Решение б/н Решение и предписание по делу №А-184/15-12 в отношении муниц... от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Резолютивная часть объявлена 21.08.2012. 
В полном объеме решение изготовлено 03.09.2012.
 
Комиссия Башкортостанского УФАС России (далее также – Управление, антимонопольный орган) по рассмотрению дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе: 
<…>
<…>
<…>
в отсутствие представителя Администрации муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан (поступило ходатайство Администрации муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан от 21.08.2012 №121 о рассмотрении дела №А-184/15-12 в отсутствие представителя Администрации), 
рассмотрела дело № А-184/15-12 по признакам нарушения Администрации муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан (453850, Республика Башкортостан, г. Мелеуз, ул. Воровского, 11) части 1 статьи 15 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
 
УСТАНОВИЛА:
 
В ходе заседания Общественно-консультативного совета при Управлении Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан предпринимателями и общественными организациями Республики Башкортостан, были затронуты вопросы отсутствия в свободном доступе, в том числе на официальных сайтах администраций муниципальных образований в сети Интернет утвержденных административных регламентов и сведений об оказании муниципальных услуг, что ведет к нарушению прав хозяйствующих субъектов, нуждающихся в получении муниципальных услуг, к ограничению их предпринимательской деятельности при предоставлении муниципальных услуг. 
По результатам проведенного заседания Общественно-консультативного совета Управлением в соответствии со статьей 22 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» осуществлен мониторинг официального сайта администрации муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан (далее – Администрация) в сети Интернет и Единого портала государственных и муниципальных услуг на предмет соответствия действий Администрации антимонопольному законодательству и установлено следующее.
В силу статьи 4 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее – Закон №210-ФЗ) одним из основных принципов предоставления муниципальных услуг является открытость деятельности органов, предоставляющих муниципальные услуги. 
В соответствии с ч. 1. ст. 11 Закона №210-ФЗ муниципальные услуги подлежат включению в реестры муниципальных услуг.
Согласно ч. 6, 7 ст. 11 Закона №210-ФЗ реестр муниципальных услуг содержит сведения: о муниципальных услугах, предоставляемых органами местного самоуправления в соответствующем муниципальном образовании; об услугах, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальных услуг и включены в перечень, утвержденный нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления; об услугах, оказываемых муниципальными учреждениями и иными организациями, в которых размещается муниципальное задание (заказ), выполняемое (выполняемый) за счет средств местного бюджета; иные сведения, состав которых устанавливается местной администрацией. Формирование и ведение реестра муниципальных услуг осуществляются в порядке, установленном местной администрацией.
Таким образом, реестр муниципальных услуг органа местного самоуправления должен содержать три вышеуказанных Перечня услуг.  
Как следует из ч. 3 ст. 29 Закона №210-ФЗ предусмотренные настоящим Федеральным законом сведения о муниципальных услугах должны быть включены в муниципальные информационные системы, обеспечивающие ведение реестров соответственно государственных и муниципальных услуг, и доступны для заявителей через единый портал государственных и муниципальных услуг не позднее 01.07.2011.
Согласно ч. 1 ст. 6, ч. 1 ст. 12, ч. 1 ст. 13 Закона №210-ФЗ органы местного самоуправления обязаны предоставлять муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами, которые должны быть разработаны органом, предоставляющим муниципальную услугу.
Согласно п.4 ст. 2 Закона №210-ФЗ под административным регламентом понимается нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги. То есть такой порядок предполагает содержание таких основных требований, как: срок оказания муниципальной услуги, перечень документов, необходимых для оказания муниципальной услуги заявителю; условия отказа предоставления муниципальной услуги, а также, при устранении причин, послуживших для отказа предоставления такой услуги, повторный срок рассмотрения заявления и другие предусмотренные документы.
Кроме того, нормы ч. 4 ст. 9, ч. 7 ст. 11, ст. 29 Закона №210-ФЗ возлагают на орган местного самоуправления размещение Перечней услуг, предусмотренных ч. 1 ст. 11 настоящего федерального закона на официальном сайте органа местного самоуправления, а также на Едином портале государственных и муниципальных услуг, в том числе сведения об оказываемых муниципальных услугах и утвержденный перечень услуг, необходимых и обязательных для оказания Администрацией муниципального района (городского округа) муниципальных услуг.
Таким образом, предоставление органом местного самоуправления муниципальных услуг в соответствии с административными регламентами направлено на повышение прозрачности оказания муниципальных услуг, развитие экономических процессов муниципального района (городского округа), способствует созданию благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса, в том числе создание благоприятной конкурентной среды. 
Вместе с тем, оказание муниципальной услуги, нерегулируемой административным регламентом, является нарушением требований Закона №210-ФЗ, приводит к отсутствию прозрачности предоставления муниципальной услуги и создает предпосылки для создания коррупционных факторов, способствующих затягиванию процесса оказания муниципальной услуги, предъявлению требований о предоставлении документов и информации или осуществления действий непредусмотренных административным регламентом. Результатом таких действий (бездействия) является ущемление интересов неопределенного круга лиц, в том числе хозяйствующих субъектов и приводит недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
В силу ч. 1 ст. 29 Закона №210-ФЗ административные регламенты должны быть разработаны и приняты, а информация о них должна быть включена в соответствующие реестры государственных услуг и реестры муниципальных услуг до 30.07.2012.
Как следует из статьи 3 Закона №210-ФЗ нормативное правовое регулирование отношений, возникающих в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг, осуществляется в соответствии с данным Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.
В соответствии с ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон №135-ФЗ) целями настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
В силу части 1 статьи 15 Закона №135-ФЗ органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Согласно ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ) органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления по вопросам своего ведения принимают (издают) правовые акты.
В соответствии с п. 4 ст. 7 Закона № 131-ФЗ муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, данному Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
При этом под нормативным правовым актом понимается изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом.
Таким образом, любая муниципальная услуга должна оказываться Администрацией в соответствии с утвержденными административными регламентами, информация о которых должна размещаться на официальном сайте Администрации и на Едином портале государственных и муниципальных услуг - http://www.gosuslugi.ru.
Приказом Башкортостанского УФАС России от 27.07.2012 №305 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства в отношении Администрации муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан возбуждено дело по части 1 статьи 15 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в бездействии, которое приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в части отсутствия на официальных сайтах в сети Интернет утвержденных административных регламентов и информации о них; в реестре муниципальных услуг информации об административных регламентах. Приказом Управления от 17.08.2012 №423 в приказ от 27.07.2012 №305 внесены изменения: председателем Комиссии по рассмотрению дела №А-184-15/12 о нарушении антимонопольного законодательства назначена заместитель руководителя Башкортостанского УФАС России Р.Ф. Саляхутдинова.
В соответствии с пунктом 13 Порядка разработки административных регламентов предоставления муниципальных услуг муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан, утвержденного постановлением Администрации от 03.04.2012  №642 структурное подразделение органа местного самоуправления, ответственное за разработку административного регламента, обеспечивает опубликование утвержденных административных регламентов путем размещения: на официальном сайте муниципального района; на Портале государственных и муниципальных услуг Республики Башкортостан; в федеральной государственной информационной системе «Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)»; в федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)»; на информационных стендах в помещениях для предоставления муниципальной услуги.
Согласно протоколу осмотра официального сайта Администрации - http://admmeleuz.ru от 27.07.2012, на сайте Администрации во вкладке «Муниципальные услуги», «Реестр муниципальных услуг» размещены следующие Перечни услуг: Базовый перечень муниципальных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) муниципальными учреждениями муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан, утвержденный постановлением Администрации от 23.09.2011 № 1942; Перечень муниципальных услуг, предоставляемых органами местного самоуправления муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан, утвержденный постановлением Администрации от 15.06.2012 № 1137 (далее – Перечень муниципальных услуг); Перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальных услуг Администрацией муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан, утвержденный постановлением Администрации от 28.05.2012 № 1009.  
В Перечень муниципальных услуг включены 26 муниципальных услуг. Также на сайте Администрации во вкладке «Административные регламенты» размещены 26 административных регламентов по предоставлению муниципальных услуг. Между тем, в Перечне муниципальных услуг отсутствуют такие муниципальные услуги, как: предоставление в собственность, постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное пользование, аренду земельных участков из состава земель, государственная собственность на которые не разграничена, юридическим лицам и гражданам; оформление безвозмездной передачи в муниципальную собственность муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан имущества, находящегося в собственности юридических и (или) физических лиц, другие муниципальные услуги, касающиеся земельных отношений, предоставляемые Администрацией. Также в Перечне муниципальных услуг отсутствуют муниципальные услуги по переводу жилого помещения в нежилое и т. п. Административные регламенты по данным муниципальным услугам Администрацией не утверждены. По состоянию на 27.07.2012 на Едином портале государственных и муниципальных услуг (http://www.gosuslugi.ru) размещены сведения о 6 муниципальных услугах: выдача разрешения на установку рекламной конструкции, выдача разрешения на право организации розничного рынка; исполнение запросов архивным отделом Администрации; организация библиотечного, информационного, справочно-библиографического обслуживания населения; выдача разрешения на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства; реализация основных направлений государственной поддержки молодых граждан в сфере воспитания и развития, охраны здоровья, реализации права на труд, поддержки молодых семей; выдача разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию. 
Таким образом, у Администрации на официальных сайтах в сети Интернет отсутствуют сведения по ряду муниципальных услуг, предоставляемых Администрацией; сведения по административным регламентам предоставления муниципальных услуг, связанных с вопросами предоставления земельных участков заявителям. 
В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006             № 135-ФЗ «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Таким образом, в бездействии Администрации содержатся признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции. 
Определением от 30.07.2012 о назначении дела №А-184/15-12 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению у Администрации запрошены документы и материалы, касающиеся рассматриваемого дела. Документы представлены письмом от 09.08.2012 №117. Также посредством факсимильной связи от Администрации получено ходатайство, подписанное первым заместителем главы Администрации Р.Н. Шамсутдиновым, о рассмотрении дела в отсутствие представителя Администрации. Комиссией ходатайство рассмотрено и удовлетворено. 
Рассмотрев представленные документы и материалы, Комиссия пришла к следующим выводам. 
Постановлением Администрации от 03.04.2012 №642 утверждены Единые требования к предоставлению муниципальных услуг в муниципальном районе Мелеузовский район Республики Башкортостан (далее – Требования), Порядок разработки административных регламентов предоставления муниципальных услуг и Типовой административный регламент предоставления муниципальных услуг.
Согласно пункту 6 Требований информация о муниципальной услуге предоставляется посредством телефонной связи, информационно-телекоммуникационных сетей, порталов государственных и муниципальных услуг, информационных стендов в помещениях органов местного самоуправления, организациях муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан; публикаций в средствах массовой информации; иных справочно-информационных материалов.
В соответствии с ч. 3 ст. 29 Закона №210-ФЗ предусмотренные настоящим Федеральным законом сведения о муниципальных услугах должны быть включены в муниципальные информационные системы, обеспечивающие ведение реестров соответственно государственных и муниципальных услуг, и доступны для заявителей через единый портал государственных и муниципальных услуг не позднее 01.07.2011.
Просмотрев сайт www.gosulugi.ru на предмет размещения Администрацией сведений об административных регламентах предоставления муниципальных услуг и сведения о муниципальных услугах по Мелеузовскому району Республики Башкортостан Комиссия установила, что указанном сайте по состоянию на 21.08.2012 размещены сведения о 26 муниципальных услугах, соответствующих Перечню муниципальных услуг муниципального района Мелеузовский район РБ. В материалы дела были представлены копии постановлений об утверждении административных регламентов предоставления муниципальных услуг с приложением административных регламентов. По состоянию на 21.08.2012 Администрацией утверждены 26 административных регламентов предоставления муниципальных услуг. Вышеуказанные административные регламенты размещены на официальном сайте Администрации в разделе «Муниципальные услуги». Информация об административных регламентах включена в реестр муниципальных услуг в соответствии с ч. 1 ст. 29 Закона №210-ФЗ.
Вместе с тем, Комиссия отмечает следующее. В Перечне муниципальных услуг отсутствуют такие услуги как: предоставление в собственность, постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное пользование, аренду земельных участков из состава земель, государственная собственность на которые не разграничена, юридическим лицам и гражданам для различных целей; выдача ордеров на проведение земляных работ; продление срока аренды земельного участка, находящегося в муниципальной собственности; выдача разрешений на предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства перевод жилого помещения в нежилое и другие муниципальные услуги.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 15 Закона №131-ФЗ владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района, относится к вопросам местного значения муниципального района.
Решением Совета муниципального района от 27.12.2005 № 67 утверждено Соглашение о взаимодействии Комитета по управлению собственностью Министерства имущественных отношений Республики Башкортостан по Мелеузовскому району и городу Мелеузу (далее – КУС по Мелеузовскому району РБ) и Администрации по вопросам управления и распоряжения имуществом.
Согласно данному Соглашению КУС по Мелеузовскому району РБ от имени муниципального образования осуществляет функции в сфере гражданских и иных правоотношений по управлению и распоряжению муниципальной собственностью, а также земельными участками до разграничения государственной собственности на землю и земельными участками, полномочия по управлению и распоряжению которыми республиканскими законами переданы муниципальным образованиям, в том числе: подготовку документации, а также проектов решений муниципального образования и заключение договоров аренды, купли–продажи, доверительного управления, безвозмездного пользования, залога (ипотеки) объектов недвижимости, находящихся в муниципальной собственности, в том числе земельных участков, расположенных на территории муниципального образования; подготовку документации, в том числе проектов решений муниципального образования, и заключение договоров аренды, купли–продажи, безвозмездного (срочного) пользования, залога (ипотеки) земельных участков до разграничения государственной собственности на землю на основании решения или поручения главы Муниципального образования, принятого в сфере его компетенции, установленной законодательством; подготовку документов и осуществление приватизации объектов муниципальной собственности, включая недвижимое имущество, в том числе земельные участки, на основании принятых решений органов местного самоуправления; организацию работ по подготовке и представлению в Министерство имущественных отношений Республики Башкортостан сведений о земельных участках, подлежащих отнесению к собственности муниципальных образований, для целей разграничения государственной собственности на землю; осуществление контроля за использованием по назначению земельными участками, находящимися в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю, переданными в аренду и иное пользование юридическим лицам.
Таким образом, административные регламенты по предоставлению муниципальных услуг, касающихся земельных отношений, должны быть разработаны и приняты Администрацией. Информация о них должна быть включена в реестр муниципальных услуг. Однако, исходя из представленных документов и материалов, просмотра сайтов Администрации в сети Интернет и Портала государственных и муниципальных услуг, Комиссия делает вывод о том, что вышеуказанные административные регламенты Администрацией не разработаны и не утверждены. 
Исходя из вышеизложенного, в бездействии Администрации муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан, выразившегося в не  утверждении административных регламентов по предоставлению муниципальных услуг, касающихся земельных отношений, в установленный федеральным законодательством срок; в отсутствии сведений о предоставлении вышеуказанных муниципальных услуг на официальных сайтах в сети Интернет усматривается нарушение части 1 статьи 15 Закона №135-ФЗ, т.к. это может привести к недопущению, ограничению и устранению конкуренции. Оснований для прекращения рассмотрения настоящего дела не имеется.
Статья 15 Закона №135-ФЗ представляет собой формальный состав правонарушения, который не требует обязательного наступления негативных последствий. Для определения в действиях субъектов квалифицирующих признаков состава данного нарушения достаточно выявить факт наличия действий или бездействия органа местного самоуправления, которое приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, что и было сделано Комиссией при рассмотрении дела.
Руководствуясь ст. 23, ч.1 ст. 39, чч. 1 - 4 ст. 41, ч. 1 ст. 48, ч.1 ст. 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Башкортостанского УФАС России 
 
РЕШИЛА:
 
1. Признать Администрацию муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан (453850, Республика Башкортостан, г. Мелеуз, ул. Воровского, 11), нарушившей часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 
№ 135-ФЗ «О защите конкуренции», в части бездействия, выразившегося в не  утверждении административных регламентов по предоставлению муниципальных услуг, касающихся земельных отношений в установленный федеральным законодательством срок и не размещении их на сайте Администрации в сети Интернет; в отсутствии доступа к информации о вышеуказанных муниципальных услугах, оказываемых Администрацией муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан, через Единый портал государственных и муниципальных услуг, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и ущемлению интересов неопределенного круга лиц. 
2. Выдать Администрации муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
 
 
ПРЕДПИСАНИЕ №130-А-184/15-12
03.09.2012, г. Уфа, ул. Пушкина, 95
 
Комиссия Башкортостанского УФАС России по рассмотрению дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства в составе:
<…>
<…>
<…>
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего Решения от 21.08.2012 (в полном объеме решение изготовлено 03.09.2012) по делу №А-184/15-12 о нарушении Администрацией муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан (453850, Республика Башкортостан, г. Мелеуз, ул. Воровского, 11) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,  
 
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
 
1. Администрации муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан прекратить нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в бездействии, в части не утверждения административных регламентов по предоставлению муниципальных услуг, касающихся земельных отношений в установленный федеральным законодательством срок и не размещении их на сайте Администрации в сети Интернет; отсутствия доступа к информации о вышеуказанных муниципальных услугах, оказываемых Администрацией муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан, через Единый портал государственных и муниципальных услуг.
2. Администрации муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан в срок до 01.11.2012 совершить действия, направленные на обеспечение конкуренции, а именно: разработать и утвердить административные регламенты по предоставлению муниципальных услуг, касающихся земельных отношений; разместить на официальных сайтах в сети Интернет вышеуказанные административные регламенты по оказанию муниципальных услуг, сведения о муниципальных услугах и обеспечить доступ к информации о муниципальных услугах муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан через Единый портал государственных и муниципальных услуг.
 

Связанные организации

Связанные организации не указаны