Решение б/н Решение и предписание по делу № А-242/10-09 в отношении МУП ... от 11 августа 2011 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 РЕШЕНИЕ

 г. Уфа, ул. Пушкина, 95
 
Резолютивная часть решения оглашена 21.10.2009.
В полном объеме решение изготовлено 22.10.2009.
 
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:
Председатель комиссии:
Саляхутдинова Р.Ф. – и.о. заместителя руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан;
Члены комиссии:
Антонова Н.А. – заместитель начальника отдела антимонопольного контроля товарных рынков;
Ахмадисламова А.Э. – ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля товарных рынков,
Атнагулов З.Г. – старший специалист 3 разряда общего отдела, секретарь комиссии,
в      присутствии    представителя: директора муниципального унитарного предприятия «Стерлибашевоводоканал» муниципального района Стерлибашевский район Республики Башкортостан  Хайруллина И.Н.,
рассмотрев дело № А-242/10-09 по признакам нарушения муниципальным унитарным предприятием «Стерлибашевоводоканал» муниципального района Стерлибашевский район Республики Башкортостан (453180, Республика Башкортостан, с. Стерлибашево, ул. Комсомольская, д.13) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
 
УСТАНОВИЛА:
 
В результате анализа документов, представленных в ходе проверки соблюдения Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»  (далее – Закон о защите конкуренции) муниципальным унитарным предприятием  «Стерлибашевоводоканал» муниципального района Стерлибашевский район Республики Башкортостан  установлено следующее.
 
Муниципальное унитарное предприятие  «Стерлибашевоводоканал» муниципального района Стерлибашевский район Республики Башкортостан (далее– МУП «Стерлибашводоканал») передано в муниципальную собственность муниципального района Стерлибашевский район Республики Башкортостан в соответствии с распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 27.09.2008 № 1210-р и является правопреемником государственного унитарного предприятия  «Стерлибашевоводоканал» Республики Башкортостан.
 
Согласно Приказу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 29.12.2005 № 279 о/д о включении в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов государственное  унитарное предприятие «Стерлибашевоводоканал» Республики Башкортостан занимает доминирующее положение по предоставлению услуг водоснабжения в географических границах с. Стерлибашево и п. Первомайский муниципального района Стерлибашевский район Республики Башкортостан.
 
В соответствии с пунктом 3.6.5. Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 17.01.2007 № 5, определение признаков наличия доминирующего положения не требуется для хозяйствующих субъектов, включенных в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более тридцати пяти процентов, с долей более пятидесяти процентов и доминирующее положение хозяйствующего субъекта определяется на товарном рынке, в продуктовых границах которого они были включены в Реестр.
 
Основной деятельностью МУП «Стерлибашевоводоканал» является обеспечение снабжения населения, предприятий и организаций с. Стерлибашево и п. Первомайский муниципального района Стерлибашевский район Республики Башкортостан услугами по водоснабжению, отводу и очистке сточных вод (код 41.00 ОКВЭД).
 
Основными видами деятельности предприятия являются:
– обеспечение надежного, бесперебойного снабжения населения, коммунально-бытовых и других предприятий водой питьевого качества, отвода;
– производство и реализация товаров народного потребления и продукции производственно-технического назначения, оказание услуг населению;
– организация и проведение работ по строительству новых, реконструкции техническому перевооружению сооружений водопровода и канализации за счет централизованных капитальных вложений;
– организация и осуществление снабженческо-сбытовой деятельности, оказание услуг по автотранспорту;
– разработка и выдача технических условий, рассмотрение и согласование проектно-сметной документации, установление предельно-допустимых концентраций и сборов загрязнений в стоках;
– контроль за разработкой, согласованием и реализацией проектов и схем водоснабжения и водоотведения районного центра;
– оказание организациям всех форм собственности на договорных условиях консультативно-методической помощи.
         
Согласно информации, представленной МУП «Стерлибашевоводоканал»     с целью обеспечения качественной водой с. Стерлибашево разработана инвестиционная программа «Водоснабжение с. Стерлибашево Стерлибашевский район Республики Башкортостан общей стоимостью 32,4 млн. рублей.   С начала действия проекта МУП «Стерлибашевоводоканал» освоено 25 млн. рублей, в том числе в 2008 году – 5млн. руб. В 2009 году финансирование проекта не осуществлялось.
 
В ходе анализа материалов Башкортостанским УФАС России установлено, что     МУП «Стерлибашевоводоканал»  выдавались технические условия на подключение к коммунальным системам водоснабжения, за которые взималась плата. Так, в счет-фактуру № 580 от 31.08.2009 для МОУ ДОД «Детская школа искусств» включена плата за технические условия в размере 420,00 рублей.
 
Согласно пункту 9 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 № 83 (далее – Правила) выдача технических условий или информации о плате за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения осуществляется без взимания платы.
 
Кроме того, анализ технических условий, выдаваемых МУП «Стерлибашевоводоканал» показал, что при выдаче хозяйствующим субъектам технических условий на подключение к сетям водоснабжения МУП «Стерлибашевоводоканал»   выставлялись следующие требования:
 
для МБУ «Стерлибашевская ЦРБ» (от 23.09.2008 № 714) – установить колодец по месту врезки в действующий водопровод и установить водомер внутри здания (п.1.1); на основных колодцах и гидрантах предусмотреть унифицированные знаки (п.3.1); при проектировании учесть наличие существующих систем водоснабжения и водоотведения в составе: водоснабжение труба полиэтиленовая диаметр 100 мм.;
 
для ООО «Башкиргаз» (от 29.12.2008 № 989) – установить колодец по месту врезки в действующий водопровод и установить водомер внутри здания (п.1.1); на основных колодцах и гидрантах предусмотреть унифицированные знаки (п.3.1); при проектировании учесть наличие существующих систем водоснабжения и водоотведения в составе: водоснабжение труба полиэтиленовая диаметр 25 мм.;
 
для ООО «Фармация ВНЗМ» (от 08.06.2009 № 350) – установить колодец по месту врезки в действующий водопровод и установить водомер внутри здания (п.1.1); на основных колодцах и гидрантах предусмотреть унифицированные знаки (п.3.1); при проектировании учесть наличие существующих систем водоснабжения и водоотведения в составе: водоснабжение труба полиэтиленовая диаметр 20 мм.;
 
для МОУ ДОД «Детская школа искусств» муниципального района Стерлибашевский район Республики Башкортостан (от 31.08.2009 № 580) – установить колодец по месту врезки в действующий водопровод и установить водомер внутри здания (п.1.1); на основных колодцах и гидрантах предусмотреть унифицированные знаки (п.3.1); при проектировании учесть наличие существующих систем водоснабжения и водоотведения в составе: водоснабжение труба полиэтиленовая диаметр 20 мм.
 
Вышеуказанные технические  условия  действительны на нормативный срок проектирования и строительства объекта.
 
В силу абзаца 2 пункта 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускается злоупотребление участниками гражданско-правовых отношений доминирующим положением на рынке.
 
Часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещает действия (бездействие) хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на товарном рынке, которые ущемляют интересы другого хозяйствующего субъекта.
 
Также часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции предполагает, что действия хозяйствующего субъекта являются нарушением антимонопольного законодательства  при   наличии совокупности  двух  обстоятельств,    а  именно:
доминирующего положения субъекта и действий (бездействия) такого субъекта, которые имеют или могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других хозяйствующих субъектов.
 
Статья 5 Закона о защите конкуренции определяет доминирующее положение как положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке определенного товара, дающее ему (им) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке или затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам.
 
В соответствии с правовой позицией Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, выраженной в пункте 13 Информационного письма от 30.03.1998, «...Субъекты естественных монополий по сути своего положения доминируют на товарном рынке и на них распространяются запреты, установленные антимонопольным законодательством...».
 
Таким образом, если деятельность организации осуществляется в состоянии естественной монополии, то такая организация занимает доминирующее положение на рынке. При этом специального анализа такого положения на рынке не требуется (постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 15.09.2004 по делу № А43-5206/2004-10-198).
 
В статье 3 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее – Закон о естественных монополиях) указано, что естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.
 
Признание деятельности по водоснабжению и водоотведению, осуществляемой в состоянии естественной монополии, не противоречит положениям части 1 статьи 4 Закона о естественных монополиях, поскольку в данной статье устанавливаются не виды деятельности, которые осуществляются в состоянии естественной монополии, а лишь те из них, на которые распространяются методы воздействия, предусмотренные данным законом.
 
Кроме того, согласно части 2 статьи 55 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» оказание услуг водоснабжения и водоотведения осуществляется в состоянии естественной монополии.
 
Также согласно Приказу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 29.12.2005 № 279 о/д о включении в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов МУП «Стерлибашевоводоканал», являясь правопреемником ГУП «Стерлибашевоводоканал» Республики Башкортостан, занимает доминирующее положение по предоставлению услуг водоснабжения в географических границах с. Стерлибашево и п. Первомайский муниципального района Стерлибашевский район Республики Башкортостан.
 
Таким образом, МУП «Стерлибашевоводоканал» занимает доминирующее положение на товарном рынке по оказанию услуг централизованного водоснабжения в границах присоединенных водопроводных сетей с долей 100 процентов.
 
Технические условия представляют собой гражданско-правовое обязательство по присоединению к водопроводно-канализационным сетям, предшествующего согласно пункту 2 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации заключению договора водоснабжения.
 
В таких случаях обязательства по присоединению не могут рассматриваться в отрыве от намерения сторон заключить в будущем договор ресурсоснабжения через присоединенную сеть.
 
Следовательно, будущие абоненты МУП «Стерлибашевоводоканал» не могут получить услугу по присоединению у другого хозяйствующего субъекта. При таких обстоятельствах МУП «Стерлибашевоводоканал», доминируя на рынке оказания услуг водоснабжения, также занимает доминирующее положение и на рынке услуг по выдаче технических условий на присоединение, который неразрывно связан с рынком оказания услуг по водоснабжению.
 
Согласно пункту 10 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 № 83 технические условия должны содержать следующие данные:
 
максимальная нагрузка в возможных точках подключения;
 
срок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, определяемый, в том числе в зависимости от сроков реализации инвестиционных программ;
 
срок действия технических условий, но не менее 2 лет с даты их выдачи. По истечении этого срока параметры выданных технических условий могут быть изменены.
 
Вместе с тем, требования к содержанию технических условий установлены в пункте 10 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического   обеспечения,   утвержденных   Постановлением   Правительства
 
Российской Федерации от 13.02.2006 № 83. Положение о необходимости за счет материальных средств хозяйствующих субъектов и физических лиц осуществлять строительство объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения указанными правилами не предусматривается.
 
МУП «Стерлибашевоводоканал», действуя вопреки указанным правовым нормам, включило в технические условия положение, ущемляющее интересы хозяйствующих субъектов.
 
На заседании Комиссии представителем МУП «Стерлибашевоводоканал» вменяемое ему нарушение антимонопольного законодательства признано.
 
Таким образом, в действиях МУП «Стерлибашевоводоканал» содержаться признаки части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в части ущемления интересов хозяйствующих субъектов путем включения в технические условия требования о выполнение работ по строительству объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения в нарушении Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта     капитального     строительства     к     сетям    инженерно-технического обеспечения,    утвержденных    Постановлением    Правительства Российской от 13.02.2006 № 83.
 
С учетом изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 10, статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
 
РЕШИЛА:
 
 
1.       Признать муниципальное унитарное предприятие  «Стерлибашевоводоканал» муниципального района Стерлибашевский район Республики Башкортостан  нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в части ущемление интересов других лиц.
 
2.       Выдать муниципальному унитарному предприятию  «Стерлибашевоводоканал» муниципального района Стерлибашевский район Республики Башкортостан  предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 180 А-242/10-09
 
22 октября 2009  г. Уфа, ул. Пушкина, 95
 
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:
Председатель комиссии:
Саляхутдинова Р.Ф.  – и.о. заместителя руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан;
Члены комиссии:
Антонова Н.А. – заместитель начальника отдела антимонопольного контроля товарных рынков;
Ахмадисламова А.Э. – ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля товарных рынков,
Атнагулов З.Г. – старший специалист 3 разряда общего отдела, секретарь комиссии,
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»  на основании своего решения от 22.10.2009  по делу № А-242/10-09 о нарушении МУП «Стерлибашевоводоканал» (453180, Республика Башкортостан, с. Стерлибашево, ул. Комсомольская, д.13) части  1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,
 
предписывает:
 
МУП «Стерлибашевоводоканал» устранить нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» путем прекращения злоупотребления доминирующим положением и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, а именно – привести порядок выдачи технических условий в соответствие с действующим законодательством.

Связанные организации

Связанные организации не указаны