Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № А-272/16-11 по признакам наруш администра... от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

             РЕШЕНИЕ

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства, рассмотрев дело № А-272/16-11 по признакам нарушения администрацией городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан <…>, Комитетом по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по городу Октябрьский <…>, ОАО «Октябрьские электрические сети» <…> пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В ходе рассмотрения дела № А-231/10-11в отношении ОАО «Октябрьские электрические сети», рассматриваемого отделом естественных монополий и финансовых рынков Башкортостанского УФАС России, было установлено следующее.

01.02.2010 между Комитетом по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по городу Октябрьский и ОАО «Октябрьские электрические сети» заключен договор аренды муниципального имущества без права выкупа № 1-10. В пункте 1.1. Договора указано, что согласно условиям настоящего договора Комитет по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по городу Октябрьский на основании постановления администрации городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан от 03.02.2010 № 105 обязуется передать во временное владение и пользование имущество городского округа город Октябрьский согласно Приложению к договору.

Таким образом, договор аренды заключен раньше постановления главы администрации городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан, во исполнение которого он заключен.

Следовательно в действиях Комитета по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по городу Октябрьский и ОАО «Октябрьские электрические сети», заключившими договор от 01.02.2010, имеются признаки нарушения статьи 16 Закона о защите конкуренции.

Исходя из вышеизложенного, приказом Башкортостанского УФАС от 30.09.2011 № 456 было возбуждено дело в отношении администрации городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан <…>, Комитета по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан <…>, ОАО «Октябрьские электрические сети» <…> по признакам нарушения пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в заключении договора аренды муниципального имущества без права выкупа от 01.02.2010 № 1-10 с  ОАО «Октябрьские электрические сети» во исполнение постановления администрации городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан от 03.02.2010 № 105.

Согласно письменным пояснениям администрации городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан от 14.10.2011 № 3651, Комитета по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 14.10.2011 № 3450/01-20 и устным пояснениям   представителей администрации городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан, Комитета по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан договор аренды между Комитетом по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по городу Октябрьский и ОАО «Октябрьские электрические сети» изначально был заключен  05.07.2007  (распоряжение от 21.06.2007 № 478-р). В период с июля 2007 по январь 2011 договор аренды  с ОАО «Октябрьские электрические сети» перезаключался на новый срок на основании  части 1 статьи 621 Гражданского Кодекса Российской Федерации, и в соответствии с пунктом 13 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции. Кроме того, Комитетом по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по городу Октябрьский в пояснениях сообщалось о том, что при указании даты Договора аренды муниципального имущества без права выкупа от 01.02.2011 № 1-10 была допущена техническая ошибка, которая устранена путем заключения дополнительного соглашения от 29.09.2011.

Согласно информации, представленной ОАО «Октябрьские электрические сети» (от 14.10.2011 № 974, от 21.10.2011 № 999)  постановлением администрации городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан от 29.12.2006 № 3028 «Об условиях приватизации имущественного комплекса МУП «Октябрьские электрические сети» городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан» МУП  «Октябрьские электрические сети» городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан приватизировано путем преобразования в ОАО  «Октябрьские электрические сети». Распоряжением администрации городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан от 21.06.2007 № 478-р, муниципальное имущество, неподлежащее приватизации было передано  05.07.2007 в аренду по договору № 7 вновь созданному  ОАО «Октябрьские электрические сети». В соответствии с распоряжением администрации городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан от 19.03.2008 № 230-р «О заключении договора аренды муниципального имущества с ОАО «Октябрьские электрические сети», арендные отношения были продлены путем заключения нового договора аренды муниципального имущества без права выкупа от 01.03.2008 № 3-08. Как указано в информации, представленной ОАО «Октябрьские электрические сети», в дальнейшем арендные отношения были продлены в соответствии с постановлением администрации городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан от 03.02.2010 № 105 «О передаче имущества в аренду ОАО «Октябрьские электрические сети»  путем заключения нового договора аренды  муниципального имущества без права выкупа от 01.02.2010 № 1-10, срок действия которого до 31.01.2011.

На заседании Комиссии представители лиц, участвующих в деле, подтвердили позицию, изложенную в письмах, а также пояснили, что передача муниципального имущества в аренду ОАО «Октябрьские электрические сети» администрацией городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан, Комитетом по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по городу Октябрьский осуществлялась в соответствии с требованиями антимонопольного законодательства.

Изучив все представленные документы и материалы, заслушав и исследовав доказательства, пояснения лиц, участвующих в деле, проведя анализ и оценку обстоятельств дела, Комиссия Башкортостанского УФАС России по рассмотрению дела установила следующее.

01.02.2011 Комитетом по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по городу Октябрьский заключен договор аренды муниципального имущества без права выкупа  № 1-10 с ОАО «Октябрьские электрические сети».

На основании постановления администрации городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан от 03.02.2010 № 105 предметом договора аренды муниципального имущества без права выкупа № 1-10 заключенного между Комитетом по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по городу Октябрьский и ОАО «Октябрьские электрические сети», как указано в пункте 1.1 договора, является имущество городского  округа город Октябрьский Республики Башкортостан согласно Приложению № 1, балансовой стоимостью 32403629,81 руб., остаточной стоимостью 27561722,85 руб. по состоянию на 01.01.2010 года.

Постановлением  администрации городского округа город Октябрьский Республики  Башкортостан от 03.02.2010 № 105 «О передаче имущества в аренду ОАО «Октябрьские электрические сети»  открытому акционерному обществу «Октябрьские электрические сети» <…> переданы в аренду  сети электроснабжения согласно приложению на срок до 30.01.2011» (пункт 1). В соответствии с пунктом 2 вышеуказанного постановления «Комитету по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по городу Октябрьский <…> в установленном порядке заключить с ОАО «Октябрьские электрические сети» договор аренды муниципального имущества без права выкупа..»

Таким образом, договор аренды муниципального имущества без права выкупа заключен  Комитетом по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по городу Октябрьский  с ОАО «Октябрьские электрические сети» на 2 дня раньше, чем издано постановление главы администрации городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан «О передаче имущества в аренду ОАО «Октябрьские электрические сети».

 Согласно пункту 18 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» соглашение - договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

В соответствии с пунктом 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению,   ограничению,   устранению   конкуренции,   в   частности   к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или  устранению с него хозяйствующих субъектов.

Согласно части 1 статьи  8 Конституции Российской Федерации в государстве гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

В соответствии с пунктом 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации и абзацем 2 пункта 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Таким образом, для введения ограничений гражданских прав в Российской Федерации Конституция Российской Федерации и Гражданский Кодекс  Российской Федерации требуют соблюдения двух условий: а) ограничение может быть введено только федеральным законом; б) ограничение может быть введено только по тем основаниям, которые перечислены в статье 55 Конституции Российской Федерации и в статье 1 Гражданского кодекса Российской Федерации. Стороны, заключившие ограничивающее гражданские права Договор об аренде муниципального имущества без права выкупа, не представили документы, подтверждающие наличие вышеуказанных двух условий.

На основании статьи 1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ  «О защите конкуренции» целями указанного Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свобода экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

Признаки ограничения конкуренции приведены в пункте 17 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»: сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, а также иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.

Изложенное рассматривается Комиссией Башкортостанского  УФАС России в качестве наличия запрещенного Законом о защите конкуренции соглашения между Комитетом по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по городу Октябрьский и  ОАО «Октябрьские электрические сети».

В результате соглашения между Комитетом по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по городу Октябрьский и  ОАО «Октябрьские электрические сети» хозяйствующий субъект – ОАО «Октябрьские электрические сети» – получил исключительную возможность заключения договора аренды муниципального имущества № 1-10 без постановления администрации городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан о передаче муниципального имущества в аренду.

Действия Комитета по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по городу Октябрьский и  ОАО «Октябрьские электрические сети» по реализации данного соглашения могут привести к ограничению конкуренции путем ограничения доступа иных хозяйствующих субъектов на товарный рынок по осуществлению деятельности по эксплуатации наружных систем электроснабжения и наружного освещения на территории городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан.

Таким образом, действия Комитета по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по городу Октябрьский и  ОАО «Октябрьские электрические сети» подпадают под определение соглашения, данного в пункте 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с пунктом 4 статьей 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции) запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти и хозяйствующими субъектами, если такие соглашения приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

Кроме того, Башкортостанским УФАС России в ходе рассмотрения дела установлено, что Комитетом по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по городу Октябрьский достигнуто соглашение  с ОАО «Октябрьские электрические сети»,  путем заключения 01.02.2011 договор аренды муниципального имущества с ОАО «Октябрьские электрические сети». Тем самым, хозяйствующий субъект – ОАО «Октябрьские электрические сети»,  поставлен в преимущественное положение по отношению к другим хозяйствующим субъектам, которые могли бы осуществлять свою деятельность на рынке по эксплуатации наружных систем электроснабжения и наружного освещения на территории городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан.

В ходе дальнейшего рассмотрения дела Комиссией Башкортостанского УФАС России    установлено, что со стороны администрации городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан  нарушений статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»   не выявлено.

По поводу доводов ответчиков об отсутствии наступления негативных последствий в части ограничения конкуренции, Комиссия сообщает следующее: Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями. Согласно статьи 3 вышеуказанного Закона он распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели. Таким образом, ответчики не учитывают, что нормы Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в том числе, статья 16, носят также упреждающий нарушение антимонопольного законодательства характер. В статье 16 указано буквально следующее: «могут привести» к названным в этой норме последствиям. Таким образом, для вменения совершения действий, запрещенных статьей 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», доказывания наступления последствий не требуется.

Таким образом, заключение Комитетом по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по городу Октябрьский и ОАО «Октябрьские электрические сети» Договора № 1-10 нарушает пункт 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», согласно которому запрещаются соглашения между органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, или между ними и хозяйствующими субъектами, если такие соглашения приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности  к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

Согласно статье 39 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства, принимает по результатам их рассмотрения решения и выдает предписания. Нарушением антимонопольного законодательства является сам факт заключения Договора аренды муниципального имущества без права выкупа. Также как уже указывалось выше, для квалификации заключения Договора аренды муниципального имущества без права выкупа как нарушения антимонопольного законодательства достаточно наличия угрозы конкурентным принципам, а не наступления последствий.

В ходе  рассмотрения дела  Комитетом по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по городу Октябрьский  было представлена информация от 14.10.2011 исх. № 3450/01-20, подтверждающая устранение нарушения антимонопольного законодательства. Комитетом по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по городу Октябрьский  дополнительным соглашением от 29.09.2011 к Договору аренды муниципального имущества без права выкупа № 1-10 установлена дата заключения Договора № 1-10   03.02.2011.

Комиссия Башкортостанского УФАС России  учитывает, что Комитетом по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по городу Октябрьский   и ОАО «Октябрьские электрические сети» предприняты действия, направленные на устранение нарушения антимонопольного законодательства.

Таким образом, факт нарушения пункта 4  статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Комитетом по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по городу Октябрьский   и ОАО «Октябрьские электрические сети» подтвердился, однако Комитет по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по городу Октябрьский   и ОАО «Октябрьские электрические сети» до принятия Комиссией решения по делу приняли меры по устранению нарушения антимонопольного законодательства. 

На основании изложенного, руководствуясь статей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Башкортостанского УФАС России 

РЕШИЛА:

1. Признать Комитет по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по городу Октябрьский  <…> и ОАО «Октябрьские электрические сети» <…> нарушившими  пункт 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» путем заключения соглашения, которое приводит или может привести к недопущению,   ограничению,   устранению   конкуренции,   в   частности   к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или  устранению с него хозяйствующих субъектов.

2. Прекратить рассмотрение дела в отношении Комитета по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан и ОАО «Октябрьские электрические сети»  о нарушении пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства.

    3. В связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства предписание о совершении действий направленных на обеспечение конкуренции Комитету по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан и ОАО «Октябрьские электрические сети»   не выдавать.

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны