Решение б/н РЕШЕНИЕ И ПРЕДПИСАНИЕ по делу № А-241/10-11 по признакам нар... от 1 октября 2012 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

                                                 РЕШЕНИЕ                                                                 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,

рассмотрев дело № А-241/10-11 по признакам нарушения МУП «Водоканал» Иглинского района Республики Башкортостан <….> ч.1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан поступило обращение жительницы с.Иглино, проживающей по улице Тополиная, <….> на неправомерные действия со стороны МУП «Водоканал» Иглинского района Республики Башкортостан», выразившихся в неправомерном взимании платы за выдачу технических условий.

Из содержания письма заявителя следует, что она 25.05.2011 года обратилась в МУП «Водоканал» Иглинского района Республики Башкортостан с заявлением о возможности подключения жилого дома, расположенного по адресу: <….>  к действующим водопроводным сетям. 11.07.2011 года МУП «Водоканал» Иглинского района Республики Башкортостан выдал технические условия от 30.06.2011 № 283 только после оплаты квитанции за выдачу технических условий, а также обязало выполнить определенные условия по подготовке объекта, расположенного по адресу: <….> к подключению и оплатить услуги по подключению.

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан была запрошена информация у МУП «Водоканал» Иглинского района Республики Башкортостан о наличие технологической возможности присоединения жителей с.Иглино, проживающих по улице Тополиная к централизованным сетям водоснабжения или технологическая возможность сети, обеспечивающего передачу необходимого объема ресурса потребителям с.Иглино, проживающим по улице Тополиная с подтверждающими документами; переписка между МУП «Водоканал» Иглинского района Республики Башкортостан и <….>.; технические условия, выданные гражданке <….>; договор, заключенный между МУП «Водоканал» Иглинского района Республики Башкортостан и <….> на подключение, а также любая иная информация, касающаяся рассматриваемого вопроса.

<….><….><….>

Письмом от 12.08.2011 исх.№ 081 МУП «Водоканал» Иглинского района Республики Башкортостан (далее – МУП «Водоканал») представило только технические условия от 30.06.2011 № 283, оставив без внимания остальные вопросы.

Согласно технических условий N 283 от 30.06.2011, МУП «Водоканал» предписывало потребителю произвести следующие работы:

  1. Запроектировать водопровод из труб полиэтиленовых, рулонных, без стыковых марки ПНД по ГОСТ 18599-2001 диаметром 25 мм (обозначен на ситуационном плане «В1») с глубиной заложения не менее 1,8м до верха трубы.
  2.  Точка подключения - согласно ситуационному плану.
  3.  На месте врезки установить:

- колодец из ж/б колец ГОСТ 8020-90 диаметром не менее 1,0м -отключающий вентиль марки 15БЗр.

4.      Подключение в магистральный водопровод (уличный водопровод) производится только специализированной организацией, подключение сторонними организациями считается незаконным.

5. МУП «Водоканал» производит подключение к водопроводу после сдачи документов согласно приложению № 1.

  1.  Гарантированный напор в точке присоединения 0,05 МПа.
  2.  На вводе в дом установить последовательно: запорный вентиль, водяной фильтр, магнитозащищенный счетчик воды (водомер) с диаметром условного прохода Ду=15 мм.
  3.  Разрешенный объем отбора воды 0,1 м 3 в сутки, 36,5м 3 в год.
  4.  Заключить с МУП «Водоканал» договор на водопользование.
  1. Построенный водопровод от вентиля в колодце врезки до дома и внутренняя разводка являются собственностью абонента и обслуживаются за его счет.
  2. МУП «Водоканал» имеет право, без согласования с абонентом, давать разрешение на врезку (подключение) в этом же колодце других абонентов.

12. Дополнительные требования - согласовать подключение с владельцем водопровода.

13. При не выполнении требований данных технических условий подключение к системе коммунального водоснабжения считается незаконным и технические условия аннулируются.

Согласно приложению № 1 к техническим условиям № 283 от 30.06.2011 МУП «Водоканал» установило следующие требования:

1. Договор на строительство с указанием гарантийного срока на выполненные работы.

2. Разрешение на строительство с оформлением ордера на производство земляных работ.

3. Свидетельство о вступлении в СРО подрядной организации проводившей строительные работы.

4. Сертификаты на материалы, использованные при строительстве.

5. Акт на производство скрытых работ, подписанный заказчиком.

6. Акты промывки и дезинфекции построенной водопроводной сети.

7. Протокол лабораторных исследований воды на остаточный хлор.

8. Исполнительную схему водопроводной сети построенной к дому.

9. Акт ввода в эксплуатацию подписанный заказчиком.

В силу п. 10 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 № 83, предусмотрено, что технические условия должны в обязательном порядке содержать следующие данные: максимальная нагрузка в возможных точках подключения; срок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, определяемый, в том числе в зависимости от сроков реализации инвестиционных программ; срок действия технических условий, но не менее 2 лет с даты их выдачи. Перечень требований в вышеупомянутых Правилах, установленных Правительством Российской Федерации, является закрытый.

Следовательно, нормами п.10 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 № 83, установлены законодательством ограничения, касающиеся содержания выдаваемых технических условий.

Таким образом, МУП «Водоканал» нарушило порядок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, установленный законодательством Российской Федерации.

Приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 06.09.2011 № 407 было возбуждено дело № А-241/10-11 по признакам нарушения МУП «Водоканал» Иглинского района Республики Башкортостан ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

На заседании Комиссии гражданка <….> поддержала доводы, изложенные в обращении. Кроме того, ею были даны пояснения о порядке получения технических условий в МУП «Водоканал».

Бланк заявления на получение технических условий, разработанный МУП «Водоканал»  (формат действует с 28.11.2007 года), заполняется у секретаря или у инженера ПТО. После оформления заявления секретарь выдают бланк квитанции на оплату в банке в размере 800 рублей за выдачу технических условий на подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения. При этом необходимо МУП «Водоканал» предоставить правоустанавливающие документы на дом, на земельный участок, выкопировку, расположения дома из генерального плана (аэрофотосъемку) в масштабе 1:1000. Далее заявление визируется в абонентском отделе на предмет отсутствия задолженности по оплате за услуги водоснабжения, в следующем отделе у экономиста необходимо заключить договор с МУП «Водоканал» на строительство водопровода. После оплаты квитанции в размере 800 рублей в банке за выдачу технических условий заявления на получение технических условий подписывается у директора МУП «Водоканал». С визой директора МУП «Водоканал»  заявление на получение технических условий вместе с приложенными к нему документами и квитанцией об оплате за выдачу технических условий на подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения сдается инженеру ПТО.

На заседания Комиссии 17.10.2011 года представители МУП «Водоканал» Иглинского района Республики Башкортостан, назначенное в 16 час. 00 минут не явились. Руководитель МУП «Водоканал» Иглинского района Республики Башкортостан по факсимильной связи ходатайствовал об отложении рассмотрения дела № А-241/10-11.

Основания, по которым дело может быть отложено, указаны в ст.47 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

МУП «Водоканал» Иглинского района Республики Башкортостан было заблаговременно извещено о времени и месте проведения заседания Комиссии и при необходимой степени заботливости и осмотрительности могло доверить представлять права и интересы предприятия доверенному лицу. Кроме того, указанное ходатайство документально не было подтверждено, а отложение заседания Комиссии по смыслу ст.47 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» является правом, а не его обязанностью Комиссии.

Изучив все представленные документы и материалы, заслушав и исследовав доказательства, пояснения лиц, участвующих в деле, проведя анализ и оценку обстоятельств дела, Комиссия Башкортостанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства пришла к следующим выводам.

Согласно ст.39 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» заявление физического лица является основанием для возбуждения и рассмотрения антимонопольным органом дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения:

1) монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;

2) недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации.

Задачами Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (ст.1 Закона о защите конкуренции).

В п.п. 2, 3 ст. 22 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» законодателем к функциям антимонопольного органа отнесены, в частности, такие как предупреждение монополистической деятельности хозяйствующих субъектов, выявление нарушений антимонопольного законодательства, а также принятие мер по прекращению выявленных нарушений и привлечение виновных лиц к ответственности. При этом под монополистической деятельностью понимается злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью (п. 10 ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»). 

