Решение б/н Решение по делу № А-297/16-11 пв отношении администрации гор... от 2 октября 2012 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,

рассмотрев дело № А-297/16-11 по признакам нарушения администрацией городского округа город Кумертау Республики Башкортостан <….> и ГУП Республики Башкортостан «Баштранссигнал» <….> статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

<….><….>

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан через Прокуратуру г.Кумертау поступило обращение Кумертауского отделения № 7722 Сбербанка России (далее – Заявитель) о правомерности установки дорожных знаков 3.1 «Въезд запрещен» в местах подъезда к указанному банковскому учреждению.

В своем обращении Заявитель указал, что в результате установки дорожных знаков 3.1 «Въезд запрещен» квартал улицы Ленина от перекрестка с ул. К.Маркса до ул. Комсомольская оказался полностью закрыт для движения транспортных средств.

В данном квартале расположены здания Сбербанка, Социнвестбанка, магазина Меридиан, Страховой компании и др., доступ к которым оказался полностью блокирован. В районе квартала ул.Ленина между ул.К.Маркса и ул.Комсомольской отсутствуют автомобильные стоянки и места для парковки, что делает невозможным парковку автомобиля в радиусе пешеходной доступности.

По мнению заявителя, действия по установке дорожных знаков, полностью блокирующих доступ к определенной территории, нарушают требования, предусмотренные ст.16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) в части совершения согласованных действий по необоснованному препятствованию осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами и являются действиями, фактически ограничивающими возможность нормального функционирования хозяйствующих субъектов.

Данные действия привели к невозможности въезда и парковки автотранспорта, посадку-высадку непосредственно у заведения, либо в пешеходной доступности от них, для посетителей и сотрудников организаций, расположенных в указанном квартале. Отсутствие свободного въезда негативно сказалось на возможности осуществления деятельности, и как следствие, повлекло за собой ограничение конкуренции на рынках услуг, участниками которых являются организации - владельцы зданий.

Также заявитель сообщает, что мест для парковки автомобилей на прилегающей к заблокированной территории нет. Проезд к стоянке напротив Сбербанка в настоящее время запрещен в обоих направлениях. Мест на стоянке около здания администрации городского округа город Кумертау Республики Башкортостан города не бывает. В связи с чем клиенты и работники организаций вынуждены оставлять свои транспортные средства на проезжих частях улиц К.Маркса и Комсомольская, создавая препятствия для дорожного движения, что, по мнению заявителя, также негативно сказывается на транспортной и криминогенной обстановке в г.Кумертау.

Заслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, Комиссия  установила следующие фактические обстоятельства.

Согласно ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» дорожная деятельность отнесена к вопросам местного значения и является предметом ведения местного самоуправления.

В соответствии с п.6 ст.3 Федерального закона № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 257-ФЗ) дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления (часть 3 статьи 15 Федерального закона № 257-ФЗ). Комплекс работ по организации и обеспечению безопасности дорожного движения входит в понятие содержание автомобильной дороги (п.12 ст.3 Федерального закона № 257-ФЗ).

В силу статьи 3 Федерального закона № 196-ФЗ основным принципом обеспечения безопасности дорожного движения является приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.

Согласно ст.21 Федерального закона № 196-ФЗ, мероприятия по организации дорожного движения осуществляются в целях повышения его безопасности и пропускной способности дорог соответствующими органами власти, юридическими и физическими лицами, в ведении которых находятся автомобильные дороги. Разработка и проведение указанных мероприятий осуществляются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации на основе проектов, схем и иной документации, утверждаемых в установленном порядке.

Деятельность по организации дорожного движения должна осуществляться на основе комплексного использования технических средств и конструкций, применение которых регламентировано действующими в Российской Федерации стандартами и предусмотрено проектами и схемами организации дорожного движения (ч.1 ст.22 Федерального закона № 196-ФЗ).

В соответствии с п.п. а) п.11 Указа Президента РФ от 15.06.1998 № 711 «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения» обязанности по осуществлению государственного контроля и надзора за соблюдением нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения, которыми устанавливаются требования к установке и эксплуатации технических средств организации дорожного движения, а также по согласованию в установленном порядке проектов организации дорожного движения в городах и на автомобильных дорогах возложены на Госавтоинспекцию.

Согласно идентичной информации, содержащейся в письмах администрации городского округа город Кумертау Республики  Башкортостан (№ 50/3620 от 10.08.2011) и отделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения отдела внутренних дел Министерства внутренних дел по городу Кумертау (№ 26/11135 от 10.08.2011), размещение дорожных знаков и их применение регулируется требованиями ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств». Для запрещения въезда и движения транспорта используются дорожные знаки 3.1 «Въезд запрещен» и 3.2 «Движение запрещено».

Знак 3.1 «Въезд запрещен» устанавливают:

- на участках дороги и проезжих частей с односторонним движением для запрещения движения транспортных средств во встречном направлении. На дорогах с несколькими проезжими частями, отделенными друг от друга бульваром или разделительной полосой, знак устанавливают для каждой проезжей части с односторонним движением;

- для запрещения въезда на отдельную полосу движения или на отдельный участок дороги.

По своим конструктивным параметрам ул.Ленина на участке дороги от пересечения с ул.К.Маркса до пересечения с ул.Комсомольская имеет две проезжие части, отделенные друг от друга бульваром и по своему назначению является пешеходной улицей. На основании указанного нормативного акта для запрещения движения транспортных средств во встречном направлении в районе д.11 установлен дорожный знак 3.1.

В связи с тем, что в створе пересечения ул.Ленина и ул.К.Маркса находится исторический и административный центр города – площадь Советов, являющаяся объектом массового притяжения и местом проведения спортивных и культурно-развлекательных мероприятий, где имеется интенсивное движение пешеходов, движение транспортных средств через площадь Советов запрещено в целях предотвращения дорожно-транспортных происшествий по решению органов исполнительной власти (ч.4 ст.6 Федерального закона № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения») посредством установки запрещающих дорожных знаков 3.1 (у домов №№ 12 и 17 на ул.Ленина).

Администрация городского округа город Кумертау Республики  Башкортостан (далее– администрация ГО город Кумертау)  и отделение Государственной инспекции безопасности дорожного движения отдела внутренних дел Министерства внутренних дел по городу Кумертау (далее– ОГИБДД отдела МВД РФ по городу Кумертау) считают, что запрещение движения транспортных средств по площади Советов и на прилегающих участках улицы Ленина не нарушает требования антимонопольного законодательства, поскольку объекты Кумертауского отделения № 7722 Сбербанка России находятся в пределах шаговой доступности от мест остановки и стоянки транспорта на ул.Комсомольская и ул.К.Маркса.

Администрация ГО город Кумертау и ОГИБДД отдела МВД России по городу Кумертау указали, что проект организации дорожного движения по ул.Ленина разработан государственным унитарным предприятием Республики Башкортостан «Баштранссигнал» (далее- ГУП РБ  «Баштранссигнал») и в настоящее время проходит стадию согласования.

Согласно письму от 29.08.2011 № 50/3831 администрации ГО город Кумертау  решение о запрещении движения транспортных средств по ул.Ленина от перекрестка с ул.К.Маркса до ул.Комсомольская было принято администрацией городского округа город Кумертау Республики Башкортостан 29.08.2011 (протокол № 3 заседания Комиссии по безопасности дорожного движения при администрации городского округа город Кумертау Республики Башкортостан). Таким образом, до 29.08.2011 решение органа местного самоуправления об организации дорожного движения по ул.Ленина на участке дороги от пересечения с ул.К.Маркса до пересечения с ул.Комсомольская отсутствовало.

В ходе рассмотрения дела установлено, что эксплуатирующей организации – муниципальному автономному учреждению дорожно-озеленительных работ городского округа город Кумертау Республики  Башкортостан  (далее- МАУ ДОР) было выдано ОГИБДД отдела МВД России по городу Кумертау предписание от 04.03.2011 № 47 об установке дорожных знаков 3.1  «Въезд запрещен» и 5.7.1 «Въезд на дорогу с односторонним движением» (письмо от 16.12.2011 № 26/17524 ОГИБДД отдела МВД России по городу Кумертау). Обоснованием выдачи данного предписания ОГИБДД отдела МВД России по городу Кумертау являлась необходимость приведения существовавшей (до момента выдачи предписания) организации дорожного движения в соответствии с ГОСТ Р 52289-2004. Данное предписание выполнено МАУ ДОР в срок до 10.03.2011 – произведена установка указанных знаков.

Комиссией в ходе заседания также установлено, что установка вышеуказанных  знаков была осуществлена ГУП РБ «Баштранссигнал» в соответствии с  договором  от 02.03.2011  № 21.  Согласно договору  от 02.03.2011  № 21 заключенному между  МАУ ДОР и ГУП РБ «Баштранссигнал» подрядчик– ГУП РБ «Баштранссигнал» изготавливает и устанавливает дорожные знаки в количестве 6 штук на сумму 14 899,33 руб.

В соответствии с муниципальным заданием на оказание муниципальных услуг, утвержденным главой администрации городского округа город Кумертау Республики Башкортостан  (срок действия 01.01.2011-31.01.2011) МАУ ДОР оказывает услуги по содержанию автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений.  

Таким образом, Комиссией Башкортостанского УФАС России установлено, что ответчиками по делу № А-297/16-11 являются администрация городского округа город Кумертау Республики  Башкортостан и муниципальное автономное учреждение дорожно-озеленительных работ городского округа город Кумертау Республики  Башкортостан. 

Постановлением администрации городского округа город Кумертау Республики Башкортостан от 08.04.2011 № 509 «О ликвидации муниципального автономного учреждения дорожно-озеленительных работ городского округа город Кумертау Республики Башкортостан»  МАУ ДОР ликвидировано.

Исследовав доказательства по делу, Комиссия Башкортостанского УФАС России  считает доказанным совершение администрацией городского округа город Кумертау Республики Башкортостан и МАУ ДОР действий, фактически ограничивающих возможность нормального функционирования Кумертауского отделения № 7722 филиала ОАО «Сбербанк России».

Комиссией Башкортостанского УФАС России отмечено, что установление дорожных знаков запрещающих движения транспортных средств по площади Советов и на прилегающих участках улицы Ленина,   негативно сказалось на возможности осуществления своей деятельности Кумертауским отделением № 7722 филиала ОАО «Сбербанк России», создало необоснованные препятствия для ее осуществления и, как следствие, повлекло за собой ограничение конкуренции на рынке услуг, участниками которого является данный хозяйствующий субъект. Кроме того Комиссия Башкортостанского УФАС России  считает, что сведения о наличии предусмотренных законом оснований для установки дорожных знаков в технических заданиях на установку спорных дорожных знаков запрещающих движение транспортных средств по ул.Ленина от перекрестка с ул.К.Маркса до ул.Комсомольская отсутствовали и документально не подтверждены.

В  письме ОГИБДД отдела МВД России по городу Кумертау от 26.08.2011 № 26/12013 указано, что проект организации дорожного движения на ул. Ленина находится в стадии согласования и направлен на доработку в ГУП РБ  «Баштранссигнал». Кроме того, согласно информации ОГИБДД отдела МВД России по городу Кумертау, работы по содержанию и обслуживанию технических средств организации дорожного движения (в том числе монтаж и демонтаж дорожных знаков) в 2011 году выполняет Кумертауский филиал ГУП РБ «Баштранссигнал». Таким образом, ГУП РБ  «Баштранссигнал» в период установки знаков до 10.03.2011 не осуществлял работы по содержанию и обслуживанию технических средств организации дорожного движения в городе Кумертау и, следовательно, не является ответчиком по данному делу.

Таким образом, учитывая представленное по запросу Башкортостанского УФАС России  решение Комиссии по безопасности дорожного движения при администрации городского округа город Кумертау Республики Башкортостан о запрещении движения транспортных средств по ул.Ленина от перекрестка с ул.К.Маркса до ул.Комсомольская от 29.08.2011, установка дорожных знаков «Въезд запрещен» в марте 2011 года на указанном участке ул.Ленина не могла быть осуществлена ГУП РБ «Баштранссигнал» в рамках муниципального контракта № 0301300016911000008-0064521-02 от 13.05.2011.

Вышеуказанные действия МАУ ДОР и администрации городского округа город Кумертау Республики Башкортостан повлекли за собой невозможность въезда и парковки автотранспорта, посадку-высадку непосредственно у заведения, либо в пешеходной доступности от них, для посетителей и сотрудников организаций, расположенных в указанном квартале. Отсутствие свободного въезда негативно сказалось на возможности осуществления деятельности, создало (может создать) необоснованные препятствия для ее осуществления и повлекло (может повлечь) за собой ограничение конкуренции.

В соответствии с п. 4 ст. 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

Согласно п.18 ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» соглашение - договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

Таким образом, между администрацией городского округа город Кумертау Республики Башкортостан  и МАУ ДОР достигнуто соглашение, запрещенное положениями ст. 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В ходе  рассмотрения дела  администрацией городского округа город Кумертау Республики Башкортостан представлен протокол  № 4 заседания комиссии по безопасности дорожного движения при администрации городского округа город Кумертау от 26.12.2011, согласно которому  движение транспортных средств по ул.Ленина от перекрестка ул.Комсомольская - ул.Ленина до площади Советов города Кумертау возобновлено. Об устранении нарушения антимонопольного законодательства также указано в  письме Кумертауского отделения  № 7722филиала ОАО «Сбербанк России», представленного в Башкортостанское УФАС России.

Комиссия Башкортостанского УФАС России  учитывает, что администрацией городского округа город Кумертау Республики Башкортостан предприняты действия, направленные на устранение нарушения антимонопольного законодательства.

Таким образом, факт нарушения п.4 ст.16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» администрацией городского округа город Кумертау Республики Башкортостан  и муниципальным автономным учреждением дорожно-озеленительных работ городского округа город Кумертау Республики  Башкортостан подтвердился, однако администрацией городского округа город Кумертау Республики Башкортостан до принятия Комиссией решения по делу приняло меры по устранению нарушения антимонопольного законодательства. 

На основании изложенного, руководствуясь ст.23, ч.1 ст. 39, ч.ч. 1 – 4 ст. 41, ч.1 ст. 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Башкортостанского УФАС России   

РЕШИЛА:

  1. Признать действия администрации городского округа город Кумертау Республики Башкортостан и муниципального автономного  учреждения  дорожно-озеленительных работ городского округа город Кумертау Республики  Башкортостан нарушением п.4 ст.16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
  2. Прекратить рассмотрение дела в отношении администрации городского округа город Кумертау Республики Башкортостан и муниципального автономного учреждения дорожно-озеленительных работ городского округа город Кумертау Республики  Башкортостан о нарушении п.4  ст.16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»  в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства.

3. В связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства предписания о совершении действий направленных на обеспечение конкуренции  администрации городского округа город Кумертау Республики Башкортостан и муниципальному автономному учреждению дорожно-озеленительных работ городского округа город Кумертау Республики  Башкортостан не выдавать.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны