Решение б/н Решение по делу №А-66/16-15 в отношении Администрации городс... от 28 декабря 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ по делу №А-66/16-15

 

Резолютивная часть решения оглашена 10.12.2015

В полном объеме решение изготовлено 24.12.2015                                                                                                                                                            г. Уфа, ул. Пушкина, 95

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель комиссии:

<…>  – заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан;

Члены комиссии:

<…>  – начальник отдела антимонопольного контроля товарных рынков Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан;

<…>  – заместитель начальника отдела антимонопольного контроля товарных рынков Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан;

в присутствии:

представителя заявителя – ООО «Недвижимость»: <…>  (доверенность № 2-Д от 22.05.2015);

представителей ответчика – ООО «В-Траст»: <…>  (доверенность от 22.04.2015), <…> (доверенность от 22.04.2015);

представителя ответчика – Администрации городского округа г. Стерлитамак Республики Башкортостан: <…>  (№ 8Д-2003 от 17.07.2013);

представителя заинтересованного лица – ООО «Башкирские распределительные тепловые сети»: <…> (доверенность №119/1-5 от 31.12.2014),

представителя лица, располагающего сведениями - Комитета по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по городу Стерлитамак – <…> (доверенность № 893 от 01.12.2014);

в отсутствие заинтересованных лиц: ИП <…>, ООО «Агава», лиц, располагающих сведениями: ООО «Техпромстрой», ООО «Стерлитамакские тепловые сети», Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Республике Башкортостан, уведомленных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела,

рассмотрев дело № А-66/16-15 по признакам нарушения Администрацией городского округа г. Стерлитамак Республики Башкортостан  (453120, Республика Башкортостан, г. Стерлитамак, проспект Октября, д. 32), ООО «В-Траст» (453100, Республика Башкортостан, г. Стерлитамак, ул. Артема, д. 151, кв. 93) п. 4 ст. 16 Федерального закона от 26.07.2006 №135–ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан (далее – Управление) поступило заявление ООО «Недвижимость» от 01.04.2015 вх. №4273 по вопросу проведения Администрацией городского округа г.Стерлитамак Республики Башкортостан в лице Комитета по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по г. Стерлитамаку 17.04.2014 торгов по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков, расположенных по адресу: Республика Башкортостан, г. Стерлитамак, в границах улиц Артема, пр. Октября, Строителей, общей площадью 69777 кв.м., для строительства и обслуживания торгово-сервисного центра, в котором ООО «Недвижимость» указало следующее.

В качестве обязательных конкурсных условий  в информационном сообщении о проведении указанных торгов предусматривалось строительство за счет собственных средств победителя торгов тепломагистрали ТМ-8 от ТК 821 до опуска (2Ду 1000 мм, длиной 1318 м по каналу), ориентировочная стоимость 270 550 000 рублей; строительство за счет собственных средств победителя торгов тепломагистрали ТМ-10 от ТК 1001 до павильона 1008 (2Ду 600 мм, длиной 769 м по каналу), ориентировочная стоимость 88 500 000 рублей. ООО «Недвижимость» указывает, что фактически данные тепломагистрали уже существовали на момент проведения торгов, но были проложены наземным способом.

Таким образом, на победителя торгов помимо арендной платы, возлагались дополнительные финансовые обременения в размере 359 050 000 рублей. С учетом данного существенного обременения стоимость аренды земельных участков на торгах предлагалась претендентами в диапазоне от 26 млн. рублей до 35 млн. рублей за год аренды. В частности, ООО «Недвижимость» направило заявку на участие в торгах с предложением 26,1 млн. рублей за год аренды.

Победителем торгов было признано ООО «В-Траст», согласившееся со всеми дополнительными финансовыми условиями аукциона и предложившее размер годовой арендной платы 36 млн. рублей.

15.08.2014 на официальном сайте в сети «Интернет» www.zakupki.gov.ru  размещено извещение № 31401433942 о проведении открытых конкурентных переговоров «5379 выполнение работ «Ремонт капитальный тепловых сетей ТМ-10» для БашРТС-Стерлитамак филиала ООО «Башкирские распределительные  тепловые сети». Победителем конкурентных переговоров признано ООО «ТехПромСтрой».

Именно в этот период производится закапывание магистрального трубопровода под землю. Финансирование указанных работ осуществляется владельцем тепловых сетей ООО «Башкирские распределительные тепловые сети» (далее – ООО «БашРТС».

При этом, с 01.07.2014 происходит повышение тарифов на тепловую энергию для населения г. Стерлитамак, что свидетельствует о том, что финансирование работ производится фактически за счет средств жителей г. Стерлитамак. Данные работы по реконструкции теплотрасс были заявлены в инвестиционной программе ООО «БашРТС» в целях обоснования повышения тарифа. Администрация городского округа г. Стерлитамак Республики Башкортостан на момент формирования конкурсных условий не могла не располагать информацией об инвестиционной программе ООО «Башкирские распределительные  тепловые сети», в которой были заявлены данные работы.

Кроме того, Администрация городского округа г. Стерлитамак Республики Башкортостан настаивала на производстве работ за счет средств собственника тепловых сетей, о чем свидетельствуют протоколы оперативных совещаний, проводимых в Администрации городского округа г. Стерлитамак Республики Башкортостан.

О том, что ООО «В-Траст» заранее могло быть известно о финансировании работ, входящих в его обязанности по условиям конкурса, за счет иных лиц, свидетельствует тот факт, что ООО «ТехПромСтрой» является аффилированным с ООО «В-Траст» лицом.

В соответствии с п. 4 ст. 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства, принимает по результатам их рассмотрения решения и выдает предписания.

На основании вышеизложенного, в соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 39 Закона о защите конкуренции Башкортостанским УФАС России приказом о возбуждении дела от 27.04.2015 № 165 в отношении Администрации городского округа г.Стерлитамак Республики Башкортостан, ООО «В-Траст» было возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения п. 4 ст. 16 Закона о защите конкуренции.

Согласно письменным пояснениям Администрации городского округа г.Стерлитамак Республики Башкортостан от 15.05.2015 вх.№ 6476, от 17.06.2015 вх.№8161, от 03.08.2015 вх.№ 10766 закупочные процедуры ООО «БашРТС» производились по собственной инициативе, данные действия не были заранее известны органу местного самоуправления и иным хозяйствующим субъектам. Конкурсное условие о строительстве тепломагистрали предполагает использование исключительно муниципального имущества и земельного участка, право на которое принадлежит органу местного самоуправления. Необходимость наличия дополнительной тепломагистрали обусловлена планами по обеспечению подключения перспективной нагрузки новых и запланированных к возведению микрорайонов города. Конкурсные условия сформулированы согласно проекту планировки и проекта межевания территории вне зависимости от планов по существующей тепломагистрали. По результатам проведенного конкурса  победителем по лоту № 2 признано ООО «В-Траст», предложившее наибольшую сумму арендной платы и согласившиеся с условиями конкурса. Условие по строительству тепломагистрали за счет собственных средств победителя торгов, предусмотренное конкурсной документацией, включено в обязательные условия конкурса в целях реализации мероприятий, запланированных схемой теплоснабжения г. Стерлитамак. Положения Федерального закона от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении» предполагают, что строительство и подключение новых тепловых сетей  может осуществляться за счет внебюджетных средств. ООО «В-Траст» обладает возможностью осуществить строительство тепломагистрали до 2017 года, до истечения указанного периода оснований считать ООО «В-Траст» не исполнившим свои обязательства не имеется.

Согласно письменным пояснениям ООО «В-Траст» от 14.05.2015 вх.№ 6431, от 11.08.2015 ООО «В-Траст» условия конкурса, а также условия целевого использования земельных участков исполняются, договорные обязательства не нарушаются. В соответствии с п. 5 обязательных конкурсных условий победитель торгов осуществляет строительство ТМ-10, ТМ-8 в течение трех лет, предельный срок строительства ограничивается 2017 годом. Предоставлению земельного участка для строительства тепломагистрали предшествовала процедура его формирования и выделения по акту выбора земельного участка. Исполнение конкурсных условий по строительству ТМ-10, ТМ-8 подтверждается следующим: актом выбора земельного участка для строительства тепломагистрали ТМ-10 по ул.Артема г. Стерлитамак от 28.05.2014; Постановлением Администрации городского округа г.Стерлитамак Республики Башкортостан № 2162 от 24.09.2014 утвержден акт выбора земельного участка для строительства ТМ-10; Постановлением Администрации городского округа г.Стерлитамак Республики Башкортостан № 2367 от 17.10.2014 земельные участки с кадастровыми номерами 02:56:050108:1638 и 02:56:050109:693 предоставлены в аренду ООО «В-Траст» для строительства тепломагистрали ТМ-10; 21.10.2014 заключен договор аренды земельного участка  № 241-14-59зем между ООО «В-Траст» и Администрацией городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан; 02.03.2015 ООО «В-Траст» заключило договор № 31-015 на выполнение проектно-изыскательских работ на теплоснабжение микрорайонов № 5, № 2 Западного района г. Стерлитамака от ТК-828 до ТК 1009 по ул. Артема с увеличением мощности ТМ-10; 15.04.2015 ООО «В-Траст» обратилось к Главе Администрации городского округа г.Стерлитамак Республики Башкортостан с просьбой согласовать и получить технические условия, необходимые для строительства ТМ-8. Правила присвоения наименований трубопроводов и тепломагистралей обозначаются буквенно-циферным набором в соответствии с ГОСТ.

 

Изучив материалы дела, заслушав и исследовав доказательства, возражения и пояснения лиц, участвующих в деле, проведя анализ и оценку обстоятельств дела, Комиссия Башкортостанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства установила следующее.

28.11.2013 ООО «БашРТС» письмом №102-7962 обратилось в адрес Администрации городского округа г.Стерлитамак Республики Башкортостан  о рассмотрении вариантов проведения реконструкции тепломагистралей № 8, № 10 во исполнение решения совещания от 07.08.2013 с предложением создать рабочую группу и рассмотреть вопросы реконструкции тепломагистралей: определить коридор прокладки ТМ-8 (2Ду-1000) с учетом существующей инфраструктуры города и последующей застройки близлежащей территории; определить коридор прокладки ТМ-10 с реконструкцией (2Ду600 на 2 Ду-800) с учетом существующей инфраструктуры города и последующей застройки, а также перспективы застройки микрорайона «Радужный»; определить протяженность участков и очередность выполнения этапов реконструкции ТМ-8, ТМ-10; предусмотреть устройство байпасов при реконструкции ТМ-8 для подключения потребителей микрорайона «Лазурный» в летний период; подготовить предложения по условиям финансирования реконструкции ТМ-8, ТМ-10.

20.12.2013 письмом № 16-7084 Администрация городского округа г.Стерлитамак Республики Башкортостан обратилась в адрес ОАО «Интер РАО» с просьбой обязать ООО «БашРТС» выполнить работы по перекладке  тепломагистралей ТМ-8, ТМ-10 с надземной прокладки в подземную, с изменением диаметров трубопроводов с учетом нового строительства и снятия ограничений по присоединению к тепловым сетям, согласно представленному графику с началом работ в 2014 году и полным окончанием в 2016 году, а также просьбой  в случае отрицательного ответа сообщить точки врезки в существующие тепломагистрали  для проработки строительства, подключения планируемой новой тепломагистрали с целью переключения существующих трубопроводов на вновь построенные за счет инвесторов.

Письмом от 14.02.2014 № ИН/ИМ/71 (вх.№ 1783 от 10.03.2014) ЗАО «ИНТЕР РАО ЕЭС» проинформировало Администрацию городского округа г.Стерлитамак Республики Башкортостан о том, что ориентировочная стоимость реализации инвестиционного проекта реконструкции ТМ-8, ТМ-10 по ул.Артема составляет 225 918 тыс. рублей. Данный инвестиционный проект, согласованный Администрацией городского округа г.Стерлитамак Республики Башкортостан, был включен в инвестиционную программу ООО «БашРТС», направленную на развитие систем теплоснабжения городов Республики Башкортостан в 2013-2014 г.г. Для получения инвестиционной составляющей на реализацию мероприятий ООО «БашРТС» направило указанную программу на согласование и утверждение в органы исполнительной власти республики, однако программа не была утверждена. При существующих объемах финансирования по действующему тарифу на присоединение реализация данного инвестиционного проекта в ближайшей перспективе не представляется возможной, для потребителей г.Стерлитамак установлен один из самых низких тарифов на тепловую энергию в Российской Федерации. Для совместного решения вопроса по реконструкции ТМ-8, ТМ-10 предложено: выполнить корректировку схемы теплоснабжения с включением в нее обоснований реконструкции ТМ-8 для дальнейшего включения в инвестиционную программу  ООО «БашРТС»; согласовать инвестиционную программу ООО «БашРТС» с корректировкой тарифа на присоединение к тепловым сетям. Альтернативным источником финансирования проведения реконструкции ТМ-8, ТМ-10 может рассматриваться инвестиционная составляющая в тарифе на тепловую энергию, отпускаемую ООО «БашРТС».

Таким образом, до формирования конкурсных условий и до проведения торгов по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков, Администрация городского округа г.Стерлитамак Республики Башкортостан обладала информацией о планируемой реконструкции ООО «БашРТС» ТМ-8, ТМ-10 и вела соответствующую переписку по данному вопросу.

Информированность Администрации городского округа г.Стерлитамак Республики Башкортостан до проведения конкурса и после проведения конкурса о реконструкции ТМ-8, ТМ-10 силами ООО «БашРТС» также подтверждается следующим:

- 20.01.2014 состоялось оперативное совещание с руководителями организаций с участием заместителя главы и первого заместителя главы Администрации городского округа г. Стерлитамак по вопросу реконструкции тепломагистралей ТМ-8, ТМ-10 по улице Артема и определения сроков выполнения работ, на котором было решено: подготовить и согласовать акт выбора земельного участка, оформить правоустанавливающие документы на земельный участок под реконструкцию тепломагистралей, подготовить ГПЗУ для проектирования, реконструкции тепломагистралей ТМ-8, ТМ-10 по ул. Артема, разработать рабочий проект, приступить к работам в 2014 году, выполнение работ по реконструкции тепломагистралей: 1 этап – 2014 год, 2 этап –2015 год.

- 09.04.2015 состоялось оперативное совещание с участием исполняющего обязанности первого заместителя главы Администрации городского округа г.Стерлитамак с руководителями организаций  по вопросу установления сроков завершения работ по реконструкции тепломагистрали ТМ-8 по улице Артема, на котором было решено: доложить руководству ООО «БашРТС» и ОАО «Интер РАО» о необходимости выполнить работу по реконструкции тепломагистрали ТМ-8 со сроком реализации 2015 год; в недельный срок решить вопрос с источником финансирования данного проекта; в случае невыполнения работ силами ООО «БашРТС» Администрация городского округа г.Стерлитамак готова реализовать данный проект за счет привлечения средств инвесторов с последующим демонтажем существующего трубопровода.

- 29.05.2014 состоялось совещание Администрации городского округа г.Стерлитамак Республики Башкортостан и ООО «БашРТС», в соответствии с протоколом совещания было решено приступить к выполнению комплекса мероприятий по реконструкции ТМ-10, провести техническое совещание в отделе архитектуры и градостроительства администрации городского округа г.Стерлитамак по вопросу реконструкции ТМ-10, подготовить топосъемку для ускорения проектирования.

- 05.06.2014 состоялось совещание с участием заместителя главы и первого заместителя главы городского округа г. Стерлитамак по вопросу выполнения работ по реконструкции ТМ-10 в г. Стерлитамак, в соответствии с протоколом совещания было решено главному инженеру БашРТС-Стерлитамак направить в МУП «Архитектурно-планировочное бюро» схему и техническое задание на выполнение топосъемки ТМ-8 и ТМ-10, главному архитектору городского округа г. Стерлитамак организовать выполнение комплекса инженерно-геодезических изысканий (топосъемка) ТМ-8 и ТМ-10.

Кроме того, 21.07.2014 заместителем Главы Администрации городского округа г.Стерлитамак Республики Башкортостан согласован график испытаний, капитального и текущего ремонтов тепломагистралей и теплоисточников  «БашРТС-Стерлитамак» по г. Стерлитамак на 2014 г., в том числе, капремонт ТМ-10 от ТК 828 до ТК 1009.

13.03.2014 Администрацией городского округа г.Стерлитамак Республики Башкортостан вынесено постановление «Об организации и проведении конкурса по продаже права на заключение договора аренды земельных участков, расположенных в границах улиц Артема, пр. Октября, Строителей, для строительства и обслуживания торгово-сервисного центра» № 540, в приложении № 1 к постановлению утверждены условия конкурса. 

Согласно п. 5, п. 6 приложения № 1 к указанному постановлению установлены обязательные конкурсные условия, в том числе:

- строительство за счет собственных средств победителя торгов тепломагистрали ТМ-8 от ТК 821 до опуска (2Ду 1000 мм, длиной 1318 м по каналу). Ориентировочная сметная стоимость – 270 550 000 рублей;

- строительство за счет собственных средств победителя торгов тепломагистрали ТМ-10 от ТК 1001 до павильона 1008 (2Ду 600 мм, длиной 769 м по каналу). Ориентировочная сметная стоимость – 88 500 000 рублей;

- в течение трех месяцев с даты проведения торгов подготовить документы и предварительно согласовать места размещения тепломагистрали ТМ-8 от ТК 821 до опуска (2Ду 1000 мм, длиной 1318 м по каналу), тепломагистрали ТМ-10 от ТК 1001 до павильона 1008 (2Ду 600 мм, длиной 769 м по каналу).

Также установлены обязанности победителя торгов, в том числе: победитель торгов обязан, в течение первого года аренды земельного участка заключить договор с организациями, осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения с определением конкретных технических условий, сроков и платы за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения, в соответствии с проектной документацией.

Письмом от 18.03.2014  № 149-1800 (вх. 19.03.2014) ООО «БашРТС» направило в адрес Администрации городского округа г.Стерлитамак Республики Башкортостан на рассмотрение и согласование «Инвестиционную программу ООО «БашРТС» комплексного развития систем теплоснабжения по г. Стерлитамак на 2015-2017 г.г.» для получения инвестиционной составляющей к тарифу на тепловую энергию.

26.03.2014 Администрация городского округа г.Стерлитамак Республики Башкортостан уведомила ООО «БашРТС» о необходимости приостановить выполнение инвестиционной программы по реконструкции ТМ-11 и денежные средства направить на выполнение мероприятий первого этапа реконструкции ТМ-10 по ул. Артема (от ТК 1001 до ТК 1002). Предлагаемую инвестиционную программу по реконструкции ТМ-10, ТМ-8 предлагается скорректировать. Данные изменения будут учтены в схеме теплоснабжения г. Стерлитамака при ее актуализации и предложено внести корректировку в инвестиционную программу города на период 2014-2016 годы.

17.04.2014 Комитетом по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по городу Стерлитамаку на основании постановления Администрации городского округа города Стерлитамак Республики Башкортостан от 05.03.2014 г. № 439 проведены открытые торги, в том числе, по лоту № 2 по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков, расположенных по адресу: Республика Башкортостан, г.Стерлитамак, в границ улиц Артема, пр. Октября, Строителей, общей площадью 69777 кв.м.,  для строительства и обслуживания торгово-сервисного центра.

Пунктом 10.5 информационного сообщения указанных торгов, п.  5 протокола о результатах открытых торгов установлены обязательные конкурсные условия, в том числе:

- строительство за счет собственных средств победителя торгов тепломагистрали ТМ-8 от ТК 821 до опуска (2Ду 1000 мм, длиной 1318 м по каналу). Ориентировочная сметная стоимость – 270 550 000 рублей;

- строительство за счет собственных средств победителя торгов тепломагистрали ТМ-10 от ТК 1001 до павильона 1008 (2Ду 600 мм, длиной 769 м по каналу). Ориентировочная сметная стоимость – 88 500 000 рублей;

- в течение трех месяцев с даты проведения торгов подготовить документы и предварительно согласовать места размещения тепломагистрали ТМ-8 от ТК 821 до опуска (2Ду 1000 мм, длиной 1318 м по каналу), тепломагистрали ТМ-10 от ТК 1001 до павильона 1008 (2Ду 600 мм, длиной 769 м по каналу).

В соответствии с п. 10.6 указанного информационного сообщения, п. 6 протокола о результатах открытых торгов победитель торгов обязан, в том числе, в течение первого года аренды земельного участка заключить договор с организациями, осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения с определением конкретных технических условий, сроков и платы за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения, в соответствии с проектной документацией.

В соответствии с протоколом о результатах открытых торгов по продаже прав на заключение договоров аренды земельных участков для строительства коммерческих объектов победителем торгов по лоту № 2, предложившим наибольший размер арендной платы – 36 004 932 рублей за 1 год аренды земельных участков, признано ООО «В-Траст». 

Согласно пояснениям Администрации городского округа г. Стерлитамак Республики Башкортостан необходимость наличия дополнительной тепломагистрали обусловлена планами по обеспечению подключения перспективной нагрузки новых и запланированных к возведению микрорайонов города.

В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, относится к вопросам местного значения городского округа. При этом в соответствии с определением, данном в этом законе, вопросы местного значения — вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

Согласно п. 7 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» согласование инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения относится к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях.

Согласно письму Администрации городского округа г.Стерлитамак Республики Башкортостан от 08.12.2015 вх.№ 17776 «Инвестиционная программа ООО «БашРТС» комплексного развития систем теплоснабжения по г. Стерлитамак на 2015-2017 г.г.» согласована Администрацией городского округа г.Стерлитамак Республики Башкортостан 08.05.2014, что подтверждается решением Арбитражного суда Республики Башкортостан по делу А07-8401/2015 от 19.06.2015.

Инвестиционной программой ООО «БашРТС» комплексного развития систем теплоснабжения по г. Стерлитамак на 2015-2017, согласованной Главой Администрации городского округа г. Стерлитамак Республики Башкортостан, предусмотрены, в том числе:

- реконструкция тепловой сети ТМ 10 от ТК 828 до ТК 1008 длиной 769 метров с увеличением диаметра с 2Ду600 до 2Ду800 мм. С реконструкцией камеры ТК 828 с опуском эстакадной части в канал 2015 г. Прогнозная  стоимость 54 036 000 рублей. Обоснование необходимости реализации: Увеличение пропускной способности труб. Обеспечение технической возможности подключения перспективной тепловой нагрузки.

- реконструкция тепловой сети ТМ-8 от ТК-822 до ТК-828 с реконструкцией камеры ТК 828 длиной 1200 метров 2Ду1000 с опуском эстакадной части в канал. Прогнозная стоимость 173 025 000 рублей. Обоснование необходимости реализации: Увеличение пропускной способности труб. Обеспечение технической возможности подключения перспективной тепловой нагрузки. Изменение способа прокладки.

Таким образом, несмотря на то что, реконструкция ТМ-8, ТМ-10 силами ООО «БашРТС» была предусмотрена в инвестиционной программе, кроме того, предусмотрена в целях увеличения пропускной способности тепловых сетей и обеспечения технической возможности перспективной тепловой нагрузки, Администрация городского округа г. Стерлитамак Республики Башкортостан с учетом указанной переписки и проведенными совещаниями утверждает условия конкурса и проводит конкурс, в соответствии с условиями которого победитель торгов обязан осуществить строительство тепломагистралей ТМ-8, ТМ-10. Кроме того, после проведенного конкурса и заключения договора с победителем торгов Администрация городского округа г. Стерлитамак Республики Башкортостан согласовывает инвестиционную программу ООО «БашРТС», в которой предусмотрена реконструкция ТМ-8, ТМ-10 в целях увеличения пропускной способности тепловых сетей и обеспечения технической возможности перспективной тепловой нагрузки.

Между тем, Постановлением Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам от 20.12.2013 № 833 были утверждены тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую ООО «БашРТС» потребителям городского округа г.Стерлитамак Республики Башкортостан:

для потребителей, в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения:  с 01.01.2014  по 30.06.2014 – 750,52 руб./Гкал., с 01.07.2014 по 31.12.2014 – 810,56 руб./Гкал.

для населения: с 01.01.2014 г. по 30.06.2014 г. – 885,61 руб./Гкал., с 01.07.2014 по 31.12.2014  – 956,46 руб./Гкал.

После утверждения Инвестиционной программы ООО «БашРТС» Постановлением Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам от 21.05.2014 № 117 внесены изменения в Постановление Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам от 20.12.2013 №833 и утверждены тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую ООО «БашРТС»:

для потребителей, в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения:  с момента вступления в силу по 30.06.2014 – 1036,37 руб./Гкал., с 01.07.2014  по 31.12.2014  – 1082,88 руб./Гкал.

для населения: с момента вступления в силу по 30.06.2014 – 1222,92 руб./Гкал., с 01.07.2014 по 31.12.2014  – 1277,80 руб./Гкал.

Таким образом, проведение работ по реконструкции тепловых сетей ТМ-10, ТМ-8 было запланировано в соответствии  с инвестиционной программой ООО «БашРТС» силами ООО «БашРТС», в связи с чем, произошло повышение тарифов на тепловую энергию, поставляемую ООО «БашРТС» потребителям городского округа г. Стерлитамак Республики Башкортостан.

В соответствии с годовой комплексной программой закупок ООО «БашРТС» на 2014 год был предусмотрен ремонт капитальный тепловых сетей ТМ-10 для БашРТС-Стерлитамак филиала ООО «БашРТС».

15.08.2014 на официальном сайте в сети «Интернет» www.zakupki.gov.ru  размещено извещение № 31401433942 о проведении открытых конкурентных переговоров «5379 выполнение работ «Ремонт капитальный тепловых сетей ТМ-10» для БашРТС-Стерлитамак филиала ООО «БашРТС».

По результатам проведенных конкурентных переговоров между ООО «БашРТС» и победителем конкурентных переговоров – ООО «ТехПромСтрой» заключен договор подряда № 379 на капитальный ремонт тепловых сетей от 01.10.2014, в соответствии с п. 1.1 которого заказчик поручает, а подрядчик принимает на себя выполнение взаимосогласованного объема работ по капитальному ремонту тепломагистрали ТМ-10, в том числе, разработка проектно-сметной документации, проведение инженерных изысканий, восстановление благоустройства, и другие мероприятия.

Также 01.10.2014 между ООО «ТехПромСтрой» и ООО «В-Траст» заключен договор № 1П. В соответствии с п. 1.1 указанного договора ООО «ТехПромСтрой» поручает, а ООО «В-Траст» принимает на себя разработку проектно-сметной документации по объекту: «Ремонт участка ТМ-10 от ТК 828 до ТК 1009 по ул. Артема в г.Стерлитамак».

Кроме того, 19.08.2014 между ООО «В-Траст» и ОАО «Объединение ВНИПИэнергопром» заключается договор № 2692. В соответствии с п.1.1 указанного договора ООО «В-Траст» поручает, а ОАО Объединение ВНИПИэнергопром» принимает на себя разработку проектно-сметной документации «Капитальный ремонт ТМ-10 по ул. Артема в г. Стерлитамак с частичным смещением оси».

Согласно письму ООО «БашРТС» от 09.12.2015 вх.№ 17891 в ходе разработки проектно-сметной документации с 01.10.2014 активное участие принимали специалисты ООО «БашРТС» и ОАО «Объединение ВНИПИэнергопром» с непосредственным выездом на объект, обсуждением технических решений и включением их в проектную документацию, проводились совместные технические совещания, что подтверждается протоколами заседаний технических совещаний №14 от 10.10.2014, № 17 от 30.10.2014, № 51 от 10.11.2014.

Таким образом, ООО «В-Траст» фактически выполняло разработку проектно-сметной документации на ремонт ТМ-10 для ООО «БашРТС» и не могло не обладать информацией о проводимых ООО «БашРТС» работах.

На основании изложенного, установление обязательных конкурсных условий в части строительства за счет собственных средств победителя торгов тепломагистрали ТМ-8, строительства за счет собственных средств победителя торгов тепломагистрали ТМ-10 является неправомерным, в связи с тем, что данные работы были запланированы и выполнялись за счет средств ООО «БашРТС». Администрация городского округа г. Стерлитамак заблаговременно обладала информацией о выполнении указанных работ силами ООО «БашРТС».

Комиссия при рассмотрении дела  приходит к выводу о ненадлежащем исполнении ООО «В-Траст» обязательных конкурсных условий, что также свидетельствует об информированности ООО «В-Траст» об отсутствии необходимости выполнять работы по строительству тепломагистралей, на основании следующего.

Пунктом 10.6 информационного сообщения о проведении торгов по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков, п. 6 протокола о результатах открытых торгов предусмотрена обязанность победителя торгов в течение первого года аренды земельного участка заключить договор с организациями, осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения с определением конкретных технических условий, сроков и платы за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения, в соответствии с проектной документацией.

Договор аренды земельного участка  № 241-14-59зем для строительства тепломагистрали ТМ-10 заключен между ООО «В-Траст» и Администрацией городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан 21.10.2014. Данный договор зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан 07.11.2014.

Таким образом, в срок до 07.11.2015 ООО «В-Траст» должно было заключить договор с организациями, осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения с определением конкретных технических условий, сроков и платы за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения.

ООО «В-Траст» с заявлением на выдачу технических условий на технологическое присоединение обратилось только 01.09.2015 в ООО «БашРТС».

На момент рассмотрения дела Комиссией обязательства, предусмотренные п.10.6 информационного сообщения, п. 6 протокола о результатах открытых торгов ООО «В-Траст» не исполнены.

Пунктом 10.5 информационного сообщения, п. 5 протокола о результатах открытых торгов установлена обязанность победителя торгов в течение трех месяцев с даты проведения торгов подготовить документы и предварительно согласовать места размещения тепломагистрали ТМ-8, тепломагистрали ТМ-10.

Дата проведения торгов – 17.04.2014, то есть до 17.07.2014 ООО «В-Траст» обязано было подготовить документы и предварительно согласовать места размещения тепломагистрали ТМ-8, тепломагистрали ТМ-10.

В материалы дела представлен акт выбора  земельного участка для строительства тепломагистрали ТМ-10 по ул. Артема в г. Стерлитамак от 28.05.2014. Постановлением Администрации городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан от 24.09.2014 № 2162  утвержден акт выбора земельного участка с целью строительства тепломагистрали ТМ-10 по ул. Артема в г.Стерлитамак, предварительно согласовано место размещения тепломагистрали ТМ-10 по ул. Артема, Постановлением Администрации городского округа г.Стерлитамак Республики Башкортостан от 17.10.2014 № 2367 предоставлены в аренду ООО «В-Траст» земельные участки с кадастровыми номерами 02:56:050109:693 и 02:56:050108:1638 для строительства тепломагистрали ТМ-10.

Документы по вопросу предварительного согласования мест размещения тепломагистрали ТМ-8, в том числе, подготовленные в  течение трех месяцев с даты проведения торгов в отношении ТМ-8 не представлены.

Кроме того, в ходе рассмотрения дела установлен факт отсутствия объективной необходимости в строительстве новых тепломагистралей на основании следующего.

Определением о привлечении эксперта к рассмотрению дела № А-66/16-15 о нарушении антимонопольного законодательства от 31.08.2015 в качестве эксперта к участию в рассмотрении дела привлечено ООО Научно-инновационный центр «Аксиос».

14.10.2015 в адрес Управления поступило  экспертное заключение ООО Научно-инновационный центр «Аксиос» в отношении технической возможности строительства новых тепломагистралей ТМ-8, ТМ-10 в г. Стерлитамак Республики Башкортостан.

08.12.2015 в адрес Управления поступило письмо ООО Научно-инновационный центр «Аксиос» с дополнительным разъяснением позиции, в соответствии с которым строительство новой (параллельно существующей ТМ-10) тепломагистрали ТК 1001 до павильона 1008 (2Ду 600 мм, длиной 769 м. по каналу) на земельных участках с кадастровыми номерами 02:56:050109:693 и 02:56:050108:1638 невозможно без перекладки существующих кабельных сетей, ливневой канализации и изменения соответствующих охранных зон коммуникаций. Строительство новой тепломагистрали (параллельно существующей ТМ-8) не возможно в связи с проводимыми в соответствии с утвержденной схемой теплоснабжения г. Стерлитамак и согласованной органами местного самоуправления Инвестиционной программой ООО «БащРТС» на 2015-2017 г.г. работами по перекладке имеющейся тепломагистрали ТМ-8  подземным способом и демонтажа существующей эстакады. Необходимость строительства новых параллельных трубопроводов отсутствует, так как при существующих темпах строительства пропускная способность существующей тепловой сети будет исчерпана только через 46 лет. Строительство дополнительных тепломагистралей приведет к увеличению тепловых потерь и затрат на обслуживание, что в конечном итоге приведет к негативным тарифным последствиям с обременением конечного потребителя – граждан г. Стерлитамака.

Кроме того,  17.04.2015 Администрацией городского округа г. Стерлитамак Республики Башкортостан направлено в адрес директора по развитию компании «DECATHLON» письмо № 20-2459 с указанием на то, что ООО «В-Траст» полностью выполняет обязательства по условиям конкурса. ООО «В-Траст» уже имеет положительный опыт по строительству и эксплуатации торговых центров в городе. По итогам последней проверки контрольно-надзорными органами нарушений в эксплуатации здания не выявлены. В данном письме Администрацией городского округа г. Стерлитамак Республики Башкортостан выражена надежда на дальнейшее тесное сотрудничество.

Обоснование направления указанного письма Администрацией городского округа г. Стерлитамак Республики Башкортостан не представлено. Вместе с тем, направление  Администрацией городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан письма с положительными отзывами в отношении хозяйствующего субъекта, осуществляющего коммерческую деятельность, свидетельствует об опыте совместной деятельности органа местного самоуправления и ООО «В-Траст», а также о заинтересованности и информированности в общих действиях.

Указанные факты свидетельствуют о том, что ООО «В-Траст» располагало информацией об отсутствии необходимости в последующем выполнять указанные работы и предложило наибольшую арендную плату из предложенных другими участниками. Вместе с тем, в случае, если иные участники обладали бы информацией об отсутствии необходимости в последующем выполнять указанные работы, размер арендной платы мог быть предложен выше, чем предложенный ООО «В-Траст». 

В соответствии с ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

При этом, для признания органа местного самоуправления и хозяйствующего субъекта лицами, нарушившими требования ст. 16 Закона о защите конкуренции, необходимо установить факт заключения ими соглашения, которое не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и привело к таким негативным последствиям как недопущение, ограничение, устранение конкуренции либо создало реальную угрозу их возникновения. Установленный данной нормой запрет ориентирован на органы публичной власти и распространяется на акты и действия указанных органов в сфере публичных правоотношений. Этот запрет преследует цель предотвращения негативного влияния органов власти на конкурентную среду с помощью административных, властных методов воздействия, в том числе путем соглашения с хозяйствующим субъектом.

 Согласно ст. 4 Закона о конкуренции конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке; признаки ограничения конкуренции - сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, а также иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.

Следовательно, положения Закона о защите конкуренции не устанавливают возможности признать допустимыми соглашения между органами местного самоуправления и иными хозяйствующими субъектами, если такие соглашения приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции. Согласно п. 18 ст. 4 Закона о защите конкуренции под соглашением понимается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

Вследствие фактического включения мероприятий по реконструкции тепловой сети ТМ-10, тепловой сети ТМ-8 в Инвестиционную программу ООО «БашРТС» комплексного развития систем теплоснабжения по г. Стерлитамак на 2015-2017 и финансирования соответствующих работ за счет средств, предусмотренных данными программами, исключены затраты ООО «В-Траст» на строительство за счет собственных средств тепломагистрали ТМ-8, тепломагистрали ТМ-10. Таким образом, нарушены условия конкурса и созданы условия для ограничения конкуренции на рынке объектов капитального строительства.

Кроме того, в информационном сообщении о проведении конкурса указаны обозначения тепломагистралей ТМ-8, ТМ-10, идентичные обозначениям, используемых для обозначения тепломагистралей ООО «БашРТС». Указание идентичных обозначений в последующем может создать угрозу наступления неблагоприятных последствий вследствие аварий, иных чрезвычайных ситуаций, а также приводит к неопределенному пониманию в части разграничения тепломагистралей и вводит в заблуждение хозяйствующих субъектов.

Администрация городского округа г. Стерлитамак Республики Башкортостан, как орган осуществляющий организацию теплоснабжения населения в границах городского округа,  заведомо зная условия проведения конкурса, тем не менее, при отсутствии на то объективных причин согласовала Инвестиционную программу ООО «БашРТС» комплексного развития систем теплоснабжения по г. Стерлитамак на 2015-2017, предусматривающую  реконструкцию тепловой сети ТМ-10, тепловой сети ТМ-8 в целях увеличения пропускной способности тепловых сетей и обеспечения технической возможности подключения перспективной тепловой нагрузки, что противоречит доводам ответчиков о необходимости строительства новых тепломагистралей, указанных в условиях конкурса, в связи со строительством нового микрорайона и необходимостью подключения дополнительной нагрузки.

Соглашение Администрация городского округа г. Стерлитамак Республики Башкортостан и ООО «В-Траст» привело или могло привести к ограничению конкуренции на рынке объектов капитального строительства, так как не были созданы равные возможности участия хозяйствующих субъектов в конкурентной борьбе за заключение договора аренды земельных участков, предназначенных для строительства торгово-сервисного центра. Так, хозяйствующие субъекты на стадии рассмотрения вопроса о своем участии  в конкурсе не могли предполагать, что вопреки условиям конкурсной документации работы будут профинансированы за счет средств инвестиционной программы. Цена конкурса формировалась с учетом затрат арендатора на возведение сетей. Следовательно, именно на таких условиях ООО «В-Траст» приобрело возможность выйти на рынок объектов капитального строительства и осуществлять соответствующую деятельность. Однако впоследствии при освоении участков данное общество с помощью Администрации городского округа г. Стерлитамак Республики Башкортостан получило преимущества в части, касающейся затрат на возведение объектов инфраструктуры.

Таким образом, действия Администрации городского округа г. Стерлитамак Республики Башкортостан, ООО «В-Траст» являются нарушением п. 4 ст.16 Закона о защите конкуренции в части совершения действий, выразившихся в заключении соглашения, которое приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке объектов капитального строительства в географических границах городского округа г.Стерлитамак Республики Башкортостан.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч.ч. 1 – 4 ст. 41, ч. 1 ст. 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия Башкортостанского УФАС России, 

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать Администрацию городского округа г. Стерлитамак Республики Башкортостан , ООО «В-Траст» нарушившими п. 4 ст. 16 Федерального закона от 26.07.2006 №135–ФЗ «О защите конкуренции» в части совершения действий, выразившихся в заключении соглашения, которое приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке объектов капитального строительства в географических границах городского округа г.Стерлитамак Республики Башкортостан.
  2. Выдать предписание Администрации городского округа г. Стерлитамак Республики Башкортостан о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
  3. Выдать предписание ООО «В-Траст» о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

 

Председатель комиссии

 

Члены комиссии

 

 

 

 

<…>

 

<…>

<…>

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Республики Башкортостан.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны