Решение б/н Решение по делу №А-136/16-15 от 15 января 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ по делу №А-136/16-15

 

Резолютивная часть решения оглашена 22.12.2015

В полном объеме решение изготовлено 31.12.2015                                                                                                                                                            г. Уфа, ул. Пушкина, 95

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

 

Председатель комиссии:

<…> – заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан;

Члены комиссии:

<…> – начальник отдела антимонопольного контроля товарных рынков Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан;

<…> – заместитель начальника отдела антимонопольного контроля товарных рынков Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан;

в присутствии:

представителей заявителя – ООО «Уфа Лифт Плюс»: директора ООО «Уфа Лифт Плюс» <…>, <…> (доверенность от 03.08.2015),

представителя ответчика – Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан: <…> (доверенность от 22.06.2015 №09-10/3251),

представителя ответчика - ОАО «Управление жилищного хозяйства Сипайловский Октябрьского района г. Уфы Республики Башкортостан»: <…> (доверенность от 06.04.2015 № 02-35/795),

заинтересованного лица – заместителя начальника управления – начальника отдела координации предприятий жилищного хозяйства Управления по обеспечению жизнедеятельности города Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан <…>,

в отсутствие представителей ответчиков: ОАО «Управление жилищного хозяйства Калининского района г.Уфы Республики Башкортостан», ОАО «Управление жилищного хозяйства Кировского района г.Уфы Республики Башкортостан», ООО «УфаЛифт», ООО «Башкирская лифтовая компания», представителей заинтересованных лиц:  директора ООО «УфаЛифт, первого заместителя директора Муниципального бюджетного учреждения «Управление жилищного хозяйства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан» <…>, уведомленных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела,

рассмотрев дело № А-136/16-15 по признакам нарушения Министерством жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан (450059, г. Уфа, ул. Ст. Халтурина, д. 28), ОАО «Управление жилищного хозяйства Сипайловский Октябрьского района г. Уфы Республики Башкортостан» (450073, г. Уфа, ул.Набережная реки Уфы, д. 3/4), ОАО «Управление жилищного хозяйства Калининского района г.Уфы Республики Башкортостан» (450039, г.Уфа, ул. Ферина, д. 19/3), ОАО «Управление жилищного хозяйства Кировского района г.Уфы Республики Башкортостан» (450073, г. Уфа, ул.Пушкина, д. 85), ООО «УфаЛифт» (450078, г.Уфа, ул. Кирова, д. 107), ООО «Башкирская лифтовая компания» (450039, г.Уфа, ул. Ферина, д. 19/1)  п. 4 ст. 16 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан (далее – Управление) поступило обращение ООО «Уфа Лифт Плюс» от 05.06.2015 вх.№7620 на действия Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан, ОАО «Управление жилищного хозяйства Сипайловский Октябрьского района г. Уфы Республики Башкортостан», ОАО «Управление жилищного хозяйства Калининского района г. Уфы Республики Башкортостан», ОАО «Управление жилищного хозяйства Кировского района г.Уфы Республики Башкортостан», выразившиеся в создании препятствий осуществления деятельности, в котором ООО «Уфа Лифт Плюс» указало следующее.

ООО «Уфа Лифт Плюс» специализируется на оказании услуг по эксплуатации лифтов. ООО «Уфа Лифт Плюс» в апреле 2015 года вышло с предложением к управляющим компаниям г. Уфы в целях оказания услуг по обслуживанию лифтов по более выгодным тарифам, чем другие компании на данном рынке.

Как следует из представленных материалов, данное предложение приняли три управляющие компании г. Уфы (имеют долю муниципального участия): ОАО «Управление жилищного хозяйства Сипайловский Октябрьского района г. Уфы Республики Башкортостан», ОАО «Управление жилищного хозяйства Калининского района г. Уфы Республики Башкортостан» и ОАО «Управление жилищного хозяйства Кировского района г. Уфы Республики Башкортостан» (далее – управляющие организации).

При этом, у управляющих организаций были договорные отношения на обслуживание лифтов с ООО «Башкирская лифтовая компания».

В период 28.04.2015-29.04.2015 управляющие организации направили в адрес ООО «Башкирская лифтовая компания» письма о расторжении договоров на комплексное обслуживание лифтов с 01.06.2015 по причине многочисленных жалоб, существенным изменением обстоятельств и ненадлежащего исполнения подрядчиком своих обязанностей.

07.05.2015 между управляющими организациями и ООО «Уфа Лифт Плюс» заключены договоры на выполнение работ и оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту лифтов и систем диспетчерского контроля за работой лифтов.

В своем заявлении в антимонопольный орган ООО «Уфа Лифт Плюс» сообщает, что 03.06.2015 руководитель ООО «Уфа Лифт Плюс» письмом от 03.06.2015 № 06-10/2902 был приглашен в Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан на совещание по вопросу обслуживания многоквартирных домов городского округа г. Уфа Республики Башкортостан. Указанное письмо было подписано заместителем министра жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан <…>. Совещание прошло с участием: заместителя министра жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан <…>, заместителя начальника управления – начальника отдела координации предприятий жилищного хозяйства Управления по обеспечению жизнедеятельности города Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан <…>, первого заместителя директора МБУ «Управление жилищного хозяйства Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан» <…>, директора  ОАО «Управление жилищного хозяйства Сипайловский Октябрьского района г. Уфы Республики Башкортостан» <…>, заместителя директора ОАО «Управление жилищного хозяйства Калининского района г. Уфы Республики Башкортостан» <…>, директора ОАО «Управление жилищного хозяйства Кировского района г. Уфы Республики Башкортостан» <…>, заместителя директора ООО «Башкирская лифтовая компания» <…>, ранее занимавшего должность директора ООО «Башкирская лифтовая компания» <…>, генерального директора ООО «Уфа Лифт Плюс» <…>.

В присутствии указанных лиц заместитель министра жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан <…> потребовал, чтобы ООО «Уфа Лифт Плюс» добровольно отказалось от заключенных договоров, прекратило обслуживать лифты и передало объемы в ООО «Башкирская лифтовая компания». <…> согласно представленной аудиозаписи пояснил следующее: «ООО «Башкирская лифтовая компания» на основании договоров, заключенных с управляющими организациями, осуществляет обслуживание лифтов. Задача ООО «Башкирская лифтовая компания» обеспечить работу лифтов».

05.06.2015 состоялась повторная встреча с участием заместителя министра жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан <…> и генерального директора ООО «Уфа Лифт Плюс» <…>, на которой заместитель министра жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан <…> вновь потребовал, чтобы ООО «Уфа Лифт Плюс» прекратило свою деятельность, расторгнуло все договоры с управляющими компаниями и передало деятельность по обслуживанию лифтов в г.Уфе обратно в ООО «Башкирская лифтовая компания». <…> согласно представленной аудиозаписи пояснил следующее: «Лучше в некоторых вопросах отступить и потом к этому вернуться. Вы откуда начинали туда вернитесь, вопрос отрегулируйте. В некоторых местах нужно просто уступить и перейти на другое направление и потом вернуться к этому. Можно повоевать, но никто от этого не выигрывает.  Вы пока продолжаете, никто сегодня бросать работу не будет, но сворачиваться надо. Ситуация может развернуться в худшую сторону и ситуация будет хуже. Надо встречаться, договариваться со всеми и находить выход из положения, чтобы понести минимальные потери и вытянуть так, чтобы в будущем к этому вопросу вернуться можно было, может найдете какие-то варианты на паритетных началах».

По данному факту ООО «Уфа Лифт Плюс» также подано заявление в МВД по Республике Башкортостан, в свою очередь, 23.06.2015 в адрес Управления поступили материалы МВД по Республике Башкортостан, в соответствии с которыми МВД по Республике Башкортостан, установив факты злоупотребления полномочиями руководителями управляющих организаций, просило дать оценку их действиям о наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства.

08.06.2015 ООО «Уфа Лифт Плюс» были получены письма от управляющих компаний о расторжении договорных отношений.

При этом, как указано в письме МВД по РБ от 23.06.2015 вх.№ 8507, в настоящее время комплексное техническое обслуживание лифтов осуществляет ООО «УфаЛифт» на основании соглашения с ООО «Башкирская лифтовая компания» об уступке прав и обязанностей по договорам с вышеуказанными управляющими организациями, в связи с тем, что у ООО «Башкирская лифтовая компания» отсутствует возможность  обслуживать лифты.

Большую часть управляющих компаний в г. Уфа составляют бывшие МУП УЖХ районов города Уфы (более 85% рынка), организационно-правовая форма которых на настоящий момент изменена на акционерные общества, но которые имеют долю муниципальной собственности. Исходя из имеющихся данных, подавляющее большинство многоквартирных домов, находящихся в управлении указанных управляющих организаций, осуществляют обслуживание лифтов у ООО «УфаЛифт».

Таким образом, Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан указанными действиями определяет круг субъектов, осуществляющих деятельность на рынке по обслуживанию лифтов в г. Уфа Республики Башкортостан, указывает с кем заключать договоры по техническому обслуживанию лифтов и устраняет с настоящего рынка иных хозяйствующих субъектов, неаффилированных с органами власти.

В данном случае действия Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан и управляющих организаций о расторжении договорных отношений с ООО «Уфа Лифт Плюс» направлены на ограничение и устранение конкуренции на рынке комплексного обслуживания лифтов в г. Уфа.

В соответствии с п. 4 ст. 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

Таким образом, имеет место вмешательство со стороны органов власти в конкурентную среду на рынке комплексного обслуживания лифтов в г. Уфа, направленное на сокращение числа хозяйствующих субъектов, присутствующих на данном рынке.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства, принимает по результатам их рассмотрения решения и выдает предписания.

На основании вышеизложенного, в соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 39 Закона о защите конкуренции Башкортостанским УФАС России приказом о возбуждении дела от 10.06.2015 № 460 в отношении Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан, ОАО «Управление жилищного хозяйства Сипайловский Октябрьского района г. Уфы Республики Башкортостан, ОАО «Управление жилищного хозяйства Калининского района г. Уфы Республики Башкортостан», ОАО «Управление жилищного хозяйства Кировского района г. Уфы Республики Башкортостан» было возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения п. 4 ст. 16 Закона о защите конкуренции.

Определением о привлечении в качестве ответчиков по делу № А-136/16-15 о нарушении антимонопольного законодательства от 28.09.2015 в качестве ответчиков по делу также привлечены  ООО «УфаЛифт», ООО «Башкирская лифтовая компания».

Согласно письму Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан от 23.06.2015 вх.№ 8491, 30.07.2015 вх.№ 10535 в мае 2015 года поступила жалоба жителей города по вопросу обслуживания лифтов. В целях получения информации и для верного понимания ситуации было проведено совещание в Министерстве жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан. После обсуждения ситуации, присутствующие представители управляющих организаций и Администрации городского округа г. Уфы заверили, что задача по недопущению перебоев в работе лифтов будет обеспечена. Целью совещания не являлось вмешательство в чью либо деятельность, министерство не может оказывать воздействие на управляющие организации либо лифтовые компании, так как не является ни учредителем, ни вышестоящим органом по отношению к указанным организациям. Сам по себе факт участия представителей министерства, администрации города, управляющих компаний, лифтовых компаний в совещании не свидетельствует о совершении антимонопольных действий либо о достижении соглашения с министерством. Проведение таких совещаний входит в компетенцию министерства. ООО «Уфа Лифт Плюс» не лишено возможности заключать договоры с любой управляющей организацией.     

В соответствии с письмом ОАО «Управление жилищного хозяйства Сипайловский Октябрьского района г. Уфы Республики Башкортостан» от 23.06.2015 вх.№ 8499 в связи с поступавшими замечаниями жителей на несоответствие качества обслуживания и стоимостью лифтов управляющей организацией в адрес ООО «Башкирская лифтовая компания» было направлено уведомление о расторжении договора. В адрес управляющей организации поступило предложение ООО «Уфа Лифт Плюс» о заключении договора  на выполнение работ и оказание услуг по техническому обслуживанию лифтов с более низкой стоимостью обслуживания, на основании чего был заключен договор между управляющей организацией и ООО «Уфа Лифт Плюс». Вместе с тем, ООО «Уфа Лифт Плюс» не приступило к исполнению договора с 01.06.2015, также ООО «Уфа Лифт Плюс» при заключении договора не были представлены документы, подтверждающие надлежащую квалификацию персонала и разрешительные документы на осуществление данного вида деятельности, в заключенном с ООО «Уфа Лифт Плюс» договоре отсутствует его цена. На основании чего, в адрес ООО «Уфа Лифт Плюс» направлено соглашение о расторжении договора. Во избежание простоя лифтового оборудования было направлено письмо в адрес ООО «Башкирская лифтовая компания» о недействительности ранее направленного письма о расторжении договора.

Из материалов дела следует, что ОАО «Управление жилищного хозяйства Сипайловский Октябрьского района г. Уфы Республики Башкортостан», ОАО «Управление жилищного хозяйства Калининского района г. Уфы Республики Башкортостан», ОАО «Управление жилищного хозяйства Кировского района г.Уфы Республики Башкортостан» в период с 28.04.2015 по 29.04.2015 направлены письма идентичного содержания о расторжении договоров с ООО «Башкирская лифтовая компания» и  07.05.2015 указанными обществами были заключены договоры на выполнение работ и оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту лифтов и систем диспетчерского контроля за работой лифтов с ООО «Уфа Лифт Плюс».

Договоры на выполнение работ и оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту лифтов и систем диспетчерского контроля за работой лифтов с ООО «Уфа Лифт Плюс» были заключены на период с 01.06.2015 по 01.06.2016.

23.06.2015 вх.№ 8507 в адрес Управления поступили материалы МВД по Республике Башкортостан, в соответствии с которыми МВД по Республике Башкортостан представлены объяснения <…>, ранее занимавшего должность директора ООО «Башкирская лифтовая компания», от 15.06.2015, согласно которым «02.06.2015 заместитель министра жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан <…> пригласил к себе на работу 03.06.2015 в 16 часов 30 минут.

На указанную встречу также были приглашены заместитель директора МБУ <…>, начальник отдела жизнеобеспечения администрации г. Уфа <…>, заместитель директора ОАО «УЖХ Калининского района г. Уфы Республики Башкортостан» <…>, директор ОАО «УЖХ Кировского района г. Уфы Республики Башкортостан» <…>, директор ОАО «УЖХ Сипайловский Октябрьского района г. Уфа Республики Башкортостан» <…>, заместитель директора ООО «Башкирская лифтовая компания» <…>, генеральный директор ООО «Уфа Лифт Плюс» <…>.

В присутствии указанных лиц, заместитель министра жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан <…> потребовал от <…>, чтобы ООО «Уфа Лифт Плюс» добровольно отказалось от заключенных договоров, прекратило обслуживать лифты и передало эти объемы в ООО «Башкирская лифтовая компания». <…> заявил, что договоры с ООО «Уфа Лифт Плюс» имеют юридическую силу, по ним ООО «Уфа Лифт Плюс» выполняет свои обязанности надлежащим образом. При этом, ООО «Башкирская лифтовая компания» не располагает необходимым штатом специалистов и соответствующей материально-технической базой для выполнения работ по обслуживанию лифтов. Но его не стали слушать и <…> попросил его удалиться. После ухода <…> <…> оставшимся объявил, что дает месячный срок на восстановление работоспособности ООО «Башкирская лифтовая компания».»

После проведения указанного совещания, на котором также присутствовали представители ОАО «Управление жилищного хозяйства Сипайловский Октябрьского района г. Уфы Республики Башкортостан», ОАО «Управление жилищного хозяйства Калининского района г. Уфы Республики Башкортостан», ОАО «Управление жилищного хозяйства Кировского района г. Уфы Республики Башкортостан», 08.06.2015 исх.№ 02-35/1294 ОАО «Управление жилищного хозяйства Сипайловский Октябрьского района г. Уфы Республики Башкортостан было направлено в адрес ООО «Уфа Лифт Плюс» письмо о расторжении договора № 001/283/4 на выполнение работ и оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту лифтов и систем диспетчерского контроля за работой лифтов от 07.05.2015 с 01.06.2015, в связи с тем, что, как указано в письме, ООО «Уфа Лифт Плюс» не приступило к исполнению указанного договора.

Также, ОАО «Управление жилищного хозяйства Кировского района г. Уфы Республики Башкортостан» было направлено в адрес ООО «Уфа Лифт Плюс» письмо о расторжении договора № 003 на выполнение работ и оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту лифтов и систем диспетчерского контроля за работой лифтов от 07.05.2015 с 01.06.2015, в связи с тем, что, как указано в письме, ООО «Уфа Лифт Плюс» не приступило к исполнению указанного договора. Указанное письмо было получено ООО «Уфа Лифт Плюс» 08.06.2015 вх.№ 2.

03.06.2015 в адрес ООО «Уфа Лифт Плюс» было направлено письмо исх.№6834 ОАО «Управление жилищного хозяйства Калининского района г. Уфы Республики Башкортостан» о расторжении договора № 002 на выполнение работ и оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту лифтов и систем диспетчерского контроля за работой лифтов от 07.05.2015 с 01.06.2015, как указано в письме, в связи с неисполнением ООО «Уфа Лифт Плюс» обязанностей по указанному договору. 

Таким образом, после проведения совещания в Министерстве жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан, все три управляющие организации направили в адрес ООО «Уфа Лифт Плюс» письма о расторжении договоров.

В ходе рассмотрения дела на основании материалов, представленных Прокуратурой Республики Башкортостан, Комиссией, установлено, что Прокуратурой Республики Башкортостан была проведена проверка по жалобе ООО «Уфа Лифт Плюс», в результате которой установлено превышение заместителем министра жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан должностных полномочий, а именно: 06.06.2015 заместителем министра жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан в нерабочее время в служебном кабинете проведена личная встреча с генеральным директором ООО «Уфа Лифт Плюс», в ходе которой неоднократно высказывались требования о необходимости ООО «Уфа Лифт Плюс» прекратить хозяйственную деятельность. В результате проведенной проверки в адрес Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан внесено представление об устранении нарушений законодательства. Данное представление обжаловано не было.

Указанные действия Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан создали вмешательство в конкурентную среду на рынке обслуживания лифтов в г. Уфа, и, несмотря на то, что в соответствии с Положением о Министерстве жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан, утвержденном Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 21.01.2013 № 6, в полномочия Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан не входит координация деятельности хозяйствующих субъектов, в том числе, управляющих организаций, все три управляющие организации, присутствовавшие на совещании в Министерстве жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан 03.06.2015, после проведения указанного совещания направили письма о расторжении договоров с ООО «Уфа Лифт Плюс».

Управляющие организации как основание расторжения договоров, заключенных с ООО «Уфа Лифт Плюс» указывают  на неисполнение ООО «Уфа Лифт Плюс» обязательств по договорам.

Вместе с тем, исполнение обязательств по договорам на выполнение работ и оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту лифтов и систем диспетчерского контроля за работой лифтов со стороны ООО «Уфа Лифт Плюс» подтверждается журналами передачи заявок электромеханикам по лифтам ЖЭУ-61, ЖЭУ-2,8,56 , ЖЭУ-62 , ЖЭУ-2, ЖЭУ-1 и журналами учета заявок о неисправностях лифтового оборудования, в соответствии с которыми начало производства работ осуществлено с 01.06.2015.

Согласно нарядам на устранение неисправностей на лифтах, расположенных на объектах, находящихся в управлении ОАО «Управление жилищного хозяйства Кировского района г. Уфы Республики Башкортостан», устранение неисправностей производилось начиная с 05.06.2015, на объектах, находящихся в управлении ОАО «Управление жилищного хозяйства Калининского района г. Уфы Республики Башкортостан» - с 09.06.2015, на объектах, находящихся в управлении ОАО «Управление жилищного хозяйства Сипайловский Октябрьского района г. Уфы Республики Башкортостан» - с 09.06.2015.

13.07.2015 ООО «Уфа Лифт Плюс» в адрес ОАО «Управление жилищного хозяйства Кировского района г.Уфы Республики Башкортостан», ОАО «Управление жилищного хозяйства Калининского района г. Уфы Республики Башкортостан», ОАО «Управление жилищного хозяйства Сипайловский  Октябрьского района г.Уфы Республики Башкортостан» письмами № 87, № 88, № 89 соответственно были направлены акты выполненных работ за июнь 2015 года.

С целью исполнения обязанностей по указанным договорам ООО «Уфа Лифт Плюс» заключены также договоры аренды нежилых помещений, в том числе, с Администрацией городского округа г. Уфа Республики Башкортостан. В соответствии с письмом Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан от 28.07.2015 № 01-01-26326/9 с ООО «Уфа Лифт Плюс» заключены договоры аренды объектов муниципального нежилого фонда, предназначенных для обслуживания лифтового хозяйства, по 27 объектам муниципального нежилого фонда.

Также, с целью исполнения обязанностей по договорам, заключенным с управляющими организациями ООО «Уфа Лифт Плюс» заключены следующие договоры:

- договор № 1 от 02.06.2015, заключенный с ИП Неймышевым Д.И., в соответствии с которым ИП Неймышев Д.И. по заявке ООО «Уфа Лифт Плюс» обязуется выполнить следующие виды работ: капитальный ремонт электродвигателей, трансформаторов, генераторов, магнитных катушек и т.д. согласно приложению № 1 к договору. Указанный договор заключен на срок один год со дня его подписания. ООО «Уфа Лифт Плюс» произведена оплата работ по указанному договору согласно платежным поручениям № 77 от 04.06.2015, № 103 от 15.06.2015, № 121 от 19.06.2015, № 209 от 16.07.2015, № 228 от 23.07.2015.

- договор поставки № 405 от 02.06.2015, заключенный с ООО «Стальпром-Комплектация» на поставку продукции. Указанный договор заключен на срок до 31.12.2015. ООО «Уфа Лифт Плюс» произведена оплата по указанному договору согласно платежным поручениям № 62 от 02.06.2015, № 112 от 17.06.2015, № 190 от 14.07.2015.

- договор на поставку оборудования от 01.06.2015, заключенный с ООО «АвтоГород»: электронной и электротехнической продукции. Указанный договор заключен на срок до 31.12.2015. ООО «Уфа Лифт Плюс» произведена оплата по указанному договору согласно платежным поручениям № 72 от 03.06.2015, № 176 от 09.07.2015, № 190 от 14.07.2015.

- договор поставки № 28 от 13.05.2015, заключенный с ООО «ЭнергоТехКомплект». Указанный договор заключен на срок до 31.12.2015. ООО «Уфа Лифт Плюс» произведена оплата по указанному договору согласно платежным поручениям № 52 от 26.05.2015, № 78 от 04.06.2015, № 129 от 25.06.2015.

- договор № 26 на обслуживание оперативной диспетчерской связи с лифтами от 29.05.2015, заключенный с ООО ПК «Сигнал». ООО «Уфа Лифт Плюс» произведена оплата по указанному договору согласно платежным поручениям №128 от 25.06.2015, № 304 от 29.07.2015.

ООО «Уфа Лифт Плюс» представлены платежные поручения по договорам аренды помещений, подтверждающие исполнение ООО «Уфа Лифт Плюс» обязательств по арендной плате.

Также, в материалы дела представлена справка ООО «Уфа Лифт Плюс», в соответствии с которой в период с 07.05.2015 по 09.06.2015 ООО «Уфа Лифт Плюс» было произведены расходы в размере 7 000 147 рублей.

Наличие у ООО «Уфа Лифт Плюс» соответствующего штата работников: прорабов по сервису, электромехаников по лифтам, операторов по диспетчерскому обслуживанию лифтов, лифтеров, необходимого для исполнения обязательств, подтверждается приказами о приеме работников на работу, приказами о назначении специалистов, ответственных за техническое обслуживание лифтов.

Таким образом, указанные документы свидетельствуют о том, что ООО «Уфа Лифт Плюс» является участником рынка комплексного обслуживания лифтов в г.Уфа, ООО «Уфа Лифт Плюс» осуществило действия для вступления на указанный рынок и имело все ресурсы и возможность для оказания соответствующих работ.

Как следует из писем управляющих компаний, направленных в Управление, основаниями для расторжения договоров с ООО «Башкирская лифтовая компания» явились жалобы и замечания жителей на стоимость и качество обслуживания лифтов, в связи с чем, управляющие организации заключили договоры с ООО «Уфа Лифт Плюс», как с участником рынка, имеющим возможность и готовым осуществлять работы. 

Согласно письмам ООО «Башкирская лифтовая компания» от 27.05.2015 №163, № 164, 165, направленным в адрес управляющих организаций, ООО «Башкирская лифтовая компания» отказалось принять назад объемы работ по обеспечению работ и услуг по техническому обслуживанию и ремонту лифтов и систем диспетчерского контроля за работой лифтов в связи с тем, что все помещения, телефонные номера переоформлены на ООО «Уфа Лифт Плюс», основная часть сотрудников уволена по собственному желанию и оформлена в ООО «Уфа Лифт Плюс».

Таким образом, после расторжения договоров на обслуживание лифтов с ООО «Башкирская лифтовая компания» и заключения договоров с ООО «Уфа Лифт Плюс» у ООО «Башкирская лифтовая компания» отсутствовала возможность исполнять указанные договоры, о чем были также уведомлены управляющие организации.

Действия управляющих компаний в части возобновления договорных отношений с ООО «Башкирская лифтовая компания» противоречат принципам разумности и экономической целесообразности, нарушают принципы эффективного управления жилищным фондом и нарушают права граждан.

В дальнейшем антиконкурентное соглашение проявляется в действиях по передаче с 01.06.2015 ООО «Башкирская лифтовая компания» своих прав и обязанностей ООО «УфаЛифт», а именно 10.06.2015 и 23.06.2015 между управляющими организациями, ООО «Башкирская лифтовая компания» и ООО «УфаЛифт» заключены соглашения об уступке прав и обязанностей по договорам подряда на комплексное техническое обслуживание лифтов, заключенным между управляющим организациями и ООО «Башкирская лифтовая компания».

Таким образом, ООО «Башкирская лифтовая компания» заведомо обладая информацией об отсутствии возможности осуществлять деятельность по обслуживанию лифтов, передает свои права и обязанности ООО «УфаЛифт» и заключает соглашение с указанными управляющими организациями и ООО «УфаЛифт».

В ходе рассмотрения дела Комиссией установлено, что обслуживание лифтов на территории г. Уфа осуществляли следующие организации:

- в отношении объектов, находящихся в управлении ОАО «Управление жилищного хозяйства Калининского района г. Уфы Республики Башкортостан», обслуживание лифтов осуществляет ООО «Башкирская лифтовая компания» -100% доля обслуживания,

- в отношении объектов, находящихся в управлении  ОАО «Управление жилищного хозяйства Сипайловский  Октябрьского района г. Уфы Республики Башкортостан», обслуживание лифтов осуществляет ООО «Башкирская лифтовая компания» -100% доля обслуживания,

- в отношении объектов, находящихся в управлении  ОАО «Управление жилищного хозяйства Октябрьского района г. Уфы Республики Башкортостан», обслуживание лифтов осуществляет ООО «УфаЛифт» -  100% доля обслуживания,

- в отношении объектов, находящихся в управлении ОАО «Управление жилищного хозяйства Советского района г. Уфы Республики Башкортостан», обслуживание лифтов осуществляет  ООО «УфаЛифт» -  100% доля обслуживания,

- в отношении объектов, находящихся в управлении ОАО «Управление жилищного хозяйства Орджоникидзевского района г. Уфы Республики Башкортостан», обслуживание лифтов осуществляет  ООО «УфаЛифт» -  100% доля обслуживания,

- в отношении объектов, находящихся в управлении ООО «ТЖХ», обслуживание лифтов осуществляет  ООО «УфаЛифт» -  100% доля обслуживания,

- в отношении объектов, находящихся в управлении ОАО «Управление жилищного хозяйства Демского района г. Уфы Республики Башкортостан», обслуживание лифтов осуществляет  ООО «УфаЛифт» -  100% доля обслуживания,

- в отношении объектов, находящихся в управлении ОАО «Управление жилищного хозяйства Кировского района г. Уфы Республики Башкортостан», обслуживание лифтов в большей степени осуществляют ООО «Башкирская лифтовая компания» - 72%  доля обслуживания, ООО «УфаЛифт» -  25% доля обслуживания, оставшийся незначительный объем обслуживания осуществляют ООО «Южураллифт», ООО «Астролифт», ООО «Технолифт».

Таким образом, значительную долю обслуживания лифтов в г.Уфе занимают ООО «Башкирская лифтовая компания» и ООО «УфаЛифт».

Вместе с тем, учитывая, что в соответствии с соглашениями об уступке прав и обязанностей по договорам подряда на комплексное техническое обслуживание лифтов, заключенными ОАО «Управление жилищного хозяйства Кировского района г. Уфы Республики Башкортостан», ОАО «Управление жилищного хозяйства Калининского района г. Уфы Республики Башкортостан», ОАО «Управление жилищного хозяйства Сипайловский  Октябрьского района г.Уфы Республики Башкортостан» с ООО «Башкирская лифтовая компания» и ООО «УфаЛифт», ООО «Башкирская лифтовая компания» передало свои права и обязанности по договорам ООО «УфаЛифт», обслуживание лифтов в отношении объектов, находящихся в управлении указанных управляющих организаций в результате перешло к ООО «УфаЛифт».

На основании изложенного, фактически произошла передача рынка обслуживания лифтов в г. Уфа в пользу ООО «УфаЛифт». Причиной такой ситуации послужил отказ управляющих организаций от заключенных договоров с ООО «Уфа Лифт Плюс», которые, в свою очередь, отказались от указанных договоров впоследствии проведенного совещания 03.06.2015 в Министерстве жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан. Результатом указанных действий явилась передача значительной доли рынка обслуживания лифтов в адрес ООО «УфаЛифт» и устранение с указанного рынка ООО «Уфа Лифт Плюс».

В соответствии с п. 4 ст. 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности, к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

При этом, для признания органа местного самоуправления и хозяйствующего субъекта лицами, нарушившими требования ст. 16 Закона о защите конкуренции, необходимо установить факт заключения ими соглашения, которое не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и привело к таким негативным последствиям как недопущение, ограничение, устранение конкуренции либо создало реальную угрозу их возникновения. Установленный данной нормой запрет ориентирован на органы публичной власти и распространяется на акты и действия указанных органов в сфере публичных правоотношений. Этот запрет преследует цель предотвращения негативного влияния органов власти на конкурентную среду с помощью административных, властных методов воздействия, в том числе, путем соглашения с хозяйствующим субъектом.

В соответствии со ст. 34 Конституции РФ каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Согласно ч. 1 ст. 8 Конституции РФ в Российской Федерации гарантируются поддержка конкуренции. Пунктом 7 ст. 4 Закона о защите конкуренции установлено, что конкуренция – соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. Целями Закона о защите конкуренции являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (ч. 2 ст. 1 Закона о защите конкуренции).

 Согласно п. 17 ст. 4 Закона о конкуренции, признаки ограничения конкуренции - сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, а также иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.

Следовательно, положения Закона о защите конкуренции не устанавливают возможности признать допустимыми соглашения между органами местного самоуправления и иными хозяйствующими субъектами, если такие соглашения приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции. Согласно п. 18 ст. 4 Закона о защите конкуренции под соглашением понимается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

Таким образом, действия Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан, выразившиеся в определении круга субъектов, осуществляющих деятельность на рынке по обслуживанию лифтов в г. Уфа Республики Башкортостан, и впоследствии действия ОАО «Управление жилищного хозяйства Кировского района г.Уфы Республики Башкортостан», ОАО «Управление жилищного хозяйства Калининского района г. Уфы Республики Башкортостан», ОАО «Управление жилищного хозяйства Сипайловский  Октябрьского района г.Уфы Республики Башкортостан», ООО «Башкирская лифтовая компания», ООО «УфаЛифт» привели к устранению с указанного рынка ООО «Уфа Лифт Плюс», ограничивая и устраняя конкуренцию на рынке комплексного обслуживания лифтов в г. Уфа, что также привели к занятию ООО «УфаЛифт» преимущественной доли на рынке обслуживания лифтов в г. Уфа.

На основании изложенного, действия Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан, ОАО «Управление жилищного хозяйства Сипайловский Октябрьского района г. Уфы Республики Башкортостан, ОАО «Управление жилищного хозяйства Калининского района г. Уфы Республики Башкортостан», ОАО «Управление жилищного хозяйства Кировского района г.Уфы Республики Башкортостан», ООО «Башкирская лифтовая компания», ООО «УфаЛифт» являются нарушением п. 4 ст.16 Закона о защите конкуренции, выразившимся в заключении соглашения, которое приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке комплексного обслуживания лифтов в г.Уфа ООО «Уфа Лифт Плюс».

На основании изложенного, руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч.ч. 1 – 4 ст. 41, ч. 1 ст. 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия Башкортостанского УФАС России, 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан (450059, г. Уфа, ул. Ст. Халтурина, д. 28), ОАО «Управление жилищного хозяйства Сипайловский Октябрьского района г. Уфы Республики Башкортостан» (450073, г. Уфа, ул.Набережная реки Уфы, д. 3/4), ОАО «Управление жилищного хозяйства Калининского района г.Уфы Республики Башкортостан» (450039, г.Уфа, ул. Ферина, д. 19/3), ОАО «Управление жилищного хозяйства Кировского района г.Уфы Республики Башкортостан» (450073, г. Уфа, ул.Пушкина, д. 85), ООО «УфаЛифт» (450078, г.Уфа, ул. Кирова, д. 107), ООО «Башкирская лифтовая компания» (450039, г.Уфа, ул. Ферина, д. 19/1) нарушившими п. 4 ст. 16 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135–ФЗ «О защите конкуренции» в части совершения действий, выразившихся в заключении соглашения, которое приводит к устранению с рынка комплексного обслуживания лифтов в г.Уфа ООО «Уфа Лифт Плюс».
  2. Выдать предписание Министерству жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.
  3. Выдать предписание ОАО «Управление жилищного хозяйства Сипайловский Октябрьского района г. Уфы Республики Башкортостан о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.
  4. Выдать предписание ОАО «Управление жилищного хозяйства Калининского района г. Уфы Республики Башкортостан» о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.
  5. Выдать предписание ОАО «Управление жилищного хозяйства Кировского района г.Уфы Республики Башкортостан» о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

 

 

Председатель комиссии

 

Члены комиссии

 

 

 

 

<…>

 

<…>

 

<…>

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Республики Башкортостан.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны