Решение б/н РЕШЕНИЕ ПО делу №А-249/10-11 в отношении ГУП «Башавтотранс»... от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

                                                                      

                                                    РЕШЕНИЕ                                                                   

Комиссия Башкортостанского УФАС России по рассмотрению дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства (далее – Комиссия), рассмотрев дело №А-249/10-11, возбужденное в отношении ГУП «Башавтотранс» РБ , по признакам нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135–ФЗ «О защите конкуренции»,  

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан поступило обращение индивидуального предпринимателя <…>, в котором сообщается о действиях БПОА и ПА – филиала ГУП «Башавтотранс» РБ, нарушающих антимонопольное законодательство.

В своем обращении Индивидуальный предприниматель <…> указывает, что он 28.07.2011 обратился с заявлением в адрес директора БПОА и ПА – ГУП филиала ГУП «Башавтотранс» РБ с просьбой согласовать расписание автобусов по маршруту «Уфа-Шипово» и заключить договор на оказание посреднических услуг в перевозке пассажиров и багажа. Письмом БПОА и ПА – филиала ГУП «Башавтотранс» РБ (исход. №1087 от 23.08.2011) индивидуальному предпринимателю <…>  сообщено, что по сложившемуся пассажиропотоку на пригородном маршруте №124 «Уфа-Шипово» УПАТП №3 – филиалом «Башавтотранс» РБ ежедневно выполняется 4 рейса по установленному расписанию, работают 6 автобусов марки «Форд» с государственными номерами В386НС, ЕВ378, ЕВ928, М254ЕС, ЕЕ693, №254ЕС и автобус марки «Фиат» с государственным номером В846НВ, и нелегальные перевозчики. Вопрос о заключении договора с Индивидуальным предпринимателем <…> будет рассмотрен после решения вопроса с нелегальными перевозчиками.

Приказом от 16.09.2011 №427 в отношении ГУП «Башавтотранс» РБ возбуждено дело №А-449/10-11 по признакам нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», в части не обоснованного отказа в заключении с индивидуальным предпринимателем <…> договора на оказание посреднических услуг в перевозке пассажиров и багажа на пригородном маршруте №124 «Уфа-Шипово».

Рассмотрение дела было назначено на 30.09.2011. В связи с необходимостью предоставления дополнительных материалов, а также по ходатайствам лиц, участвующих в рассмотрении дела, рассмотрение дела несколько раз откладывалось.

Определением о назначении дела №А-249/10-11 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 16.09.2011 у ГУП «Башавтотранс» РБ было запрошено мотивированное обоснование отказа индивидуальному предпринимателю <…> в согласовании расписания автобусов по маршруту «Уфа-Шипово» и заключении договора на оказание посреднических услуг в перевозке пассажиров и багажа по указанному маршруту.

Представитель ГУП «Башавтотранс» РБ на заседании комиссии 30.09.2011 пояснил, что вопрос о заключении договора на оказание посреднических услуг в перевозке пассажиров и багажа по маршруту «Уфа-Шипово» с индивидуальным предпринимателем <…> рассматривается, договор находится на стадии заключения, расписание по указанному маршруту находится на согласовании в Государственном комитете Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству. Договор на оказание услуг по перевозке заключается одновременно с согласованием расписания по маршруту.

Изучив все представленные документы и материалы, заслушав и исследовав доказательства, возражения и пояснения лиц, участвующих в деле, проведя анализ и оценку обстоятельств дела, Комиссия Башкортостанского УФАС России по рассмотрению дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства пришла к следующим выводам.

ГУП «Башавтотранс» РБ согласно Уставу, утвержденному 12.11.2004, является коммерческой организацией, не наделенной правом собственности на имущество, закрепленное за ним собственником (п. 1.3.), хозяйствующим субъектом, основным видом деятельности которого является организация и выполнение услуг по обеспечению перевозок пассажиров автобусами в международном, междугородном и пригородном сообщениях. ГУП «Башавтотранс» РБ организует работу терминалов для переработки и хранения грузов, создает систему сервисного обслуживания для транзитного транспорта (в том числе гостиничное обслуживание, автостоянка, ремонт, заправка ГСМ, газом) и др.

В соответствии с пунктами 2.3. и 2.7. Положения о государственном комитете Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству, утвержденного Указом Президента РБ от 01.10.2010 №УП-585 государственное регулирование в сфере осуществления пассажирских перевозок населения автомобильным транспортом пригородного и межмуниципального сообщения на территории Республики Башкортостан относится к компетенции Государственного комитета Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству. Также к компетенции Госкомитета относится координация деятельности предприятий и организаций транспортного комплекса и дорожного хозяйства Республики Башкортостан.

Госкомитету Республики Башкортостан в сфере транспорта и дорожного хозяйства перешли функции преобразованного Министерства строительства, архитектуры и транспорта Республики Башкортостан.

ГУП «Башавтотранс» РБ, согласно письму Министерства строительства, архитектуры и транспорта Республики Башкортостан от 07.04.2008 №16-04/59, является собственником автовокзалов (пассажирских автостанций) по Республике Башкортостан, и осуществляет деятельность по оказанию услуг транспортных терминалов, относится  в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях» к субъекту естественной монополии и занимает на основании ч. 5 ст. 5 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующее положение на данном рынке.

Согласно п. 1.6.2 Положения «Об организации и осуществлении перевозок пассажиров автомобильным транспортом по регулярным межмуниципальным маршрутам в пригородном и междугородном сообщениях в Республике Башкортостан», утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан от 19.10.2004 №207 (далее – Положение о перевозках пассажиров в РБ), автовокзал (пассажирская автостанция) - организация (линейное сооружение), осуществляющая производственную деятельность по сервисному обслуживанию пассажиров; координацию движения автобусов на вновь открываемом маршруте с движением автобусов на существующих маршрутах, а также с работой других видов пассажирского транспорта.

В соответствии с пунктами 1.6.4. и 1.6.5. Положения о перевозках пассажиров в РБ под межмуниципальным маршрутом в пригородном сообщении понимается маршрут, выходящий за пределы черты города или иного поселения на расстояние до 50 км включительно и пролегающий в границах территорий двух и более муниципальных районов республики.

Под межмуниципальным маршрутом в междугородном сообщении понимается маршрут, выходящий за пределы черты города или иного поселения на расстояние более 50 км и пролегающий в границах территорий двух и более муниципальных районов республики.

Пунктом 2.4. Положения о перевозках пассажиров в РБ установлено, что отправление (прибытие) автобусов на маршрутах общего пользования в пригородном (межрайонном) и междугородном сообщениях в Республике Башкортостан должно осуществляться с автовокзалов на основании договоров, заключенных между перевозчиками и автовокзалами.

Таким образом, хозяйствующий субъект (автоперевозчик), оказывающий услуги по перевозке пассажиров автомобильным транспортом по междугородним и пригородным маршрутам обязан заключить с автовокзалом договор на оказание посреднических услуг в организации перевозки пассажиров.

Приказом Министерства строительства, архитектуры и транспорта Республики Башкортостан от 27.06.2005 №41 утвержден порядок заключения договоров между перевозчиками и владельцами автовокзалов (пассажирских автостанций) и согласования расписаний (графиков) движения автобусов при осуществлении перевозок пассажиров в пригородном (межрайонном и междугородном) сообщениях в Республике Башкортостан.

Согласно указанному приказу перевозчик для заключения договора с владельцем автовокзала должен представить следующие документы: письменное заявление о намерении заключить договор с владельцем автовокзала и о согласовании расписания движения автобусов на маршруте, с указанием наименования и организационной формы юридического лица, его местонахождения и банковских реквизитов, номера банковского счета; копию лицензии на осуществление перевозок пассажиров автомобильным транспортом; сведения о количестве и типе транспортных средств; расписание (график) движения автобусов на маршруте.

Решение о заключении договора или об отказе в его заключении должно приниматься в двухнедельный срок. Отказ в заключении договора возможен в случае представления документов не в полном объеме и когда возможности автовокзала не позволяют обеспечить перевозчику безопасные условия перевозки.

Других случаев отказа в заключении договора на оказание посреднических услуг в организации перевозок пассажиров не предусмотрено.

28.07.2011 Индивидуальный предприниматель <…>. обратился с заявлением в адрес директора БПОА и ПА – ГУП филиала ГУП «Башавтотранс» РБ с просьбой согласовать расписание автобусов по маршруту «Уфа-Шипово» и заключить договор на оказание посреднических услуг в перевозке пассажиров и багажа.

Письмом БПОА и ПА – филиала ГУП «Башавтотранс» РБ (исход. №1087 от 23.08.2011) индивидуальному предпринимателю <…> сообщено, что по сложившемуся пассажиропотоку на пригородном маршруте №124 «Уфа-Шипово» УПАТП №3 – филиалом «Башавтотранс» РБ ежедневно выполняется 4 рейса по установленному расписанию, работают 6 автобусов марки «Форд» с государственными номерами В386НС, ЕВ378, ЕВ928, М254ЕС, ЕЕ693, №254ЕС и автобус марки «Фиат» с государственным номером В846НВ, и нелегальные перевозчики. Вопрос о заключении договора с Индивидуальным предпринимателем <…> будет рассмотрен после решения вопроса с нелегальными перевозчиками.

Тем самым, ГУП «Башавтотранс» РБ отказалось заключать с индивидуальным предпринимателем <…>договор на оказание посреднических услуг в перевозке пассажиров и багажа по автобусному маршруту «Уфа-Шипово».

Необходимо отметить, что ГУП «Башавтотранс» РБ осуществляет деятельность на товарном рынке – деятельность прочего сухопутного пассажирского транспорта, подчиняющегося расписанию - код 60.21. ОКВЭД - Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (далее - ОКВЭД), принятого и введенного в действие Постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 №454-ст. Таким образом, ГУП «Башавтотранс» РБ в лице филиалов - автотранспортных предприятий (АТП) является конкурентом для индивидуального предпринимателя <…>Учитывая, что ГУП «Башавтотранс» РБ и индивидуальный предприниматель <…>осуществляют оказание услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом по расписанию на междугородных и пригородных маршрутах в Республике Башкортостан, то в силу Пункта 2.4. Положения о перевозках пассажиров в РБ обязаны заключить договор на оказание посреднических услуг в организации пассажирских перевозок с БПОА и ПА – филиалом ГУП «Башавтотранс» РБ.

В своих выводах Комиссия основывается на том, что ГУП «Башавтотранс» РБ в лице филиала – БПОА и ПА  является хозяйствующим субъектом, осуществляющим предпринимательскую деятельность на основе заключаемых договоров на оказание услуг, не связанных с перемещением пассажиров и багажа, но имеющих непосредственное отношение к перевозке пассажиров.

Вышеизложенное подтверждается приказом Минтранса РСФСР от 31.12.1981 №200 и ГОСТом Р 51825-2001 «Услуги пассажирского автомобильного транспорта», согласно которому услуги пассажирского автомобильного транспорта подразделяются на услуги по непосредственному перемещению пассажиров и багажа с использованием автотранспортных средств (услуги по перевозке) и на услуги, не связанные с перемещением пассажиров и багажа с использованием автотранспортных средств, но имеющие непосредственное отношение к перевозке (пункт 3.1 ГОСТ Р 51825-2001).

 Согласно пункту 5 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 №135-ФЗ (далее – Закон о защите конкуренции) запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

Таким образом, ГУП «Башавтотранс» РБ нарушило пункт 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, в части злоупотребления доминирующим положением, а именно: не обоснованно отказало в заключении с индивидуальным предпринимателем <…>договора на оказание посреднических услуг в перевозке пассажиров и багажа на пригородном маршруте №124 «Уфа-Шипово».

В письме Государственного комитета Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству от 15.09.2011 №08-14/7 индивидуальному предпринимателю <…>сообщается, что пакет документов, представленный им для решения вопроса организации маршрута пригородного сообщения «Уфа Южный АВ – Шипово» рассмотрен. В результате проведении экспертизы установлено, что паспорт маршрута пригородного сообщения «Уфа Южный АВ – Шипово» соответствует требованиям, установленным постановлением Правительства Республики Башкортостан от 19.10.2004 №207 «Об организации и осуществлении перевозок пассажиров автомобильным транспортом по регулярным межмуниципальным маршрутам в пригородном и междугородном сообщениях в Республике Башкортостан», однако пакет документов представлен не в полном объеме, а именно отсутствует копия договора между перевозчиком и автовокзалами (пассажирскими автостанциями) на оказание посреднических услуг в организации пассажирских перевозок. Согласно п. 2.4. указанного постановления, а также Федерального закона от 09.02.2007 №16-ФЗ «О транспортной безопасности» отправление (прибытие) автобусов на маршрутах общего пользования в пригородном (межрайонном) и междугородном сообщениях в Республике Башкортостан должно осуществляться с объектов транспортной инфраструктуры, то есть автовокзалов (пассажирских автостанций). Решение об открытии маршрута «Уфа Южный АВ – Шипово» будет принято после предоставления в Государственный комитет Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству копии договора между перевозчиком и автовокзалами (пассажирскими автостанциями) на оказание посреднических услуг в организации пассажирских перевозок.

Вместе с тем, следует отметить, что согласование расписания движения осуществляется БПОА и ПА - филиалом ГУП «Башавтотранс» РБ.

Таким образом, вышеуказанные действия ГУП «Башавтотранс» РБ, выразившиеся в ограничении конкуренции на рынке оказания услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом и не обоснованном отказе в заключении с индивидуальным предпринимателем <…>договора на оказание посреднических услуг в перевозке пассажиров и багажа на пригородном маршруте №124 «Уфа-Шипово», ущемили (могли ущемить) интересы индивидуального предпринимателя <…>., являются злоупотреблением доминирующим положением и нарушением пункта 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Согласно ч. 1 ст. 8 Конституции Российской Федерации в государстве гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. В соответствии с ч. 3 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации товары, услуги и финансовые средства свободно перемещаются на всей территории Российской Федерации. Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей. Ответчики по делу не представили доказательств, что каким-либо федеральным законом введены ограничения перемещения товаров и услуг.

В пункте 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации указано, что не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах. Кроме того, в той же норме отдельно указано, что не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке. При этом в ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» содержится специальная по отношению к ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации норма, которая указывает, что запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и(или) ущемление интересов других лиц. Следовательно, любые действия (бездействие) хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на товарном рынке, которые влекут или могут повлечь последствия, указанные в ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», признаются законодателем выходом за пределы субъективных прав, определяющих доминирующее положение хозяйствующего субъекта, т.е. злоупотреблением правом.

На основании ст. 1 Закона о защите конкуренции целями указанного Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свобода экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

В соответствии с п. 4 Постановления Пленума Высшего арбитражного суда от 30.06.2008 №30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» (далее – Постановление Пленума Высшего арбитражного суда) в отношении действий (бездействия), прямо поименованных в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.

На основании ст. 39 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства, принимает по результатам их рассмотрения решения и выдает предписания. Если в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган выявит обстоятельства, свидетельствующие о наличии административного правонарушения, антимонопольный орган возбуждает дело об административном правонарушении в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

В пункте 5 Постановления Пленума Высшего арбитражного суда от 30.06.2008 №30 указано, что антимонопольный орган в ходе контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, установив факт злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением, принимает меры по прекращению соответствующего нарушения и обеспечению условий конкуренции, а также по привлечению нарушителей к административной ответственности.

В соответствии с п.1 ч.1 ст. 48. Закона о защите конкуренции Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение.

28.09.2011 (вход. №11931) Башкирское производственное объединение автовокзалов и пассажирских автостанций – филиал ГУП «Башавтотранс» РБ представило в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан письмо, в котором сообщалось, что вопрос согласования расписания автобусов по маршруту«Уфа-Шипово» и заключении договора на оказание посреднических услуг в перевозке пассажиров и багажа по указанному маршруту, где перевозчиком выступает индивидуальный предприниматель Мазур П.А., решен и урегулирован. К письму приложена копия расписания движения автобусов по автобусному маршруту «Уфа-Шипово», согласованное  БПОА и ПА – филиалом ГУП «Башавтотранс» РБ.

Таким образом, факт нарушения ГУП «Башавтотранс» РБ пункт 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135–ФЗ «О защите конкуренции», в части злоупотребления доминирующим положением, а именно: не обоснованном отказе в заключении с индивидуальным предпринимателем <…>договора на оказание посреднических услуг в перевозке пассажиров и багажа на пригородном маршруте №124 «Уфа-Шипово», имеется, но до вынесения Комиссией Башкортостанского УФАС России решения нарушение антимонопольного законодательства добровольно устранено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.23, ч.1 ст.39, чч. 1 - 4 ст.41, п.1 ч.1 ст. 48, ч.1 ст. 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Башкортостанского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать Государственное унитарное предприятие «Башавтотранс» Республики Башкортостан нарушившим пункт 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135–ФЗ «О защите конкуренции», в части злоупотребления доминирующим положением, а именно: не обоснованном отказе в заключении с индивидуальным предпринимателем <…>договора на оказание посреднических услуг в перевозке пассажиров и багажа на пригородном маршруте №124 «Уфа-Шипово».

2. Прекратить рассмотрение дела в отношении Государственного унитарного предприятия «Башавтотранс» Республики Башкортостан (450052 о нарушении пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства.

3. В связи с добровольным устранением нарушений антимонопольного законодательства и его последствий Государственному унитарному предприятию «Башавтотранс» Республики Башкортостан предписание не выдавать.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны