Решение б/н Решение и предписание по делу № А-274/11-11 в отношении ООО ... от 2 августа 2012 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

Комиссия Башкортостанского УФАС России по рассмотрению дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства,  

рассмотрев дело № А-274/11-11 в отношении ООО «Мой дом» <…> и ГКУ Республики Башкортостан Управление малоэтажным строительством <…>  по признакам нарушения пункта 8 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), 

установила:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан поступило обращение ООО «ГазПромТЭК» <…>  (далее – Заявитель) на действия ООО «Мой дом» <…>, ГБУ «Хозяйственное управление» <…>  и ГУП РБ Управление малоэтажным строительством <…>  по передаче государственных сетей газо-, водо-, электроснабжения на объектах малоэтажного строительства в п.п. Дорогино, Жуково, Шамонино Уфимского района Республики Башкортостан на техническое обслуживание и эксплуатацию.

Согласно содержащейся в указанном обращении информации, сети газо-, водо-, электроснабжения на объектах малоэтажного строительства в п.п. Дорогино, Жуково, Шамонино Уфимского района Республики Башкортостан незаконно передаются ГУП РБ Управление малоэтажным строительством (далее ГУП РБУМС) на техническое обслуживание и эксплуатацию ООО «Мой дом». При этом ООО «Мой дом», не являясь сетевой организацией, осуществляет технологическое присоединение к электрическим сетям и выставляет счета на оплату электричества.

Заявитель указывает, что с 2009 года  по февраль 2011 года технические условия на подключение электроустановок жилых домов выдавало ГБУ Хозяйственное управление, как заказчик и лицо, получившее технические условия и оплатившее плату за технологическое присоединение энергопринимающих устройств жилых домов к электрическим сетям.

Согласно информации, указанной в обращении, поступающие на счет ГУП РБ УМС бюджетные средства, предназначенные для кредитования участников программы малоэтажного строительства, перечисляются на счета участников программы. На те же счета участники программы довкладывают свои личные средства. Но выбрать подрядную организацию и оплатить ее услуги по своему усмотрению участники программы не могут. Кроме того, заявитель указывает, что банки не оплачивают работы подрядчиков без личной подписи и указания руководителя ГУП РБ УМС.

Заявитель считает, что в результате действий ГБУ Хозяйственное управление, ГУП РБ УМС и ООО «Мой дом» завышается стоимость работ  по подключению объектов малоэтажного строительства к сетям газо-, водо-, электроснабжения, а также создаются препятствия доступу ООО «ГазПромТЭК» на рынок оказания услуг по подключению объектов малоэтажного строительства к инженерным сетям. Тем самым  нарушаются права и законные интересы жителей поселков Дорогино, Жуково, Шамонино Уфимского района Республики Башкортостан - участников программы малоэтажного строительства и ООО «ГазПромТЭК».

В рамках рассмотрения указанного обращения Башкортостанским УФАС России была запрошена у ГБУ Хозяйственное управление, ГУП РБ УМС, Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан и ООО «ГазПромТЭК» информация, касающаяся предоставления услуг по техническому обслуживанию и эксплуатации сетей инженерно-технического обеспечения в населенных пунктах Дорогино, Жуково, Шамонино Уфимского района Республики Башкортостан; заключения договоров на подключение (технологическое присоединение) инженерных коммуникаций объектов малоэтажного строительства к внешним сетям инженерно-технического обеспечения в вышеуказанных  населенных пунктах и выдачи технических условий на подключение к сетям инженерно-технического обеспечения в вышеуказанных  населенных пунктах.

Согласно информации, представленной ГБУ Хозяйственное управление письмом от 24.08.2011 № 23/650, распоряжением Правительства РБ от 27.12.2010 № 1555-р в государственную собственность переданы объекты газоснабжения, расположенные в поселках Шамонино и Дорогино Уфимского района Республики Башкортостан. На основании данного распоряжения объекты газоснабжения в указанных населенных пунктах переданы в безвозмездное пользование ОАО «Газ-Сервис». Министерством земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан в письме № ФС-36/13631 от 25.08.2011 представлена аналогичная информация, а также указано, что распоряжениями Правительства РБ №№ 143-р и 144-р от 21.02.2011 к государственной собственности отнесены и переданы в собственность МР Уфимский район объекты школы и детского сада с сетями газо-, тепло-, электро-, водоснабжения и канализации.

ГУП РБ УМС письмом от 19.08.2011 № 09/1583 сообщило следующее.

В населенных пунктах д.Шамонино, д.Дорогино, с.Жуково Уфимского района Республики Башкортостан строительство инженерных сетей электро-, газо-, водоснабжения осуществляется в рамках республиканской адресной инвестиционной программы за счет средств республиканского бюджета. Государственным заказчиком по строительству сетей инженерно-технического обеспечения является ГБУ Хозяйственное управление, заказчиком-застройщиком – ГУП РБ УМС.

До получения разрешения на ввод, отнесения к государственной собственности и передачи эксплуатирующей организации объекты сетей инженерно-технического обеспечения находятся на балансе заказчика-застройщика.

Согласно подпункта 7 пункта 3 статьи 55 Градостроительного кодекса РФ для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию органу исполнительной власти необходимо представить документы, подтверждающие соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства техническим условиям и подписанные представителями организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения (при их наличии).

В связи с отсутствием в ГУП РБ УМС собственного эксплуатирующего персонала, а также в целях обеспечения содержания сетей водо-, газо-, электроснабжения в работоспособном состоянии до их отнесения к государственной собственности, ГУП РБ УМС заключило договоры на техническое обслуживание сетей электро- и водоснабжения с правом выдачи технических условий для присоединения индивидуального жилого дома к электрическим сетям и к уличному водопроводу с ООО «Мой дом».

ГУП РБ УМС с ООО «Мой дом» заключены следующие договоры:

 

 

№ п/п

№ и дата заключения договора

Срок действия договора

Предмет договора

1

1/5 от 03.05.2010

31.12.2011

Выполнение работ по обслуживанию (эксплуатации) электроустановок внутриплощадочных и внеплощадочных сетей электроснабжения на объекте «Строительство инженерных коммуникаций и благоустройство (улучшение освещения, строительство внутриплощадочных автомобильных дорог (улиц)), с.Жуково», расположенного в н.п. Жуково Уфимского района Республики Башкортостан

2

2/5 от 03.05.2010

31.12.2011

Выполнение работ по обслуживанию (эксплуатации) электроустановок внутриплощадочных и внеплощадочных сетей электроснабжения на объекте «Строительство инженерных коммуникаций и благоустройство (улучшение освещения, строительство внутриплощадочных автомобильных дорог (улиц)), д.Дорогино», расположенного в н.п. Дорогино Уфимского района Республики Башкортостан

3

3/5 от 03.05.2010

31.12.2011

Выполнение работ по обслуживанию (эксплуатации) электроустановок внутриплощадочных и внеплощадочных сетей электроснабжения на объекте «Строительство инженерных коммуникаций и благоустройство (улучшение освещения, строительство внутриплощадочных автомобильных дорог (улиц)), д.Шамонино», расположенного в н.п. Шамонино Уфимского района Республики Башкортостан

4

1 от 04.05.2010

31.12.2011

Выполнение работ по техническому обслуживанию (эксплуатации) сетей водоснабжения объекта «Расширение деревни Дорогино муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан»

5

2 от 04.05.2010

31.12.2011

Выполнение работ по техническому обслуживанию (эксплуатации) сети водоснабжения объекта «Расширение д.Шамонино муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан»

6

3 от 04.05.2010

31.12.2011

Выполнение работ по техническому обслуживанию (эксплуатации) сетей водоснабжения объекта «Расширение д.Жуково муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан»

7

4 от 04.05.2010

31.12.2011

Выполнение работ по содержанию объекта незавершенного строительства «Строительство инженерных коммуникаций и благоустройство (улучшение освещения, строительство внутриплощадочных автомобильных дорог (улиц)), д.Шамонино», внутриплощадочные автомобильные дороги, расположенные внутри границ объекта «Расширение д.Шамонино МР Уфимский район Республики Башкортостан»

8

5 от 04.05.2010

31.12.2011

Выполнение работ по содержанию объекта незавершенного строительства «Строительство инженерных коммуникаций и благоустройство (улучшение освещения, строительство внутриплощадочных автомобильных дорог (улиц)), д.Дорогино», внутриплощадочные автомобильные дороги, расположенные внутри границ объекта «Расширение д.Дорогино МР Уфимский район Республики Башкортостан»

9

6 от 04.05.2010

31.12.2011

Выполнение работ по содержанию объекта незавершенного строительства «Строительство инженерных коммуникаций и благоустройство (улучшение освещения, строительство внутриплощадочных автомобильных дорог (улиц)), с.Жуково», внутриплощадочные автомобильные дороги, расположенные внутри границ объекта «Расширение с.Жуково МР Уфимский район Республики Башкортостан»

10

1/1 от 05.05.2011

31.12.2011

На основании ранее заключенных договоров № 1/5 от 03.05.2010, № 3 от 04.05.2010, № 6 от 04.05.2010 при технологическом подключении индивидуальных жилых домов участников комплексного освоения объектов малоэтажной застройки к сетям инженерно-технического обеспечения (электро-, водо-, газоснабжения):

- выдавать технические условия по форме в соответствии с приложениями №№ 1, 2 к настоящему договору на технологическое присоединение к инженерным сетям,  расположенным на землях общего пользования;

- осуществлять подключение потребителей к инженерным сетям в соответствии с «Правилами подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения», утвержденными постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 № 83, и «Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям», утвержденными постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861;

- производить выдачу письменных разрешений (нарядов) на выполнение земляных работ в охранной зоне проезжих частей внутриплощадочных автомобильных дорог, охранной зоне инженерных сетей и на землях общего пользования;

- осуществлять контроль за выполнением юридическими и физическими лицами работ по строительству инженерных сетей на предмет их соответствия выданным техническим условиям, проектной и иной документации.

Указанные работы осуществляются на объектах «Расширение с.Жуково МР Уфимский район РБ», «Строительство инженерных коммуникаций и благоустройство (улучшение освещения, строительство внутриплощадочных автомобильных дорог (улиц)), с.Жуково»

11

1/2 от 05.05.2011

31.12.2011

На основании ранее заключенных договоров № 2/5 от 03.05.2010, № 1 от 04.05.2010, № 5 от 04.05.2010 при технологическом подключении индивидуальных жилых домов участников комплексного освоения объектов малоэтажной застройки к сетям инженерно-технического обеспечения (электро-, водо-, газоснабжения):

- выдавать технические условия по форме в соответствии с приложениями №№ 1, 2 к настоящему договору на технологическое присоединение к инженерным сетям,  расположенным на землях общего пользования;

- осуществлять подключение потребителей к инженерным сетям в соответствии с «Правилами подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения», утвержденными постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 № 83, и «Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям», утвержденными постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861;

- производить выдачу письменных разрешений (нарядов) на выполнение земляных работ в охранной зоне проезжих частей внутриплощадочных автомобильных дорог, охранной зоне инженерных сетей и на землях общего пользования;

- осуществлять контроль за выполнением юридическими и физическими лицами работ по строительству инженерных сетей на предмет их соответствия выданным техническим условиям, проектной и иной документации.

Указанные работы осуществляются на объектах «Расширение д.Дорогино МР Уфимский район РБ», «Строительство инженерных коммуникаций и благоустройство (улучшение освещения, строительство внутриплощадочных автомобильных дорог (улиц)), д.Дорогино»

12

1/3 от 05.05.2011

31.12.2011

На основании ранее заключенных договоров № 3/5 от 03.05.2010, № 2 от 04.05.2010, № 4 от 04.05.2010 при технологическом подключении индивидуальных жилых домов участников комплексного освоения объектов малоэтажной застройки к сетям инженерно-технического обеспечения (электро-, водо-, газоснабжения):

- выдавать технические условия по форме в соответствии с приложениями №№ 1, 2 к настоящему договору на технологическое присоединение к инженерным сетям расположенным на землях общего пользования;

- осуществлять подключение потребителей к инженерным сетям в соответствии с «Правилами подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения», утвержденными постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 № 83, и «Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям», утвержденными постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861;

- производить выдачу письменных разрешений (нарядов) на выполнение земляных работ в охранной зоне проезжих частей внутриплощадочных автомобильных дорог, охранной зоне инженерных сетей и на землях общего пользования;

- осуществлять контроль за выполнением юридическими и физическими лицами работ по строительству инженерных сетей на предмет их соответствия выданным техническим условиям, проектной и иной документации.

Указанные работы осуществляются на объектах «Расширение д.Шамонино МР Уфимский район РБ», «Строительство инженерных коммуникаций и благоустройство (улучшение освещения, строительство внутриплощадочных автомобильных дорог (улиц)), д.Шамонино»

 

Таким образом, единственным хозяйствующим субъектом, уполномоченным Правительством Республики Башкортостан на организацию строительства доступного жилья граждан (в т.ч. в населенных пунктах Дорогино, Жуково, Шамонино Уфимского района Республики Башкортостан) – ГУП РБ Управление малоэтажным строительством – договоры на выполнение работ:

по обслуживанию (эксплуатации) электроустановок внутриплощадочных и внеплощадочных сетей электроснабжения;

по техническому обслуживанию (эксплуатации) сетей водоснабжения;       

по выдаче технических условия на технологическое присоединение к инженерным сетям расположенным на землях общего пользования;

         по выдаче письменных разрешений (нарядов) на выполнение земляных работ в охранной зоне проезжих частей внутриплощадочных автомобильных дорог, охранной зоне инженерных сетей и на землях общего пользования;

         по осуществлению контроля за выполнением юридическими и физическими лицами работ по строительству инженерных сетей на предмет их соответствия выданным техническим условиям, проектной и иной документации,

в населенных пунктах Дорогино, Жуково, Шамонино Уфимского района Республики Башкортостан заключены с единственным хозяйствующим субъектом – ООО «Мой дом».

Кроме того, ГУП РБ УМС выставляется к гражданам – участникам Республиканской программы "Развитие малоэтажного жилищного строительства в Республике Башкортостан "Свой дом" на 2007 - 2010 годы" обязательное требование о проставлении на актах выполненных работ по строительству внутренних инженерных сетей отметки ООО «Мой дом» о фактическом выполнении работ и их соответствия выданным техническим условиям на подключение к инженерным сетям (письмо ГУП РБ УМС о 20.06.2011 № 09/1105).

К обращению ООО «ГазПромТЭК»  приложена копия заявления гр.Пономаревой Л.Н. от 09.06.2011 на имя директора ГУП РБ УМС Кадырова В.В., в котором содержится просьба дать разрешение на оплату коммуникаций по договору №№ 60, 61, заключенному с ООО «ГазПромТЭК», так как ООО «Мой дом» принуждает заключать договоры по завышенным расценкам. В дальнейшем отказывается подключать к центральным сетям газо-, водоснабжения.

Информация о давлении со стороны ООО «Мой дом» и принуждении к заключению договоров подряда на проведение инженерно-технических коммуникаций содержится в обращении граждан – участников программы «Свой дом», проживающих в н.п. Шамонино, Дорогино, Жуково МР Уфимский район РБ, поступившем в Башкортостанское УФАС России (вх.№ 11363 от 14.09.2011).

Исходя из вышеизложенного, на рынке оказания услуг по техническому обслуживанию сетей электро- и водоснабжения в населенных пунктах Жуково, Шамонино, Дорогино Уфимского района Республики Башкортостан в результате действий ГУП РБ УМС и ООО «Мой дом» создалась ситуация, при которой жители указанных населенных пунктов – участники Республиканской программы "Развитие малоэтажного жилищного строительства в Республике Башкортостан "Свой дом" на 2007 - 2010 годы» - не имеют права выбора подрядной организации и вынуждены заключать договоры на подключение внутридомовых инженерных коммуникаций к сетям электро- и водоснабжения с ООО «Мой дом».

Тем самым для иных хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность по оказанию услуг по техническому обслуживанию сетей электро- и водоснабжения, создаются препятствия доступу на рынок оказания услуг по техническому обслуживанию сетей электро- и водоснабжения в населенных пунктах Жуково, Шамонино, Дорогино Уфимского района Республики Башкортостан.

Таким образом, у Башкортостанского УФАС России имеются достаточные основания полагать, что между ГУП РБ УМС и ООО «Мой дом» достигнуто устное соглашение,  которое приводит к созданию препятствий доступу на указанный товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

В соответствии с п.18 ст.4 Закона о защите конкуренции под соглашением понимается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

Пунктом 8 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами или согласованные действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести к созданию препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам

Таким образом, в действиях ГУП РБ УМС и ООО «Мой дом» имеются признаки нарушения пункта 8 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции.

Согласно информации, размещенной на сайте www.guprbums.ru с 22 августа 2011 года государственное унитарное предприятие Республики Башкортостан Управление малоэтажным строительством (далее – ГУП РБ УМС) реорганизовано в форме преобразования в государственное казенное учреждение Республики Башкортостан Управление малоэтажным строительством (далее ГКУ РБ УМС) на основании распоряжения Правительства Республики Башкортостан от 15.04.2011 года № 360-р (с последующими изменениями). В соответствии со ст. 58 Гражданского кодекса Российской Федерации ГКУ РБ УМС является правопреемником ГУП РБ УМС по всем правам и обязательствам (договорам и расчетам).

В связи с наличием в действиях ГУП РБ УМС, правопреемником которого является ГКУ РБ УМС, и ООО «Мой дом» признаков нарушения пункта 8 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, выразившегося в заключении соглашения (договоренности в устной форме), в результате которого создаются препятствия доступу на рынок оказания услуг по техническому обслуживанию сетей электро-и водоснабжения в населенных пунктах Жуково, Шамонино, Дорогино Уфимского района Республики Башкортостан другим хозяйствующим субъектам было возбуждено дело № А-274/11-11 о нарушении антимонопольного законодательства.

Позиция ГКУ РБ УМС по вменяемому нарушению антимонопольного законодательства изложена в письме от 26.10.2011 № 09/2092:

«В населенных пунктах Республики Башкортостан МР Уфимский район: д.Шамонино, д.Дорогино, с.Жуково строительство инженерных сетей электро-, газо- водоснабжения (далее – сети инженерно-технического обеспечения) осуществляется в рамках республиканской адресной инвестиционной программы за счет средств республиканского бюджета.

Строительство электро-, водоснабжения в населенных пунктах д.Шамонино, д.Дорогино, с.Жуково МР Уфимский район Республики Башкортостан, а также сетей газоснабжения в д.Жуково не завершено.

По вышеуказанным объектам ГУП РБ УМС осуществлял функции заказчика-застройщика.

До получения разрешения на ввод, отнесения к государственной собственности и передачи эксплуатирующей организации объекты сетей инженерно-технического обеспечения находились на балансе заказчика-застройщика.

Согласно подпункта 7 пункта 3 статьи 55 Градостроительного кодекса РФ для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию органу исполнительной власти необходимо предоставить документы, подтверждающие соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства техническим условиям и подписанные представителями организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения (при их наличии).

В связи с отсутствием в ГУП РБ УМС собственного эксплуатирующего персонала  для содержания сетей электро- и водоснабжения в работоспособном состоянии до ввода их в эксплуатацию и отнесения к государственной собственности, ГУП РБ УМС заключило указанные в определении по делу № А-274/11-11 о нарушении антимонопольного законодательства договоры с эксплуатирующей организацией ООО «Мой дом».

Позиция ООО «Мой дом» в письменном виде не изложена. На заседании Комиссии по рассмотрению  дела № А-274/11-11 о нарушении антимонопольного законодательства представитель ООО «Мой дом» заявил, что организации, эксплуатирующие сети, должны осуществлять присоединение к инженерным сетям. Никакая другая организация не согласилась брать инженерно-технические сети в вышеуказанных населенных пунктах на эксплуатацию. По мнению  ООО «Мой дом» в действиях Общества нарушение антимонопольного законодательства отсутствует, так как конкуренция не ограничена: ООО «ГазПромТЭК» до сих пор заключает договоры на монтаж газо-, водо-, электроснабжения. В доказательство данного факта представителем ООО «Мой дом» для приобщения к материалам настоящего дела были представлены:

 договор № 19 от 04.08.2010 о выполнении субподрядных работ, заключенный меду ООО «ГазПромТЭК» и ООО «Стройсервис Плюс», предметом которого является выполнение работ по монтажу вентиляционных каналов, газоснабжения, водоснабжения, выгребной ямы и теплоснабжения частных домов;

договор подряда № 17 от 25.05.2011, заключенный между гр.Медведевой Г.Г. и ООО «ГазПромТЭК», предметом которого являются электромонтажные работы;

договор подряда № 6 от 18.05.2011, заключенный между гр.Чепель Е.В. и ООО «ГазПромТЭК», предметом которого является монтаж водопроводной сети в жилом доме, и др.

 Также представителем ООО «Мой дом» было заявлено, что у ООО «Мой дом» есть протоколы собраний жителей д.Шамонино, д.Дорогино, с.Жуково о выборе ООО «Мой дом» в качестве управляющей компании, с каждым собственником жилых домов в указанных населенных пунктах есть договор поручения.

Представитель заявителя считает ущемлением прав ООО «ГазПромТЭК» как участника рынка оказания услуг по техническому обслуживанию сетей электро-и водоснабжения в населенных пунктах Жуково, Шамонино, Дорогино Уфимского района Республики Башкортостан действия ГУП РБ УМС, которое пригласило жителей вышеуказанных населенных пунктов на <…> (адрес фактического местонахождения ООО «Мой дом»), где им было разъяснено, что договоры на подключение к сетям газо-, водо-, электроснабжения они имеют право заключать только с ООО «Мой дом». В ином случае выписываются штрафы.

Также представитель ООО «ГазПромТЭК» для приобщения к материалам настоящего дела представил:

 договор поручения № 3/2Д/Г от 29.07.2011, заключенный между ООО «Мой дом» (Управляющая компания) и гр<…>  (Владелец),  согласно которому Владелец поручает Управляющей компании от имени и за счет владельца осуществить подбор подрядной организации и заключить с ней договор подряда на монтаж сетей газоснабжения в индивидуальном жилом доме; оплатить подрядной организации стоимость монтажа сетей газоснабжения; выполнять другие действия, необходимые для выполнения обязанностей по договору;

договор подряда № 2/23Д от 14.07.2011 заключенный между ООО «Мой дом» (Подрядчик) и гр<…> (Заказчик),  согласно которому Заказчик поручает, а Подрядчик обязуется выполнить работы по устройству наружных и внутренних сетей водоснабжения, канализации, отопления, электроснабжения при строительстве индивидуального жилого дома.

Изучив все представленные документы и материалы, заслушав и исследовав доказательства, возражения и пояснения лиц, участвующих в деле, проведя анализ и оценку обстоятельств дела, Комиссия Башкортостанского УФАС России по рассмотрению дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства пришла к следующим выводам.

Ст. 3 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» определено, что настоящий Федеральный закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

В соответствии с п. 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» Закон о защите конкуренции формулирует требования для хозяйствующих субъектов при их вступлении в гражданско-правовые отношения с другими участниками гражданского оборота. Для лиц вне зависимости от того, занимают они доминирующее положение или нет, установлены запреты на ограничивающие конкуренцию соглашения или согласованные действия (статья 11 Закона о защите конкуренции).

Действия хозяйствующих субъектов на любом товарном рынке должны соответствовать антимонопольному законодательству и не должны приводить к последствиям, указанным в статье 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Однако Комиссия Башкортостанского УФАС России по рассмотрению дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства пришла к выводам, что между ООО «Мой дом» и ГУП РБ УМС, правопреемником которого является ГКУ РБ УМС, существует соглашение, которым  создаются препятствия доступу на рынок оказания услуг по техническому обслуживанию сетей электро- и водоснабжения в населенных пунктах Жуково, Шамонино, Дорогино Уфимского района Республики Башкортостан другим хозяйствующим субъектам.

Выводы о наличии между ООО «Мой дом» и ГУП РБ УМС, правопреемником которого является ГКУ РБ УМС, такого соглашения и о том, что оно приводит к последствиям, указанным в п. 8 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», сделаны Комиссией исходя из следующих обстоятельств.

Договоры на выполнение работ по обслуживанию (эксплуатации) электроустановок внутриплощадочных и внеплощадочных сетей электроснабжения; по техническому обслуживанию (эксплуатации) сетей водоснабжения;        по выдаче технических условий на технологическое присоединение к инженерным сетям расположенным на землях общего пользования; по выдаче письменных разрешений (нарядов) на выполнение земляных работ в охранной зоне проезжих частей внутриплощадочных автомобильных дорог, охранной зоне инженерных сетей и на землях общего пользования; по осуществлению контроля за выполнением юридическими и физическими лицами работ по строительству инженерных сетей на предмет их соответствия выданным техническим условиям, проектной и иной документации в населенных пунктах Дорогино, Жуково, Шамонино Уфимского района Республики Башкортостан (реквизиты договоров указаны в вышеприведенной таблице)  были заключены ГУП РБ УМС, правопреемником которого является ГКУ РБ УМС, с ООО «Мой дом».

На вопрос, заданный в ходе рассмотрения дела, почему именно с ООО «Мой дом» заключены вышеназванные договоры, представитель ГКУ РБ УМС ответила, что это единственная организация, которая выразила желание взять сети инженерно-технического обеспечения в населенных пунктах Дорогино, Жуково, Шамонино на обслуживание и эксплуатацию. 

Комиссия критически относится к данному доводу ГКУ РБ УМС по нижеследующим основаниям.

Проанализировав представленные заявителем в материалы дела договоры поручения № 3/2Д/Г от 29.07.2011, заключенный между ООО «Мой дом» и гр. <…>,  и договор подряда № 2/23Д от 14.07.2011, заключенный между ООО «Мой дом» (Подрядчик) и гр. <…> (Заказчик),  Комиссия установила, что ООО «Мой дом», являясь управляющей организацией, заключив договоры поручения, в дальнейшем в качестве подрядной организации выбирает себя.

Кроме того, приглашенный ООО «Свой дом» на заседание Комиссии житель д.Дорогино <…>  на вопрос, какие договоры им были заключены при вступлении в программу малоэтажного строительства, ответил: договоры с СУ-10, ГУП РБ УМС и договор с управляющей компанией «Мой дом». На вопрос, где именно подписывались указанные договоры, <…> ответил – в Управлении малоэтажным строительством (т.е. в ГУП РБ УМС).

Тем самым приглашенный ООО «Мой дом» житель д.Дорогино подтвердил наличие между ГУП РБ УМС, правопреемником которого является ГКУ РБ УМС, и ООО «Мой дом» соглашения, согласно которому ГУП РБ УМС вынуждает участников программы малоэтажного строительства в обязательном порядке подписывать договоры с управляющей компанией ООО «Мой дом».

Также до сведения участвующих в деле лиц было доведено о поступлении в Башкортостанское УФАС России обращения граждан д.Дорогино (вх.№ 12654 от 12.10.2011), в котором говорится об аналогичных фактах навязывания договорных отношений с управляющей компанией  ООО «Мой дом» со стороны ГУП РБ УМС, правопреемником которого является ГКУ РБ УМС. «Отказаться от подписания договора с УК не было возможно, т.к. строительство назначалось после подписания всех договоров».

Таким образом в рамках рассмотрения дела установлено, что ГУП РБ УМС, правопреемником которого по всем обязательствам является ГКУ РБ УМС, при оформлении документов участников программы малоэтажного строительства вынуждает их подписывать договоры с управляющей компанией ООО «Мой дом». Управляющая компания, в свою очередь, заключает с участниками программы малоэтажного строительства договоры поручения, предметом которых является поручение  участника программы малоэтажного строительства Управляющей компании от имени и за его счет владельца осуществить подбор подрядной организации и заключить с ней договор подряда на монтаж инженерных сетей. После чего ООО «Мой дом» выбирает себя в качестве подрядной организации и осуществляет монтаж инженерных сетей.

Таким образом, в результате действий ГУП РБ УМС, правопреемником которого по всем обязательствам является ГКУ РБ УМС, и ООО «Мой дом» создаются препятствия доступу на рынок оказания услуг по техническому обслуживанию сетей электро-и водоснабжения в населенных пунктах Жуково, Шамонино, Дорогино Уфимского района Республики Башкортостан другим хозяйствующим субъектам.

На заседании Комиссии 27.10.2011 была просмотрена видеозапись собрания жителей д.Дорогино с приглашением представителей ГУП РБ УМС, ООО «Мой дом» и ОАО «ГазСервис», содержание которой также подтверждает навязывание жителям в качестве подрядной организации  ООО «Мой дом» со стороны ресурсоснабжающих организаций по устному указанию ГУП РБ УМС.

Выше изложенное подтверждает, что соглашение между ООО «Мой дом» и ГУП РБ УМС, правопреемником которого является ГКУ РБ УМС, согласно которому договоры

на выполнение работ по обслуживанию (эксплуатации) электроустановок внутриплощадочных и внеплощадочных сетей электроснабжения;

по техническому обслуживанию (эксплуатации) сетей водоснабжения;       

по выдаче технических условия на технологическое присоединение к инженерным сетям, расположенным на землях общего пользования;

по выдаче письменных разрешений (нарядов) на выполнение земляных работ в охранной зоне проезжих частей внутриплощадочных автомобильных дорог, охранной зоне инженерных сетей и на землях общего пользования;

по осуществлению контроля за выполнением юридическими и физическими лицами работ по строительству инженерных сетей на предмет их соответствия выданным техническим условиям, проектной и иной документации;  

а также договоры подряда на монтаж инженерных сетей

выполняются в преобладающем большинстве случаев ООО «Мой дом», что приводит к  созданию препятствий доступу на рынок оказания услуг по техническому обслуживанию сетей электро- и водоснабжения в населенных пунктах Жуково, Шамонино, Дорогино Уфимского района Республики Башкортостан другим хозяйствующим субъектам.

Таким образом, на основании вышеизложенного, в действиях ООО «Мой дом» и ГУП РБ УМС, правопреемником которого является ГКУ РБ УМС, установлено нарушение п. 8 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в заключении соглашения (договоренности в устной форме), в результате которого создаются препятствия доступу на рынок оказания услуг по техническому обслуживанию сетей электро-и водоснабжения в населенных пунктах Жуково, Шамонино, Дорогино Уфимского района Республики Башкортостан другим хозяйствующим субъектам.

Ответчиками в ходе рассмотрения дела не представлены доказательства того, что созданные ими условия на рынке оказания услуг по техническому обслуживанию сетей электро-и водоснабжения в населенных пунктах Жуково, Шамонино, Дорогино Уфимского района Республики Башкортостан являются результатом действий, соответствующих нормам Закона о защите конкуренции. 

В силу п.8 ч. 1 ст. 11 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами на товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к созданию препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам.

 Для квалификации нарушения по статье 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» не имеет значения, занимает ли хозяйствующий субъект доминирующее положение; не требуется устанавливать признаки ограничения конкуренции на соответствующем товарном рынке, поскольку частью 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» установлен безусловный запрет на соглашения между хозяйствующими субъектами, которые приводят или могут привести к поименованным последствиям.

Соглашения и согласованные действия участников рынка являются инструментом ограничения конкуренции. Пунктом 8 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» установлен запрет на соглашения и согласованные действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести к созданию препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам.

Таким образом, действующим законодательством прямо запрещены соглашения хозяйствующих субъектов или согласованные действия, которые приводят или могут привести к созданию препятствий доступу на товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

 Нормы Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в том числе, статьи 11, носят также упреждающий нарушение антимонопольного законодательства характер. В статье 11 указано буквально следующее: «могут привести» к названным в этой норме последствиям. Таким образом, для вменения совершения действий, запрещенных статьей 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», доказывания наступления негативных последствий не требуется.

Исходя из вышеизложенного, на рынке оказания услуг по техническому обслуживанию сетей электро- и водоснабжения в населенных пунктах Жуково, Шамонино, Дорогино Уфимского района Республики Башкортостан в результате действий ГУП РБ УМС и ООО «Мой дом» создалась ситуация, при которой жители указанных населенных пунктов – участники Республиканской программы "Развитие малоэтажного жилищного строительства в Республике Башкортостан "Свой дом" на 2007 - 2010 годы» - не имеют права выбора подрядной организации и вынуждены заключать договоры на подключение внутридомовых инженерных коммуникаций к сетям электро- и водоснабжения с ООО «Мой дом».

Тем самым для иных хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность по оказанию услуг по техническому обслуживанию сетей электро- и водоснабжения, создаются препятствия доступу на рынок оказания услуг по техническому обслуживанию сетей электро- и водоснабжения в населенных пунктах Жуково, Шамонино, Дорогино Уфимского района Республики Башкортостан.

Таким образом, на основании вышеизложенного, в действиях ООО «Мой дом» и ГУП РБ УМС, правопреемником которого является ГКУ РБ УМС, установлено нарушение п. 8 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в заключении соглашения (договоренности в устной форме), в результате которого создаются препятствия доступу на рынок оказания услуг по техническому обслуживанию сетей электро-и водоснабжения в населенных пунктах Жуково, Шамонино, Дорогино Уфимского района Республики Башкортостан другим хозяйствующим субъектам.

Основания для прекращения рассмотрения дела отсутствуют. Рассчитать размер причиненного ответчиками ущерба не представляется возможным.

В соответствии с ч.1 ст.14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях заключение хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения, а равно участие в нем или осуществление хозяйствующим субъектом недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованных действий влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не менее ста тысяч рублей.

Согласно ст. 39 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства, принимает по результатам их рассмотрения решения и выдает предписания. Если в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган выявит обстоятельства, свидетельствующие о наличии административного правонарушения, антимонопольный орган возбуждает дело об административном правонарушении в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях. В соответствии со ст. 41.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» дело о нарушении антимонопольного законодательства не может быть возбуждено и возбужденное дело подлежит прекращению по истечении трех лет со дня совершения нарушения антимонопольного законодательства, а при длящемся нарушении антимонопольного законодательства - со дня окончания нарушения или его обнаружения.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ “О защите конкуренции”,

РЕШИЛА:

1. Признать ООО «Мой дом» и ГКУ Республики Башкортостан Управление малоэтажным строительством нарушившими пункт 8 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» путем заключения и реализации соглашения, которое привело (могло привести) к созданию препятствий доступу на товарный рынок услуг по техническому обслуживанию сетей электро- и водоснабжения в населенных пунктах Жуково, Шамонино, Дорогино Уфимского района Республики Башкортостан другим хозяйствующим субъектам.

2. Выдать ООО «Мой дом» и ГКУ Республики Башкортостан Управление малоэтажным строительством предписания о прекращении ограничивающего конкуренцию соглашения и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 212 А-274/11-11

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,  

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 27.10.2011, изготовленного в полном объеме 09.11.2011, по делу № А-274/11-11 о нарушении ООО «Мой дом» <…> и ГКУ Республики Башкортостан Управление малоэтажным строительством <…> пункта 8 части 1 статьи 11  Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

ГКУ Республики Башкортостан Управление малоэтажным строительством в срок до 30.12.2011 прекратить нарушение пункта 8 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в  заключении и участии в соглашении, которое привело (могло привести) к созданию препятствий доступу на товарный рынок услуг по техническому обслуживанию сетей электро- и водоснабжения в населенных пунктах Жуково, Шамонино, Дорогино Уфимского района Республики Башкортостан другим хозяйствующим субъектам, и совершить действия, направленные на обеспечение конкуренции, а именно:

обеспечить свободный доступ на товарный рынок услуг по техническому обслуживанию сетей электро- и водоснабжения в населенных пунктах Жуково, Шамонино, Дорогино Уфимского района Республики Башкортостан другим хозяйствующим субъектам путем доведения до участников Республиканской программы «Развитие малоэтажного строительства в Республике Башкортостан «Свой дом» на 2007-2010 годы» информации о свободе реализации ими права на заключение договоров подряда на выполнение работ по устройству наружных и внутренних сетей водоснабжения, канализации, отопления, электроснабжения с любыми хозяйствующими субъектами – участниками соответствующих рынков.

О выполнении настоящего предписания сообщить в антимонопольный орган не позднее пяти дней со дня его выполнения.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны