Решение б/н Решение и предписание по делу №А-186/15-12 в отношении муниц... от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ №А-186/15-12
г. Уфа, ул. Пушкина, 95
 
Резолютивная часть объявлена 21.08.2012. 
В полном объеме решение изготовлено 03.09.2012.
 
Комиссия Башкортостанского УФАС России (далее также – Управление, антимонопольный орган) по рассмотрению дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе: 
<…>
<…>
<…>, при участии: от Администрации муниципального района Аскинский район Республики Башкортостан: <…>,
рассмотрела дело № А-186/15-12 по признакам нарушения Администрации муниципального района Аскинский район Республики Башкортостан (452880, Республика Башкортостан, Аскинский район, с. Аскино, ул. Советская, 21) части 1 статьи 15 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
 
УСТАНОВИЛА:
 
В ходе заседания Общественно-консультативного совета при Управлении Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан предпринимателями и общественными организациями Республики Башкортостан, были затронуты вопросы отсутствия в свободном доступе, в том числе на официальных сайтах администраций муниципальных образований в сети Интернет утвержденных административных регламентов и сведений об оказании муниципальных услуг, что ведет к нарушению прав хозяйствующих субъектов, нуждающихся в получении муниципальных услуг, к ограничению их предпринимательской деятельности при предоставлении муниципальных услуг. 
По результатам проведенного заседания Общественно-консультативного совета Управлением в соответствии со статьей 22 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» осуществлен мониторинг официального сайта администрации муниципального района Аскинский район Республики Башкортостан (далее – Администрация) в сети Интернет и Единого портала государственных и муниципальных услуг на предмет соответствия действий Администрации антимонопольному законодательству и установлено следующее.
В силу статьи 4 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее – Закон №210-ФЗ) одним из основных принципов предоставления муниципальных услуг является открытость деятельности органов, предоставляющих муниципальные услуги. 
В соответствии с ч. 1. ст. 11 Закона №210-ФЗ муниципальные услуги подлежат включению в реестры муниципальных услуг.
Согласно ч. 6, 7 ст. 11 Закона №210-ФЗ реестр муниципальных услуг содержит сведения: о муниципальных услугах, предоставляемых органами местного самоуправления в соответствующем муниципальном образовании; об услугах, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальных услуг и включены в перечень, утвержденный нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления; об услугах, оказываемых муниципальными учреждениями и иными организациями, в которых размещается муниципальное задание (заказ), выполняемое (выполняемый) за счет средств местного бюджета; иные сведения, состав которых устанавливается местной администрацией. Формирование и ведение реестра муниципальных услуг осуществляются в порядке, установленном местной администрацией.
Таким образом, реестр муниципальных услуг органа местного самоуправления должен содержать три вышеуказанных Перечня услуг.  
Как следует из ч. 3 ст. 29 Закона №210-ФЗ предусмотренные настоящим Федеральным законом сведения о муниципальных услугах должны быть включены в муниципальные информационные системы, обеспечивающие ведение реестров соответственно государственных и муниципальных услуг, и доступны для заявителей через единый портал государственных и муниципальных услуг не позднее 01.07.2011.
Согласно ч. 1 ст. 6, ч. 1 ст. 12, ч. 1 ст. 13 Закона №210-ФЗ органы местного самоуправления обязаны предоставлять муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами, которые должны быть разработаны органом, предоставляющим муниципальную услугу.
Согласно п.4 ст. 2 Закона №210-ФЗ под административным регламентом понимается нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги. То есть такой порядок предполагает содержание таких основных требований, как: срок оказания муниципальной услуги, перечень документов, необходимых для оказания муниципальной услуги заявителю; условия отказа предоставления муниципальной услуги, а также, при устранении причин, послуживших для отказа предоставления такой услуги, повторный срок рассмотрения заявления и другие предусмотренные документы.
Кроме того, нормы ч. 4 ст. 9, ч. 7 ст. 11, ст. 29 Закона №210-ФЗ возлагают на орган местного самоуправления размещение Перечней услуг, предусмотренных ч. 1 ст. 11 настоящего федерального закона на официальном сайте органа местного самоуправления, а также на Едином портале государственных и муниципальных услуг, в том числе сведения об оказываемых муниципальных услугах и утвержденный перечень услуг, необходимых и обязательных для оказания Администрацией муниципального района (городского округа) муниципальных услуг.
Таким образом, предоставление органом местного самоуправления муниципальных услуг в соответствии с административными регламентами направлено на повышение прозрачности оказания муниципальных услуг, развитие экономических процессов муниципального района (городского округа), способствует созданию благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса, в том числе создание благоприятной конкурентной среды. 
Вместе с тем, оказание муниципальной услуги, нерегулируемой административным регламентом, является нарушением требований Закона №210-ФЗ, приводит к отсутствию прозрачности предоставления муниципальной услуги и создает предпосылки для создания коррупционных факторов, способствующих затягиванию процесса оказания муниципальной услуги, предъявлению требований о предоставлении документов и информации или осуществления действий непредусмотренных административным регламентом. Результатом таких действий (бездействия) является ущемление интересов неопределенного круга лиц, в том числе хозяйствующих субъектов и приводит недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
В силу ч. 1 ст. 29 Закона №210-ФЗ административные регламенты должны быть разработаны и приняты, а информация о них должна быть включена в соответствующие реестры государственных услуг и реестры муниципальных услуг до 30.07.2012.
Как следует из статьи 3 Закона №210-ФЗ нормативное правовое регулирование отношений, возникающих в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг, осуществляется в соответствии с данным Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.
В соответствии с ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон №135-ФЗ) целями настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
В силу части 1 статьи 15 Закона №135-ФЗ органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Согласно ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ) органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления по вопросам своего ведения принимают (издают) правовые акты.
В соответствии с п. 4 ст. 7 Закона № 131-ФЗ муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, данному Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
При этом под нормативным правовым актом понимается изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом.
Таким образом, любая муниципальная услуга должна оказываться Администрацией в соответствии с утвержденными административными регламентами, информация о которых должна размещаться на официальном сайте Администрации и на Едином портале государственных и муниципальных услуг - http://www.gosuslugi.ru.
Приказом Башкортостанского УФАС России от 27.07.2012 №312 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства в отношении Администрации муниципального района Аскинский район Республики Башкортостан возбуждено дело по части 1 статьи 15 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в бездействии, которое приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в части отсутствия на официальных сайтах в сети Интернет утвержденных административных регламентов и информации о них; в реестре муниципальных услуг информации об административных регламентах. Приказом Управления от 17.08.2012 №423 в приказ от 27.07.2012 №312 внесены изменения: председателем Комиссии по рассмотрению дела №А-186/15-12 о нарушении антимонопольного законодательства назначена заместитель руководителя Башкортостанского УФАС России Р.Ф. Саляхутдинова.
Согласно протоколу осмотра официального сайта Администрации - http://www.askino.ru/ от 30.07.2012 на указанном сайте Администрации в разделе «Муниципальные услуги», «Административные регламенты муниципальных услуг» размещены как утвержденные административные регламенты, так и проекты административных регламентов. В частности, размещены проекты следующих административных регламентов: прием заявлений и выдача документов о согласовании переустройства и (или) планировки жилого помещения; принятие документов, а также выдача решений о переводе или об отказе в переводе жилого помещения в нежилое помещение; прием заявлений и выдача документов о согласовании проектов границ земельных участков; выдача разрешений на предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства; приобретение земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной и муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности; подготовка и выдача разрешений на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также на ввод объектов в эксплуатацию; выдача разрешений на установку рекламных конструкций на соответствующей территории, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных вновь рекламных конструкций.   
Таким образом, по состоянию на 30.07.2012, по результатам просмотра официального сайта Администрации установлено, что Администрацией утверждены не все административные регламенты.
Кроме того, согласно протоколу осмотра сайта http://www.gosuslugi.ru от 27.07.2012 на Едином портале государственных и муниципальных услуг в разделе «Аскинский район Республики Башкортостан» размещены только 4 муниципальные услуги: зачисления в муниципальные образовательные учреждения муниципального района Аскинский район; предоставление земельного участка, находящегося в муниципальной собственности в собственность за плату; рассмотрение обращение граждан; предоставление земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное (срочное) пользование, в аренду. Таким образом, информация об административных регламентах предоставления муниципальных услуг, сведения об остальных муниципальных услугах, оказываемых Администрацией, на Едином портале государственных и муниципальных услуг размещены не в полном объеме в нарушение ч. 3 ст. 29 Закона №210-ФЗ. 
В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006             № 135-ФЗ «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Таким образом, в бездействии Администрации содержатся признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции. 
Определением от 30.07.2012 о назначении дела №А-186/15-12 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению у Администрации запрошены документы и материалы, касающиеся рассматриваемого дела. Исходя из пояснений Администрации, представленных письмом от 17.08.2012 №997, решением Совета муниципального района Аскинский район Республики Башкортостан (далее – Совет) от 27.02.2012 №406 внесены изменения в решение Совета от 14.09.2010 №209 «Об утверждении Перечня услуг Администрации, в котором утвержден новый Перечень услуг из 64 муниципальных услуг и функций. Решением Совета от 27.02.2012 №407 утвержден Перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальных услуг органами местного самоуправления муниципального района Аскинский район. Решением Совета от 16.04.2012 №432 в Перечень услуг внесены изменения с утверждением 29 услуг Администрации, 36 услуг, оказываемых муниципальными учреждениями и 13 услуг – сельскими поселениями. Решением Совета от 27.04.2012 №440 утвержден Перечень гарантированных бесплатных для потребителя муниципальных услуг, оказываемых муниципальными учреждениями муниципального района Аскинский район Республики Башкортостан, в которых размещается муниципальное задание (заказ). Таким образом, по состоянию на 27.04.2012 Администрацией создан Реестр муниципальных услуг (функций). В последующем постановлениями Администрации от 28.06.2012 №653; от 28.06.2012 №658; от 28.06.2012 №660 утверждены Перечень муниципальных услуг (функций), Перечень гарантированных бесплатных для потребителя муниципальных услуг, оказываемых муниципальными учреждениями муниципального района Аскинский район Республики Башкортостан, в которых размещается муниципальное задание (заказ); Перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальных услуг органами местного самоуправления муниципального района Аскинский район, соответственно.
Также как следует из представленных пояснений Администрации, в настоящее время на сайте Администрации опубликованы 55 утвержденных административных регламентов по предоставлению муниципальных услуг, которые соответствуют утвержденному Перечню услуг района. 
Комиссия, рассмотрев представленные документы и материалы, выслушав доводы лиц, участвующих в рассмотрении дела, пришла к следующим выводам.
На заседании Комиссии от 21.08.2012 был просмотрен официальный сайт Администрации в сети Интернет и установлено, что административные регламенты предоставления муниципальных услуг, включая Перечень муниципальных услуг, на сайте размещены. В то же время просмотр сайта http://www.gosuslugi.ru показал, что на Едином портале государственных и муниципальных услуг по Аскинскиму району Республики Башкортостан размещены сведения только по 27 муниципальным услугам. Таким образом, по состоянию на 21.08.2012   сведения об административных регламентах и муниципальных услугах, оказываемых Администрацией, по ряду муниципальных услуг не доступны через Единый портал государственных и муниципальных услуг на сайте http://www.gosuslugi.ru. 
Исходя из вышеизложенного, в бездействии Администрации муниципального района Аскинский район Республики Башкортостан, выразившегося в отсутствии доступа к информации по ряду муниципальных услуг, оказываемых Администрацией муниципального района Аскинский район Республики Башкортостан, через Единый портал государственных и муниципальных услуг усматривается нарушение части 1 статьи 15 Закона №135-ФЗ, т.к. это может привести к недопущению, ограничению и устранению конкуренции. Оснований для прекращения рассмотрения настоящего дела не имеется.
Статья 15 Закона №135-ФЗ представляет собой формальный состав правонарушения, который не требует обязательного наступления негативных последствий. Для определения в действиях субъектов квалифицирующих признаков состава данного нарушения достаточно выявить факт наличия действий или бездействия органа местного самоуправления, которое приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, что и было сделано Комиссией при рассмотрении дела.
Руководствуясь ст. 23, ч.1 ст. 39, чч. 1 - 4 ст. 41, ч. 1 ст. 48, ч.1 ст. 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Башкортостанского УФАС России 
 
РЕШИЛА:
 
1. Признать Администрацию муниципального района Аскинский район Республики Башкортостан (452880, Республика Башкортостан, Аскинский район, с. Аскино, ул. Советская, 21) нарушившей часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в части бездействия, выразившегося в отсутствии доступа к информации по ряду муниципальных услуг, оказываемых Администрацией муниципального района Аскинский район Республики Башкортостан, через Единый портал государственных и муниципальных услуг, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и ущемлению интересов неопределенного круга лиц. 
2. Выдать Администрации муниципального района Аскинский район Республики Башкортостан предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
 
 
 
 
 
 
 
ПРЕДПИСАНИЕ №98-А-186/15-12
03.09.2012, г. Уфа, ул. Пушкина, 95
 
Комиссия Башкортостанского УФАС России по рассмотрению дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства в составе:
<…>
<…>
<…>
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего Решения от 21.08.2012 (в полном объеме решение изготовлено 03.09.2012) по делу №А-186/15-12 о нарушении Администрацией муниципального района Аскинский район Республики Башкортостан (452880, Республика Башкортостан, Аскинский район, с. Аскино, ул. Советская, 21) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,  
 
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
 
1. Администрации муниципального района Аскинский район Республики Башкортостан прекратить нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в бездействии, в части отсутствия доступа к информации по ряду муниципальных услуг, предоставляемых Администрацией муниципального района Аскинский район Республики Башкортостан, через Единый портал государственных и муниципальных услуг.
2. Администрации муниципального района Аскинский район Республики Башкортостан в срок до 15.10.2012 совершить действия, направленные на обеспечение конкуренции, а именно: обеспечить доступ к информации о муниципальных услугах муниципального района Аскинский район Республики Башкортостан через Единый портал государственных и муниципальных услуг.
 

Связанные организации

Связанные организации не указаны