Решение б/н РЕШЕНИЕ И ПРЕДПИСАНИЕ по делу № А-279/17.1-11 в отношении КУ... от 1 октября 2012 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

Комиссия Башкортостанского УФАС России по рассмотрению дела по признакам нарушения антимонопольного,

рассмотрев дело № А-279/17.1-11 в отношении Комитета по управлению муниципальной собственностью Администрации муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан <….> по признакам нарушения части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,<….>

установила:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан поступило обращение ООО «Энергетическая сбытовая компания Башкортостана» от 22.09.2011 на действия Комитета по управлению муниципальной собственностью Администрации муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан.

В связи с рассмотрением поступившего обращения Башкортостанским УФАС России была проведена внеплановая выездная проверка в отношении Комитета по управлению муниципальной собственностью Администрации муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан.

В рамках проведенной проверки установлено следующее.

На основании постановления Правительства Республики Башкортостан № 312 от 30.12.2005 в соответствии с договором № 1737 от 31.01.2006, заключенным между Министерством земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан и сельским поселением Иглинский сельсовет муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан, в муниципальную собственность муниципального образования муниципальный район Иглинский район Республики Башкортостан было передано государственное имущество, в том числе высоковольтная линия протяженностью 450 м.

До 01.07.2006 объекты электросетевого хозяйства с.Иглино находились на обслуживании Иглинского ГУП электрических сетей. Определением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 19.11.2004 в соответствии со статьей 62 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» в отношении Иглинского ГУП электрических сетей введена процедура наблюдения. Определением суда от 06.07.05 года в отношении Иглинского ГУП электрических сетей введена процедура внешнего управления.

На основании акта приема-передачи от 01.07.2006 Иглинское ГУП электрических сетей передало в оплату акций вновь созданного ОАО «Иглинкие электрические сети» имущество Иглинского ГУП электрических сетей в соответствии с прилагаемым перечнем (линии электропередач, трансформаторные подстанции, здания, движимое имущество) стоимостью 20 107 045 рублей.

Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 27.07.06 года Иглинское ГУП электрических сетей признано банкротом. Определением от 17.12.2008 Арбитражный суд РБ обязал Администрацию муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан принять имущество Иглинского ГУП электрических сетей - 4 021 409 шт. обыкновенных именных бездокументарных акций ОАО «Иглинские электрические сети» в размере 100% уставного капитала, не реализованных в ходе проведения торгов.  В связи с этим на основании акта приема-передачи (без №, без даты) имущества (социально-значимых объектов) Иглинского ГУП электрических сетей, не проданного на торгах в форме конкурса, электрические сети протяженностью 408,789 км, общей стоимостью 17 069 607 рублей были переданы Администрации муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан.

Исходя из вышеизложенного, инспекцией в ходе проверки было установлено, что электрические сети с.Иглино и Иглинского района Республики Башкортостан относятся к муниципальной собственности муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан и до 12.09.2011  года находились на обслуживании ОАО «Иглинские электрические сети» (акт приема-передачи от 04.08.2010).

12.09.2011 года главой Администрации издано распоряжение № 318-р, в соответствии с которым принято решение:

1. Снять с обслуживания ОАО «Иглинские электрические сети» сооружения коммунальной инфраструктуры: электрические сети протяженностью 514,2 км и расторгнуть договор аренды имущественного комплекса № 52 от 20.05.2010.

2. Передать ООО «Сетевая компания» электрические сети протяженностью 514,2 км и заключить договор аренды имущественного комплекса.

3. Контроль за исполнением данного распоряжения возложить на КУМС администрации муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан (<….>).

На основании указанного распоряжения Комитетом по управлению муниципальной собственностью администрации муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан в лице и.о. председателя КУМС <….> (Арендодатель) с ООО «Сетевая компания» в лице <….>. (Арендатор) был заключен договор аренды муниципального имущества (имущественного комплекса) без права выкупа № 11 от 12.09.2011 сроком на 6 месяцев - с 12.09.2011 по 11 марта 2012 в целях сохранности муниципального имущества, создания условий для более эффективного использования имеющихся производственных мощностей и обеспечения населения муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан электроэнергией.

В п. 1.2 договора № 11 от 12.09.2011 содержатся ссылки на п. 11 ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и на п.п. «д» п. 3.2 Постановления Правительства Республики Башкортостан от 29.12.2007 N 403 «О Порядке оформления прав пользования государственным имуществом Республики Башкортостан и об определении годовой арендной платы за пользование государственным имуществом».

Согласно п.11 ч.1 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» заключение договора на совокупный срок более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев без проведения конкурсов или аукционов запрещается.

Таким образом, в ходе проверки установлены признаки нарушения Комитетом по управлению муниципальной собственностью Администрации муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан требований Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» при заключении договора аренды муниципального имущества (имущественного комплекса) без права выкупа от 12.09.2011 № 11.

По данному факту на основании приказа от 17.10.2011 № 484 Башкортостанским УФАС России возбуждено дело № А-279/17.1-11 в отношении Комитета по управлению муниципальной собственностью Администрации муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан <….>  по части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

На заседании комиссии 14.11.2011 года представители ООО «Энергетическая сбытовая компания Башкортостана» сообщили, что имеются хозяйствующие субъекты, которые желают обслуживать и содержать муниципальные электрические сети с целью обеспечения населения муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан электроэнергией, что подтверждается письмами Правительство Республики Башкортостан от 15.08.2011 № 466-8658, от 03.03.2011 № 230-1112.

Представитель Комитета по управлению муниципальной собственностью Администрации муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан пояснил, что была допущена техническая ошибка со стороны сотрудника Комитета по управлению муниципальной собственностью Администрации муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан недавно приступившего к своим обязанностям после длительного отпуска по уходу за ребенком до достижения трех лет. На данный довод Администрации представитель ООО «Энергетическая сбытовая компания Башкортостана» возразил, что если бы эта была техническая ошибка, то Комитет по управлению муниципальной собственностью Администрацией муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан мог бы аннулировать договор и за этот период и вновь совместно с Администрации муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан объявить о проведении конкурса или аукциона на право заключения договора. Однако по настоящее время «Данная техническая ошибка» не исправлена.

На заседании Комиссии представитель Комитета по управлению муниципальной собственностью Администрации муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан факт нарушения антимонопольного законодательства Администрацией муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан  признал.

Изучив все представленные документы и материалы, заслушав и исследовав доказательства, пояснения лиц, участвующих в деле, проведя анализ и оценку обстоятельств дела, Комиссия Башкортостанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства пришла к следующим выводам.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2004 № 189 «Вопросы Федеральной антимонопольной службы» определено, что Федеральная антимонопольная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о конкуренции на товарных рынках и на рынке финансовых услуг.

Пунктом 1 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, предусмотрено, что Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства деятельности субъектов естественных монополий (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа), рекламы, контролю за осуществлением иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, а также по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд (за исключением полномочий по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу, а также в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд, не относящихся к государственному оборонному заказу, сведения о которых составляют государственную тайну).

Согласно ст. 39 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» заявление юридического лица является основанием для возбуждения и рассмотрения антимонопольным органом дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения:

1) монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;

2) недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации.

Целями настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (ст.1 Закона о защите конкуренции).

Согласно п. 7 ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

При этом п. 11 ч. 1 ст. 17.1 Закон о защите конкуренции, введенной Федеральным законом от 30.06.2008 N 108-ФЗ, позволяет заключать договоры аренды в отношении государственного имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, без проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, если они заключаются на срок 30 календарных дней и менее в течение шести последовательных календарных месяцев. Заключение договора на совокупный срок более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев без проведения конкурсов или аукционов запрещается.

Согласно п.1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон №131-ФЗ) в целях решения вопросов местного значения к полномочиям органов местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов отнесено и издание муниципальных правовых актов. Часть 4 статьи 7 Закона № 131-ФЗ определяет, что муниципальный правовой акт не может противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью.

Статьей 132 Конституции РФ предусмотрено, что органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, а также решают иные вопросы местного значения.

Согласно ст. 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.

Правовой статус и полномочия органов местного самоуправления определены Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «О общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В соответствии со ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом. При этом органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или  постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.

Таким образом, органы местного самоуправления осуществляют полномочия по решению вопросов местного значения в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими в Российской Федерации.

В соответствии с п.1.4. договора от 12.09.2011№ 11 аренды муниципального имущества (имущественного комплекса) без права выкупа действует с 12.09.2011 по 11 марта 2012,  сроком  6 месяцев.

В рассматриваемом случае договор заключен сторонами без проведения конкурса или аукциона на срок с 12.09.2011 по 11.03.2012, что не противоречит приведённым положениям Закона.

Заключение договора аренды муниципального имущества (имущественного комплекса) без права выкупа № 11 от 12.09.2011 о передаче муниципального имущества  определенному лицу ООО «Сетевая компания» без проведения торгов и без предварительного согласования с антимонопольным органом является административным барьером для получения в пользование муниципального имущества и развития предпринимательской деятельности другим хозяйствующим субъектам, в том числе потенциальным, претендующим на получение муниципального имущества в пользование.

Кроме того, согласно пояснительной записке от 07.10.2011 № 281, представленной в ходе проверки и.о. председателя Комитета по управлению муниципальной собственностью администрации муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан, договор аренды с ООО «Сетевая компания» был заключен на 6 месяцев в результате неправильного толкования п.11 ч.1 ст.17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». В ближайшее время Комитетом будет проведен аукцион по заключению договора аренды электрических сетей. Договор аренды с ООО «Сетевая компания» будет расторгнут.

В соответствии с п.п. «д» п. 3.2 Порядка оформления прав пользования государственным имуществом Республики Башкортостан и ведения Реестра государственного имущества Республики Башкортостан, утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан от 29.12.2007 N 403, государственное имущество предоставляется без проведения торгов в случаях предоставления указанных прав на такое имущество адвокатским, нотариальным, торгово-промышленным палатам. Учитывая, что договор аренды муниципального имущества (имущественного комплекса) без права выкупа № 11 от 12.09.2011 заключен с ООО «Сетевая компания», ссылка на Постановление Правительства Республики Башкортостан от 29.12.2007  N 403 в указанном договоре является несостоятельной.

Наряду с ООО «Сетевая компания» иные хозяйствующие субъекты  (ООО «Энергия-Плюс», ООО «ГИП-Электро») согласно имели бы возможность претендовать на право заключения договора аренды на муниципальное имущество при проведении торгов, конкурируя друг с другом за право обладания ограниченным ресурсом (муниципальным имуществом), что подтверждается письмами Правительства Республики Башкортостан от 15.08.2011 № 466-8658, от 03.03.2011 № 230-1112.

Следовательно, проведение торгов способствует развитию конкуренции за обладание ограниченным ресурсом - объектами муниципальной собственности путем создания условий для выбора контрагента, предлагающего наилучшие условия, что обеспечивает равный доступ к муниципальному имуществу всех заинтересованных лиц. Кроме того, проведение торгов обеспечит выбор наиболее эффективного пользователя имуществом.

С учетом изложенного, договор аренды муниципального имущества (имущественного комплекса) без права выкупа № 11 от 12.09.2011, заключенный Комитетом по управлению муниципальной собственностью администрации муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан с ООО «Сетевая компания», заключен в нарушение ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», так как не подпадает под исключение, установленное пунктом 11 данной статьи.

Согласно ст. 39 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства, принимает по результатам их рассмотрения решения и выдает предписания. Если в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган выявит обстоятельства, свидетельствующие о наличии административного правонарушения, антимонопольный орган возбуждает дело об административном правонарушении в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч.ч. 1- 3 ст. 41, ч. 1 ст. 49 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

решила:

1. Признать действия Комитета по управлению муниципальной собственностью Администрации муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан <….> при заключении с ООО «Сетевая компания» договора аренды муниципального имущества (имущественного комплекса) без права выкупа № 11 от 12.09.2011, без проведения конкурсных или аукционных процедур, нарушением ч.1 ст. 17.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Выдать Комитету по управлению муниципальной собственностью Администрации муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

 

                                                   Предписание № 220 - А-279/17.1-11                                                                        

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного,

руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч. 4 ст. 41, ст. 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» на основании своего решения от 21.11.2011 (в полном объеме решение изготовлено 23.11.2011) по делу № А-279/17.1-11 о нарушении Комитетом по управлению муниципальной собственностью Администрации муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан <….> п.11 ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135–ФЗ «О защите конкуренции»,

предписывает:

Комитету по управлению муниципальной собственностью Администрации муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан <….> в срок до 16.12.2011 года прекратить нарушения п.11 ч.1 ст.17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и совершить действия, направленные на обеспечение конкуренции, путем расторжения договора аренды муниципального имущества (имущественного комплекса) без права выкупа от 12.09.2011 № 11, заключенного с ООО «Сетевая компания».

О выполнении настоящего Предписания сообщить в Башкортостанское УФАС России не позднее пяти дней со дня его выполнения с приложением надлежаще заверенных доказательств.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны