Решение б/н Решение по делу №А-191/15-12 в отношении Администрации муниц... от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Резолютивная часть объявлена 21.08.2012. 
В полном объеме решение изготовлено 03.09.2012.
 
Комиссия Башкортостанского УФАС России (далее также – Управление, антимонопольный орган) по рассмотрению дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе: 
<…>
<…>
<…>
при участии: от Администрации муниципального района Архангельский район Республики Башкортостан – <…>, 
рассмотрела дело № А-191/15-12 по признакам нарушения Администрации муниципального района Архангельский район Республики Башкортостан (453030, Республика Башкортостан, Архангельский район, с. Архангельское, ул.Н.Крупской, 2) части 1 статьи 15 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
 
УСТАНОВИЛА:
 
В ходе заседания Общественно-консультативного совета при Управлении Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан предпринимателями и общественными организациями Республики Башкортостан, были затронуты вопросы отсутствия в свободном доступе, в том числе на официальных сайтах администраций муниципальных образований в сети Интернет утвержденных административных регламентов и сведений об оказании муниципальных услуг, что ведет к нарушению прав хозяйствующих субъектов, нуждающихся в получении муниципальных услуг, к ограничению их предпринимательской деятельности при предоставлении муниципальных услуг. 
По результатам проведенного заседания Общественно-консультативного совета Управлением в соответствии со статьей 22 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» осуществлен мониторинг официального сайта администрации муниципального района Архангельский район Республики Башкортостан (далее – Администрация) в сети Интернет и Единого портала государственных и муниципальных услуг на предмет соответствия действий Администрации антимонопольному законодательству и установлено следующее.
В силу статьи 4 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее – Закон №210-ФЗ) одним из основных принципов предоставления муниципальных услуг является открытость деятельности органов, предоставляющих муниципальные услуги. 
В соответствии с ч. 1. ст. 11 Закона №210-ФЗ муниципальные услуги подлежат включению в реестры муниципальных услуг.
Согласно ч. 6, 7 ст. 11 Закона №210-ФЗ реестр муниципальных услуг содержит сведения: о муниципальных услугах, предоставляемых органами местного самоуправления в соответствующем муниципальном образовании; об услугах, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальных услуг и включены в перечень, утвержденный нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления; об услугах, оказываемых муниципальными учреждениями и иными организациями, в которых размещается муниципальное задание (заказ), выполняемое (выполняемый) за счет средств местного бюджета; иные сведения, состав которых устанавливается местной администрацией. Формирование и ведение реестра муниципальных услуг осуществляются в порядке, установленном местной администрацией.
Таким образом, реестр муниципальных услуг органа местного самоуправления должен содержать три вышеуказанных Перечня услуг.  
Как следует из ч. 3 ст. 29 Закона №210-ФЗ предусмотренные настоящим Федеральным законом сведения о муниципальных услугах должны быть включены в муниципальные информационные системы, обеспечивающие ведение реестров соответственно государственных и муниципальных услуг, и доступны для заявителей через единый портал государственных и муниципальных услуг не позднее 01.07.2011.
Согласно ч. 1 ст. 6, ч. 1 ст. 12, ч. 1 ст. 13 Закона №210-ФЗ органы местного самоуправления обязаны предоставлять муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами, которые должны быть разработаны органом, предоставляющим муниципальную услугу.
Согласно п.4 ст. 2 Закона №210-ФЗ под административным регламентом понимается нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги. То есть такой порядок предполагает содержание таких основных требований, как: срок оказания муниципальной услуги, перечень документов, необходимых для оказания муниципальной услуги заявителю; условия отказа предоставления муниципальной услуги, а также, при устранении причин, послуживших для отказа предоставления такой услуги, повторный срок рассмотрения заявления и другие предусмотренные документы.
Кроме того, нормы ч. 4 ст. 9, ч. 7 ст. 11, ст. 29 Закона №210-ФЗ возлагают на орган местного самоуправления размещение Перечней услуг, предусмотренных ч. 1 ст. 11 настоящего федерального закона на официальном сайте органа местного самоуправления, а также на Едином портале государственных и муниципальных услуг, в том числе сведения об оказываемых муниципальных услугах и утвержденный перечень услуг, необходимых и обязательных для оказания Администрацией муниципального района (городского округа) муниципальных услуг.
Таким образом, предоставление органом местного самоуправления муниципальных услуг в соответствии с административными регламентами направлено на повышение прозрачности оказания муниципальных услуг, развитие экономических процессов муниципального района (городского округа), способствует созданию благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса, в том числе создание благоприятной конкурентной среды. 
Вместе с тем, оказание муниципальной услуги, нерегулируемой административным регламентом, является нарушением требований Закона №210-ФЗ, приводит к отсутствию прозрачности предоставления муниципальной услуги и создает предпосылки для создания коррупционных факторов, способствующих затягиванию процесса оказания муниципальной услуги, предъявлению требований о предоставлении документов и информации или осуществления действий непредусмотренных административным регламентом. Результатом таких действий (бездействия) является ущемление интересов неопределенного круга лиц, в том числе хозяйствующих субъектов и приводит недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
В силу ч. 1 ст. 29 Закона №210-ФЗ административные регламенты должны быть разработаны и приняты, а информация о них должна быть включена в соответствующие реестры государственных услуг и реестры муниципальных услуг до 30.07.2012.
Как следует из статьи 3 Закона №210-ФЗ нормативное правовое регулирование отношений, возникающих в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг, осуществляется в соответствии с данным Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.
В соответствии с ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон №135-ФЗ) целями настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
В силу части 1 статьи 15 Закона №135-ФЗ органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Согласно ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ) органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления по вопросам своего ведения принимают (издают) правовые акты.
В соответствии с п. 4 ст. 7 Закона № 131-ФЗ муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, данному Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
При этом под нормативным правовым актом понимается изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом.
Таким образом, любая муниципальная услуга должна оказываться Администрацией в соответствии с утвержденными административными регламентами, информация о которых должна размещаться на официальном сайте Администрации и на Едином портале государственных и муниципальных услуг - http://www.gosuslugi.ru.
Приказом Башкортостанского УФАС России от 27.07.2012 №308 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства в отношении Администрации муниципального района Архангельский район Республики Башкортостан возбуждено дело по части 1 статьи 15 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в бездействии, которое приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в части отсутствия на официальных сайтах в сети Интернет утвержденных административных регламентов и информации о них; в реестре муниципальных услуг информации об административных регламентах. Приказом Управления от 17.08.2012 №423 в приказ от 27.07.2012 №308 внесены изменения: председателем Комиссии по рассмотрению дела №А-191-15/12 о нарушении антимонопольного законодательства назначена заместитель руководителя Башкортостанского УФАС России Р.Ф. Саляхутдинова.
Согласно протоколу осмотра официального сайта Администрации - www.arh-raion.ru от 30.07.2012, на сайте Администрации во вкладе «муниципальные услуги» размещен реестр муниципальных услуг, который включает: Перечень муниципальных услуг (функций), предоставляемых органами местного самоуправления, муниципальными учреждениями и иными организациями муниципального района Архангельский район Республики Башкортостан (далее – Перечень муниципальных услуг), утвержденный постановлением Администрации от 02.05.2012 №628; Перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальных услуг структурными подразделениями Администрации муниципального района Архангельский район Республики Башкортостан и предоставляются организациями, участвующими в предоставлении муниципальных услуг, утвержденный Решением Совета муниципального района Архангельский район РБ от 4.06.2012 №719; Перечень гарантированных бесплатных для потребителя муниципальных услуг, оказываемых муниципальными учреждениями муниципального района Архангельский район Республики Башкортостан, в которых размещается муниципальное задание (заказ), утвержденный постановлением Администрации от 30.03.2012 №467. При этом в нарушение ч. 1 ст. 29 Закона №210-ФЗ по состоянию на 30.07.2012 на сайте Администрации размещены только проекты административных регламентов муниципальных услуг, что подтверждается распечаткой с сайта Администрации. В Перечне муниципальных услуг, включающий 53 муниципальные услуги, информация об административных регламентах предоставления муниципальных услуг отсутствует.
Кроме того, как следует из протокола осмотра сайта - http://www.gosuslugi.ru от 30.07.2012 в нарушение ч. 3 ст. 29 Закона №210-ФЗ, через Единый портал государственных и муниципальных услуг по муниципальному району Архангельский район Республики Башкортостан доступны сведения только о 18 муниципальных услугах, оказываемых Администрацией.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006             № 135-ФЗ «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Таким образом, в бездействии Администрации содержатся признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции. 
Определением от 30.07.2012 о назначении дела №А-191/15-12 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению у Администрации запрошены документы и материалы, касающиеся рассматриваемого дела. Письмом от 07.08.2012 №2826 Администрация представила запрошенную информацию и ходатайствовала о прекращении производства по настоящему делу ввиду отсутствий оснований для его возбуждения и признаков нарушения антимонопольного законодательства.  
Рассмотрев представленное ходатайство, Комиссия считает, что оно не подлежит удовлетворению ввиду следующего. Материалами дела подтверждается, что по состоянию на 30.07.2012 на официальном сайте Администрации были размещены только проекты административных регламентов. В Перечне муниципальных услуг информация об административных регламентах также отсутствовала. При открытии размещенных проектов административных регламентов в верхней части административного регламента указано, что административный регламент является проектом. Реквизиты постановлений Администрации об утверждении административных регламентов в административных регламентах отсутствовали. Кроме того, по состоянию на 30.07.2012 на Едином портале государственных и муниципальных услуг сведения о большинстве муниципальных услуг, предоставляемых Администрацией, не размещены. 
Также ведущим специалистом по работе с муниципальными услугами отдела по экономике Администрации Кирилловой Н.В. на заседание Комиссии представлена информация о ходе разработки и размещения на официальных сайтах в сети Интернет Реестра муниципальных услуг и информации об административных регламентах. Исходя данной информации, в июне 2012 года Администрацией получен доступ к Реестру государственных услуг, где размещено более 50 административных регламентов. Перечень муниципальных услуг, в том числе содержащий информацию об административных регламентах подлежит постоянной актуализации. Количество муниципальных служащих ограничено. 
Комиссия, рассмотрев представленные документы и материалы, заслушав представителя лица, участвующего в рассмотрении дела, пришла к следующим выводам. 
Согласно п. 1.6. Порядка разработки и утверждения административных регламентов предоставления муниципальных услуг Администрацией и подведомственными учреждениями муниципального района Архангельский район Республики Башкортостан, утвержденного Постановлением Администрации от 23.05.2012 № 783, административные регламенты разрабатываются в соответствии с законодательством Российской Федерации о доступе к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, Федеральным законом «О персональных данных, а также размещаются в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте органа, являющегося разработчиком административного регламента, в федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций).
Таким образом, административные регламенты в соответствии с вышеуказанным Порядком разработки и утверждения административных регламентов предоставления муниципальных услуг должны быть разработаны и опубликованы на официальном сайте Администрации и на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций). Однако по состоянию на 30.07.2012 информация об административных регламентах в Реестре муниципальных услуг отсутствовала. Административные регламенты не были размещены  на официальном сайте Администрации. Кроме того, сведения о большинстве муниципальных услуг, предоставляемых Администрацией, не были доступны через Единый портал государственных и муниципальных услуг. В данном случае бездействие Администрации выразилось в отсутствии размещения на официальных сайтах в сети Интернет сведений об принятых и разработанных административных регламентах  по предоставлению муниципальных услуг; сведений о предоставлении муниципальных услуг.
Постановлением Администрации от 07.08.2012 в Перечень муниципальных услуг внесены изменения, в частности, указаны нормативные правовые акты Администрации об утверждении административных регламентов предоставления муниципальных услуг. В соответствии с указанным Перечнем муниципальных услуг административные регламенты по предоставлению таких муниципальных услуг, как:  контроль за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности» в муниципальном районе Архангельский район Республики Башкортостан; предоставление муниципального движимого имущества, инженерной инфраструктуры, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования Республики Башкортостан, в аренду, безвозмездное пользование, доверительное управление; предоставление земельного участка, находящегося в муниципальной собственности муниципального образования Республики Башкортостан или государственная собственность на который не разграничена, в муниципальном образовании Республики Башкортостан в аренду для целей, не связанных со строительством; предоставление земельного участка, находящегося в муниципальной собственности муниципального образования Республики Башкортостан или государственная собственность на который не разграничена, в муниципальном образовании Республики Башкортостан в собственность за плату (собственником зданий, строений, сооружений, расположенных на указанных участках) и ряд других административных регламентов утверждены постановлениями Администрации от 13.08.2012. 
В то же время в силу ч. 1 ст. 29 Закона №210-ФЗ административные регламенты должны быть разработаны и приняты, а информация о них должна быть включена в соответствующие реестры государственных услуг и реестры муниципальных услуг до 30.07.2012.
Просмотр официального сайта Администрации в сети Интернет, а также Единого портала государственных и муниципальных услуг показал, что по состоянию на 21.08.2012 сведения об административных регламентах предоставления муниципальных услуг; сведения о муниципальных услугах, предоставляемых Администрацией, размещены. 
Исходя из вышеизложенного, в бездействии Администрации муниципального района Архангельский район Республики Башкортостан, выразившегося в не утверждении в установленный федеральным законодательством срок и не размещении административных регламентов по предоставлению муниципальных услуг, сведений о муниципальных услугах на официальных сайтах в сети Интернет; в отсутствии доступа к информации о муниципальных услугах, оказываемых Администрацией муниципального района Архангельский район Республики Башкортостан, через Единый портал государственных и муниципальных услуг усматривается нарушение части 1 статьи 15 Закона №135-ФЗ, т.к. это может привести к недопущению, ограничению и устранению конкуренции. 
В то же время Комиссия принимает во внимание, что на дату рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства вменяемые нарушения Администрацией устранены. В материалы дела представлены соответствующие документы и материалы.
Статья 15 Закона №135-ФЗ представляет собой формальный состав правонарушения, который не требует обязательного наступления негативных последствий. Для определения в действиях субъектов квалифицирующих признаков состава данного нарушения достаточно выявить факт наличия действий или бездействия органа местного самоуправления, которое приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, что и было сделано Комиссией при рассмотрении дела.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 48 Закона №135-ФЗ Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение.
Руководствуясь ст. 23, ч.1 ст. 39, чч. 1 - 4 ст. 41, ч. 1 ст. 48, ч.1 ст. 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Башкортостанского УФАС России 
 
РЕШИЛА:
 
1. Признать Администрацию муниципального района Архангельский район Республики Башкортостан (453030, Республика Башкортостан, Архангельский район, с. Архангельское, ул.Н.Крупской, 2), нарушившей часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в части бездействия, выразившегося в не утверждении в установленный федеральным законодательством срок и не размещении административных регламентов по предоставлению муниципальных услуг, сведений о муниципальных услугах на официальных сайтах в сети Интернет; в отсутствии доступа к информации о муниципальных услугах, оказываемых Администрацией муниципального района Архангельский район Республики Башкортостан, через Единый портал государственных и муниципальных услуг.
2. Рассмотрение дела прекратить в связи с добровольным устранением Администрации муниципального района Архангельский район Республики Башкортостан нарушения антимонопольного законодательства. 
3. В связи с добровольным устранением Администрации муниципального района Архангельский район Республики Башкортостан нарушения антимонопольного законодательства предписание не выдавать.
 

Связанные организации

Связанные организации не указаны