Решение б/н Решение и предписание по делу № А-365/17-11 в отношении МБУ ... от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства, рассмотрев дело № А-365/17-11 по признакам нарушения муниципальным бюджетным учреждением Центральная больница муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан <...>  части 3 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА: 

По результатам  рассмотрения жалобы ООО  «ОКТАНТ» на действия государственного заказчика в лице муниципального бюджетного учреждения Центральная больница муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан (далее - Заказчик) при размещении заказа  путем проведения открытого аукциона в электронной форме № 0301200009211000158 «Поставка расходного материала для клинико-диагностической лаборатории по модернизации для нужд муниципального бюджетного учреждения Центральная больница муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан» отделом контроля размещения государственного заказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан были выявлены признаки нарушения  статьи 17  Федерального закона от 26.07.2007 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Материалы внеплановой проверки и рассмотрения жалобы ООО  «ОКТАНТ»  на действия муниципального бюджетного учреждения Центральная больница муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан при размещении заказа № 0301200009211000158 путем проведения открытого аукциона в электронной форме «Поставка расходного материала для клинико-диагностической лаборатории по модернизации для нужд муниципального бюджетного учреждения Центральная больница муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан» были переданы служебной запиской в отдел антимонопольного контроля товарных рынков.

Приказом от 28.12.2011 №  633 «О возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства»  Башкортостанским УФАС России  возбуждено дело № А-365/17-11 по признакам нарушения муниципальным бюджетным учреждением Центральная больница муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан  <…>  части 3 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

<…>

В ходе анализа материалов установлено, что на сайте www.zakupki.gov.ru 18.11.2011 года размещено извещение № 0301200009211000158 о проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения муниципального контракта на поставку расходного материала для клинико-диагностической лаборатории по модернизации для нужд муниципального бюджетного учреждения Центральная больница муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан.

Аукцион в электронной форме проводился на электронной площадке по адресу  http://www.sberbank-ast.ru

Документация об открытом аукционе в электронной форме утверждена главным врачом муниципального бюджетного учреждения Центральная больница муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан <…>.  Начальная (максимальная) цена контракта составляет 272 400,00 рублей.

<…>

Согласно, техническому заданию аукционной документации № 0301200009211000158, состоящей из 15 позиций,   заказчиком в рамках одного лота закупается медицинские расходные материалы  для клинико-диагностической лаборатории: вакуумная пробирка для клинических исследований сыворотки с активатором образования сгустка; держатель стандартный многоразовый; игла двусторонняя для системы взятия венозной крови, зеленая Z-образная стерильная двусторонняя система с автоматическим сбросом и визуализацией кровотока; покровные стекла; пробирка для клинических исследований капиллярной крови с ЭДТА К3; микропробирка типа Эппендорфа 1,5 мл  уп.500 шт.; тампон с транспортной средой стер. в ИУ Среда Эймса; пипетка на 0.1мл; пробирки п/с 10.0 с крышкой; наконечники к дозатору 300 мкл Биохит;  наконечники к дозатору 1000 мкл Биохит; кюветы измерительные ДГВИ на коагул. (АПГ-201)36000050 с шариками; пробирка Impromini EDTA К3 0,5 ЭДТА; кюветы реакционные на Сапфир.

В соответствии с Общероссийским классификатором продукции ОК 005-93, утвержденным Постановлением Госстандарта России от 30.12.1993 № 301 (с изм., внесенными Изменениями № 78/2010 ОКП, № 79/2010 ОКП, № 80/2010 ОКП, утв. Приказом Ростехрегулирования от 24.05.2010 № 80-ст), вся перечисленная в Техническом задании продукция, относится к медицинской технике - код класса по ОКП № 94 (94 0000 – «Медицинская техника»).

Общероссийский классификатор продукции (ОКП) представляет собой систематизированный свод кодов и наименований группировок продукции, построенных по иерархической системе классификации. Классификатор используется при решении задач каталогизации продукции, включая разработку каталогов и систематизацию в них продукции по важнейшим технико-экономическим признакам. Согласно ОКП длина кодового обозначения состоит из 6 цифровых знаков и контрольного разряда. Признаки классификации расположены в такой последовательности:

ХХ 0000 – признак продукции (класс);

ХХ Х000 – признак изделия по назначению их применения в медицине (подкласс);

ХХ ХХ00 – признак  конкретного изделия (группа);

ХХ ХХХ0 – признак вида изделия и область применения (подгруппа);

ХХ ХХХХ –  признак вида продукции (изделия).

Таким образом, принадлежность медицинских изделий в Техническом задании к данному перечню определяется кодом Общероссийского классификатора продукции ОК 005-93, утвержденным Постановлением Госстандарта России от 30.12.1993 № 301.

Код ОКП  943200   «Инструменты колющие» (п.п.3, 4 технического задания);

код ОКП 946000  «Изделия медицинские из стекла  и  полимерных  материалов.  Тара и упаковка лекарственных средств и препаратов» (п.п.6, 7, 8, 10, 14  технического задания);

Кроме того, согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП) ОК 004-93, утвержденного Постановлением Госстандарта России от 06.08.1993 № 17, указанные в аукционной документации товары также имеют различные коды ОКВЭД:

Код 3311110 «Инструменты колющие»;

Код 3311340 «Тара  медицинская из  стекла  (в  том  числе  из  нейтрального, щелочного, обесцвеченного, оранжевого и прочего)».

Следовательно, на основании изложенного, можно сделать вывод о том, что в единственный лот аукциона включены  медицинские материалы, выпускаемые разными производителями, имеющие различные коды   по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП).

Таким образом, в единый лот аукциона включены разные виды медицинских изделий, имеющие различные коды экономической деятельности, следовательно, увеличен объем закупаемых товаров, включенных в один лот, что необоснованно ограничивает конкуренцию, а именно ведет к уменьшению количества потенциальных участников размещения заказа, не позволяет малым и средним предприятиям участвовать в аукционе.

В соответствии с частью 19 статьи 65 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о размещении заказов) под одноименными товарами, одноименными работами, одноименными услугами понимаются аналогичные по техническим и функциональным характеристикам товары, работы, услуги, которые могут отличаться друг от друга незначительными особенностями (деталями), не влияющими на качество и основные потребительские свойства товаров, результатов работ, услуг, являются однородными по своему потребительскому назначению и могут быть взаимозаменяемыми.

Согласно пункта 3 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» взаимозаменяемые товары - товары, которые могут быть сравнимы по их функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам, цене и другим параметрам таким образом, что приобретатель действительно заменяет или готов заменить один товар другим при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях);

В соответствии с частью 6.1 статьи 10 Закона о размещении заказов под одноименными товарами, одноименными работами, одноименными услугами понимаются товары, работы, услуги, относящиеся к одной группе товаров, работ, услуг в соответствии с номенклатурой товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов.

Безусловное право при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг путем проведения торгов выделять (или не выделять) лоты ограничивается запретом на включение в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов. Этим гарантируется наличие условий для существования конкурентной среды в ходе осуществления заказчиком (организатором торгов) предусмотренных законом прав, для чего также антимонопольным законодательством установлены запреты (включение в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов; координация организаторами торгов или заказчиками деятельности его участников).

Объединение в один лот различных по функциональным характеристикам видов работ и наименований товара влечет за собой ограничение конкуренции при проведении торгов, ввиду сокращения числа хозяйствующих субъектов, которые могут принять участие в торгах по отдельным товарам или группам таких товаров, поскольку исходя из положений аукционной документации и требований части 1 статьи 12 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» участник размещения заказа не допускается к участию в аукционе в случае, если его заявка не соответствует требованиям аукционной документации, при этом заключение контракта на поставку отдельных позиций лота не допускается.

Негативное влияние на конкуренцию путем необоснованного укрупнения лотов за счет включения дополнительных товаров (работ, услуг), технологически и функционально не связанных с товарами (работами, услугами), составляющими основной предмет торгов, проявляет себя в вытеснении малых, экономически слабых хозяйствующих субъектов, не способных либо освоить такой крупный лот, либо выполнить требование об обеспечении исполнения контракта, и пр.

Кроме того, комиссией Башкортостанского УФАС России установлено, что в Техническом задании аукционной документации содержаться указания производителей товара ООО «Биохит» г.Санкт-Петербург и  компании «Aptaca»  Италия, а именно:  «Тампон (сваб) в пробирке с транспортной средой. Материал: вискоза/алюм. Транспортная среда Пробирка центрифужная 10 мл, ПП, градуированная с этикеткой, стер. упаковка 250 шт., Италия (Aptaca)»  (п.8 технического задания);  

«Amies с углем. Стерильно. Уп. 150 шт. Италия (Aptaca)» (п.10 технического задания); 

«Наконечники к дозатору 300 мкл Биохит» (п.11 технического задания); 

«Наконечники к дозатору 1000 мкл Биохит» (п.12 технического задания). 

В соответствии с частью 3.1 статьи 34 Федерального закона от 2.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ оказания услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о размещении заказов) документация об аукционе не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.

Частью 1 статьи 1 Закона о размещении заказов установлено, что настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений (далее - размещение заказа), в том числе устанавливает единый порядок размещения заказов, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о размещении заказов законодательство Российской Федерации о размещении заказов основывается на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, иных федеральных законов, регулирующих отношения, связанные с размещением заказов.

Одним из таких законов является Федеральный закон от 26.07.2007 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В соответствии с частью 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов путем включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов.

Таким образом, в действиях муниципального бюджетного учреждения Центральная больница муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан установлены нарушения  части  3 статьи 17  Федерального закона от 26.07.2007 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в части  ограничения доступа  к участию в торгах.

Согласно части 4 статьи 17 Закона о защите конкуренции нарушение правил при проведении торгов, является основанием для признания соответствующих торгов и заключенных по результатам таких торгов сделок недействительными.

Учитывая, что по муниципальному контракту на поставку расходного материала для клинико-диагностической лаборатории по модернизации для нужд муниципального бюджетного учреждения Центральная больница муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан, заключенному заказчиком по итогам открытого аукциона в электронной форме  с  ООО Медицинский центр лабораторной диагностики «Ремикс», произведена поставка расходного материала для клинико-диагностической лаборатории по модернизации, а также позицию Конституционного суда, выраженную в Определении от 16.07.2009 № 739-О-О о том, что в соответствии с частью 5 статьи 10 Закона о размещении заказов и статьи 449  Гражданского кодекса Российской Федерации, признание торгов недействительными влечет недействительность муниципального контракта, заключенного по результатам торгов, а случае если контракты исполнены, признание торгов недействительными не приведет к восстановлению прав участников торгов, аналогичные выводы содержаться в отношении признания недействительными размещение государственного заказа, Комиссия Башкортостанского УФАС России полагает нецелесообразным обращаться в суд с иском о признании недействительным заказа № 0301200009211000158 путем проведения открытого аукциона в электронной форме на поставку расходного материала для клинико-диагностической лаборатории по модернизации для нужд муниципального бюджетного учреждения Центральная больница муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан.

Антимонопольный орган в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции выдает органам местного самоуправления, обязательные для исполнения предписания, в том числе: об отмене или изменении актов, нарушающих антимонопольное законодательство; о прекращении или об изменении соглашений, нарушающих антимонопольное законодательство; о прекращении иных нарушений антимонопольного законодательства; о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

Согласно пункту 14 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства», антимонопольный орган принимает решения и выдает предписания, направленные на защиту гражданских прав, нарушенных вследствие их ущемления, злоупотребления доминирующим положением, ограничения конкуренции или недобросовестной конкуренции.

Таким образом, Комиссией Башкортостанского УФАС России установлено, что допущенные нарушения являются оконченными, муниципальный контракт исполнен и, следовательно,  невозможно вернуть стороны в первоначальное положение и восстановить положение, существовавшее до нарушения антимонопольного законодательства.

С учетом изложенного, руководствуясь  статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

    РЕШИЛА:

1. Признать  муниципальное бюджетное учреждение Центральная больница муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан нарушившим часть 3 статьи 17  Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в части  ограничения доступа  к участию  в открытом аукционе в электронной форме №0301200009211000158 на поставку расходного материала для клинико-диагностической лаборатории по модернизации для нужд муниципального бюджетного учреждения Центральная больница муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан.

2. Выдать муниципальному бюджетному учреждению Центральная больница муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

<…><…>

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа влечет за собой ответственность в соответствии с частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

ПРЕДПИСАНИЕ № ­­­28-А-365/17-11

Комиссия Башкортостанского УФАС России по рассмотрению дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства,

руководствуясь ст.23, ч.1 ст.39, ст.41, ст.50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» на основании своего решения от 31.01.2012 (в полном объеме решение изготовлено 14.02.2012) по делу № А-365/17-11 о нарушении муниципальным бюджетным учреждением Центральная больница муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан <…>  части 3 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»  (далее – Закон о защите конкуренции),

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

Муниципальному бюджетному учреждению Центральная больница муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан   не допускать действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства путем проведения процедуры размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

В срок до 30.03.2012 представить в адрес Башкортостанского УФАС России доказательства исполнения предписания.

<…><…><…>

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Примечание:  За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа ч.2.2 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации,  не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны