Решение б/н РЕШЕНИЕ И ПОСТАНОВЛЕНИЕ по делу № А-135/17-11в отношении ОАО... от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ по делу № А-135/17-11в отношении ОАО «УЖХ Кировского района ГО

г. Уфа Республики Башкортостан»

.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, рассмотрев дело о нарушении антимонопольного законодательства № А-135/17-11 по признакам нарушения части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», возбужденного в отношении ОАО «Управление жилищного хозяйства Кировского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан»,

УСТАНОВИЛА:

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан поступило заявление ООО «САНТЕХМОНТАЖ» исх. № 23 от 11.04.2011 (вх. № 3973 от 11.04.2011) о принятии мер по допуску к торгам на оказание ремонтно-строительных услуг жилого фонда г.Уфы в рамках Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», а также о проверке соблюдения антимонопольного законодательства при привлечении подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирных домов за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.

Для детального и всестороннего рассмотрения по существу поставленных в обращении ООО «САНТЕХМОНТАЖ» вопросов, а также в целях сбора дополнительной информации, касающейся предмета заявления, антимонопольным органом на основании  пункта 11 части 1 статьи 23, части 2 статьи 44 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции» были направлены запросы в соответствующие административные органы.

Анализ материалов, представленных Администрацией городского округа город Уфа Республики Башкортостан, показал, что в рамках реализации Адресной программы Республики Башкортостан по проведению капитального ремонта многоквартирных домов на 2010 год был проведен капитальный ремонт в отношении 9 многоквартирных домов, расположенных в Кировском районе городского  округа город Уфа по адресам: ул.Аксакова, д.43, ул. Пушкина, д.69, ул. Пушкина, д.56, ул. Гафури, д.44/46, ул. Мубарякова, д.5, ул. Менделеева, д.9/2, ул. Менделеева, д. д.9/4, ул. Кирова, д.91, ул. Цюрупы, д.80.

Оценка представленных материалов выявила, что объявления (извещения) о проведении конкурсов по выбору подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирного дома в рамках реализации Адресной Программы Республики Башкортостан на 2010 год не были опубликованы ни на официальном сайте в сети Интернет, ни в печатном средстве массовой информации.

Согласно пункту 3.1 Положения о порядке привлечения товариществом собственников жилья (жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом) либо выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме управляющей организацией подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирного дома в рамках реализации Программы и сдачи многоквартирного дома в эксплуатацию после проведения капитального ремонта (приложение № 8), утвержденное Постановлением Правительства Республики Башкортостан № 137 от 23.04.2010, объявление о проведении конкурса публикуется на официальном сайте в сети Интернет или печатном средстве массовой информации.

Согласно представленным Администрацией городского округа город Уфа Республики Башкортостан на запрос Башкортостанского УФАС России документам (прошитых и пронумерованных ОАО «Управление жилищного хозяйства Кировского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан» исходя из подписи печати и директора общества), а именно Протоколам заседаний комиссии по выбору подрядной организации для выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирного дома от 21.06.2010 во всех проведенных конкурсах принимали участие одни и те же 21 - 22 подрядных организаций, приглашенных ОАО «УЖХ Кировского района город Уфа Республики Башкортостан» на участие письмами от 08.04.2010.

Таким образом, в ходе рассмотрения заявления ООО «САНТЕХМОНТАЖ» установлено, что при проведении конкурса отсутствовало надлежащее информационное обеспечение, предусмотренное вышеуказанным Положением, утвержденным Постановлением Правительства Республики Башкортостан № 137 от 23.04.2010, и о проведении конкурсов по выбору подрядной организации для выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирного дома в рамках реализации Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» было проинформированно ограниченное количество хозяйствующих субъектов, получивших приглашение на участие от 08.04.2010 от ОАО «Управление жилищного хозяйства Кировского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан».

Таким образом, выявленные факты свидетельствуют о том, что действия организатора конкурса по созданию нескольким участникам торгов преимущественных условий участия в торгах, в том числе путем доступа к информации, создали предпосылки (условия), которые привели или могли привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции на соответствующем товарном рынке.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе создание участнику торгов или нескольким участникам торгов преимущественных условий участия в торгах, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом.

Организатором конкурсов по выбору подрядной организации для проведения капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных в Кировском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан по адресам: ул.Аксакова, д.43, ул. Пушкина, д.69, ул. Пушкина, д.56, ул. Гафури, д.44/46, ул. Мубарякова, д.5, ул. Менделеева, д.9/2, ул. Менделеева, д. д.9/4, ул. Кирова, д.91, ул. Цюрупы, д.80, включенных в Адресную программу Республики Башкортостан по проведению капитального ремонта на 2010 год в соответствии с  Федеральным законом от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», выступало ОАО «Управление жилищного хозяйства Кировского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан».

Следовательно, в действиях ОАО «Управление жилищного хозяйства Кировского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан» по привлечению подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирных домов в рамках реализации Адресной Программы Республики Башкортостан по проведению капитального ремонта на 2010 год усматриваются признаки нарушения части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В соответствии с частью 1 статьи 39 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства, принимает по результатам их рассмотрения решения и выдает предписания. Основанием для возбуждения и рассмотрения антимонопольным органом дела о нарушении антимонопольного законодательства является заявление юридического или физического лица (п. 2 ч. 2 ст. 39 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»).

На основании вышеизложенного в соответствии с частями 1, 2 статьи 39 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Башкортостанским УФАС России было принято решение о возбуждении дела № А-135/17-11 и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» в отношении ОАО «Управление жилищного хозяйства Кировского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан».

На заседании Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по рассмотрению дела № А-135/17-11 представитель ОАО «Управление жилищного хозяйства Кировского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан» (далее по тексту – ответчик) по вменяемому нарушению антимонопольного законодательства привел следующие доводы, которые также изложены в письме ответчика исх. № 1114 от 10.06.2011:

Постановление Правительства Республики Башкортостан № 137 от 23.04.2010 «О разработке адресной программы Республики Башкортостан по проведению капитального ремонта многоквартирных домов на 2010 год» не было опубликовано «в средствах массовой информации, либо доведено до сведения в частном порядке», в связи с этим использовать положения установленные данным постановлением не предоставлялось возможным.

Далее по вопросу критериев отбора подрядных организаций для приглашения на принятие участия в конкурсе по выбору подрядной организации доверенное лицо ответчика сообщил, что «для проведения конкурса по выбору подрядной организации были приглашены организации, зарекомендовавшие себя как надёжные подрядчики в Кировском районе и других районах города Уфа по критериям:

- наличие аналогичных сданных объектов в г. Уфа;

- отсутствие претензий к объектам со стороны заказчика;

- предоставление подрядчиком отзыва о качестве произведенных работ на

аналогичных объектах от заказчика;

- отсутствие претензий к объектам со стороны собственников».

Представители ООО «САНТЕХМОНТАЖ» пояснили, что общество является коммерческой организацией, основной сферой деятельности которого является выполнение строительных работ и услуг. В силу отсутствия информации (извещения) в каких-либо источниках о проведении открытого конкурса по привлечению подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирных домов в рамках реализации Адресной Программы Республики Башкортостан по проведению капитального ремонта многоквартирных домов на 2010 год в рамках Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», ООО «САНТЕХМОНТАЖ» не имело возможности получить право на выполнение указанных работ; доступ на данный товарных рынок был ограничен.

Директор ООО «САНТЕХМОНТАЖ» также заявил, что приглашения на участие в конкурсах, проводившихся ОАО «Управление жилищного хозяйства Кировского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан» в рамках Адресной Программы Республики Башкортостан на 2010 год, общество не получало.

 

Изучив все представленные документы и материалы, заслушав и исследовав доказательства, возражения и пояснения лиц, участвующих в деле, проведя анализ и оценку обстоятельств дела, Комиссия Башкортостанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства пришла к следующим выводам:

Федеральный закон от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (статья 1 указанного Закона).

Согласно пункту 4 статьи 2 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (Фонд) осуществляется путем предоставления Фондом целевых средств бюджетам субъектов Российской Федерации или в установленном этим Законом случае местным бюджетам на безвозвратной и безвозмездной основе на проведение капитального ремонта многоквартирных домов.

В силу положений статьи 20 указанного закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ получателем средств Фонда являются субъекты Российской Федерации, которые распределяют их между муниципальными образованиями, претендующими в соответствии с заявкой субъекта на предоставление финансовой поддержки. Средства Фонда перечисляются на банковские счета товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме управляющей организации. Оплата работ подрядной организации по капитальному ремонту многоквартирного дома осуществляется управляющей организацией за счет размещенных на банковских счетах средств на основании акта приемки работ, собственники жилья также участвуют своими денежными средствами в ремонте жилья.

Порядок привлечения товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом либо выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме управляющей организацией подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирного дома с использованием средств, предоставляемых в соответствии с указанным федеральным законом, может устанавливаться субъектом Российской Федерации  согласно части 8 статьи 20 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».

На основании части 8 статьи 20 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», во исполнения указанного федерального закона, а также в целях разработки адресной программы Республики Башкортостан по проведению капитального ремонта многоквартирных домов на 2010 год, направленной на создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан на территории Республики Башкортостан, стимулирование реформирования жилищно-коммунального хозяйства муниципальных образований, формирование эффективных механизмов управления жилищным фондом и внедрение ресурсосберегающих технологий в многоквартирных домах, а также получение финансовой поддержки за счет средств государственной корпорации - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, Правительством Республики Башкортостан принято Постановление от 23.04.2010 № 137 «О разработке адресной программы Республики Башкортостан по проведению капитального ремонта многоквартирных домов на 2010 год».

Таким образом, поскольку Федеральным законом от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» право устанавливать порядок привлечения подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирных домов предоставлено субъектам Российской Федерации, то, следовательно, собственникам жилья, жилищному, жилищно-строительному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу, выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме управляющей организации при выборе подрядной организации для выполнения вышеуказанных работ необходимо руководствоваться именно закрепленным субъектом Российской Федерации - Республикой Башкортостан порядком привлечения подрядной организации для выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирных домов. В данном случае Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 23.04.2010 № 137 «О разработке адресной программы Республики Башкортостан по проведению капитального ремонта многоквартирных домов на 2010 год».

Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 23.04.2010 № 137 утверждено прилагаемое Положение о порядке привлечения товариществом собственников жилья (жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом) либо выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме управляющей организацией подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирного дома в рамках реализации Программы и сдачи многоквартирного дома в эксплуатацию после проведения капитального ремонта (приложение № 8) (далее по тексту также – Положение).

Согласно пункту 1.2 указанного Положения привлечение подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирного дома осуществляется путем проведения открытого конкурса, порядок организации и проведения которого определен здесь же.

Пунктом 1.3 Положения, утвержденного Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 23.04.2010 № 137, установлено, что решение о проведении конкурса принимается общим собранием или правлением товарищества собственников жилья (жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива) либо выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме управляющей организацией.

Из смысла данного пункта следует, что организатором конкурса выступает товарищество собственников жилья (жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива) либо выбранная собственниками помещений в многоквартирном доме управляющая организация.

Пункт 1.4 вышеуказанного Положения предусматривает, что организатор конкурса принимает решение о создании конкурсной комиссии, определяет ее состав и порядок работы, назначает председателя комиссии и его заместителя.

Согласно пункту 2.2 указанного Положения конкурсной комиссией осуществляется подготовка конкурсной документации, публикация объявления о проведении конкурса на официальном сайте муниципального образования в сети Интернет или печатном издании, прием конвертов с заявками на участие в конкурсе, рассмотрение и оценка заявок на участие в конкурсе, определение победителя конкурса, ведение протоколов заседаний конкурсной комиссии.

Объявление о проведении конкурса должно быть опубликовано на официальном сайте в сети Интернет или печатном средстве массовой информации не позднее 15 дней до даты окончания подачи заявок на участие в конкурсе исходя из буквального содержания пункта 3.1 Положения о порядке привлечения товариществом собственников жилья (жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом) либо выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме управляющей организацией подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирного дома в рамках реализации Программы и сдачи многоквартирного дома в эксплуатацию после проведения капитального ремонта (приложение № 8), утвержденное Постановлением Правительства Республики Башкортостан № 137 от 23.04.2010.

При этом в информацию о проведении конкурса согласно пункту 3.3 указанного Положения рекомендуется включать следующие сведения:

- наименование, местонахождение, почтовый адрес, номер контактного телефона организатора конкурса;

- наименование работ по выполнению капитального ремонта объекта с указанием сметной стоимости по видам выполняемых работ;

- место и время ознакомления с проектно-сметной документацией;

- срок и место представления конкурсной документации;

- срок и место приема заявок на участие в конкурсе;

- сведения о дате осмотра подрядными организациями объекта;

- место, дату и время заседания конкурсной комиссии по рассмотрению заявок и подведению итогов конкурса;

- сведения о сроках проведения работ по капитальному ремонту.

Так, анализ материалов, представленных Администрацией городского округа город Уфа Республики Башкортостан на запрос Башкортостанского УФАС России, показал, что в рамках реализации Адресной программы Республики Башкортостан по проведению капитального ремонта многоквартирных домов на 2010 год капитальный ремонт был проведен в отношении 9 многоквартирных домов, расположенных в Кировском районе городского округа город Уфа по адресам: ул.Аксакова, д.43, ул. Пушкина, д.69, ул. Пушкина, д.56, ул. Гафури, д.44/46, ул. Мубарякова, д.5, ул. Менделеева, д.9/2, ул. Менделеева, д. д.9/4, ул. Кирова, д.91, ул. Цюрупы, д.80.

Кроме того, оценка документов (прошитых и пронумерованных ОАО «Управление жилищного хозяйства Кировского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан» (ИНН 0274135465, ОГРН 1080274010673) исходя из печати и подписи директора общества), представленных Администрацией городского округа город Уфа Республики Башкортостан исх. № 01-02-12530/10 от 11.05.2011 выявила, что Приказы ОАО «Управление жилищного хозяйства Кировского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан» о создании комиссии по выбору подрядной организации для проведения капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных в Кировском районе городского округа город Уфа по адресам: ул.Аксакова, д.43, ул. Пушкина, д.69, ул. Пушкина, д.56, ул. Гафури, д.44/46, ул. Мубарякова, д.5, ул. Менделеева, д.9/2, ул. Менделеева, д. д.9/4, ул. Кирова, д.91, ул. Цюрупы, д.80, включенных в Адресную программу Республики Башкортостан по проведению капитального ремонта на 2010 год в соответствии с  Федеральным законом от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», а также Протоколы общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме, Протоколы заседания комиссии по выбору подрядной организации для выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирного дома датированы  - 21.06.2010.

Как установлено Комиссией Башкортостанского УФАС России объявления о проведении конкурса не были опубликованы ни на официальном сайте в сети Интернет, ни в печатном средстве массовой информации в нарушение пунктов 2.2, 3.1 Положения о порядке привлечения товариществом собственников жилья (жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом) либо выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме управляющей организацией подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирного дома в рамках реализации Программы и сдачи многоквартирного дома в эксплуатацию после проведения капитального ремонта (приложение № 8), утвержденное Постановлением Правительства Республики Башкортостан № 137 от 23.04.2010.

На заседании Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан представители ответчика подтвердили отсутствие в сети Интернет и печатном средстве массовой информации опубликования извещения о проведении открытых конкурсов для выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирных домов в рамках реализации Программы.

В подтверждении факта об отсутствии информационного обеспечения при проведении конкурсов управляющей организацией ОАО «Управление жилищного хозяйства Кировского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан» свидетельствует и письмо Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан исх. № 01-02-10662/10 от 22.04.2010, в котором сообщается, что «в 2009-2010 гг. извещения о проведении конкурсного отбора подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирных домов по ФЗ-185 от 21.07.2007г. «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» на интернет-сайтах, в печатных средствах массовой информации не размещались».

Согласно представленным Протоколам заседаний комиссии по выбору подрядной организации для выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирного дома от 21.06.2010 во всех проведенных конкурсах принимали участие одни и те же  21-22 подрядные организации, приглашенные ответчиком к участию письмами от 08.04.2010.

Таким образом, Комиссией Башкортостанского УФАС России установлено и не оспаривается лицами, участвующими в рассмотрении настоящего дела № А-135/17-11, что при проведении конкурса отсутствовало надлежащее информационное обеспечение: информация о проведении открытого конкурса не была размещена в сети Интернет и (или) в печатных средствах массовой информации, что противоречит требованиям пунктов 2.2, 3.1 Положения, утвержденного Постановлением Правительства Республики Башкортостан № 137 от 23.04.2010, части 2 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации. И как следствие о проведении конкурсов по выбору подрядной организации для выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирных домов в рамках реализации Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» знало ограниченное количество хозяйствующих субъектов, приглашенных организатором конкурсов на участие письмами от 08.04.2010.

По доводу представителя ответчика о невозможности использовать положения Постановления Правительства Республики Башкортостан № 137 от 23.04.2010 «О разработке адресной программы Республики Башкортостан по проведению капитального ремонта многоквартирных домов на 2010 год» в силу его не опубликования в средствах массовой информации и доведения до сведения в частном порядке, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по рассмотрению дела № А-135/17-11 о нарушении антимонопольного законодательства сообщает следующее:

В целях проверки заявленного довода ответчика, а также объективного рассмотрения настоящего дела о нарушении антимонопольного законодательства, Комиссия направила запрос информации в Правительство Республики Башкортостан.

Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан в соответствии с поручением Правительства Республики Башкортостан от 23.06.2011 № 391-8181 на запрос Башкортостанского УФАС России письмом исх. № 06-10/2304 сообщило следующее:

«Постановление Правительства Республики Башкортостан от 23.04.2010 № 137 «О разработке адресной программы Республики Башкортостан по проведению капитального ремонта многоквартирных домов на 2010 год» подготовлено с целью разработки адресной программы Республики Башкортостан по проведению капитального ремонта многоквартирных домов на 2010 год (далее – Программа). Программа является обязательным документом, прилагаемым к заявке Правительства Республики Башкортостан в государственную корпорацию - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства для получения средств финансовой поддержки на проведение капитального ремонта многоквартирных домов на территории муниципальных образований Республики Башкортостан в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».

Правительством Республики Башкортостан данное постановление доведено до администраций муниципальных районов и городских округов – участников Программы, Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан, Министерства финансов Республики Башкортостан, Министерства юстиции Республики Башкортостан, Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Башкортостан, Прокуратуры Республики Башкортостан, а также размещено в справочно-правовой системе «КонсультантПлюс».

Министерством жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан вышеуказанное Постановление размещено на сайте Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан».

Аналогичные сведения по данному вопросу изложены и в письме Правительства Республики Башкортостан исх. № 391-8181, направленном в адрес Башкортостанского УФАС России.

Также вышеуказанный довод ответчика подлежит отклонению в силу того обстоятельства, что одним из учредителей ОАО «Управление жилищного хозяйства Кировского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан» является МУП УЖХ ГО г.Уфа, - подотчетное предприятие Администрации городского округа город Уфа, которой по информации представленной Правительством Республики Башкортостан и Министерством жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан было направлено Постановление Правительства Республики Башкортостан № 137 от 23.04.2010 «О разработке адресной программы Республики Башкортостан по проведению капитального ремонта многоквартирных домов на 2010 год».

Кроме того, как установлено Комиссией Управления по рассмотрению дела № А-135/17-11 о нарушении антимонопольного законодательства, многоквартирные дома, расположенные в Кировском районе г. Уфа по адресам: ул.Аксакова, д.43, ул. Пушкина, д.69, ул. Пушкина, д.56, ул. Гафури, д.44/46, ул. Мубарякова, д.5, ул. Менделеева, д.9/2, ул. Менделеева, д. д.9/4, ул. Кирова, д.91, ул. Цюрупы, д.80, включены в Адресную Программу Республики Башкортостан по проведению капитального ремонта многоквартирных домов на 2010 год, утверждена Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 17.05.2010 № 180 «Об адресной программе Республики Башкортостан по проведению капитального ремонта многоквартирных домов на 2010 год» и официально опубликована в издании «Ведомости Государственного Собрания - Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан» от 16.06.2010 № 12(330), ст. 734. Данное Постановление от 17.05.2010 № 180 содержит ссылки на Постановление Правительства Республики Башкортостан от 23.04.2010 № 137 «О разработке адресной программы Республики Башкортостан по проведению капитального ремонта многоквартирных домов на 2010 год», в частности в главе 13 «Механизм реализации Программы» определено, что подрядные организации привлекаются товариществом собственников жилья либо выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме управляющей организацией для выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирного дома в соответствии с Положением о порядке привлечения товариществом собственников жилья (жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом) либо выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме управляющей  организацией подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирного дома в рамках реализации Программы и сдачи многоквартирного дома в эксплуатацию после проведения капитального ремонта, указанным в приложении № 8 к Постановлению Правительства Республики Башкортостан от 23.04.2010 № 137 «О разработке адресной программы Республики Башкортостан по проведению капитального ремонта многоквартирных домов на 2010 год».

С учетом данного положения, Комиссия не может согласиться с вышеуказанным доводом представителя ответчика о невозможности использовать Постановление Правительства Республики Башкортостан от 23.04.2010 № 137 «О разработке адресной программы Республики Башкортостан по проведению капитального ремонта многоквартирных домов на 2010 год» в силу отсутствия информации о его принятии и опубликовании.

Помимо этого, обязанность организатора торгов по размещению извещения о проведении торгов прямо указана и в положении части 2 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Также следует отметить, что в Приказах ОАО «Управление жилищного хозяйства Кировского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан» от 21.06.2010 о создании комиссии по выбору подрядной организации для проведения капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных в Кировском районе городского округа город Уфа по адресам: ул.Аксакова, д.43, ул. Пушкина, д.69, ул. Пушкина, д.56, ул. Гафури, д.44/46, ул. Мубарякова, д.5, ул. Менделеева, д.9/2, ул. Менделеева, д. д.9/4, ул. Кирова, д.91, ул. Цюрупы, д.80, содержатся ссылки на Постановление главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан  № 7203 от 02.12.2008 «Об утверждении Адресной программы по проведению капитального ремонта многоквартирных жилых домов в городском округе г.Уфа на 2009 г.», в то время как указанные многоквартирные дома включены в Адресную программу Республики Башкортостан по проведению капитального ремонта на 2010 год,  утвержденную Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 17.05.2010 № 180.

На довод представителя ответчика о том, что «для проведения конкурса были приглашены организации, зарекомендовавшие себя как надёжных подрядчиков в Кировском районе и других районах города Уфа по критериям: наличие аналогичных сданных объектов в г. Уфа; отсутствие претензий к объектам со стороны заказчика; предоставление подрядчиком отзыва о качестве произведенных работ на аналогичных объектах от заказчика; отсутствие претензий к объектам со стороны собственников», Комиссии Башкортостанского УФАС России с учетом положений статьей 447, 448 Гражданского кодекса Российской Федерации (согласно которым конкурсы могут быть открытыми и закрытыми, в открытом конкурсе может участвовать любое лицо), и Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», констатирует следующее:

Предъявляя вышеперечисленные требования, организатор открытого конкурса изначально вводит «барьер» (ограничение) для входа на рынок выполнения ремонтно-строительных работ и услуг в отношении «новых» участников – хозяйствующих субъектов, ранее не имеющих опыта работы в данной сфере, не выполнявших работы по капитальному ремонту многоквартирного дома и, следовательно, не имеющих возможности предоставить «отзыв о качестве произведенных работ на аналогичных объектах от заказчика», «наличие аналогичных сданных объектов в г. Уфа».

По мнению антимонопольного органа, установление подобных критериев к претендентам на участие в открытом конкурсе по выбору подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирных домов (в том числе, за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, бюджета республики и муниципальных образований) создает фактические предпосылки, которые приводят или могут привести к созданию ситуации, при которой лишь узкоограниченный круг хозяйствующих субъектов будет допущен к участию в открытом конкурсе и выполнению капитального ремонта, что в свою очередь приведет к неравноправной и непрозрачной конкуренции между подрядными организациями; ограничению, недопущению доступа на рынок новых хозяйствующих субъектов; ущемлению прав и законных интересов иных хозяйствующих субъектов, имеющих намерение осуществлять данный вид деятельности; созданию правовых предпосылок для разработки документации под конкретного участника конкурса  и т.п.

Согласно пункта 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе создание участнику торгов или нескольким участникам торгов преимущественных условий участия в торгах, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом.

Организатором конкурсов по выбору подрядной организации для проведения капитального ремонта многоквартирных домом, расположенных в Кировском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан по адресам: ул.Аксакова, д.43, ул. Пушкина, д.69, ул. Пушкина, д.56, ул. Гафури, д.44/46, ул. Мубарякова, д.5, ул. Менделеева, д.9/2, ул. Менделеева, д. д.9/4, ул. Кирова, д.91, ул. Цюрупы, д.80, включенным в Адресную программу Республики Башкортостан по проведению капитального ремонта на 2010 год в соответствии с  Федеральным законом от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», выступало ОАО «Управление жилищного хозяйства Кировского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан».

Проведение открытых конкурсов без обеспечения надлежащего информационного оповещения в сети Интернет и (или) печатных средствах массовой информации в нарушение требований пунктов 2.2, 3.1 Положения о порядке привлечения товариществом собственников жилья (жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом) либо выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме управляющей организацией подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирного дома в рамках реализации Программы и сдачи многоквартирного дома в эксплуатацию после проведения капитального ремонта (приложение № 8), утвержденное Постановлением Правительства Республики Башкортостан № 137 от 23.04.2010, Постановления Правительства Республики Башкортостан от 17.05.2010 № 180 «Об адресной программе Республики Башкортостан по проведению капитального ремонта многоквартирных домов на 2010 год», части 2 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации, привело к препятствованию развитию добросовестной конкуренции; ущемлению интересов неограниченного круга хозяйствующих субъектов, имеющих намерение принять участие в конкурсе и получить право проведения капитального ремонта многоквартирного дома за счет средств государственной корпорации; ограничению доступа хозяйствующих субъектов, в том числе новых, на соответствующий товарный рынок. Данный факт противоречит принципу прозрачности при проведении открытого конкурса и равноправия среди участников торгов, что приводит или может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции на соответствующем товарном рынке.

Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 23.04.2010 № 137 «О разработке адресной программы Республики Башкортостан по проведению капитального ремонта многоквартирных домов на 2010 год» не определен перечень печатных изданий для размещения информационного сообщения о торгах. Однако, согласно критериям, выработанным судебной практикой, публикация должна быть доступной и обеспечивать привлечение к торгам наибольшего числа участников. В данном случае доступность к информации о проведении торгов не была обеспечена, доказательством чему является в том числе заявление ООО «Сантехмонтаж».

Кроме того, своими действиями организатор конкурса - ОАО «Управление жилищного хозяйства Кировского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан» создал 22 подрядным организациям - участникам конкурса преимущественные условия участия в торгах путем предоставления доступа к информации.

Следует также отметить, что целью проведения торгов является привлечение всех заинтересованных лиц и обеспечение им равных возможностей на приобретение прав или имущества, что в рассматриваемом случае отсутствовало. Отсутствие публикации извещения о торгах в сети Интернет и (или) печатном средстве массовой информации явилось препятствием доступа неопределенного круга лиц к торгам. Надлежащее информационное обеспечение о проведении открытых конкурсов способствовало бы расширению круга подрядных организаций; созданию прозрачной конкурентной среды и одинаково комфортных и равных условий для всех хозяйствующих субъектов, осуществляющих данный вид деятельности; снижению риска и гарантированию качества выполняемых работ. Любые нарушения порядка организации и определения победителя однозназно приводит к негативным последствиям для конкурентной среды.

Таким образом, изучив нормативно-правовые акты, регламентирующие рассматриваемые вопросы, установленные на заседании Комиссии обстоятельства, непосредственно касающиеся предмета данного дела № А-135/17-11, пояснения лиц, участвующих в деле, а также принимая во внимание вышеизложенное, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства пришла к выводу, что в действиях организатора конкурсов - ОАО «Управление жилищного хозяйства Кировского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан»  по организации и проведении конкурсов по выбору подрядной организации для проведения капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных в Кировском районе городского округа города Уфа по адресам: ул.Аксакова, д.43, ул. Пушкина, д.69, ул. Пушкина, д.56, ул. Гафури, д.44/46, ул. Мубарякова, д.5, ул. Менделеева, д.9/2, ул. Менделеева, д. д.9/4, ул. Кирова, д.91, ул. Цюрупы, д.80, включенных в Адресную программу Республики Башкортостан по проведению капитального ремонта на 2010 год в соответствии с  Федеральным законом от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», содержится состав нарушения пункта 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в не обеспечении надлежащего информационного обеспечения (оповещения) о проведении конкурсов в сети Интернет и (или) печатных средствах массовой информации, а также в создании ограниченному кругу хозяйствующих субъектов преимущественных условий участия в торгах, в том числе путем доступа к информации, что приводит или может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Антимонопольный орган в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции выдает хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания, в том числе: о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства об устранении последствий нарушения антимонопольного законодательства; о восстановлении положения, существовавшего до нарушения антимонопольного законодательства; о заключении договоров, об изменении условий договоров или о расторжении договоров в случае, если при рассмотрении антимонопольным органом дела о нарушении антимонопольного законодательства лицами, права которых нарушены или могут быть нарушены, было заявлено соответствующее ходатайство, либо в случае осуществления антимонопольным органом государственного контроля за экономической концентрацией.

В соответствии с пунктом 14 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства», антимонопольный орган принимает решения и выдает предписания, направленные на защиту гражданских прав, нарушенных вследствие их ущемления, злоупотребления доминирующим положением, ограничения конкуренции или недобросовестной конкуренции.

Согласно позиции Конституционного суда, выраженной в Определении от 16.07.2009 № 739-О-О признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного по результатам торгов, в соответствии с частью 5 статьи 10 Закона о размещении заказов и статьи 449  Гражданского кодекса Российской Федерации, а в случае если договоры исполнены, признание торгов недействительными не приведет к восстановлению прав участников торгов.

Основанием для признания торгов недействительными может служить не всякое формальное нарушение, а лишь имеющее существенное влияние на результат торгов и ущемляющее права и законные интересы конкретного хозяйствующего субъекта, в данном случае заявителя ООО «САНТЕХМОНТАЖ». При таких обстоятельствах, поскольку ООО «САНТЕХМОНТАЖ» не являлось участником вышеуказанных конкурсов, не вступило в гражданские правоотношения с организатором торгов и остальными участниками, отсутствуют его заинтересованность в оспаривании торгов и предусмотренные статьей 449 Гражданского кодекса Российской Федерации основания для признания оспариваемых торгов недействительными.

Нарушения порядка проведения торгов сами по себе не могут являться основаниями для признания торгов недействительными по заявлению лица, чьи имущественные права и интересы данными нарушениями не затрагиваются и не могут быть восстановлены при признании торгов недействительными.

Кроме того, Комиссией Башкортостанского УФАС России установлено, что договоры, заключенные по результатам проведенных конкурсов, исполнены, допущенные нарушения являются оконченными, и, следовательно, невозможно вернуть стороны в первоначальное положение и восстановить положение, существовавшее до нарушения антимонопольного законодательства.

Учитывая изложенное, Комиссия Башкортостанского УФАС России полагает нецелесообразным обращаться в суд с иском о признании недействительным торгов в форме открытых конкурсов по выбору подрядной организации для проведения капитального ремонта многоквартирных домом в рамках реализации Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» и выдавать предписание о расторжении заключенных договоров.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, чч. 1 – 4 ст. 41, ст. 48, ч. 1 ст. 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Башкортостанского УФАС России

РЕШИЛА: 

  1. Признать ОАО «Управление жилищного хозяйства Кировского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан» нарушившим часть 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в необеспечении надлежащего информационного обеспечения (оповещения) о проведении конкурсов по выбору подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирного дома в рамках реализации Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в сети Интернет и (или) печатных средствах массовой информации, а также в создании ограниченному кругу хозяйствующих субъектов преимущественных условий участия в торгах, в том числе путем доступа к информации, что приводит или может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции на соответствующем товарном рынке.
  2. Выдать предписание ОАО «Управление жилищного хозяйства Кировского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан» о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 110-А-135/17-11

Комиссия Башкортостанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании  своего Решения от 21.06.2011 (в полном объеме решение изготовлено 04.07.2011) по делу № А-135/17-11 о нарушении ОАО «Управление жилищного хозяйства Кировского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан» части 1 статьи 17  Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

         ОАО «Управление жилищного хозяйства Кировского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан» в срок до 25.12.2011 прекратить нарушение части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в не обеспечении надлежащего информационного обеспечения (оповещения) о проведении конкурсов по выбору подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирного дома в рамках реализации Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в сети Интернет и (или) печатных средствах массовой информации, а также в создании ограниченному кругу хозяйствующих субъектов преимущественных условий участия в торгах, в том числе путем доступа к информации, что приводит или может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции на соответствующем товарном рынке, а именно в дальнейшем при проведении торгов совершать действия, направленные на обеспечение конкуренции, в том числе: своевременно обеспечить информационное оповещение о проведении торгов в сети Интернет и (или) в печатных средствах массовой информации, не допускать не предусмотренное федеральными законами и иными нормативными правовыми актами ограничение доступа участия в торгах, при организации и проведении торгов строго руководствоваться требованиями действующего законодательства.

         О выполнении настоящего Предписания сообщить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республики Башкортостан не позднее пяти дней со дня его выполнения.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны