Решение б/н РЕШЕНИЕпо делу №А-175/15-12 о нарушении антимонопольного зак... от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ
                                                                    
                                                                                                           г. Уфа, ул. Пушкина, 95
 
Резолютивная часть объявлена 21.08.2012. 
В полном объеме решение изготовлено 03.09.2012.
 
Комиссия Башкортостанского УФАС России (далее также – Управление, антимонопольный орган) по рассмотрению дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе: 
<...>
<...>
<...>
, при участии: от Администрации муниципального района Абзелиловский район Республики Башкортостан – <...> по доверенности от 17.08.2012 №8, 
рассмотрела дело № А-175/15-12 по признакам нарушения Администрации муниципального района Абзелиловский район Республики Башкортостан (453620, Республика Башкортостан, Абзелиловский район, с. Аскарово, ул. Ленина, 41) части 1 статьи 15 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
 
УСТАНОВИЛА:
 
В ходе заседания Общественно-консультативного совета при Управлении Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан предпринимателями и общественными организациями Республики Башкортостан, были затронуты вопросы отсутствия в свободном доступе, в том числе на официальных сайтах администраций муниципальных образований в сети Интернет утвержденных административных регламентов и сведений об оказании муниципальных услуг, что ведет к нарушению прав хозяйствующих субъектов, нуждающихся в получении муниципальных услуг, к ограничению их предпринимательской деятельности при предоставлении муниципальных услуг. 
По результатам проведенного заседания Общественно-консультативного совета Управлением в соответствии со статьей 22 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» осуществлен мониторинг официального сайта администрации муниципального района Абзелиловский район Республики Башкортостан (далее – Администрация) в сети Интернет и Единого портала государственных и муниципальных услуг на предмет соответствия действий Администрации антимонопольному законодательству и установлено следующее.
В силу статьи 4 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее – Закон №210-ФЗ) одним из основных принципов предоставления муниципальных услуг является открытость деятельности органов, предоставляющих муниципальные услуги. 
В соответствии с ч. 1. ст. 11 Закона №210-ФЗ муниципальные услуги подлежат включению в реестры муниципальных услуг.
Согласно ч. 6, 7 ст. 11 Закона №210-ФЗ реестр муниципальных услуг содержит сведения: о муниципальных услугах, предоставляемых органами местного самоуправления в соответствующем муниципальном образовании; об услугах, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальных услуг и включены в перечень, утвержденный нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления; об услугах, оказываемых муниципальными учреждениями и иными организациями, в которых размещается муниципальное задание (заказ), выполняемое (выполняемый) за счет средств местного бюджета; иные сведения, состав которых устанавливается местной администрацией. Формирование и ведение реестра муниципальных услуг осуществляются в порядке, установленном местной администрацией.
Таким образом, реестр муниципальных услуг органа местного самоуправления должен содержать три вышеуказанных Перечня услуг.  
Как следует из ч. 3 ст. 29 Закона №210-ФЗ предусмотренные настоящим Федеральным законом сведения о муниципальных услугах должны быть включены в муниципальные информационные системы, обеспечивающие ведение реестров соответственно государственных и муниципальных услуг, и доступны для заявителей через единый портал государственных и муниципальных услуг не позднее 01.07.2011.
Согласно ч. 1 ст. 6, ч. 1 ст. 12, ч. 1 ст. 13 Закона №210-ФЗ органы местного самоуправления обязаны предоставлять муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами, которые должны быть разработаны органом, предоставляющим муниципальную услугу.
Согласно п.4 ст. 2 Закона №210-ФЗ под административным регламентом понимается нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги. То есть такой порядок предполагает содержание таких основных требований, как: срок оказания муниципальной услуги, перечень документов, необходимых для оказания муниципальной услуги заявителю; условия отказа предоставления муниципальной услуги, а также, при устранении причин, послуживших для отказа предоставления такой услуги, повторный срок рассмотрения заявления и другие предусмотренные документы.
Кроме того, нормы ч. 4 ст. 9, ч. 7 ст. 11, ст. 29 Закона №210-ФЗ возлагают на орган местного самоуправления размещение Перечней услуг, предусмотренных ч. 1 ст. 11 настоящего федерального закона на официальном сайте органа местного самоуправления, а также на Едином портале государственных и муниципальных услуг, в том числе сведения об оказываемых муниципальных услугах и утвержденный перечень услуг, необходимых и обязательных для оказания Администрацией муниципального района (городского округа) муниципальных услуг.
Таким образом, предоставление органом местного самоуправления муниципальных услуг в соответствии с административными регламентами направлено на повышение прозрачности оказания муниципальных услуг, развитие экономических процессов муниципального района (городского округа), способствует созданию благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса, в том числе создание благоприятной конкурентной среды. 
Вместе с тем, оказание муниципальной услуги, нерегулируемой административным регламентом, является нарушением требований Закона №210-ФЗ, приводит к отсутствию прозрачности предоставления муниципальной услуги и создает предпосылки для создания коррупционных факторов, способствующих затягиванию процесса оказания муниципальной услуги, предъявлению требований о предоставлении документов и информации или осуществления действий непредусмотренных административным регламентом. Результатом таких действий (бездействия) является ущемление интересов неопределенного круга лиц, в том числе хозяйствующих субъектов и приводит недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
В силу ч. 1 ст. 29 Закона №210-ФЗ административные регламенты должны быть разработаны и приняты, а информация о них должна быть включена в соответствующие реестры государственных услуг и реестры муниципальных услуг до 30.07.2012.
Как следует из статьи 3 Закона №210-ФЗ нормативное правовое регулирование отношений, возникающих в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг, осуществляется в соответствии с данным Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.
В соответствии с ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон №135-ФЗ) целями настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
В силу части 1 статьи 15 Закона №135-ФЗ органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Согласно ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ) органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления по вопросам своего ведения принимают (издают) правовые акты.
В соответствии с п. 4 ст. 7 Закона № 131-ФЗ муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, данному Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
При этом под нормативным правовым актом понимается изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом.
Таким образом, любая муниципальная услуга должна оказываться Администрацией в соответствии с утвержденными административными регламентами, информация о которых должна размещаться на официальном сайте Администрации и на Едином портале государственных и муниципальных услуг - http://www.gosuslugi.ru.
Приказом Башкортостанского УФАС России от 27.07.2012 №310 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства в отношении Администрации муниципального района Абзелиловский район Республики Башкортостан возбуждено дело по части 1 статьи 15 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в бездействии, которое приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в части отсутствия на официальных сайтах в сети Интернет утвержденных административных регламентов и информации о них; в реестре муниципальных услуг информации об административных регламентах. Приказом Управления от 17.08.2012 №423 в приказ от 27.07.2012 №310 внесены изменения: председателем Комиссии по рассмотрению дела №А-175/15-12 о нарушении антимонопольного законодательства назначена заместитель руководителя Башкортостанского УФАС России Р.Ф. Саляхутдинова.
Согласно протоколу осмотра официального сайта Администрации - www.abyalil.ru от 26.07.2012, в Перечне муниципальных услуг, предоставляемых Администрацией, муниципальными учреждениями и иными организациями муниципального района Абзелиловский район Республики Башкортостан, утвержденном постановлением Администрации муниципального района Абзелиловский район №469 от 29.03.2012 и размещенном на официальном сайте Администрации - (далее – Перечень муниципальных услуг), информация об административных регламентах отсутствует по ряду муниципальных услуг и не доступна через единый портал государственных и муниципальных услуг (http://www.gosuslugi.ru), а именно: по предоставлению в собственность, постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное пользование, аренду земельных участков из состава земель, государственная собственность на которые не разграничена, юридическим лицам и гражданам; по оформлению безвозмездной передачи в муниципальную собственность муниципального района Абзелиловский район Республики Башкортостан имущества, находящегося в собственности юридических и (или) физических лиц; выдача ордеров на проведение земляных работ на территории муниципального района; предоставление архивных документов; организация выплаты компенсации части родительской платы за содержание ребенка в образовательных учреждений. В то же время административные регламенты по предоставлению муниципальных услуг: подготовка и выдача разрешений на ввод объектов в эксплуатацию; выдача разрешений на установку рекламных конструкций, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных вновь рекламных конструкций являются проектами.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006             № 135-ФЗ «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Таким образом, в бездействии Администрации содержатся признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции. 
Определением от 30.07.2012 о назначении дела №А-175/15-12 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению у Администрации запрошены документы и материалы, касающиеся рассматриваемого дела. Письмом от 14.08.2012 №1850 Администрация представила запрошенную информацию и пояснения по существу рассматриваемого дела, исходя из которых установлено следующее. На официальном сайте Администрации открыт раздел «Муниципальные услуги», в котором существуют два подраздела – «Реестр муниципальных услуг», «Административные регламенты». Все административные регламенты в количестве 40 ед. утверждены постановлением Администрации от 26.06.2012 №962 и используются в работе соответствующими отделами и структурными подразделениями.
Комиссия, рассмотрев представленные документы и материалы, заслушав представителя лица, участвующего в рассмотрении дела, пришла к следующим выводам. 
Перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальных услуг муниципального района Абзелиловский район Республики Башкортостан и предоставляются организациями, участвующими в предоставлении муниципальных услуг, утвержден решением Совета от 14.06.2012 №482 и размещен на официальном сайте Администрации.
Перечень муниципальных услуг (функций), предоставляемых органами местного самоуправления, муниципальными учреждениями и иными организациями муниципального района Абзелиловский район Республики Башкортостан, утвержден постановлением Администрации от 29.03.2012 №469. Административные регламенты на дату рассмотрения дела Администрацией утверждены и размещены на официальном сайте в сети Интернет. Просмотр сайта http://www.gosuslugi.ru показал, что сведения о муниципальных услугах, оказываемых Администрацией, размещены в соответствии с утвержденным Перечнем муниципальных услуг.
Исходя из вышеизложенного, на дату рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства вменяемые нарушения Администрацией устранены. В материалы дела представлены соответствующие документы и материалы.
Статья 15 Закона №135-ФЗ представляет собой формальный состав правонарушения, который не требует обязательного наступления негативных последствий. Для определения в действиях субъектов квалифицирующих признаков состава данного нарушения достаточно выявить факт наличия действий или бездействия органа местного самоуправления, которое приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, что и было сделано Комиссией при рассмотрении дела.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 48 Закона №135-ФЗ Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение.
Руководствуясь ст. 23, ч.1 ст. 39, чч. 1 - 4 ст. 41, ч. 1 ст. 48, ч.1 ст. 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Башкортостанского УФАС России 
РЕШИЛА:
 
1. Признать Администрацию муниципального района Абзелиловский район Республики Башкортостан (453620, Республика Башкортостан, Абзелиловский район, с. Аскарово, ул. Ленина, 41), нарушившей часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в части бездействия, выразившегося в отсутствии доступа к информации по ряду муниципальных услуг, оказываемых Администрацией муниципального района Абзелиловский район Республики Башкортостан, через Единый портал государственных и муниципальных услуг.
2. Рассмотрение дела прекратить в связи с добровольным устранением Администрации муниципального района Абзелиловский район Республики Башкортостан нарушения антимонопольного законодательства. 
3. В связи с добровольным устранением Администрации муниципального района Абзелиловский район Республики Башкортостан нарушения антимонопольного законодательства предписание не выдавать.
 
Председатель Комиссии  <...>    
 
Члены Комиссии:
<...>
    
<...>    
 
 
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
 

Связанные организации

Связанные организации не указаны