Решение б/н РЕШЕНИЕ И ПРЕДПИСАНИЕ по делу №А-321/16-11 в отношении ФГОУ ... от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,  рассмотрев дело о нарушении антимонопольного законодательства №А-321/16-11, возбужденного в отношении Федерального государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Белебеевский машиностроительный техникум» <…> и ЗАО «АКЦОП» <…>по признакам нарушения статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в заключении государственных контрактов на организацию питания в столовой Федерального государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Белебеевский машиностроительный техникум» учащихся, проходящих лечение в профилактории, от 11.01.2010 №12 на сумму 268 488 руб., от 23.03.2010 №2 на сумму 238 656 руб., без проведения торгов, 

<…><…>

УСТАНОВИЛА:

Инспекцией Башкортостанского УФАС России на основании приказа от 16.05.2011 №144 была проведена плановая проверка в отношении Федерального государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Белебеевский машиностроительный техникум», расположенного по адресу: <…>, на соблюдение требований Федерального закона от 21.07.2005 №94-ФЗ «О размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

<…>

 По результатам проверки в действиях Федерального государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Белебеевский машиностроительный техникум» были выявлены грубейшие нарушения требований Федерального закона от 21.07.2005 №94-ФЗ «О размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

14.10.2011 материалы по указанному делу были переданы в отдел антимонопольного контроля товарных рынков для рассмотрения вопроса о возбуждении дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

В ходе анализа представленных документов в действиях Федерального государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Белебеевский машиностроительный техникум» и ЗАО «АКЦОП» были выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Приказом от 14.11.2011 №531 в отношении Федерального государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Белебеевский машиностроительный техникум» и ЗАО «АКЦОП» возбуждено дело №А-321/16-11 по признакам нарушения статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в заключении государственных контрактов на организацию питания в столовой Федерального государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Белебеевский машиностроительный техникум» учащихся, проходящих лечение в профилактории, от 11.01.2010 №12 на сумму 268 488 руб., от 23.03.2010 №2 на сумму 238 656 руб., без проведения торгов.

Определением о назначении дела №А-321/16-11 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 16.11.2011 у Федерального государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Белебеевский машиностроительный техникум» и ЗАО «АКЦОП» были запрошены мотивированные обоснования заключения государственных контрактов на организацию питания в столовой Федерального государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Белебеевский машиностроительный техникум» учащихся, проходящих лечение в профилактории, от 11.01.2010 №12 на сумму 268 488 руб., от 23.03.2010 №2 на сумму 238 656 руб., без проведения торгов.

Позиция Федерального государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Белебеевский машиностроительный техникум», изложенная в письме от 28.11.2011 №408, такова, что со дня образования Белебеевского машиностроительного техникума (с 1973 года) питание студентов осуществлял комбинат общественного питания Белебеевского завода «Автонормаль». Руководством КОП ДО принято решение о закрытии столовой при техникуме.

В сентябре 2004 года был заключен договор об организации питания студентов с ЗАО «АКЦОП».

В 2005 году техникум открыл для своих студентов санаторий-профилакторий «ЛОТОС», в котором организацию питания на выделенные Министерством образования Российской Федерации средства осуществляло также ЗАО «АКЦОП».

 Государственные контракты на организацию питания в столовой Федерального государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Белебеевский машиностроительный техникум» учащихся, проходящих лечение в профилактории, от 11.01.2010 №12 на сумму 268 488 руб. и от 23.03.2010 №2 на сумму 238 656 руб. были заключены на основании проведения процедуры запроса котировок цен, протоколов котировочной комиссии с единственным поставщиком, так как были предоставлены котировочные заявки только от ЗАО «АКЦОП».

Информацию о проведении котировок распространяли нарочным всем организациям, занимающимся данной деятельностью в г. Белебей.

Благодаря контролю со стороны управления образованием муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан, качество приготовления пищи удовлетворительное, а цены на питание обучающихся ограничены.

Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Белебеевский машиностроительный техникум» признает, что при проведении процедуры запроса котировок цен в целях заключения вышеуказанных контрактов были допущены нарушения в части предоставления информации о проведении котировок неограниченному кругу лиц.

В настоящее время, питание студентов в санатории-профилактории «ЛОТОС» осуществляет индивидуальный предприниматель <…> по итогам проведения процедуры оценки котировочных заявок от 16.09.2011. 

Позиция ЗАО «АКЦОП», изложенная в письме от 22.11.2011 №29 такова, что согласно сложившейся практике инициатива заключения государственных контрактов на организацию питания в столовой техникума учащихся, проходящих лечение в профилактории, исходила от руководства Федерального государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Белебеевский машиностроительный техникум».

Государственные контракты на организацию питания в столовой Федерального государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Белебеевский машиностроительный техникум» учащихся, проходящих лечение в профилактории, от 11.01.2010 №12 на сумму 268 488 руб. и от 23.03.2010 №2 на сумму 238 656 руб. были заключены с ЗАО «АКЦОП» на основании протоколов единой комиссии.

ЗАО «АКЦОП» указывает, что размещение заказов в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» является обязанностью Федерального государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Белебеевский машиностроительный техникум».

Услуги по организации питания в столовой Федерального государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Белебеевский машиностроительный техникум» учащихся, проходящих лечение в профилактории, по условиям государственных контрактов от 11.01.2010 №12 на сумму 268 488 руб. за 1 квартал 2010 года и от 23.03.2010 №2 на сумму 238 656 руб. на 2 квартал 2010 года оказаны в полном объеме.

На 4 квартал 2010 года договоры и контракты на организацию питания учащихся, проходящих лечение в профилактории, и организацию питания учащихся в столовой техникума с ЗАО «АКЦОП» заключены не были.

Изучив все представленные документы и материалы, заслушав и исследовав доказательства, возражения и пояснения лиц, участвующих в деле, проведя анализ и оценку обстоятельств дела, Комиссия Башкортостанского УФАС России по рассмотрению дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства пришла к следующим выводам.

Отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений регулируются положениями Федерального закона от 21.07.2005 №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Федеральным государственным образовательным учреждением среднего профессионального образования «Белебеевский машиностроительный техникум» не размещались заказы путем проведения запроса котировок, а проводились отборы без размещения на официальном сайте извещения о проведении запроса котировок в целях сообщения неограниченному кругу лиц.

Согласно ч.1 ст.4 Федерального закона от 21.07.2005 №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» заказчиками могут выступать органы государственной власти Российской Федерации или органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, а также уполномоченные указанными органами государственной власти или органами местного самоуправления на размещение заказов получатели бюджетных средств при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств.

В соответствии со ст.5 Федерального закона от 21.07.2005 №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» под размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков понимаются осуществляемые в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов, а также гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд соответствующих заказчиков (далее также - контракты), а в случае, предусмотренном пунктом 14 части 2 статьи 55 данного Федерального закона, в целях заключения с ними также иных гражданско-правовых договоров в любой форме.

Согласно ч.1 ст.10 Федерального закона от 21.07.2005 №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» размещение заказа может осуществляться:

1) путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме;

2) без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах).

В соответствии с ч.3 ст.10 Федерального закона от 21.07.2005 №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» решение о способе размещения заказа принимается заказчиком, уполномоченным органом в соответствии с положениями данного Федерального закона.

В соответствии с п.14 ч.2 ст.55 Федерального закона от 21.07.2005 №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) осуществляется заказчиком в случае, если осуществляются поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков на сумму, не превышающую установленного Центральным банком Российской Федерации предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке

 Указанием Центрального Банка России от 20.06.2007 №1843-У предельный размер расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя, установлен в размере 100 000 руб.

Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Белебеевский машиностроительный техникум» является получателем бюджетных средств и выступает заказчиком при проведении торгов. Таким образом, Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Белебеевский машиностроительный техникум» уполномочено осуществлять функции органов местного самоуправления при размещении заказов на организацию военизированной охраны объекта здания учреждения и организацию питания в столовой техникума учащихся, проходящих лечение в профилактории за счет бюджетных средств.

Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Белебеевский машиностроительный техникум» в четырех случаях заключало государственные контракты на сумму 100 000 руб., то есть на сумму, превышающую установленный Центральным Банком России предельный размер расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке.

По результатам проведенных отборов Федеральным государственным образовательным учреждением среднего профессионального образования «Белебеевский машиностроительный техникум» были заключены государственные контракты на организацию питания в столовой Федерального государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Белебеевский машиностроительный техникум» учащихся, проходящих лечение в профилактории, от 11.01.2010 №12 на сумму 268 488 руб., от 23.03.2010 №2 на сумму 238 656 руб., без проведения торгов, с ЗАО «АКЦОП». В рассматриваемых случаях, основания для заключения государственных контрактов с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) у заказчика отсутствовали.

         В соответствии с п. 18 ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» соглашение – договоренность  в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

         В соответствии с п. 4 ст. 16 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

Следовательно, государственные контракты на организацию питания в столовой Федерального государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Белебеевский машиностроительный техникум» учащихся, проходящих лечение в профилактории, от 11.01.2010 №12 на сумму 268 488 руб., от 23.03.2010 №2 на сумму 238 656 руб., подписанные между Федеральным государственным образовательным учреждением среднего профессионального образования «Белебеевский машиностроительный техникум» и ЗАО «АКЦОП» должны соответствовать положениям Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в частности, ст. 16.  Кроме того, в соответствии со ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

В соответствии со ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Состав вменяемого нарушения антимонопольного законодательства  выражается в заключении соглашения, ограничивающего конкуренцию и недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации.

Между Федеральным государственным образовательным учреждением среднего профессионального образования «Белебеевский машиностроительный техникум» и ЗАО «АКЦОП» достигнуто соглашение в письменной форме в части заключения государственных контрактов на организацию питания в столовой Федерального государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Белебеевский машиностроительный техникум» учащихся, проходящих лечение в профилактории, от 11.01.2010 №12 на сумму 268 488 руб., от 23.03.2010 №2 на сумму 238 656 руб., без проведения торгов.

Таким образом, в действиях Федерального государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Белебеевский машиностроительный техникум» и ЗАО «АКЦОП» имеются признаки нарушения статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» в части заключения государственных контрактов на организацию питания в столовой Федерального государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Белебеевский машиностроительный техникум» учащихся, проходящих лечение в профилактории, от 11.01.2010 №12 на сумму 268 488 руб., от 23.03.2010 №2 на сумму 238 656 руб., без проведения торгов.

По доводу участников рассмотрения дела, об отсутствии наступления негативных последствий в части ограничения конкуренции: нормы Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», в том числе, ст. 16, носят также упреждающий нарушение антимонопольного законодательства характер. В ст. 16 указано буквально следующее: «могут привести» к названным в этой норме последствиям. Таким образом, для вменения совершения действий, запрещенных ст.16 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», доказывания наступления последствий не требуется. Антимонопольный орган в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции выдает хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания, в том числе: о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства об устранении последствий нарушения антимонопольного законодательства; о восстановлении положения, существовавшего до нарушения антимонопольного законодательства; о заключении договоров, об изменении условий договоров или о расторжении договоров в случае, если при рассмотрении антимонопольным органом дела о нарушении антимонопольного законодательства лицами, права которых нарушены или могут быть нарушены, было заявлено соответствующее ходатайство, либо в случае осуществления антимонопольным органом государственного контроля за экономической концентрацией. Комиссия также констатирует, что на заседании представитель ЗАО «АКЦОП» заявил, что общество неоднократно участвовало  в процедуре размещения заказа. Соответственно, Комиссия отмечает, что общество осознавало противоправный характер заключения контракта без процедур, определенных Федерального закона от 21.07.2005 №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». 

Таким образом, факт нарушения Федеральным государственным образовательным учреждением среднего профессионального образования «Белебеевский машиностроительный техникум» и ЗАО «АКЦОП» статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» в части заключения государственных контрактов на организацию питания в столовой Федерального государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Белебеевский машиностроительный техникум» учащихся, проходящих лечение в профилактории, от 11.01.2010 №12 на сумму 268 488 руб., от 23.03.2010 №2 на сумму 238 656 руб., без проведения торгов, имеется.

Заключение государственных контрактов на организацию питания в столовой Федерального государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Белебеевский машиностроительный техникум» учащихся, проходящих лечение в профилактории, от 11.01.2010 №12 на сумму 268 488 руб., от 23.03.2010 №2 на сумму 238 656 руб., без проведения торгов, с ЗАО «АКЦОП» приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов, что запрещено п.4 ст.16 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Белебеевский машиностроительный техникум» не разместило заказы путем проведения запроса котировок, а провело отборы без размещения на официальном сайте извещения о проведении запроса котировок в целях сообщения неограниченному кругу лиц. То есть, Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Белебеевский машиностроительный техникум» предоставило возможность заключения государственных контрактов только одному самостоятельному хозяйствующему субъекту в лице ЗАО «АКЦОП», ограничив тем самым возможность заключить государственный контракт с иными возможными исполнителями.

 Статьей 1 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав. Статья 34 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

Действующим законодательством прямо запрещены соглашения или согласованные действия, которые приводят или могут привести к созданию препятствий доступу на товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Соглашения и согласованные действия участников рынка являются инструментом ограничения конкуренции. Заключение государственных контрактов без торгов повлекло создание необоснованного преимущества ЗАО «АКЦОП» при осуществлении деятельности по сравнению с иными хозяйствующими субъектами и ограничило конкуренцию при размещении государственных заказов. Рынок оказания услуг общественного питания, в том числе, в городе Белебей, - является конкурентным. Однако доказательства направления извещения о проведении запроса котировок другим организациям, занимающимся аналогичной деятельностью, ответчиками не представлены. Нарушен единый порядок размещения заказов, установленный целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации, нарушен принцип расширения возможностей для участия других лиц, оказывающих охранные услуги, в размещении заказов, нарушены принципы развития добросовестной конкуренции, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов.

Основания для прекращения рассмотрения дела отсутствуют. Рассчитать размер причиненного ответчиками ущерба не представляется возможным.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч.ч. 1 – 4 ст. 41,  ч. 1 ст. 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Башкортостанского УФАС России 

РЕШИЛА: 

1. Признать Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Белебеевский машиностроительный техникум» <…> и ЗАО «АКЦОП» <…> нарушившими статью 16 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» в части заключения государственных контрактов на организацию питания в столовой Федерального государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Белебеевский машиностроительный техникум» учащихся, проходящих лечение в профилактории, от 11.01.2010 №12 на сумму 268 488 руб., от 23.03.2010 №2 на сумму 238 656 руб., без проведения торгов.

<…><…>

         2. Выдать Федеральному государственному образовательному учреждению среднего профессионального образования «Белебеевский машиностроительный техникум» <…> предписание о прекращении ограничивающих конкуренцию соглашений и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

         3. Выдать ЗАО «АКЦОП» предписание о прекращении ограничивающих конкуренцию соглашений и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

 ПРЕДПИСАНИЕ №252-А-321/16-11

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,  руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании  своего Решения от 30.11.2011 (в полном объеме решение изготовлено 13.12.2011) по делу №А-321/16-11 в отношении Федерального государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Белебеевский машиностроительный техникум» <….> и ЗАО «АКЦОП» <….> по признакам нарушения статьи 16  Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», 

<….><….>

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. Федеральному государственному образовательному учреждению среднего профессионального образования «Белебеевский машиностроительный техникум» <….> с момента получения настоящего предписания прекратить нарушение пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» путем прекращения ограничивающих конкуренцию соглашений и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

<….>

2. В случае размещения заказов в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»  в срок до 30.12.2011 информировать Башкортостанское  УФАС России о размещении таких заказов не позднее 10 рабочих дней с момента опубликования извещения.

Срок исполнения предписания – до 30.12.2011.

О выполнении настоящего Предписания сообщить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республики Башкортостан не позднее пяти дней со дня его выполнения.

 

О выполнении настоящего Предписания сообщить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республики Башкортостан не позднее пяти дней со дня его выполнения.

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны