Решение №9/258 рассмотрев материалы дела № 002/01/16-782/2019, возбужденног... от 14 января 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

Ответчики:

Администрация муниципального района Миякинский район Республики Башкортостан

452080, РБ, Миякинский район, с.Киргиз-Мияки, ул. Ленина,26

          

Администрация сельского поселения Новокарамалинский сельсовет муниципального района Миякинский район РБ

452083, РБ, Миякинский район,

с.Новые Карамалы, ул.Центральная, 56А

 

ЗАО «Мостпроектсервис»

450103, РБ, г.Уфа,

ул. Кавказская, д. 8/9

 

ООО «Магистраль»

450078, РБ, г.Уфа, ул.Кирова 128 корпус А

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу №002/01/16-782/2019

 

Резолютивная часть решения оглашена: 23.12.2019

В полном объеме решение изготовлено: 14.01.2020               г. Уфа, ул. Пушкина, 95

 

Комиссия Башкортостанского УФАС России по рассмотрению дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

……– заместителя  руководителя Управления Федеральной  антимонопольной службы по Республике Башкортостан,

……. - начальника отдела контроля органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан;

…….. – ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан;

в присутствии представителей:

от ответчика:

Администрации муниципального района Миякинский район Республики Башкортостан –  представитель по доверенности от 25.06.2019 …….;

Администрации сельского поселения Новокарамалинский сельсовет муниципального района Миякинский район Республики Башкортостан  - Глава Администрации ………

ЗАО «Мостпроектсервис» -  не явились;

ООО «Магистраль» - не явились;

рассмотрев материалы дела № 002/01/16-782/2019, возбужденного в отношении Администрации муниципального района Миякинский район Республики Башкортостан, Администрации сельского поселения Новокарамалинский сельсовет муниципального района Миякинский район Республики Башкортостан, ЗАО «Мостпроектсервис» и ООО «Магистраль»  по признакам нарушения пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

руководствуясь ст. 48.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135–ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции»),

 

УСТАНОВИЛА:

 

Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан рассмотрело информацию и материалы от Прокуратуры Миякинского района  Республики Башкортостан (вх.№1100 от 29.01.2019), содержащие признаки нарушения антимонопольного законодательства.

На основании представленных документов и сведений Приказом Управления от 29.04.2019 №134 возбуждено дело №002/01/16-782/2019 в отношении Администрации муниципального района Миякинский район Республики Башкортостан, Администрации сельского поселения Новокарамалинский сельсовет муниципального района Миякинский район Республики Башкортостан, ЗАО «Мостпроектсервис» и ООО «Магистраль», по признакам нарушения  пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26 июля 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее также  - Закон «О защите конкуренции»).

Заслушав и исследовав доказательства, возражения и пояснения лиц, участников в деле, изучив представленные документы и сведения, проведя анализ и оценку обстоятельств дела, Комиссия пришла к следующим выводам.

Согласно пункту 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности, к ограничению доступа на товарный рынок.

Под соглашением понимается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме (пункт 18 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»).

В целях признания соглашения, нарушающим положения пункта 4 статьи 16 Закона №135-ФЗ, подлежат установлению следующие обстоятельства соглашение не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации; соглашение привело к таким негативным последствиям как недопущение, ограничение, устранение конкуренции либо создали реальную угрозу их возникновения в виде ограничения доступа на товарный рынок,  выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

Вред публичным правам и интересам, т.е. посягательство на правопорядок в сфере конкуренции, определяется через категории недопущения, ограничения или устранения конкуренции, либо через категорию «вред конкуренции». 

Недопущение конкуренции - это такая ситуация, при которой исключается возможность конкуренции, ограничение конкуренции - когда существенно снижается возможность конкуренции,  устранение конкуренции - когда устраняется ее возможность, вплоть до нуля.

Таким образом, статьей 16 Закона о защите конкуренции запрещены не только письменные, но и устные соглашения, которые ограничивают конкуренцию. И отсутствие письменных доказательств заключения соглашения не может являться основанием для отмены решения о признании такого соглашения  ограничивающим конкуренцию.

Кроме того, согласно пункту 9 обзора по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере, утвержденному Президиумом Верховного Суда РФ 16.03.2016 факт наличия антиконкурентного соглашения не ставится в зависимость от его заключенности в виде договора по правилам, установленным гражданским законодательством. Законодательством не определено и не может быть определено, какие доказательства его подтверждают, а также не установлены и не могут быть установлены требования к форме подтверждающих документов.

 В соответствии с пунктом 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции к признакам ограничения конкуренции относится сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе (далее - Закон  о контрактной системе) закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае закупки определенных товаров, работ, услуг вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, в случае возникновения необходимости в оказании медицинской помощи в экстренной форме либо в оказании медицинской помощи в неотложной форме (при условии, что такие товары, работы, услуги не включены в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень товаров, работ, услуг, необходимых для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера) и применение иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требующих затрат времени, нецелесообразно. Заказчик вправе заключить в соответствии с настоящим пунктом контракт на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги соответственно в количестве, объеме, которые необходимы для ликвидации последствий, возникших вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, либо для оказания медицинской помощи в экстренной форме или неотложной форме, в том числе в случаях, предусмотренных частями 7 и 12 статьи 82 настоящего Федерального закона.

Исходя из содержания пункта 9 статьи 93 Закона о контрактной системе, указанная норма предусматривает закрытый перечень условий размещения заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика). При этом обязательным требованием является отсутствие целесообразности в размещении заказа иными способами.

Законом о контрактной системе урегулированы отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (часть 1 статья 1 Закона  о контрактной системе).

В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона  о контрактной системе, конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона  о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

В силу пункта 2 статьи 3 Закона  о контрактной системе под определением поставщика (подрядчика, исполнителя) понимается совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации) или муниципальных нужд либо в установленных настоящим Федеральным законом случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта.

Статьей 24 Закона  о контрактной системе установлено, что заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений (части 1 и 2 статьи 24).

Исходя из представленной информации следует, что Постановлением главы Администрации муниципального района Миякинский район Республики Башкортостан от 09.10.2017 № 838 «О введении режима «Чрезвычайной ситуации» моста через реку Киргиз-Мияки в д. Суккул-Михайловка Миякинского района Республики Башкортостан» (далее – мост) введен режим чрезвычайной ситуации в связи с аварийным состоянием моста через реку Киргиз-Мияки в д. Суккул-Михайловка Миякинского района.

02.12.2017 Администрацией сельского поселения Новокарамалинский сельсовет муниципального района Миякинский район Республики Башкортостан и ЗАО «Мостпроктсервис» на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Закона  о контрактной системе заключен муниципальный контракт № 1 на разработку проектной (сметной) документации указанного объекта.

02.12.2017 Администрацией сельского поселения Новокарамалинский сельсовет муниципального района Миякинский район Республики Башкортостан и ООО «Магистраль» на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Закона  о контрактной системе заключен муниципальный контракт № 2 по ремонту вышеуказанного моста без проведения конкурсных процедур.

При этом об аварийном состоянии моста через реку р. Киргиз-Мияки в деревне Суккул-Михайловка Миякинского района РБ Администрации  сельского поселения Новокарамалинский сельсовет муниципального района Миякинский район Республики Башкортостан, а также Администрации муниципального района Миякинский район Республики Башкортостан было известно в 2014 году. В подтверждение чего, имеется акт обследования вышеуказанного моста от 14.11.2014, а также протокол очередного заседания комиссии по ЧС и обеспечении пожарной безопасности от 09.10.2017 №15.

В соответствии с Актом обследования от 14.11.2014, утвержденного главой Администрации муниципального района Миякинский район РБ - мост находится в аварийном состоянии и требует капитального ремонта или реконструкции.

Согласно Протоколу очередного заседания комиссии по ЧС и обеспечении пожарной безопасности от 09.10.2017 №15 введен режим «Чрезвычайная ситуация» мост через реку Киргиз-Мияки в д. Суккул-Михайловка Миякинского района Республики Башкортостан.

Заключение контракта способом закупки у единственного поставщика по смыслу части 1 статьи 93 Закона  о контрактной системе может производиться в исключительных случаях, когда применение иных конкурентных процедур невозможно в силу возникших чрезвычайных обстоятельств и длительностью сроков проведения таких процедур.

В соответствии со статьёй 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», под чрезвычайной ситуацией понимается обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Ликвидация чрезвычайных ситуаций - это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.

Согласно пункту 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации под обстоятельствами непреодолимой силы понимаются чрезвычайные и непреодолимые при данных условиях обстоятельства.

К обстоятельствам непреодолимой силы можно отнести такие чрезвычайные события, как военные действия, эпидемии, крупномасштабные забастовки и другие обстоятельства, при наличии которых нормальный ход развития отношений невозможен из-за их чрезвычайности и непредотвратимости при данных условиях.

Признаки чрезвычайности и непреодолимости наступления последствий должны присутствовать в совокупности.

Обстоятельства, которые могут служить обоснованием причин заключения контракта с единственным исполнителем, в случае если возникла потребность в определенных товарах, работах, услугах вследствие непреодолимой силы, в связи с чем применение иных способов размещения заказа, требующих затрат времени, нецелесообразно, должны обладать свойствами внезапности, чрезвычайности и непреодолимости. Наличие возможности у заказчика прогнозировать и контролировать сложившуюся ситуацию в течение определенного периода времени свидетельствует о неправомерности заключения контракта избранным способом, то есть без проведения торгов (определение ВАС РФ от 30.07.2013 № ВАС-9962/13).

В рассматриваемом случае необходимость выполнения работ по ремонту вышеуказанного моста возникла не в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, а также неопредолимой силы.

Необходимость выполнения работ по ремонту вышеуказанного моста возникла не одномоментно и была известна задолго до подписания муниципального контракта №1 от 02.12.2017 и муниципального контракта №2 от 02.12.2017.

Каких-либо доказательств возникновения в рассматриваемой ситуации указанных обстоятельств, свидетельствующих о наличии чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера либо о наличии непреодолимой силы в материалы дела не представлено.

Также, согласно пункту 1.3 муниципального контракта №1 от 02.12.2017 согласно которому установлен срок выполнения работ с 02.12.2017 по 11.12.2017 и муниципального контракта №2 от 02.12.2017 согласно которому установлен срок выполнения работ с 02.12.2017 по 25.12.2017, что исключает одномоментность возникновения необходимости в выполнении указанных работ.

В связи с чем, в силу прямого указания в части 2 статьи 59 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ и распоряжении Правительства Российской Федерации от 31.10.2013 № 2019-р размещение заказа должно было осуществляться исключительно путем проведения электронного аукциона.

Согласно Федеральным законам от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» осуществление дорожной деятельности в отношении автодорог местного значения (и сооружений на них) находится в компетенции органа самоуправления – Администрации муниципального района Миякинский район Республики Башкортостан.

Ежегодно между Государственным комитетом Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству и Администрацией муниципального района Миякинский район Республики Башкортостан заключается Соглашение о предоставлении субсидий бюджету муниципального района на софинансирование расходов по содержанию, ремонту, капитальному ремонту, строительству и реконструкции автомобильных дорог общего пользования местного значения.

Субсидии на софинансирование расходов по содержанию ремонту, капитальному ремонту, строительству и реконструкции автомобильных дорог общего пользования местного значения выделены согласно распоряжению Правительства Республики Башкортостан №1103-р от 08.11.2017 субсидии на софинансирование расходов по содержанию, ремонту, капитальному ремонту, строительству и реконструкции автомобильных дорог общего пользования местного значения. Лимиты в размере 29 777 000,00 руб. согласно справке о лимите бюджетных обязательств №400 от 09.11.2017 доведены до Администрации муниципального района Миякинский район по Республики Башкортостан  09.11.2017.

Кроме того, выделение  денежных средств на ремонт моста, согласно распоряжению Правительства РБ №1103-р от 08.11.2017, решению Совета МР №210 от 12.12.2017 лимиты в размере 14 632 000,00 руб. согласно справке о лимите бюджетных обязательств №40 от 12.12.2017 доведены до Администрации сельского поселения Новокарамалинский сельсовет муниципального района Миякинский район Республики Башкортостан 12.12.2017.

20.12.2017 субсидия, в размере 14 057 000,00 руб., из бюджета РБ поступила в бюджет муниципального района Миякинский район РБ.

20.12.2017 в рамках софинансирования по содержанию, ремонту, капитальному ремонту, строительству и реконструкции автомобильных дорог бюджету Администрации сельского поселения Новокарамалинский сельсовет Республики Башкортостан из бюджета муниципального района Мтякинский район Республики Башкортостан направлена субсидия в размере 223237,00 руб.

22.12.2017 субсидия, в размере 14057000,00 руб. из бюджета муниципального района Миякинский район РБ направлены в бюджет Администрации сельского поселения Новокарамалинский сельсовет Республики Башкортостан.

Администрация сельского поселения Новокарамалинский сельсовет муниципального района Миякинский район Республики Башкортостан,  владея информацией об аварийности моста еще в 2014году, не имела права заключать муниципальный контракт № 1 по ремонту вышеуказанного моста с ЗАО «Мостпроектсервис» и муниципальный контракт № 2 с ООО «Магистраль» на основании п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона  о контрактной системе, без проведения конкурсных процедур.

Кроме того, 01.02.2019  Управлением в адрес Главного управления МЧС России по Республике Башкортостан направлен запрос информации, на который поступил ответ, о том,  что в Республике Башкортостан вопросы введения режимов функционирования органов управления и сил Башкирской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС (далее – БТП РСЧС), установления уровней реагирования на ЧС, обмена информацией о ЧС регламентирован законодательно, а также подзаконными актами, которые соответствуют установленным требованиям в области защиты населения  и территорий от ЧС природного и техногенного характера.

 В соответствии со ст. 4.1 Закона Республики Башкортостан от 14.03.1996 года № 26-з «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» при введении режима ЧС в зависимости от ее последствий устанавливается объектовый, местный и региональный (межмуниципальный) уровень реагирования.

 Во исполнение требований Порядка сбора и обмена в Республике Башкортостан информации в области защиты населения на территории от ЧС природного и техногенного характера, утвержденного Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 14.09.2012 № 321, при введении режимов ЧС и установления уровней реагирования органы местного самоуправления и организации представляют информацию в ФКУ «Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по республике Башкортостан» (далее – ЦУКС). 

Администрацией муниципального района Миякинский район Республики Башкортостан представлены в ЦУКС протокол заседания комиссии по ЧС и обеспечению пожарной безопасности от 09.10.2017 №15 и постановление Администрации муниципального района Миякинский район Республики Башкортостан от 09.10.2017 № 838 «Овведении режима «Чрезвычайная ситуация» моста через реку Киргиз-Мияки в д. Суккул-Михайловка Миякинского районаРеспублики Башкортостан.

Главное управление МЧС России по Республике Башкортостан, рассмотрев вышеуказанные протокол и постановление, признало данный нормативный акт Администрацией муниципального района Миякинский район Республики Башкортостан утратившим силу, как противоречащий требованиям нормативных правовых актов в области защиты населения и территорий от ЧС.

О чем Главное управление МЧС России по Республике Башкортостан письмом от 13.10.2017 № 9666-3-2-4 сообщило Администрации муниципального района Миякинский район Республики Башкортостан.

С учетом изложенного фактически режим ЧС не был введен. Более того,  обстоятельства, явившиеся основанием для заключения муниципального контракта без проведения торгов с ЗАО «Мостпроектсервис» и ООО «Магистраль», не является чрезвычайной ситуацией, поскольку аварийность моста наступила вследствие длительной эксплуатации моста и своевременного непринятия мер по устранению аварийности.

Администрации сельского поселения Новокарамалинский сельсовет муниципального района Миякинский район Республики Башкортостан заранее было известно о необходимости проведения работ по выполнению ремонта моста, а не ликвидации последствий аварии. Заключение сделки должно не только формально соответствовать законодательству, но и не вступать в противоречие с общим запретом недобросовестного осуществления прав субъекта гражданско-правовых отношений. Деятельность и поведение участника отношений, имеющих своим результатом удовлетворение потребностей муниципальных нужд, в данном случае - осуществление ремонта моста, должно производиться посредством проведения торгов в порядке, предусмотренном Законом о размещении заказа.

Таким образом, ЗАО «Мостпроектсервис» и ООО «Магистраль» получили антиконкурентные преимущества путем предоставления возможности Администрацией муниципального района Миякинский район Республики Башкортостан и Администрацией сельского поселения Новокарамалинский сельсовет муниципального района Миякинский район Республики Башкортостан заключения муниципального контракта №1 на разработку проектной (сметной) документации указанного объекта и муниципального контракта №2 по ремонту моста через реку Киргиз-Мияки в д.Суккул-Михайловка Миякинского района Республики Башкортостан, без проведения конкурентных процедур.

ЗАО «Мостпроектсервис» и ООО «Магистраль» приобрели возможность получать прибыль от выполнения работ вне конкуренции; иные хозяйствующие субъекты - потенциальные исполнители, желавшие выполнять работы по  ремонту моста  не получили возможность реализовать свое право путем участия в конкурентных процедурах на заключение указанных выше муниципальных контрактов.

При этом иные хозяйствующие субъекты, работающие на рынке строительства и услуг, не смогли претендовать на выполнение работ, не предусмотренных муниципальными контрактами, и принять участие в конкурентных процедурах, с подачей предложений о снижении цены договора.

В последствии чего хозяйствующие субъекты лишены доступа на рынок по производству строительных работ и услуг, поскольку для доступа на данный рынок необходимо соблюдение определенных процедур - участие в торгах, что повлекло ущемление их прав, в том числе прав на обжалование результатов торгов, создание преимущественных условий для деятельности на данном рынке, недопущение состязательности за доступ на рынок и ограничение конкуренции.

Согласно аналитическому отчету Управления от 28.10.2019 года состояния конкурентной среды рынок строительства Республики Башкортостан является конкурентным.

Таким образом, в действиях Администрации муниципального района Миякинский район Республики Башкортостан, Администрации сельского поселения Новокарамалинский сельсовет муниципального района Миякинский район Республики Башкортостан, ЗАО «Мостпроектсервис» и ООО «Магистраль»  имеются признаки нарушения п. 4  ст.16  Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в заключение муниципального контракта №1 на разработку проектной (сметной) документации указанного объекта и муниципального контракта №2 по ремонту моста через реку Киргиз-Мияки в д.Суккул-Михайловка Миякинского района Республики Башкортостан, без проведения конкурентных процедур.

В рамках рассмотрения данного дела, 18.11.2019 на основании ст. 48.1 Закона о защите конкуренции, Комиссией вынесено Заключение об обстоятельствах дела.

По результатам вынесенного Заключения, 18.12.2019 Администрацией сельского поселения Новокарамалинский сельсовет муниципального района Миякинский район Республики Башкортостан представлены письменные пояснения на вышеуказанное Заключение.

Такие пояснения рассмотрены Комиссией, но не могут быть приняты по следующим основаниям.

По мнению Администрации сельского поселения Новокарамалинский сельсовет муниципального района Миякинский район Республики Башкортостан про переписку Администрации муниципального района Миякинский район Республики Башкортостан с Главным управлением МЧС России по Республики Башкортостан об отмене «Чрезвычайной ситуации» Администрации сельского поселения Новокарамалинский сельсовет муниципального района Миякинский район Республики Башкортостан ничего не было известно.

Однако, Администрации сельского поселения Новокарамалинский сельсовет муниципального района Миякинский район Республики Башкортостан знали обстоятельства, которые могут служить обоснованием причин заключения контракта с единственным исполнителем, в случае если возникла потребность в определенных товарах, работах, услугах вследствие непреодолимой силы, в связи с чем применение иных способов размещения заказа, требующих затрат времени, нецелесообразно, должны обладать свойствами внезапности, чрезвычайности и непреодолимости. Наличие возможности у заказчика прогнозировать и контролировать сложившуюся ситуацию в течение определенного периода времени свидетельствует о неправомерности заключения контракта избранным способом, то есть без проведения торгов.

В рассматриваемом случае необходимость выполнения работ по ремонту вышеуказанного моста возникла не в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, а также неопредолимой силы.

Необходимость выполнения работ по ремонту вышеуказанного моста возникла не одномоментно и была известна задолго до подписания муниципального контракта №1 от 02.12.2017 и муниципального контракта №2 от 02.12.2017.

На основании изложенного, комиссия квалифицирует действия  Администрации муниципального района Миякинский район Республики Башкортостан, Администрации сельского поселения Новокарамалинский сельсовет муниципального района Миякинский район Республики Башкортостан, ЗАО «Мостпроектсервис» и ООО «Магистраль» как нарушающие пункт 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции, выразившееся в заключении муниципального контракта №1 на разработку проектной (сметной) документации указанного объекта и муниципального контракта №2 по ремонту моста через реку Киргиз-Мияки в д.Суккул-Михайловка Миякинского района Республики Башкортостан, без проведения конкурсных процедур.

Согласно статье 39 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства, принимает по результатам их рассмотрения решения и выдает предписания.

На основании изложенного, а также учитывая, что нормы Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» носят упреждающий нарушение антимонопольного законодательства характер, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями. 1 – 4 статьи 41, статьей 48, части 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Башкортостанского УФАС России,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать нарушившим Администрацию муниципального района Миякинский район Республики Башкортостан (452080, Республика Башкортостан, Миякинский район, с. Киргиз-Мияки, ул. Ленина, д. 26) пункт 4 статьи 16  Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»;
  2. Признать нарушившим Администрацию сельского поселения Новокарамалинский сельсовет муниципального района Миякинский район Республики Башкортостан (452083, Республика Башкортостан, Миякинский район, с. Новые Кармаскалы, ул. Центральная, д. 56А) пункт 4 статьи 16  Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»;
  3. Признать нарушившим ЗАО «Мостпроектсервис» (450103, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Кавказская, 8/9)
  4. Признать нарушившим ООО «Магистраль» (450078, Республика Башкортсотан, г.Уфа, ул. Кирова, д. 128, корпус А) пункт 4 статьи 16  Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»;
  5. Предписание Администрации сельского поселения Новокарамалинский сельсовет муниципального района Миякинский район Республики Башкортостан (452083, Республика Башкортостан, Миякинский район, с. Новые Кармаскалы, ул. Центральная, д. 56А) не выдавать в связи с невозможностью приведения в первоначальное положение.

 

Председатель комиссии

 

 

Члены комиссии

               ………..

 

……………

 

 

…………………..

 

 

 

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

Ответчики:

Администрация муниципального района Миякинский район Республики Башкортостан

452080, РБ, Миякинский район, с.Киргиз-Мияки, ул. Ленина,26

          

Администрация сельского поселения Новокарамалинский сельсовет муниципального района Миякинский район РБ

452083, РБ, Миякинский район,

с.Новые Карамалы, ул.Центральная, 56А

 

ЗАО «Мостпроектсервис»

450103, РБ, г.Уфа,

ул. Кавказская, д. 8/9

 

ООО «Магистраль»

450078, РБ, г.Уфа, ул.Кирова 128 корпус А

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу №002/01/16-782/2019

 

Резолютивная часть решения оглашена: 23.12.2019

В полном объеме решение изготовлено: 14.01.2020               г. Уфа, ул. Пушкина, 95

 

Комиссия Башкортостанского УФАС России по рассмотрению дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

……– заместителя  руководителя Управления Федеральной  антимонопольной службы по Республике Башкортостан,

……. - начальника отдела контроля органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан;

…….. – ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан;

в присутствии представителей:

от ответчика:

Администрации муниципального района Миякинский район Республики Башкортостан –  представитель по доверенности от 25.06.2019 …….;

Администрации сельского поселения Новокарамалинский сельсовет муниципального района Миякинский район Республики Башкортостан  - Глава Администрации ………

ЗАО «Мостпроектсервис» -  не явились;

ООО «Магистраль» - не явились;

рассмотрев материалы дела № 002/01/16-782/2019, возбужденного в отношении Администрации муниципального района Миякинский район Республики Башкортостан, Администрации сельского поселения Новокарамалинский сельсовет муниципального района Миякинский район Республики Башкортостан, ЗАО «Мостпроектсервис» и ООО «Магистраль»  по признакам нарушения пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

руководствуясь ст. 48.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135–ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции»),

 

УСТАНОВИЛА:

 

Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан рассмотрело информацию и материалы от Прокуратуры Миякинского района  Республики Башкортостан (вх.№1100 от 29.01.2019), содержащие признаки нарушения антимонопольного законодательства.

На основании представленных документов и сведений Приказом Управления от 29.04.2019 №134 возбуждено дело №002/01/16-782/2019 в отношении Администрации муниципального района Миякинский район Республики Башкортостан, Администрации сельского поселения Новокарамалинский сельсовет муниципального района Миякинский район Республики Башкортостан, ЗАО «Мостпроектсервис» и ООО «Магистраль», по признакам нарушения  пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26 июля 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее также  - Закон «О защите конкуренции»).

Заслушав и исследовав доказательства, возражения и пояснения лиц, участников в деле, изучив представленные документы и сведения, проведя анализ и оценку обстоятельств дела, Комиссия пришла к следующим выводам.

Согласно пункту 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности, к ограничению доступа на товарный рынок.

Под соглашением понимается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме (пункт 18 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»).

В целях признания соглашения, нарушающим положения пункта 4 статьи 16 Закона №135-ФЗ, подлежат установлению следующие обстоятельства соглашение не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации; соглашение привело к таким негативным последствиям как недопущение, ограничение, устранение конкуренции либо создали реальную угрозу их возникновения в виде ограничения доступа на товарный рынок,  выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

Вред публичным правам и интересам, т.е. посягательство на правопорядок в сфере конкуренции, определяется через категории недопущения, ограничения или устранения конкуренции, либо через категорию «вред конкуренции». 

Недопущение конкуренции - это такая ситуация, при которой исключается возможность конкуренции, ограничение конкуренции - когда существенно снижается возможность конкуренции,  устранение конкуренции - когда устраняется ее возможность, вплоть до нуля.

Таким образом, статьей 16 Закона о защите конкуренции запрещены не только письменные, но и устные соглашения, которые ограничивают конкуренцию. И отсутствие письменных доказательств заключения соглашения не может являться основанием для отмены решения о признании такого соглашения  ограничивающим конкуренцию.

Кроме того, согласно пункту 9 обзора по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере, утвержденному Президиумом Верховного Суда РФ 16.03.2016 факт наличия антиконкурентного соглашения не ставится в зависимость от его заключенности в виде договора по правилам, установленным гражданским законодательством. Законодательством не определено и не может быть определено, какие доказательства его подтверждают, а также не установлены и не могут быть установлены требования к форме подтверждающих документов.

 В соответствии с пунктом 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции к признакам ограничения конкуренции относится сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе (далее - Закон  о контрактной системе) закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае закупки определенных товаров, работ, услуг вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, в случае возникновения необходимости в оказании медицинской помощи в экстренной форме либо в оказании медицинской помощи в неотложной форме (при условии, что такие товары, работы, услуги не включены в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень товаров, работ, услуг, необходимых для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера) и применение иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требующих затрат времени, нецелесообразно. Заказчик вправе заключить в соответствии с настоящим пунктом контракт на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги соответственно в количестве, объеме, которые необходимы для ликвидации последствий, возникших вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, либо для оказания медицинской помощи в экстренной форме или неотложной форме, в том числе в случаях, предусмотренных частями 7 и 12 статьи 82 настоящего Федерального закона.

Исходя из содержания пункта 9 статьи 93 Закона о контрактной системе, указанная норма предусматривает закрытый перечень условий размещения заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика). При этом обязательным требованием является отсутствие целесообразности в размещении заказа иными способами.

Законом о контрактной системе урегулированы отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (часть 1 статья 1 Закона  о контрактной системе).

В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона  о контрактной системе, конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона  о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

В силу пункта 2 статьи 3 Закона  о контрактной системе под определением поставщика (подрядчика, исполнителя) понимается совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации) или муниципальных нужд либо в установленных настоящим Федеральным законом случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта.

Статьей 24 Закона  о контрактной системе установлено, что заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений (части 1 и 2 статьи 24).

Исходя из представленной информации следует, что Постановлением главы Администрации муниципального района Миякинский район Республики Башкортостан от 09.10.2017 № 838 «О введении режима «Чрезвычайной ситуации» моста через реку Киргиз-Мияки в д. Суккул-Михайловка Миякинского района Республики Башкортостан» (далее – мост) введен режим чрезвычайной ситуации в связи с аварийным состоянием моста через реку Киргиз-Мияки в д. Суккул-Михайловка Миякинского района.

02.12.2017 Администрацией сельского поселения Новокарамалинский сельсовет муниципального района Миякинский район Республики Башкортостан и ЗАО «Мостпроктсервис» на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Закона  о контрактной системе заключен муниципальный контракт № 1 на разработку проектной (сметной) документации указанного объекта.

02.12.2017 Администрацией сельского поселения Новокарамалинский сельсовет муниципального района Миякинский район Республики Башкортостан и ООО «Магистраль» на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Закона  о контрактной системе заключен муниципальный контракт № 2 по ремонту вышеуказанного моста без проведения конкурсных процедур.

При этом об аварийном состоянии моста через реку р. Киргиз-Мияки в деревне Суккул-Михайловка Миякинского района РБ Администрации  сельского поселения Новокарамалинский сельсовет муниципального района Миякинский район Республики Башкортостан, а также Администрации муниципального района Миякинский район Республики Башкортостан было известно в 2014 году. В подтверждение чего, имеется акт обследования вышеуказанного моста от 14.11.2014, а также протокол очередного заседания комиссии по ЧС и обеспечении пожарной безопасности от 09.10.2017 №15.

В соответствии с Актом обследования от 14.11.2014, утвержденного главой Администрации муниципального района Миякинский район РБ - мост находится в аварийном состоянии и требует капитального ремонта или реконструкции.

Согласно Протоколу очередного заседания комиссии по ЧС и обеспечении пожарной безопасности от 09.10.2017 №15 введен режим «Чрезвычайная ситуация» мост через реку Киргиз-Мияки в д. Суккул-Михайловка Миякинского района Республики Башкортостан.

Заключение контракта способом закупки у единственного поставщика по смыслу части 1 статьи 93 Закона  о контрактной системе может производиться в исключительных случаях, когда применение иных конкурентных процедур невозможно в силу возникших чрезвычайных обстоятельств и длительностью сроков проведения таких процедур.

В соответствии со статьёй 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», под чрезвычайной ситуацией понимается обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Ликвидация чрезвычайных ситуаций - это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.

Согласно пункту 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации под обстоятельствами непреодолимой силы понимаются чрезвычайные и непреодолимые при данных условиях обстоятельства.

К обстоятельствам непреодолимой силы можно отнести такие чрезвычайные события, как военные действия, эпидемии, крупномасштабные забастовки и другие обстоятельства, при наличии которых нормальный ход развития отношений невозможен из-за их чрезвычайности и непредотвратимости при данных условиях.

Признаки чрезвычайности и непреодолимости наступления последствий должны присутствовать в совокупности.

Обстоятельства, которые могут служить обоснованием причин заключения контракта с единственным исполнителем, в случае если возникла потребность в определенных товарах, работах, услугах вследствие непреодолимой силы, в связи с чем применение иных способов размещения заказа, требующих затрат времени, нецелесообразно, должны обладать свойствами внезапности, чрезвычайности и непреодолимости. Наличие возможности у заказчика прогнозировать и контролировать сложившуюся ситуацию в течение определенного периода времени свидетельствует о неправомерности заключения контракта избранным способом, то есть без проведения торгов (определение ВАС РФ от 30.07.2013 № ВАС-9962/13).

В рассматриваемом случае необходимость выполнения работ по ремонту вышеуказанного моста возникла не в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, а также неопредолимой силы.

Необходимость выполнения работ по ремонту вышеуказанного моста возникла не одномоментно и была известна задолго до подписания муниципального контракта №1 от 02.12.2017 и муниципального контракта №2 от 02.12.2017.

Каких-либо доказательств возникновения в рассматриваемой ситуации указанных обстоятельств, свидетельствующих о наличии чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера либо о наличии непреодолимой силы в материалы дела не представлено.

Также, согласно пункту 1.3 муниципального контракта №1 от 02.12.2017 согласно которому установлен срок выполнения работ с 02.12.2017 по 11.12.2017 и муниципального контракта №2 от 02.12.2017 согласно которому установлен срок выполнения работ с 02.12.2017 по 25.12.2017, что исключает одномоментность возникновения необходимости в выполнении указанных работ.

В связи с чем, в силу прямого указания в части 2 статьи 59 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ и распоряжении Правительства Российской Федерации от 31.10.2013 № 2019-р размещение заказа должно было осуществляться исключительно путем проведения электронного аукциона.

Согласно Федеральным законам от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» осуществление дорожной деятельности в отношении автодорог местного значения (и сооружений на них) находится в компетенции органа самоуправления – Администрации муниципального района Миякинский район Республики Башкортостан.

Ежегодно между Государственным комитетом Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству и Администрацией муниципального района Миякинский район Республики Башкортостан заключается Соглашение о предоставлении субсидий бюджету муниципального района на софинансирование расходов по содержанию, ремонту, капитальному ремонту, строительству и реконструкции автомобильных дорог общего пользования местного значения.

Субсидии на софинансирование расходов по содержанию ремонту, капитальному ремонту, строительству и реконструкции автомобильных дорог общего пользования местного значения выделены согласно распоряжению Правительства Республики Башкортостан №1103-р от 08.11.2017 субсидии на софинансирование расходов по содержанию, ремонту, капитальному ремонту, строительству и реконструкции автомобильных дорог общего пользования местного значения. Лимиты в размере 29 777 000,00 руб. согласно справке о лимите бюджетных обязательств №400 от 09.11.2017 доведены до Администрации муниципального района Миякинский район по Республики Башкортостан  09.11.2017.

Кроме того, выделение  денежных средств на ремонт моста, согласно распоряжению Правительства РБ №1103-р от 08.11.2017, решению Совета МР №210 от 12.12.2017 лимиты в размере 14 632 000,00 руб. согласно справке о лимите бюджетных обязательств №40 от 12.12.2017 доведены до Администрации сельского поселения Новокарамалинский сельсовет муниципального района Миякинский район Республики Башкортостан 12.12.2017.

20.12.2017 субсидия, в размере 14 057 000,00 руб., из бюджета РБ поступила в бюджет муниципального района Миякинский район РБ.

20.12.2017 в рамках софинансирования по содержанию, ремонту, капитальному ремонту, строительству и реконструкции автомобильных дорог бюджету Администрации сельского поселения Новокарамалинский сельсовет Республики Башкортостан из бюджета муниципального района Мтякинский район Республики Башкортостан направлена субсидия в размере 223237,00 руб.

22.12.2017 субсидия, в размере 14057000,00 руб. из бюджета муниципального района Миякинский район РБ направлены в бюджет Администрации сельского поселения Новокарамалинский сельсовет Республики Башкортостан.

Администрация сельского поселения Новокарамалинский сельсовет муниципального района Миякинский район Республики Башкортостан,  владея информацией об аварийности моста еще в 2014году, не имела права заключать муниципальный контракт № 1 по ремонту вышеуказанного моста с ЗАО «Мостпроектсервис» и муниципальный контракт № 2 с ООО «Магистраль» на основании п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона  о контрактной системе, без проведения конкурсных процедур.

Кроме того, 01.02.2019  Управлением в адрес Главного управления МЧС России по Республике Башкортостан направлен запрос информации, на который поступил ответ, о том,  что в Республике Башкортостан вопросы введения режимов функционирования органов управления и сил Башкирской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС (далее – БТП РСЧС), установления уровней реагирования на ЧС, обмена информацией о ЧС регламентирован законодательно, а также подзаконными актами, которые соответствуют установленным требованиям в области защиты населения  и территорий от ЧС природного и техногенного характера.

 В соответствии со ст. 4.1 Закона Республики Башкортостан от 14.03.1996 года № 26-з «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» при введении режима ЧС в зависимости от ее последствий устанавливается объектовый, местный и региональный (межмуниципальный) уровень реагирования.

 Во исполнение требований Порядка сбора и обмена в Республике Башкортостан информации в области защиты населения на территории от ЧС природного и техногенного характера, утвержденного Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 14.09.2012 № 321, при введении режимов ЧС и установления уровней реагирования органы местного самоуправления и организации представляют информацию в ФКУ «Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по республике Башкортостан» (далее – ЦУКС). 

Администрацией муниципального района Миякинский район Республики Башкортостан представлены в ЦУКС протокол заседания комиссии по ЧС и обеспечению пожарной безопасности от 09.10.2017 №15 и постановление Администрации муниципального района Миякинский район Республики Башкортостан от 09.10.2017 № 838 «Овведении режима «Чрезвычайная ситуация» моста через реку Киргиз-Мияки в д. Суккул-Михайловка Миякинского районаРеспублики Башкортостан.

Главное управление МЧС России по Республике Башкортостан, рассмотрев вышеуказанные протокол и постановление, признало данный нормативный акт Администрацией муниципального района Миякинский район Республики Башкортостан утратившим силу, как противоречащий требованиям нормативных правовых актов в области защиты населения и территорий от ЧС.

О чем Главное управление МЧС России по Республике Башкортостан письмом от 13.10.2017 № 9666-3-2-4 сообщило Администрации муниципального района Миякинский район Республики Башкортостан.

С учетом изложенного фактически режим ЧС не был введен. Более того,  обстоятельства, явившиеся основанием для заключения муниципального контракта без проведения торгов с ЗАО «Мостпроектсервис» и ООО «Магистраль», не является чрезвычайной ситуацией, поскольку аварийность моста наступила вследствие длительной эксплуатации моста и своевременного непринятия мер по устранению аварийности.

Администрации сельского поселения Новокарамалинский сельсовет муниципального района Миякинский район Республики Башкортостан заранее было известно о необходимости проведения работ по выполнению ремонта моста, а не ликвидации последствий аварии. Заключение сделки должно не только формально соответствовать законодательству, но и не вступать в противоречие с общим запретом недобросовестного осуществления прав субъекта гражданско-правовых отношений. Деятельность и поведение участника отношений, имеющих своим результатом удовлетворение потребностей муниципальных нужд, в данном случае - осуществление ремонта моста, должно производиться посредством проведения торгов в порядке, предусмотренном Законом о размещении заказа.

Таким образом, ЗАО «Мостпроектсервис» и ООО «Магистраль» получили антиконкурентные преимущества путем предоставления возможности Администрацией муниципального района Миякинский район Республики Башкортостан и Администрацией сельского поселения Новокарамалинский сельсовет муниципального района Миякинский район Республики Башкортостан заключения муниципального контракта №1 на разработку проектной (сметной) документации указанного объекта и муниципального контракта №2 по ремонту моста через реку Киргиз-Мияки в д.Суккул-Михайловка Миякинского района Республики Башкортостан, без проведения конкурентных процедур.

ЗАО «Мостпроектсервис» и ООО «Магистраль» приобрели возможность получать прибыль от выполнения работ вне конкуренции; иные хозяйствующие субъекты - потенциальные исполнители, желавшие выполнять работы по  ремонту моста  не получили возможность реализовать свое право путем участия в конкурентных процедурах на заключение указанных выше муниципальных контрактов.

При этом иные хозяйствующие субъекты, работающие на рынке строительства и услуг, не смогли претендовать на выполнение работ, не предусмотренных муниципальными контрактами, и принять участие в конкурентных процедурах, с подачей предложений о снижении цены договора.

В последствии чего хозяйствующие субъекты лишены доступа на рынок по производству строительных работ и услуг, поскольку для доступа на данный рынок необходимо соблюдение определенных процедур - участие в торгах, что повлекло ущемление их прав, в том числе прав на обжалование результатов торгов, создание преимущественных условий для деятельности на данном рынке, недопущение состязательности за доступ на рынок и ограничение конкуренции.

Согласно аналитическому отчету Управления от 28.10.2019 года состояния конкурентной среды рынок строительства Республики Башкортостан является конкурентным.

Таким образом, в действиях Администрации муниципального района Миякинский район Республики Башкортостан, Администрации сельского поселения Новокарамалинский сельсовет муниципального района Миякинский район Республики Башкортостан, ЗАО «Мостпроектсервис» и ООО «Магистраль»  имеются признаки нарушения п. 4  ст.16  Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в заключение муниципального контракта №1 на разработку проектной (сметной) документации указанного объекта и муниципального контракта №2 по ремонту моста через реку Киргиз-Мияки в д.Суккул-Михайловка Миякинского района Республики Башкортостан, без проведения конкурентных процедур.

В рамках рассмотрения данного дела, 18.11.2019 на основании ст. 48.1 Закона о защите конкуренции, Комиссией вынесено Заключение об обстоятельствах дела.

По результатам вынесенного Заключения, 18.12.2019 Администрацией сельского поселения Новокарамалинский сельсовет муниципального района Миякинский район Республики Башкортостан представлены письменные пояснения на вышеуказанное Заключение.

Такие пояснения рассмотрены Комиссией, но не могут быть приняты по следующим основаниям.

По мнению Администрации сельского поселения Новокарамалинский сельсовет муниципального района Миякинский район Республики Башкортостан про переписку Администрации муниципального района Миякинский район Республики Башкортостан с Главным управлением МЧС России по Республики Башкортостан об отмене «Чрезвычайной ситуации» Администрации сельского поселения Новокарамалинский сельсовет муниципального района Миякинский район Республики Башкортостан ничего не было известно.

Однако, Администрации сельского поселения Новокарамалинский сельсовет муниципального района Миякинский район Республики Башкортостан знали обстоятельства, которые могут служить обоснованием причин заключения контракта с единственным исполнителем, в случае если возникла потребность в определенных товарах, работах, услугах вследствие непреодолимой силы, в связи с чем применение иных способов размещения заказа, требующих затрат времени, нецелесообразно, должны обладать свойствами внезапности, чрезвычайности и непреодолимости. Наличие возможности у заказчика прогнозировать и контролировать сложившуюся ситуацию в течение определенного периода времени свидетельствует о неправомерности заключения контракта избранным способом, то есть без проведения торгов.

В рассматриваемом случае необходимость выполнения работ по ремонту вышеуказанного моста возникла не в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, а также неопредолимой силы.

Необходимость выполнения работ по ремонту вышеуказанного моста возникла не одномоментно и была известна задолго до подписания муниципального контракта №1 от 02.12.2017 и муниципального контракта №2 от 02.12.2017.

На основании изложенного, комиссия квалифицирует действия  Администрации муниципального района Миякинский район Республики Башкортостан, Администрации сельского поселения Новокарамалинский сельсовет муниципального района Миякинский район Республики Башкортостан, ЗАО «Мостпроектсервис» и ООО «Магистраль» как нарушающие пункт 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции, выразившееся в заключении муниципального контракта №1 на разработку проектной (сметной) документации указанного объекта и муниципального контракта №2 по ремонту моста через реку Киргиз-Мияки в д.Суккул-Михайловка Миякинского района Республики Башкортостан, без проведения конкурсных процедур.

Согласно статье 39 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства, принимает по результатам их рассмотрения решения и выдает предписания.

На основании изложенного, а также учитывая, что нормы Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» носят упреждающий нарушение антимонопольного законодательства характер, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями. 1 – 4 статьи 41, статьей 48, части 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Башкортостанского УФАС России,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать нарушившим Администрацию муниципального района Миякинский район Республики Башкортостан (452080, Республика Башкортостан, Миякинский район, с. Киргиз-Мияки, ул. Ленина, д. 26) пункт 4 статьи 16  Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»;
  2. Признать нарушившим Администрацию сельского поселения Новокарамалинский сельсовет муниципального района Миякинский район Республики Башкортостан (452083, Республика Башкортостан, Миякинский район, с. Новые Кармаскалы, ул. Центральная, д. 56А) пункт 4 статьи 16  Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»;
  3. Признать нарушившим ЗАО «Мостпроектсервис» (450103, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Кавказская, 8/9)
  4. Признать нарушившим ООО «Магистраль» (450078, Республика Башкортсотан, г.Уфа, ул. Кирова, д. 128, корпус А) пункт 4 статьи 16  Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»;
  5. Предписание Администрации сельского поселения Новокарамалинский сельсовет муниципального района Миякинский район Республики Башкортостан (452083, Республика Башкортостан, Миякинский район, с. Новые Кармаскалы, ул. Центральная, д. 56А) не выдавать в связи с невозможностью приведения в первоначальное положение.

 

Председатель комиссии

 

 

Члены комиссии

               ………..

 

……………

 

 

…………………..

 

 

 

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны