Решение б/н Решение по делу № А-26/17.1-12 от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Заявитель:

Гражданин

 

Ответчики:

Конкурсный управляющий

Муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования сельское поселение Новобелокатайский сельсовет муниципального района Белокатайский район Республики Башкортостан

 

Администрация сельского поселения Новобелокатайский сельсовет муниципального района Белокатайский район Республики Башкортостан 452580, РБ, Белокатайский район, с.Новобелокатай, ул.Советская, 124

 

Лица, обладающие сведениями:

Администрация муниципального района Белокатайский район

Республики Башкортостан

452580, РБ, Белокатайский район, с.Новобелокатай, ул.Советская, 116

 

 

ООО «ЖКХ Ургалинское»

452570, РБ, Белокатайский район, с.Урагала, ул.Свердловская, 6

 

 

РЕШЕНИЕ

                                                                                      г. Уфа, ул. Пушкина, 95

 

Резолютивная часть объявлена 11.05.2012.

В полном объеме решение изготовлено 23.05.2012.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

«…»;

«….», «…»

 

рассмотрев дело № А-26/17.1-12 по признакам нарушения ч. 5 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135–ФЗ «О защите конкуренции» в отношении Конкурсным управляющим Муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования сельское поселение Новобелокатайский сельсовет муниципального района Белокатайский район Республики Башкортостан ,

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Федеральной антимонопольной службы России поступило обращение гражданина с жалобой на действия ООО «ЖКХ Ургалинское», связанные с повышением тарифов на отопление. ФАС России переадресовало Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан данное обращение с поручением о рассмотрении вопроса правомерности заключения с ООО «ЖКХ Ургалинское» договоров аренды в отношении муниципального имущества.

Позиция Федеральной антимонопольной службы по вопросу повышения тарифов ООО «ЖКХ Ургалинское» на отопление была изложена в письме от 23.12.2011 № АЦ/4828, направленном в адрес заявителя.

В целях всестороннего и объективного рассмотрения вопроса правомерности заключения с ООО «ЖКХ Ургалинское» договоров аренды в отношении муниципального имущества Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан была запрошена информация у Администрации муниципального района Белокатайский район Республики Башкортостан, у ООО «ЖКХ Ургалинское».

Из материалов, представленных Администрацией муниципального района Белокатайский район Республики Башкортостан, следует, что 01.09.2011 года между МУП ЖКХ муниципального образования сельское поселение Новобелокатайский сельсовет муниципального района Белокатайский район Республики Башкортостан, в ведении (на балансе) которого находятся объекты муниципального нежилого фонда, в лице конкурсного управляющего, и ООО ЖКХ «Ургалинское» заключен договор № 1 о передаче объектов систем теплоснабжения и водоснабжения в с.Новобелокатай, с.Соколки Белокатайского района в аренду без права выкупа.

Из положений ст.ст. 132 и 139 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон о банкротстве) в совокупности следует, что продажи социально значимых объектов в процедуре конкурсного производства осуществляется на торгах в форме конкурса. При этом ст. 110 данного Закона, к которой имеется отсылка на п. 4 ст. 132 того же Закона, применяется только в части установленного этой статьей порядка проведения торгов.

Иных правил, подлежащих применению при заключении договора от 01.09.2011 года, Закон о банкротстве не устанавливает.

Однако объекты систем теплоснабжения и водоснабжения в с.Новобелокатай, в с.Соколки Белокатайского района переданы ООО ЖКХ «Ургалинское» по договору № 1 от 01.09.2011 в аренду без права выкупа без проведения торгов.

Таким образом, из представленных материалов следует, что конкурсным управляющим были нарушены нормы Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» при заключении договора № 1 от 01.09.2011 года о передаче объектов систем теплоснабжения и водоснабжения в с.Новобелокатай, с.Соколки Белокатайского района в аренду без права выкупа.

Согласно ч. 5 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» заключение договоров, указанных в частях 1 и 3 данной статьи, и перечень видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, установленных федеральным антимонопольным органом.

Из анализа материалов, имеющихся в деле были установлены признаки нарушения конкурсным управляющим Муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования сельское поселение Новобелокатайский сельсовет муниципального района Белокатайский район Республики Башкортостан требований Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» при заключении договора № 1 от 01.09.2011 года о передаче объектов систем теплоснабжения и водоснабжения в с.Новобелокатай, с.Соколки Белокатайского района в аренду без права выкупа.

По данному факту на основании приказа от 22.02.2012 № 52 Башкортостанским УФАС России возбуждено дело № А-329/17.1-11 в отношении конкурсного управляющего Муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования сельское поселение Новобелокатайский сельсовет муниципального района Белокатайский район Республики Башкортостан ч. 5 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в заключении договора № 1 от 01.09.2011 года о передаче объектов систем теплоснабжения и водоснабжения в с.Новобелокатай, с.Соколки Белокатайского района в аренду без права выкупа с ООО ЖКХ «Ургалинское» без  проведения торгов в форме конкурса на право заключения указанного договора.

Позиция конкурсного управляющего по вменяемому нарушению, изложенная в письме от 14.03.2012 исх.№ 899:

«Определением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 30.06.2006 года в отношении МУП «Жилищно-коммунальное хозяйство» МО СП Новобелокатайский сельсовет введена процедура наблюдения, временным управляющим утверждена гражданка , член САМРО «Ассоциация антикризисных управляющих».

Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 16.04.2007 года по делу № А07-17128/2006 в отношении МУП «Жилищно-коммунальное хозяйство МО СП Новобелокатайский сельсовет введена процедура конкурсного производства, конкурсным управляющим утверждена «..».

МУП «Жилищно-коммунальное хозяйство» МО СП Новобелокатайский сельсовет в лице конкурсного управляющего и ООО ЖКХ «Ургалинское» с. Ургалы заключен договор аренды объектов социального использования (котельные, водонапорные скважины, водонапорные сети и др. объекты) находящиеся у муниципального предприятия на праве хозяйственного введения.

Заключение договора аренды обусловлено было необходимостью надлежащего содержания указанных объектов, а также обеспечением населения водой и теплом, поскольку на предприятие - банкроте отсутствовали ресурсы для его содержания и функционирования.

Муниципальное предприятие «Жилищно-коммунальное хозяйство» Муниципальное образование сельское поселение Новобелокатайский сельсовет муниципального района Белокатайский район Республики Башкортостан создано 23.02.1998 года, зарегистрировано в ЕГРЮЛ в качестве юридического лица за основным государственным номером 1020200782392.

Распоряжением главы сельского поселения Новобелокатайский сельсовет муниципального района Белокатайский район Республики Башкортостан от 10.03.2006 № 7а в муниципальный район Белокатайский район Республики Башкортостан на безвозмездной основе передано имущество МУП «ЖКХ» (основные средства) в соответствии с приложением № 1 балансовой стоимостью 60 869 918 руб.

Распоряжением главы администрации муниципального района Белокатайский район Республики Башкортостан от 13.03.2006 № 191 полученные основные средства должника на безвозмездной основе приняты и переданы во вновь созданную организацию - предприятие «Коммунальщик».

В связи с вынесением протестов прокурора на указанные распоряжения решением сельского совета муниципального района Белокатайский район от 12.02.2009 № 73 ранее переданное предприятию «Коммунальщик» имущество в целях восстановления прав кредиторов предприятия ЖКХ изъято и передано в собственность сельского поселения Новобелокатайский сельсовет по акту приема-передачи (Решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 28.12.2009 по делу № А07-23813/2009).

20.10.2010 года МУП «Коммунальник» произвело возврат в ведение МУП ЖКХ МО сельского поселения Новобелокатайский сельсовет муниципального района Белокатайский район Республики Башкортостан объекты коммунальной инфраструктуры (постановление Администрации Новобелокатайский сельсовет муниципального района Белокатайский район Республики Башкортостан от 20.10.2010 № 87 «О передаче имущества состоящего на балансе Администрации сельского поселения Новобелокатайский сельсовет муниципального района Белокатайский район Республики Башкортостан в хозяйственном ведение МУП ЖКХ МО сельского поселения Новобелокатайский сельсовет муниципального района Белокатайский район Республики Башкортостан», акт приема-передачи передаваемого имущества).

Далее согласно информации, представленной Конкурсным управляющим (исх.№ 899 от 14.03.2012) следует, что в соответствии с нормами п.2 ст. 126 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращаются полномочия руководителя должника, иных органов управления должника и собственника имущества должника - унитарного предприятия.

Согласно норм ст. 129 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» с даты утверждения конкурсного управляющего до даты прекращения производства по делу о банкротстве, или заключения мирового соглашения, или отстранения конкурсного управляющего он осуществляет полномочия руководителя должника и иных органов управления должника, а также собственника имущества должника - унитарного предприятия в пределах, в порядке и на условиях, которые установлены данным Федеральным законом.

В соответствии с п.3. указанной выше статьи Федерального закона Конкурсный управляющий распоряжается имуществом должника в порядке и на условиях, которые установлены ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

В силу решения Арбитражного суда Республики Башкортостан от 16.04.2007 года по делу № А07-17128/2006 МУП «Жилищно-коммунальное хозяйство МО СП Новобелокатайский признано несостоятельным (банкротом), в отношении МУП «Жилищно-коммунальное хозяйство МО СП Новобелокатайский сельсовет введена процедура конкурсного производства, конкурсным управляющим утверждена ..

Договор № 1 от 01.09.2011 года о передаче объектов систем теплоснабжения и водоснабжения в с.Новобелокатай, с.Соколки Белокатайского района в аренду без права выкупа заключен от имени МУП ЖКХ муниципального образования сельское поселение Новобелокатайский сельсовет муниципального района Белокатайский район Республики Башкортостан после введения в отношении полномочий конкурсного управляющего, в рамках норм ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Принимая во внимание, вышеизложенное конкурсный управляющий считает, что нарушений действующего законодательства при заключении вышеуказанного договора № 1 от 01.09.2011 года не допущено. В связи с чем, просит производство по делу о нарушении антимонопольного законодательства прекратить.

По информации, представленной Администрация муниципального района Белокатайский район Республики Башкортостан от 26.03.2012 исх.№ 360 следует, что согласно выпискам из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним:

а) от 26.03.2012 № 67/001/2012-215 объект: котельная, находящаяся по адресу: с.Новобелокатай, ул.Якова Кустикова, д.1 принадлежит заявителю на праве собственности с 11.02.2010 года;

б) от 26.03.2012 № 67/001/2012-216 объект: котельная, находящаяся по адресу: с.Новобелокатай, ул. Мира, д.10а принадлежит МУП ЖКХ МО Сельское поселение Новобелокатайский сельсовет муниципального района Белокатайский район Республики Башкортостан на праве хозяйственного ведения;

в) от 26.03.2012 № 67/001/2012-217 объект: котельная, находящаяся по адресу: с. .Новобелокатай, ул.Ленина, д.24 принадлежит МУП ЖКХ МО Сельское поселение Новобелокатайский сельсовет муниципального района Белокатайский район Республики Башкортостан на праве хозяйственного ведения.

Согласно информации, представленной Конкурсным управляющим. (вх.№ 3491 от 23.03.2012) по решению собрания кредиторов объекты коммунальной инфраструктуры были выставлены на конкурс (котельная, находящаяся по адресу: с.Новобелокатай, ул.Якова Кустикова, д.1; котельная, находящаяся по адресу: с.Новобелокатай, ул. Мира, д.10а; котельная, находящаяся по адресу: с. .Новобелокатай, ул.Ленина, д.24 и т.д.) (Протокол № 2 собрания кредиторов МУП «ЖКХ» от 24.06 2011 года). Продажа имущества осуществлялась путем проведения конкурса. Торги были признаны несостоявшимися.

В соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» и на основании договора от 11.01.2012 № 1 о передаче социально значимых объектов МУП ЖКХ муниципального образования сельское поселение Новобелокатайский сельсовет муниципального района Белокатайский район Республики Башкортостан, в лице конкурсного управляющего, передало Администрации сельское поселение Новобелокатайский сельсовет муниципального района Белокатайский район Республики Башкортостан социально значимые объекты (котельная, находящаяся по адресу: с.Новобелокатай, ул.Якова Кустикова, д.1; котельная, находящаяся по адресу: с.Новобелокатай, ул. Мира, д.10а; котельная, находящаяся по адресу: с. .Новобелокатай, ул.Ленина, д.24 и т.д.) (Приложение № 1 к договору № 1 от 11.01.2012).

Таким образом, конкурсным управляющим Николаевой Т.П. социально значимый объект коммунальной инфраструктуры, находящаяся по адресу: с.Новобелокатай, ул. Мира, д.10а, принадлежавшийзаявителю на праве собственности с 11.02.2010 года, был выставлен на конкурс и в последствии на основании договора от 11.01.2012 № 1 передан Администрации сельское поселение Новобелокатайский сельсовет муниципального района Белокатайский район Республики Башкортостан, что противоречит требованиям ст. 110, п. 4 ст. 132 Закона о банкротстве.

В свою очередь, не соблюдение порядка, правил организации и проведения торгов на право заключения договора аренды имущества, находящегося в собственности сельского поселения Новобелокатайский сельсовет муниципального района Белокатайский район Республики Башкортостан, привело или может привести к недопущению, ограничения, устранению конкуренции на соответствующем товарном рынке, так как целью проведения торгов является обеспечение равного доступа к государственному или муниципальному ресурсу неопределенного круга лиц, которые могут иметь намерение приобрести права владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, а также развитие конкуренции.

Согласно ч.3 ст.47 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия привлекла к участию в деле в качестве ответчика - Администрацию сельского поселения Новобелокатайский сельсовет муниципального района Белокатайский район Республики Башкортостан.

Согласно устным объяснениям Администрации сельского поселения Новобелокатайский сельсовет муниципального района Белокатайский район Республики Башкортостан муниципальное имущество, полученное по договору от 11.01.2012 № 1 о передаче социально значимых объектов МУП ЖКХ муниципального образования сельское поселение Новобелокатайский сельсовет муниципального района Белокатайский район Республики Башкортостан, принятые по акту приема-передачи, не были переданы хозяйствующим субъектам в соответствии с требованиями антимонопольного законодательства в связи с проблемой регистрации в Управлении Федеральной государственной регистрации, кадастра и картографии по Республики Башкортостан.

Изучив все представленные документы и материалы, заслушав и исследовав доказательства, пояснения лиц, участвующих в деле, проведя анализ и оценку обстоятельств дела, Комиссия Башкортостанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства пришла к следующим выводам.

Согласно ст. 39 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» поступление из государственных органов, материалов, указывающих на наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства является основанием для возбуждения и рассмотрения антимонопольным органом дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения:

1) монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;

2) недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации.

Целями настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (ст.1 Закона о защите конкуренции).

Согласно п. 7 ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

На основании ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением случаев, указанных настоящим Законом.

Согласно ч. 5 ст. 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции», порядок проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров, указанных в частях 1 и 3 данной статьи, и перечень видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, устанавливаются федеральным антимонопольным органом.

На основании договора от 11.01.2012 № 1 о передаче социально значимых объектов МУП ЖКХ муниципального образования сельское поселение Новобелокатайский сельсовет муниципального района Белокатайский район Республики Башкортостан, в лице конкурсного управляющего, передало Администрации сельское поселение Новобелокатайский сельсовет муниципального района Белокатайский район Республики Башкортостан социально значимые объекты (котельная, находящаяся по адресу: с.Новобелокатай, ул.Якова Кустикова, д.1; котельная, находящаяся по адресу: с. .Новобелокатай, ул.Ленина, д.24 и т.д.) (Приложение № 1 к договору № 1 от 11.01.2012, акт приема передачи от 11.01.2012). В свою очередь Администрация сельского поселения Новобелокатайский сельсовет муниципального района Белокатайский район Республики Башкортостан после возвращения в муниципальную казну социально значимых объектов (котельная, находящаяся по адресу: с.Новобелокатай, ул.Якова Кустикова, д.1; котельная, находящаяся по адресу: с. .Новобелокатай, ул.Ленина, д.24 и т.д.), должна была организовать и провести торги на право заключения договоров аренды.

Вместе с тем, Администрацией сельского поселения Новобелокатайский сельсовет муниципального района Белокатайский район Республики Башкортостан торги на право заключения договоров аренды социально значимых объектов (котельная, находящаяся по адресу: с.Новобелокатай, ул.Якова Кустикова, д.1; котельная, находящаяся по адресу: с. .Новобелокатай, ул.Ленина, д.24 и т.д.) до настоящего времени не проведены.

Социально значимые объекты (котельная, находящаяся по адресу: с.Новобелокатай, ул.Якова Кустикова, д.1; котельная, находящаяся по адресу: с. .Новобелокатай, ул.Ленина, д.24 и т.д.) находятся в пользовании (владении, распоряжении) ООО «ЖКХ Ургалинское».

При этом п. 11 ч. 1 ст. 17.1 Закон о защите конкуренции, введенной Федеральным законом от 30.06.2008 N 108-ФЗ, позволяет заключать договоры аренды в отношении государственного имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, без проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, если они заключаются на срок 30 календарных дней и менее в течение шести последовательных календарных месяцев. Заключение договора на совокупный срок более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев без проведения конкурсов или аукционов запрещается.

В соответствии с п. 1 ст. 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью.

Статьей 132 Конституции РФ предусмотрено, что органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, а также решают иные вопросы местного значения.

Согласно ст. 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.

Правовой статус и полномочия органов местного самоуправления определены Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В соответствии со ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом. При этом органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или  постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.

Таким образом, органы местного самоуправления осуществляют полномочия по решению вопросов местного значения в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими в Российской Федерации.

Кроме того, в материалах дела имеются сведения о том, что Администрацией сельского поселения Новобелокатайский сельсовет муниципального района Белокатайский район Республики Башкортостан не предпринимались попытки возврата вышеупомянутого муниципального имущества с целью дальнейшей передачи данного имущества победителю торгов.

Заявление от Администрации сельского поселения Новобелокатайский сельсовет муниципального района Белокатайский район Республики Башкортостан о государственной регистрации права на объекты недвижимого имущества в Управление Федеральной государственной регистрации, кадастра и картографии по Республики Башкортостан не поступало (письмо Управления Федеральной государственной регистрации, кадастра и картографии по Республики Башкортостан от 17.04.2012 исх.№ 367-47-370).

Наряду с ООО «ЖКХ Ургалинское» иные хозяйствующие субъекты согласно имели бы возможность претендовать на право заключения договора аренды на муниципальное имущество при проведении торгов, конкурируя друг с другом за право обладания ограниченным ресурсом (муниципальным имуществом).

Следовательно, проведение торгов способствует развитию конкуренции за обладание ограниченным ресурсом - объектами муниципальной собственности путем создания условий для выбора контрагента, предлагающего наилучшие условия, что обеспечивает равный доступ к муниципальному имуществу всех заинтересованных лиц. Кроме того, проведение торгов обеспечит выбор наиболее эффективного пользователя имуществом.

Согласно части 1. ст. 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение порядка, установленного главой 5 настоящего Федерального закона.

Согласно п. 20 ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» государственные или муниципальные преференции - предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот (п. 20 в ред. Федерального закона от 17.07.2009 N 164-ФЗ).

Частью 1 статьи 19 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» установлено, что государственные или муниципальные преференции могут быть предоставлены на основании правовых актов федерального органа исполнительной власти, органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органа или организации исключительно в целях:

1) обеспечения жизнедеятельности населения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

2) развития образования и науки;

3) проведения научных исследований;

4) защиты окружающей среды;

5) сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;

6) развития культуры, искусства и сохранения культурных ценностей;

7) развития физической культуры и спорта;

8) обеспечения обороноспособности страны и безопасности государства;

9) производства сельскохозяйственной продукции;

10) социальной защиты населения;

11) охраны труда;

12) охраны здоровья граждан;

13) поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

13.1) поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (п. 13.1 введен Федеральным законом от 05.04.2010 N 40-ФЗ).

В соответствии с ч. 3 ст. 19 и ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» государственные и муниципальные преференции могут предоставляться на основании правовых актов федерального органа исполнительной власти, органа государственной власти субъекта Российской федерации, органа местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органа или организации только с предварительного согласия антимонопольного органа, данного в письменной форме. Причем органы публичной власти, в том числе органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции этих органов органы или организации, имеющие намерение предоставить государственную или муниципальную преференцию, подают в антимонопольный орган заявление о даче согласия на предоставление такой преференции по форме, определенной федеральным антимонопольным органом. 

Согласно ч. 4 ст. 19 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» не является государственной или муниципальной преференцией:

1) предоставление имущества и (или) иных объектов гражданских прав по результатам торгов, проводимых в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также по результатам иных процедур, предусмотренных законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;

2) передача, выделение, распределение государственного или муниципального имущества отдельным лицам в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, военных действий, проведения контртеррористических операций;

3) закрепление государственного или муниципального имущества                                  за хозяйствующими субъектами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления;

4) предоставление имущества и (или) иных объектов гражданских прав на основании федерального закона или на основании вступившего в законную силу решения суда.

Установленный порядок предоставления муниципальной преференции направлен на обеспечение контроля состояния конкурентной среды и последствий передачи органами местного самоуправления имущества и иных объектов гражданских прав хозяйствующим субъектам для состояния конкурентной среды соответствующего товарного рынка.

Кроме того, Администрацией сельского поселения Новобелокатайский сельсовет муниципального района Белокатайский район Республики Башкортостан не обращалась в антимонопольный орган с ходатайством о получении предварительного согласия на предоставление муниципальной преференции ООО «ЖКХ Ургалинское».

Исходя из приведенной нормы законодательства, предоставление муниципальной преференции хозяйствующим субъектам, в первую очередь, должно основываться на требованиях законодательства, в том числе антимонопольного.

Учитывая, что муниципальное имущество предоставлено ООО «ЖКХ Ургалинское» без торгов, следует нарушение положения главы 5 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», устанавливающих порядок предоставления хозяйствующим субъектам муниципальной преференции.

  Таким образом, Администрацией сельского поселения Новобелокатайский сельсовет муниципального района Белокатайский район Республики Башкортостан были нарушены требования п. 7 ч. 1 ст. 15, Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся в предоставлении муниципальной преференции хозяйствующему субъекту ООО «ЖКХ Ургалинское» путем предоставления муниципального имущества без согласования с антимонопольным органом, что повлекло за собой предоставление преимущества отдельному хозяйствующему субъекту, обеспечило ему более выгодные условия деятельности по сравнению с другими хозяйствующими субъектами в Белокатайском районе.

Таким образом, оценив представленные доказательства, обстоятельства, установленные на заседании Комиссии, непосредственно касающиеся рассматриваемого вопроса, пояснения лиц, участвующих в деле, принимая во внимание вышеизложенное, Комиссия Башкортостанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства пришла к выводу о наличии факта нарушения ч.1 ст.15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в недопущении, ограничении и (или) устранении конкуренции на соответствующем товарном рынке, в предоставления муниципальной преференции без предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа. По обстоятельствам, установленным при рассмотрении дела Комиссия переквалифицировала нарушения антимонопольного законодательства со ч.5 ст.17.1 на ст.15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Башкортостанское УФАС России учитывает, что в соответствии со ст.ст. 1, 3 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» нормы закона определяют организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе, предупреждение недопущения, ограничения, устранения конкуренции органами местного самоуправления. Также подлежит учету, что нормы Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» носят упреждающий нарушение антимонопольного законодательства характер, руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч.ч. 1 – 4 ст. 41, ч. 1 ст. 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Башкортостанского УФАС России,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать Администрацию сельского поселения Новобелокатайский сельсовет муниципального района Белокатайский район Республики Башкортостан (452580, РБ, Белокатайский район, с.Новобелокатай, ул.Советская, 124) нарушившей п.7 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». 

2. Выдать предписание Администрации сельского поселения Новобелокатайский сельсовет муниципального района Белокатайский район Республики Башкортостан о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

 

 

Председатель Комиссии                                                             «…»

 

Члены Комиссии                                                                                            «…»

 

«…»

 

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны