Решение б/н РЕШЕНИЕ и Предписание по делу №А-154/15-12 о нарушении антим... от 10 июня 2014 г.
Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Процедура
Приложения
Отсутствуют
Текст документа
Сохранить как PDF
РЕШЕНИЕ
г. Уфа, ул. Пушкина, 95
Резолютивная часть объявлена 14.08.2012.
В полном объеме решение изготовлено 27.08.2012.
Комиссия Башкортостанского УФАС России (далее также – Управление, антимонопольный орган) по рассмотрению дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:
<...>
<...>
<...>
при участии: от Администрации муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан – <...> по доверенности от 17.07.2012 б/н, рассмотрела дело № А-154/15-12 по признакам нарушения Администрации муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан (452320, Республика Башкортостан, Дюртюлинский район, г. Дюртюли, ул. Чеверева, 41) части 1 статьи 15 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
УСТАНОВИЛА:
В ходе заседания Общественно-консультативного совета при Управлении Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан предпринимателями и общественными организациями Республики Башкортостан, были затронуты вопросы отсутствия в свободном доступе, в том числе на официальных сайтах администраций муниципальных образований в сети Интернет утвержденных административных регламентов и сведений об оказании муниципальных услуг, что ведет к нарушению прав хозяйствующих субъектов, нуждающихся в получении муниципальных услуг, к ограничению их предпринимательской деятельности при предоставлении муниципальных услуг.
По результатам проведенного заседания Общественно-консультативного совета Управлением в соответствии со статьей 22 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» осуществлен мониторинг официального сайта Администрации муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан (далее – Администрация) в сети Интернет и Единого портала государственных и муниципальных услуг на предмет соответствия действий администраций муниципальных образований антимонопольному законодательству и установлено следующее.
В силу статьи 4 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее – Закон №210-ФЗ) одним из основных принципов предоставления муниципальных услуг является открытость деятельности органов, предоставляющих муниципальные услуги.
В соответствии с ч. 1. ст. 11 Закона №210-ФЗ муниципальные услуги подлежат включению в реестры муниципальных услуг.
Согласно ч. 6, 7 ст. 11 Закона №210-ФЗ реестр муниципальных услуг содержит сведения: о муниципальных услугах, предоставляемых органами местного самоуправления в соответствующем муниципальном образовании; об услугах, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальных услуг и включены в перечень, утвержденный нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления; об услугах, оказываемых муниципальными учреждениями и иными организациями, в которых размещается муниципальное задание (заказ), выполняемое (выполняемый) за счет средств местного бюджета; иные сведения, состав которых устанавливается местной администрацией. Формирование и ведение реестра муниципальных услуг осуществляются в порядке, установленном местной администрацией.
Таким образом, реестр муниципальных услуг органа местного самоуправления должен содержать три вышеуказанных Перечня услуг.
Как следует из ч. 3 ст. 29 Закона №210-ФЗ предусмотренные настоящим Федеральным законом сведения о муниципальных услугах должны быть включены в муниципальные информационные системы, обеспечивающие ведение реестров соответственно государственных и муниципальных услуг, и доступны для заявителей через единый портал государственных и муниципальных услуг не позднее 01.07.2011.
Согласно ч. 1 ст. 6, ч. 1 ст. 12, ч. 1 ст. 13 Закона №210-ФЗ органы местного самоуправления обязаны предоставлять муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами, которые должны быть разработаны органом, предоставляющим муниципальную услугу.
Согласно п.4 ст. 2 Закона №210-ФЗ под административным регламентом понимается нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги. То есть такой порядок предполагает содержание таких основных требований, как: срок оказания муниципальной услуги, перечень документов, необходимых для оказания муниципальной услуги заявителю; условия отказа предоставления муниципальной услуги, а также, при устранении причин, послуживших для отказа предоставления такой услуги, повторный срок рассмотрения заявления и другие предусмотренные документы.
Кроме того, нормы ч. 4 ст. 9, ч. 7 ст. 11, ст. 29 Закона №210-ФЗ возлагают на орган местного самоуправления размещение Перечней услуг, предусмотренных ч. 1 ст. 11 настоящего федерального закона на официальном сайте органа местного самоуправления, а также на Едином портале государственных и муниципальных услуг, в том числе сведения об оказываемых муниципальных услугах и утвержденный перечень услуг, необходимых и обязательных для оказания Администрацией муниципального района (городского округа) муниципальных услуг.
Таким образом, предоставление органом местного самоуправления муниципальных услуг в соответствии с административными регламентами направлено на повышение прозрачности оказания муниципальных услуг, развитие экономических процессов муниципального района (городского округа), способствует созданию благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса, в том числе создание благоприятной конкурентной среды.
Вместе с тем, оказание муниципальной услуги, нерегулируемой административным регламентом, является нарушением требований Закона №210-ФЗ, приводит к отсутствию прозрачности предоставления муниципальной услуги и создает предпосылки для создания коррупционных факторов, способствующих затягиванию процесса оказания муниципальной услуги, предъявлению требований о предоставлении документов и информации или осуществления действий непредусмотренных административным регламентом. Результатом таких действий (бездействия) является ущемление интересов неопределенного круга лиц, в том числе хозяйствующих субъектов и приводит недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
В силу ч. 1 ст. 29 Закона №210-ФЗ административные регламенты должны быть разработаны и приняты, а информация о них должна быть включена в соответствующие реестры государственных услуг и реестры муниципальных услуг до 30.07.2012.
Как следует из статьи 3 Закона №210-ФЗ нормативное правовое регулирование отношений, возникающих в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг, осуществляется в соответствии с данным Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.
В соответствии с ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон №135-ФЗ) целями настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
В силу части 1 статьи 15 Закона №135-ФЗ органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Согласно ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ) органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления по вопросам своего ведения принимают (издают) правовые акты.
В соответствии с п. 4 ст. 7 Закона № 131-ФЗ муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, данному Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
При этом под нормативным правовым актом понимается изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом.
Таким образом, любая муниципальная услуга должна оказываться Администрацией в соответствии с утвержденными административными регламентами, информация о которых должна размещаться на официальном сайте Администрации и на Едином портале государственных и муниципальных услуг - http://www.gosuslugi.ru.
Приказом Башкортостанского УФАС России от 25.07.2012 №277 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства в отношении Администрации муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан возбуждено дело по части 1 статьи 15 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в бездействии, которое приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в части отсутствия на официальных сайтах в сети Интернет утвержденных административных регламентов и информации о них; в реестре муниципальных услуг информации об административных регламентах. Приказом Управления от 10.08.2012 №364 в приказ от 25.07.2012 №277 внесены изменения: председателем Комиссии по рассмотрению дела №А-158-15/12 о нарушении антимонопольного законодательства назначена заместитель руководителя Башкортостанского УФАС России Р.Ф. Саляхутдинова.
В соответствии с пунктами 2.4., 2.5. Порядка разработки и утверждения административных регламентов предоставления муниципальных услуг администрацией муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан и ее структурными подразделениями, утвержденного постановлением Администрации от 07.07.2011 №7/14, административные регламенты утверждаются Постановлением Администрации муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан и подлежат публикации в средствах массовой информации, размещаются в сети Интернет на официальном сайте муниципального образования с обязательным указанием реквизитов, по которым граждане и организации могут обращаться за получением муниципальной услуги, а также в местах предоставления муниципальной услуги.
Согласно протоколу осмотра официального сайта Администрации 25.07.2012, в нарушение ч.ч. 1, 3 ст. 29 Закона №210-ФЗ, порядка разработки и утверждения административных регламентов предоставления муниципальных услуг в муниципальном районе Дюртюлинский район Республики Башкортостан на сайте Администрации по адресу: http://www.admdurtuli.ru размещены проекты административных регламентов и утвержденные административные регламенты. Так, не утверждены такие административные регламенты, как: признание помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в муниципальном районе Дюртюлинский район РБ; подготовка и выдача разрешений на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также на ввод объектов в эксплуатацию»; согласование перепланировки, реконструкции и переустройства жилого и нежилого помещения на территории муниципального района Дюртюлинский район РБ; подготовка, утверждение, регистрация и выдача градостроительного плана земельного участка; предоставление муниципальной услуги по предоставлению финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в рамках реализации муниципальных программ; выдача разрешений на установку рекламных конструкции на соответствующей территории, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных вновь рекламных конструкций и другие.
Таким образом, административные регламенты по ряду муниципальных услуг не утверждены. Кроме того, информация об административных регламентах и муниципальных услугах не доступна через Единый портал государственных и муниципальных услуг (http://www.gosuslugi.ru), в нарушение ч. 3 ст. 29 Закона №210-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Таким образом, в бездействии Администрации содержатся признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Определением от 27.07.2012 о назначении дела №А-154/15-12 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению у Администрации запрошены документы и материалы, касающиеся рассматриваемого дела. Из представленной информации следует следующее. В соответствии с п. 1.9 постановления Правительства РБ от 26.12.2011 №504 «О разработке и утверждении Республиканскими органами исполнительной власти административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг» проекты административных регламентов были представлены на экспертизу в Министерство экономического развития Республики Башкортостан. По состоянию на 08.08.2012 административные регламенты дорабатываются с учетом замечаний, содержащихся в заключении Министерства экономического развития РБ.
В соответствии с постановлением главы Администрации от 07.07.2011№7/13 «О порядке формирования и ведения реестра муниципальных услуг муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан» на официальном сайте муниципального района размещены: перечень муниципальных услуг, оказываемых муниципальными учреждениями района, утвержденный постановлением Администрации от 03.04.2012 №4/12; перечень муниципальных услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальных услуг муниципального района, утвержденный решением Совета муниципального района Дюртюлинский район РБ от 25.07.2012 №61/599; перечень муниципальных услуг (функций), предоставляемых администрацией муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан, муниципальными учреждениями и иными организациями, которым переданы полномочия на решение вопросов местного самоуправления.
На Едином портале государственных и муниципальных услуг -http://www.gosuslugi.ru сведения об оказываемых Администрацией муниципальных услугах на основании административных регламентов, отсутствуют.
Исходя из вышеизложенного, в бездействии Администрации муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан, выразившегося в не утверждении и не размещении на официальных сайтах в сети Интернет утвержденных административных регламентов по оказанию муниципальных услуг в срок до 30.07.2012; в отсутствии доступа к информации об административных регламентах и муниципальных услугах, оказываемых Администрацией, через Единый портал государственных и муниципальных услуг, усматривается нарушение части 1 статьи 15 Закона №135-ФЗ, т.к. это может привести к недопущению, ограничению и устранению конкуренции. Оснований для прекращения рассмотрения настоящего дела не имеется.
Статья 15 Закона №135-ФЗ представляет собой формальный состав правонарушения, который не требует обязательного наступления негативных последствий. Для определения в действиях субъектов квалифицирующих признаков состава данного нарушения достаточно выявить факт наличия действий или бездействия органа местного самоуправления, которое приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, что и было сделано Комиссией при рассмотрении дела.
Руководствуясь ст. 23, ч.1 ст. 39, чч. 1 - 4 ст. 41, ч. 1 ст. 48, ч.1 ст. 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Башкортостанского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать Администрацию муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан (452320, Республика Башкортостан, Дюртюлинский район, г. Дюртюли, ул. Чеверева, 41) нарушившей часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в части бездействия, выразившегося в не утверждении в установленный федеральным законодательством срок и в не размещении на официальных сайтах в сети Интернет административных регламентов по предоставлению муниципальных услуг, сведений о предоставлении муниципальных услуг; в отсутствии доступа к информации о муниципальных услугах, оказываемых Администрацией муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан, через Единый портал государственных и муниципальных услуг, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и ущемлению интересов неопределенного круга лиц.
2. Выдать Администрации муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
Председатель Комиссии <...>
Члены Комиссии:
<...>
<...>
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
ПРЕДПИСАНИЕ №82-А-154/15-12
27.08.2012 г. Уфа, ул. Пушкина, 95
Комиссия Башкортостанского УФАС России по рассмотрению дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства в составе:
<...>
<...>
<...>
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего Решения от 14.08.2012 (в полном объеме решение изготовлено 27.08.2012) по делу №А-154/15-12 о нарушении Администрацией муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан (452320, Республика Башкортостан, Дюртюлинский район, г. Дюртюли, ул. Чеверева, 41) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Администрации муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан прекратить нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в бездействии, в части не утверждения в установленный федеральным законодательством срок и не размещения на официальных сайтах в сети Интернет административных регламентов по предоставлению муниципальных услуг, сведений о предоставлении муниципальных услуг; отсутствия доступа к информации о муниципальных услугах, предоставляемых Администрацией муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан, через Единый портал государственных и муниципальных услуг.
2. Администрации муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан в срок до 01.10.2012 совершить действия, направленные на обеспечение конкуренции, а именно: утвердить административные регламенты по предоставлению муниципальных услуг, разместить на официальных сайтах в сети Интернет административные регламенты по оказанию муниципальных услуг, сведения о муниципальных услугах и обеспечить доступ к информации о муниципальных услугах муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан через Единый портал государственных и муниципальных услуг.
О выполнении настоящего Предписания сообщить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республики Башкортостан не позднее пяти дней со дня его выполнения.
Председатель комиссии <...>
Члены комиссии:
<...>
<...>
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.