Решение б/н Решение по делу №А-125/15-13 в отношении Совета муниципально... от 3 ноября 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу №А-125/15-13

 

Резолютивная часть решения оглашена: 06.09.2013.

В полном объеме решение изготовлено: 19.09.2013.                                                 г. Уфа, ул. Пушкина, д. 95

 

         Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

председателя комиссии:

<…> – заместителя  руководителя Управления Федеральной  антимонопольной службы по Республике Башкортостан,

членов комиссии:

<…>– начальника отдела контроля органов власти,

<…>– специалиста-эксперта отдела контроля органов власти,

в присутствии представителя от Совета муниципального района Шаранский район Республики Башкортостан – <…> (по доверенности №3 от 04.09.2013г.)

рассмотрев дело №А-125/15-13 в отношении Совета муниципального района Шаранский район Республики Башкортостан (452630, Республика Башкортостан, Шаранский район, с.Шаран, ул.Пролетарская, 1) по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» при предоставлении муниципальной услуги по выдаче градостроительных планов земельных участков,

руководствуясь частью 13 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан в соответствии с планом проведения плановых проверок отделом контроля органов власти территориальных органов федеральных органов государственной власти, органов власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления муниципальных образований на 2013 год на основании Приказа Башкортостанского УФАС России от 07.05.2013 №145 (с изменениями от 31.05.2013 №176) о проведении плановой проверки была проведена проверка в отношении Совета муниципального района Шаранский район Республики Башкортостан.

Основанием для возбуждения дела №А-125/15-13 послужило обнаружение Башкортостанским УФАС России признаков нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в действиях Совета муниципального района Шаранский район Республики Башкортостан при утверждении Положения о порядке подготовки, утверждения, регистрации и выдачи градостроительных планов земельных участков на территории муниципального района Шаранский район Республики Башкортостан, согласно которому заявитель вместе с заявлением о предоставлении муниципальной услуги по подготовке, утверждению, регистрации и выдачи градостроительных планов земельных участков, предоставляет документы, предоставление которых в соответствии со статьей 46 Градостроительного кодекса РФ не требуется.

Приказом Башкортостанского УФАС России от 09.08.2013 №296 возбуждено дело №А-125/15-12 по признакам нарушения Советом муниципального района Шаранский район Республики Башкортостан части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Как следует из материалов дела, решением Совета от 17.04.2012 №753 утверждено Положение о порядке подготовки, утверждения, регистрации и выдачи градостроительных планов земельных участков на территории муниципального района Шаранский район Республики Башкортостан. Перечень документов, представляемых для подготовки градостроительного плана земельного участка, указанный в пункте 2.4. решения Совета от 17.04.2012 №753, не соответствует пункту 17 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации, т.к. возлагают на заявителя дополнительные требования для получения  градостроительного плана земельного участка, в том числе предоставление материалов действующей (актуализированной) топографической съемки на территорию земельного участка в бумажном и электронном виде, зарегистрированные в геодезической службе муниципального района Шаранский район РБ, в М 1:500 при площади участка до 3 га; в М 1:1000-1:2000 при площади участка свыше 3-х га (для юр. лиц).

В соответствии с пунктом 2.4 указанного Решения Совета в случае несоответствия комплектности представленных документов материалы возвращаются заявителю.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается  необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе, путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.

В соответствии со статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительный план земельного участка (далее также ГПЗУ) является необходимым документом для получения разрешения на строительство, а значит его непредставление может привести к истечению срока действия договора аренды земли для строительства, нарушению сроков начала строительства, само по себе установление   требований о предоставлении заявителем для получения ГПЗУ документов, не предусмотренных законодательством, может препятствовать осуществлению предпринимательской деятельности хозяйствующих субъектов и нарушить их права и законные интересы.  Аналогичной позиции придерживаются арбитражные суды (Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24 декабря 2012 г. N 18АП-12288/12). Препятствование осуществлению предпринимательской деятельности хозяйствующих субъектов и нарушение их прав и законных интересов, может привести к ограничению, устранению и (или) недопущению конкуренции, что запрещено частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Согласно положениям статей 41, 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительный план является одним из видов документов по планировке территории, наряду с проектом межевания и проектом планировки территории. Его отличительной особенностью является то, что градостроительный план выдаётся применительно к конкретному сформированному и поставленному на кадастровый учёт земельному участку, предназначенному для строительства или реконструкции, а не применительно к территории в целом.

Порядок подготовки ГПЗУ регламентирован в части 17 статьи 46 Градостроительным кодексом Российской Федерации: «В случае если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, проведение процедур, предусмотренных частями 1 - 16 настоящей статьи, не требуется. Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы».

Из содержания приведенных норм следует, что подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка осуществляется по заявлению физического или юридического лица и является обязанностью органа местного самоуправления, не обусловленной требованием о предоставлении заявителем каких-либо документов, за исключением документов, указанных пунктом 6 части 1 статьи 7 Закона о предоставлении государственных и муниципальных услуг, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами, определяющими порядок предоставления государственных и муниципальных услуг.

Кроме того, согласно статье 16 Федеральный закон от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и статье 57 Градостроительного кодекса ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности осуществляется органами местного самоуправления городских округов, органами местного самоуправления муниципальных районов путем сбора, документирования, актуализации, обработки, систематизации, учета и хранения сведений, необходимых для осуществления градостроительной деятельности. В силу части 5 статьи 56 Градостроительного кодекса на каждый земельный участок, который застроен или подлежит застройке, открывается дело, содержащее, в том числе,  градостроительный план земельного участка, результаты инженерных изысканий, сведения о площади, о высоте и количестве этажей объекта капитального строительства, о сетях инженерно-технического обеспечения и  т. д.

Исходя из вышеизложенного, действия Совета МР Шаранский район РБ по утвердению, в нарушение части 17 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации,  решением от 17.04.2012 №753 Положения о порядке подготовки, утверждения, регистрации и выдачи градостроительных планов земельных участков на территории муниципального района Шаранский район Республики Башкортостан,  могли привести к необоснованному препятствованию осуществлению предпринимательской деятельности хозяйствующих субъектов и нарушению их прав и законных интересов, что, в свою очередь, могло привести к ограничению, устранению и (или) недопущению конкуренции, что запрещено пунктом 2 части 1 статьи 15 закона о защите конкуренции.

Статья 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» представляет собой формальный состав правонарушения, который не требует обязательного наступления негативных последствий. Для определения в действиях субъектов квалифицирующих признаки состава данного нарушения, достаточно выявить факт наличия действий органа местного самоуправления, которые могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, что и было сделано Комиссией при рассмотрении дела.

Из данного положения следует, что достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.

Таким образом, Комиссия пришла к выводу, что действия Совета муниципального района Шаранский район Республики Башкортостан, выразившееся в утверждении Положения о порядке подготовки, утверждения, регистрации и выдачи градостроительных планов земельных участков на территории муниципального района Шаранский район Республики Башкортостан решением от 17.04.2012 №753 и в установлении в данном положении требований к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации,  нарушают пункт 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

06 сентября 2013 года при рассмотрении дела №А-125/15-13 представителем ответчика представлено решение Совета МР Шаранский район РБ от 27.06.2013 №10/148, согласно которому в решение Совета МР Шаранский район РБ от 17.04.2012 №753 внесены изменения, а именно: пункт 2.4 изложен в новой редакции: «При подготовке ГПЗУ по обращениям, заявитель предоставляет главному архитектору Администрации муниципального района Шаранский район Республики Башкортостан заявление о выдаче ему градостроительного плана земельного участка». Таким образом, Советом муниципального района Шаранский район Республики Башкортостан устранено нарушения антимонопольного законодательства в добровольном порядке.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции комиссия прекращает дело о нарушении антимонопольного законодательства в случае добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение.

За нарушение антимонопольного законодательства предусмотрена административная ответственность в соответствии с частью 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно статьи 39 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства, принимает по результатам их рассмотрения решения и выдает предписания. Если в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган выявит обстоятельства, свидетельствующие о наличии административного правонарушения, антимонопольный орган возбуждает дело об административном правонарушении в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного, а также учитывая, что нормы Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» носят упреждающий нарушение антимонопольного законодательства характер, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями. 1 – 4 статьи 41, статьей 48, части 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Башкортостанского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать  Совет муниципального района Шаранский район Республики Башкортостан, нарушившим пункт 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Производство по делу №А-125/15-13 в отношении Совета муниципального района Шаранский район Республики Башкортостан прекратить в связи с добровольным устранением нарушения пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» до возбуждения дела. Предписание не выдавать.

 

 

 

Председатель комиссии                                                                           

<…>

Члены комиссии                                                                        

            

 

<…>

<…>

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны