Решение б/н Решение и предписание по делу №А-121/11-15 о нарушении АМЗ от 15 января 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № А-121/11-15

о нарушении антимонопольного законодательства

  

                                                                                              г. Уфа,  ул. Пушкина, 95

Резолютивная часть объявлена 12 августа 2015 года

Решение в полном объеме изготовлено 26 августа 2015 года

        

 Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан (далее − Башкортостанское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

""

заместитель руководителя Башкортостанского УФАС России;

Члены Комиссии:

 

""

 

""

 

начальник отдела естественных монополий и финансовых рынков Башкортостанского УФАС России;

главный специалист-эксперт отдела естественных  монополий и финансовых рынков  Башкортостанского  УФАС России

при участии представителей:

от заявителя: "" по дов., "" по дов.;

от ответчика: "" по дов., от третьих лиц: "" по дов., рассмотрев дело №А-221/11-15 по признакам нарушения ОАО «Башкирский регистр социальных карт» (РБ, г. Уфа, ул. Салавата, д. 15 к.2), ООО «Стерлитамак - Печать», УФПС по РБ – Филиала ФГУП «Почта России» пункта 3 части 4 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республики Башкортостан поступило заявление ООО Агентство «Экспресс» на неправомерные, по его мнению, действия Открытого акционерного общества «Башкирский регистр социальных карт» (далее – ОАО «БРСК»), выразившиеся в заключении договоров на доставку квитанций НОФ «Региональный оператор РБ» без проведения конкурсных процедур. Копия аналогичного обращения пришла из Прокуратуры г. Салават.

Исходя из обращения следует, что доставкой квитанций НОФ «Региональный оператор РБ» в г. Стерлитамак, Салават, Ишимбай, Мелеуз и Кумертау занимается ООО «Стерлитамак - печать». По информации заявителя конкурсных процедур для выявления поставщика услуг не производилось.

В своей жалобе ООО Агентство «Экспресс» указывает, что с 2010 года работает в г. Салават, Ишимбай, с 2012 года – в Стерлитамаке, Мелеузе и Кумертау.

В рамках рассмотрения обращения доводы заявителя о том, что конкурсные процедуры по выбору поставщика на оказание услуг по доставке извещений – квитанций по оплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах до квартиры абонента не проводились, подтвердились.

Приказом от 01.06.2015 №447  было принято решение о создании Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы России по Республике Башкортостан по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства и возбуждении дела по признакам нарушения пункта 3 части 4 статьи 11 Закона защите конкуренции в отношении ОАО «Башкирский регистр социальных карт», ООО «Стерлитамак - Печать», УФПС по РБ – Филиала ФГУП «Почта России.     

ОАО «Башкирский регистр социальных карт» считает, что в его действиях отсутствуют признаки нарушения антимонопольного законодательства согласно доводам, изложенным в письменных пояснениях (исх.№1507/469 от 15.07.2015). Указывает на то, что ООО Агентство «Экспресс» продолжает и не прекращала оказывать услуги по доставке корреспонденции, в связи с чем действия ОАО «Башкирский регистр социальных карт» не могут привести к созданию другим хозяйствующим субъектам препятствий доступу на рынок.

Исследовав имеющиеся материалы дела, заслушав мнения представителей лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения антимонопольного законодательства, Комиссия Башкортостанского УФАС России приходит к следующим выводам.

Оказание услуг по предоставлению сервиса (программного комплекса) для управления региональной программой капитального ремонта и начисления взносов за капитальный ремонт, формирование, печать, конвертирование, доставка платежных документов на оплату взносов на капитальный ремонт собственниками помещений в многоквартирных домах, включенных в республиканскую программу капитального ремонта», а также обработке поступивших денежных средств, ОАО «БРСК» осуществляет на основании договора от 18.09.2014 №2 с НОФ «Региональный оператор РБ».

Указанный договор заключен по результатам открытого запроса предложений, проведенного НОФ «Региональный оператор РБ».

Материалами дела установлено, что ОАО «БРСК» осуществляет свою закупочную деятельность в соответствии с Федеральным Законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках). 

Целью Закона о закупках являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

08.09.2014 генеральным директором ОАО «БРСК» издан приказ о проведении закупки у единственного поставщика. 09.09.2014 была утверждена закупочная документация по закупке услуг по доставке извещений – квитанций по оплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах до квартиры абонента, на территории Республики Башкортостан.

На участие в закупке поступило два предложения: от УФПС РБ – Филиала ФГУП «Почта России» и от ООО «Стерлитамак - печать».

Предложение УФПС по РБ - филиал ФГУП «Почта России» по доставке по Республике Башкортостан при численности населения населенного пункта:

свыше 100 тыс. чел. 2,76 руб. + НДС 2,49 руб.

до 100 тыс. чел. 3,11     руб. + НДС 3,67 руб.

Предложение ООО «Стерлимак-печать» по доставке в г.г. Стерлитамак, Салават,Ишимбай, Кумертау, Мелеуз: 1,50 руб. за экз.

По результатам рассмотрения поступивших заявок комиссия приняла решение заключить договор по доставке извещений по оплате взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов, включенных в республиканскую программу капитального ремонта, утверждённую Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 27 декабря 2013 года № 634:

- в городах Стерлитамак, Салават, Ишимбай, Кумертау, Мелеуз с ООО «Стерлитамак-печать» по цене 1,45 рублей;

- в остальных         населенных пунктах Республики Башкортостан    с

УФПС по РБ - филиал    ФГУП «Почта России»  по тарифам   на услуги по

доставке счетов, утвержденных ФГУП «Почта России».

Как указывает ОАО «БРСК», на момент проведения закупки в сентябре 2014 года предложений на участие в закупке ООО Агентство «Экспресс» не поступало.

При этом следует отметить, что в нарушение ч. 5 ст. 4 Закона о закупках извещение о проведении закупки размещено лишь на официальном сайте ОАО «БРСК» без размещения в единой информационной системе.

Следствие не размещения информации о проведении закупки на официальном сайте может создать преимущественные условия участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений для определенного круга лиц, что приводит либо может привести к недопущению, ограничению либо устранению конкуренции.

Неразмещение информации о проведении торгов на официальном сайте может значительно сузить количество потенциальных участников – хозяйствующих субъектов, имеющих намерение участвовать в торгах.

В январе 2015 года договора с УФПС по РБ − филиал ФГУП «Почта России» и ООО «Стерлитамак-печать» дополнительными соглашениями были пролонгированы на 2015 год.

Таким образом, конкурсные процедуры по выбору поставщика на оказание услуг по доставке извещений – квитанций по оплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах до квартиры абонента не проводились в 2015 году.

Вместе с тем, необходимо учитывать, что соглашение сторон (сделка – ст. 153 ГК РФ), определяемое ответчиком как «продление договора», может быть квалифицировано как заключение нового договора (п.1 ст. 154, п. 1 ст. 420 ГК РФ). Именно такая квалификация продления договора аренды дана в п. 10 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 16.02.2001 №59 «Обзор практики разрешения споров, связанных с применением Федерального Закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Действия ОАО «БРСК», выразившееся в непроведении в 2015 году конкурсных процедур по выбору поставщика на оказание услуг по доставке извещений – квитанций по оплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах до квартиры абонента привели к ограничению конкуренции, а именно созданию препятствий доступу на товарный рынок для ООО Агентство «Экспресс», что подтверждается заявлением последнего в антимонопольный орган о нарушении его прав.

ООО «Стерлитамак - печать», ООО Агентство «Экспресс» и УФПС по РБ - филиал         ФГУП «Почта России»  являются хозяйствующими субъектами, осуществляют предпринимательскую деятельность на одном товарном рынке, а именно, почтовая и курьерская деятельность (код ОКВЭД – 64.1) в пределах одних географических границ - территории Республики Башкортостан.

Пролонгация договора ОАО «БРСК» с ООО «Стерлитамак-печать» без проведения торгов исключило возможность иных хозяйственных субъектов, в частности ООО Агентство «Экспресс», оказывающих аналогичные услуги, участвовать в закупке, что привело к ограничению конкуренции.

Признаками ограничения конкуренции в соответствии с п. 17 ст. 4 Закона о защите конкуренции являются - сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Заключение договора между ОАО «БРСК» с ООО «Стерлитамак-печать» без проведения торгов, при наличии  претендентов, готовых выполнить услуг, привело к ограничению конкуренции и является    нарушением п.3 ч. 4 ст. 11 Закона о защите конкуренции.

ОАО «БРСК», являясь субъектом, осуществляющим свою закупочную деятельность в соответствии с Законом о закупках, для обеспечения конкуренции должно при заключении договоров обеспечивать равные условия доступа для хозяйствующих субъектов на товарный рынок.

Торги, как состязательная процедура, отвечает целям конкуренции. Факт заключения не возражает в заключении договора с ООО «Стерлитамак-печать» без участия в состязательных процедурах, исключило возможность равного доступа иных хозяйствующих субъектов.

В экономическом смысле под конкуренцией понимается соперничество, состязательность между юридическими или физическими лицами (конкурентами), заинтересованными в достижении одной и той же цели между участниками рынка за лучшие условия производства и реализации продукции.

Стороны, заключив антиконкурентное соглашение, лишили иных хозяйствующих субъектов — конкурентов в частности  ООО Агентство «Экспресс» права на участие в торгах для оказания ими услуг и, как следствие заключенное соглашение не оказало влияния на улучшение качества и сокращение стоимости услуг.

Факт заключения и реализации антиконкурентного соглашения подтверждается следующими доказательствами:

В соответствии с заключенными договорами ООО «Стерлитамак-печать»  оказывало услуги ОАО «БРСК» по доставке неконвертованных счетов извещений за взносы на капитальный ремонт общедомового имущества в многоквартирных домах до абонентских ящиков плательщиков.

На заседании Комиссии ООО «Стерлитамак-печать»  пояснило, что не возражало в пролонгации договора с ОАО «БРСК». Из пояснений ОАО «БРСК» следует, что поводом для пролонгации  договора послужило добросовестное выполнение обязанностей ООО «Стерлитамак-печать».

Данное соглашение ограничивает доступ хозяйствующих субъектов на рынок почтовой и курьерской деятельности, так как непроведение торгов не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при осуществлении в установленных законом случаях публичных процедур размещения закупки могут быть выявлены потенциальные желающие получить доступ к соответствующему товарному рынку либо праву ведения деятельности на нем.

Согласно пункта 3 части 4 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 №135–ФЗ «О защите конкуренции» Запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе следующие действия (бездействие):

4) создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам.

Таким образом, на основании вышеизложенного Комиссия Башкортостанского УФАС России пришла к выводу, что действия ОАО «БРСК» в части пролонгации договора с ООО «Стерлитамак-печать» в 2015 году без проведения конкурсных процедур являются нарушением пункта 3 части 4 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", которым запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (либо) ущемление интересов других лиц.

Рассматривая действия УФПС по РБ, следует отметить, что заключение ОАО «БРСК» соглашения с УФПС по РБ и его исполнение не затрагивает интересы заявителя – ООО Агентство «Экспресс», который в своем заявлении указывает на возможность оказания им услуг по доставке корреспонденции только на территории г. Стерлитамак, Салават и Ишимбай.

Руководствуясь статьей 23, статьей  36, частью 1 статьи 39, частями, 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49  Федерального  закона от 26.07.2006 №135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Башкортостанского УФАС России

 

РЕШИЛА:

1. Признать ОАО «Башкирский регистр социальных карт» и ООО «Стерлитамак - печать» нарушившими требование пункта 3 части 4 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в заключении соглашения, которое привело к ограничению конкуренции на рынке почтовой и курьерской деятельности.

2. Выдать предписание ОАО «Башкирский регистр социальных карт», ООО «Стерлитамак-печать» о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, о прекращении ограничивающих конкуренцию соглашений и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции

Председатель Комиссии                                                                       ""

 

Члены Комиссии                                                                                  ""

                                                                                                           ""

ПРЕДПИСАНИЕ по делу №А-121/11-15

 

                                                                                                     г. Уфа, ул. Пушкина, 95

Резолютивная часть объявлена 12 августа 2015 года

Решение в полном объеме изготовлено 26 августа 2015 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан (далее − Башкортостанское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

""

заместитель руководителя Башкортостанского УФАС России;

Члены Комиссии:

 

""

 

""

 

начальник отдела естественных  монополий и финансовых рынков  Башкортостанского  УФАС России

главный специалист-эксперт отдела естественных  монополий и финансовых рынков  Башкортостанского  УФАС России

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании решения от 28 октября 2014 года по делу № А-121/11-15 о нарушении ОАО «Башкирский регистр социальных карт», ООО «Стерлитамак-печать» пункта 3 части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. ОАО «Башкирский регистр социальных карт», ООО «Стерлитамак-печать»в срок до 31.12.2015 прекратить нарушение антимонопольного законодательства, выразившееся в пролонгации договора с ООО «Стерлитамак-печать» в 2015 году без проведения конкурсных процедур;

2. О выполнении настоящего предписания сообщить в срок до 31.12.2015, представив в Башкортостанское УФАС России  письменные доказательства, подтверждающие исполнение настоящего предписания.

 

ПредседательКомиссии                                                                             ""

 

Членыкомиссии                                                                                        ""

                                                                                                               ""

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны