Решение б/н 18.1 от 1 декабря 2020 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
Заявитель:
ИП Лобанов С.А.
Заказчик:
АО «Башкиравтодор»
450078, г. Уфа,
ул. Кирова, д.128 А
zakup@avtodor.rbinfo.ru
РЕШЕНИЕ № ТО002/10/18.1-3068/2020
26.11.2020 г. Уфа, ул. Пушкина, 95
Комиссия Башкортостанского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушения процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), в составе:
Председатель Комиссии:
заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан;
Члены Комиссии:
начальник отдела естественных монополий и финансовых рынков Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан;
ведущий специалист-эксперт естественных монополий и финансовых рынков Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан,
при рассмотрении жалобы от 19.11.2020 вх.№ 21858 ИП Лобанова С.А. на действия заказчика – АО «Башкиравтодор», при проведении запроса предложений на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения в Бакалинском районе, извещение № 32009667307, размещено на сайте www.zakupki.gov.ru,
в соответствии со ст. 18.1 Закона о защите конкуренции,
УСТАНОВИЛА:
В адрес Башкортостанского УФАС России поступила жалоба от 19.11.2020 вх.№ 21858 ИП Лобанова С.А. (далее - Заявитель) на действия заказчика – АО «Башкиравтодор», при проведении запроса предложений на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения в Бакалинском районе, извещение № 32009667307, размещено на сайте www.zakupki.gov.ru (далее - Закупки).
Заявитель обжалует положения Закупочной документации, а именно: требование пп.3 п.4.2 Закупочной документации «вторая часть заявки на участие в запросе предложений в электронной форме должна содержать следующие документы и информацию: лицензии и копии всех приложений и изменений к ней, если деятельность, которую осуществляет участник в соответствии с предметом закупки, подлежит лицензированию в соответствии с законодательством РФ, копии других документов, подтверждающих соответствие участника требованиям, установленным законодательством РФ к лицам, осуществляющим поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом закупки (выписка из реестра членов саморегулируемой организации по форме, утвержденной приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 04.03.2019 №86), иные требуемые свидетельства, разрешения, все приложения к указанным документам и др., если такие документы предусмотрены предметом закупки и их предоставление в составе заявки определено в Техническом задании)».
Заказчиком было представлено письменное возражение с приложением запрашиваемых документов.
Комиссия, выслушав участников рассмотрения жалобы, пришла к следующим выводам.
11.11.2020 на официальном сайте РФ – zakupki.gov.ru было размещено извещение № 32009667307 о проведении запроса предложений на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения в Бакалинском районе.
Дата начала подачи заявок – 11.11.2020.
Дата окончания подачи заявок – 26.11.2020.
Дата подведения итогов – 02.12.2020.
По доводу в жалобе о необоснованном установлении требований по пп.3 п.4.2 Закупочной документации, Комиссия установила следующее.
Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках, положение о закупке это документ, который регламентирует закупочную деятельность заказчика, должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения является Положение о закупках.
В силу ч.1 ст.3 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами: информационная открытость закупки; равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика; отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
По мнению заявителя, данное требование является излишним, так как предметом закупки является выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения. Как считает заявитель, членство СРО обязательно в случае выполнения работ, относящихся к строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства.
Между тем, Комиссия отмечает следующее.
В силу ч.10 ст.3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:
1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;
2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;
3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;
4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;
5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;
6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.
В силу ч. 13 ст.3 Закона о закупках рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.
Между тем, в жалобе заявителя не установлено, какая норма Закона о закупках заказчиком была нарушена.
В своей жалобе Заявитель выражает несогласие с положениями Закупочной документации.
В соответствии с пп.3 п.4.2 Закупочной документации вторая часть заявки на участие в запросе предложений в электронной форме должна содержать следующие документы и информацию: лицензии и копии всех приложений и изменений к ней, если деятельность, которую осуществляет участник в соответствии с предметом закупки, подлежит лицензированию в соответствии с законодательством РФ, копии других документов, подтверждающих соответствие участника требованиям, установленным законодательством РФ к лицам, осуществляющим поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом закупки (выписка из реестра членов саморегулируемой организации по форме, утвержденной приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 04.03.2019 №86), иные требуемые свидетельства, разрешения, все приложения к указанным документам и др., если такие документы предусмотрены предметом закупки и их предоставление в составе заявки определено в Техническом задании).
Приказом Минтранса РФ от 16.11.2012 №420 утверждены классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них (Далее Классификация работ).
Так, в приложениях №3.5, №3.6, №3.9, №3.10 к Закупочной документации указаны следующие классификации, входящие в состав Приказа Минтранса РФ от 16.11.2012 №420, а именно: замена сигнальных столбиков (п.15 Приложения №3.5, п.16 Приложения №3.6, п. 12 Приложения №3.9, п.16 Приложения №3.10 Закупочной документации, пп. «а» п.3 ч.3 Классификации работ); замена щитков дорожных знаков (ГОСТ Р 52289-2004, п.17 Приложения №3.6 Закупочной документации, пп. «а» п.3 ч.3 Классификации работ); установка дополнительных щитков дорожных знаков (ГОСТ Р 52289-2004, п. 17 Приложения №3.5, п.18 Приложения №3.6 пп. «б» п. 4 ч. 4 Классификации работ).
Требование, установленное в пп.3 п.4.2 Закупочной документации не отменяет обязательства заказчика по требованию подтверждения у участников закупки квалификации для работ по капитальному ремонту.
Комиссия также отмечает, что исходя из буквального трактования настоящего требования следует, что участниками предоставляет во второй части заявки лицензии и копии всех приложений и изменений к ней, копии других документов, подтверждающих соответствие участника требованиям, установленным законодательством РФ к лицам, осуществляющим поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом закупки (выписка из реестра членов саморегулируемой организации по форме, утвержденной приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 04.03.2019 №86), иные требуемые свидетельства, разрешения, все приложения к указанным документам и др., если такие документы предусмотрены предметом закупки и их предоставление в составе заявки определено в Техническом задании), если деятельность, которую осуществляет участник в соответствии с предметом закупки, подлежит лицензированию в соответствии с законодательством РФ.
Таким образом, жалоба является необоснованной.
В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов; акты и (или) действия (бездействие) уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, могут быть обжалованы юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, права или законные интересы которых, по их мнению, нарушены в результате осуществления в отношении таких лиц процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, либо предъявления требования осуществить процедуру, не включенную в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства.
Из вышеизложенного следует, что действия (бездействие) организатора торгов, в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, могут быть обжалованы лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
На основании вышеизложенного, жалоба от 19.11.2020 вх.№ 21858 ИП Лобанова С.А. на действия заказчика – АО «Башкиравтодор», при проведении запроса предложений на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения в Бакалинском районе, извещение № 32009667307, размещено на сайте www.zakupki.gov.ru, является необоснованной.
Вместе с тем, Комиссия отмечает, что в соответствии с частью 3 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции обжалование актов и (или) действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, в антимонопольный орган не является препятствием для обжалования этих актов и (или) действий (бездействия) в судебном порядке.
На основании вышеизложенного, Комиссия, руководствуясь статьей 18.1 Закона о защите конкуренции,
РЕШИЛА:
Признать жалобу от 19.11.2020 вх.№ 21858 ИП Лобанова С.А. на действия заказчика – АО «Башкиравтодор», при проведении запроса предложений на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения в Бакалинском районе, извещение № 32009667307, размещено на сайте www.zakupki.gov.ru необоснованной.
Председатель комиссии
Примечание: В соответствии с ч. 23 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции решение и предписание комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течении трех месяцев со дня принятия решения