Решение б/н Решение по делу №А-46/15-15 в отношении Министерства сельско... от 12 мая 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ по делу №А-46/15-15

 

Резолютивная часть решения оглашена 05.05.2015

В полном объеме решение изготовлено 06.05.2015              г. Уфа, ул. Пушкина, 95

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель комиссии:

<…> – заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан;

Члены комиссии:

<…> – начальник отдела антимонопольного контроля товарных рынков Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан;

<…> – ведущий специалист – эксперт отдела антимонопольного контроля товарных рынков Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан;

в присутствии представителей Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан – <…> (доверенность от 17.04.2015 г.), <…> (доверенность от 17.04.2015 г.),

рассмотрев дело № А-46/15-15 по признакам нарушения Министерством сельского хозяйства Республики Башкортостан (450008, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Пушкина, 106) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В ходе исполнения поручения ФАС России от 21.11.2014 №ЦА/47479/14 о проведении анализа актов государственных органов власти субъектов Российской Федерации, регламентирующих порядок предоставления субсидий сельхозтоваропроизводителям, установлено следующее.

Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 22.03.2012 № 197 утвержден Порядок отбора региональных программ поддержки начинающих фермеров и Условия подачи гражданами Российской Федерации заявок в конкурсную комиссию субъекта Российской Федерации для признания их участниками региональной программы поддержки начинающих фермеров (далее – Условия подачи заявок).

В соответствии  с  п. 2.9 Условий подачи заявок глава хозяйства обязуется использовать Грант и Помощь в течение 18 месяцев со дня поступления средств на его счет и использовать имущество, закупаемое за счет Гранта, исключительно на развитие хозяйства.

Приказом  Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан от 11.06.2013 №168 утверждены Условия подачи заявок в Республиканскую комиссию по отбору участников ведомственных целевых программ «Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств Республики Башкортостан на 2013 - 2015 годы» и «Поддержка начинающих фермеров Республики Башкортостан на период 2013 - 2015 годов» (далее – Условия подачи заявок в Республиканскую комиссию).

Согласно п. 1 Условий подачи заявок в Республиканскую комиссию глава фермерского хозяйства обязуется использовать Грант и Помощь в течение 12 месяцев со дня поступления средств на его счет и использовать имущество, закупаемое за счет Гранта, исключительно на развитие хозяйства.

Таким образом, Приказом Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан от 11.06.2013 № 168 установлено необоснованное условие, которому должны соответствовать получатели субсидий, в части срока для использования гранта, который меньше, установленного Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 22.03.2012 № 197. 

Согласно п. 2.3 Условий подачи заявок глава крестьянского (фермерского) хозяйства должен являться главой хозяйства, деятельность которого на дату подачи заявки не превышает 24 месяцев со дня его регистрации и зарегистрированного на территории того же субъекта Российской Федерации, где подается заявка в конкурсную комиссию. 

Пунктом 2 Условий подачи заявок в Республиканскую комиссию установлено требование к главе крестьянского (фермерского) хозяйства: срок деятельности фермерского хозяйства на дату подачи заявки на конкурс превышает 12 месяцев с даты регистрации.

Таким образом, срок, установленный Приказом Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан от 11.06.2013 № 168 не соответствует сроку, установленному Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 22.03.2012 № 197, и исключает из числа получателей субсидий вновь созданные крестьянские (фермерские) хозяйства.

Согласно п. 2.6 Условий подачи заявок глава крестьянского (фермерского) хозяйства должен иметь план по созданию и развитию хозяйства по направлению деятельности (отрасли), определенной региональной программой, увеличению объема реализуемой сельскохозяйственной продукции.

Пунктом 2 Условий подачи заявок в Республиканскую комиссию установлено требование к главе крестьянского (фермерского) хозяйства: глава фермерского хозяйства имеет план по созданию и развитию семейной животноводческой фермы по направлению деятельности (отрасли) животноводства, определенной программой, увеличению объема реализуемой животноводческой продукции, обоснование строительства, реконструкции или модернизации семейной животноводческой фермы со сроком окупаемости не более 8 лет.

Таким образом, Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 22.03.2012 № 197 не установлено требование в части срока окупаемости плана по созданию и развитию хозяйства, вместе с тем, требование в части срока окупаемости указанного плана не более 8 лет, установленное Приказом Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан от 11.06.2013 № 168, может ограничить круг получателей субсидий.

Также, п. 2 Условий подачи заявок в Республиканскую комиссию установлены следующие требования к главе крестьянского (фермерского) хозяйства, которые не предусмотрены Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 22.03.2012 № 197, а именно:

- фермерское хозяйство предусматривает условия для создания собственной или совместно с другими сельскохозяйственными товаропроизводителями кормовой базы либо готовит предложения по заключению договоров (предварительных договоров) на приобретение кормов,

- фермерское хозяйство планирует создать не более одной семейной животноводческой фермы по одному направлению деятельности (одной отрасли) животноводства, ранее не осуществляющейся в данном хозяйстве, которое предусмотрено программой развития семейных животноводческих ферм с учетом балансов производства и потребления сельскохозяйственной продукции и противоэпизоотических мероприятий, и (или) фермерское хозяйство планирует реконструировать не более одной семейной животноводческой фермы. При отсутствии в хозяйстве собственной базы по переработке животноводческой продукции и (или) в случае если хозяйство не является членом сельскохозяйственного потребительского кооператива, то планируемое хозяйством поголовье сельскохозяйственных животных к развитию семейной животноводческой фермы не должно превышать: крупного рогатого скота - 100 голов, страусов, коз (овец) - 300 голов, свиней - 600 голов,

- создание фермерским хозяйством условий для организации не менее трех постоянных рабочих мест,

- фермерское хозяйство является членом или обязуется вступить в перерабатывающий сельскохозяйственный потребительский кооператив либо обязуется заключить договор с хозяйствующим субъектом для переработки сельскохозяйственной продукции, производимой семейной животноводческой фермой.

В соответствии с ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции органам государственной власти субъектов Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

17.04.2015 Министерство сельского хозяйства Республики Башкортостан представило письменные пояснения, в соответствии с которыми при рассмотрении дела необходимо учитывать приказ Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан от 18.02.2015 № 30 «О внесении изменений в приказ Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан Республики Башкортостан от 11.06.2013 № 168 «О реализации ведомственных целевых программ «Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств Республики Башкортостан на 2013 - 2015 годы» и «Поддержка начинающих фермеров Республики Башкортостан на период 2013 - 2015 годов».

 

Изучив материалы дела, заслушав и исследовав доказательства, возражения и пояснения лиц, участвующих в деле, проведя анализ и оценку обстоятельств дела, Комиссия Башкортостанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства установила следующее.

Приказом Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан от 18.02.2015  № 30 внесены изменения в приказ Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан от 11.06.2013 № 168 «О реализации ведомственных целевых программ «Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств Республики Башкортостан на 2013 - 2015 годы» и «Поддержка начинающих фермеров Республики Башкортостан на период 2013 - 2015 годов».

В соответствии с п. 1 Приложения к приказу Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан от 18.02.2015 № 30 в Условия подачи заявок в Республиканскую комиссию внесены изменения, в том числе, в абзаце шестнадцатом п.п.1 п. 1 цифра «12» заменена цифрой «18».

 Таким образом, п. 1 Условий подачи заявок в Республиканскую комиссию в части установления обязанности главы хозяйства использовать Грант и Помощь в течение 18 месяцев со дня поступления средств на его счет и использовать имущество, закупаемое за счет Гранта, исключительно на развитие хозяйства, приведен в соответствии с п. 2.9 Условий подачи заявок.

На заседании Комиссии представители ответчика также пояснили, что Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 22.03.2012 № 197 утвержден Порядок отбора региональных программ поддержки начинающих фермеров и Условия подачи гражданами Российской Федерации заявок в конкурсную комиссию субъекта Российской Федерации для признания их участниками региональной программы поддержки начинающих фермеров. Вместе с тем, Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 22.03.2012 № 198 утвержден Порядок отбора региональных программ развития семейных животноводческих ферм и Требования по отбору семейных животноводческих ферм (далее – Требования по отбору семейных животноводческих ферм). Условия подачи заявок в Республиканскую комиссию по отбору участников ведомственной целевой программы «Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств Республики Башкортостан на 2013 - 2015 годы» приведены в соответствие с Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 22.03.2012 № 198.

Согласно п.п. «б», «и», «е», «ж», «н» п. 2 Требований по отбору семейных животноводческих ферм для участия в конкурсе, проводимом субъектом Российской Федерации, крестьянское (фермерское) хозяйство должно одновременно соответствовать, в том числе, следующим требованиям:

- срок деятельности хозяйства на дату подачи заявки на конкурс превышает 12 месяцев с даты регистрации;

- глава хозяйства имеет план по созданию и развитию семейной животноводческой фермы с высокопродуктивным скотом и высокотехнологическим оборудованием по направлению деятельности (отрасли) животноводства, определенной региональной программой, увеличению объема реализуемой животноводческой продукции, обоснование строительства, реконструкции или модернизации семейной животноводческой фермы со сроком окупаемости не более 8 лет (далее - бизнес-план);

- хозяйство предусматривает условия для создания собственной или совместно с другими сельскохозяйственными товаропроизводителями кормовой базы, либо готовит предложения по заключению договоров (предварительных договоров) на приобретение кормов;

- хозяйство планирует создание не более одной семейной животноводческой фермы по одному направлению деятельности (одной отрасли) животноводства, которое предусмотрено региональной программой развития семейных животноводческих ферм с учетом балансов производства и потребления сельскохозяйственной продукции и противоэпизоотических мероприятий, или планирует реконструировать не более одной семейной животноводческой фермы;

- при отсутствии в хозяйстве собственной базы по переработке животноводческой продукции и (или) в случае если хозяйство не является членом сельскохозяйственного потребительского кооператива, то планируемое хозяйством поголовье сельскохозяйственных животных к развитию семейной животноводческой фермы не должно превышать: крупного рогатого скота - 100 голов основного маточного стада молочного или мясного направления продуктивности, страусов, коз (овец) - 300 голов;

- создание хозяйством условий для организации не менее трех постоянных рабочих мест.

Таким образом, п. 2 Условий подачи заявок в Республиканскую комиссию по указанным пунктам соответствует Требованиям по отбору семейных животноводческих ферм, утвержденным Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 22.03.2012 № 198.

Вместе с тем, п. 2 Условий подачи заявок в Республиканскую комиссию содержит также следующее требование:

- фермерское хозяйство является членом или обязуется вступить в перерабатывающий сельскохозяйственный потребительский кооператив либо обязуется заключить договор с хозяйствующим субъектом для переработки сельскохозяйственной продукции, производимой семейной животноводческой фермой.

Действующие Требования  по отбору семейных животноводческих ферм не содержат указанного критерия.

В редакции Приказа Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 22.03.2012 № 198 от  30.01.2013 в п.п. «о» п. 2 Требований по отбору семейных животноводческих ферм указывалось требование к фермерскому хозяйству в части наличия членства или обязательства вступить в перерабатывающий сельскохозяйственный потребительский кооператив либо обязательства заключить договор с хозяйствующим субъектом для переработки сельскохозяйственной продукции, производимой семейной животноводческой фермой.

Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 02.10.2013 № 370 «О внесении изменений в приложение № 2 к приказу Минсельхоза России от 22.03.2012 № 197 «О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 28.02.2012  № 166» и в приложения №№ 2 и 5 к приказу Минсельхоза России от 22.03.2012 № 198 «О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 28.02.2012 № 165» данный подпункт исключен.

Вместе с тем, изменения в Условия подачи заявок в Республиканскую комиссию не внесены и указанные условия подачи заявок не приведены в соответствие с действующим законодательством.

В соответствии с ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции органам государственной власти субъектов Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Норма ст. 15 Закона о защите конкуренции носит императивный (безусловный) характер, при этом доказывания факта ограничения, устранения, недопущения конкуренции не требуется.

Таким образом, действия Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан являются нарушением ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции в части установления в Условиях подачи заявок в Республиканскую комиссию дополнительных требований, которые не предусмотрены Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 22.03.2012 № 197, Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 22.03.2012  № 198, и могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, так как предоставление субсидий должно осуществляться на основе равенства всех претендентов на получение субсидий и обеспечивать равный доступ к получению субсидий в отсутствие дополнительных требований, которые ограничивают круг получателей субсидий. 

Требование к фермерскому хозяйству в части наличия членства или обязательства вступить в перерабатывающий сельскохозяйственный потребительский кооператив либо обязательства заключить договор с хозяйствующим субъектом для переработки сельскохозяйственной продукции, производимой семейной животноводческой фермой накладывает на потенциальных получателей субсидий и получателей субсидий дополнительные обязанности, которые не предусмотрены действующим законодательством, понуждает заключать договоры с третьими лицами, то есть обременяет исполнением договорных обязательств перед третьими лицами в любом случае, даже в случае неполучения субсидии, что противоречит принципу свободы предпринимательской деятельности.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч.ч. 1 – 4 ст. 41, ч. 1 ст. 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия Башкортостанского УФАС России, 

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать Министерство сельского хозяйства Республики Башкортостан (450008, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Пушкина, 106) нарушившим ч.1 ст.15 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135–ФЗ «О защите конкуренции» в части установления в Условиях подачи заявок в Республиканскую комиссию по отбору участников ведомственной целевой программы «Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств Республики Башкортостан на 2013 - 2015 годы», утвержденных Приказом  Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан от 11.06.2013 №168, дополнительных требований, которые не предусмотрены Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 22.03.2012 № 197, Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 22.03.2012  № 198, и могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
  2. Выдать предписание Министерству сельского хозяйства Республики Башкортостан о прекращении иных нарушений антимонопольного законодательства путем внесения изменений в Приказ Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан от 11.06.2013 № 168 и приведения его в соответствие с действующим законодательством.

 

Председатель комиссии

 

Члены комиссии

 

<…>

 

<…>

 

<…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны