Решение б/н РЕШЕНИЕ И ПРИДПИСАНИЕ по делу №А-288/17-11 в отношении Админ... от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

РЕШЕНИЕ

ПО ДЕЛУ №А-288/17-11, возбужденного в отношении Администрации городского поселения город Учалы муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан  по признакам нарушения части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства          №А-288/17-11, возбужденного в отношении Администрации городского поселения город Учалы муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан  по признакам нарушения части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» путем предъявлении антиконкурентных требований к претендентам на участие в конкурсе и создании условий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе путем нарушения порядка определения победителя или победителей торгов,

УСТАНОВИЛА:

В связи с поступлением в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан жалобы жителей города Учалы на нарушения, допускаемые предприятиями, осуществляющими хозяйственную деятельность по оказанию услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства г.Учалы, на основании приказа Башкортостанского УФАС России от 16.08.2011 №353 была проведена проверка в отношении Администрации муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан, МУП «Расчетно-кассовый центр» муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан, в ходе проведения которой установлено следующее.

         Башкортостанским УФАС России в ходе проверки был осуществлен анализ конкурсной документации по проведению открытого конкурса по привлечению подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирных домов: г.Учалы: Башкортостана, д.17, Ахметгалина, д.13, Ахметгалина, д.11, Ахметгалина, д.21, Ахметгалина, д.9, Ахметгалина, д. 19, Башкортостана, д.10 «а» (далее - Документация об открытом конкурсе).

Анализ показал, что в городском поселении город Учалы муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан был проведен открытый конкурс по привлечению подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирных домов: г.Учалы: Башкортостана, д.17, Ахметгалина, д.13, Ахметгалина, д.11, Ахметгалина, д.21, Ахметгалина, д.9, Ахметгалина, д. 19, Башкортостана, д.10 «а».

Документация об открытом конкурсе разработана Администрацией городского поселения город Учалы муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан  и утверждена директором ООО «Служба заказчика» 05.08.2011.

Оценка Документации об открытом конкурсе выявила, что к претендентам на участие в конкурсе выставлено антиконкурентное требование в виде обязательного наличия у претендента документов или копии документов, подтверждающих опыт работы специалистов подрядчика на объектах-аналогах и соответствие квалификационным требованиям. Кроме того, в соответствии с подпунктом 3.1.6. документации об открытом конкурсе участник, подавший заявку, прилагает организационно-штатное расписание компании и (или) подразделений подрядчика, на которые планируется возложить выполнение работ с информацией о составе и квалификации специалистов, которые планируются к привлечению для выполнения соответствующих работ, и имеющих высшее специальное образование в строительной отрасли и опыт работы на руководящих должностях не менее 5 лет по форме согласно приложению к конкурсной документации с приложением документов, подтверждающих их квалификацию и опыт работы (копия диплома, заверенная копия трудовой книжки).

Наряду с этим установлено, что при организации и проведении открытого конкурса по привлечению подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирных домов: г.Учалы: Башкортостана, д.17, Ахметгалина, д.13, Ахметгалина, д.11, Ахметгалина, д.21, Ахметгалина, д.9, Ахметгалина, д. 19, Башкортостана, д.10 «а», нарушено положение части 2 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации в части установления сжатых сроков для подачи заявок на участие в конкурсе.

По мнению антимонопольного органа, установление подобных завышенных требований к претендентам на участие в торгах создает или может создать условия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе путем нарушения порядка определения победителя или победителей торгов.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе нарушение порядка определения победителя или победителей торгов.

Согласно подпунктам 1.2. и 1.3. пункта 1. Документации об открытом конкурсе Заказчиком конкурса выступает ООО «Служба поддержки», организатором конкурса -  Администрация городского поселения город Учалы муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан  (453700, Учалинский район, г. Учалы, Ленинского комсомола, 10).

Таким образом, в действиях Администрации городского поселения город Учалы муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан (453700, РБ, г.Учалы, ул. Ленинского Комсомола, 10) по привлечению подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирных домов: г.Учалы: Башкортостана, д.17, Ахметгалина, д.13, Ахметгалина, д.11, Ахметгалина, д.21, Ахметгалина, д.9, Ахметгалина, д. 19, Башкортостана, д.10 «а», усматриваются признаки нарушения части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

В соответствии с частью 1 статьи 39 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства, принимает по результатам их рассмотрения решения и выдает предписания. Основанием для возбуждения и рассмотрения антимонопольным органом дела о нарушении антимонопольного законодательства является обнаружение антимонопольным органом признаков нарушения антимонопольного законодательства (п. 3 ч. 2 ст. 39 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»).

На основании вышеизложенного в соответствии с частями 1, 2 статьи 39 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» Башкортостанским УФАС России было принято решение о возбуждении дела №А-288/17-11 и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» в отношении Администрации городского поселения город Учалы муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан (453700, РБ, г.Учалы, ул. Ленинского Комсомола, 10).

Определением о назначении дела №А-288/17-11 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 18.10.2011 у Администрации городского поселения город Учалы муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан было запрошено мотивированное обоснование установления в Документации об открытом конкурсе требований к претендентам на участие в конкурсе в виде запроса документов или копий документов, подтверждающих опыта работы специалистов подрядчика на объектах-аналогах и соответствие квалификационным требованиям  (подпункт 3.1.4. пункта 3 Документации об открытом конкурсе); требований к претендентам на участие в конкурсе в виде запроса организационно-штатного расписания компании и (или) подразделений подрядчика, на которые планируется возложить выполнение работ с информацией о составе и квалификации специалистов, которые планируются к привлечению для выполнения соответствующих работ, и имеющих высшее специальное образование в строительной отрасли и опыт работы на руководящих должностях не менее 5 лет по форме согласно приложению к конкурсной документации с приложением документов, подтверждающих их квалификацию и опыт работы (копия диплома, заверенная копия трудовой книжки) (подпункт 3.1.6. пункта 3 Документации об открытом конкурсе); установления срока подачи заявок на участие с 09.08.2011 до 10 часов 00 минут (время уфимское) 19.08.2011. в течение 10 календарных дней.

Позиция Администрации городского поселения город Учалы муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан, изложенная в возражении на акт проверки от 22.09.2011 №10, такова, что при проведении открытого конкурса по привлечению подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирных домов г.Учалы: Башкортостана, д.17, Ахметгалина, д.13, Ахметгалина, д.11, Ахметгалина, д.21, Ахметгалина, д.9, Ахметгалина, д. 19, Башкортостана, д.10 «а», Администрация городского поселения город Учалы муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан руководствовалась исключительно постановлением Правительства Республики Башкортостан от 20.07.2011 №249 «О республиканской адресной Программе по капитальному ремонту многоквартирных домов на 2011 год», распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 09.06.2011 №653-р.

Так, в соответствии с указанным постановлением Правительства Республики Башкортостан, подрядные организации привлекаются для выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирного дома в соответствии с Методическими рекомендациями по привлечению подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирных домов в рамках реализации республиканской адресной программы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов на 2011 год и сдачи многоквартирного дома в эксплуатацию после проведения капитального ремонта, указанными в приложении №7 к распоряжению Правительства Республики Башкортостан от 09.06.2011    №653-р.

Также, в соответствии с тем же постановлением, общее руководство и управление Программой осуществляет Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан. Контроль за реализацией Программы осуществляют правительство Республики Башкортостан, Министерство жилищно-коммунального хозяйства республики Башкортостан, Государственная жилищная инспекция Республики Башкортостан, Министерство финансов Республики Башкортостан в пределах установленных полномочий, администрации муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан – участники Программы.

Муниципальные образования Республики Башкортостан представляют в Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан отчеты по форме и в сроки, установленные Министерством жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан. Информацию о ходе выполнения Программы Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан представляет ежеквартально в Правительство Республики Башкортостан и Министерство экономического развития Республики Башкортостан. Вся информация о ходе конкурса предоставлялась и предоставляется в контролирующие органы, нарушений на сегодняшний день не выявлено.

Администрация городского поселения город Учалы муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан сообщает, что методические рекомендации, которыми она руководствовалась при проведении конкура, утверждены Правительством Российской Федерации и рекомендованы к исполнению.

В соответствии с распоряжением Правительства Республики Башкортостан необходимо использовать, для оценки заявок на участие в муниципальной адресной программе по проведению капитального ремонта многоквартирных домов на 2011 год с привлечением средств бюджета Республики Башкортостан и предоставление финансовой поддержки на проведение капитального ремонта многоквартирного дома в рамках Программы, условия и критерии отбора многоквартирных домов, определенные методическими указаниями по включению многоквартирных домов в Программу.

Таким образом, Правительством Республики Башкортостан четко утвержден перечень документов, которые являются обязательными для предоставления и отсутствие в составе конкурсной заявки какого-либо документа или представление документа по форме отличного от тех, что включены в типовую конкурсную документацию, является основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе. Форма извещение о проведении открытого конкурса утверждена вышеуказанными нормативными правовыми актами. Срок подачи составляет 10 дней и полностью соответствует требованиям, установленным Правительством Республики Башкортостан (п.3.5. Методических рекомендаций, утвержденных распоряжением Правительства республики Башкортостан от 09.06.2011 №653-р). В соответствии со ст. 2 Закона Республики Башкортостан от 14.03.2003 №474-з «О Правительстве Республики Башкортостан» Правительство Республики Башкортостан осуществляет свою деятельность на основе Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Конституции Республики Башкортостан и иных нормативных правовых актов Республики Башкортостан. В соответствии со ст. 97 Конституции Республики Башкортостан  акты Президента Республики Башкортостан и акты Правительства Республики Башкортостан, принятые в пределах их полномочий, обязательны к исполнению на территории Республики Башкортостан. Таким образом Администрация городского поселения город Учалы муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан действовала в строгом соответствии с законодательством, и давать правовую оценку исполнительным органам государственной власти не может.

Изучив все представленные документы и материалы, заслушав и исследовав доказательства, возражения и пояснения лица, участвующего в деле, проведя анализ и оценку обстоятельств дела, Комиссия Башкортостанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства пришла к следующим выводам:

Федеральный закон от 21.07.2007 №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (статья 1 указанного Закона).

Согласно пункту 4 статьи 2 Федерального закона от 21.07.2007 №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (Фонд) осуществляется путем предоставления Фондом целевых средств бюджетам субъектов Российской Федерации или в установленном этим Законом случае местным бюджетам на безвозвратной и безвозмездной основе на проведение капитального ремонта многоквартирных домов.

В силу положений статьи 20 Федерального закона от 21.07.2007 №185-ФЗ получателем средств Фонда являются субъекты Российской Федерации, которые распределяют их между муниципальными образованиями, претендующими в соответствии с заявкой субъекта на предоставление финансовой поддержки. Средства Фонда перечисляются на банковские счета товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме управляющей организации. Оплата работ подрядной организации по капитальному ремонту многоквартирного дома осуществляется управляющей организацией за счет размещенных на банковских счетах средств на основании акта приемки работ, собственники жилья также участвуют своими денежными средствами в ремонте жилья.

Порядок привлечения товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом либо выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме управляющей организацией подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирного дома с использованием средств, предоставляемых в соответствии с указанным федеральным законом, может устанавливаться субъектом Российской Федерации  согласно части 8 статьи 20 Федерального закона от 21.07.2007 №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».

На основании части 8 статьи 20 Федерального закона от 21.07.2007 №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», во исполнения указанного федерального закона, а также в целях разработки адресной программы Республики Башкортостан по проведению капитального ремонта многоквартирных домов на 2011 год, направленной на создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан на территории Республики Башкортостан, стимулирование реформирования жилищно-коммунального хозяйства муниципальных образований, формирование эффективных механизмов управления жилищным фондом и внедрение ресурсосберегающих технологий в многоквартирных домах, а также получение финансовой поддержки за счет средств государственной корпорации - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, Правительством Республики Башкортостан принято Постановление от 11.04.2011  №97 «Об адресной программе Республики Башкортостан по проведению капитального ремонта многоквартирных домов на 2011 год».

Таким образом, поскольку Федеральным законом от 21.07.2007 №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» право устанавливать порядок привлечения подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирных домов предоставлено субъектам Российской Федерации, то, следовательно, собственникам жилья, жилищному, жилищно-строительному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу, выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме управляющей организации при выборе подрядной организации для выполнения вышеуказанных работ необходимо руководствоваться именно закрепленным субъектом Российской Федерации - Республикой Башкортостан порядком привлечения подрядной организации для выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирных домов. В данном случае Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 11.04.2011  № 97 «Об адресной программе Республики Башкортостан по проведению капитального ремонта многоквартирных домов на 2011 год».

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства №А-288/17-11, исследовав содержание Документации об открытом конкурсе установила следующее.

Предметом конкурса является право заключения договора подряда на выполнение работ по капитальному ремонту (ремонт крыши и ремонт внутридомовых инженерных систем, устройство узла управления) по многоквартирным домам, находящимся в г.Учалы по следующим адресам: Башкортостана, д.17, Ахметгалина, д.13, Ахметгалина, д.11, Ахметгалина, д.21, Ахметгалина, д.9, Ахметгалина, д. 19, Башкортостана, д.10 «а».

Объектом выполняемых работ согласно является ремонт крыши и ремонт внутридомовых инженерных систем, устройство узла управления.

В пункте 2 Документации об открытом конкурсе изложены требования к участникам конкурса, в п. 3 – требования к составу, форме и порядку подачи заявок на участие в конкурсе. Так, согласно подпункту 3.1.4. для участия в конкурсе участники должны приложить к заявке документы или копии документов, подтверждающих опыт работы специалистов подрядчика на объектах-аналогах и соответствие квалификационным требованиям.

Кроме того, в соответствии с подпунктом 3.1.6. документации об открытом конкурсе участник, подавший заявку, прилагает организационно-штатное расписание компании и (или) подразделений подрядчика, на которые планируется возложить выполнение работ с информацией о составе и квалификации специалистов, которые планируются к привлечению для выполнения соответствующих работ, и имеющих высшее специальное образование в строительной отрасли и опыт работы на руководящих должностях не менее 5 лет по форме согласно приложению к конкурсной документации с приложением документов, подтверждающих их квалификацию и опыт работы (копия диплома, заверенная копия трудовой книжки).

Согласно п. 3.2. документации об открытом конкурсе приложение указанных документов является обязательным; отсутствие в составе конкурсной заявки какого-либо документа или представление документов по формам, отличных от тех, что включены в документацию об открытом конкурсе, является основанием для отказа в допуске к участию в открытом конкурсе.

Вместе с тем, следует отметить, что согласно части 8 статьи 20 Федерального закона от 21.07.2007 №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» порядок привлечения товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом либо выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме управляющей организацией подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирного дома с использованием средств, предоставляемых в соответствии с указанным федеральным законом, может устанавливаться субъектом Российской Федерации.

Республика реализовала представленное данной нормой права право путем принятия и утверждения Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 01.04.2011 №85 «О разработке адресной программы Республики Башкортостан по проведению капитального ремонта многоквартирных домов на 2011 год» Положения о порядке привлечения подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирных домов в рамках реализации Программы и сдачи многоквартирного дома в эксплуатацию после проведения капитального ремонта (приложение № 8) (далее по тексту – Положение).

Решением правления государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства от 05.10.2010 года (протокол №194) в целях обеспечения единого методологического подхода при привлечении подрядных организаций приняты и утверждены Методические рекомендации по привлечению подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирных домов с использованием средств, предоставляемых в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».

Согласно пункту 2.5 Методических рекомендаций и пункту 2.5 раздела 4 Положения, утвержденного Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 01.04.2011 №85, в зависимости от вида работ в конкурсной документации могут быть определены специальные квалификационные требования для допуска участников к конкурсу.

Однако, по мнению Комиссии, предъявление к претенденту на участие в открытом конкурсе требования в виде наличия документов или копии документов, подтверждающих опыт работы специалистов подрядчика на объектах-аналогах и соответствие квалификационным требованиям, организационно-штатное расписание компании и (или) подразделений подрядчика, на которые планируется возложить выполнение работ с информацией о составе и квалификации специалистов, которые планируются к привлечению для выполнения соответствующих работ, и имеющих высшее специальное образование в строительной отрасли и опыт работы на руководящих должностях не менее 5 лет по форме согласно приложению к конкурсной документации с приложением документов, подтверждающих их квалификацию и опыт работы (копия диплома, заверенная копия трудовой книжки) (подпункты 3.1.4. и 3.1.5. пункта 3 Документаций об открытом конкурсе) содержит нарушение части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», поскольку при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе (3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов.

Предъявляя данное требование к участнику Заказчик и Организатор открытого конкурса изначально устанавливают «барьер» к доступу на участие в конкурсе, т.к. исходя из данного требования следует, что участвовать в конкурсе могут только те подрядные организации, которые в прошедшем году выполняли работы по капитальному ремонту (ремонт крыши и ремонт внутридомовых инженерных систем, устройство узла управления), что ограничивает возможность иных хозяйствующих субъектов принятие участие в данном конкурсе.

Иными словами требование данных подпунктов 3.1.4. и 3.1.5. пункта 3  Документаций об открытом конкурсе создает предпосылки для разработки документации под конкретного участника конкурса, что приводит или может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе нарушению порядка определения победителя или победителей торгов.

Наряду с вышеизложенным, Комиссией  Башкортостанского УФАС России выявлено, что согласно извещению о проведении открытых конкурсов на выполнение работ по капитальному ремонту срок подачи заявок на участие в конкурсах определен с 09.08.2011 до 10 часов 00 минут (время уфимское) 19.08.2011,при этом заявки на участие в конкурсе подаются с  08:00 по 17:00 часов (обед с 13:00 до 14:00 часов). То есть срок подачи заявок составляет 10 календарных дней. В то время как согласно положению части 2 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации извещение о проведении торгов должно быть сделано организатором не менее чем за 30 (тридцать) дней до их проведения.

Следовательно, данное положение противоречит нормам Гражданского кодекса Российской Федерации и предполагает установление в конкурсной документации сжатых сроков предоставления заявок для участия в конкурсе, что неоправданно ограничивает возможность потенциальных участников таких конкурсов сформировать необходимый пакет документов и является барьером для участия в торгах.

Факт нарушения части 2 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации ответчиком не оспаривается, доверенный представитель на заседании Комиссии заявил о согласии с вменяемым нарушением.

Согласно подпунктам 1.2. и 1.3. пункта 1. Документаций об открытом конкурсе Заказчиком конкурса выступает ООО «Служба заказчика», организатором конкурса -  Администрация городского поселения город Учалы муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан .

Следует также отметить, что целью проведения торгов является привлечение всех заинтересованных лиц и обеспечение им равных возможностей на приобретение прав или имущества, что в рассматриваемом случае отсутствовало. Нарушение порядка организации и проведения торгов явилось препятствием доступа неопределенного круга лиц к торгам. Надлежащее изготовление конкурсной документации по проведению открытого конкурса по привлечению подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирных домов г.Учалы: Башкортостана, д.17, Ахметгалина, д.13, Ахметгалина, д.11, Ахметгалина, д.21, Ахметгалина, д.9, Ахметгалина, д.19, Башкортостана, д.10 «а» в городском поселении город Учалы муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан способствовало бы расширению круга подрядных организаций; созданию прозрачной конкурентной среды и одинаково комфортных и равных условий для всех хозяйствующих субъектов, осуществляющих данный вид деятельности; снижению риска и гарантированию качества выполняемых работ. Любые нарушения порядка организации и определения победителя однозначно приводит к негативным последствиям для конкурентной среды.

По результатам анализа Положения о порядке привлечения подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирных домов в рамках реализации адресной программы Республики Башкортостан по проведению капитального ремонта многоквартирных домов на 2011 год и сдачи многоквартирного дома в эксплуатацию после проведения капитального ремонта, утвержденной постановлением Правительства республики Башкортостан от 01.04.2011 №85 «О разработке адресной программы Республики Башкортостан по проведению капитального ремонта многоквартирных домов на 2011 год» Федеральная антимонопольная служба в письме от 30.09.2011 №АЦ/37176 указала, что отсутствие в указанном Положении единого адреса интернет-сайта, печатного средства массовой информации может создать препятствия доступу хозяйствующего субъекта к информации о торгах; установление требований к опыту работы при отборе подрядных организаций на выполнение работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, не соответствующих требованиям Градостроительного кодекса Российской Федерации в части содержания требований к выдаче свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в том числе требования к квалификации работников, является избыточным и может привести к ограничению конкуренции; положение об установлении в извещении срока вскрытия конвертов с заявками не менее чем через10 дней после опубликования информации о конкурсе противоречит нормам Гражданского кодекса Российской Федерации, ограничивает возможность потенциальных участников таких конкурсов сформировать необходимый пакет документов и является барьером для участия в торгах; предоставление льгот местным участникам может привести к ограничению доступа на товарный рынок новым хозяйствующим субъектам, разделу товарного рынка по территориальному принципу, ущемлению прав и законных интересов хозяйствующих субъектов, имеющих намерение осуществлять данный вид деятельности, но не зарегистрированных в муниципальном образовании Республики Башкортостан.

         По мнению ФАС России в результате анализа указанного Положения выявлены требования и условия, которые при организации и проведении конкурса могут привести к ограничению конкуренции.

Согласно представленной Государственной корпорацией – Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства в  ФАС России информации (письмо от 20.09.2011 №05/185) Методические рекомендации по привлечению подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирных домов в рамках реализации Программы и сдачи многоквартирного дома в эксплуатацию после проведения капитального ремонта, утвержденных распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 09.06.2011 №653-р «О разработке республиканской адресной программы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов на 2011 год», носят необязательный (рекомендательный) характер и могут использоваться субъектами Российской Федерации по их усмотрению.

В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе: 1) координация организаторами торгов или заказчиками деятельности его участников; 2) создание участнику торгов или нескольким участникам торгов преимущественных условий участия в торгах, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом; 3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов; 4) участие организаторов торгов или заказчиков и (или) работников организаторов торгов или работников заказчиков в торгах.

Таким образом, изучив нормативно-правовые акты, регламентирующие рассматриваемые вопросы, установленные на заседании Комиссии, обстоятельства, непосредственно касающиеся предмета данного дела №А-288/17-11, пояснения лица, участвующего в деле, а также принимая во внимание вышеизложенное, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства пришла к выводу, что в действиях организатора открытого конкурса по привлечению подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирных домов: г.Учалы: Башкортостана, д.17, Ахметгалина, д.13, Ахметгалина, д.11, Ахметгалина, д.21, Ахметгалина, д.9, Ахметгалина, д.19, Башкортостана, д.10 «а», установлен факт нарушения части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» путем предъявления антиконкурентных требований к претендентам на участие в конкурсе и создании условий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе путем нарушения порядка определения победителя или победителей торгов.

Антимонопольный орган в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции выдает хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания, в том числе: о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства об устранении последствий нарушения антимонопольного законодательства; о восстановлении положения, существовавшего до нарушения антимонопольного законодательства; о заключении договоров, об изменении условий договоров или о расторжении договоров в случае, если при рассмотрении антимонопольным органом дела о нарушении антимонопольного законодательства лицами, права которых нарушены или могут быть нарушены, было заявлено соответствующее ходатайство, либо в случае осуществления антимонопольным органом государственного контроля за экономической концентрацией.

В соответствии с пунктом 14 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 №30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства», антимонопольный орган принимает решения и выдает предписания, направленные на защиту гражданских прав, нарушенных вследствие их ущемления, злоупотребления доминирующим положением, ограничения конкуренции или недобросовестной конкуренции.

Согласно позиции Конституционного суда, выраженной в Определении от 16.07.2009 №739-О-О признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного по результатам торгов, в соответствии с частью 5 статьи 10 Закона о размещении заказов и статьи 449  Гражданского кодекса Российской Федерации, а в случае если договоры исполнены, признание торгов недействительными не приведет к восстановлению прав участников торгов.

Основанием для признания торгов недействительными может служить не всякое формальное нарушение, а лишь имеющее существенное влияние на результат торгов и ущемляющее права и законные интересы конкретного хозяйствующего субъекта. При таких обстоятельствах отсутствует заинтересованность в оспаривании торгов и предусмотренные статьей 449 Гражданского кодекса Российской Федерации основания для признания оспариваемых торгов недействительными.

Нарушения порядка проведения торгов сами по себе не могут являться основаниями для признания торгов недействительными по заявлению лица, чьи имущественные права и интересы данными нарушениями не затрагиваются и не могут быть восстановлены при признании торгов недействительными.

Кроме того, Комиссией Башкортостанского УФАС России установлено, что договоры, заключенные по результатам проведенных конкурсов, исполнены, допущенные нарушения являются оконченными, и, следовательно, невозможно вернуть стороны в первоначальное положение и восстановить положение, существовавшее до нарушения антимонопольного законодательства.

Учитывая изложенное, Комиссия Башкортостанского УФАС России полагает нецелесообразным обращаться в суд с иском о признании недействительным торгов в форме открытых конкурсов по выбору подрядной организации для проведения капитального ремонта многоквартирных домом в рамках реализации Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» и выдавать предписание о расторжении заключенных договоров.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч.ч. 1 – 4 ст. 41, ст. 48, ч. 1 ст. 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Башкортостанского УФАС России 

РЕШИЛА: 

  1. Признать Администрацию городского поселения город Учалы муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан  нарушившей часть 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.06 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» путем предъявления антиконкурентных требований к претендентам на участие в конкурсе и создании условий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе путем нарушения порядка определения победителя или победителей торгов.
  2. Выдать Администрации городского поселения город Учалы муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан   предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

              

ПРЕДПИСАНИЕ №173-А-288/17-11

Комиссия Башкортостанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании  своего Решения от 31.10.2011 (в полном объеме решение изготовлено 02.11.2011) по делу №А-288/17-11 в отношении Администрации городского поселения город Учалы муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан  по признакам нарушения части 1 статьи 17  Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

         Администрации городского поселения город Учалы муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан <…> в срок до 15.12.2011 прекратить нарушение части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» выразившиеся в предъявлении антиконкурентных требований к претендентам на участие в конкурсе и создании условий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе к нарушению порядка определения победителя или победителей торгов, а именно:

         - в дальнейшем при проведении торгов совершать действия, направленные на обеспечение конкуренции, в том числе: устанавливать требования к претендентам на участие в торгах строго в соответствии с нормами действующего законодательства, в том числе, с учетом положений настоящего решения Комиссии Башкортостанского УФАС России по делу о нарушении антимонопольного законодательства №А-288/17-11;

         - не допускать не предусмотренное федеральными законами и иными нормативными правовыми актами ограничение, устранение, недопущение доступа к участию в торгах неопределенному кругу хозяйствующих субъектов;  

         - при организации и проведении торгов строго руководствоваться положениями действующего законодательства.

         О выполнении настоящего Предписания сообщить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республики Башкортостан не позднее пяти дней со дня его выполнения.

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны