функций), предоставляемых администрацией муниципального района Шаранский район Республики Башкортостан, муниципальными учреждениями муниципального района Шаранский район Республики Башкортостан, утвержденному постановлением Администрации от 03.07 2013 года №П-897/3 услуга по выдаче разрешения на установку рекламных конструкций на территории муниципального района Шаранский район РБ, аннулированию таких разрешений, выдаче предписаний о демонтаже самовольно-установленных вновь рекламных конструкций является муниципальной и предоставляется без взимания платы.

Вместе с тем, Административный регламент по предоставлению муниципальной услуги «Выдача разрешения на установку рекламных конструкций на территории муниципального района Шаранский район РБ, аннулирования таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно-установленных вновь рекламных конструкций», утвержденный постановлением Администраций МР Шаранский район Республики Башкортостан  от 13.02.2013 №П-148/3 устанавливает предоставление данной муниципальной услуги МУП «Архитектура» за плату.

Взимание платы, не предусмотренной действующим законодательством, может привести к дополнительным финансовым затратам хозяйствующих субъектов, нуждающихся, а также обратившихся за получением муниципальной услуги (заявители), что в свою очередь может привести к ограничению, устранению и (или) недопущению конкуренции.

Таким образом, действия Администрации по утверждению Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Выдача разрешения на установку рекламных конструкций на территории муниципального района Шаранский район РБ, аннулирования таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно-установленных вновь рекламных конструкций» постановлением от 13.02.2013 №П-148/3 в части установления взимания платы при предоставлении такой услуги является нарушением пункта 9 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

При рассмотрении дела №А-118/15-13 Администрацией представлено в материалы дела проект административного регламента по предоставлению муниципальных услуг «Выдача разрешения на установку рекламных конструкций на территории муниципального района Шаранский район РБ, аннулирования таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно-установленных вновь рекламных конструкций» с внесенными изменениями, согласно которому предоставление муниципальных услуг оказывается на безвозмездной основе. Однако, постановление Администрации от 13.02.2013 №П-148/3 об утверждении вышеназванного административного регламента является действующим и не отменено, соответственно нарушения антимонопольного законодательства не устранено.

Кроме того, в процессе рассмотрения настоящего дела Комиссией установлено также следующее.

В соответствии с частью 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции запрещается совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора, если иное не установлено федеральными законами.

В части 3 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» указано, что полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения осуществляются органами местного самоуправления поселений, органами местного самоуправления городских округов и органами местного самоуправления муниципальных районов самостоятельно.

Согласно пункту 2.1 МУП «Архитектура», утверждённого постановлением Администрации муниципального района Шаранский район РБ от 08.02.2010 №148 предприятие создано в целях удовлетворения социально значимых общественных потребностей и получения прибыли в сфере оказания услуг населению в области архитектурной, градостроительной деятельности.

В соответствии с пунктом 3 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации некоммерческие организации, включая бюджетные учреждения, вправе осуществлять предпринимательскую деятельность постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.

Как указано в статье 4 Закона о защите конкуренции под хозяйствующим субъектом понимается индивидуальный предприниматель, коммерческая организация, а также некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход.

По смыслу приведенной нормы некоммерческая организация, осуществляющая приносящую доход деятельность, признается хозяйствующим субъектом независимо от того, на какие цели направляются полученные денежные средства.

Исходя из положений статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 34 Федерального закона №131-ФЗ от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальное учреждение как хозяйствующий субъект и самостоятельное юридическое лицо не может входить в структуру органов местного самоуправления, а значит, не может осуществлять выполнение работ и услуг, возложенных действующим законодательством на органы местного самоуправления.

Исходя их вышеизложенного с учетом положений статьи 19 Федерального закона от 13.03.1996 года №38-ФЗ «О рекламе» утверждение схемы размещения рекламных конструкций, выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории муниципального района, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций на территории муниципального района осуществляется органом местного самоуправления муниципального района и не может быть передана на осуществление унитарному предприятию.

Вместе с тем, Администрация, утвердив Административный регламент по предоставлению муниципальной услуги «Выдача разрешения на установку рекламных конструкций на территории муниципального района Шаранский район РБ, аннулирования таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно-установленных вновь рекламных конструкций» постановлением от 13.02.2013 №П-148/3, наделила МУП «Архитектура» своими функциями и правами по предоставлению такой муниципальной услуги, что может привести к ограничению, устранению и (или) недопущению конкуренции. Таким образом, Администрация нарушила часть 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

С учетом изложенного, Администрацией муниципального района Шаранский район РБ нарушены требования пункта 9 части 1, части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Статья 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» представляет собой формальный состав правонарушения, который не требует обязательного наступления негативных последствий. Для определения в действиях субъектов квалифицирующих признаки состава данного нарушения, достаточно выявить факт наличия действий органа местного самоуправления, которые могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, что и было сделано Комиссией при рассмотрении дела.

Из данного положения следует, что достаточным основанием для вывода о нарушении частей 1, 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.

Согласно статьи 39 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства, принимает по результатам их рассмотрения решения и выдает предписания. Если в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган выявит обстоятельства, свидетельствующие о наличии административного правонарушения, антимонопольный орган возбуждает дело об административном правонарушении в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

За нарушение антимонопольного законодательства предусмотрена административная ответственность в соответствии с частью 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного, а также учитывая, что нормы Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» носят упреждающий нарушение антимонопольного законодательства характер, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями. 1 – 4 статьи 41, статьей 48, части 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Башкортостанского УФАС России

РЕШИЛА:

1. Признать Администрацию муниципального района Шаранский район Республики Башкортостан нарушившей пункт 9 части 1, пункт 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Выдать Администрации муниципального района Шаранский район Республики Башкортостан предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства.

3. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Башкортостанского УФАС России для принятия мер административного реагирования.

 

Председатель комиссии                                                                           

<…>

Члены комиссии                                                                       

            

 

<…>

 

<…>

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны