Решение б/н Решение по делу №А-127/15-13 в отношении Администрации муниц... от 3 ноября 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу №А-127/15-13

 

Резолютивная часть решения оглашена: 06.09.2013.

В полном объеме решение изготовлено: 18.09.2013.                                                 г. Уфа, ул. Пушкина, д. 95

 

         Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

председателя комиссии:

<…> – заместителя  руководителя Управления Федеральной  антимонопольной службы по Республике Башкортостан,

членов комиссии:

<…> – начальника отдела контроля органов власти,

<…>– специалиста-эксперта отдела контроля органов власти,

в присутствии представителей:

от Администрации муниципального района Шаранский район Республики Башкортостан – <…>по доверенности №46 от 04.09.2013 года;

от МУП «Землемер»: не явились, надлежаще извещены,

рассмотрев дело №А-127/15-13 в отношении Администрации муниципального района Шаранский район Республики Башкортостан (452630, Республика Башкортостан, Шаранский район, с.Шаран, ул.Пролетарская, 1) по признакам нарушения выразившееся при наделении хозяйствующего субъекта своими полномочиями по предоставлению муниципальных услуг, часть 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

руководствуясь частью 13 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан в соответствии с планом проведения плановых проверок отделом контроля органов власти территориальных органов федеральных органов государственной власти, органов власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления муниципальных образований на 2013 год на основании Приказа Башкортостанского УФАС России от 07.05.2013 №145 (с изменениями от 31.05.2013 №176) о проведении плановой проверки была проведена проверка в отношении Администрации муниципального района Шаранский район Республики Башкортостан.

В ходе проведения плановой проверки установлено, что Постановлением Администрации от 05.10.2012 №П-1344/2 утвержден Перечень муниципальных услуг, предоставляемых Администрацией муниципального района Шаранский район РБ, муниципальными учреждениями Шаранский район РБ, который содержит 59 муниципальных услуг (далее – Перечень муниципальных услуг).

Постановлением Администрации от 14.02.2012 № П-276/2 приняты административные регламенты предоставления муниципальных услуг: «Утверждение схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории», «Прием заявлений и выдача документов о согласовании проектов границ земельных участков». Данные муниципальные услуги соответствуют пунктам 6 и 8 перечня муниципальных услуг соответственно должны предоставляться  органом местного самоуправления или его структурными подразделениями. В то же время, как следует из пункта 2.2 указанных административных регламентов, данные услуги предоставляются МУП «Землемер» муниципального района Шаранский район РБ. Проекты административных регламентов предоставления вышеуказанных муниципальных услуг разработаны также МУП «Землемер».

Исходя из Устава МУП «Землемер», утвержденного 12.04.2006 главой администрации муниципального района Шаранский район РБ <…>, предприятие является коммерческой организацией. Предприятие создано для осуществления деятельности, предусмотренной федеральными законами исключительно для государственных унитарных предприятий и в целях удовлетворения общественных потребностей в результате его деятельности и получения прибыли.

В соответствии с п. 2.2 Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Утверждение схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории» и в соответствии с п.2.2 Административного регламента «Прием заявлений и выдача документов о согласовании проектов границ земельных участков» на территории МР Шаранский район РБ осуществляет МУП «Землемер».

Таким образом, Администрация наделила МУП «Землемер» своими полномочиями по предоставлению вышеуказанных муниципальных услуг. Указанные действия Администрации содержат признаки нарушения части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон №135-ФЗ), в части наделения хозяйствующего субъекта функциями и правами органа местного самоуправления, за исключением случаев, когда такое наделение установлено федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации.

В соответствии с частью 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции запрещается совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора, если иное не установлено федеральными законами.

Приказом Башкортостанского УФАС России от 12.08.2013 №306 возбуждено дело №А-127/15-12 по признакам нарушения Администрацией муниципального района Шаранский район Республики Башкортостан части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

По существу рассматриваемого дела Администрация муниципального района Шаранский район Республики Башкортостан пояснила, что муниципальные услуги «Утверждение схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории» и «Прием заявлений и выдача документов о согласовании проектов границ земельных участков» будут оказываться Администрацией и на безвозмездной основе. В обоснование своих доводов Администрация пояснила, что разработаны проекты административных регламентов вышеназванных муниципальных услуг и размещены на сайте Администрации.

 

Изучив все представленные документы и материалы, заслушав возражения и пояснения лиц, участвующих в деле, проведя анализ и оценку обстоятельств дела, Комиссия пришла к следующим выводам.

Согласно части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещается совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора, если иное не установлено Федеральным законом от 01.12.2007 №317-ФЗ «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» и Федеральным законом от 30.10.2007 №238-ФЗ «О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта».

В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления (далее - муниципальная услуга), - деятельность по реализации функций органа местного самоуправления (далее - орган, предоставляющий муниципальные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставами муниципальных образований».

В части 3 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» указано, что полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения осуществляются органами местного самоуправления поселений, органами местного самоуправления городских округов и органами местного самоуправления муниципальных районов самостоятельно.

Как следует из статей 31, 34, 36 Земельного кодекса Российской Федерации утверждение схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории согласование проектов границ земельных участков проводится органами государственной власти и местного самоуправления. Возможность передачи данных прав и функций хозяйствующим субъектам не предусмотрена.

Исходя из положений статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 34 Федерального закона №131-ФЗ от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальное учреждение как хозяйствующий субъект и самостоятельное юридическое лицо не может входить в структуру органов местного самоуправления, а значит, не может осуществлять выполнение работ и услуг, возложенных действующим законодательством на органы местного самоуправления.

         В соответствии с пунктом 2.8 Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Утверждение схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории» и с пунктом 2.8 Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Прием заявлений и выдача документов о согласовании проектов границ земельных участков» предприятием МУП «Землемер», утвержденных Постановлением Администрации от 14.02.2012 № П-276/2, взимается плата в соответствии с утвержденной калькуляцией или договором на оказание данных муниципальных услуг. Однако в силу части 1 статьи 8 Федерального закона от 27.07.2010 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется на безвозмездной основе.

С учетом изложенного, Администрацией муниципального района Шаранский район РБ при исполнении публично-правовых функций органов местного самоуправления по утверждению схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, по приему заявлений и выдачи документов о согласовании проектов границ земельных участков, правами и функциями по предоставлению данных муниципальных услуг наделено МУП «Землемер», которое также взимало плату за предоставление данных услуг.  Наделение данного предприятия правами и функциями органа  местного самоуправления может привести к ограничению, устранению и (или) недопущению конкуренции и является нарушением требований части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Статья 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» представляет собой формальный состав правонарушения, который не требует обязательного наступления негативных последствий. Для определения в действиях субъектов квалифицирующих признаки состава данного нарушения, достаточно выявить факт наличия действий органа местного самоуправления, которые могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, что и было сделано Комиссией при рассмотрении дела.

Из данного положения следует, что достаточным основанием для вывода о нарушении части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.

С учетом изложенного, Комиссия пришла к выводу, что Администрация муниципального района Шаранский район Республики Башкортостан наделив МУП «Землемер» своими правами и функциями по предоставлению муниципальных услуг по утверждению схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, по приему заявлений и выдачи документов о согласовании проектов границ земельных участков, нарушила часть 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Вместе с тем,  при рассмотрении дела №А-127/15-13 Администрацией представлено в материалы дела постановление главы Администрации МР Шаранский район РБ от 03.07.2013 №П-898/3, согласно пункту 1 данного постановления утверждены новые административные регламенты по предоставлению муниципальных услуг: «Утверждение схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории», «Прием заявлений и выдача документов о согласовании проектов границ земельных участков». В соответствии с данными административными регламентами, предоставление таких муниципальных услуг осуществляется Администрацией муниципального района Шаранский район РБ на безвозмездной основе. В соответствии с п. 2 вышеназванного постановления, постановление главы Администрации муниципального района Шаранский район Республики Башкортостан от 14.02.2012 № П-276/2 признано утратившим силу.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции комиссия прекращает дело о нарушении антимонопольного законодательства в случае добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение.

Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, Комиссией принято решение о прекращении производства в отношении Администрации муниципального района Шаранский район РБ, в связи с добровольным устранением нарушения части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Согласно статьи 39 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства, принимает по результатам их рассмотрения решения и выдает предписания. Если в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган выявит обстоятельства, свидетельствующие о наличии административного правонарушения, антимонопольный орган возбуждает дело об административном правонарушении в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

За нарушение антимонопольного законодательства предусмотрена административная ответственность в соответствии с частью 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного, а также учитывая, что нормы Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» носят упреждающий нарушение антимонопольного законодательства характер, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями. 1 – 4 статьи 41, статьей 48, части 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Башкортостанского УФАС России

 

РЕШИЛА:

1. Признать Администрацию муниципального района Шаранский район Республики Башкортостан нарушившей части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Производство по делу №А-127/15-13 в отношении Администрации муниципального района Шаранский район Республики Башкортостан прекратить в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства.

3. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Башкортостанского УФАС России для принятия мер административного реагирования.

 

Председатель комиссии                                                                           

<…>

Члены комиссии                                                                       

            

 

<…>

<…>

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны