Решение б/н Магазин «Мир Электроники» от 18 марта 2021 г.
Текст документа
Сохранить как PDFИП <…> (магазин «Мир Электроники»)
450078, г. Уфа, ул. Айская, д. 60
450068, г. Уфа, ул. Орджоникидзе, д. 6
info@elkomp.ru
intersat@e1komp.ru
РЕШЕНИЕ
(по делу № 002/05/5-287/2021)
18.03.2021 года |
г. Уфа, ул. Пушкина, 95 |
Решение в полном объеме изготовлено «18» марта 2021 года
Комиссия Башкортостанского УФАС России по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:
<…>
рассмотрев материалы о признаках нарушения пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе» (далее по тексту - ФЗ «О рекламе»),
УСТАНОВИЛА:
19.02.2021 года Сотрудниками Башкортостанского УФАС России в рамках осуществления своих полномочий по государственному надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе был осуществлен выезд по адресу РБ, г. Уфа, ул. Айская, д. 60 (магазин «Мир Электроники»):
(штендер напротив жилого дома расположенного по адресу г. Уфа, ул. Айская, д. 60)
Указанная информация имеет признаки нарушения пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе».
25.03.2021 года УФАС по РБ принято решение о возбуждении дела № 002/05/5-287/2021 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе. К участию в деле привлечены:
- в качестве рекламодателя ИП <…> (ИНН: 027314747617).
Рассмотрение дела назначено на 18.03.2021 года.
10.03.2021 года от ИП <…> поступили запрошенные сведения (документы и материалы) (вх. № 3532 от 10.03.2021, электронная почта). Также поступило ходатайство о рассмотрении дела назначенного 18.03.2021 года в отсутствие представителя ИП.
18.03.2021 года ранее поступившее ходатайство удовлетворено. Дело рассмотрено в отсутствие ИП <…>
Исследовав материалы дела, заслушав пояснения сторон, Комиссия приходит к выводу, что реклама размещенная на выносном штендере расположенном по адресу г. Уфа, ул. Айская, д. 60 (акт осмотра наружной рекламы от 19.02.2021).
Нарушает требования пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе». При этом Комиссия исходит из следующего.
В соответствии с пунктами 1, 2, 3 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме, с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Распространенная информация подпадает под понятие «реклама», поскольку обладает всеми ее признаками: распространена наружным способом; адресована неопределенному кругу лиц; направлена на привлечения внимания потребителей к услугам и товарам, предоставляемые соответствующим рекламодателем и осуществляемой им деятельности (услуги, реализуемые магазином «Мир Элеткроники»); объектом рекламирования выступают электротовары реализуемые магазином «Мир Электроники»; целью распространения рекламы является увеличение спроса на рекламируемый товар (услуги).
Частью 1 статьи 5 ФЗ «О рекламе» установлено, что реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
В силу пункта 4 части 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе» ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе», недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.
Информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.
В связи с этим использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например путем употребления слов «лучший», «первый», «номер один», должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение.
Поэтому реклама, не сопровождаемая таким подтверждением, должна считаться недостоверной как содержащая не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, изготовленными другими производителями или реализуемыми другими продавцами (Постановление Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе»).
Потребитель при выборе товара посредством восприятия рекламы делает свой выбор, исходя из самой понятной и необходимой, в его понимании, информации. В большинстве случаев используемые в рекламной информации фразы трактуются рядовым потребителем рекламы буквально. Потребитель не имеет обязанности проведения анализа рекламы, проверки достоверности и достаточности заявленных в ней сведений.
В рассматриваемой рекламе использовано утверждение «лучшие цены в городе», которое в силу постановления Пленума должно приводиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение. Вместе с тем, рассматриваемая реклама, не сопровождается таким подтверждением.
Таким образом, указанная реклама содержит признаки нарушения пункта 1 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе».
ИП <…> факт нарушения не оспаривается. Индивидуальный предприниматель также представил фотографии свидетельствующие об устранении нарушения законодательства о рекламе.
Так же, хозяйствующим субъектом представлена выписка из ЕГРН согласно которой ИП <…> владеет помещением по адресу г. Уфа, ул. Айская, д. 60 на праве собственности.
Согласно части 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 1 части 3 статьи 5 указанного закона несет рекламодатель.
В соответствии с пунктом 5 статьи 3 ФЗ «О рекламе» рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Исходя из указанных выше сведений, ИП <…> является рекламодателем данной рекламы, лицом, в чьих интересах было осуществлено распространение и размещение данной рекламы, а также лицом, осуществившем распространение рекламы, то есть рекламораспространителем.
Согласно пункту 49 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, при установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях прекращения дальнейшего нарушения выдает лицу (лицам), обязанному (обязанным) устранить выявленное правонарушение, предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Антимонопольный орган обязан предпринять все зависящие от него действия, направленные на пресечение дальнейшего распространения ненадлежащей рекламы (пускай и в незначительно измененном виде, но содержащей тот же типовой объект рекламирования), в целях обеспечения реализации права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждения нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, что обосновано статьями 1, 33, 36 Закона о рекламе.
Согласно пункту 54 Правил при добровольном устранении лицом (лицами) совершенного нарушения антимонопольный орган вправе не выдавать предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе. В этом случае основания нецелесообразности выдачи предписания излагаются в мотивировочной части решения по делу.
Комиссией принято решение предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе ИП <…> не выдавать, так как на заседание Комиссии были представлены доказательства устранения правонарушения (фотография во вложении к вх. № 3532 от 10.03.2021 г., электронная почта).
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с п.п. 42-48 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать рекламу размещенная на выносном штендере расположенном по адресу г. Уфа, ул. Айская, д. 60 (магазин «Мир электроники», ИП <…>) (акт осмотра наружной рекламы от 19.02.2021)
ненадлежащей, поскольку она нарушает требования пункта 1 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе»
2. В соответствии с пунктом 54 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, в связи с тем, что на момент вынесения решения были представлены доказательства устранения правонарушения, предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе не выдавать.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Башкортостанского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ИП <…>
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии |
<…> |
Члены Комиссии |
<…> |
|
<…> |