Предупреждение №ТО002/01/10-1631/2019 Предупреждение от 19 июля 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
 1631.pdf (211.23 Кб)

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

 

ГУП «Башавтотранс» РБ

РБ, г. Уфа, ул. К. Маркса, 35

 

 

 

 

 

 

 

 

Предупреждение № ТО002/01/10-1631/2019

о прекращении действий, которые содержат признаки

нарушения антимонопольного законодательства

 

Основанием для выдачи предупреждения является наличие в действиях (бездействии) ГУП «Башавтотранс» РБ (РБ, г. Уфа, ул. К. Маркса, 35) признаков нарушения антимонопольного законодательства, выразившиеся в экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар (услугу автовокзалов, кассовых пунктов для предприятий автомобильного транспорта общего пользования (Перевозчиков) в границах РБ.

Выводы о наличии оснований для выдачи предупреждения:

Федеральным законом от 13.07.2015 № 220-ФЗ  "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" регулируются отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее – Закона о регулярных перевозках), в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок.

В соответствии с ч.ч. 8, 9 ст. 3 Закона о регулярных перевозках, автовокзал, автостанция - объекты транспортной инфраструктуры, включающие в себя комплексы зданий, сооружений, которые размещены на специально отведенных территориях, предназначены для оказания услуг пассажирам и перевозчикам при осуществлении регулярных перевозок и оборудование которых соответствует установленным требованиям; владелец объекта транспортной инфраструктуры - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, владеющие объектом транспортной инфраструктуры на законном основании.

В соответствии с ч. 2 ст.14 Закона о регулярных перевозках, осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам обеспечивается посредством заключения уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления либо иным государственным или муниципальным заказчиком государственных или муниципальных контрактов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учетом положений настоящего Федерального закона.

Администрацией МР Ишимбайский район РБ (Заказчик) заключен муниципальный контракт с ООО «ТрасСпецСервис» (Перевозчик), в соответствии с которым Перевозчик и Заказчик принимают на себя обязательства по надлежащей совместной организации и выполнению перевозок пассажиров по городским и пригородным маршрутам МР Ишимбайский район РБ.

В целях осуществления обязательств по выполнению перевозок пассажиров по городским и пригородным маршрутам МР Ишимбайский район РБ ООО «ТрансСпецСервис» обязан обеспечить подачу автобусов на автовокзалы для осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом.

ООО «ТрансСпецСервис» обратилось в ГУП «Башавтотранс» РБ в лице Башкирского производственного объединения автовокзалов  и пассажирских автостанций (БПОА и ПА – филиала ГУП «Башавтотранс» РБ), который предоставляет перевозчикам доступ к автовокзалам для осуществления пассажирских перевозок на условиях заключения договора на оказание посреднических услуг в организации пассажирских перевозок.

ГУП «Башавтотранс» РБ был направлен в адрес ООО «ТрансСпецСервис» договор на оказание посреднических услуг в организации пассажирских перевозок от 01.01.2019 №б/н.

ООО «ТрансСпецСервис» был направлен в адрес ГУП «Башавтотранс» РБ Протокол разногласий к договору на оказание посреднических услуг в организации пассажирских перевозок от 01.01.2019 №б/н следующего содержания: п.3.2 Договора, за оказание посреднических услуг, при перевозке пассажиров и багажа на сообщениях междугороднего и пригородного маршрута, Предприятие получает в момент оказания услуг 20% (в т.ч. с НДС) от общей суммы выручки, полученной от реализации проданных пассажирам билетов, и 50% (в т.ч. с НДС) от общей суммы сбора за провоз багажа. Расчеты за оказанные дополнительные услуги между Перевозчиком и Предприятием производится путем взаимозачетов согласно акту взаимозачета задолженностей без учета НДС.

Письмом от 26.11.2018 исх.№1176 ГУП «Башавтотранс» РБ отказало ООО «ТрансСпецСервис» в подписании вышеуказанного протокола.

Из представленной ГУП «Башавтотранс» РБ информации Управлением установлено следующее.

По представленной информации, учредителем ГУП «Башавтотранс» РБ является Государственный комитет по транспорту и дорожному хозяйству РБ и Министерство земельных и имущественных отношений РБ. В уставном капитале ГУП «Башавтотранс» РБ 100-процентное участие субъекта РФ – Республика Башкортостан.

Отправление (прибытие) автобусов на маршрутах общего пользования в пригородном (межрайонном) и междугородном сообщениях в РБ должно осуществляться с автовокзалов на основании договоров, заключенных между перевозчиками и автовокзалами.

В ходе анализа представленной Государственным комитетом РБ по транспорту и дорожному хозяйству информации Управлением установлено, что ГУП «Башавтотранс» РБ занимает доминирующее положение на рынке услуг автовокзалов, кассовых пунктов в следующих географических границах: г. Уфа, г. Стерлитамак, с. К. Мияки, с. Кармаскалы, г. Салават, с. Стерлибашево, г. Ишимбай, г. Мелеуз, с. Мраково, г. Кумертау, г. Дюрюли, с. Чекмагуш, г. Нефтекамск, с. Калтасы, с. Мишкино, г. Бирск, с. Бураево, с. Старобалтачево, г. Октябрьский, г. Туймазы, г. Белебей, с. Кандры, п. Приютово, с. Бижбуляк, г. Баймак, с. Зилаир, г. Сибай, г. Белорецк, с. Аскарово, г. Учалы, с. Месягутово, с. Малояз.

Таким образом, ГУП «Башавтотранс» РБ, является хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке услуг автовокзалов в границах Республики Башкортостан.

Согласно п.3.2 Договора, за оказание посреднических услуг, при перевозке пассажиров и багажа на сообщениях междугороднего и пригородного маршрута, Предприятие получает в момент оказания услуг 20% (в т.ч. с НДС) от общей суммы выручки, полученной от реализации проданных пассажирам билетов, и 50% (в т.ч. с НДС) от общей суммы сбора за провоз багажа. Расчеты за оказанные дополнительные услуги между Перевозчиком и Предприятием производится путем взаимозачетов согласно акту взаимозачета задолженностей без учета НДС.

Между тем, Управление отмечает, что расчет платы за услуги автовокзала перевозчик, осуществляющий деятельность на маршрутах дальнего следования, производит оплату в большей сумме, нежели перевозчик, осуществляющий деятельность на маршруте меньшей протяженности, неся при этом различные затраты при осуществлении идентичного вида деятельности, что ведет к ущемлению интересов одной группы перевозчиков и создает необоснованное преимущества другой.

Управлением установлено, что стоимость билета, реализуемого пассажиру, не оказывает влияние на качественные и количественные характеристики процесса оказания услуг автовокзала перевозчику (работу касс, информирование пассажиров, диспетчерское обслуживание транспортных средств).

Управление отмечает, что перевозчики осуществляют деятельность на маршрутах разной удаленности от начального пункта, в связи с чем стоимость билета увеличивается пропорционально дальности следования пассажира, соответственно, увеличивается сумма отчислений от реализации одинакового количества билетов и, как следствие сумма, подлежащая оплате за услуги автовокзала.

Таким образом, Управление приходит к выводу, что перевозчик, осуществляющий деятельность на маршрутах дальнего следования, оплачивает услуги автовокзала в большей сумме, нежели перевозчик, осуществляющий деятельность на маршруте меньшей протяженности, неся при этом различные затраты при осуществлении идентичного вида деятельности, что ведет к ущемлению интересов одной группы перевозчиков и создает необоснованные приемущества другой.

 При расчетах с Перевозчиком, ГУП «Башавтотранс» РБ применяет метод ценообразования в процентном отношении от выручки Перевозчика, то есть метод ценообразования, зависящий от стоимости перевозки пассажиров, не основанный на экономических, технологических и иных особенностях предоставления услуг автовокзала различным перевозчикам, что приводит к установлению различной стоимости одинаковых услуг автовокзала для каждого перевозчика.

Таким образом, ГУП «Башавтотранс» РБ установило излишние требования по установлению расчетов за услуги перевозки пассажиров и провоза багажа методом ценообразования в процентном отношении от выручки Перевозчика.

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О защите конкуренции» (далее также – Закон о защите конкуренции) запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе следующие действия (бездействие): экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом.

Таким образом, в действиях ГУП «Башавтотранс» РБ содержатся признаки нарушения пунктов 6 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в экономически, технологически и иным образом не обоснованном установлении различных цен (тарифов) на один и тот же товар (услугу автовокзалов, кассовых пунктов для предприятий автомобильного транспорта общего пользования (Перевозчиков) в границах РБ.

На основании вышеизложенного, в связи с наличием в действиях (бездействии) ГУП «Башавтотранс» РБ нарушений, выразившихся в экономически, технологически и иным образом не обоснованном установлении различных цен (тарифов) на один и тот же товар (услугу автовокзалов, кассовых пунктов для предприятий автомобильного транспорта общего пользования (Перевозчиков) в границах РБ, предусмотренных пунктами 6 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Башкортостанское УФАС России на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» предупреждает ГУП «Башавтотранс» РБ о необходимости в течение 10 дней со дня получения настоящего Предупреждения прекращения указанных действий путем прекращения установления экономически, технологически и иным образом не обоснованных различных цен (тарифов) на один и тот же товар (услугу автовокзалов, кассовых пунктов для предприятий автомобильного транспорта общего пользования (Перевозчиков) в границах отдельных населенных пунктов, а именно: г. Уфа, г. Стерлитамак, с. К. Мияки, с. Кармаскалы, г. Салават, с. Стерлибашево, г. Ишимбай, г. Мелеуз, с. Мраково, г. Кумертау, г. Дюрюли, с. Чекмагуш, г. Нефтекамск, с. Калтасы, с. Мишкино, г. Бирск, с. Бураево, с. Старобалтачево, г. Октябрьский, г. Туймазы, г. Белебей, с. Кандры, п. Приютово, с. Бижбуляк, г. Баймак, с. Зилаир, г. Сибай, г. Белорецк, с. Аскарово, г. Учалы, с. Месягутово, с. Малояз.

О выполнении предупреждения сообщить в Башкортостанское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

 

 

Временно исполняющий обязанности

руководителя                                              

Связанные организации

Связанные организации не указаны