Постановление №002/04/9.21-509/2023 9.21 от 29 марта 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Процедура
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о наложении штрафа по делу

об административном правонарушении № 002/04/9.21-509/2023

 

Я, ..., рассмотрев материалы дела об административном правонарушении №002/04/9.21-509/2023 в отношении должностного лица –... по ч. 1 ст. 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

В отсутствии ... о месте и времени рассмотрения извещен, права разъяснены;

в присутствии представителя ..., права разъяснены, прокурор Миякинского района ....

руководствуясь ст.ст. 23.48., 28.1., 28.7. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

Прокуратурой Миякинского района на основании:

Указания прокуратуры Республики Башкортостан от 21.07.2015 № 68/7 «Об организации исполнения Указания Генерального прокурора Российской Федерации от 08.06.2015 № 287/7 «Об усилении прокурорского надзора в условиях неблагоприятных внешнеэкономических и внешнеполитических факторов» (п. 6);

Указания прокуратуры Республики Башкортостан от 13.06.2017 № 120 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства»;

Указания прокуратуры Республики Башкортостан от 23.12.2022 № 341/7 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства»;

Поручения прокуратуры республики Исуб-7/1-14809-22/10- 20800001 от 20.12.2022;

Справки от 20.02.2023,

проведена с 20.02.2023 по 14.03.2023 проверка соблюдения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, электроэнергетики Производственным отделением «Белебеевские электрические сети» АО «БЭСК» (далее - ПО) по результатам которой выявлены нарушения.

В соответствии с абзацем 1 части 1 статьи 38 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - ФЗ «Об электроэнергетике») субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.

За исключением случаев возникновения аварийных электроэнергетических режимов, веерные отключения потребителей электрической энергии, не имеющих задолженности по оплате электрической энергии и исполняющих иные предусмотренные законодательством Российской Федерации и соглашением сторон обязательства, запрещаются. В целях недопущения веерных отключений организация, оказывающая услуги по передаче электрической энергии ее потребителям, обязана обеспечить возможность индивидуального ограничения режима как собственного потребления, так и потребления обслуживаемых потребителей электрической энергии (абзац 4 части 1 статьи 38 ФЗ «Об электроэнергетике»).

В силу пункта 3 статьи 546 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом и без соответствующего его предупреждения допускаются в случае необходимости принять неотложные меры по предотвращению или ликвидации аварии при условии немедленного уведомления абонента об этом.

В силу пункта 2 статьи 547 ГК РФ если допущен перерыв в подаче энергии абоненту энергоснабжающая организация отвечает за неисполнение или ненадлежащее исполнение договорных обязательств при наличии ее вины.

Кроме того, общие принципы и порядок обеспечения недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, а также оказания этих услуг определены Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее - Правила №861).

В соответствии с подпунктом «а» пункта 15 Правил № 861 сетевая организация обязана обеспечить передачу электрической энергии в точке поставки потребителя услуг (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор), качество и параметры которой должны соответствовать техническим регламентам с соблюдением величин аварийной и технологической брони.

Согласно пункту 31 (5) Правил № 861 в договор, заключаемый с сетевой организацией включаются условия, соответствующие установленной документами о технологическом присоединении категории надежности энергопринимающих устройств, в отношении которых заключен договор, в частности о допустимом числе часов ограничения режима потребления в год, не связанного с неисполнением потребителем услуг (потребителем электрической энергии, в интересах которого заключен договор) обязательств по соответствующим договорам и их расторжением, а также с обстоятельствами непреодолимой силы и иными основаниями, исключающим ответственность сетевых организаций, гарантирующих поставщиков, энергосбытовых организаций и иных субъектов электроэнергетики перед потребителем услуг (потребителем электрической энергии, в интересах которого заключен договор) в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями договоров.

В соответствии с пунктом 31(6) Правил № 861 для третьей категории надежности допустимое число часов отключения в год составляет 72 часа, но не более 24 часов подряд, включая срок восстановления электроснабжения, за исключением случаев, когда для производства ремонта объектов электросетевого хозяйства необходимы более длительные сроки, согласованные с Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.

В силу пункта 33 Правил № 861 перерыв в передаче электрической энергии, прекращение или ограничение режима передачи электрической энергии допускаются по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный энергетический надзор, неудовлетворительное состояние энергопринимающего устройства потребителя услуг угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности. О перерыве, прекращении или ограничении передачи электрической энергии в указанных случаях сетевая организация обязана уведомить потребителя услуг в течение 3 дней с даты принятия такого решения, но не позднее чем за 24 часа до введения указанных мер.

Установлено, ПО «Белебеевские электрические сети» ООО «Башкирэнерго» согласно утвержденному графику капитального ремонта распределительных сетей на 2022 г., в сентябре - октябре 2022г. производила запланированные работы по замене опор ВЛ-10 кВ ф. 14 ПС 35 кВ «Ильчигулово». В связи с тем, что проведение указанных работ невозможно без отключения ЛЭП, в период проведения ремонтных работ производилось отключение электроэнергии в населенных пунктах, обеспечиваемых от этих сетей (в т.ч. с.Садовый и д.Чатай Бурзян Миякинского района РБ).

Работы производились по согласованию с Администрацией СП Биккуловский сельсовет, отделом образования Миякинского района, операторами мобильной связи, ПАО «Башинформсвязь» и др.

Оповещение жителей о предстоящем отключении произведено путем размещения на официальном сайте ООО «Башкирэнерго» по адресу www.bashkirenergo.ru , дополнительно информация направлена в администрацию МР Миякинский район РБ, в администрации сельских поселений и единую дежурно-диспетчерскую службу.

По информации ПО «Белебеевские электрические сети» ООО «Башкирэнерго» в ходе проведения работ в 2022 г. в с. Садовый и д. Чатай Бурзян Миякинского района РБ в 2022 г.:

Суммарный перерыв электроснабжения жителей, проживающих по ул. Юбилейная с. Садовый составил - 76,66 ч.,

Суммарный перерыв электроснабжения жителей, проживающих по ул. Демская с. Садовый составил - 76,58 ч.,

Суммарный перерыв электроснабжения жителей, проживающих по Школа с. Садовый составил - 76,16 ч.

Суммарный перерыв электроснабжения жителей, проживающих по ул. ул. Губайдуллина, ул. Фестивальная с. Садовый составил - 76,33 ч.,

Суммарный перерыв электроснабжения жителей, проживающих по ул. Губайдуллина, с. Садовый составил - 140,58 ч.,

Суммарный перерыв электроснабжения остальных жителей н.п. Садовый и Ч-Бурзян составил - 71,58 ч.,

Суммарный перерыв электроснабжения заявителя, гр. Хамидова, проживающего по адресу с. Садовый, ул. Советская, д.5 составил - 71,58 ч.

Согласование с Ростехнадзором более длительных сроков (свыше 72 часов) прекращения электроснабжения, требующихся для производства ремонта объектов электросетевого хозяйства, не проводилось.

Вышеуказанное свидетельствуют о нарушении обществом пункта 31 (6) Правил № 861, выразившегося в нарушении допустимого числа часов отключения в год для потребителей третьей категории надежности (т. е. более 72 часов) и не согласовании таких отключений в Ростехнадзоре, что в свою очередь привело к нарушению прав потребителей на надлежащее энергоснабжение.

В пункте 2 постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 Федеральная антимонопольная служба определена

уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по обеспечению государственного контроля за соблюдением правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее - ФЗ «О естественных монополиях») субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Положениями части 1 статьи 4 ФЗ «О естественных монополиях» установлено, что оказание услуг по передаче электрической энергии является сферой деятельности субъектов естественной монополии.

Таким образом, оказание услуг по передаче электрической энергии к энергопринимающим устройствам потребителей является сферой деятельности естественной монополии, в связи с чем субъект, оказывающий такие услуги относится к субъектам естественной монополии.

На основании приказа ФСТ России от 15.07.2008 № 265-э «О включении (исключении) организации в (из) реестр (а) субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль» Общество с ограниченной ответственностью «Башкирские распределительные электрические сети», осуществляющее деятельность в сфере услуг по передаче электрической энергии, включено в Реестр субъектов естественных монополий, а, следовательно, общество является субъектом естественной монополии.

За нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям предусмотрена ответственность по ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ.

01.08.2020 утверждено положение о Производственном отделении «Белебеевские электрические сети» ООО «Башкирэнерго» (далее - Положение).

Согласно 3 разделу Положения задачами ПО являются:

реализация услуг по передаче электроэнергии и технологическому присоединению потребителям ООО «Башкирэнерго», по эксплуатации энергетических объектов, не находящихся в собственности или ином законном владении Общества, по договорам с собственниками данных энергетических объектов;

обеспечение надежного, качественного, бесперебойного и безопасного энергоснабжения потребителей;

реализация технического обслуживания и ремонта электрических сетей ПО; реализация инвестиционных программ ООО «Башкирэнерго».

Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

 

Согласно п. 1 Инструкции начальник района электрических сетей отвечает за выполнение всех целей, задач и функций РЭС, качество электрической энергии, поставляемой потребителям

На основании п. 44 Инструкции, начальник района электрических сетей несет ответственность за несоблюдение требований действующего законодательства Российской Федерации.

Из объяснения ... следует, что отключения электроэнергии в 2022 году производились из-за необходимости выполнения инвестиционной программы ООО «Башкирэнерго», освоения денежных средств и выполнения плановых показателей.

Таким образом в действия ..., направленных на достижение целевых показателей без соблюдения установленного порядка отключения электроэнергии, усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ.

... не представлено объективных доказательств невозможности соблюдения требований законодательства Российской Федерации об электроэнергетике в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась.

Доказательствами, подтверждающими указанное правонарушение, являются материалы проверки.

Определением от 23.03.2023 Рассмотрение назначено на «29».«03».2023 в «11» часов «00» минут по адресу: РБ, г. Уфа, ул. Пушкина, 95, каб. 513.

29.03.2023 дело рассмотрено в отсутствии ... о месте и времени рассмотрения извещен, права разъяснены, в присутствии представителя ..., права разъяснены, прокурор Миякинского района Аскаров Р.Т.

Совершение административного правонарушения должностным лицом ООО «Башкирэнерго» ... по ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ подтверждается актом проверки, материалами дела №002/04/9.21-509/2023, объяснением ....

Согласно ст. 9.21 КоАП РФ, Нарушение правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа, порядка подключения (технологического присоединения)

1. нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

2. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.

Объектом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выступают общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления государственного контроля (надзора).

Субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч .1 ст. 9.21 КоАП РФ являются юридические лица (в т.ч. и некоммерческие организации), а также должностные лица. В данном случае субъектом, нарушившим ч.1 ст. 9.21 КоАП РФ, является должностное лицо.

Событие и состав вменяемого должностному лицу установлен и зафиксирован актом проверки, материалами делу №002/04/9.21-509/2023, объяснением ....

Дата нарушения – 2022

Согласно ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение трудового законодательства составляет 1 год со дня совершения административного правонарушения.

Место совершения административного правонарушения является место нахождение рабочего места должностного лица: ...

Обстоятельства, отягчающие ответственность, не имеется.

Смягчающими обстоятельствами является признание вины, раскаяние.

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ст. 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, состоит в нарушении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказанию этих услуг.

Субъективная сторона административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 9.21 КоАП, состоит в наличии вины.

В соответствии с пунктом 16.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП формы вины (статья 2.2 КоАП) не выделяет.

Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП). Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.

Как следует из объяснений ... несвоевременность направления ответа возникла в результате большого объёма работы, в связи с нахождением многих работников на больничном. Обработать в установленный законом срок, поступившие заявки от абонентов не представлялось возможным ввиду большой загруженности на работе.

Объектом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выступают общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления государственного контроля (надзора).

Субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч .1 ст. 9.21 КоАП РФ являются юридические лица (в т.ч. и некоммерческие организации), а также должностные лица. В данном случае субъектом, нарушившим ч.1 ст. 9.21 КоАП РФ, является должностное лицо начальник управления (технологического развития систем водоснабжения и водоотведения) ....

Обстоятельств, исключающих возможность рассмотрения дела об административном правонарушении, предусмотренного ч.1 ст.9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностным лицом Башкортостанского УФАС России, не имеется. Обстоятельств, исключающих производство по делу, не имеется. Имеющихся по делу материалов достаточно для его рассмотрения по существу.

Проверяя соблюдение прав лица, в отношении которого осуществляется производство по делу об административном правонарушении, должностное лицо, рассматривающее дело, приходит к выводу о том, что Протокол по делу об административном правонарушении и иные документы составлены в соответствии с процессуальными требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Права и обязанности, определенные ст. 51 Конституции РФ, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, в том числе ст. 25.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, лицам, участвующим в деле и их представителям, разъяснены.

Срок привлечения .... к административной ответственности не истек, других обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, также не установлено.

В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В соответствии с положениями пункта 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение положений о малозначительности должно быть мотивировано.

По смыслу статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.

При разрешении вопроса о законности либо незаконности привлечения к ответственности необходимо установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния. Имеющиеся в материалах дела документы не свидетельствуют о наличии оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ и признания совершенного предприятием правонарушения малозначительным. Административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена статьей 9.21 КоАП РФ, имеет формальный состав, предусматривающий привлечение к административной ответственности независимо от фактического наступления материальных последствий.

Должностное лицо Башкортостанского УФАС России, рассматривающее дело, не нашло оснований для признания правонарушения малозначительным и освобождения должностного лица от административной ответственности по ст. 2.9. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, т.к. данное административное правонарушение посягает не только на экономические интересы государства, но и интересы других хозяйствующих субъектов и потребителей в области оказания услуг, необходимых для обеспечения их деятельности.

Статус субъекта естественной монополии, придает действиям указанного субъекта характер особой значимости, поскольку затрагивает не только частный интерес конкретного лица, с которым взаимодействует, но и публичную сферу. При этом существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении Общества к исполнению публично-правовых обязанностей и к требованиям законодательства.

Исходя из вышеизложенного, состав административного правонарушения имеется, оснований для применения положений ст. 2.9. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не имеется, гарантии, предусмотренные статьей 28.2. КоАП РФ, ст. 51 Конституции Российской Федерации, в отношении должностного лица-.... обеспечены.

В соответствии с частью 1 статьи 9.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях – Нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

При назначении административного наказания приняты во внимание все обстоятельства дела, предусмотренные ч.2 ст.4.1. КоАП РФ: характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Руководствуясь статьями 23.48, 29.10, 29.9, 4.2, 4.3, 4.6, а также частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

Признать должностное лицо –... виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, - и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере

Связанные организации

Связанные организации не указаны