Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу №А-222/15-11 в отношении Совета городского о... от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

Комиссия Башкортостанского УФАС России по рассмотрению дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства (далее – Комиссия), рассмотрев дело №А-222/15-11 в отношении Совета городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан <….> по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135–ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан из Прокуратуры г. Стерлитамака Республики Башкортостан поступило по подведомственности обращение ОАО «Уфанет» на действия МУП «Стерлитамакское троллейбусное управление» городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан и Совета городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан.

В своей жалобе ОАО «Уфанет» указывает на несоответствие действующему законодательству решения Совета городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан от 07.07.2010 №2-20/40з «Об утверждении тарифов на платные услуги, оказываемые муниципальным унитарным предприятием «Стерлитамакское троллейбусное управление» городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан ссылаясь на завышенную цену оказываемых предприятием услуг по предоставлению опоры контактной сети для размещения кабеля.

В дополнение к доводам жалобы, направленной прокуратурой г.Стерлитамак Республики Башкортостан в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан, в письме от 22.07.2011 №3682 ОАО «Уфанет» сообщает следующее.

Линия связи ОАО «Уфанет» в г. Стерлитамак введена в эксплуатацию в соответствии с действующим законодательством и является единым сооружением связи. Кабели протянуты с учетом оптимальных экономически, экологически и технологически обоснованных решений: оптический кабель связи в г. Стерлитамак заведен из г. Уфы, большая часть линии расположена на опорах МУП «Электрические сети» г. Стерлитамак (1561 опора). Однако на пути входа оптико-волоконной сети г. Стерлитамак есть участок, на котором расположены только опоры МУП «СТУ» (114 опор). Исходя из статьи 6 Федерального закона от 07.07.2003 №126-ФЗ «О связи», строительство, эксплуатация средств связи и сооружений связи может осуществляться в зданиях, на опорах линий электропередачи, в районе контактных сетей железных дорог, столбовых опор, мостов, коллекторов, туннелей, в том числе туннелей метрополитена, железных и автомобильных дорог и других инженерных объектов и технологических площадок, а также полос отвода, в том числе полос отвода железных дорог и автомобильных дорог.

В соответствии с нормами технологического проектирования прокладка кабелей допускается в каналах кабельной канализации, непосредственно в грунте, на опорах воздушных линий связи и линий электропередач и другим способом. Альтернативой прохождения кабеля на данном участке в г. Стерлитамак по опорам МУП «СТУ» является подвес кабеля по ул.Коммунистическая, но там опять только опоры МУП «СТУ». Другой альтернативой может явиться строительство подземной кабельной канализации: даже если не учитывать то, что получение технических условий и отвод земельного участка в охранной зоне электропередач невозможны (далее идет охранная зона теплотрассы и сама теплотрасса, где также не предусмотрено строительство),     само     проектирование     и строительство     канализации     займет продолжительное время (около 1,5 лет) и его стоимость составит ориентировочно 10 млн. руб. Данное строительство повредит почву, создаст трудности движения пешеходов и транспорта, благоустройства города в период строительства и при обслуживании линии. Наличие построенной кабельной канализации существенно ограничит возможности использования земельного участка в зоне пролегания линии и охранной зоне.

ОАО «Уфанет» считает, что МУП «СТУ» уклоняется от заключения договора с ОАО «Уфанет» на «разумных условиях».

По мнению ОАО «Уфанет», МУП «СТУ» принуждает их заключить договор на заведомо невыгодных для оператора связи условиях, одновременно направляя в их адрес договора с завышенной ценой и исковое заявление о демонтаже действующей линии связи. ОАО «Уфанет» практически не имеет выбора и, если хочет сохранить действующую линию (а даже отсутствие небольшого участка приводит к прерыванию цепи и отсутствию связи), и будет вынуждено принять условия в 8,8 раз повышенной цены.

По информации территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Башкортостан, индекс инфляции на предоставляемые услуги в июле 2010 года (на момент принятия решения №2-20/40з) по отношению к декабрю предыдущего года составил 8,5 %. Таким образом, ОАО «Уфанет» полагает, что измененная стоимость предоставления опоры контактной сети для размещения кабеля не могла быть выше 74,38 рублей.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона «О связи» № 126-ФЗ от 07.07.2003 сети связи и сооружения связи находятся под защитой государства. Данная норма направлена на защиту средств и сооружений связи от несанкционированного доступа, следствием которого может явится нарушение нормальной работы взаимоувязанной сети связи РФ и нанесение ущерба интересам граждан, производственной деятельности хозяйствующих субъектов, обороноспособности и безопасности РФ. Под защитой государства находятся любые сети связи и сооружения, а не только государственные, поскольку повреждение любого звена может отрицательно сказаться на функционировании все взаимосвязанной сети связи России. Согласно п. 1 ст.52 Закона о связи оператор связи обязан обеспечивать возможность круглосуточного бесплатного для пользователя услугами связи вызова оперативных служб (пожарной охраны, полиции, скорой медицинской помощи, аварийной газовой службы и других служб, полный перечень которых определяется Правительством Российской Федерации).

Постановление Правительства РФ от 31.12.2004 № 89 «Об утверждении Положения о приоритетном использовании, а также приостановлении или ограничении использования любых сетей связи и средств связи во время чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» обязывает операторов связи обеспечивать приоритетное использование любых сетей связи в целях обеспечения проведения приоритетными пользователями неотложных мероприятий по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий, а также обеспечения деятельности в области государственного управления, обороноспособности и безопасности государства, обеспечения правопорядка, защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций».

ОАО «Уфанет» в г. Стерлитамак имеет порядка 50 000 заключенных договоров на предоставление услуг связи (Интернет, Кабельное, Цифровое ТВ) для физических лиц и это при том, что в г.Стерлитамак сеть ОАО «Уфанет» расположена на емкости приблизительно в 90 000 квартир (то есть максимальное количество квартир, которым ОАО «Уфанет» может оказать услуги на территории г. Стерлитамак равно 90 тыс.). Помимо физических лиц ОАО «Уфанет» оказывает услуги связи юридическим лицам, бизнес многих из которых связан с активным использованием сетей связи (в том числе системы электронных платежей (банк-клиент), участие в электронных торгах, электронная сдача отчетности), а некоторых из них вообще не возможен без Интернета и системной интеграции.

В ходе анализа представленных документов в действиях Совета городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан были выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 15.08.2011 №346 в отношении Совета городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан возбуждено дело по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» посредством утверждения тарифа за предоставление опор контактной сети, принадлежащих муниципальному унитарному предприятию «Стерлитамакское троллейбусное управление» городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан на праве хозяйственного ведения для размещения кабеля решением Совета городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан от 07.07.2010 №2-20/40з «Об утверждении тарифов на платные услуги, оказываемые муниципальным унитарным предприятием «Стерлитамакское троллейбусное управление».

Согласно информации  от 29.08.2011 заместителя главы Администрации городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан <….>. о платной услуге муниципального унитарного предприятия «Стерлитамакское троллейбусное управление» городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан – «предоставление в аренду опор контактной сети» и взаимодействии с ОАО «Уфанет» в рамках заключенного соглашения о сотрудничестве следует, что 28.04.2010 муниципальное унитарное предприятие «Стерлитамакское троллейбусное управление» городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан обратилось в Администрацию городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан с письмом об утверждении тарифов на оказание услуг энергохозяйством физическим и юридическим лицам, в том числе на услугу «предоставление опоры контактной сети для размещения кабеля». Принимая во внимание, что в видах деятельности, указанных в Уставе муниципального унитарного предприятия «Стерлитамакское троллейбусное управление» городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан имеется вид деятельности «производство электромонтажных работ», тарифная комиссия приняла решение о вынесении на утверждение Совета городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан данной услуги. При вынесении решения тарифная комиссия Администрации городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан обсуждала вопрос о возможности предоставления опоры контактной сети для размещения кабеля по договору аренды. Представитель КУС Минземимущества РБ по городу Стерлитамак пояснил, что в аренду может быть предоставлена только целая опора. Арендная плата рассчитывается по определенной методике. Рассчитать стоимость предоставления в аренду нескольких квадратных сантиметров опоры не представляется возможным. Проект решения  Совета городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан от 07.07.2010 №2-20/40з «Об утверждении тарифов на платные услуги, оказываемые муниципальным унитарным предприятием «Стерлитамакское троллейбусное управление» городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан» прошел правовую экспертизу в прокуратуре города. Замечаний по данному проекту у прокуратуры не было. Соглашение о сотрудничестве от 06.04.2010, заключенное между Администрацией городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан и ОАО «Уфанет», считаем недействительным, так как оно подписано неуполномоченным лицом. В разделе 6 указанного соглашения «Адреса и подписи сторон» указана фамилия главы администрации <….>. Однако подписал указанное соглашение заместитель главы администрации Э.Ю. Рахматуллин. В Положении о заместителе главы администрации отсутствуют полномочия на подписание подобных соглашений. Также, в апреле 2010 года он не исполнял обязанности главы администрации, что подтверждается справкой, выданной начальником отдела кадров администрации. Взаимодействие администрации городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан и ОАО «Уфанет» в рамках указанного соглашения о сотрудничестве отсутствует.

Позиция Администрации городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан, изложенная в письме от 19.09.2011 №16-3739 такова, что тариф на услугу муниципального унитарного предприятия «Стерлитамакское троллейбусное управление» городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан «предоставление опоры контактной сети для размещения кабеля» утвержден на основании кода ОКВЭД №31.62.9. – предоставление услуг по монтажу, ремонту и техническому обслуживанию прочего электрооборудования, не включенного в другие группировки. В Уставе предприятия имеется вид деятельности «производство электромонтажных работ». Согласно п. 7.1.1. Правил технической эксплуатации троллейбуса  опоры и опорные конструкции относятся к основным элементам контактной сети. Контактная сеть находится под напряжением 600В. Металлические опоры контактной сети состоят из двух звеньев, на которых подвешены арматуры и специальные части, контактные питающие и усиливающие провода и рассчитаны на определенную нагрузку в зависимости от размещения специальных частей контактной сети. Контактная сеть испытывает постоянную знакопеременную нагрузку, которая в свою очередь оказывает динамическое воздействие на опоры контактной сети и может привести опоры к повреждению и вызвать непредсказуемые последствия. Опоры контактной сети изолированы от несущих тросов, кронштейнов и контактного провода двумя степенями изоляции. Согласно графикам ППР «Планово-предупредительного ремонта при эксплуатации контактной сети», который утверждается ежегодно, проводятся регламентные работы, в которые входит ежедневный осмотр опор бригадой электромонтеров контактной сети. Ежедневная проверка состояния опор контактной сети включает в себя: проверку наклона опор от вертикальной оси; наличие трещин в сварных соединениях; наличие сколов и раковин в железобетонных опорах; проверка изоляции опор к несущим конструкциям; проверка заделки опор, измерения оценки коррозийного повреждения металлических опор в месте заделки (на уровне фундамента); проверку скопления воды в теле опоры. Размещенные на опорах контактной сети провода и устройства, не относящиеся к контактной сети, усложняют проведение регламентных работ, увеличивают трудозатраты. Всего на балансе муниципального унитарного предприятия «Стерлитамакское троллейбусное управление» городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан находятся 2 784 опоры контактной сети: из них расходы по содержанию 132 опор частично оплачиваются сторонними организациями, расходы по содержанию 2 652 опор полностью лежат на предприятии. Заказчик, использующий опору контактной сети для размещения своего кабеля, частично оплачивает расходы лишь по содержанию данной конкретной опоры, тогда как только на данном участке данную опору поддерживает как минимум 220-300 опор. По итогам 2010 года сумма фактических расходов предприятия на эксплуатацию и техническое обслуживание одной опоры контактной сети составляла 840, 56 руб. Тарифом «предоставление опоры контактной сети для размещения кабеля», утвержденным решением Совета городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан от 07.07.2010 была определена сумма 600 руб. (на 30% ниже фактической – не включены расходы по эксплуатации поливомоечной машины и автовышки). Если рассматривать стоимость эксплуатации и техническому обслуживанию опоры контактной сети в условиях 2011 года, то следует отметить, что в 2011 году страховые взносы увеличены с 26 до 34%, стоимость ГСМ увеличилась на 48,7% (с 15,80 до 23, 50 руб.). Таким образом, с учетом осуществления двукратной помывки и окраски опор, стоимость данной услуги составила 617, 96 руб.

Позиция Совета городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан по вменяемому нарушению, изложенная в письме от 29.08.2011 такова, что в соответствии с п.4 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в российской Федерации» муниципальному унитарному предприятию «Стерлитамакское троллейбусное управление» городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан утверждены решением Совета городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан от 07.07.2010 №2-20/40з тарифы на оказываемые предприятием платные услуги, в том числе тариф за предоставление опоры контактной сети для размещения кабеля в размере 600 рублей за одну опору в месяц для неограниченного круга потребителя. Указанный тариф сформирован исходя из фактических расходов предприятия, включающих в себя услуги по эксплуатации опор и техническому обслуживанию. Эксплуатация опор включает в себя затраты по содержанию опоры – помывка от грязи, зачистка от коррозии, покраска с использование трудовых ресурсов и автотранспорта предприятия. Техническое обслуживание опор включает в себя следующее: контактная сеть работает при больших натяжениях, подвергается динамическим нагрузкам, изгибам и вибрациям, что влечет динамическое воздействие на опоры контактной сети и может привести к повреждению опоры. Для предупреждения аварийных ситуаций согласно графикам «Планово-предупредительного ремонта при эксплуатации контактной сети» проводятся регламентные работы, в которые входит ежедневный осмотр опор бригадой электромонтеров контактной сети с использованием автовышки. Предоставление опоры контактной сети для размещения кабеля представляет собой услугу, предоставляемую предприятием в соответствии с уставом муниципального унитарного предприятия «Стерлитамакское троллейбусное управление» городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан в части «предоставления услуг по монтажу, ремонту и техническому обслуживанию прочего электрооборудования, не включенного в другие группировки». Тариф за предоставление опоры контактной сети для размещения кабеля составляет 600 рублей за одну опору в месяц с заложенным уровнем рентабельности 21% в части трудозатрат и используемых материалов, 15% - в части использования автотранспорта при предоставлении услуги. В структуре тарифа 393, 81 руб. приходится на услуги по эксплуатации опоры контактной сети и 206, 19 руб. – техническое обслуживание опоры в месяц. Муниципальное унитарное предприятие «Стерлитамакское троллейбусное управление» городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан оказывает указанные услуги не только ОАО «Уфанет». Заключены договора с индивидуальными предпринимателями на пользование опорами контактной сети для размещения кабеля электроснабжения, то есть принятие решения Советом городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан об утверждении тарифов на платные услуги, оказываемые муниципальным унитарным предприятием «Стерлитамакское троллейбусное управление» городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан не привело к ограничению конкуренции на рынке услуг.

Позиция муниципального унитарного предприятия «Стерлитамакское троллейбусное управление» городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан, изложенная в письме от 07.07.2011 №583 такова, что 17.06.2008 между администрацией городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан и ОАО «Уфанет» было заключено соглашение о сотрудничестве на развитие городской сети волоконно-оптической линии связи на территории города Стерлитамак, на основании которого между МУП «СТУ» и ОАО «Уфанет» были заключены договоры: от 20.06.2008 №37/А-08 на пользование опорами контактной сети в количестве 70 шт. для размещения кабеля волоконно-оптической линии связи по ул. Артема; от 14.05.2009 №110 на пользование опорами контактной сети в количестве 44 шт. для подвески кабеля при пересечении контактной сети магистрали волоконно-оптической линии связи. Определена договорная стоимость 68, 55 руб. за предоставление места на одной опоре. В стоимость были включены лишь расходы по содержанию опор, а именно их помывка и покраска. 29.08.2008 МУП «СТУ» письмом №764 обратилось в адрес главы администрации городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан <….>. с просьбой о согласовании тарифов за предоставление мест на опорах контактной сети МУП «СТУ» для размещения кабеля. В ответ, письмом от 30.10.2008 №12-2763 заместитель главы администрации Рахматуллин Э.Ю. сообщил, что просьба о согласовании тарифов арендной платы за места на опорах контактной сети не может рассматриваться тарифной комиссией администрации городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан и рекомендовал МУП «СТУ» обратиться в комитет по управлению собственностью Министерства земельных имущественных отношений Республики Башкортостан. Председатель КУС письмом от 29.12.2008 №3776 сообщил, что не возражает против заключения договора на пользование опорами контактной сети, без права выкупа опор. Срок действия договора на пользование опорами контактной сети от 20.06.2008 №37/А-08 истек 31.12.2009, в связи с чем в адрес ОАО «Уфанет» было направлено уведомление от 31.12.2009 №1177, от 22.01.2010 №55 об освобождении опор. В ответ на уведомление МУП «СТУ» от 22.01.2010 №55 ОАО «Уфанет» обратилось с просьбой от 09.10.2010 №81 о продлении договора №37/А-08 до 31.12.2010 в связи с тем, что данный срок требуется для проведения работ по переносу оптической магистрали по ул. Артема. Между МУП «СТУ» и ОАО «Уфанет» было заключено дополнительное соглашение от 11.03.2010 о пролонгации договора №37/А-08 до 31.12.2010 и установлении с 03.01.2010 размер ежемесячной платы за одно место на опоре контактной сети 600 руб. Со стороны ОАО «Уфанет» к дополнительному соглашению по договору №37/А-08 представлен протокол разногласий от 17.03.2010 об исключении установленной платы в размере 600 руб. По договору от 14.05.2009 №110 в адрес ОАО «Уфанет» было направлено уведомление от 15.03.2010 №228 об установлении с 01.04.2010 платы за одно место на опоре в размере 600 руб. Дополнительное соглашение от 12.03.2010 не заключено. ОАО «Уфанет» представлен протокол разногласий от 17.03.2010 об исключении установленной платы в размере 600 руб. В адрес ОАО «Уфанет» 02.04.2010 были направлены протоколы согласования разногласий о принятии дополнительного соглашения в редакции МУП «СТУ». 06.04.2010 между администрацией городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан и ОАО «Уфанет» вновь заключено соглашение о сотрудничестве на развитие городской сети волоконно-оптической линии связи на территории города Стерлитамак. 28.04.2008 предприятие вновь обратилось к главе администрации городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан (письмо №422) об утверждении тарифов на предоставление опоры контактной сети для размещения кабеля. 07.07.2010 решением Совета городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан №2-20/40з был утвержден тариф на предоставление опоры контактной сети для размещения кабеля в размере 600 руб., сформированный исходя из фактических расходов предприятия, включающих в себя техническое обслуживание и эксплуатацию опор. В тариф 600 руб. дополнительно включены расходы автовышки, увеличились цены на расходные материалы для покраски опор, повысился уровень оплаты электромонтеров, водителя автовышки – всего на 325, 26 руб., также включены затраты на техническое обслуживание опор контактной сети на 206, 16 руб. Контактная сеть работает при больших натяжениях, подвергается динамическим нагрузкам, изгибам и вибрациям от воздействия подвижного состава, а также воздействию внешних факторов (ветер, гололед), что в свою очередь оказывает динамическое воздействие на опоры контактной сети и может привести опоры к повреждению Для предупреждения аварийных ситуаций согласно графикам «планово-предупредительного ремонта при эксплуатации контактной сети», который утверждается МУП «СТУ» ежегодно, проводятся регламентные работы, в которые входит ежедневный осмотр опор бригадой электромонтеров контактной сети с использованием автовышки. В адрес ОАО «Уфанет» была направлена претензия от 14.01.2011 №23 о погашении разницы в оплате в размере 30 926, 50 руб. В связи с действующим тарифом 600 руб., так же для надлежащего оформления направлены акт выполненных работ от 299.12.2010, счет-фактура и справка-расчет к акту, которые включают в себя перерасчет оказанных услуг МУП «СТУ» по новому тарифу. Срок действия договора на пользование опорами контактной сети от 14.05.2009 №110 истек 31.12.2010. 17.01.2011 МУП «СТУ» направлено требование №42 о демонтаже кабеля и освобождении опор контактной сети в количестве 114 шт. в срок до 31.01.2011. В 2011 году договоры на пользование опорами контактной сети не действуют, однако ОАО «Уфанет» необоснованно производит оплату за пользование опорами контактной сети по тарифу 68,55 руб. хотя ранее было уведомлено, что тариф составляет 600 руб. Денежные средства МУП «СТУ» возвращены в адрес ОАО «Уфанет». 04.03.2011 МУП «СТУ» направлено требование №183 о демонтаже кабеля и освобождении опор контактной сети в количестве 114 шт. На письмо ОАО «Уфанет» от 18.03.2011 №104 о заключении договора МУП «СТУ» направило ответ от 23.03.2011 №237, от 18.04.2011 №319, что заключение договора на пользование опорами контактной сети возможно при условии согласия ОАО «Уфанет» на оплату за пользование опорами по действующему тарифу 600 руб,. утвержденному решением Совета городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан от 07.07.2010 №2-20/40з с 01.08.2010. Письмом МУП «СТУ» от 29.04.2011 №353 направило для оформления в адрес ОАО «Уфанет» проекты договоров с оплатой по тарифу 600 руб. за место на опоре. Письмом от 13.05.2011 №248 ОАО «Уфанет» сообщало, что договоры, направленные в их адреса не подписаны МУП «СТУ» и они готовят и в ближайшее время направят подписанные со своей стороны договоры. 17.06.2011 МУП «СТУ» направлено исковое заявление в Арбитражный суд Республики Башкортостан об освобождении опор контактной сети ОАО «Уфанет». МУП «СТУ» заключены с индивидуальными предпринимателями 6 договоров на пользование опорами контактной сети для размещения кабеля электроснабжения остановочного павильона. МУП «СТУ» не ограничивает конкуренцию путем установления тарифа 600 руб. Опоры контактной сети на территории города Стерлитамак предоставляются неограниченному кругу лиц по заявлениям. По волоконно-оптической линии связи имеются иные источники размещения кабеля: под землей и на зданиях, как у иных операторов, действующих на территории города Стерлитамак. Согласно п. 7.1.1. Правил технической эксплуатации троллейбуса опоры входят в состав контактной сети, которая является муниципальным имуществом муниципального образования городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан и находится в хозяйственном ведении МУП «СТУ».

Согласно информации заместителя председателя Комитета по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по городу Стерлитамак (письмо от 02.09.2011 №1717), представленной Советом городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан, следует, что муниципальное унитарное предприятие «Стерлитамакское троллейбусное управление» городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан не имеет возможности сдавать в аренду столб (опору контактной сети) целиком, поскольку данный столб необходим предприятию для осуществления уставной деятельности – организации троллейбусных перевозок (размещение и обслуживание контактной сети), передача в аренду столба приведет к переходу права пользования к арендатору и сделает невозможным его использование предприятием для обслуживания контактной сети. Такого рода сделки в соответствии со ст. 18 Федерального закона от 14.11.2002 №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» признаются ничтожными. В соответствии со ст. 606 Гражданского кодекса Российской Федерации в аренду могут быть переданы сооружения, оборудование и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе использования (непотребляемые вещи). Столб является неделимой вещью, поскольку его раздел в натуре невозможен без изменения назначения столбы (ст. 133 ГК РФ). Таким образом, передать часть столба, к которой крепится оптоволоконный кабель в аренду невозможно, эта часть столба не является вещью. Решением Совета городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан от 08.09.2009 №2-2/28з (ред. От 19.04.2011)  утверждена методика определения годовой арендной платы за пользование муниципальным имуществом, в соответствии с которой расчет арендной платы за пользование инженерными коммуникациями и сооружениями осуществляется исходя из годовой суммы амортизационных отчислений по арендуемому объекту. Столб является объектом бухгалтерского учета, а его часть нет, соответственно определить сумму амортизационных отчислений на часть столба и посчитать сумму арендной платы за часть столба, к которой крепиться оптоволоконный кабель невозможно. Аналогичные нормы содержаться в постановлении Правительства Республики Башкортостан  от 29.12.2007, которым утверждена Методика определения годовой арендной платы за пользование государственным имуществом Республики Башкортостан.

Изучив все представленные документы и материалы, заслушав и исследовав доказательства, возражения и пояснения лиц, участвующих в деле, проведя анализ и оценку обстоятельств дела, Комиссия Башкортостанского УФАС России по рассмотрению дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства пришла к следующим выводам.

Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 07.12.2005 №270 «О мерах по совершенствованию регулирования цен (тарифов) в Республике Башкортостан»  утверждены Временный порядок регулирования цен (тарифов) на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления, работы и услуги в Республике Башкортостан и перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления, работ и услуг, цены (тарифы) на которые регулируются органами исполнительной власти Республики Башкортостан. Органам местного самоуправления при регулировании цен (тарифов) рекомендовано руководствоваться указанным постановлением.

Деятельность муниципального унитарного предприятия «Стерлитамакское троллейбусное управление» городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан по предоставлению услуг по монтажу, ремонту и техническому обслуживанию прочего электрооборудования, не включенного в другие группировки не входит в перечень видов деятельности, утвержденный постановлением Правительства Республики Башкортостан от 07.12.2005 №270 «О мерах по совершенствованию регулирования цен (тарифов) в Республике Башкортостан».

В соответствии с п. 1.3. Устава МУП «СТУ» предприятие является коммерческой организацией, не наделенной правом собственности на имущество, закрепленное за ней администрацией городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан. Функции учредителя и полномочия собственника имущества предприятия осуществляет от имени муниципального образования администрация городского округа город Стерлитамак Республики  Башкортостан.

Тариф на услугу муниципального унитарного предприятия «Стерлитамакское троллейбусное управление» городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан «предоставление опоры контактной сети для размещения кабеля» утвержден на основании кода ОКВЭД №31.62.9. – предоставление услуг по монтажу, ремонту и техническому обслуживанию прочего электрооборудования, не включенного в другие группировки.

В главе 39 Гражданского кодекса Российской Федерации регламентируется порядок заключения договора возмездного оказания услуг. Согласно п. 1 ст. 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

  1. и 14.05.2009 между МУП «СТУ» и ОАО «Уфанет» заключены договоры пользования опорами контактной сети №37/А-08 и №110 соответственно. По данным договорам МУП «СТУ» предоставляет ОАО «Уфанет» места на опорах контактной сети, принадлежащие МУП «СТУ» на праве хозяйственного ведения, для строительства и эксплуатации волоконно-оптической линии связи (далее - ВОЛС) в количестве 114 шт. При этом размер ежемесячной платы за пользование опорами составлял 68,55 руб. с НДС за одно место на опоре контактной сети. Срок действия договоров определен до 31.12.2009.
  1. в адрес ОАО «Уфанет» МУП «СТУ» направило уведомления от 31.12.2009 №1177 и от 22.01.2010 №55 об освобождении опор. Письмом от 09.03.2010 вх. №469 ОАО «Уфанет» попросило продлить действие договора от 20.06.2008 №37/А-08. Уведомлением от 15.03.2010 №228 МУП «СТУ» сообщило, что по договору от 14.05.2009 №110 с 01.04.2010 размер ежемесячной платы за пользование опорами контактной сети составляет 600 руб. с НДС за одно место на опоре контактной сети. Как указывает МУП «СТУ» в своем письме от 30.03.2010 №291 размер оплаты определяется с учетом издержек предприятия на оказание данных услуг. С 01.01.2010, учитывая ухудшившееся экономическое положение предприятия, в целях эффективного использования движимого и недвижимого имущества и выполнения намеченных антикризисных мероприятий, были установлены договорные отношения с арендаторами опор контактных сетей и разработаны расценки за пользование опорами контактной сети, исходя из фактических расходов предприятия. То есть стоимость предоставления одной опоры контактной сети составляет 600 руб. за 1 опору для всех арендаторов.

28.04.2010            МУП «СТУ» направило в адрес Администрации городского округа город Стерлитамак  Республики Башкортостан письмо №422, в котором просило утвердить тарифы на оказание услуг физическим и юридическим лицам, в том числе по предоставлению опоры контактной сети для размещения кабеля.

Согласно представленному расчету стоимости предоставления опоры контактной сети МУП «СТУ», утвержденному начальником МУП «СТУ» Матвеевым А.Н. 28.04.2010, в данный расчет вошли затраты на эксплуатацию опоры контактной сети в месяц, которые включают в себя: покраску опоры (4 раза в год), двукратное мытье опоры от грязи и пыли, зачистку очагов коррозии, а также затраты по техническому обслуживанию опоры контактной сети в месяц, в которые входят: контроль за состоянием опоры контактной сети 1 раз в месяц, а именно: осмотр опоры на наличие очагов коррозии, осмотр опоры на наличие дефектов, осмотр опоры на угол отклонение по вертикали.

Также в своих пояснениях от 07.07.2011 №582 МУП «СТУ» делает ссылку на п. 2.6.4.2 Правил технического обслуживания и ремонта контактных сетей трамвая и троллейбуса, утвержденных концерном Росгорэлектротранса, в котором указано, что окраска опор является одним из элементов текущего ремонта, периодичность всех видов ремонтов и осмотров устанавливается предприятием самостоятельно по мере необходимости.

Согласно п. 2.4.2. указанных Правил текущий ремонт включает в себя: регулировку положения в плане провода, тросов, кронштейнов, арматуры; регулировку высоты подвешивания контактного провода; регулировку натяжения проводов и тросов; перестыковку стыковых и концевых зажимов с целью устранения возможных скрытых трещин; окраску арматуры, изоляции, спецчастей; замену поврежденной арматуры, изоляции, спецчастей, кронштейнов; проверку опор; замену контактного провода и другое.

Из вышеизложенного следует, что техническое обслуживание контактной сети и расходы, связанные с ее эксплуатацией, являются обязательными для МУП «СТУ» и должны осуществляться предприятием независимо от того, предоставляются ли опоры контактной сети в аренду или нет.

Следует отметить, что МУП «СТУ» в письме от 29.08.2008 №764 уже обращалось в администрацию городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан с просьбой о согласовании тарифов арендной платы за места на опорах контактной сети волоконно-оптического кабеля. Однако как указала администрация в письме от 30.10.2008 №12-2763 данная просьба «не может рассматриваться тарифной комиссией администрации городского округа, т.к. речь идет о передаче имущества (опор) в аренду ОАО «Уфанет», а не оказание услуг предприятием. В связи с чем необходимо обратиться в Комитет по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений по г. Стерлитамаку.

Письмом от 29.12.2008 №3776 Комитет по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений по г. Стерлитамак сообщил, что не возражает против заключения договора аренды, без права выкупа опор контактной сети в установленном законом порядке.

Таким образом, предоставление места на опорах контактной сети не является услугой, предоставляемой МУП «СТУ».

Как следует из п. 4 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в полномочия органов местного самоуправления входит установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями.

30.06.2010 в письме №27-2674, адресованному Совету городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан (далее - Совет), Администрация городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан просит включить в повестку очередного заседания Совета вопросы об утверждении тарифов на платные услуги, оказываемые МУП «СТУ».

Согласно пояснениям, представленным Советом от 29.08.2011 №34-262 тарифы на оказываемые МУП «СТУ» платные услуги, в том числе тариф на предоставление опоры контактной сети для размещения кабеля в размере 600 руб. за 1 опору в месяц, утверждены решением Совета от 07.07.2010 №2-20/40з в соответствии п. 4 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Эксплуатация опор включает затраты по содержанию опоры - помывка от грязи, зачистка от коррозии, покраска с использованием трудовых ресурсов и автотранспорта предприятия.

Техническое обслуживание опор включает в себя регламентные работы согласно графикам «Планово-предупредительного ремонта при эксплуатации контактной сети» для предупреждения аварийных ситуаций, в которые входит ежедневный осмотр опор бригадой электромонтеров контактной сети с использованием автовышки.

На основании вышеизложенного, предоставление опоры контактной сети для размещения кабеля представляет собой услугу, предоставляемую МУП «СТУ» в соответствии с Уставом в части «предоставления услуг по монтажу, ремонту и техническому обслуживанию прочего электрооборудования, не включенного в другие группировки».

Основным видом деятельности МУП «Стерлитамакское троллейбусное управление» (далее - МУП «СТУ») является деятельность троллейбусного транспорта.

Согласно Большой Советской Энциклопедии, размещенной на сайте http://slovari.уаndех.гu, троллейбус - это средство безрельсового наземного городского транспорта с питанием электроэнергией от контактного провода.

В соответствии с Правилами технической эксплуатации троллейбуса, утвержденными Распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 26.03.2001 №АН-20-р, опоры и опорные конструкции являются одними из основных элементов контактной сети.

Согласно Уставу МУП «СТУ», утвержденному 21.08.2007 с изменениями от 22.07.2008, данное предприятие является коммерческой организацией, не наделенной правом собственности на имущество, закрепленное за ней администрацией г. Стерлитамака. При этом согласно перечню объектов недвижимого имущества, переданных в хозяйственное ведение МУП «СТУ», в состав данного имущества входят также контактные сети.

В соответствии с п. 4.2. Устава предприятие устанавливает цены и тарифы на все виды производимых работ, услуг, выпускаемую и реализуемую продукцию в соответствии с нормативными правовыми актами РФ, РБ, городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан.

Однако предоставление в аренду опор контактной сети услугой не является. Соответственно стоимость арендной платы за пользованием опорами контактной сети, находящейся в хозяйственном ведении МУП «СТУ», утверждению Советом городского округа г. Стерлитамак не подлежит.

Тем самым, действия Совета городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан, выразившиеся в утверждении тарифа за предоставление опор контактной сети, принадлежащих муниципальному унитарному предприятию «Стерлитамакское троллейбусное управление» городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан на праве хозяйственного ведения для размещения кабеля решением Совета городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан от 07.07.2010 №2-20/40з «Об утверждении тарифов на платные услуги, оказываемые муниципальным унитарным предприятием «Стерлитамакское троллейбусное управление», являются нарушением ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Действия Совета городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан, выразившиеся в утверждении тарифа за предоставление опор контактной сети, принадлежащих муниципальному унитарному предприятию «Стерлитамакское троллейбусное управление» городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан на праве хозяйственного ведения для размещения кабеля решением Совета городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан от 07.07.2010 №2-20/40з «Об утверждении тарифов на платные услуги, оказываемые муниципальным унитарным предприятием «Стерлитамакское троллейбусное управление» привели к недопущению, ограничению, устранению конкуренции. А именно, утвердив своим решением тарифы муниципальному унитарному предприятию «Стерлитамакское троллейбусное управление» городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан Совет городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан создал препятствия для осуществления предпринимательской деятельности самостоятельным юридическим лицом - муниципальным унитарным предприятием «Стерлитамакское троллейбусное управление» городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан.

На заседание Комиссии была представлена копия решения Совета городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан от 27.09.2011 №2-1/55з «О внесении изменений в решение Совета городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан от 07.07.2010 №2-20/40з «Об утверждении тарифов на платные услуги, оказываемые муниципальным унитарным предприятием «Стерлитамакское троллейбусное управление», согласно пункту 1 которого наименование услуги: «Предоставление опоры контактной сети для размещения кабеля» изложена в новой редакции: «Предоставление услуг по техническому обслуживанию и эксплуатации опоры контактной  сети при размещении кабеля сторонних организаций», то есть Совет городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан добровольно устранил нарушение антимонопольного законодательства.

В соответствии с частью 1 статьи 39 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства, принимает по результатам их рассмотрения решения и выдает предписания.

В соответствии с ч. 1 ст. 14.9. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях действия (бездействие) должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных лиц органов или организаций, государственных внебюджетных фондов, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а равно к ограничению свободного перемещения товаров (работ, услуг), свободы экономической деятельности, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.23, ч.1 ст.39, чч. 1 - 4 ст.41, ст.48, ч.1 ст. 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Башкортостанского УФАС России

РЕШИЛА:

1. Признать Совет городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан <….> нарушившим часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135–ФЗ «О защите конкуренции» посредством утверждения тарифа за предоставление опор контактной сети, принадлежащих муниципальному унитарному предприятию «Стерлитамакское троллейбусное управление» городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан на праве хозяйственного ведения для размещения кабеля решением Совета городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан от 07.07.2010 №2-20/40з «Об утверждении тарифов на платные услуги, оказываемые муниципальным унитарным предприятием «Стерлитамакское троллейбусное управление».

2. Прекратить рассмотрение дела в отношении Совета городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан <….>   о нарушении ч.1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства.

3. В связи с добровольным устранением нарушений антимонопольного законодательства и его последствий Совету городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан предписание не выдавать.

4. Передать материалы дела должностному лицу, уполномоченному составлять протоколы по делам об административных правонарушениях по ч. 1 ст. 14.9. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны