Решение б/н Решение и предписание по делу №А-219/15-12 в отношении ГБУ Р... от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ
по делу №А-219/15-12

г. Уфа, ул. Пушкина, д. 95

Резолютивная часть решения оглашена: 03.10.2012.
В полном объеме решение изготовлено: 16.10.2012.                                         
                                     
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства



УСТАНОВИЛА:



При рассмотрении дела о нарушении антимонопольного  законодательства, а также при рассмотрении материалов, поступивших в Башкортостанское УФАС России, в том числе, поступивших от Государственного бюджетного учреждения Республики Башкортостан «Белокатайское лесничество» (далее – Лесничество), Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан и Министерства финансов Республики Башкортостан при рассмотрении настоящего дела, установлено следующее.
В силу статьи 7, части 1 статьи 73, части 5 статьи 74, части 1 статьи 76, части 5 статьи 77, частей 3,4 статьи 79 Лесного кодекса Российской Федерации, а также согласно Порядку подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, утвержденного Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 26 июля 2011 г. № 319, Порядку подготовки и заключения договора купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности и Формы примерного договора купли-продажи лесных насаждений, утвержденного Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 26 июля 2011 г. № 318 выполнение таких работ, как подготовка документации о количественных и качественных характеристиках лесных участков, о местоположении, площади, границах лесного участка, об объеме подлежащей заготовке лесных ресурсов, постановка лесных участков на кадастровый учет  и т.п., осуществляется до проведения аукционов по продаже права на заключение договора аренды лесного участка и аукционов по купле-продаже лесных насаждений, а сведения о таких характеристиках лесных участков и лесных насаждениях должны быть включены в извещения о проведении данных аукционов.
В соответствии с частью 4 статьи 77 Лесного кодекса РФ заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации осуществляется органами государственной власти.
Вышеуказанные нормы законодательства приняты в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации, расширения возможностей для получения физическими и юридическими лицами прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, обеспечения гласности и прозрачности при передаче прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, предотвращения коррупции и других злоупотреблений.
Согласно Положению о Министерстве лесного хозяйства Республики Башкортостан, утвержденном Указом Президента Республики Башкортостан от 31.07.2008 года №УП-362, органом исполнительной власти, осуществляющим в пределах своей компетенции реализацию государственной политики, оказание государственных услуг и управление государственным имуществом в области лесных отношений на территории Республики Башкортостан является Министерстве лесного хозяйства Республики Башкортостан.
В силу положений Лесного кодекса Российской Федерации, у органа исполнительной власти существует безусловная обязанность заключить с победителем торгов договор купли-продажи лесных насаждений.
Согласно информации, полученной с официального сайта сети Интернет для размещения сведений о государственных услугах (www.gosuslugi.ru), заключение договоров купли-продажи лесных насаждений и договоров аренды лесных участков является государственной услугой, предоставляемой Министерством лесного хозяйства Республики Башкортостан на бесплатной основе. Кроме того, в Перечне услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления исполнительными органами государственной власти Республики Башкортостан государственных услуг и предоставляются организациями, участвующими в предоставлении государственных услуг, утвержденном постановлением Правительства Республики Башкортостан, услуги, предусмотренные договором о предоставлении платных услуг, отсутствуют.
С января 2012 года на момент рассмотрения настоящего дела Государственным бюджетным учреждением Республики Башкортостан «Белокатайское лесничество» по результатам торгов заключено 14 договоров купли-продажи лесных насаждений и 7 договоров аренды лесных участков на суммы 229880 руб. и 733460,14 руб. соответственно. Вместе с тем, количество договоров о предоставлении услуг, заключенных с победителями торгов по заключению договоров купли-продажи равно 14 (на сумму 559009 руб.), по заключению договоров аренды – 7 (на сумму 698049 руб.).
Как следует из материалов дела, договоры купли-продажи лесных насаждений и аренды лесных участков  ГБУ РБ «Белокатайское лесничество» заключает от имени Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан, выдавшего доверенность на осуществление этих полномочий.
В соответствии с частью 3 статьи 15 Федерального закона №135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещается совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора, если иное не установлено Федеральным законом от 1 декабря 2007 года №317-ФЗ «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» и Федеральным законом от 30 октября 2007 года №238-ФЗ «О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта».
Лесничества, являясь республиканскими государственными бюджетными учреждениями, не вправе заключать договоры купли-продажи лесных насаждений, поскольку не являются органами государственной власти. Соответственно, в силу части 4 статьи 77 Лесного кодекса РФ и части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции заключение договора купли-продажи лесных насаждений – обязанность органа исполнительной власти, который не вправе взимать за осуществление своих функций денежные средства.
Таким образом, учитывая положения части 4 статьи 77 Лесного кодекса РФ, в действиях Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан имеются признаки наделения хозяйствующих  субъектов функциями и правами органа исполнительной власти Республики Башкортостан, что запрещено частью 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
В силу статьи 47.1 Федерального закона №135-ФЗ «О защите конкуренции» антимонопольный орган или по собственной инициативе в порядке, установленном антимонопольным органом, в целях полного, всестороннего и объективного рассмотрения дел вправе выделить в отдельное производство одно или несколько дел.
Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности, в соответствии с пунктами 2 и 9 части 1 данной статьи запрещаются: необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам; установление и (или) взимание не предусмотренных законодательством Российской Федерации платежей при предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных или муниципальных услуг.
При рассмотрении настоящего дела также установлено, что по договору о предоставлении услуг №1 от 25.01.2012 года индивидуальному предпринимателю <...> – победителю аукциона по купле-продаже лесных насаждений предусмотрено предоставление Лесничеством данному победителю услуг на сумму 44749 руб., а именно:
1)    Подготовка материалов, ограничение в натуре, материально-денежная оценка, отвод и таксация лесосек под рубки главного пользования. Составление технологической карты разработки лесосек.
2)    Оформление договоров купли-продажи лесных насаждений.  
Таким образом следует, что за услуги по ограничению в натуре, по подготовке материалов, по оформлению договоров купли-продажи лесных насаждений,  по отводу и таксации лесосек берется плата.
Согласно пунктам 10.1.2, 11.1.2 Государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) Лесничества на 2012 год, утвержденного Министром лесного хозяйства Республики Башкортостан <…>, работы (услуги), предусмотренные Договорами о предоставлении услуг, выполняются (оказываются) Лесничеством при подготовке документации о количественных и качественных характеристиках лесных участков, о местоположении, площади, границах лесного участка, об объеме подлежащей заготовке лесных ресурсов для проведения аукциона по продаже права на заключение договора аренды и договора купли-продажи лесных насаждений. Кроме того, как следует из данных пунктов Государственного задания в 2012 году на выполнение камеральных работ, работ по натуральному отводу лесного участка, таксации лесосек, по составлению план-схемы расположения лесного участка, по расчету объема заготовки древесины Государственному бюджетному учреждению Республики Башкортостан «Белокатайское лесничество» согласно коду бюджетной классификации 112\0407\889\2920101\611\241\ФК200-06_1\РС-Г-1000\20000\Р выделены средства из бюджета Республики Башкортостан.
Вместе с тем, в материалах дела имеется письмо Министерства финансов Республики Башкортостан (исх. №06-08/1-107 от 11.09.2012 года), из которого установлено следующее.
По кодам бюджетной классификации 112\0407\889\2920101\611\241\ФК200-06_1\РС-Г-1000\20000\Р отражаются расходы, связанные с выполнением работ, осуществляемые путем предоставления субсидий бюджетным учреждениям, подведомственным Министерству лесного хозяйства Республики Башкортостан, за счет средств, поступающих в бюджет Республики Башкортостан в виде субвенций из федерального бюджета на реализацию отдельных полномочий в области лесных отношений.
В соответствии с Порядком предоставления субсидий бюджетным учреждениям, подведомственным Министерству лесного хозяйства Республики Башкортостан, на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием этими учреждениями в соответствии с государственным заданием государственных услуг (выполнением работ), утвержденным постановлением Правительства Республики Башкортостан от 31.01.2012 года №24, объем указанных субсидий, предоставляемых бюджетными учреждениями, определяется на основании нормативных затрат, в том числе на выполнение работ.
При этом порядок определения указанных нормативных затрат устанавливается Министерством лесного хозяйства Республики Башкортостан.
Исходя из представленных материалов следует, что деятельность Лесничества по ограничению в натуре, по подготовке материалов, по оформлению договоров купли-продажи лесных насаждений,  по отводу и таксации лесосек должна оказываться бесплатно.
В то же время, в материалах дела отсутствуют веские доказательства навязывания Лесничеством услуг победителям аукционов, в связи с чем, признаки нарушения пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» не подтвердились.
Таким образом, на основании изложенного Лесничество, участвуя в  оказании государственных услуг по доверенности от имени Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан, взимает не предусмотренные законодательством Российской Федерации платежи при предоставлении государственных услуг.
Изучив материалы дела и выслушав представителей сторон, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан приходит к выводу, что действия Государственного бюджетного учреждения Республики Башкортостан «Белокатайское лесничество» нарушают требования пункта 9 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся в осуществлении действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции путем установления и (или) взимания не предусмотренных законодательством Российской Федерации платежей при участии в предоставлении государственных услуг.
За нарушение антимонопольного законодательства предусмотрена административная ответственность в соответствии с частью 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно статьи 39 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства, принимает по результатам их рассмотрения решения и выдает предписания. Если в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган выявит обстоятельства, свидетельствующие о наличии административного правонарушения, антимонопольный орган возбуждает дело об административном правонарушении в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Комиссия, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1–4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции»,



РЕШИЛА:



1.    Признать Государственное бюджетное учреждение Республики Башкортостан «Белокатайское лесничество» нарушившим пункт 9 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции».
2.    Выдать Государственному бюджетному учреждению Республики Башкортостан «Белокатайское лесничество» предписание о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.
3.    Передать материалы дела соответствующему должностному лицу для принятия мер административного реагирования.

 


 

ПРЕДПИСАНИЕ №159-А-219/15-12
16.10.2012, г. Уфа, ул. Пушкина, 95


Комиссия Башкортостанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании  своего Решения от 03.10.2012 года (в полном объеме решение изготовлено 16.10.2012 года) по делу №А-219/15-12 о нарушении Государственным бюджетным учреждением Республики Башкортостан «Белокатайское лесничество» (452000, Республика Башкортостан, Белокатайский район,  с. Белокатай, ул. Советская, 191)  части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:



1.    Государственному бюджетному учреждению Республики Башкортостан «Белокатайское лесничество» устранить нарушение пункта 9 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».
2.    С целью исполнения настоящего предписания Государственному бюджетному учреждению Республики Башкортостан «Белокатайское лесничество» необходимо совершить действия, направленные на обеспечение конкуренции, а именно – прекратить взимание не предусмотренных законодательством Российской Федерации платежей при участии в предоставлении Министерством лесного хозяйства Республики Башкортостан государственной услуги по организации и проведению аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка и на заключение договора купли-продажи лесных насаждений.
3.    Во исполнение настоящего предписания, Государственному бюджетному учреждению Республики Башкортостан «Белокатайское лесничество» необходимо ежеквартально до 31 декабря 2013 года направлять в адрес Башкортостанского УФАС России информацию согласно приложениям №1 и №2 к настоящему предписанию.
 


 

Связанные организации

Связанные организации не указаны