Одним из установленных Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запретов по злоупотреблению хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение, предусмотрены действия (бездействие), результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц путём навязывания контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования) (п. 3 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»).

Обязательным элементом рассматриваемого состава нарушения антимонопольного законодательства является специальный субъект – хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение.

Согласно п. 3.26 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы России от 25.12.2007 N 447 (далее - Административный регламент) и Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного Приказом ФАС России от 28.04.2010 N 220 (далее – Порядок) Башкортостанским УФАС России был проведен анализ и оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке водоснабжения и определено наличие доминирующего положения МУП «Водоканал» (пп.10 ст.23 Закона о защите конкуренции, пунктом 4.3 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного Приказом Федеральной антимонопольной службы от 15.12.2006 № 324).

Вода - это химическое соединение водорода и кислорода, существующее в жидком, твердом и газообразном состояниях. Воды - это вся вода, находящаяся в водных объектах. Понятие «водный объект» дано в статье 1 Водного кодекса РФ, под которым понимается сосредоточение вод на поверхности суши в формах ее рельефа либо в недрах, имеющее границы, объем и черты водного режима. Поверхностные воды - воды, постоянно или временно находящиеся в поверхностных водных объектах. К поверхностным водоемам относятся озера, водохранилища, болота и пруды.

Водоснабжение – это совокупность мероприятий и сооружений, обеспечивающих забор, подготовку, аккумулирование, подачу и распределение воды для нужд населения и промышленности.

Согласно п. 4 ст. 4 Закона о защите конкуренции товарный рынок - сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Согласно пп. «в» и «з» п. 1.3 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 28.04.2010 N 220, проведение анализа состояния конкуренции на товарном рынке включает, в том числе, следующие этапы: определение географических границ товарного рынка; оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке.

Процедура определения географических границ товарного рынка (границ территории, на которой приобретатель (приобретатели) приобретает или имеет экономическую, техническую или иную возможность приобрести товар и не имеет такой возможности за ее пределами) включает: предварительное определение географических границ товарного рынка; выявление условий обращения товара, ограничивающих экономические возможности приобретения товара приобретателем (приобретателями); определение территорий, входящих в географические границы рассматриваемого товарного рынка (п. 4.1 Порядка).

Определение географических границ товарного рынка проводится на основе информации: о регионе, в котором действует хозяйствующий субъект, являющийся объектом антимонопольного контроля, и (или) о регионе, в котором выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства; о ценообразовании на рынке рассматриваемого товара или о различиях в уровнях цен на данный товар на территории Российской Федерации; о структуре товаропотоков (о границах территории, за пределы которой вывозится и на которую ввозится не более 10 процентов от общего объема рассматриваемой товарной массы) (п 4.2 Порядка).

Пунктом 4.7 Порядка определено, что в сфере услуг субъектов естественных монополий географические границы товарных рынков определяются с учетом особенностей предоставления этих услуг, в частности: наличия и расположения технологической инфраструктуры (сетей); возможностей приобретателей по доступу к инфраструктуре и ее использованию (подключению к сетям).

Услуги по водоснабжению рассматриваются в географических границах - с.Иглино.

Для целей водоснабжения используют природные источники  - открытые водоемы. Для получения воды из природных источников, её очистки в соответствии с нуждами потребителей и для подачи к местам потребления используются следующие сооружения: водоприемные сооружения, насосные станции, подающие воду к месту её очистки, очистные сооружения, сборные резервуары чистой воды, насосные станции, подающие очищенную воду потребителям через водопроводные сети.

В ходе технологического процесса используется сложная инженерная инфраструктура, привязанная к конкретной территории (с.Иглино Иглинского района Республики Башкортостан). Потребитель жестко привязан к сетям, по которым осуществляется водоснабжение. С технологической точки зрения невозможна ситуация, чтобы потребитель имел на выбор несколько сетей водоснабжения.

Таким образом, услуги по водоснабжению рассматриваются в географических границах с.Иглино Иглинского района Республики Башкортостан МУП «Водоканал» Иглинского района Республики Башкортостан.

По сведениям Администрации муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан (письмо от 22.08.2011 № 01-24-1094/07) на товарном рынке по предоставлению услуг по водоснабжению на территории с.Иглино, с.Охлебинино, с.Акбердино, д.Кляшево, д.Карашиды имеется единственный хозяйствующий субъект МУП «Водоканал» Иглинского района Республики Башкортостан.

МУП «Водоканал» Иглинского района Республики Башкортостан создано на основании Постановления № 521 от 11.04.2006 года Главы Администрации сельского поселения Иглинский сельсовет Иглинского района Республики Башкортостан, действует на основании Устава от 12.04.2006 года, включено в ЕГРЮЛ 18.04.2006 года под номером 1060224010054.

МУП «Водоканал» Иглинского района Республики Башкортостан на основании лицензии на право пользования недрами осуществляет добычу подземных вод для хозяйственно-питьевого водоснабжения населения северо-западнее д.Кляшево муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан (копия лицензии на право пользования недрами серия УФА № 00589, регистрационный № 2507/00589ВЭ, срок действия с 11.05.2007 по 31.05.2017).

МУП «Водоканал» в соответствии с уставной деятельностью осуществляет подъем, подачу, транспортировку, распределение и обеззараживание воды в соответствии с требованиями СанПин 2.1.4 1077-01 (п.2.2.1. Устава МУП «Водоканал», утвержденного Главой администрации сельского поселения Иглинский сельсовет муниципального района Иглинский район Решетниковым Г.А. 12.04.2006 года).

Согласно постановлению Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 06.11.2001 № 454-ст «О принятии и введении в действие ОКВЭД», раздел «Е» включает производство и распределение воды.

41.00.1 – сбор и очистка воды. Данная группа включают в себя сбор и очистку как питьевой, так и не питьевой воды.

 41.00.2 – распределение воды. Эта группа включают в себя распределение воды среди различных потребителей (населения, промышленных предприятий и т.п.).

Выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц (№ 31481В/2010 от 04.06.2010) подтверждается, что основной вид  деятельности  МУП «Водоканал» - это распределение воды код ОКВЭД – 41.00.2.

В соответствии с Выпиской из ЕГРЮЛ № 31481В/2010 от 04.06.2010 года в настоящее время основными видами  деятельности  МУП «Водоканал» Иглинского района Республики Башкортостан является водоснабжение  жилого фонда.

Имущество МУП «Водоканал» находится в муниципальной собственности, принадлежит предприятию на праве хозяйственного ведения.

Таким образом, МУП «Водоканал» предоставляет услуги по водоснабжению на территории с.Иглино, с.Охлебинино, с.Акбердино, д.Кляшево, д.Карашиды Иглинского района Республики Башкортостан.

С учетом сведений, представленных МУП «Водоканал» от 26.11.2010 вх.№ 11314 по делу № А-407/10-10 от 19.01.2011 (в полном объеме решение изготовлено 27.01.2011), покупателями услуг являются: население, бюджетные учреждения, юридические лица.

Вхождение на рынок предоставления услуг по водоснабжению для других хозяйствующих субъектов делается невозможным ввиду определенных барьеров входа на рынок. Например, экономические ограничения, для содержания имеющихся коммуникаций требуются значительные затраты. В с.Иглино с населением около 14 тысяч человек прокладка дополнительных сетей водоснабжения не целесообразна, в виду значительных первоначальных капитальных вложений и длительных сроках окупаемости.

Так же имеются административные ограничения, которые выражены в единоличном владении основными средствами по водоснабжению Комитета по управлению муниципальной собственностью Администрации Сельского поселения Иглинский сельсовет Иглинского района Республики Башкортостан. Имущество передается за плату во временное владение и пользование  для самостоятельного осуществления производственной деятельности на основании конкурса. 

Следует отметить, что рынок по предоставлению услуг водоснабжения в географических границах с.Иглино Иглинского района Республики Башкортостан относится к рынкам с неразвитой конкуренцией. В ближайшее время изменение конкурентной среды по предоставлению данных видов услуг не предвидится. Отсюда следует, что рынок является высококонцентрированным с неразвитой конкуренцией.

Следовательно, МУП «Водоканал» на территории с.Иглино Иглинского района Республики Башкортостан занимает доминирующее положение на рынке по предоставлению услуг по водоснабжению с долей 100 процентов. Покупателями услуг по водоснабжению, предоставляемых МУП «Водоканал», являются физические и юридические лица, бюджетные учреждения, находящиеся на территории с.Иглино, присоединенные к соответствующим сетям и не имеющие иных возможностей.

В статье 3 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ  «О естественных монополиях» указано, что естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи, с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

Признание деятельности по водоснабжению и водоотведению, осуществляемой в состоянии естественной монополии, не противоречит положениям ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях»,  поскольку в  данной статье устанавливаются не виды деятельности, которые осуществляются в состоянии естественной монополии, а лишь те из них, на которые распространяются методы воздействия, предусмотренные данным законом.

Кроме того, согласно п. 2 ч. 2 ст. 55 Федерального закона от 21.07.2006 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» оказание услуг водоснабжения и водоотведения осуществляется в состоянии естественной монополии.

Согласно ч. 5 ст. 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

С учетом вышеприведенных норм действующего законодательства МУП «Водоканал» занимает доминирующее положение на рынке по предоставлению услуг водоотведения и водоснабжения в географических границах с.Иглино  и его окрестностях с долей 100%  в условиях естественной монополии.

Таким образом, если деятельность организации осуществляется в состоянии естественной монополии и организация занимает доминирующее положение на соответствующем товарном рынке, то при этом специального анализа такого положения на рынке не требуется (постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 15.09.2004 по делу № А43-5206/2004-10-198).

В силу абз. 2 п. 1 ст. 10 Гражданского Кодекса РФ не допускается злоупотребление участниками гражданско-правовых отношений доминирующим положением на рынке.

Соответственно на деятельность МУП «Водоканал» на рынке услуг по водоснабжению и водоотведения распространяются ограничения, установленные ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», которые, помимо прочего, запрещают осуществлять ему действия, способные ущемить интересы других лиц.

Согласно требованиям ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействия) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе

- навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав).

В рамках рассмотрения дела № А-407/10-10 (решение от 19.01.2011 (в полном объеме решение изготовлено 27.01.2011) по аналогичному предмету рассмотрения Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан признало МУП «Водоканал» Иглинского района Республики Башкортостан нарушившим п.3 ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в части ущемления интересов физических лиц и хозяйствующих субъектов, выразившиеся в необоснованном включении в технические условия требований, противоречащих Порядку подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 N 83 «Об утверждении правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения».

Кроме того, в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан имеются материалы дела об административном правонарушении, представленные прокуратурой Иглинского района Республики Башкортостан от 21.04.2011 исходящий № 25д-2011 – постановление о возбуждении производства об административной правонарушении от 18.04.2011 б/№, постановление прокуратуры Иглинского района Республики Башкортостан от 27.07.2011 б/№ о полном удовлетворении жалобы Ефимова И.В., в которых подтверждается факт нарушения антимонопольного законодательства МУП «Водоканал» Иглинского района Республики Башкортостан в части взимания платы за выдачу технических условий на подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения в размере 800 рублей.

Согласно п. 7 ст. 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации РФ от 29.12.2004 №190-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.12.2004 г.) технические условия, предусматривающие максимальную нагрузку и сроки подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, срок действия технических условий, а также информация о плате за подключение предоставляется организациями, осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, выдаются без взимания платы в течение 14 дней по запросам органов местного самоуправления или правообладателей земельных участков.

Пунктом 10 ст. 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что порядок определения и предоставления технических условий и определения платы за подключение, а также порядок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения может устанавливаться Правительством Российской Федерации

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 № 83 утверждены Правила определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее Правила определения и предоставления технических условий.

В соответствии с п. 2 Правил определения и предоставления технических условий подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения - это процесс, дающий возможность осуществления подключения строящихся (реконструируемых) объектов капитального строительства к сетям, а также оборудованию по производству ресурсов. Под точкой подключения понимается место соединения сетей с устройствами и сооружениями, необходимыми для присоединения строящегося (реконструируемого) объекта капитального строительства к системам водоснабжения и водоотведения.

Пунктом 6 Правил определения и предоставления технических условий установлено, что в случае если правообладатель земельного участка намерен осуществить подключение построенного объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и технические условия для его подключения отсутствовали либо истек срок их действия, правообладатель в целях определения необходимой ему подключаемой нагрузки обращается в организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения для получения технических условий, что и было сделано гражданкой <….>

Гражданка <….>, являющаяся правообладателем земельного участка кадастровый номер <...> .26:010706:428 на основании свидетельства о государственной регистрации права, выданного Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан от 26.04.2011, серия <...> АГ № 164232, договора купли-продажи от 28.03.2011 года, в соответствии с Правилами определения и предоставления технических условий обратилась в МУП «Водоканал».

Организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, обязана в течение 14 рабочих дней с даты получения указанного в п. 8 Правил определения и предоставления технических условий запроса определить и предоставить технические условия или информацию о плате за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения либо предоставить мотивированный отказ в выдаче указанных условий при отсутствии возможности подключения строящегося (реконструируемого) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения. Выдача технических условий или информации о плате за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения осуществляется без взимания платы (пункт 9 Правил определения и предоставления технических условий).

В соответствии с п. 13 Правил определения и предоставления технических условий возможность подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения существует:

при наличии резерва пропускной способности сетей, обеспечивающего передачу необходимого объема ресурса;

при наличии резерва мощности по производству соответствующего ресурса.

Технические условия от 30.06.2011 № 283, выданные гражданке <….>, свидетельствуют о наличии резерва пропускной способности сетей, обеспечивающего передачу необходимого объема ресурса и о наличии резерва мощности по производству соответствующего ресурса.

Пунктом 10 Правил определения и предоставления технических условий предусмотрено, что технические условия должны в обязательном порядке содержать следующие данные: максимальная нагрузка в возможных точках подключения; срок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, определяемый в том числе в зависимости от сроков реализации инвестиционных программ; срок действия технических условий, но не менее 2 лет с даты их выдачи.

В соответствии с п.9 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 N 83 организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, обязана в течение 14 рабочих дней с даты получения указанного запроса определить и предоставить технические условия или информацию о плате за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения либо представить мотивированный отказ в выдаче указанных условий при отсутствии возможности подключения строящегося (реконструируемого) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.

Пунктом 11 Правил определения и предоставления технических условий, установлено, что если для подключения строящихся (реконструируемых) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения не требуется создания (реконструкции) сетей инженерно-технического обеспечения, плата за подключение не взимается.

По своему содержанию документ, выданный МУП «Водоканал» за плату, именуемый предприятием «Технические условия от 30.06.2011 № 283» включает в себя сведения, которые в силу п. 7 ст. 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации и п. п.9, 11 Правил определения и предоставления технических условий должен выдаваться бесплатно: сведения о максимальной нагрузке в возможных точках подключения, срок действия технических условий.

Следовательно, технические условия, которые подлежат выдаче на безвозмездной основе, МУП «Водоканал» выдает за плату, чем ущемляет интересы лиц, обратившихся за выдачей технических условий на подключение к сетям инженерно-технического обеспечения.

Факт нарушения МУП «Водоканал» требований п. 7 ст. 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации и п. 9 Правил определения и предоставления технических условий, подтвержден решением Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 19.01.2011 (в полном объеме решение изготовлено 27.01.2011) по делу № А-407/10-10, материалами дела об административном правонарушении, представленные прокуратурой Иглинского района Республики Башкортостан от 21.04.2011 исходящий № 25д-2011 – постановление о возбуждении производства об административной правонарушении от 18.04.2011 б/№, постановление прокуратуры Иглинского района Республики Башкортостан от 27.07.2011 б/№ о полном удовлетворении жалобы <….>

<….>

Так, факты взимания МУП «Водоканал» Иглинского района Республики Башкортостан платы за выдачу технических условий подтверждается следующими имеющимися в материалах дела квитанцией об оплате за выдачу технических условий гр. <….> в ОАО «УРАЛСИБ 07.07.2011 года и приложением к постановлению прокуратуры Иглинского района Республики Башкортостан от 27.07.2011 б/№ о полном удовлетворении жалобы <….> – «Порядок оформления технических условий на подключение к коммунальной системе водоснабжеия».

Срок оформления технических условий № 283 от 30.06.2011, выданных гражданке <….>  составляет 37 календарных дней, выдача технических условий № 283 на руки составляет 48 календарных дней.

<….>

Таким образом, МУП «Водоканал, занимая доминирующее положение на рынке предоставления услуг по водоснабжению в административных границах с. Иглино, нарушило в отношении физического лица <….>, установленный законом срок выдачи технических условий на подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, что могло и может привести к ущемлению интересов гражданки <….>

Следовательно, МУП «Водоканал», как организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, нарушило п. 7 ст. 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации и п.п. 9, 10, 11 Правил определения и предоставления технических условий.

В результате подобных действий нарушается принцип равенства участников гражданско-правовых отношений, влекущий дополнительные обременения для одной из сторон.

Таким образом, действия МУП «Водоканал», занимающего доминирующее положение на рынке услуг по водоснабжению в географических границах с.Иглино Иглинского района Республики Башкортостан, выразившиеся, как в нарушении выдачи технических условий в установленные законом срок, так в необоснованном включении в технические условия требований, противоречащих Порядку подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 N 83 «Об утверждении правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения», результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, образуют состав правонарушения по п.3  ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Согласно ст. 39 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства, принимает по результатам их рассмотрения решения и выдает предписания. Если в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган выявит обстоятельства, свидетельствующие о наличии административного правонарушения, антимонопольный орган возбуждает дело об административном правонарушении в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 16, 23, ч. 1 ст. 39, ч.ч. 1 – 4 ст. 41, ч. 1 ст. 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», учитывая, что в соответствии со ст.ст. 1, 3 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» нормы закона определяют организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе, предупреждение недопущения, ограничения, устранения конкуренции, Комиссия Башкортостанского УФАС России 

РЕШИЛА:

1. Признать МУП «Водоканал» Иглинского района Республики Башкортостан <….> нарушившим п. 3 ч.1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в части ущемления интересов физического лица <….>, выразившиеся в необоснованном включении в технические условия требований, противоречащих Порядку подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 N 83 «Об утверждении правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения».

2. Выдать МУП «Водоканал» Иглинского района Республики Башкортостан предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

3. Материалы по делу направить должностному лицу, уполномоченному осуществлять производство по делам об административных правонарушениях по ст. 14.31 Кодекса об административных правонарушениях.

 

Предписание № 172 - А-241/10-11                                                                                

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,

руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч. 4 ст. 41, ст. 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» на основании своего решения от 17.10.2011 (в полном объеме решение изготовлено 28.10.2011) по делу № А-241/10-11 о нарушении МУП «Водоканал» Иглинского района Республики Башкортостан <….>ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135–ФЗ «О защите конкуренции»,

<….>

предписывает:

1. МУП «Водоканал» Иглинского района Республики Башкортостан в течение тридцати дней с даты получения настоящего предписания прекратить нарушение ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в ущемлении интересов жительницы села Иглино <….>

<….>

2. В дальнейших взаимоотношениях с потребителями с.Иглино Иглинского района Республики Башкортостан по вопросу предоставления технических условий руководствоваться п.п. 9, 10, 11 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных Постановлением Правительства от 13.02.2006 № 83.

О выполнении настоящего Предписания МУП «Водоканал» Иглинского района Республики Башкортостан сообщить в Башкортостанское УФАС России не позднее пяти дней со дня его выполнения с приложением надлежаще заверенных доказательств.

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны