Решение б/н РЕШЕНИЕ и предписание по делу №А-157/10-11по признакам наруш... от 12 декабря 2011 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ по делу №А-157/10-11

 

Резолютивная часть объявлена 04.08.2011г.                                    г. Уфа, ул. Пушкина, 95

В полном объеме решение изготовлено 18.08.2011г.

 

Комиссия Башкортостанского УФАС России по рассмотрению дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

 

 

рассмотрев дело А-157/10-11 по признакам нарушения ОАО "УАПО" (450025, г. Уфа, ул. Аксакова, 97. ИНН 0275074279, ОГРН 1110280035040) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившиеся в отключении тепловой энергии,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан  поступило заявление Открытого акционерного общества Управление жилищного хозяйства Ленинского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее – ОАО "УЖХ Ленинского района г.Уфы РБ") на действия ФГУП "Уфимское агрегатное производственное объединение" (далее – ФГУП "УАПО"), связанные с отключением поставки тепловой энергии и навязыванием невыгодных условий договора.

Как следует из заявления, ОАО «УЖХ Ленинского района ГО г.Уфа РБ» является управляющей организацией жилого фонда Ленинского района г.Уфы. В соответствии уставом общества, а также договоров управления заключенных с собственниками помещений многоквартирных домов, управляющая организация осуществляет деятельность по предоставлению коммунальных услуги и управлению общим имуществом жилого дома.

В целях обеспечения домов коммунальными ресурсами отопление и горячая вода, 01.01.2010 г. между ОАО «УЖХ Ленинского района ГО г.Уфа РБ», ОАО «8 Марта» и ФГУП «УАПО» заключен договор на отпуск тепловой энергии (в паре) №1311. В рамках указанного договора в 2010г. осуществлялась бесперебойная передача вышеуказанных энергоресурсов, каких-либо спорных ситуаций, в части исполнения договора сторонами, не возникало.

15.12.2010г. В адрес управляющей организации поступило письмо ФГУП «УАПО» о расторжении договора №1311 ввиду истечения срока действия.

В ответ на данное уведомление, ОАО «УЖХ Ленинского района ГО г.Уфа РБ» просило о пролонгации срока действия договора до 31.12.2011 г. на тех же условиях.

Однако, со стороны ФГУП «УАПО» ходатайство о продлении договорных отношений удовлетворено не было, ввиду отсутствия совместных границ эксплуатационной ответственности, с указанием на необходимость заключения договора с ОАО «8Марта».

Кроме того, ФГУП «УАПО», как ресурсоснабжающая организация, неоднократно направляла в адрес управляющей организации уведомления об отключении и ограничении тепловой энергии ввиду отсутствия договора и с имеющейся задолженности ОАО «8 Марта».

Согласно представленной информации  ФГУП «УАПО» следует, что с января 2010г. в нарушении "Правил пользования тепловой энергией" по настоянию Прокуратуры Ленинского района г.Уфы, был заключен договор между ФГУП "УАПО", УПТШФ "8Марта" и УЖХ Ленинского района г.Уфы, в котором были оговорены технические вопросы выполнения договорных обязательств между ФГУП "УАПО" и УЖХ Ленинского района г.Уфы по решению технической стороны при отпуске преобразованной тепловой энергии.

УПТШФ "8Марта" и УЖХ Ленинского района г.Уфы систематически не соблюдают договорные обязательства по оплате за потребленную тепловую энергию. Согласно п.2.2.1  Договора на отпуск тепловой энергии №1311 от 01.01.2010г., заключенного между Энергоснабжающей организацией и абонентами, энергоснабжающая организация имеет право прекратить подачу или ограничить подачу тепловой энергии в случае нарушения сроков оплаты, по п.2.2.2 в одностороннем порядке отказаться от исполнения обязанностей в случае неоднократного нарушения сроков оплаты.

Согласно ст.22 гл.5 ФЗ-№190 "О теплоснабжении" при наличии задолженности по оплате за отпущенную тепловую энергию в объемах более чем один период платежа, Энергоснабжающая организация имеет право вводить ограничения подачи тепловой энергии.

В течении отопительного сезона 2011г., УПТШФ "8Марта" и УЖХ Ленинского района г.Уфы неоднократно отказывались заключать договор, составленный в соответствии ФЗ-№190 "О теплоснабжении", в результате чего росла задолженность перед ФГУП "УАПО".

 После рассмотрения разногласий в Госкомитете РБ по тарифам, было принято решение о необходимости пролонгации договора №1311 от 01.01.2010г. до 31.12.2011г.   

Согласно представленной дополнительной информации от ОАО "УЖХ Ленинского района г.Уфы РБ" следует, что на момент получения уведомления от 13.04.2011г. о прекращении подачи тепловой энергии, задолженность ОАО "УЖХ Ленинского района г.Уфы РБ" за потребленную тепловую энергию перед ФГУП "УАПО" составляла 159036,91 руб.

В соответствии с условиями договора №01-01/2010 от 01.01.2010г., протокола разногласий к договору, а также решением Совета городского округа г.Уфы РБ №8/12 от 21.02.2006г., плата за отопление определяется исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, вносится ежемесячно в течении года равными долями в размере 1/12. Разницу между утвержденными тарифами ОАО "Башкирэнерго" и тарифом на тепловую энергию ФГУП "УАПО" оплачивается после поступления денежных средств на расчетный счет ОАО "УЖХ Ленинского района ГО г.Уфа РБ" на данные цели.

ОАО "УЖХ Ленинского района г.Уфы РБ" имеет возможность производить расчет за поставленный ресурс лишь по мере поступления денежных средств от населения.  

Согласно письму №224ж-2011 следует, что прокуратурой Ленинского района г.Уфы проведена проверка по факту отключения тепловой энергии со стороны ФГУП "УАПО". Проверкой установлено, что жилые дома, расположенные по адресам: г.Уфа, ул.Красина 19, Зенцова 85А, непосредственно присоединены к тепловым сетям ОАО "8 Марта", которые преобразуют тепловую энергию пара поступившую от ФГУП "УАПО" в горячую воду. Между ФГУП "УАПО" , ОАО "8 марта" и ОАО "УЖХ Ленинского района г.Уфы" заключен договор на отпуск тепловой энергии от 01.01.2010г., срок действия договра истек в декабре 2010г.

14.04.2011г в прокуратуре района проведено совещание по вопросу отключения тепловой энергии в жилом доме по ул.Красина,19. На совещании присутствовали представители ФГУП "УАПО", ОАО "УЖХ Ленинского района г.Уфы".

По результатам совещания все стороны договорных отношений предостережены о недопустимости прекращения подачи тепла в жилые дома.

Изучив все представленные документы и материалы, заслушав и исследовав доказательства, возражения и пояснения лиц, участвующих в деле, проведя анализ и оценку обстоятельств дела, Комиссия Башкортостанского УФАС России по рассмотрению дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства пришла к следующим выводам.

Между ФГУП "УАПО" , ОАО "8 марта" и ОАО "УЖХ Ленинского района г.Уфы" заключен договор на отпуск тепловой энергии от 01.01.2010г. согласно которому следует, что Энергоснабжающая организация (ФГУП "УАПО") отпускает Абоненту (ОАО "8 марта") через присоединенную сеть тепловую энергию в паре. Абонент после преобразования тепловой энергии пара в горячую воду отпускает ее Субабоненту (ОАО "УЖХ Ленинского района г.Уфы").

В управлении ОАО «УЖХ Ленинского района ГО г.Уфа РБ" находятся илые дома, рассоложенные по адресам: г.Уфа, ул.Красина, 19; г.Уфа, ул.Гафури, 96/1; г.Уфа, ул.Зенцова, 81А корп.20.

13.04.2011г., подача тепловой энергии была прекращена в отношении ОАО «8Марта» и ОАО «УЖХ Ленинского района ГО г.Уфа РБ», т.е. жильцы домов, расположенных по адресам: г.Уфа, ул.Красина, 19; г.Уфа, ул.Гафури, 96/1; г.Уфа, ул.Зенцова, 81А корп.20. были ограничены в получении тепла, что подтверждается материалами дела.

Согласно п. 3 ст. 546 ГК РФ перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом и без соответствующего его предупреждения допускаются в случае необходимости принять неотложные меры по предотвращению или ликвидации аварии при условии немедленного уведомления абонента об этом.

В статье 546 закреплен исчерпывающий перечень оснований, при которых допустимо ограничение режима подачи энергии в одностороннем порядке (без согласования с абонентом):

- в целях предотвращения или ликвидации аварии;

- в случаях, когда энергетические установки абонента в результате их неудовлетворительного состояния угрожают аварией или создают угрозу жизни и здоровью граждан;

- при нарушении абонентом, являющимся юридическим лицом, обязательства по оплате энергии.

Однако, в соответствии п.4 со статьей 22 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" следует, что ограничение подачи тепловой энергии, теплоносителя потребителям, не исполняющим своих обязательств по оплате потребленных тепловой энергии (мощности), теплоносителя, не должно приводить к изменению режима поставок тепловой энергии иным потребителям.

ОАО «УЖХ Ленинского района ГО г.Уфа РБ» является управляющей организацией жилого фонда Ленинского района г.Уфы. В соответствии уставом общества, а также договоров управления заключенных с собственниками помещений многоквартирных домов, управляющая организация осуществляет деятельность по предоставлению коммунальных услуги и управлению общим имуществом жилого дома.

Управляющая организация по правилам Постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" признается исполнителем коммунальных услуг.

 Отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила). Коммунальные услуги определены в Правилах как деятельность исполнителя услуг по холодному и горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, которая обеспечивает комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях.

Исполнителем признается юрлицо или предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем. Исполнителем могут быть управляющая организация, ТСЖ, специализированный потребительский кооператив. Если многоквартирным домом управляют собственники помещений, исполнителем считается организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.

Доминирующее положение занимает ресурсоснабжающая организация, продающая указанные ресурсы. Обычно между ней и потребителем-гражданином стоит исполнитель-посредник, т.е. в данном случае между ФГУП «УАПО» и потребителями жильцами домов расположенных по адресам: г.Уфа, ул.Красина, 19; г.Уфа, ул.Гафури, 96/1; г.Уфа, ул.Зенцова, 81А корп.20 стоит  ОАО «УЖХ Ленинского района ГО г.Уфа РБ» и в ее функции входит прием от потребителей коммунальных платежей, которые затем передаются ресурсоснабжающей организации в оплату за предоставляемые ресурсы. Если часть потребителей не выполняют своих обязательств по оплате, управляющая компания становится должником продавца коммунальных ресурсов.

Исполнитель вправе приостановить или ограничить оказание коммунальных услуг спустя месяц после письменного предупреждения (уведомления) потребителя в случае неполной оплаты услуг (п. 80 Правил). Из пункта 81 Правил следует, что подачу отопления, холодного водоснабжения и водоотведения приостанавливать или ограничивать нельзя.

Приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) потребителям, полностью выполняющим обязательства, недопустимо (п. 85 Правил). Защищает права добросовестных плательщиков и п. 7 Порядка прекращения или ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа организациям-потребителям при неоплате по данных им (используемых ими) топливно-энергетических ресурсов, утвержденного постановлением Правительства РФ от 05.01.98 N1 Когда к сетям, принадлежащим организации-потребителю, подключены абоненты, своевременно оплачивающие использованные ресурсы, организация обязана по соглашению со снабжающей организацией обеспечить подачу таким абонентам ресурсов в необходимых объемах.

Ресурсоснабжающие организации, обеспечивающие теплом граждан-потребителей, нередко применяют меры коллективной ответственности, лишая тепла дома, где живут и должники, и добросовестные потребители. Суды считают такое игнорирование законодательства недопустимым (постановления ФАС Северо-Западного округа от 05.03.2009 N А26-5020/2008 и Уральского округа от 24.03.2009 N Ф09-966/09-С1.). Доводы вышеназванных постановлений основаны на том, что согласно п.81 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" следует, что в случае непогашения образовавшейся задолженности и по истечении 1 месяца со дня введения ограничения предоставления коммунальных услуг исполнитель имеет право приостановить предоставление коммунальных услуг, за исключением отопления, холодного водоснабжения и водоотведения.

Согласно п. 11 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» теплоснабжающая организация - организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии (данное положение применяется к регулированию сходных отношений с участием индивидуальных предпринимателей).

Из материалов дела видно, что ФГУП "УАПО" оказывает услуги, связанные с отоплением и подогревом горячей воды в отношении потребителей ОАО "8 марта" и ОАО "УЖХ Ленинского района г.Уфы" и является единственной энергоснабжающей организацией. Иного способа получения услуг по теплоснабжению у ОАО "8 марта" и ОАО "УЖХ Ленинского района г.Уфы" не имеется.

В соответствии с положениями статьей 4 Федерального закона №147-ФЗ от 17.08.1995г. «О естественных монополиях» (далее также – Закон №147) услуги по передаче тепловой энергии являются сферой деятельности субъектов естественных монополий.

Исходя из норм статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Положение хозяйствующего субъекта признается доминирующим, если его доля на рынке определенного товара составляет более 35%.

 Сопоставляя понятие естественной монополии, закрепленной в Законе №147                         и понятие доминирующего положения, закрепленного Законом №135 следует, что субъекты естественных монополий по сути своего положения доминируют на товарном рынке.

Таким образом, ФГУП "УАПО" является субъектом естественной монополии в сфере оказания услуг по передачи тепловой энергии и соответственно является субъектом правонарушения. На субъекты естественных монополий распространяются запреты, установленные антимонопольным законодательством Российской Федерации.

В силу подп. «в», «г» п. 49 Правил № 307 исполнитель коммунальных услуг обязан заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры или самостоятельно производить коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг потребителям, обслуживать внутридомовые инженерные системы, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги потребителю, как самостоятельно, так и с привлечением других лиц на основании возмездного договора.

В соответствии со ст.541 Гражданского кодекса Российской Федерации, энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами.

На основании вышеизложенного следует, что ФГУП "УАПО" злоупотребляет своим доминирующим положением по отношению ОАО "8 марта" и ОАО "УЖХ Ленинского района г.Уфы", при котором ущемляются права и интересы собственников помещений в жилых домах, расположенных по адресам: г.Уфа, ул.Красина, 19; г.Уфа, ул.Гафури, 96/1; г.Уфа, ул.Зенцова, 81А корп.20.

Исходя из норм статьи 10 Гражданского кодекса РФ, установлены пределы осуществления гражданских прав - не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

В результате со стороны ФГУП "УАПО"  происходит ущемление прав и интересов собственников помещений в части незаконного ограничения тепловой энергии.

В соответствии с Постановлением Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 30.06.2008 №30 "О некоторых вопросах, возникающих, в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства", запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц. Арбитражным судам следует обратить внимание, что исходя из системного толкования положений статьи 10 ГК РФ и статей 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц. В отношении действий (бездействия), прямо поименованных в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, а именно:  4) экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами;

На основании ст. 39 Закона о защите конкуренции» антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства, принимает по результатам их рассмотрения решения и выдает предписания. Если в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган выявит обстоятельства, свидетельствующие о наличии административного правонарушения, антимонопольный орган возбуждает дело об административном правонарушении в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

В пункте 5 Постановления Пленума Высшего арбитражного суда указано, что антимонопольный орган в ходе контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, установив факт злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением (в том числе, неверное применение регулируемых цен (тарифов)), принимает меры по прекращению соответствующего нарушения и обеспечению условий конкуренции, а также по привлечению нарушителей к административной ответственности.

Следует отметить, что злоупотребление доминирующим положением заключается в таком поведении хозяйствующего субъекта, при котором ущемляются права другого хозяйствующего субъекта и (или) интересы других лиц.

Согласно представленной информации ФГУП "УАПО" следует, что в соответствии с Распоряжением Территориального управления Федерального агенства по Управлению государственным имуществом по Республике Башкортостан от 30.12.2009 года №671, Федеральное государственное унитарное предприятие "Уфимское агрегатное производственное объединение" преобразовано в Открытое акционерное общество "Уфимское агрегатное производственное объединение", о чем 15.07.2011г. в Единый государственный реестр юридических лиц внесена соответствующая запись.

ОАО "УАПО" является правопреемником ФГУП "УАПО" по всем правам и обязательствам.

Исходя из вышеизложенного, ответчик по данному делу является ОАО "УАПО".

На основании изложенного, руководствуясь ст.23, ч.1 ст.39, чч. 1 - 4 ст.41, ч.1 ст. 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Башкортостанского УФАС России,

 

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ОАО "УАПО" (450076, РБ, г. Уфа, ул. Аксакова, 97) нарушившим пункт 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135–ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в незаконным отключении тепловой энергии в отношении ОАО "УЖХ Ленинского района г.Уфы".

2. Выдать ОАО "УАПО" (450076, РБ, г. Уфа, ул. Аксакова, 97) предписание об обеспечении в установленном федеральным законом или иными нормативными правовыми актами порядке доступа к производственным мощностям.

.

 

Председатель Комиссии                                                                    

 

Члены Комиссии:                                                                                               

 

                                                                                                                                              

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

ПРЕДПИСАНИЕ №___

по делу №А-157/10-11 о нарушении антимонопольного законодательства

 

"18" августа 2011 г.                                                                         г. Уфа, ул. Пушкина, 95

 

        Комиссия     Управления     Федеральной     антимонопольной     службы    по Республике Башкортостан по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

 

 

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального  закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании решения от 18 августа 2011 г. по делу №А-157/10-11  о нарушении ОАО "УАПО" (450025, г. Уфа, ул. Аксакова, 97. ИНН 0275074279, ОГРН 1110280035040) пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившиеся в отключении тепловой энергии,

 

 

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

  

1. ОАО "УАПО" (450076, РБ, г. Уфа, ул. Аксакова, 97) в срок до "20" сентября 2011 г. прекратить нарушения антимонопольного законодательства, в части не обоснованного прекращения производства товара, если на этот товар имеется спрос при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами, а именно не допускать действия по ограничению подачи тепловой энергии в отношении ОАО "УЖХ Ленинского района г.Уфы".

2. О выполнении настоящего Предписания сообщить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республики Башкортостан не позднее пяти дней со дня его выполнения.

                

 Председатель Комиссии                                                                       

 

Члены Комиссии                                                                                    

 

     

     

 

 

 

  Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.

  Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 КоАП РФ установлена административная ответственность.

  Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны